Ну а теперь о фэнтези.
Теперь о фэнтези.
Я его не люблю. ... Все упирается в качество. Ну да, в него.
Именно так. "Смотря как сделаешь".
Но все равно, у меня фэнтези вызывает ассоциацию с испорченной детской сказкой, мораль которой проста и ясна, как дверь, но при этом слишком много всего намешано.
Основная идея "Преступления и наказания" тоже проста, как дверь: "не пытайся переступить через мораль". Куда уж проще? Однако у Достоевского - целый кирпич - именно кирпич, потому как книга тяжела и для чтения и в прямом физическом смысле. А уж всякой дряни там намешано...
То есть, это прежде всего создание мира, отличного от реального, и население и его существами, отличными от обычных людей нашего мира. В мире фэнтези возможно все, от плохого до хорошего.
Вот именно. Если фэнтези - это, в первую очередь, мир с колдунствами, то получается, что это оболочка, метажанр. И эту оболочку можно наполнить, чем угодно. Это может быть любовный роман про эльфиек. Это может быть эпос про гномов. Это может быть боевик про фэнтезийных наёмников или детектив про принципиально не колдующего товарища в пропитанном магией мире. Это может быть социальная сатира, или психологический триллер с Гисборном, мельником и ёлками, т.д., и т.п. В общем, как в Винни-Пухе: "Это очень полезный горшочек. В него можно класть... Всё, что хочешь можно класть."
Но тут возникает другой вопрос: зачем писать фэнтези, если то же самое можно сделать на реальном материале? Тут может быть несколько ответов. Например, тяга человека к сказке. Свобода автора конструировании мира - весьма относительная, впрочем. Вспомним, что писал Профессор о мире с зелёным солнцем. Есть ещё и такой вариант. Фэнтези позволяет написать о "здесь и сейчас", сдобрив это лошадиной дозой эскапизма. Окружающая действительность, при сколько-нибудь внимательном взгляде на неё, не сильно радует. Чем страшнее тут, тем больше люди стремятся в вымышленные миры. То есть, получается, фэнтези - это опиум для народа?
Неа. Для любого произведения, действие которого происходит в принципиально иных мирах (будь то фэнтезийные королевства, колонии коммунистов на Марсе или Пиринеи под гнётом ацтеков) есть три ступени качества. Как ни странно, они относятся к преломлению в книжке или фильме реальной действительности. Вариант номер один: вывести в произведении реальный мир, просто перекроив его по вкусу автора. Вот такой горе-клепальщик выведен и Филиппом де Брока в "Великолепном". В этом варианте и водятся всевозможные Мэрьки на ехидных конях, перекидывающиеся в рояль.
Вариант номер два: автор пишет об остроактуальных вещах, перенося их в фэнтезийный или фантастический мир. Как правило, это сатира. Качеством она может быть неплоха, но по мере старения книги актуальность пропадает, и... "Что это было, Бэрримор?"
Вариант номер три: автор на фэнтезийном материале пишет про все времена и все миры - потому, что он пишет про человеческую природу. "Человек мера всех вещей". Уровень абстракции здесь намного выше. Причём, что любопытно, качество здесь зависит не от намерений автора, а от размера его таланта. Шекспир писал "Макбета" потому, что ему требовалась в репертуаре пьеса под текущий политический момент - а получилось произведение, актуальное на все времена. Кстати, "Макбет" - это тоже, в определённой мере, фэнтези.
Вот и получаем, что высококлассное фэнтези, с одной стороны, позволяет уйти от окружающего мира, тем самым доставляя читателю комфорт, но... уйти не дальше, чем это позволительно. Просто выйти на новый уровень обобщения. Могут это и другие метажанры, но фэнтези под такую задачу подходит лучше всего.
Если автор хорошо прописал свой мир, будет интересно читать. Если поленился - будет все плохо. Ну, короче, литература не бывает второй свежести. Она или есть, или тухлая, то есть, очень плохая.
Кстати. Чтобы хорошо прописать свой вымышленный мир, нужно обладать вполне серьёзными знаниями о мире реальном. Достаточными, чтобы написать годную книжку о реальных событиях.
Есть вид фэнтези, который нормальный. Это нечто пограничное между возможным и невозможным. Вроде как сериал "РоС". Херн и колдовство действуют в стране легенд, в Шервуде, там, где находится полусказочный Робин Гуд. В обычном мире норманского правления ничего такого нет, герои ведут себя вполне реалистично.
Кто-то проговорился. Фэнтезийность-таки зависит от того, насколько реалистично поведение героев.
Воскрешение Беллема можно отнести к тому самому средневековому колдовству, в которое все верили, но было ли это воскрешение реально - этого никто не доказал!
То есть, им всем померещилось, и замок обвалился сам собой?
Такого рода литература может быть захватывающей, интересной и вообще классной. Если сделать хорошо.
"Смотря как сделаешь"