SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О Жанне д' Арк>>

Сообщений 1 страница 30 из 103

1

Прочитала интересную статью, в которой говорится, что Жанна страдала синдромом Морриса - словом, была псевдогермофродитом.
Синдромом Морриса страдали Английская королева Елизавета 1, Елена Блаватская, шведская королева Кристина.
синдром Мориса, или синдром тестикулярной феминизации. А попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа, бесплодные и, как правило, не менструирующие (хотя иногда бывает и это).

0

2

синдром Мориса, или синдром тестикулярной феминизации. А попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа, бесплодные и, как правило, не менструирующие (хотя иногда бывает и это).

0

3

О господи!
Откуда они знают, через столько лет? Фигня какая-то! Скоро скажут, что она вообще была не она, или что ее вообще не было! Отуда знают, были у нее критические дни, или нет? Вот любят эти сторики через сотни лет копаться и сенсации устраивать!
Когда она живьем горела, ей было все равно, есть у нее яичники, или нету!

0

4

Сохранились документы суда над Жанной. Ее  также осматривали врачи. Это ж был процесс века!

0

5

Ну и что они там увидели? И почему только сейчас поставили диагноз?

0

6

Что увидели? Менструации не было (а сидела Жанна долго). Ее предпочтение мужской одежды, бесплодие етц.
Синдромом Мориса как выяснилось, страдают и  современные спортсменки. А почему только сейчас поставили диагноз - сходство симптомов , какие бывают у некоторых спортсменок. Секс-тест впервые начали применять с 1966 года.

0

7

При чем тут мужская одежда?  (Претензии к исследователям)
может, все и враки, но у нее отняли женскую одежду там, правильно?
А как она могла в бой идти в платье, если говорить про период до суда?
Менструации часто прекращаются от нервного срыва. Или она вообще могла быть неполовозрелой. Север, плохое питание. Может, у нее ЕЩЕ не было менструации?
Такое вот тоже бывает!
А у современных спортсменок эта штука приобретенная, а не гермофродитизм. Они от усиленных упражнений перестают менструировать.

А вообще я просто вредничаю!

0

8

milka написал(а):

При чем тут мужская одежда?  (Претензии к исследователям)
может, все и враки, но у нее отняли женскую одежду там, правильно?
А как она могла в бой идти в платье, если говорить про период до суда?
Менструации часто прекращаются от нервного срыва. Или она вообще могла быть неполовозрелой. Север, плохое питание. Может, у нее ЕЩЕ не было менструации?

Нет, она предпочитала именно мужскую одежду! Именно это было одним из обвинений ее в колдовстве.
В 20 лет она понятия не имела о  менструациях. (Что зафиксировано в протоколах)
И какой север? Она родилась во Франции...

0

9

Мария Мирабелла написал(а):

Нет, она предпочитала именно мужскую одежду! Именно это было одним из обвинений ее в колдовстве. ...

Ага! Знаем-знаем! Умыкнули платье, отимели во все дыры и стали обвинять в колдовстве.
Откуда известно, какую одежду она предпочитала до всего этого? Если бы на самом деле всегда предпочитала мужскую, ее бы давно уже того.
А судебным протоколам всяких святош верить вообще нельзя! Вот!

Мария Мирабелла написал(а):

В 20 лет она понятия не имела о  менструациях. (Что зафиксировано в протоколах)
И какой север? Она родилась во Франции...

Ну и что? Ну была она недозрелой, это бывает. Это у нас сейчас в 12 лет уже все, а тогда не обязательно так должно быть. И вообще, что значит "не имела понятия"? Кто ее спрашивал, как?
Ладно, все фигня. Ну была она странная. может, она вообще была мужчиной? До этого еще не докопались?

0

10

milka написал(а):

Ладно, все фигня. Ну была она странная. может, она вообще была мужчиной? До этого еще не докопались?

Ну что значит - фигня?
Не фигня.
Мужчиной она не была, а страдала синдромом Мориса. Точка.

0

11

Мария Мирабелла написал(а):

страдала синдромом Мориса. Точка

Это у нас "Тора ми синай"?  Это ж только статья, предположение такое. Может и был у нее синдром, а может и не было.
Я хочу думать, что она была обычная девчонка. Без всяких синдромов.
А фигня не это, а разговоры на эту тему. Какая вообще разница, тем более теперь?

0

12

Я в Париже в музее видел письма Жанны дАрк, доказанные историками как подлинные. Но бросается в глаза несколько странных моментов:

1.  Письма были написаны грамотно, в эпистолярной манере,  что весьма странно для сельской девчонки, как её выставляет официальная легенда.

2.  Письма датируются на несколько лет позже даты сожжения Жанны в Руане, что тоже весьма странно.

И вообще, факт сожжения тоже подвергается сомнению, так как через насколько лет после этого Жанна была приглашена и участвовала в каком-то празднике в Орлеане.  Самозванство исключалось, так как в Орлеане её все знали в лицо.

Так что вот так.

0

13

Где-то читал, что Жанна была незаконной королевской дочерью. Но сведения недостоверны, что-то на уровне слухов.

0

14

"Останкам" Жанны д'Арк свыше двух тысяч лет Обугленные кости, которые долгое время считались останками Жанны д'Арк, на самом деле принадлежат не французской девушке, а... египетской мумии. Об этом свидетельствует новое исследование, проведенное французскими учеными (публикация в журнале Nature).

Реклама :

Жанна д'Арк - знаменитая Орлеанская Дева, которая во время Столетней войны встала во главе французского войска, одержала несколько важных побед, короновала дофина Карла VII, но была захвачена в плен предателями-бургундцами и сожжена англичанами на костре в Руане 30 мая 1431 года (ей тогда было всего 19 лет). В 1920 году католическая церковь причислила ее к лику святых. А еще в 1867 году, на чердаке какой-то парижской аптеки был обнаружен сосуд с мощами, причем заботливо приклеенный чьей-то рукой ярлычок свидетельствовал о том, что эти останки принадлежат "той самой" Жанне и найдены на месте ее казни. Находка состояла из как бы обугленного человеческого ребра, куска древесины, 15-сантиметрового фрагмента льняной ткани и кошачьей берцовой кости (в средневековой Европе была распространена практика подбрасывать в костер к ведьмам черных кошек). Эти реликвии были признаны Ватиканом подлинными.

Филипп Шарлье (Philippe Charlier), судебный эксперт, увлекающийся разгадыванием различных исторических загадок, получил в прошлом году от церковных властей разрешение на изучение этой примечательной реликвии, принадлежащей ныне епархии города Тура и хранящейся в музее Жанны д'Арк в Шинонском замке. Его работа проводилась на территории университетской больницы имени Реймона Пуанкаре в парижском пригороде Гарш.

В ход пошли тонкие научные методы: спектрометрия, электронная микроскопия, анализ пыльцы... Выяснилось, что и человеческие, и кошачьи кости чрезвычайно древние - они датируются (методом радиоуглеродного анализа - по процентному соотношению радиоактивного изотопа углерода-14 и стабильных изотопов) VII-III вв. до н.э., причем явно подвергались мумификации. Удалось обнаружить пыльцу от сосен, смола которой использовалась в ходе бальзамирования покойников, практиковавшегося у древних египтян. Подобные сосны в Нормандии в XV столетии не росли. Ну а тканью, пропитанной специальными составами, как известно, обертывали тех же мумий.

Доктор Шарлье привлек к исследованию и двух экспертов-парфюмеров - Сильвен Делакурт (Sylvaine Delacourte) и Жана-Мишеля Дюрье (Jean-Michel Duriez). Их попросили понюхать реликвии наряду с другими девятью образцами костей и волос, не сообщая, конечно, о сути эксперимента. Оба "нюхача" почувствовали запах "жженой штукатурки" и "ванили". Запах штукатурки (гипса) мог свидетельствовать в пользу подлинности останков, поскольку Орлеанская Дева в момент сожжения была привязана к столбу на высоком несгораемом постаменте. Однако запах ванили противоречит версии сожжения образцов. Он свидетельствует о процессах разложения, которые не могут идти после кремации.

Анализ темного налета, покрывающего ребро и кость кошки, показал, что почернение не связано с действием огня и представляет собой соединение древесной смолы, применяемой при бальзамировании, битума и других химических соединений. Известно, что в Средние века и в более позднее время толченые остатки мумий входили в состав некоторых лекарств - они якобы помогали при желудочных болезнях, "порче крови" и т.д. Шарлье теперь предполагает, что какому-то безвестному химику или фармацевту-мистификатору XIX века просто пришло в голову использовать фрагменты мумии для того, чтобы помочь Жанне поскорее стать святой.

Некоторые хроники свидетельствуют о том, что Орлеанскую Деву сжигали целых три раза, ибо ее палачи стремились не оставить ничего кроме пепла и тем самым предотвратить поклонение останкам. То, что после аутодафе кое-что все-таки осталось, интерпретировали как чудо. Для подобных чудес у науки, впрочем, имеется свое объяснение. "Очень трудно полностью кремировать все человеческое тело - ведь многие органы, например, сердце и кишечник, содержат много влаги и долго сопротивляются огню", - поясняет Шарлье.

По словам Шарлье, католическая церковь теперь готова признать результаты его исследований. Но как же католический архиепископ вообще решился передать реликвию в руки ученых? Возможно, церковь просто не придавала останкам Жанны большого значения или не очень-то верила в их подлинность (недаром они были переданы на длительное хранение в музей). А может, наоборот, было желание "сорвать джекпот" (по выражению того же Шарлье) и получить научное подтверждение того, что останки настоящие? Во всяком случае, история исследований Туринской плащаницы показывает, что церковь всегда стремится сотрудничать лишь с теми лабораториями, которые готовы трактовать свои работы в нужном русле, и избегает контактов с беспристрастными искателями истины. С другой стороны, и некоторые безответственные любители сенсаций, именующие себя учеными, тоже могут вносить смуту в головы людей (о чем свидетельствует, например, обнаружение останков Христа, совершенное под руководством режиссера-фантаста Джеймса Камерона).

Между тем вероятность опровержения подлинности признанных церковью мощей весьма высока. Ведь в прежние времена нравы были иные, и подлог, совершаемый во имя богоугодного дела, не казался преступлением, вредным для веры. Еще Марк Твен шутил насчет количества пальцев тех или иных святых, которые можно отыскать в известных ему церквях. Но здравомыслящие священнослужители прекрасно понимают важность исторической правды и помогают ученым ее восстанавливать.

0

15

http://grani.ru/Society/Science/m.120314.html

0

16

Bobby написал(а):

Где-то читал, что Жанна была незаконной королевской дочерью. Но сведения недостоверны, что-то на уровне слухов.

Да, я тоже про это читала...
Но это все гипотезы...

0

17

Мария Мирабелла написал(а):
Bobby написал(а):

Где-то читал, что Жанна была незаконной королевской дочерью. Но сведения недостоверны, что-то на уровне слухов.

Да, я тоже про это читала...
Но это все гипотезы...

А то, что Жанна страдала синдромом Морриса - истина в последней инстанции? На мой взгляд такая-же гипотеза...
Если это действительно было так? Почему-же тогода те, кто осматривали и наблюдали за Жанной после ее прибытия к будущему королю Франции ничего не заподозрили? А подозрения к ней у него были наверное не меньшие чем у инквизиции...

0

18

Автор: Анастасия Исаева
Сайт: People's History
Статья: Журнал "Ах..." No.9, сентябрь 2000

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ. НАРОДНАЯ ГЕРОИНЯ

Вкратце о том, что говорится в каноническом варианте этой истории. Жанна Д'Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано осознала свое призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.
В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной Д'Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год.
30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна Д'Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна Д'Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

ЖИЗНЬ ВТОРАЯ. ВЕРНАЯ СУПРУГА И ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ МАТЬ

По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка "Судебная петля", Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера Д'Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, - в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она и есть. Один их этих вояк, хорошо знакомый с Девой со времен осады Орлеана, дружил с господином Д'Армуазом и тем не менее не усомнился в том, что его жена - та самая Жанна.
Впервые Жанна Д'Арк, или, как ее теперь называли, Жанна Д'Армуаз, возникла на горизонте лет через пять после своей трагической гибели. В 1436 году брат Жанны Жан дю Ли то и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книге Орлеана). Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кёльне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Кроме того, существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане, возможно, находилась и мать настоящей Жанны Д'Арк Изабелла Роме. Могли ли все эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть в коллективное заблуждение?
Воскресшую Жанну хорошо встречали в Type, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких городах и деревнях. В 1440 году она посетила Париж. Но в этом случае восторг по поводу чудом спасшейся Жанны не входил в планы властей. По дороге в Париж Жанну Д'Армуаз арестовали, объявили самозванкой и выставили у позорного столба. Она раскаялась в том, что присвоила себе имя Девы, и была освобождена. Говорят, после смерти Робера Д'Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж, а в конце 50-х годов почтенной даме пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей.
Естественно, все это утверждало современников в мысли, что в Руане была сожжена вовсе не Жанна Д'Арк, а совсем другая женщина. Это, в частности, сообщал в своем дневнике один из очевидцев казни, некий парижский буржуа. Вспоминали в народе и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком или чепчиком, что палач Руана Жофруа Терраж отчего-то не узнал Жанну, что жители, пришедшие поглазеть на казнь, толком не могли ее разглядеть. Глухое оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и даже окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Тело зрителям позволили увидеть лишь после того, как палач загасил огонь: оно было обуглившимся до неузнаваемости. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку. Вообще, на этом суде лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности. Судебные процедуры во время процесса проводились с явными нарушениями. Когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, помощник главы судебной власти заявил, что ни глава, ни он сам не выносили Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие - что ничего не помнят, а третьи - что покинули Руан еще до вынесения приговора. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только день 30 мая, но и 14 июня, 6 июля, а то и февраль 1432 года.

ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ ПРИНЦЕССА

Согласно еще одной легенде Жанна Д'Арк была не дочерью крестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта версия могла бы многое объяснить. В частности, то, каким образом простая девушка заставила Карла VII не только принять и выслушать себя, но и поверить, что именно она спасет Францию. Поговаривали, будто незнакомая селянка открыла дофину какую-то важную тайну. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочей осведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованными особами. Легенда о том, что Жанна Д'Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому был герцог Людовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось. В подробном труде по истории Франции, увидевшем свет в XVIII веке, этот ребенок назывался сначала Филиппом, а в нескольких последующих переизданиях - Жанной.
Имеются существенные разночтения и в том, сколько же на самом деле лет было Жанне Д'Арк, когда она взошла на костер. На допросах она однажды указала свой возраст ("примерно 19 лет"), а в другой раз затруднилась ответить на этот вопрос. Между тем когда Жанна только познакомилась с Карлом VII, то сообщила, что ей "три раза семь лет". То есть она была несколько старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым внебрачным ребенком королевы Изабеллы.
Кроме того, кажется странным, что во время судебного следствия Жанна нигде не называет своей фамилии. Автор исследования "Судебная петля" Е. Б. Черняк упоминает, что Орлеанская дева почему-то совсем не хотела называть своих родителей. Только через месяц с лишним девушка заявила, что ее отцом является Жак Д'Арк, а матерью - Изабелла Роме. "Однако, - пишет историк, - это был единственный день, когда допрос велся неофициально и Жанна не присягала давать правдивые показания". Кстати, отец и мать Жанны не были приглашены на важнейшее событие в жизни дочери - коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообще после ухода Жанны из семьи будто забыли о ее существовании.
Тот же исследователь сообщает, что Жанну дважды подвергали медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводили весьма высокопоставленные особы: сначала королевы Мария Анжуйская и Иоланта Арагонская, позже - герцогиня Бедфордская, родная тетя Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - восклицает автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".
Зачем же нужно было прятать внебрачного королевского ребенка в деревне Домреми? По-видимому, чтобы в нужный момент она вышла на политическую арену и сделала то, что должна была совершить: освободила Орлеан, короновала Карла VII, победоносно воевала против англичан. Возможно, именно эти вполне конкретные задачи ставили перед ней "голоса" (или гонцы политически активной королевы Иоланты, вскоре ставшей покровительницей Жанны?). Возможно также, что эта Жанна Д'Арк сообщалась с Третьим францисканским орденом - организацией, которая, по слухам, оказывала значительное влияние на английскую политику. Так кто же была Жанна Д'Арк: гениальный самородок, чувствовавший себя на равных с августейшими особами, или девушка, в чьих жилах текла голубая кровь? Сгорела она на костре или бежала, найдя убежище у своих сторонников, укрывшись, допустим, в замке герцога Бедфордского? Или, может, ее сводный брат король Карл VII предпочел интересы политики голосу крови и предал несчастную Жанну? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. В любом случае очевидно: Жанна Д'Арк была фигурой, на которой сошлись политические и религиозные интересы того времени...

0

19

Автор: Татьяна Славянова
Сайт: Правда.ру
Статья: Тайна Орлеанской Девы

В ОГНЕ НЕ ГОРИТ

Слухи о том, что настоящая Жанна д’ Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. И во времена Столетней войны, героиней которой стала Орлеанская Дева, и после. Слухи совсем не беспочвенные.
В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны… переписывается со своей сестрой, ездит к ней «в Люксембург» и получает деньги на почтовые и дорожные расходы.
В 1936 году (напомним, в плен Жанна попала в 1430-м, казнена в 1431 году) ликующий Париж встречает Жанну по фамилии д’ Армуаз, окруженную легендарными высокопоставленными военными из отряда Орлеанской Девы. Несколько видоизмененная фамилия почему-то не смущает парижан: воительницу встречают именно как ту самую, живую Орлеанскую Деву, чудом спасшуюся.

ЧУДОМ СПАСШАЯСЯ ИЛИ САМОЗВАНКА?

Сначала историки заподозрили, что имя Жанны использовала некая самозванка. Что ж, и в нашей истории известны самозванцы. При этом чудо спасения было основным мотивом черных пиаровских технологий тех лет. Лжедмит-рий I (Гришка Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся сыном Ивана IV Грозного) в начале шестисотых годов даже царствовал на Москве, пока не был убит боярами-заговорщиками.
После него на московский трон претендовал «Тушинский вор», выдававший себя уже за чудом спасшегося Лжедмитрия I.
Действительно, как в те времена было отличить настоящую деву от лже-Девы и распознать, уличить самозванку? Ведь прессы и телевидения не было, внешности Жанны в Париже никто не знал.
Но далее происходит событие, на которое самозванка просто не решилась бы. Жанна едет в Орлеан, где ее в лицо помнил буквально каждый житель. Ведь десять лет назад Жанна освобождала Орлеан от осады и стала Орлеанской Девой. Кроме обывателей, в Орлеане жили сподвижники Жанны, освободители Орлеана, участники многих совместных военных походов.
Они бы заметили подмену, тем более что Жанна не сидела затворницей в замке, а принимала участие в многочисленных светских приемах, устроенных в ее честь.
В той же счетной книге Орлеана есть запись о сумме в 210 ливров, подаренной Жанне в 1439 году (через восемь лет после сожжения?) за то, что она сделала для Орлеана во время войны.
Самое удивительное, что (по данным историка Ж. Пема) в это же время в Орлеан приезжала мать Жанны. Вряд ли она могла не отличить собственную дочь от самозванки. Даже король Франции приурочил свой визит в Орлеан к приезду Жанны. Высшее лицо страны не могло не знать лично легендарную героиню своей страны.
К тому же еще при жизни Жанны описана ее внешность и приметы, которые вкупе в те времена, в отсутствие пластической хирургии, скопировать было очень трудно: рост менее полутора метров, темное родимое пятно за ухом, шрамы — следы ран — в определенных местах тела.
Следовательно, через несколько лет после процесса по обвинению в ереси, который проходил в оккупированном англичанами Руане, и казни «ведьмы» по приговору епископа Кошона, реальная Жанна, не сгоревшая в костре инквизиции, узнанная всеми, кто ее знал, свободно разъезжает по Франции, встречается с родственниками, соратниками и королем. И даже вновь отправляется на фронт.

СТРАННОСТИ ПРОЦЕССА

Как известно из тех же документов процесса, он был очень странным для свирепой средневековой инквизиции: необычайно мягким. Суд длился около года, и за все это время ни разу к Жанне не были применены пытки.
Просто милосердием это объяснить невозможно, так как в то же самое время по простому навету садистским мучениям, недаром сравниваемым с муками ада, церковники-палачи подвергали массу народу разного пола и возраста. И никакой жалости и сочувствия к старости или малолетству, заслугам и т. д.
Почему же Жанне — столь исключительные привилегии? Почему епископ Кошон — известный очернитель Жанны — явно затягивал процесс, «не замечал» многого из материалов дела, даже не настаивал на ответах подсудимой на некоторые вопросы, а многие важные вопросы сам «деликатно» не задавал?
Какие силы, земные или неземные, темные или небесные, диктовали прелату, как себя вести?
По-видимому, земные. Кошон выполнял политический заказ. Дело в том, что Жанна была символом и знаменем королевского войска французов. В те времена самым лучшим, чтобы лишить короля трона и власти, было признать его ставленником нечистой силы. Так что процесс по обвинению Жанны на самом деле метил в августейшую особу.
Церковь словно знала, что именно Карл VII Французский (1403—1461), коронованный в 1422 году при содействии Жанны д’ Арк, не только закончит Столетнюю войну (1337—1453), но и добьется определенной независимости от папства.

ГОЛУБАЯ КРОВЬ

У Кошона была трудная задача. Англичане требовали сожжения Орлеанской Девы, а Карл, официально тоже делающий казни еретички, на самом деле требовал спасения Жанны и подключил к процессу все политические силы двора.
Почему такая двойственность в поведении короля? Потому что Жанна, скорее всего, была ему… сводной сестрой.
У многих историков есть предположение, что Жанна — плод тайной любви Изабеллы Баварской — королевы, погубившей Францию. Та где-то в 1407 году тайно родила дочь, якобы вскоре умершую.
Из многочисленных легенд о Жанне известно, что простая пастушка смогла не только пробиться к королю. Переодевшись в придворное платье, простая сельская барышня почему-то не привлекла внимания отсутствием манер и прочего, сама нашла короля, представилась ему наедине, тайно, после чего он облобызал «пастушку». Кстати, «пастушка» была образована, знала придворный этикет, прекрасно владела длинным копьем — оружием исключительно дворянским (сейчас с этим можно сравнить только горные лыжи, дельтапланеризм и т. п.).
Но почему король просто не признал сестру? Тут надо отметить разницу менталитетов русских и французов.
Наш донской казак Емельян Пугачев, предводитель крестьянской войны, действовал под именем императора Петра III. И Степана Разина в свое время называли народным царем…
Для Франции же больше подошла (с пропагандистской точки зрения) юная народная воительница, действующая наравне с королем.
Очевидно, этим и объясняется мягкость процесса. Ведь все августейшие особы Европы — родственники.

ТАЙНА ВОЗМОЖНОГО СПАСЕНИЯ ЖАННЫ

Многие считают, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. Как бы то ни было, похоже, все участники этого спектакля знали, что имитировать процесс необходимо, но реального сожжения Орлеанской Девы не будет.
По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег.
Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.

ДЕВА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ

Многие французские историки считают, что после достижения с англичанами договора (взаимовыгодного) о несожжении Жанны и инсценировки казни она должна была (по условиям договора) жить вне Франции и не воевать против англичан.
Есть данные, что Жанна, исполняя условия договора, после собственной «казни» жила в Лотарингии, где вышла замуж за Робера д’ Армуаза де Тиммона.
Сохранились копии брачного контракта, есть данные, что свидетелями на свадьбе были соратники Девы.
Так что д’ Армуаз — всего-навсего новая, по мужу, фамилия Жанны д’ Арк.

ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ

Мало кто знает, что в жизни Жанны было еще одно ужасное событие. Уже будучи замужем, после изменившейся политической обстановки в 1440 году Жанна посещает Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи.
Но брат-король не смог сдержать зависти, видя любовь народа к Жанне, а не к нему, королю. Если до сих пор он всячески подчеркивал свою причастность к спасению Орлеанской Девы (хотя многие обвиняли его в обратном), то теперь он решил единолично присвоить все лавры, а Жанну объявить самозванкой. Пусть лишь светлая память о погибшей на костре патриотке останется в сердцах французов. Свою славу король не захотел делить ни с кем.
Торжества отменили, Жанну арестовали и выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и признала себя самозванкой. После экзекуции Жанну сослали в поместье мужа.
Случившееся могло произойти только в Париже, где Жанну мало кто знал лично. В Орлеане ей не пришлось бы отрекаться от самой себя.
Известно, что в последующие годы король не раз тайно бывал в имении д’ Армуз. Гостил у сестренки, которой просто дал понять, что надо знать свое место…
Сразу после смерти Жанны (и ее мужа) по воле короля и распоряжению папы Римского начинается знаменитый реабилитационный процесс, проходивший в Париже и Руане с 1455 по 1456 год и восстановивший доброе имя Орлеанской Девы.

ДВОЙНИК ОРЛЕАНСКОЙ ДЕВЫ

Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал.
Многие французские исследователи полагают, что канонизированной католической церковью в 1920 году Орлеанской Деве в свое время удалось избежать костра инквизиции.
Судя по всему, за нее в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина.
Кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или просто никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую просто принесли в жертву, чтобы спасти оригинал?
Это так и останется тайной. Ясно пока, что вместо Жанны на костер пошла другая женщина.
Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’ Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют.
Похоже, действительно было сделано, все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост. Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо.
Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предосторожность была излишней. Но она была.
Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.

0

20

Еще кое-что интересное можно прочитать здесь: Краткая биография Жанны д'Арк на основе книг и исторических документов
Там же есть портрет Жанны д'Арк со слов ее современников.

Отредактировано Ritter (08-05-2007 02:07:34)

0

21

Ritter написал(а):

А то, что Жанна страдала синдромом Морриса - истина в последней инстанции? На мой взгляд такая-же гипотеза...

И я о том же! Никак это доказать нельзя! Это могла быть подделка, могли исследовать другую женщину, или просто придумать, чтоб доказать связь с дьяволом.
А  гипотезу про королевскую сестру я  тоже не люблю. Это как когда Робина превращают в графа.
Кажется, кому-то очень хотелось, чтоб Жанна спаслась и чтоб  была знатной.
Хотя сама по себе гипотеза интересная.

0

22

...
(удалено)

Отредактировано Marion (10-09-2009 22:59:11)

0

23

Для пополнения коллекции :)

Орлеанская Дева
Робер АМБЕЛЕН

      Жанна д'Арк, какой предстает она со страниц учебников (причем не суть важно, французских, русских или бразильских - они, увы, повсюду одинаковы), родилась между 1831 и 1843 годами под пером Жюля Мишле, занимавшего тогда пост директора Национального архива.
       На страницах своей шеститомной «Истории Франции» он нарисовал образ, представлявшийся ему, демократу, романтику и патриоту, идеальным. Именно этот черно-белый идеал (а вовсе не реальная Дева Франции!) решением Римской курии был впоследствии, 9 мая 1920 года, причислен к лику святых. Но как все происходило в действительности?

http://s54.radikal.ru/i144/0909/d5/15e75ee10b81.jpg

       
СОТВОРЕНИЕ МИФА

        Сперва официальная версия. Когда поражение французов в ходе Столетней войны казалось уже неизбежным, явилась Жанна, вознамерившись изгнать англичан, «дочь народа» увлекла французов за собой.
         Она родилась в деревушке Домреми, неподалеку от границы Лотарингии и Шампани. Местные жители поддерживали в ту пору арманьяков (одну из двух сложившихся в царствование Карла Безумного феодальных группировок; возглавлял ее граф д'Арманьяк), которые боролись с бургундской партией - бургиньонами, державшими в Столетней войне сторону англичан. Пользуясь смутой, на эти края постоянно совершали грабительские набеги немцы, отчего Жанне нередко приходилось видеть окровавленными своих братьев и односельчан.
       Жанна, дочь пахаря Жака д'Арка и супруги его Изабеллы д'Арк (в девичестве де Вутон), за оливковый цвет лица получившей прозвище Роме, то есть Римлянка, была рослой, сильной . и выносливой девушкой, отличавшейся набожностью, трудолюбием и простодушием. С детских лет она видела вокруг бедствия народные и, как говорила потом, ее «змеею жалила в сердце скорбь о несчастьях милой Франции». В тринадцать лет она услыхала «голоса», повелевшие ей спасти отечество.
       Поначалу эти видения испугали ее, ибо подобное назначение, казалось, намного превосходило ее силы. Однако постепенно она сжилась с этой мыслью. Жанне не исполнилось и восемнадцати, когда она покинула родные места, чтобы принять участие в борьбе за освобождение родины. С превеликим трудом добралась она до Шенона, замка на Луаре, где пребывал в то время наследник престола - дофин Карл. Как раз перед тем в войсках распространился слух о пророчестве, согласно которому Бог пошлет Франции деву-спасительницу. И потому придворные посчитали, что глубокая вера девушки в победу способна поднять боевой дух войск.
     Когда специальная дамская комиссия засвидетельствовала непорочность Жанны (выяснив попутно, что она является гермафродитом (как было изящно сформулировано, «...не способна к нормальным сношениям» — но это обстоятельство, впрочем, в расхожей легенде по вполне понятным причинам не фигурирует), ее командованию был вверен отряд рыцарей, влившийся в семитысячную армию, собранную для помощи осажденному Орлеану. Опытнейшие военачальники признали ее главенство. На всем пути простой люд восторженно встречал свою Деву. Ремесленники выковали Жанне доспехи и сшили походную форму.
      Воодушевленные Девой орлеанцы вышли из стен города и штурмом взяли английские укрепления. В результате чего через девять дней по ее прибытии в город осада была снята. Ознаменованный этим событием 1429 год оказался переломным в ходе войны, Жанну же с тех пор начали называть Орлеанской девой. Однако пока дофин не был коронован, он не считался законным сувереном. Жанна убедила Карла предпринять поход на Реймс, где издавна короновались французские монархи. Трехсоткилометровый марш армия победоносно проделала за две недели, и наследник престола был торжественно венчан на царство в Реймском соборе, став отныне Карлом VII.
      Война тем временем продолжалась. Однажды под Компьеном отряд Жанны был окружен бургундцами. Они захватили Орлеанскую деву в плен и за 10 000 ливров передали своим союзникам -англичанам. Те, дабы оправдать собственные поражения, обвинили Жанну в связях с дьяволом. Трибунал из ученых богословов обманом выманил у нее подпись под ложным признанием, вследствие чего героиню объявили ведьмой, и 31 мая 1431 года (или, согласно английским летописцам, в феврале 1432 года) она была сожжена на костре в Руане.
      Такое изложение фактов, вполне достойное романтического повествования в стиле Вальтера Скопа, Александра Дюма-отца или Теофиля Готье, прекрасно объясняет, почему французский историк, философ и социолог искусства Ипполит Тэн считал Мишле не столько ученым, сколько одним из величайших поэтов современности, а его труд называл «лирической эпопеей Франции».
     Но как бы то ни было, на этом кончаются легенда и параграф в учебнике и начинаются...

БЕСЧИСЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ

     Приведу лишь несколько, примеров, хотя практически все вышеизложенное, увы, не в ладу ни со многими историческими фактами, ни просто со здравым смыслом.
     Начнем с происхождения. Уже сами имена так называемых «родителей» Орлеанской девы свидетельствуют о принадлежности их к дворянскому, а вовсе не, крестьянскому сословию (правда, как указывают документы, д'Арки были временно лишены прав состояния, что, впрочем, не лишало их привилегии носить родовой герб). Так что с «дочерью пахаря» следует категорически распроститься. К тому же никто из современников вообще не называл ее Жанной д'Арк. Сама она на судебном процессе заявила, что фамилии своей не знает: «Зовут меня Жанна Девственница, а в детстве звали Жаннеттой». Во всех документах той эпохи она именуется исключительно Дамой Жанной, Жанной Девственницей, Девой Франции или Орлеанской девой, причем это последнее имя, заметьте, появляется до освобождения Орлеана. Наконец, дарованный Жанне дофином герб не имеет ни малейшего отношения к гербу д'Арков, указывая на совсем иное, куда более высокое происхождение...
      Теперь о внешности. До наших дней не сохранилось ни одного подлинного изображения Жанны. Единственный известный прижизненный портрет - рисунок пером, сделанный секретарем парижского парламента на полях своего регистра ТО мая 1429 года, когда в Париже узнали о снятии осады с Орлеана. Однако этот рисунок не имеет ничего общего с оригиналом. На нем изображена женщина с длинными локонами, облаченная в платье со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена мечом. Меч и знамя у Жанны действительно были. Однако она неизменно носила мужской костюм, а волосы ее ввиду необходимости носить шлем были коротко подстрижены.
     Многие современники называли Жанну красавицей и были в нее безнадежно влюблены. Женщина, участвовавшая в сражениях и рыцарских турнирах, действительно должна была отличаться силой и выносливостью. Однако рослой Дева не была — в одном из французских музеев хранятся ее доспехи, свидетельствующие, что обладательница их... чуть-чуть не дотягивала до полутора метров.
    Поговорим о простодушии и трудолюбии. Как явствует из протоколов, в ходе процесса, подвергшего ее осуждению, «дочь народа» с высокомерным презрением отвергла утверждение, будто она пасла скот или работала по хозяйству. А на оправдательном процессе Ален Шартье, секретарь двух королей - Карла VI и Карла VII, заявил:
     «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками». А в Шеноне она изумила дофина и его кузена, юного герцога Алансонского, непревзойденным мастерством верховой езды, совершенным владением оружием и блестящим знанием игр, распространенных тогда среди знати (кентен, игра в кольца и т.д.).
      Кстати, о пути в Шенон. Начнем с того, что в январе 1429 года, незадолго до отъезда туда Жанны, в селение Домреми, где она жила в семье д'Арков, прибыл королевский гонец Жан Колле де Вьенн в сопровождении шотландского лучника Ричарда. По его распоряжению был сформирован эскорт из рыцарей Жана де Новелонпон и Бертрана де Пуланжи, их оруженосцев и нескольких слуг. По дороге отряд заехал в Нанси, где Жанна долго совещалась о чем-то с герцогами Карлом Лотарингским и Рене Анжуйским, а также «в присутствии знати и народа Лотарингии» приняла участие в рыцарском турнире с копьем.
    Если учесть, что турниры были исключительной привилегией знати, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами участников, то представляется совершенно невероятным, будто Карл Лотарингский и прочие сеньоры примирились бы с тем, что на чистокровного боевого коня взгромоздилась крестьянка, причем вооруженная копьем, пользоваться которым имели право исключительно посвященные рыцари. И еще вопрос: откуда у нее взялись доспехи? Подобрать на ее рост чужие было бы весьма и весьма затруднительно... Наконец, под каким гербом она выступала? Лишенных (пусть даже временно) дворянских прав д'Арков? Вот уж кому это было, как говорится, не по чину!
     Наконец, по прибытии в Шенон Жанну незамедлительно приняли обе королевы - Иоланда Анжуйская, теща дофина Карла, и ее дочь, Мария Анжуйская, жена Карла. Как видите, Деву доставили в Шенон с почетом, и ни о каком преодолении препон говорить не приходится. А ведь по логике вещей Жанна, будучи ясновидящей смиренной крестьянкой, не должна была бы проникнуть в замок дальше привратницкой. Конечно, о ее появлении доложили б дежурному офицеру, тот - губернатору, последний, может быть, - дофину... Но чем бы все это кончилось? Ясновидящие в те времена бродили по французским дорогам в превеликом множестве.
     И последнее. Да, «ремесленники выковали Жанне доспехи» (а кто же еще мог это сделать?), но заплатил-то за них король, причем целых сто турнейских ливров -сумму по тем временам огромную; доспехи герцога Апансонского, двоюродного брата дофина, например, стоили только восемьдесят. И вообще, в средствах Дева не стеснялась: «Когда моя шкатулка пустеет, король пополняет ее», - говаривала она. И самый поразительный факт: Жанна потребовала меч, некогда принадлежавший не кому-нибудь, а легенде Франции, знаменитому военачальнику - Бертрану дю Геклену, коннетаблю Карла V; потребовала его - и получила. И еще одна деталь: перстнем дю Геклена она уже обладала, явившись в Шенон. Как попал он в руки крестьянки?
    Вопросы эти можно множить бесконечно — все новые и новые возникают буквально на каждом шагу. И так будет до тех пор, пока место легенды не займет...

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА

      С перерывами тянувшаяся с 1337 по 1453 год Столетняя война была делом семейным - право на французский престол оспаривали ближайшие родственники (недаром в истории Англии этот период именуется временем французских королей). Для нашей героини это имеет решающее значение: в любой другой ситуации ее собственная история оказалась бы совершенно иной.
     Августейшая супруга французского венценосца Карла VI Безумного Изабелла Баварская отличалась темпераментом столь пылким, что из двенадцати ее детей лишь первые четверо, судя по всему, были обязаны появлением на свет мужу. Отцами других являлись младший брат короля герцог Людовик Орлеанский, а также некий шевалье Луи де Буа-Бурдон. Последним ребенком королевы Изабо и стала появившаяся на свет 10 ноября 1407 года Жанна - внебрачная дочь, отданная на воспитание в семью обедневших дворян д'Арков.
    Однако родившаяся в браке или в прелюбодеянии, она оставалась принцессой крови - дочерью королевы и брата короля; это обстоятельство объясняет все странности ее дальнейшей истории. И даже прозвище Орлеанская дева свидетельствует не о героическом командовании войсками под Орлеаном (кстати, военачальниками-то были другие, подлинно выдающиеся - граф Дюнуа, сводный брат Жанны, а также безнадежно влюбленный в нее Жиль де Рэ, вошедший в историю под именем Синей Бороды), а о принадлежности к Орлеанскому дому династии Валуа.
    Уже на следующий день после официального представления при шенонском дворе Жанна беседовала с дофином Карлом, причем — и это отмечают все свидетели - сидела рядом с ним, что могла себе позволить лишь принцесса крови. При появлении герцога Алансонского она бесцеремонно поинтересовалась:

- А это кто такой?
- Мой кузен Алансон.
- Добро пожаловать! -благожелательно проговорила Жанна. - Чем больше будет нас, в ком течет кровь Франции, тем лучше...

     Признание, согласитесь, совершенно прямое. Кстати, в сражениях Жанна пользовалась не только мечом великого коннетабля, но и специально для нее выкованным боевым топором, на котором была выгравирована первая буква ее имени - J, увенчанная короной. Свидетельство, прямо скажем, красноречивое. Присвоить себе не принадлежащий по праву геральдический атрибут да еще такого ранга было в XV веке попросту немыслимо.
   Через несколько дней после того как 8 сентября 1429 года Жанна была ранена в окрестностях Парижа, она передала это свое оружие в дар аббатству Сен-Дени в качестве приношения по обету. По сей день там сохранилась напоминающая надгробие каменная плита, на которой изображена Жанна в доспехах - в левой руке она сжимает боевой топор с четко различимой J под короной. В том, что изображена именно Орлеанская дева, сомневаться не приходится, ибо надпись на плите гласит: «Таково было снаряжение Жанны, переданное ею в дар св. Дени».
    Больше того, историкам все это давным-давно известно. В том числе - что Жанна вовсе не была сожжена на костре: ведь королевская кровь священна (счет казненным августейшим особам открыли впоследствии несчастные английские Стюарты -сперва Мария, а потом Карл I); монарха или принца крови можно низложить, пленить, заточить, убить наконец, - но никоим образом не казнить.
     До февраля 1432 года Орлеанская дева пребывала в почетном плену в замке Буврей в Руане, потом была освобождена, 7 ноября 1436 года вышла замуж за Робера дез Армуаза и в 1436 году вновь возникла из небытия в Париже, где была и узнана былыми сподвижниками и обласкана Карлом VII (нежно обняв ее, король воскликнул: «Девственница, душенька, добро пожаловать вновь, во имя Господа...»). Так что легенда об ее аресте как самозванки создана трудами приверженцев мифа. Скончалась Жанна д'Арк (теперь уже дама дез Армуаз) летом 1449 года. Знают об этом все - кроме тех, кто не хочет знать.

НО ПОЧЕМУ?

      Чтобы разобраться в этом, необходимо понять историческую роль Орлеанской девы. Она не была военачальницей — о полководческих ее дарованиях военные историки отзываются весьма скептически. Да этого и не требовалось: стратегией и тактикой с успехом занимались такие как Бастард Дюнуа или Жиль де Рэ. А задачей Жанны являлось утверждение прав дофина на французский престол.
      За два года до кончины, в 1420 году, Карл VI, зная, что дофин Карл не его сын, назвал преемником двоюродного внука - юного английского короля Генриха VI. Несогласные с его решением французы полагали, что по закону право на трон должно отойти к племяннику короля Карлу Орлеанскому, однако тот томился в английском плену, где ему суждено было провести еще восемнадцать лет.
     Следовательно, мало-мальски подходящим кандидатом на престол оставался дофин Карл; но чьим он был сыном - Людовика Орлеанского или безродного дворянчика де Буа-Бурдона? В первом случае его легитимность еще можно было признать, во втором - никоим образом. Вот тут-то и должна была, по замыслу авторов тщательно разработанной интриги, выступить на сцену Жанна -несомненная принцесса крови; явиться и подтвердить, что дофин является ее родным, а не сводным братом, а затем добиться его коронации. С этой ролью она справилась блистательно.
     Англичанам оставалось одно - опорочить Жанну, сделав недействительным ее свидетельство, что и было осуществлено на Руанском процессе. Естественным ответным ходом явилось оправдание Жанны на контрпроцессе, проведенном в 1451 году: при жизни дамы дез Армуаз сделать этого было нельзя, поскольку над спасенной Девой все-таки тяготел приговор инквизиции, да и оглашать подробности фальсификации казни было ни в коем случае нельзя. Поскольку близкий финал войны был уже очевиден, отказавшиеся от претензий на французский престол англичане согласились с оправданием Жанны. Следующим шагом явилось состоявшееся четыре с лишним века спустя причисление Орлеанской девы к лику святых - французской монархии уже не существовало, но общественному сознанию требовалось, чтобы легитимность более чем сомнительного Карла VII была засвидетельствована высшим из авторитетов... И в этом смысле Жанна д'Арк воистину выиграла Столетнюю войну и спасла Францию.
     Так почему же легенда торжествует по сей день? Очень просто: ведь природа мифа в том и состоит, что он черпает силы в себе самом, не нуждаясь в обосновании и не страшась никаких доказательств, никаких фактов, сколь бы ни были они весомы.
      Слишком многим невыгодно его развенчание. Католической церкви - ибо она замешана в обоих процессах, обвинительном и оправдательном, а также в канонизации принцессы сомнительного происхождения. Демократам — ибо на место дочери пахаря, плоти от плоти народной, встает в свете истины принцесса крови, зачатая во грехе. Наконец, среднему французу — за многие поколения он уже так сжился с легендой, что разрушение ее становится процессом весьма болезненным. Зато использование мифа в целях сегодняшних чрезвычайно удобно.
     Помните, например, малоприметную деталь о немцах, грабивших окрестности Домреми? Она делается совершенно понятной, если вспомнить, что впервые зафиксирована уже не у Мишле, а позже -в «Полном курсе истории Франции» Дезире Бланше и Жюля Пинара, написанном вскоре после поражения во Франко-прусской войне. И как активно этот мотив использовался участниками Сопротивления во время Второй мировой...
     Еще многие поколения будут как захватывающими детективами зачитываться посвященными жизни Жанны д'Арк блистательными историческими книгами Робера Амбелена, Этьена Вейлль-Рейналя, Жана Гримо, Жерара Песма и тех, ныне неведомых, кто продолжит их изыскания. И тем не менее по страницам учебников по-прежнему будет торжественно шествовать непобедимый миф.

Источник

+4

24

Иллюстрации в копилку мифа.
Руан. Церковь Жанны, реконструированная в двадцатом веке и крест на месте сожжения Орлеанской девы.

+4

25

Святая Жанна д'Арк на витражах

   Орлеан

http://i033.radikal.ru/0911/83/7de3261bece3.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/0911/82/c118b53daf96.jpg

http://i073.radikal.ru/0911/10/f30f7e6450c1.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/0901/dc/15bb03316b66.jpg

Источник

Отредактировано Vihuhol (08-11-2009 02:08:41)

+6

26

Кажется, эту ссылку здесь ещё не приводили, хотя она довольно старенькая.
Так что, вот, для коллекции:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1417/
Ален Деко, французский историк: "Была ли сожжена Жанна д'Арк?" (Январь 1993)

+2

27

Walter William Ouless : St. Joan of Arc

http://s52.radikal.ru/i135/0911/47/c7d11d688aa7.jpg

Joan of Arc leading her men holding the standard
A.C. Michael

http://s13.radikal.ru/i186/0911/b0/339d2dccd065.jpg

==============================================
http://s40.radikal.ru/i089/0911/8d/34e433b665a1.jpg

+5

28

Ещё несколько витражей (очень уж красиво :rolleyes: )

http://s49.radikal.ru/i126/0911/c6/038c6b65c9dd.jpg

http://s40.radikal.ru/i087/0911/0b/3fabb97d1c2a.jpg

http://i004.radikal.ru/0911/e6/518e3e3c3dd7.jpg

+7

29

Протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк

+3

30

Единственный прижизненный портрет Жанны.
Автор -- Clement Fauquembergue.
(из журнала парижского парламента)

http://s14.radikal.ru/i187/1001/7c/d5a9a8021aad.jpg

Статуя Жанне в Орлеане.
Автор -- Fouatier.

http://s14.radikal.ru/i187/1001/36/3a6031c764eb.jpg

Entry of Joan of Arc into Orleans

http://s003.radikal.ru/i201/1001/f9/537ea56b5c98.jpg

+3