Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации
Осокина И.
На пороге Нового времени произошел особый род перемен в области религиозной организации и отправления культа.
Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католичес-кой церкви во многих странах Западной Европы.
Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа.
В Англии реформация имела свои отличительные черты. В XVI веке Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством, итогом которого стал акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу которого король стал главой англиканской церкви.
Джеймс Фроуд (James Froude) писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества» . Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом.
Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.
Ослабление влияния церкви в Англии и реформы Генриха VIII
С государственной точки зрения современной Англии как государства не существует, поскольку название это не входит в официальную титулатуру правителя страны.
Монарх правит не Англией, а Соединенным Королевством Великой Британии и Северной Ирландии и другими Владениями и Территориями.
Англия представляет собой одну из четырех частей Соединенного королевства, где проживает около 4/5 его населения.
Англия стала первым европейским государством, в котором стал складываться уже в средние века общенациональный (общегосударственный) характер внутренней политики и управления. Этому во многом способствовали не только внешнеэкономические и политические факторы сами по себе, но и прежде всего их сочетание с островным положением страны.
Теоретическая концепция нации-государства возникла в Новое время. До этого население идентифицировало себя по месту обитания, по принадлежности к городской или религиозной общине либо по принадлежности тому или иному феодальному господину.
Со временем властные полномочия местных феодалов стали приходить в столкновение и противоречие с полномочиями королей. Короли в свою очередь стали брать под опеку и защиту людей, которые лишились своих покровителей вследствие их гибели в крестовых походах и войнах или вследствие их пленения.
Победителями в этом соперничестве оказались короли (так же как и в других средневековых обществах), которые начали осуществлять жестокие репрессии в отношении непокорных и строптивых феодальных владык.
К этому времени ослабевает влияние церкви в делах государства. Короли уже не хотели мириться с надгосударственной лояльностью служителей церкви. С этой целью они поддержали антикатолическое движение реформаторов и сепаратистов (диссидентов), в чем нашли поддержку у купеческого и промышленного сословий.
Заметное усиление королевской власти пришлось на период деспотического правления Тюдоров, особенно Генриха VII, которому удалось усмирить наиболее мятежных феодалов из знатных семейств, ввергших страну в 30-летнюю гражданскую войну. При нем был учрежден специальный суд, где разбирались дела мятежников, названный по месту разбирательства судом Звездной палаты (официальное название этого судилища над политическими противниками – Совет Звездной палаты).
Его сын и наследник Генрих VIII возглавил реформаторов церкви, которые еще с XIV века всесторонне критиковали папство (Дж.Уиклиф и др.).
Фактически у истоков английской королевской реформации лежала романтическая история любви короля Генриха VIII и фрейлины двора его первой жены Анны Болейн.
Королю захотелось оформить свои отношения с фрейлиной браком, для чего нужен был развод с Екатериной Арагонской. К тому же выяснилось, что Екатерина не может дать наследника Генриху.
В целом окончательный разрыв с папой и установление независимой и обособленной церковной организации в Англии произошли после того, как папа Климент VIII отказался одобрить расторжение брака Генриха с Екатериной Арагонской.
Вопрос о престолонаследии в средние века всегда был первостепенным для монархов. Дать разрешение на развод мог только папа римский. Климент VII отказался узаконить развод.
Принципиальность Климента VII и его преемника Павла III определялась вескими мотивами: первая жена Генриха VIII была сестрой испанского короля и германского императора Карла V, во владения которого входила большая часть Италии. К тому же Карл V проводил широкую внешнюю политику по созданию вселенского католического государства. Идеологически эта политика совпадала с теократической позицией пап. Бракоразводный процесс Генриха VIII стал поводом для давно назревавшего разрыва Англии с Римом.
Однако предпосылки для осуществления реформации в Англии сложились, как и всюду в Европе, в начале XVI в. Среди них: экономические (за счет секуляризации церковных земель и имуществ монархия надеялась пополнить государственную казну, дворянство – поправить свое материальное положение, молодая буржуазия – приобрести дополнительные прибыли); политические (король стремился превратить церковь в часть государственного аппарата, подчинив ее монарху); идеологические (широко распространяются в стране сформулированные еще в конце XIV века идеи Д.Виклифа по коренной реформе католицизма, с континента в Англию проникает гуманизм с его критикой безнравственности, невежества католического духовенства, роскошного образа жизни клира, богатств в церкви).
Специфика процесса формирования английской протестантской церкви была в значительной степени обусловлена тем, что отделение от римской церкви шло не в результате широкого реформационного движения, как например в Германии, а как следствие проведения в жизнь принципов политики абсолютизма. Поэтому реформация началась с установления государственной церкви.
Далее