Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством, которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.
Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.
Средневековый "Титаник" или история о "Белом корабле и судьбах Европы.
«Белый корабль» (фр. Blanche-Nef; англ. White Ship) — корабль, потерпевший крушение 25 ноября 1120 г. в проливе Ла-Манш у берегов Нормандии, в котором погибло большое число англонормандских аристократов, включая наследника английского престола Вильгельма Аделина. Его смерть повлекла за собой феодальную анархию в Англии в конце 1130-х — 1140-х гг.
Крушение "Белого корабля" Брит.нац. библиотека.
..."Белый корабль" для начала XII века считался вершиной судостроительных технологий. Построил его Томас Фитц-Стефан, чей отец служил капитаном во флоте Вильгельма Завоевателя во время завоевания Англии. Он считался одним из лучших нормандских кораблей. Тактико-технические характеристики "Белого корабля" привести сейчас невозможно, ибо в летописях о длине-ширине-водоизмещении ни слова, но известно, что идти он мог под парусами и веслами (50 гребцов), на борту могли свободно разместиться 300 пассажиров. Хронист упоминает о спасательных шлюпках.
Подробности этого ЧП европейского масштаба известны благодаря английскому летописцу Одерику Виталию (Ordericus Vitalis). В ноябре 1120 года король Англии Генрих I Боклерк (сын Вильгельма Бастарда/Завоевателя) закончил на континенте военные операции против взбунтовавшихся Нормандских баронов и решил вернуться в Англию.
Для переправы через Ла-Манш ему был предложен «Белый корабль». Однако король спешил и уже заранее договорился об использовании другого судна более лёгкого и быстрого. Сам он отплыл днём 25 ноября 1120 года, а на "Белом корабле"(BLANCHE-NEF) в плавание отправился наследник трона Вильгельм Аделин. Вместе с ним на этом корабле должна была вернуться в Англию большая группа придворных и англонормандских аристократов. Среди пассажиров должен был быть и Стефан Блуаский, племянник короля Генриха I, но незадолго до отплытия он сошёл на берег, по свидетельству Ордерика Виталия, из-за заболевания дизентерией.
Всего на борту находилось 140 рыцарей, 18 знатных дам, плюс прислуга и экипаж, итого более трех сотен человек. Отправление «Белого корабля» сопровождалось празднеством в честь победы и распитием вина,что в большом количестве доставили на борт по приказу принца Вильгельма. Это собственно отмечает и летописец, что к вечеру 25 числа празднующие победу дворяне были изрядно выпимши.
Отход корабля задержался до позднего вечера 25 ноября 1120 г., когда остальные суда английского короля уже находились в Ла-Манше. Вильгельм приказал матросам ускорить греблю, чтобы наверстать упущенное время и догнать королевский флот. Но при выходе из эстуария Сены, неподалёку от Барфлёра, «Белый корабль» в темноте наткнулся на полускрытую в воде скалу и быстро пошёл ко дну. Вильгельму, по легенде, удалось воспользоваться спасательной лодкой, но при попытке спасти свою сестру Матильду Першскую и других придворных его лодка также разбилась и утонула. В катастрофе погибли все находящиеся на борту «Белого корабля». Согласно легенде, выжил лишь один человек — мясник из Руана по имени Берольд, который и рассказал историю гибели судна. Потеря ТАКОГО числа рыцарей (140!) очень сильно ударила по аристократии Англии, а гибель единственного законного наследника короля Генриха в итоге привела к гражданской войне 1135-1154 годов.
Английский король первоначально остановил выбор своего наследника на Стефане Блуаском(которого спасла дизентерия ). Однако в 1125 г.король решил провозгласить наследницей свою дочь Матильду. Перспектива передачи престола женщине вызвала недовольство среди части англонормандских аристократов и после смерти Генриха I в 1135 г. в стране началась затяжная гражданская война между сторонниками Стефана Блуаского и Матильды.
Сцена крушения «Белого корабля» является прологом к известному роману Кена Фоллетта «Столпы Земли». Использовался материал из ВиКи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Белый_корабль
Всегда, в разные времена, в разных странах и на разных континентах испокон веков люди добывали огонь. Огонь был для них не только средством приготовления пищи и источником тепла и света – он был важной частью таких технологических процессов как обжиг глины (получение керамики), позднее плавки металла, получения стекла.
Какими же были способы добычи огня? Если же обратиться к истории Европы, то последние 13-14 веков, а точнее века с VII, здесь был распространен такой способ получения огня : Трут, кремень и кресало были теми инструментами которые прочно вошли в быт европейских народов.
* Кресало представляет собой полоску закаленной стали, имеющую на своей поверхности очень мелкую насечку/ реконструкция/
Археологи по сей день находят кресала самых разнообразных форм. Просто диву даёшься. Вроде бы самая обычная вещь в хозяйстве, а до чего ж выполнена искуссно.
кресало викингов из Швеции.
около 900 -1200 гг. Германия.
Именно получения огня при помощи кресала стало прототипом кремниевых ружей и пистолетов, а сам принцип лег в основу конструкции современной бытовой зажигалки.
* В качестве «кремня» издавна применяется природный сульфид железа — минерал пирит (pyrite). По-гречески кремень — pyropetra (огненный камень). Пирит и пиропетра — это простые названия средневекового огнива. Точное происхождение применения пирита в качестве «кремня» неизвестно, в то же время ряд источников ссылается на тот факт, что эффект «кремня» был впервые замечен рудокопами Германии в раннем средневековье.
* В качестве трута (это то,что должно разгореться благодаря полученным искрам) выбирается любой волокнистый материал, способный к немедленному возгоранию (тлению) при попадании искр. В Средневековье это могли быть:хлопок, высушенный мох, волокна льна. Проще говоря, в качестве трута чаще всего выступала опаленная сухая ткань (тряпка).
использовались материалы отседова:http://makeyourfire.com/
Выдержки из книги Яна Мортимера 'The Time Traveller's Guide to Medieval England' /в этой книге автор подробно описывает Англию и англичан 14 века/
* всего 6-7% населения живет в городах; в Лондоне на 1377 год население примерно оценивается в 40,000 человек (т.е. меньше чем в Париже, Брюгге, Генте, Венеции, Флоренции и Риме),
* в Лондоне в xiv веке озаботились чистотой улиц: в 1355 году, скажем, запретили сбрасывать экскременты в окружающий Флитскую тюрьму ров (из опасений за здоровье заключенных), а уже в 1388 за загрязнение рек, прудов, рвов и канав можно было нарваться в бешеный штраф в 20 фунтов (при том, что годовой доход каменщика мог быть примерно 7-17 фунтов, и это было много).
* средний возраст населения - 21 год, а средняя продолжительность жизни - 50.
* средний рост для мужчины - 172 см, для женщины - 158-159 cм; при этом аристократы в среднем выше крестьян и вообще мало чем отличаются от современного англичанина.
* зимой леса действительно стоят черные и страшные, поскольку вечнозеленых деревьев и кустарников в XIV веке в Англии практически нет, за исключением остролиста;
а на волка шанс нарваться невелик, почти всех волков к середине xiv века уже перебили;
* одной из самых жестоких игр остается футбол, в котором не то что правила офсайда - вообще никаких правил нет.
По поводу здоровья и роста средневекового человека всегда пишут много мути, декать хилые были, гнило-беззубые и низкорослые. Вот выдержки из статьи по английским раскопкам братских могил, в которых упокоились солдаты, павшие в битве при Таутоне(Сомерсетшир) между Ланкастерами и Йорками.
тут это было:
- средний рост 1.71 метра (разлёт от 1.5 до 1.8 метров), самыми высокими были самые старые солдаты, видимо профессионалы, всего на 4 см ниже среднего современного англичанина;
- даже у простых солдат признаки крепкого здоровья и хорошего питания, сильные зубы, заметно очень крепкое телосложение и вообще активный образ жизни (об этом археологи вообще часто пишут, но их никто не слушает); Полная статья тут: http://www.economist.com/node/17722650
Многие европейские народы использовали рога полорогих животных для употребления вина и других напитков. Рога для вина были особенно распространены в античном мире, в древних кельтских и германском обществах.
Библия Святого Луиса (La Bible de Saint Louis)
В античном мире обычай пить вино из рога ассоциировался с фракийцами и со скифами. С наступлением железного века традиция использования рогов животных при распитии вина проникла и на север Европы. Германские народы отдавали предпочтение рогам туров и зубров. Эта посуда широко употреблялась на пирах викингов, питьевые рога упоминаются и в «Беовульфе». Племенные вожди могли позволить себя рога, оправленные в драгоценные металлы, либо полностью изготовленные из них.
Питейный рог времени Меровингов
Франция. Датировка миниатюры: 1289
Рог с территории Венгрии. 1400-50 гг.
Истребление туров и зубров в период Средневековья привело к тому, что рога стали изготавливаться исключительно из металла либо стекла. В XVII веке немецкие ювелиры ввели моду на рога из слоновой кости, которые могли покрываться богатой резьбой.
Восемь негритят в Девон ушли потом, Один не возвратился, остались всемером... («Ten Little Niggers».Агата Кристи)
Темнокожие в средневековом обществе
Крещение негра. Миниатюра в рукописи. Испания, ок.1260—1280.
Оказалось, что были даже темнокожие святые. Например Св. Мавриций. Статуя в Магдебургском соборе. Ок. 1240—1250. По легенде, святой был римским воином Фиваидского легиона и претерпел мученичество в Швейцарии в III веке. Из-за предполагаемого африканского происхождения его нередко изображали темнокожим.
В позднее Средневековье одного из волхвов изображали темнокожим. Ханс Мемлинг. Поклонение волхвов. Фрагмент с фигурой одного из волхвов
Но был и иной аспект: черный цвет был самым распространенным способом обозначения зла и очень часто связывался с Сатаной, само по себе это не делало темнокожих слугами дьявола, но делало их положение в какой-то мере уязвимым.
Кодекс Ауреус. Германия, 1043—1044. Миниатюра к притче о богаче и Лазаре показывает, как душу богача черти уносят в Ад, где лежит скованный Люцифер.
Палачей и мучителей, как исчадий Ада, поэтому нередко изображали темнокожими.
Фреска Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. Капелла дель Арена в Падуе. Италия, ок. 1305.
А теперь археологические исследования. В Англии найдено средневековое захоронение африканца.
В районе мужского монастыря 13 века командой исследователей был обнаружен скелет, который может являться доказательством, что африканцы жили в средневековой Англии.
Фото с места, где был сделана находка.
Эксперты криминалисты из Шотландского Университета Данди/University of Dundee Scotland/ считают, что кости, скорей всего принадлежали человеку с территории современного Туниса, который прежде чем умер, провёл около 10-и лет в Англии.
"Я считаю,что это первое вещественное доказательство присутствия африканцев в средневековой Англии", - сказал Джим Болтон, историк Лондонского университета Королевы Марии, -" найденный скелет представляет большой интерес".
Похоже, что человек умер от спинного абсцесса. В процессе изучения и находки и исторических записей мужского монастыря, где он был похоронен, скелет был идентифицирован. Ведь отличить африканца можно не только по цвету кожи, как считают многие, а по структуре костяка - сказала Маллетт/Xanthe Mallett/ эксперт Центра анатомии и идентификации человека в Данди. По её словам, размер носовой кости и форма "орбиты" отличны у людских скелетов европейского и африканского происхождения. Путём изотопного анализа, техника которая рассматривает сочетания элементов в тканях человека. У людей из разных областей такие элементы накапливаются по-разному, анализ их останков может определить где они выросли, где жили и даже чем питались. "Каждая область имеет различную изотопную подпись",- сказала эксперт Xanthe Mallett.
Пока не ясно, как человек проделал такой путь из Туниса в Ипсвич, город на юге-востоке Англии(графство Саффолк). BBC's "History Cold Case" предпологает, что возможно этот человек попал в Англию во время Крестовых походов. Маллет и Болтон думают, что человек мог перебраться сюда из Испании. То, что африканец был похоронен в освящённой земле предполагает,что он был не только христианином, но возможно и уважаемым членом общества.
Христос с двумя пленниками. Мозаика из монастыря Сан-Томмазо ин Формис в Риме. Италия, ок. 1212.
"Находка показала, что многое ещё нужно исследовать, дабы понять как часто и далеко путешествовали люди в тот период времени" - добавил историк Джим Болтон, - "Ведь мы так мало знаем о миграции простых людей". http://news.discovery.com/history/medie … gland.html
Выдержки из книги Яна Мортимера 'The Time Traveller's Guide to Medieval England'
Еще немного оттуда.
Если вы остановились на постоялом дворе (inn), то шансы оказаться в одной постели с другими постояльцами велики (не подумайте ничего плохого, просто не выдавать же каждому путешественнику по кровати! потеснятся);
в 1337 году Эдвард III издает закон, согласно которому футбол (и почти все остальные виды спорта) запрещены под страхом смертной казни, и единственным “спортом”, доступным простолюдинам, становится стрельба из лука. В 1363 смертную казнь заменили тюремным заключением, но государственный интерес к лучникам не уменьшился; одна из самых популярных азартных игр – кости: с двумя кубиками (hazard) и тремя (raffle). Карты в Англии, несмотря на близость к их родине – Франции, пока большой популярности не снискали;
завтрак для англичанина – странная причуда; большинство ограничивается двумя приемами пищи: обедом (в 10-11 утра) и ужином (4-5 часов вечера); несмотря на то, что Черная Смерть – эпидемия 1348 года – была самой губительной из чумных эпидемий XIV века, заболеть можно и позже. К примеру, эпидемия 1361-1362 года была особенно жестока к детям, и порядка четверти наследников всех земель в королевстве гибнет в эту эпидемию;
турнирные доспехи рыцаря весят 80-100 фунтов (36 – 45 кг), сам рыцарь – под 200 фунтов (нормальные такие 90 кг), в общем, после этого путешественникам просто так в турнире поучаствовать не захочется, надеюсь – хотя Мортимер утешительно замечает, что количество погибших несколько падает по сравнению с XIII веком;
Что приходит в голову, когда слышишь название какой-либо страны? Например Шотландия. Ага. Конечно это килт/тартан/, волынка, горные склоны, поросшие вереском и свежий ветер. Германия: Бюргеры с коротких кожаных штанцах- ледерхозерах, пиво, капуста со знаменитыми колбасками и т.д.
А так вот видели страны художники-миниатюристы 15 века:
Auteur/Titrе: secrets de l'histoire naturelle Nom de pays: france Siècle: 15ème siècle Date: vers 1480-1485 Artiste: robinet.testard Ирландия - зелёный медвежий остров.
Англия. Français 22971, fol. 9v, Grande Bretagne : Angleterre Англичане, как и подобает настоящим англичанам занимаются стрельбой из лука, борьбой, всадники ведут мини-сражение на копьях. Настоящие джентльмены!
Германия. Весьма спокойная картина. Замки и лоси меланхолично жующие траву.
Италия - страна макаронников? Оказалось, что нет. Страна, где плавают безо всего, даже без брэ.
Испания оказалась страной жутковатой и довольно опасной. Демоны тут прям средь бела дня нападают на людей и воруют младенцев. Во как.
В Богемии/Чехии/ тоже не спокойно. В дремучих богемских лесах водится агрессивный зверь неопознанного вида, нападающий на охотников.
С Индией всё ясно. Время идёт, перемен не не шибко и много. Слоны тогда, слоны сейчас...
Страна, где пашут на верблюдах. Значит в южной стороне где-то.
Потому как сегодня первое апреля, будет вот такая подборка, дурацкая во всех смыслах.
"Сказал безумец в сердце своём"... Заглавная буква английской Библии второй половины XIII века. Уильям из Девона, Wills devoniensis scripsit istum.
Вообще средневековый псих-дурак-городской сумасшедший-шут довольно многолик и показан он на миниатюрах, как-бы сказать, разносторонне. В более ранних он показан сильно дурковатым, в руках, как правило, надгрызенная лепёшка и дубинка(посох).Он бос и почти обнажён.
Французский псалтирь второй половины XIII века.
Чуток позжее дурак обрёл речь и стал оспаривать и даже наставлять людей разумных.
Восточная Англия. 14 век.
Бог с облаков взирает на спор монаха и дурака. Псалтирь Стефана. Дерби.Англия. 1348-1374 гг.
Дальше сей дурень превращается в шута. Он обрёл проф.одёжу, колпак с бубенцами и погремушку(либо бычий моч.пузырь на палке)
Заглавная буквица из книги. Лондон. Англия,конец 15 века.
Псалтирь епархии Лимож. Франция, конец 15 века.
Непристойное поведение шутам не взбранялась. Дурак есть дурак.Что с безумца взять-то?
Царь Давид и дурак.Psalter and Missal excerpts ('The Whetenal Psalter'). Англия, начало 15 века.
"эй псих, куда бежишь как сумасшедший". Побег из психоневрологического диспансера солнечной Италии. Псалтирь. Италия, нач.16 века.
ну и последняя. Тут Бог смотрит на людей сокрушённо, но сие видит только шут. Англия,нач.15 века.
Астролябия (греч. ἁστρολάβον, астролабон, «берущий звезды») — один из старейших астрономических инструментов.
английская астролябия 14 века.
Астролябия как астрономический прибор была широко известна и распространена ещё в античность. С XII века астролябии становятся известны в Западной Европе, где вначале использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять свои по арабским образцам. С помощью астролябии можно было по высоте солнца с точностью определить время и с точностью до градуса местоположение (широту). Можно было измерить высоту звезд(?) и зданий, также её использовали для многих других расчетов и наблюдений. На обратной стороне астролябии есть круги для расчетов, связанных с календарем, а также календарь зодиака. Также имелся календарь, в котором были отмечены святые дни и праздники, тем самым обеспечивая удобный справочник для средневекового религиозного человека.
Схема из трактата. 14 век, Англия.
Сен Олбанс. середина 13 века.Англия.
Миниатюра 13 века, где трое учёных делают какие-то измерения.
человек использует астролябию для измерения высоты здания.Ксилография.16 век
Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XV—XVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности. Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах.
астроном с астролябией.Англия, средина 12 века.Трактат об астрономии. Чудеса Востока
С интересом и удовольствием знакомлюсь с книгой Эварта Окшотта "Рыцарь и его замок". Предлагаю ее вашему вниманию: http://flibusta.net/b/236771 Выдержки из книги, показавшиеся мне ну очень интересными:
Еще один интересный источник сведений об обыденной жизни графа – это расходные книги за 1431—1432 годы. В 1431 году малолетний Генрих VI, которому тогда едва сравнялось десять лет, отправился во Францию, чтобы короноваться в Париже; в расходной книге графа мы находим несколько упоминаний об этом визите.
Первая запись в книге касается пергамента и переплета, заказанных для изготовления самой книги; есть множество записей следующего типа: «За три груза тростника, купленного у Халшайда для покоев лорда и леди, 23 шиллинга». Но более интересны, такие, например, записи о состоявшихся визитах: «Суббота 23 июня. Прибыл король с двумя герцогами, шестью рыцарями, восемнадцатью дворянами и двадцатью йоменами для выпивки, после которой все уехали». «Понедельник 6 августа. Лорд, после завтрака, отбыл с одиннадцатью дворянами, тринадцатью йоменами, двенадцатью слугами, восемью пажами при двадцати шести лошадях. Также прибыли мадам Тэлбот с одной девицей, одним дворянином, монахиней из Лэйна, Уильям Норрейс, Ричард Бошамп, мастер Джон Аптон – все они отобедали, отужинали и отбыли прочь». «Понедельник 19 ноября. В связи с бракосочетанием Джеймса Драйленда и Алисы Лайтфут. Прибыли мадам Тэлбот с двумя девицами и четырьмя дворянами – все отобедали, отужинали и остались на ночлег. Также приехали граф Стаффорд, лорд де Одли, сэр Вильям Пейто и десять дворян и тринадцать йоменов, а также Джеймс Драйленд с восемью слугами, мадам Блонт, мадам Пейто, мадам Годард с восемью девицами, шестью женами членов городского совета, мастер Джон Аптон, четверо королевских йоменов. Все отобедали и удалились прочь».
Есть в книгах и другие записи, интересные тем, что они весьма подробно рассказывают о том, как люди путешествовали в те времена: «И за счет леди графини Уорвикской отправились водным путем из Руана в Париж. Путешествие началось в субботу 1 декабря, все плыли по реке в течение семи дней и, таким образом, прибыли в Париж в ночь с пятницы на субботу – с мадам Тэлбот, двумя девицами, тремя дворянами, одним слугой, мадам Годард с одной девицей, двумя йоменами, одним пажом, четырьмя королевскими офицерами, один дворянин кардинала с одним йоменом и двумя оружейниками, в одно время с пятьюдесятью четырьмя другими гостями». «И наняли одну баржу в Руане для перевозки припасов и продовольствия лорда, а именно пшеницы, овса, рыбы и дров и других предметов до Парижа, куда лорд направлялся на коронацию короля… и к пятнадцати баржам наняли еще одну для лорда герцога Бедфорда, для леди Уорвик с леди Тэлбот и девицами леди и с многими королевскими офицерами от Руана до Парижа на коронацию короля с платой 10 шиллингов мостовой пошлины… и передано из рук лорда и леди хозяину баржи за труды перехода от Руана через Париж – 8 фунтов 5 шиллингов – до Турнуа.
И за купленные четыре новых колеса для кареты лорда, а также на железо и гвозди для ремонта корпуса упомянутой кареты и за надзор Джона Болла вкупе с четырьмя постромками, купленными для той же работы. И за изготовление одной кареты для лорда под надзором Джона Болла».
Покои короля были расписаны, и, помимо этого, выстроена часовня для жены его старшего сына. В Ноттингеме, в замке, подаренном младшему и любимому сыну Генриха II, Иоанну (Джону), за период с 1180 по 1183 год были построены новое здание и покои. Возле замка устроили также паперть (место для раздачи милостыни), в замке поставили клетки для соколов, во дворе были разбиты сады и парк. Похоже, что Генрих очень любил сады, один был разбит напротив окон его покоев в Арундельском замке, чтобы король мог любоваться им из окна. Король Иоанн, в противоположность отцу, больше интересовался кухнями; в замках Мальборо и Лудгерсхолл были кухни с очагами такой величины, что в них можно было жарить одновременно туши двух или трех быков.
Про Джона не знаю, но очень хочу, чтоб было правдой. И очень может быть правдой, потому что Ноттингемский замок был всегда королевской резиденцией, и почему бы королю не подарить его любимому сыну? Вильгельм завоеватель это сделал, так чем Генрих хуже?
О путешествиях уже говорили,сейчас же просто миниатюры по этой теме.
В коллаже использованы миниатюры: 1.Прогулка по реке. Фландрия, XV век. 2.«Путешествия Сэра Джона Мандевиля» 1410-1412 года.
Миниатюра из путешествий Марко Поло.1400-1410 г. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.
Средневековые карты - песнь отдельная. Это не какие-то вам скучные контурные, масштабные или ещё какие карты. Это полёт мысли, фантазии, это искуссно выполненная картина.
Страница книги География /Geographia/ на латинском языке.1486 г. Германия. Сейчас находится в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета. Англия.
Средневековая карта Рима в этот период истории, когда папская столица переехала в город Авиньон на Францию (с 1305 до 1378 г.) На карте города Рим представлен, как вдова, которая жалуется на потерю папства.
Однако не стоит думать, что люди того времени страдали топографическим кретинизмом. Ни в коем разе! Конечно же немало было людей, имеющих теоретические представления и практические знания. Ну к примеру те же купцы, мореходы. Купцы всегда и во все времена возили свои товары, и их путешествия по морям были довольно рискованным делом.
Нептун снисходительно взирает на корабль, полный людей. Рукопись Épître d'Othéa. 15 век, Франция.
А эта деталь рукописи английской, 1187-1205 гг. Четверо мужчин на небольшом паруснике. (рожа вверху слева это ветер)
Странники на витраже в St. Alphege's Church. Бирмингем, Англия. Витраж конечно далеко не средневековый, но нравится очень.
Ну вот ещё два способа поездок: * Венера едет в своей колеснице, запряжённой птицами. Роман о розе, 15 век, Франция.
* часослов начала 16 века. Север Франции (на миниатюре Рыцарь Лебедь Лоэнгрин)
* * * Первое в мировой истории достоверно зарегистрированное падение метеорита датируется 16 ноября 1492 года. Это произошло возле деревни Энсисхейм(Ensisheim), в Верхнем Рейне (современная Франция). Падение было запечатлено многочисленными очевидцами. Альбрехт Дюрер нарисовал цветной рисунок события.
Камень, упавший с небес, весил 126 кг. Император Священной Римской империи Максимилиан I ездил на место падения, а после повелел приковать метеорит цепями к стене городского храма, "дабы не смог улететь обратно в небо".
Boke of Astronomy and off Philosophye'.Англия,15 в.
Про научные и псевдонаучные споры о природе метеоритов можно рассказывать долго, но стоит упомянуть лишь о классическом казусе Парижской Академии наук, которая в 1769г. постановила «камни не могу падать с неба — на небе нет камней». Официальная наука отрицала внеземную природу метеоритов вплоть до падения метеорита в предместье Парижа городе Эгль в 1803г., которое случилось средь бела дня.
Сегодня встретимся в таверне И соберя народ вокруг, Расскажем новые мы бредни, Повеселя друзей, подруг.
Украсим выпивку мы смехом, Да, колкость к знати привлечём И вечер будет вам потехой, Тепло друзей как отчий дом.
Потом нас выдадут. У стражи В запасе "верные друзья". Да, только хватятся пропажи - Таверна будет вновь пуста!
Мы растворимся этой ночью И разойдёмся по домам, Но не надолго, между прочим, Нам утром петь для милых дам. (с) Трувор
Первое упоминание о питейных заведениях в Англии относится к 745 году. Тогда архиепископ Йоркский строго-настрого запретил священникам закусывать, а главное, выпивать в тавернах. Ведь пили они там не что иное, как хмельной эль - напиток, сваренный из ячменя, воды и дрожжей. А куда было деваться? В те славные годы именно эль был самым популярным утолителем горестей и жажды всех жителей большого острова. Тогдашний эль был сладким и отличался запредельной крепостью, но быстро скисал. Для производства доброго эля требовались недюжинные знания и умения. Поэтому семьи, которые открывали для себя секрет приготовления "веселого хлеба", непременно приглашали на кружечку-другую забористого напитка всех друзей и родственников. Гости валили валом, и, в конце концов, было решено брать с каждого небольшую мзду.
Так стихийно появились эльхаузы, и их количество по стране принялось расти как на дрожжах. И росло до тех пор, пока кентский король Этельберт не был вынужден издать указ, который ограничивал число точек, торгующих элем. Обозначать же эти "уголки общественной радости" было принято вовсе не доской с надписью "Эль" (поскольку немногие тогда поднимались до высот грамотности), а шестом, увенчанным хвойной веткой или змейкой плюща. Но чаще всего для обозначения таверны использовали пук соломы, который насаживали на шест, торчащий из окна над входом в пивную, или же врытый рядом с домом. Немецкое название некоторых пивных Besenwirtschaft (досл. “таверна с метлой”) имеет в корне именно эту традицию:
Помимо шеста с соломой, таверны обозначали и другими способами (кстати в средние века в городах из всех зданий особым образом обозначали только госпитали или дома докторов, а также здания пивных и винных домов (видимо, последние каким-то образом относились к медицине). Известно, что и в других немецких (и не только) городах использовались венки из листьев разных деревьев, ну и конечно же венки из листьев хмеля.
Вот например изображение улицы Кракова конца 15 века с миниатюры Кодекса Балтазара Бехема:
или так... Улоф Магнус. ("История северных народов").
Кроме того круглый венок мог восприниматься как солярный символ, и мог трансформироваться в круглые «солярные» эмблемы как на следующих изображениях:
И снова песнь по теме, для лучшего восприятия. Carmina Burana (Кармина Бурана) — рукописный поэтический сборник, известный также как Кодекс Буранус, Codex Buranus, сейчас хранится в Мюнхене. Песня нач. 13 века -"Сидя в таверне" ("In taberna quando sumus...").
Продолжая логическую цепочку, после вывесок «из чего варили пиво» нетрудно догадаться, что существовали вывески «чем / в чём варили пиво». Например, в средневековой Англии вместо шеста с соломой из окна иногда торчала лопата для солода, а в европейских странах до сих пор нетрудно узнать пивнушку по висящему над входом пивным бочонком.
Еще одним распространенным ("безымянным") знаком пивных домов в Средние века был колокол, как этот из “Tacuinum Sanitas”:
Вешали его по двум причинам: в домах где варили пиво (эль), колокол был средством оповещения о пожаре, который нередко там вспыхивал. В пивных колокол могли вешать, чтобы оповещать о закрытии заведения и наступлении “комендантского часа”. Кстати в некоторых английских пабах эта традиция жива до сих пор. Лишь в конце XIV века эту традицию нарушил король Ричард II, повелевший заменить зеленые насаждения и пуки соломы, обозначавшие таверны, вывесками. Он издал указ, согласно которому владельцы питейных заведений должны были обязательно обозначать свои заведения вывесками. В Лондоне на вывесках должна была красоваться личная эмблема короля – “White Hart” (Белый олень), которая до сих пор очень распространена. Тем самым он внес яркий вклад в художественное оформление британских городов и весей.
Ричард II (изображение из Вестминстерского аббатства) и его "белый олень".
Рано или поздно в европейском городе становилось достаточно много заведений, где бюргер,заезжий крестьянин или даже благородный господин мог испробовать пенистый напиток. Часто на одной улице, рядом или друг напротив друга, стояли несколько пивных. И тут начинала работать фантазия хозяев. Над европейскими тавернами появлялись «говорящие» вывески с изображениями абсолютно разного содержания. Причем очень долгое время эти вывески сосуществовали со своими архаичными «безымянными собратьями».
Фрагмент картины П.Брейгеля "Нидерландские пословицы".
Это было что-то наподобие деревянной таблички,прикреплённой к балке и торчащей из здания (на Британских островах, как нигде больше, много сохранившихся традиционных названий и вывесок, в целом именно такая форма практикуется до сих пор). Есть такое заведение "Путешествие в Иерусалим", вырубленное в скале под стенами Ноттингемского замка существует с 12 века и действует по сей день. Именно в его стенах останавливались рыцари, отправлявшиеся крестовые походы. Ну раз уж затронута тема крестовых, то можно упомянуть о категории вывесок с очень популярной в средние века темой. Это конечно вывески с атрибутами христианской веры. Самыми распространенными были вывески с крестом, ключами св. Петра, ягненок с хоругвью.
Вывески современных английских таверн:
Особенно мне вот эта нравится, называется "Леди Мериен" - это в графстве Ноттингемшир. (Напиться в марьяшку. )
Содержание вывесок было многообразным, впрочем как и названия заведений. Вообще стоит перечислить категории по которым питейное заведение получало вывеску или название. Одной из них было местоположение питейного заведения. Например, крест на вывеске, помимо набожности владельца, мог указывать на то, что пивная находится возле церкви или попросту на перекрестке дорог. В Англии «Две стрелы» не значило, что там основная публика – лучники, а всего лишь, что паб стоит на распутье. Паб «Ye Olde Trip to Jerusalem” в Ноттингеме (основан в 1189!) своим названием красноречиво указывает, кто останавливался в его стенах в средние века. Также близостью к центрам паломничества, монастырям и аббатствам, часто и объясняется название пивного дома в честь конкретных святых с соответствующей атрибутикой святого на вывеске.
Миниатюра из "Хроник Фруассара". Франция, 15 в.
Во времена «Войны роз», цветок розы украшал вывески многих таверн королевства и менял цвет в зависимости от того, в чьих владениях находился паб, или какой из сторон хозяева пивной благоволят. Худо было, если в паб заявлялись солдаты из противоположного лагеря… Вообще в Англии со времен средневековья сохранилось очень много вывесок с геральдическими животными. Так белый лев был эмблемой Эдварда IV, белый вепрь – Ричарда III, а кованая решетка – Генриха VII. Вот еще немного геральдических вывесок. Самое распространенное название (и вывеска соответственно) пабов в Великобритании – The Red Lion (Красный Лев).
Медведь, эмблема графа Уорвик.
Таверна на фрагменте картины И.Босха "Бродяга". Конец 15 в. Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды.
Городская средневековая таверна. Находится неподалеку от Праги. Довольно неплохо выдержан стиль, даже на полу не забыли разбросать солому.
Из рекламного проспекта этой таверны:
Средневековая старочешская таверна, расположена на территории Замка Детенице, в ней по сей день варят пиво «любви» на открытом огне. Туристы со всего земного шара едут сюда, чтобы представить себя простолюдином в далекие средневековые лета. Прямо при входе в таверну начинают происходить интересные вещи. Сначала вас встретит грязная нищенка, а грубый неотесанный трактирщик проводит вас в плохо освещенное помещение к вашему столику и прорычит хриплым голосом:«Что жрать будете?» Вино Вам подадут в тяжелом кубке, а блюдо, которое Вы закажете, нужно будет кушать руками без вилки и ножа, и вместо салфеток Вам придется использовать кусок хлеба, отломанный от круглой буханки! К Вашему столу периодически будут подходить девицы легкого поведения, кричать скрипучими голосами священники, донимать просьбами ведьмы и разбойники. В этой таверне Вы полностью погрузитесь в роль древнего путника. Раскрепоститесь, поддайтесь захватившим Вас ощущениям, покушайте от души жареного мяса, запейте все это только что сваренным пивом, и Вы никогда не забудете это приключение! http://czecho.ru/2010/10/sredneveko...verna-detenice/
Почему утрированно? Только в части привлечения Босха в качестве источника информации. Он как раз проблемы и высвечивал, художественно, так сказать. Поэтому наносить на карту его творчество нельзя В остальном - согласна. Иначе меня бы тут не было Ибо все такие высокоразвитые, цивилизованные и сытые европейцы ни разу не побежали бы полными кораблями в ужасную, голодную, замшелую и грязную Россию XVIII века. Народ не любит вспоминать о том, что Нобель родился, вырос и вел свои дела в ужасной варварской неразвитой России, когда вручают премии и т.п. Очень уж русские злоупотребляют самокритикой. Англия - это вообще жуть какая-то. Любое исследование нравов и быта Викторианской эпохи невозможно читать без содрогания. На фоне этого Средневековье выглядит вполне себе комфортно.
Ибо все такие высокоразвитые, цивилизованные и сытые европейцы ни разу не побежали бы полными кораблями в ужасную, голодную, замшелую и грязную Россию XVIII века.
А Конкиста? А Крестовые походы? А колонизация Англией всего и вся? Бегом-бегом из Европы! Жрать нечего, работать идальго не умели - это моветон! - куда им еще деваться-то... То же самое с Англией... куда деваться 2м-3м-4м сыновьям сэров? Только делать себя самим... В Англии-то все уже давным-давно поделено...
Типы темпераментов на примере супружеских отношений, соответственно флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик. 'Codex Schürstab 1472, Цюрихская библиотека [реклама вместо картинки]
Ассоциации, возникающие при упоминании «ледникового периода», у большинства людей, как правило, одинаковы – древние времена, замерзающие мамонты и дикие пещерные люди… Однако сравнительно недавно (с XIV по начало XIX века) средневековая Европа (и не только) пережила природное явление, навсегда изменившее ее историю, и название этого катаклизма – малый ледниковый период. Историки отмечают несколько фаз развития данного явления, но самой неожиданной, и, соответственно самой страшной и тяжелой для людей, была начальная стадия. В это самое время на европейскую часть континента обрушился холод… и люди оказались совершенно не готовы к такому повороту событий.
Историки, изучающие средневековье давно уже пришли к выводу, что XIII век был одним из самых благоприятных для жизни людей. По территории всей Англии, Шотландии и даже в северной части Германии обильно произрастали фруктовые сады и виноградники. Крестьяне собирали богатые урожаи, амбары и склады замков ломились от припасов… И вдруг, все резко меняется. Начиная с 1311 года в течение долгих 4-х лет погода на европейском континенте устанавливается ужасная. Лето, вместо привычного теплого, солнечного – становится пасмурным, с обилием затяжных холодных дождей – гибнут урожаи, пустеют склады и амбары. Суровые зимы, о которых и не слышали на большей части Европы, вымораживают сады и виноградники. А феодальная знать и слышать ничего не желает о возникающих крестьянских трудностях, желая и дальше продолжать жить как привыкли - «на широкую ногу». Усиливается эксплуатация крестьян, но земля не может дать достаточно урожая в изменившихся условиях. Начинается массовый голод крестьян, возникают стихийные бунты и восстания.
«Великий голод» 1315-1317 годов унес жизни нескольких миллионов человек. По данным специалистов во многих городах от голода вымирало не менее четверти населения. Страшная напасть поражает всю Северную Европу – от Англии до Польши и продолжается в течение 2-х лет, затем ситуация несколько улучшается, но недостаток продовольствия ощущается на всей территории почти до 1325 года.
Европейские исторические хроники того времени изобилуют ужасающими подробностями. В городах, куда уменьшается (а то и прекращается вовсе) поступление продовольствия из деревень, царят болезни, мародерство, а порой и откровенный каннибализм. Все призывы церковников, к сохранению человеческого облика, повсеместно игнорировались – люди пытались выжить любыми способами. Согласно историческим картам того времени, языки ледников Исландии и Скандинавии были на несколько километров длиннее чем в настоящее время, альпийские ледники в конце XIV века также стали спускаться в близлежащие долины. Многочисленные свидетельства о сходах лавин, катастрофических наводнениях и селях, прорывах запруженных озер – являются свидетельством того, что природный катаклизм затронул и эти территории. Расположенные в горах Тироля золотодобывающие шахты, еще в середине XV века действующие, к концу XV века погребены под 20 метровой толщей льда.
В исландских сагах XIII-XIV веков часто упоминаются тяжелейшие условия плавания, и непроходимые льды у берегов Исландии. Все чаще замерзает южная часть Балтики, а жители Гренландии
Тяжелые условия плавания в Северной Атлантике в XIII-XIV вв. неоднократно упоминаются в исландских сагах. Все чаще возникала ледовая блокада у берегов Исландии, участились случаи замерзания южной части Балтики, а многим жителям Гренландии, пришлось покинуть свои селения из-за наступающих холодов.
В XIV веке жителям Исландии приходится отказаться от выращивания зерновых культур – в наступивших климатических условиях они просто не вызревают…
Советскими учеными, климатологом Е. Борисенковым и историком В. Пасецким, были опубликовали данные об изменениях климата Восточной Европы на протяжении XI-XVIII вв. на основании анализа русских летописей. В них упоминаются не только различные исторические события, но и даны красочные описания природы, отмечаются даты наступления суровых зим, летние непогоды, засухи, дожди и снегопады, приносившие голод и смерть людям.
В течение X и XI вв. и на Руси преобладала теплая и часто засушливая погода. Засухи повторялись довольно часто. Не только неурожаи, но и многочисленные пожары были в то время подлинным народным бедствием и уносили много жизней. К концу XIII в. погодные условия стали меняться, летние месяцы становились прохладными, а зимы - суровее и морознее. XIII столетие принесло новые беды. Зимой 1203 г. наступили жестокие морозы. Засушливым и голодным был 1214 г. Засухи, пожары и голод охватывали почти ежегодно многие русские территории. Всего в XIII в. отмечено более 130 различных экстремальных природных явлений- засухи, наводнения, дожди, обильные снега, сильнейшие морозы, ураганы. Более жестокие испытания ждали русский народ в последующие годы малого ледникового периода.
В течение XIV в. жестокие зимние морозы сменялись дождливыми и прохладными летними месяцами. Всего за XIV столетие зарегистрировано более 150 необычных климатических явлений - сильные морозы, холодные осени, затяжные весны с морозами и снегопадами (нередко даже в середине мая происходили снегопады), засухи и наводнения. Гибнет урожай зерновых, от недоедания погибает скот. Во время засухи горят леса и поселения. Неоднократно пожары охватывали многие русские города. Горели Новгород и Москва, Псков и Смоленск, Тверь и Суздаль. Нередко возникали крупные эпидемии.
Природные условия XV в. также не отличались особой стабильностью. Насчитывается около 150 чрезвычайных природных явлений и катастрофических случаев, прямо связанных с погодными условиями. Кроме необычайно сильных морозов и снегов, летние сезоны были то очень засушливыми и жаркими, то очень холодными и дождливыми. По погодным и климатическим условиям XVI в. был очень похож на предыдущие. Стихийные бедствия следовали одно за другим. Ливневые дожди сменялись засухами, а затем наступали прохладные сезоны. От голода, холода и эпидемий в Русском государстве погибали сотни тысяч человек. Некоторый спад экстремальных явлений наблюдался в XVII в. На это столетие приходится около 26 засушливых сезонов, 10 дождливых летних периодов и 20 необычайно холодных зим.
Со второй половины XIX в. температуры стали повышаться. Особенно отчетливо потепление стало проявляться после 1875 г. Постепенно сокращается площадь горных ледников, растут интенсивность и продолжительность теплых сезонов, повышаются средние летние и средние годовые температуры. В связи с этим мигрируют животные, перемещаются растительные сообщества и меняются ландшафты. Похолодание в малом ледниковом периоде происходило не только в Европе, но и во всех частях света. Китайские летописи свидетельствуют о существовании самых сильных холодов в XIII-XVIII вв. Примерно в это же время наблюдается сильное похолодание в Японии. Расширились горные ледники. По оценкам японских климатологов, температуры лета и зимы были на 2° ниже современных. Летние сезоны, как правило, были дождливыми и нередко случались крупные катастрофические наводнения.
Много объяснений предложено для обоснования механизма развития малого ледникового периода. Неопровержимо установлено, что понижение температур нарушило веками сложившееся взаимодействие между океаном и атмосферой. В отличие от современной эпохи распределение атмосферного давления на земной поверхности было иным. В Северном полушарии имелись три различных циклонических минумума. Один из них располагался между Гренландией и Лабрадором, другой - между Исландией и Северной Норвегией, а третий - в районе Исландии. В эти районы с юга был направлен мощный поток теплого воздуха, но мощность его была значительно меньшей, чем в настоящее время. Поэтому температуры в средних широтах были существенно ниже. Дыхание холодной Арктики испытывали на себе огромные просторы Канады и севера Евразии. Потоки холодного воздуха беспрепятственно распространялись почти по всей Евразии вплоть до побережья Индийского океана.
Влияние изменившегося климата на исторические события было очень велико. Именно оно стало причиной «великого голода» 1315-1317 годов. Именно «благодаря» ему, ослабленная Европа не могла противостоять волне страшных 1347 – 1352г.г. эпидемий, выкосившим чуть ли не половину населения городов и деревень. Несомненно, не без этого влияния изменились и сами люди… Вынужденные выживать в ухудшившихся условиях они становятся жестче, злее, безжалостнее – войны перестают быть «по-рыцарски» благородными, выводя на первый план действенность и эффективность.
При господстве феодальных начал борьба сильнее союза, сила - важнее права: жизнь гораздо больше подчиняется нравам, чем учреждениям, личной или групповой инициативе - чем общему закону, который заменяется устными, местными, очень шаткими обычаями. В такую эпоху война является не только единственной действительной формой охраны договоров и прав, но и могучим средством закрепления привилегий, достигнутых их нарушением, препятствием для выработки твердых, постоянных юридических и государственных норм ее. Верховная политическая власть сделалась во время Ф. предметом частной собственности; " частные войны" между сеньорами заняли место вооруженных столкновений между нациями. В общем, всякий благородный сеньор обладал "правом войны" и мог вести войну со всяким другим, кроме своего ближайшего сеньора. В возникавших спорах ему принадлежал выбор между судом и войной. Чтобы начать войну, надо было только заявить себя оскорбленным или фактически вступить в ссору. По приказанию сеньора за ним должны были идти его родичи - по чести, вассалы - по договору, сельское население - по приказанию (главную силу сеньориального войска составляли, впрочем, не ротюрьеры, а рыцари). Феодал являлся буйным и смелым варваром, опиравшимся на "Бога и свой меч". Высота воинской энергии и стойкости была показателем силы социального притяжения сеньора; она же, развиваясь на почве фьефа-сеньории, служила источником и органом связей между личностями, определяющей чертой феодального быта и нравов. Особенность эта находила свое материальное воплощение в самом господствовавшем типе оседлости. Замок стал в средние века на месте городского общежития ("курии"), преобладавшего в римском мире. Еще во время империи крупная частновладельческая вилла (поместье) стала подавлять городскую группу. Варварское государство (Меровингское) подорвало ее еще больше, Каролингская реформа не возродила, и к Χ в. резиденция сильного помещика-сеньора окончательно стала центром социального объединения. Вследствие постоянной борьбы между различными элементами общества барский двор должен был укрепиться (впрочем, виллы римских магнатов V в. уже называются иногда castella) для защиты господина против чужого насилия и для опоры его собственных воинских предприятий. К XI в. замки совершенно покрыли Францию. В момента воцарения Капетингов они уже восторжествовали над всеми другими видами поселений. Они размножались с неимоверной быстротой и пышно расцветали даже в смысле архитектурной техники (tours, dongeons). Некоторые из них вырастали на местах прежних усадеб-вилл, но чаще выбирались крепкие и от природы пункты, неприступные или господствующие над рекой или дорогой. Замок притягивал к себе деревни, порабощал города; он являлся центром, где возникали и крепли личные связи, составлявшие движущее начало жизни феодального общества: в преданности и верности - сущность психологии населения замка. Эти чувства прежде всего объединяли кровных родичей его владельца. Нельзя назвать замковый быт "семейным уединением" (Гизо): его наполняла многочисленная группа возродившейся большой патриархальной семьи. Кругом домашнего очага, в мрачной, просторной столовой зале замка собирались кругом владельца и его жены сыновья и внуки со своими семьями, а также боковые родственники и зятья, вошедшие в дом вследствие браков с дочерьми его главы ("parent é "). Он - отец для всех, судья и властелин; они - ближайшим образом его верные. Общая защита ощущалась как первый долг. Взаимная помощь обеспечивала безопасность группы; в воинственную эпоху она должна была выразиться в оживлении обычая "кровной мести". "Фамильная честь блестит как алмаз, который нечестно пятнать" - таков девиз тогдашней нравственности. Поэзия того времени дает богатые образцы страшных семейных "вендетт" ("файд"), которые велись целыми родами против фамилии оскорбителей их доброго имени в продолжение целого ряда десятилетий. Подобными же фактами полны хроники. Феодальная семья силой вещей обращалась в воинское братство. Для укрепления своего она нуждалась в большом числе членов, которое не всегда давалось естественным размножением. Поэтому она пополнялась извне: к ней примыкали чужие, связываясь с ней феодальными узами. Вассалы проводили детство и юность в замке барона и привыкали смотреть на него как на приемного отца. Семья росла в форме "фиктивного родства", спускаясь иногда и вниз, притягивая в свой состав и слуг, кормившихся в замке. Таким образом наиболее сильные элементы населения каждой сеньории срастались в "искусственный клан" (maisnie), образовывали "клятвенное дружество" (la foi jur é e, le compagnonnage parfait), поддерживавшееся взаимными службами (доходившими до пожертвования жизнью) и шедшее на врагов в виде тесно сплоченного воинского товарищества (новой дружины). Песни и поэмы средневековья полны материала для характеристики подобных нравов. Могучие, хоть и суровые страсти связывали группу. Только крупные индивидуальности хорошо умещались в такую жизнь. Способность защищаться и нападать, покорять своей воле, всегдашняя готовность делиться благами, награждать за услугу подчиняют вождю души подданных и вслед за покорностью вызывают в них преданную любовь. Деятельное начало "личной союзности" захватывало, однако, только верхние слои населения сеньории, мало касаясь народной массы; даже и там оно не уничтожало взаимного отталкивания между группами, члены которых внутри были как будто тесно сплочены в оригинальные братства. Элементарные инстинкты самосохранения мало оставляли мотивов для прогресса. Вождь феодального дружества презирал физический труд, умственную деятельность и людей, отдающихся тому и другой (рабочего и ученого). Он предавался праздности, телесным упражнениям и войне, как единственным достойным его занятиям, и это поддерживало в нем жестокость и варварство. Единственное сдерживающее влияние на душу барона оказывала религия, но и она принимала в его сознании грубую, материализованную форму суеверия и чисто внешнего благочестия. Только медленно христианские течения, проникая рыцарскую мораль, смягчали сердца; влияние женщины вносило более тонкие привычки и чувства, поэзия и искусство учили красой, наука привлекала к идеям, и в глубине общества пробуждались более гуманные потребности мирного общения. Постоянные войны задерживали объединение между феодальными группами; но, разбивая союзы и подрывая благосостояние, они должны были вызвать протест против господствующего насилия и породить сплачивающие тенденции. Такие тенденции возникали преимущественно в среде подавленных трудящихся классов, но проникали также в сознание наиболее могущественных феодальных государей. Главными борцами против частных войн явились первоначально церковь (с ХI в.), учреждениями Божьего мира и перемирия, и светская власть королей. Последние действовали двумя способами: а) добиваясь у сеньоров вольного или невольного согласия обращаться в случае споров не к войне, а к королевскому суду (asseurement, sauvegarde) и б) требуя сорокадневного промежутка до начала военных действий после совершившегося разрыва (la quarantaine du roi), чтобы можно было воспользоваться этим сроком для примирительных попыток (ХIII в.). Однако войны были слишком естественным и глубоким последствием феодального строя, чтобы можно было с легкостью их искоренить. После некоторого замирения XIV в. стал эпохой нового возрождения феодальных междоусобий, и мир в странах средневекового Запада установился только после коренного перерождения всех экономических, социальных и политических порядков и соответственного подъема духовной культуры. См. для изучения феодальных нравов Flach, "Les orig. de l'аnс. Fr." (т. II), Luchaire, "F éodalité et é glise" (в изд. Lavisse, "Hist. de Fr.", т. II), и сочинения, посвященные рыцарству (см.).
На всякий случай сообщаю, что внутри этой обложки не очень хорошо сделанный репринт. "Изследованiя по соцiальной исторiи Англiи въ среднiе въка" Яти и все, что к ним прилагается, включая терминологию прошлого века и мировоззрение его же. Все-таки, взгляды на средневековье несколько поменялись. Мы сейчас уже, через пень-колоду, но признаем ценность каждого исторического периода. А не "в городе этом домы показывают странный вкус прошедших веков" (Карамзин) Я не сразу догадалась, что речь идет о готике. Конечно, не та проблема, но все-таки.
На всякий случай сообщаю, что внутри этой обложки не очень хорошо сделанный репринт
У меня из этой же серии "средневековые университеты". Тоже репринт с ятями. Немножко напрягает при чтении, но ничего более интересного на тему средневекового образования мне не попадалось. И вообще, русская дореволюционная медиевистика была очень и очень интересной.
LinLis написал(а):
А не "в городе этом домы показывают странный вкус прошедших веков" (Карамзин)