Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — живописец, декоратор, один из предтеч сюрреализма.
Биография
Его дедушка был архиепископом, его отец художником. Он начал карьеру в мастерских Миланского Собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых.
Мало известно, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что он исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.
Работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587), сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене, как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 Максимилиан II становится, императором Германской Римской империи, Арчимболдо — художник при дворе.
Он воспринимался друзьями, как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением, из-за его талантов и его изобретательности, не только в живописи, но также и в организации игр, свадьб, коронаций, процессий. Фактически он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественне оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основнии музея искусств. Арчимболдо становится главным организатором турниров, ярмарок, и роскошных празднеств для аристократии, ученых и художников. Всё это, чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, и представить монарха героем.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», которые были представлены императору в день Нового года (1569).
Портрет императора Рудольфа IIВ 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда он поднялся на трон Габсбургов (1575), после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арсимбольдо. Арчимболдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 он написал две из его наиболее известных картин, «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу.
В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер.
Творчество
«Вертемнус» был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами, Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо
Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. Сохранилось мало его работ: обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Лица стилизованы; весьма искусная (теперь сказали бы — компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Рисунок в Луврском музее — «Повар»- составлен из кухонных элементов.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль.
В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма