SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Доспехи

Сообщений 1 страница 30 из 80

1

# Оборонительные рыцарские доспехи – панцирь или броня, кольчуга, латы, шлем, щит. Вначале броню делали из кожи и покрывали ее металлическими бляхами (кольцами). Затем появилась кольчуга (с 1–й пол. XII в. вошла во всеобщее употребление), сплетенная из стальных колец, иногда в 2–3 слоя. Кольчуга напоминала сетчатую тунику, свисала до колен и имела разряды спереди и сзади для удобства при верховой езде; просуществовала до сер. XIV в. Достоинством ее была подвижность и прочность. Однако постепенно подвижность принесли в жертву прочности – стали защищать наиболее уязвимые части тела металлическими пластинами. С XIV в. появились латы. Вызвано это было усовершенствованием оружия, появлением огнестрельного оружия, от которого кольчуга не защищала. С сер. XIV в. рыцарские доспехи превратились в совершенно закрытую полую цельнометаллическую статую. Весило такое снаряжение 35 кг и более, и нужно было обладать большой физич. силой, чтобы переносить в нем тяготы битвы. К оборонительным рыцарские доспехи относился и шлем. Первоначально он был конусообразной формы. Делали его из железа. На шлем часто надевали нашлемник (коронованные особы носили нашлемник в виде короны). Кроме того, к шлему крепился набородник, а к нему прикрепляли забрало, наносник, нащечники. С XII в. появились массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Носили их только во время сражения, поскольку они были очень тяжелы. В обычное время надевали более легкие шлемы с острым гребнем. В XIV в. шлемы часто украшались нашлемниками из дерева с геральдич. фигурами. Их формы становились более разнообразными, варьировались в разных странах. Совершенной формой считалась остроконечная, так как она смягчала силу удара, оружие соскальзывало со шлема. Щит был также оружием защиты. Первоначально рыцарские щиты были громоздкими и прикрывали все тело. Затем их размеры стали меньше, треугольной формы, они стали более легкими – для удобства манипулирования. Встречались щиты круглые и полукруглые. Как правило, на щите изображался герб рыцаря. Главная часть герба – т.наз. «щит», имел овальную, треугольную или иную форму. Щит герба расписывался разными цветами: лазурным, зеленым, красным, черным. Для гербов употребляли два металла – золото и серебро и два меха – горностая и белки. Щит герба украшали геральдич. фигурами льва, леопарда, волка, орла.

   2. Наступательные рыцарские доспехи – копье меч. Длина копья достигала в XIV в. 4,5 м; делали его из легкого дерева: липы, вяза, сосны, осины, ясеня. Самыми лучшими считались ясеневые копья. Копье состояло из древка, железного наконечника, под которым прикрепляли флажок. Флажок имел сугубо практическое назначение: он мешал копью войти слишком глубоко в тело противника. Но применение такого копья стало возможным лишь после введения стремян: они давали всаднику опору при метании. Копье редко переживало одно сражение. В конном бою задача рыцаря состояла в том, чтобы выбить противника из седла, поскольку в тяжелом вооружении всадник уже не мог подняться без посторонней помощи.

Помимо недолговечного копья рыцарь был вооружен железным мечом– самым почетным оружием. Раннесредневековые мечи были сравнительно короткими, широкими, заостренными только с одной стороны, но самого высокого закала, чтобы не ломались о броню и шлемы. Позднее, в IX–Х вв., получили распространение массивные мечи длиной до 1 м. Эфес меча представлял собой крест – символ Христа. Мечи украшали драгоценными камнями, давали им имена, личные прозвища, на мечах приносили клятвы, о них складывали легенды. Меч переходил от отца к сыну. Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».

+2

2

Тоже город. Доспехи

Военное дело и фехтование

Реконструкция костюма и оружия

+3

3

СААДАК м. сагадак или сагайдак, или сайдак, татарск. налучник, чехол на лук, обычно кожаный, тисненый, нередко убранный серебром, золотом, каменьями, иногда шитый, бархатный. Встарь называли так и весь прибор: лук с налучником и колчан со стрелами. Сагайдачный шлях, кур. окольный Сайдачные украшенья. Сайдачник, вооруженный луком.

0

4

Снаряжение воинов       

Снаряжение воинов известно нам относительно хорошо. Правда, его образцов сейчас практически не сохранилось, поскольку исходный материал, особенно железо, стоил в то время достаточно дорого, и оружие, изношенное или испорченное, использовали для изготовления нового. Зато изображения (миниатюры и особенно печати) и литературные свидетельства (эпические песни и рыцарские романы) представляют нам довольно обширные сведения. Прежде всего поражает крайнее разнообразие оружия и одежды, как у конных, так и у пеших воинов. Одни одеты так же, как участники битвы, изображенной на знаменитом ковре королевы Матильды из Байе, другие снаряжены подобно Людовику Святому и его соратникам. Основная причина этого заключалась в том, что каждый воин вооружался за свой счет. Снаряжение же стоило очень дорого; соответственно, число тех, кто владел всем необходимым, было невелико. Мы уже говорили о том, как некоторые кандидаты в рыцари откладывали время своего посвящения, потому что состояние их отца или же их самих не позволяло приобрести нужное снаряжение. Рыцарю полагалось иметь, по крайней мере, кольчугу, шлем, щит, меч и копье; конному воину ( Речь идет о «неблагородном» воине, простолюдине(Примеч. пер.)) — стеганую куртку, подбитую волосом, шлем, меч или рогатину, лук или арбалет; пехотинцу — кожаную рубаху, кожаный или железный шлем, лук или арбалет и множество другого наступательного оружия, в том числе пращу, дубину, палки, ножи и разнообразные крючья.

Рассмотрим поподробнее отдельные элементы воинского снаряжения.

Кольчуга, или котт-де-май, — главная часть защитного снаряжения рыцаря. Она представляла собой своеобразную металлическую тунику из множества железных или стальных соединенных между собой колечек. Ее надевали так же, как рубашку, свисавшую до колен, и на поясе стягивали ремнем. Спереди и сзади у кольчуги имелись разрезы для удобства езды на лошади, сверху она заканчивалась капюшоном, закрывавшим шею, затылок и подбородок. Рукава сначала делали чуть ниже локтя, впоследствии они становились все длиннее и в конце концов к 1200 году, закрывали всю руку. Такая котт-де-май произошла от старинной брони воинов X и XI веков из кожи или толстой ткани, которую стали покрывать металлическими колечками. Собственно кольчуга появилась после того, как придумали продевать одно колечко в другое, чтобы таким образом создать целое полотно, и тогда кожа или ткань стали ненужными. В конце XII века обычная кольчуга состояла приблизительно из тридцати тысяч колечек, и ее вес достигал 10—12 килограммов. Она стала еще тяжелее в начале следующего века, когда некоторые части или всю ее научились делать из двойных или тройных колец, а некоторые места (плечи, локти, колени) — укреплять железными или латунными пластинками, пришитыми прямо к металлическому полотну. Прочность увеличивалась за счет утраты гибкости. Колечки раскрашивали разноцветными лаками, чаще всего зеленым; некоторые значительные сеньоры даже покрывали их золотом или серебром и украшали вышивкой по краю рукавов и подолу туники. А Кретьен де Труа снабдил своего героя Эрека настоящей серебряной кольчугой из множества тройных колечек, никогда не ржавевшей и более легкой и удобной, чем шелковый плащ 2.

В действительности, конечно, подобных кольчуг не существовало; даже обычная стоила баснословно дорого, и заплатить такую цену могли лишь очень богатые рыцари. Остальные довольствовались рубашкой с короткими рукавами, состоявшей из колечек, а то и обыкновенным нагрудником. Чтобы защитить ноги, рыцарь надевал своеобразные чулки из металлического полотна: шоссы, крепившиеся шнурком на бедре. Именно с них начиналось постепенное облачение рыцаря в военный костюм.

В конце XII века появилась котт-д'арм — просторная льняная или шелковая туника, надевавшаяся рыцарем поверх кольчуги, чтобы защититься от дождя или солнца. Сначала ее делали однотонной, затем стали окрашивать в самые невероятные цвета, а в начале XII века на ней появились изображения гербов.

Два других важных защитных элемента — щит и шлем. Шлем претерпел значительные изменения в продолжение изучаемого периода. В середине XII века он представлял собой своего рода стальную каску, состоявшую из шапочки полукруглой или остроконечной формы с плотным ободком, и прямоугольной железной пластинки для защиты носа. Постепенно задняя часть шлема стала закрывать затылок, передняя пластинка расширилась и прикрывала даже щеки. В 1210—1220 годах этот головной убор приобрел продолговатую форму из-за присоединения к нему боковых пластинок, закрывавших виски и уши. Это уже классический шлем XIII века с несколькими отверстиями для воздуха и прорезью для глаз. Поскольку он был тяжелым и громоздким, его надевали только во время боя; в остальное время рыцари предпочитали железную каску, закрывавшую только верхнюю часть головы, — шапель.

Хотя шлем и делали внутри мягким, его надевали не прямо на голову, а на капюшон кольчуги и завязывали дюжиной кожаных шнурков, продевавшихся через колечки. Нередко для смягчения ударов поддевали еще своеобразный колпак из шерсти или ткани. Иногда шлемы расписывали; чаще всего зеленой краской. Остальные части — верхушка, пластинка, закрывавшая нос, обод — более или менее изящно выковывали и украшали разноцветными стеклами, превратившимися в рыцарских романах в драгоценные камни или те самые сияющие карбункулы, что позволяли видеть в темноте.

Щит по форме напоминал большую миндалину; он был немного искривлен по вертикальной оси и заканчивался острым концом, позволявшим втыкать его в землю, чтобы защитить себя сзади. Размеры щита довольно значительны: около 1,5 метра в высоту и 50—70 сантиметров в ширину; он полностью прикрывал воина от подбородка до ног, а после сражения служил носилками. Щиты делали из соединенных между собой досок, укрепленных двойной железной основой, она шла по краям и соединялась в центре в виде восьмиконечной звезды. Внутреннюю часть щита набивали волосом, а внешнюю покрывали мехом, тканью или кожей, которые прибивали гвоздями. В наиболее выпуклом месте щита помещалась металлическая шишка, несколько выступавшая, изящной работы, иногда украшенная кусочками стекла или даже драгоценными камнями. Когда рыцарь не участвовал в военных действиях, он носил щит через плечо или вешал его на шею на ремне, длину которого можно было изменять по желанию. Во время боя он держал щит в той же руке, что и поводья лошади, за более короткий ремешок в форме креста на предплечье или запястье. Правильное пользование щитом считалось довольно сложным искусством и требовало, если верить текстам, длительного обучения.

Если внешнюю сторону щита делали из ткани или кожи, то ее раскрашивали и украшали растительными, животными или геометрическими узорами, постепенно превращавшимися в настоящие геральдические эмблемы. По мере того как кольчугу стали укреплять металлическими пластинками (в частности, «крылышками» на плечах), защитная функция щита уменьшилась, и он начал служить в основном для представления герба. В первой четверти XIII века щит стал меньше и напоминал плоский равносторонний треугольник.

Миндалевидная форма щита, конечно, не единственная. Круглые щиты каролингских всадников еще полностью не исчезли в XII веке. Но обычно они все же предназначались для простых конных воинов и пехотинцев.

Таково защитное снаряжение той эпохи. Рассмотрим теперь орудия наступления.

Меч — главное рыцарское оружие. Он состоял из трех частей: клинка, рукояти и ее головки. Его размеры и формы могли быть самыми разными, однако чаще всего встречался нормандский меч длиной около метра и весом примерно два килограмма. Его широкий (от 7 до 9 сантиметров), крепкий и острый клинок делался из прочной стали с одной или двумя выемками на каждой плоской стороне (так называемыми каннелюрами), иногда его украшали золотой или серебряной насечкой. Однако им чаще пользовались как оружием рубящим, а не колющим, стараясь нанести противнику удар, но не убить его. Острие пускали в ход только для «протыкания щита» или «распускания колец кольчуги». Рукоять особенно богато украшали; узкая и длинная, она защищалась двумя дужками гарды, прямыми или загнутыми к лезвию. Головка рукояти представляла собой диск диаметром 6—10 сантиметров, иногда ее делали из драгоценных металлов, также она могла служить, по крайней мере в эпических песнях, реликварием. Например, у меча Роланда, называемого Дюрандалем, эта часть сделана из чистого золота, и хранились в ней

...кровь Василья, зуб Петра нетленный,
Власы Дениса, Божья человека,
Обрывок риз Марии Приснодевы 3.

Причина в том, что довольно часто меч становился объектом настоящего литургического действа. Его считали самым благородным оружием, символом правосудия и власти. Каждый рыцарь стремился сохранить свой меч как можно дольше, а затем передать его своему сыну или «крестнику», посвящаемому в рыцари. Мечи литературных героев имели особые имена: меч короля Артура звали Эскалибор, Карла Великого — Жуайез, Оливье — Альтеклер, Ожье Датчанина — Куртен.

Ножны крепились слева у пояса, их изготовляли из дерева и обивали кожей или дорогой тканью. Иногда рыцарь пользовался двумя мечами, одним — во время конных сражений, другим — во время пеших; причем для второго специальных ножен не существовало. Второй меч делался длиннее и тяжелее первого, и его, как правило, носил оруженосец. Кроме того, его затачивали острее, ведь пешие сражения были намного опаснее, поэтому им старались как можно быстрее ранить противника, попав в прорезь для глаз или складку между кольчугой и шоссами.

Копье — колющее оружие, его длина (около 3 метров) и вес (от 2 до 5 килограммов) не позволяли использовать его для метания. Древко копья изготовляли из крепких пород дерева, чаще всего — из ясеня, иногда — из граба, яблони или сосны и раскрашивали. Внизу оно заканчивалось металлическим наконечником, позволявшим втыкать его в землю, что во время сражений символизировало желание вступить в переговоры. На боевой стороне копья крепился короткий и острый наконечник в форме конуса, ромба или лепестка. Там, где рыцарь держал копье рукой, делалась выемка, иногда обтянутая кожей. Во время пеших переходов копье несли в вертикальном положении, а в бою его держали горизонтально (на плече или под мышкой, на уровне головы или бедра) или наклонно; в этом случае древко укрепляли на войлочной подушке у седла. Основная задача состояла в том, чтобы выдержать удар и, стремительно атаковав, разоружить противника, проткнуть его щит и повредить кольчугу.

К верхней части древка, под самым острием, прибивали кусочки ткани, выполнявшие роль эмблемы. В первой половине XII века они уже трансформировались в маленький прямоугольный флажок с несколькими острыми концами. Около 1150 года его заменила баньера — флаг также прямоугольной формы с большей осью, параллельной оси копья. Такой флаг использовали военачальники, прибывавшие в войска в сопровождении нескольких вассалов. Флаг украшался гербом, а во время сражения он служил сигналом всеобщего сбора. Рыцари попроще довольствовались узкой треугольной полоской ткани, окрашенной в цвета их сеньории.

Рассмотрим теперь наступательное снаряжение солдат. В качестве ручного оружия они использовали топор (длина рукояти примерно 1 метр, площадь лезвия — 30 на 15 сантиметров); кнут из нескольких кожаных ремешков без рукоятки; булаву, своеобразную дубину с верхушкой, утыканной острыми шипами; нож, особенно опасный в рукопашном бою; а также различные толстые палки, которыми вооружались самые бедные деревенские жители и вилланы. Копье заменяла пика или простая рогатина, ее древко заканчивалось широким и острым железным крюком, иногда двойным или тройным, предназначенным для того, чтобы стаскивать всадников и валить лошадей.

+3

5

Конь       

Лощадь, конечно, занимала большое место в военной деятельности рыцаря. Эпические песни, в отличие от куртуазных романов, представляли коня как верного спутника героя и персонифицировали его, наделяя именем: коня Карла Великого звали Тансан-дор, Роланда — Вельянтиф, Ганелона — Ташбрюн,

Пийома Оранжского — Босан, Рено де Монтабана — Баяр, а коня Ожье Датчанина, заплакавшего от радости, когда он вновь встретился со своим хозяином после семилетней разлуки, — Бройфор 4.

В зависимости от функции лошади авторы называют ее по-разному. Парадный конь — аристократическое животное; дамы и прелаты использовали его для всех видов поездок, а сеньоры — для выездов во время церемоний. Боевой конь участвовал в сражениях: рыцарь садился на него только с началом военных действий; в остальное время его вел оруженосец, ехавший верхом на толстой рабочей лошадке, больше привыкшей к полевым работам и упряжке. На вьючных лошадях перевозили грузы, багаж и различное снаряжение.

В действительности же столь тонких различий почти не существовало, хотя изучение конных изображений на печатях свидетельствует о значительном разнообразии коней, требовавшихся для военных действий в XII и XIII веках. Так, рыцарь, владевший необходимым снаряжением, должен был иметь как минимум дорожного коня для путешествий, вьючную лошадь для перевозки оружия и прочего снаряжения, а также одного или двух коней, предназначенных специально для участия в сражениях. Любопытно, что для выполнения последней функции кобылы считались непригодными.

Поэтами и романистами также очень подробно описаны конские масти. Лучшими считались чисто белые или абсолютно черные; затем шли лошади с крупными белыми пятнами, за ними — серые в яблоках. Гнедые кони не ценились.

Во второй половине XII века значительно изменилась конская сбруя. Ленчик ( Ленчик — деревянная основа седла (Примеч. пер.)) седла стал шире, а его задняя лука образовывала нечто вроде маленькой спинки. Седло (в литературных текстах всегда богато отделанное) укладывалось на прямоугольный ковер, украшенный геральдическими узорами, — попону. К концу века этот ковер превратился в настоящий чехол, покрывавший в защитных целях шею, тело и ноги лошади. Поскольку попона изготавливалась в «комплекте» с рубашкой, надеваемой рыцарем под кольчугу, ее также украшали изображениями гербов. Кроме того, герб иногда помещали и на узкую кожаную или металлическую полоску, защищавшую голову животного. Вместо стремян полукруглой формы, изображенных на ковре в Байе, стали использовать треугольные. Они крепились на концах путлищ, широких кожаных лент, проходивших по бокам лошади над чехлом или попоной, ближе к голове. Поэтому требовались длинные шпоры, состоявшие из металлического стержня с коническим острием. Первые шпоры с подвижным колесиком, почти не причинявшие боли животному, появились уже в начале XIII века, однако их распространение происходило довольно медленно.

Вопреки сложившемуся мнению, в действительности шпоры не были принадлежностью исключительно рыцарского сословия, хотя и служили его своеобразным символом. В день посвящения именно шпоры вручали молодому рыцарю сразу после меча; если же, совершив серьезное преступление (обычно предательство), он лишался своего рыцарского звания, их отбирали в последнюю очередь, разрубали топором и втаптывали в землю.

+4

6

Bobby:
"""""Кольчуга, или котт-де-май, — главная часть защитного снаряжения рыцаря. Она представляла собой своеобразную металлическую тунику из множества железных или стальных соединенных между собой колечек. Ее надевали так же, как рубашку, свисавшую до колен, и на поясе стягивали ремнем. Спереди и сзади у кольчуги имелись разрезы для удобства езды на лошади, сверху она заканчивалась капюшоном, закрывавшим шею, затылок и подбородок. Рукава сначала делали чуть ниже локтя, впоследствии они становились все длиннее и в конце концов к 1200 году, закрывали всю руку. Такая котт-де-май произошла от старинной брони воинов X и XI веков из кожи или толстой ткани, которую стали покрывать металлическими колечками. Собственно кольчуга появилась после того, как придумали продевать одно колечко в другое, чтобы таким образом создать целое полотно, и тогда кожа или ткань стали ненужными. В конце XII века обычная кольчуга состояла приблизительно из тридцати тысяч колечек, и ее вес достигал 10—12 килограммов. Она стала еще тяжелее в начале следующего века, когда некоторые части или всю ее научились делать из двойных или тройных колец, а некоторые места (плечи, локти, колени) — укреплять железными или латунными пластинками, пришитыми прямо к металлическому полотну. Прочность увеличивалась за счет утраты гибкости. Колечки раскрашивали разноцветными лаками, чаще всего зеленым; некоторые значительные сеньоры даже покрывали их золотом или серебром и украшали вышивкой по краю рукавов и подолу туники. А Кретьен де Труа снабдил своего героя Эрека настоящей серебряной кольчугой из множества тройных колечек, никогда не ржавевшей и более легкой и удобной, чем шелковый плащ 2. """"""

Откуда дровишки? Вообще то кольчуги знали и раньше например в Ассирии или Древнем Риме.

-----
////////////Два других важных защитных элемента — щит и шлем. Шлем претерпел значительные изменения в продолжение изучаемого периода. В середине XII века он представлял собой своего рода стальную каску, состоявшую из шапочки полукруглой или остроконечной формы с плотным ободком, и прямоугольной железной пластинки для защиты носа. Постепенно задняя часть шлема стала закрывать затылок, передняя пластинка расширилась и прикрывала даже щеки. В 1210—1220 годах этот головной убор приобрел продолговатую форму из-за присоединения к нему боковых пластинок, закрывавших виски и уши. Это уже классический шлем XIII века с несколькими отверстиями для воздуха и прорезью для глаз. Поскольку он был тяжелым и громоздким, его надевали только во время боя; в остальное время рыцари предпочитали железную каску, закрывавшую только верхнюю часть головы, — шапель.

Хотя шлем и делали внутри мягким, его надевали не прямо на голову, а на капюшон кольчуги и завязывали дюжиной кожаных шнурков, продевавшихся через колечки. Нередко для смягчения ударов поддевали еще своеобразный колпак из шерсти или ткани. Иногда шлемы расписывали; чаще всего зеленой краской. Остальные части — верхушка, пластинка, закрывавшая нос, обод — более или менее изящно выковывали и украшали разноцветными стеклами, превратившимися в рыцарских романах в драгоценные камни или те самые сияющие карбункулы, что позволяли видеть в темноте. ///////////////

Ну шлем в 13 веке не был таким громоздким и тяжелым.)
Чаще всего рыцари носили под основным шлемом второй (черепник, он же цельвельер). Все таки шапель это более пехотный шлем, хотя есть множество рыцарей с шапелями, да, шапель защищает не только верхню часть головы, она защищает всю голову. Хотя и лицо открыто, но за счет широких полей, это сглаживается.)
У вас есть источник на то, что шлемы в 13 веке были внутри мягкими? Мне таких шлемов на 13 век не встречалось. Только бацинеты с вшивными подшлемниками, т.к. на них есть место где его вшивать (есть такие маленькие дырочки в шлеме по кругу через которые он и пришивался.)
--
А про стекла это откуда? Есть изобразительные источники на это? Вы себе в бою себе это представляете? Стекла да в глаз...зло...))))

Отредактировано Stager (17-05-2007 16:12:09)

+2

7

Классический доспех тяжеловооруженного воина X-XI века отлично  показан на Байекском ковре. Причем отчетливо видно, как на форму  вооружения влияли германские, норманнские и византийские традиции. Доспехи защищали торс воина, но руки до локтя и голени ног оставались открытыми. Это  вынуждало воинов использовать большие щиты миндалевидной формы. Такие щиты
были византийским изобретением и предназначались, скорее всего, для  пехоты, потому что тяжеловооруженные византийские всадники первой  шеренги носили доспехи, защищающие все части тела. Задним рядам  конной  фаланги он также был не нужен, поскольку они редко непосредственно участвовали в рукопашном бою и вполне могли обойтись небольшим круглым щитом.
   Фалангистам-пехотинцам миндалевидная форма щита не мешала при  передвижении. Щит не задевал ноги, и воин мог передвигаться даже бегом. Голени этих бойцов были защищены поножами, и им не страшны были стрелы, дротики и камни. При необходимости воины могли воткнуть острые концы  щитов в землю и переждать обстрел, укрывшись за ними до начала  атаки.  Задним шеренгам пешей фаланги большие щиты были не нужны.
   Европейским всадникам такой щит в рукопашной использовать  было  неудобно, имели его только воины,  составляющие  первую  шеренгу  и  фланги строя. В плотном конном строю, когда воины стояли друг с другом  "колено в колено", каждый правофланговый всадник прикрывал  большим  щитом  свои левые руку и ногу, а также правую ногу воина, находящегося слева. Правые руки кавалеристов, согнутые в локте и держащие под мышками  копья,  были труднопоражаемой целью. Незащищенными оставались лишь лица и лошади, хотя можно предположить, что для первой шеренги конного  строя  могла  использоваться защита и для них.
   Строй тяжелой кавалерии не предназначался для  затяжного  рукопашного боя. Их задачей было прорвать построение противника и  рассеять  его.  В случае неудачной атаки всадники немедленно отступали и строились  вновь.
Вторые шеренги, скорее всего, не участвовали непосредственно в  рукопашной. Плотный строй тяжелой конницы прекрасно себя зарекомендовал в  сражениях при Мерзебурге (933 г.) и Лехфельде (953  г.),  когда  германские всадники опрокинули венгерскую кавалерию. Но не всегда таранный удар заканчивался удачно. В случае, если колонна была  рассеяна,  кавалеристам, отягощенным крупными щитами, приходилось трудно. Незащищенные части тела в первую очередь подвергались ударам, закрываться  от  которых  огромным щитом было несподручно. Поэтому всадники старались либо  выйти  из  боя, либо спешиться, по возможности образовывая строй.
   В процессе Крестовых походов к комплекту тяжелого вооружения прибавились доспешные рукава и чулки, а к  шлемам  стали  крепиться  полумаски, прикрывающие часть лица. Но необходимость в большом щите не отпала  сразу. Объяснить это можно тем, что кольчужная броня, хотя и прикрывала все части тела, была все же ненадежной защитой от стрел  и  колющих  ударов.
Вводится и конская броня - войлочная или кольчужная. Ею  было  целесообразно снабжать всадников первой шеренги.
   К концу XII - началу XIII  века  опять  происходят  новые  изменения: "мягкая" кольчужная броня усиливается на ногах (голень и колено) и руках (предплечье) элементами жесткого  доспеха.  Появляется  дополнение  и  к кольчуге - доспех "бригандина".
   Вероятно, именно такой доспех помог избежать смерти королю Ричарду  в битве под Яффой. Очевидцы сообщали, что он был утыкан стрелами, "как подушечка иголками", но остался жив. Обычная кольчужная броня не смогла бы защитить короля от стрел.
   Форма шлема также менялась. Предпочтение  отдавалось  "горшковидному" шлему, считавшемуся наиболее надежным.
   Щит становится небольшим, чаще всего треугольной формы. Это связано с посадкой на коне. Плавный нижний изгиб дает возможность всаднику, как  с правой, так и с левой стороны прикрыть часть торса и бедро, при этом  не задевая холку коня. С таким щитом уже  можно  было  свободно  фехтовать, подставляя его под удары на любую сторону от головы лошади, и самому наносить их щитом. Если воин уставал работать мечом одной  рукой,  он  мог забросить щит на ремне за спину и взять рукоять обеими. Хорошие  доспехи позволяли это сделать, не рискуя потерять ногу или руку.

+2

8

Символика отдельных предметов рыцарских доспехов

Меч: символ воина, внутренней битвы, меч означает одновременно справедливость и великодушие, символизирует слово, благодать и озарение, ибо он – это «Крест». Он отсылает нас к строфам из книги Бытия (3, 24), где Бог, изгнав Адама из рая, поставил двух херувимов охранять дорогу, ведущую к древу жизни.

Прорезь в железном шапеле: небольшое отверстие, которое позволяет рыцарю опустить глаза в знак смирения, но также и погрузиться в свои мысли, сосредоточиться благодаря слабым лучам, которые незаметно проникают в его разум.

Латный ошейник: закрывает шею (символ связи души и тела) и плечи (символ силы претворения в жизнь), бережет разум от гнева и отсылает нас к символу меча (то есть креста, как знака границы в Плероме).

Наручи: символизируют защиту от всего порочного, после того, как рыцарь их снимет, он может сложить руки, чтобы восславить Бога.

Железные шоссы: они символизируют власть, право собственности, обмена, разъясненные в книге Руфи (4, 7-8), но также это еще и символ путешественника, чья совесть помогает ему выбирать верные дороги.

Щит: это и обозначение оборонительного оружия, покровительства, и способ узнать рыцаря, если на щите изображен его герб. Данный символ отсылает к защите веры, а равно к возможным искушениям.

+7

9

Некоторые другие атрибуты одежды

Пояс и шнур: знак зависимости, обязательства, смирения и иногда знак власти, силы и справедливости.

Ожерелье: выражает связь и обязательства, существующие между тем, кто его носит, и тем, кто его подарил.

Плащ: знак отождествления с неким положением, выражает выбор мудрости, поэтому отдать свой плащ – означает пожертвовать  собой и поступить милосердно (святой Матрин), но также в рамках Традиции – продолжить учение.

+6

10

еще иллюстрация:

Отредактировано Marion (12-08-2008 22:58:10)

+3

11

2.
http://s53.radikal.ru/i141/0808/a4/7fb77c2e971ft.jpg

+3

12

http://engineerd.narod.ru/

подробная информация о луке и стрелах

+1

13

http://www.2000.net.ua/print?a=/paper/29195

Ещё одна интересная заметка про лук.

0

14

Кольчужные чулки

Кольчужные чулки были одним из постоянных атрибутов рыцарского боевого снаряжения.
Точных данных о креплении кольчужных чулок - нет. Но можно предположить, что в последние ряды колец вверху чулка вплетались кожанные ремни, за которые и осуществлялось крепление чулок к поясу на подобие шоссов.

Подошвы кольчужных чулок были кожанными и пришивались снизу прочной нитью к кольчужному полотну.
http://s42.radikal.ru/i097/0812/3e/24134395c89e.jpg

Шлем

Распространенными были шлемы трех типов:

# полусферический (по всей видимости дошедший, хотя возможно и с небольшими конструкторскими изменениями) из эпохи викингов;
http://i077.radikal.ru/0812/36/12b3df6064b9.jpg

# Железная шляпа, которая по деталям изготовления могла явиться логическим продолжением шлемов первого типа;
http://s44.radikal.ru/i105/0812/99/b03e6f13986f.jpg

# И Довольно мощный, закрывающий практически всю поверхность головы и частично шеи - топхелм (TopfHelm)
http://s54.radikal.ru/i146/0812/31/e6b2719c4c74.jpg

Первые два типа были достаточно распространены среди солдатской братии в виду их простого и относительно дешевого изготовления. Рыцари же предпочитали преимущественно мощные топхелмы.

Для более надежной защиты головы рыцарями использовались, в качестве подшлемного,  кольчужные капюшоны. Кольчужные капюшоны использовались как отдельная деталь доспеха, так и в составе хауберка. Как показывает практический опыт и археологические раскопки, кольчужное полотно представляло неплохую защиту преимущественно от режущих, но никак не колющих ударов.
http://i024.radikal.ru/0812/32/4479b595d2fb.jpg

Наибольшим периодом расцвета распространения топхельмов можно считать середину 13 - до середины 14 столетия. Практически каждый рыцарь (особенно со второй половины 13 века) был оснащен топом. Топ обязан такой своей популярностью в первую очередь простотой своей конструкции и предельно хорошей по тем временам защите - он закрывал всю голову плюс часть шеи.
  В связи стем, что топхельм весил около 4-5 кг и  использовался в комплексе с кольчужным капюшоном, сразу под шлем надевался тканевый подшлемник, который пришнуровывался к шлему

+6

15

1210 год. (реконструкция все из того же альбома).

http://s39.radikal.ru/i084/0812/43/a86ceec9e52at.jpg

+3

16

Еще о кольчуге:
http://s39.radikal.ru/i083/0812/c6/f8cf2c316a24t.jpg

http://s45.radikal.ru/i110/0812/3f/d90b82260612t.jpg

Отредактировано Marion (28-12-2008 15:51:15)

+4

17

http://s58.radikal.ru/i159/0812/5b/ea673666e355t.jpg
Не знаю, куда это. пусть пока будет здесь. Кельтские воины.Реконструкция из альбома. Примерно 5й век. н.э.

Отредактировано Marion (29-12-2008 17:08:40)

+3

18

Вариантов плетения кольчуги было несколько.

Существовали и более сложные варианты, например: 6-в-1, 8-в-1, 8-в-2 (королевское плетение)
Вот  наиболее простой, и из-за этого наиболее распространенный тип плетения кольчуги, 4-в-1.
Одно кольцо охватывает четыре.

http://s55.radikal.ru/i150/0812/9e/677f7338d85a.gif

Кольца укладываются следующим образом:

http://s43.radikal.ru/i100/0812/34/7cb14f97dd0a.gif

При этом если провести ладонью по кольчуге сверху вниз, можно почувствовать, как кольца прокатываются по коже. Так же должен скатываться неакцентированный рубящий удар, и так сплетено большинство средневековых кольчуг.

Чем крупнее и толще кольца, тем тяжелее кольчуга. Опять же, «толще» не значит «лучше».
Сведенные толстые кольца проигрывают по прочности клепаным более тонким, да и вес «толстой» кольчуги раза в полтора больше аналогичной «тонкой», уменьшая подвижность бойца и снижая его выносливость (для справки: веса реальных боевых кольчуг редко превышали 15 кг

http://i032.radikal.ru/0812/11/2ffa5fdfef8c.gif

Кольчуга — не абсолютный доспех, и не самый лучший доспех вообще.
Защищает от рубящего удара  (который может соскальзнуть по кольцам вниз), но от удара  топором, от укола копьем, узким ножом или стрелой/болтом не спасает.

Зачем же тогда ее носили? Равно как и любой другой доспех, для защиты от неакцентированных, скользящих, случайных ударов. Доспехи надежно защищают от подобных ударов и обеспечивают некоторую вероятность сохранения жизни при прямом проникающем ударе.

http://s51.radikal.ru/i132/0812/5e/c8ff87a2be35.gif

+8

19

иннета написал(а):

Вариантов плетения кольчуги было несколько.

Класс! http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif 
Это уже просто подарок нам к Новому Году, СПАСИБО!
Такими темпами раздел Таверны "Загадочное средневековье" может стать настоящей энциклопедией по средним векам! О, как!  :glasses:
Был бы интерес - материалы найдутся! :)

+1

20

Латы (женский вариант)

+4

21

***

+6

22

Кольчуга / Chainmail
(Germany, c. 1340-1360)

http://s58.radikal.ru/i159/0901/5a/0412515a30c6.jpg

http://s50.radikal.ru/i129/0901/94/7483b0c3388a.jpg

Кольчужный капюшон / Coif  из замка Шлоссбург ан дер Вуппер

http://s52.radikal.ru/i135/0901/50/d5cf63c06191.jpg
http://talks.guns.ru/forummessage/36/427.html

http://i068.radikal.ru/0901/8d/a6223cd59439.jpg

http://s60.radikal.ru/i169/0901/25/9b1deef6447e.jpg

Пара норманнских шлемов из замке Шлоссбург ан дер Вуппер,Западная Германия.

http://s46.radikal.ru/i112/0901/ca/9f93b5adb321.jpg

http://s55.radikal.ru/i148/0901/d9/8bc48ca06f0d.jpg

И ещё вот такой.
http://i038.radikal.ru/0901/35/60027c01c234.jpg
http://talks.guns.ru/forummessage/36/427.html

Перчатки

http://s60.radikal.ru/i169/0901/d0/46248c70a005.jpg

http://i026.radikal.ru/0901/be/870a1135eb9b.jpg

+9

23

А это я раньше путала с акетоном.
Гамбезон (носился под кольчугой) стеганый и толстый он. Функция сходна боевому чепцу.
http://s52.radikal.ru/i135/0901/21/a39fe161dad4t.jpg
http://s46.radikal.ru/i114/0901/e3/726978613ae3t.jpg

+8

24

Вдогонку. С изображениями  того времени.
Гамбезон (gambeson)
- длинное, до колена, стеганое или набивное военное одеяние. Изготавливался из нескольких слоев кожи или плотной ткани(лён, шерсть), простеганных между собой, и с амортизирующей набивкой: конский волос, овечья, шерсть, пакля, ветошь, сухая трава. Рукава - длинные, нередко составляющие одно целое со стегаными рукавицами. Надевался под кольчугу, но мог использоваться и как отдельный доспех более бедными воинами.

http://i013.radikal.ru/0901/10/6cf3eb9dea02.jpg

http://s55.radikal.ru/i149/0901/c6/84c8b60fee50.jpg

http://s57.radikal.ru/i156/0901/92/2b7edfa3b409.jpg

+6

25

Хауберт
(Хауберт, от немецких слов Hals, горло, и bergen, прятать, был особой формы головным убором, закрывающим голову и верхнюю часть фигуры)
Наиболее распространённое  значение этого слова -- длинная кольчужная рубаха с капюшоном.
Хауберт был изначально просто рубахой с капюшоном, гражданской одеждой, которую веке, примерно в 9-10 начали укреплять кусками кожи и отдельными металлическими элементами для защиты.
В 12-13 веке хауберт был уже доспехом, и носить его имели право только посвящённые рыцари.
В начале XII века в покрой брони вносятся изменения, и рождается так называемый хауберт. Он состоял из железной чешуи, находящей друг на друга, из железных колечек, связанных друг с другом, или же бляшек, нашитых встык.
Хауберт закрывает, помимо тела, голову (капюшоном), руки и ноги почти полностью защищены (руки до кистей, а ноги чуть ниже икр).
Также хауберт имел по бокам, а иногда сзади разрезы, это делалось для того, чтобы в нем можно было сидеть на лошади. Хауберт носили поверх длинной стеганой рубахи, край которой выглядывал снизу Рукава достигают запястья.   

Пеший воин, в кольчужном хауберте, рукавицах и кольчужных штанах с полной защитой стопы. Ок. 1230 г. Скульптура с портала Реймсского собора.

http://s60.radikal.ru/i169/0901/d2/d4bea804b38d.jpg

http://s42.radikal.ru/i096/0901/1b/eee62c711119.gif

+8

26

Недавно только обратила внимание - ноттингемские солдаты носили еще вот ЭТО поверх кольчуги (с шипами)
http://i060.radikal.ru/0901/84/86a9f779f849t.jpg
А вот еще про то, как плели кольчуги. 1425 год.
http://i003.radikal.ru/0901/16/f3e2cbd96879t.jpg

Отредактировано Marion (28-01-2009 21:23:06)

+8

27

Интересная ссылочка. Здесь выложен набор открыток "Русские доспехи" с интересными комментариями.   http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

http://ariskpriest.narod.ru/RussDospech3.html

Отредактировано Vanessa (14-02-2009 14:24:42)

+3

28

Конные доспехи

Рыцари на конях в конных защитных доспехах

http://s39.radikal.ru/i084/0905/ac/a034e1f9a772.jpg

Полный защитный доспех конного рыцаря

http://s40.radikal.ru/i088/0905/9f/c2d5b362813b.jpg

Королевский конный доспех

http://s53.radikal.ru/i140/0905/bd/d4ad81406561.jpg

Макет рыцарской лошади в конном доспехе

http://s60.radikal.ru/i168/0905/a9/7e04d52c2936.jpg

Фотографии взяты здесь:  http://voennoeiskusstvo.ru

Отредактировано Vihuhol (14-05-2009 19:51:30)

+8

29

Статья хорошая, информативная, много фотографий  :)
Описание европейских шлемов X-XVII веков

http://www.denw.ru/modules.php?name=Con … amp;pid=38

+8

30

Королевский музей, Стокгольм.
Из собрания королевской семьи:

http://s61.radikal.ru/i174/0905/a5/a28505c32926.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/0905/d3/1800a85b0abd.jpg

Я так полагаю, форма парадная ...

+5