Отплытие флотилии короля Ричарда I в Святую Землю
Хроники III крестового похода
Войско короля Ричарда в Крестовом походе. Средневековая миниатюра
Весной 1191 года, когда окончились штормовые зимние месяцы, и «наступили более ясные дни, люди, утомленные вынужденным бездельем, приветствовали с радостью приход сезона навигации»
Все ожидали начала путешествия короля Ричарда I в Святую Землю. Он же, дождавшись, к тому времени, своих транспортных судов, заканчивал последние приготовления и, экипированный всем необходимым снаряжением и продовольствием готов был следовать Палестину.
С ним отправлялись его сестра - Джоанна и невеста – Беренгария, для которых был подготовлен специальный большой благоустроенный дромон, на котором, кроме них, находились нескольких сопровождающих рыцарей, многочисленная свита и прислуга.
Палатки на берегу были убраны, лагерь оставлен и войска погрузились на корабли.
Сицилийцы были изрядно возбуждены, ожидая и предвкушая великолепное зрелище отплытия королевского флота.
Порт был заполнен судами различных форм и размеров, люди на лодках сновали между берегом и кораблями, собирая палатки, мебель, амуницию, и производя различные другие обычные при погрузке большой армии действия, тем самым, занимая внимание сицилийцев, и наполняя их волнением и удовольствием. Это волнение, возможно, весьма усиливалось также и оттого, что причиняющие столько беспокойств и трудностей посетители острова наконец-то удалялись.
Флотилия Ричарда, на те времена, весьма значительная, была «числом 100, и четырнадцать буссов* судов огромного размера и превосходной скорости, крепких кораблей и очень прочных; и таким же было снаряжение и оборудование.(прим.* бусс - (от итал. buzzo - пузатый) большое военное и торговое судно на Средиземном море в XII-XVI вв.)
Первый из кораблей имел три запасных руля, тринадцать якорей, тридцать гребцов, два паруса, три набора снастей различного вида, и, кроме того, вдвойне всего, что могло бы понадобиться на корабле, кроме мачты и корабельных шлюпок.
Имелся назначенный в корабельную команду самый опытный рулевой и четырнадцать подчиненных помощников, отобранных для службы, назначенной им. На корабль были погружены 40 ценных лошадей, обученных бою, и вооружение различных видов для стольких же всадников, и сорок пехотинцев, и пятнадцать матросов, и запасы провианта на целый год для стольких же людей и лошадей. Таковым было единое оснащение для всех кораблей, но каждый из буссов был снаряжен и загружен вдвойне».
На корабли были погружены также рамы для метательных машин, сконструированные по приказу Ричарда, на Сицилии.
Казна короля Ричарда была весьма велика и бесценна, и поэтому, ее разделили на равные части так, чтобы на каждом из кораблей была одна из частей. Так было сделано для того, чтобы, если даже какая-либо часть казны будет утеряна, то все остальное могло бы остаться в целости.
Погода стояла замечательная, а подготовка и отплытие королевского флота, наблюдаемое сицилийцами на берегу, было чрезвычайно величественным. «Город Мессина мог справедливо гордиться, что столь великий флот никогда ранее не покидал его берега, и что никогда он не увидит такого вновь».
10 апреля 1191 года, в среду Страстной седмицы, флот Ричарда отчалил из сицилийской гавани и двинулся к Святой Земле.
В хронике Ричарда Девизского мы читаем очень красочное описание королевского флота: «Впереди шли всего три корабля, на одном из которых была королева Сицилии и юная девица Наваррская, вероятно, все еще девственница, на двух других кораблях некоторая часть королевской казны и вооружения; на каждом из трех - матросы и провиант.
Во втором ряду там были корабли и буссы и военные корабли – всего тринадцать; в третьем – четырнадцать; в четвертом – двадцать;
в пятом – тридцать; в шестом – сорок; в седьмом – шестьдесят; и, наконец, в последнем самолично король, следующий за своими галерами» на превосходном судне, предназначенном специально для него – имя тому кораблю было «Рассекающий море» (Sea Cutter).
«Таким образом, между кораблями, и между их рядами, некоторое пространство было оставлено моряками с таким интервалом, что из одного ряда до другого слышен был звук трубы, и с одного корабля до другого можно было слышать человеческий голос.
Замечательно было также то, что король не терял бодрости и здоровья, силы и могущества, веселья и радости в море, так, словно он был земле.
Я заключаю, таким образом, что не было ни одного человека более могущественного, чем он в мире, ни на земле, ни на море».
На кормовой части королевской галеры Ричард приказал высоко закрепить огромный фонарь, видимый издалека штурманам остальных судов, когда они следовали за ним ночью»
(Использованы фрагменты из хроник Ричарда Девизского и Жоффруа Винсауфа)
http://my.mail.ru/community/troubadours … gsort=date