Думаю, многим попадались ранее книжки, в которых литературные произведения кратко пересказывались. Наверное, и сейчас такие существуют. Война и мир на 30 страницах – сама идея попахивает маразмом, однако что-то хорошее все равно в этом есть – ленивый современный читатель хотя бы узнает что-нибудь про нетленный клан Ростовых. К чему это я, и причем тут король Артур? Дело в том, что ещё во второй трети XIX столетия имена Пендрагона, Ланселота или загадочной Фата-Морганы были известны только специалистам по истории Англии, но не широкому кругу читателей. Как объяснялось в одной из статей, посвяшенных данному вопросу, образованные люди из приличного общества (в том числе и в Англии) в то время получали классическое образование, узнавали историю Одиссея из первоисточника, могли припомнить имена всех двенадцати Цезарей и не путали Ахиллеса с Апеллесом. Латынь являлась нудной школьной обыденностью, а вот турниры, джостры, любовные страдания рыцарей и дам, и бесконечные поиски Святого Грааля — манящей экзотикой. В сей тяжелой обстановке Томас Булфинч решил исправить вопиющую несправедливость и познакомить европейскую и американскую публику с романтическими преданиями Старого света. И он со своей задачей справился. По сути, излагая легенды о кроле Артуре, Булфинч кратко пересказал, прежде всего, «Смерть Артура» Мэлори, утрамбовав достаточно объемный исходник в нечто компактное и доступное даже для ленивого читателя.
Ознакомившись с результатом трудов Т. Булфинча, скажу честно – несмотря на сокращения и упрощения, читать его все равно интересно, но временами меня пробивало просто на истерический хохот. Потому что без дополнительных пояснений, утрамбованные в плотный маразматичного вида клубок, поступки некоторые героев выглядели просто идиотическими, кроме того, в подобном концентрированном повествовании ещё более бросается в глаза произошедшее изменение представлений о доблести, рыцарском поведении и проч. В результате у меня возникла крамольная идея пересказать уже Т. Булфинча ещё более кратко, кое-где цитируя источник. Причем – не злодейства ради, а смеху для, не уменьшая заслуг этого воистину великого энтузиаста и хорошего писателя, вернувшего интерес жителей Туманного Альбиона к богатейшему пласту уникальных легенд и мифов.
Сначала нужно дать небольшую вводную. У Артуровского цикла есть одна особенность – в центре каждой легенды должен находится ОДИН герой. Причем он должен быть такой, чтобы всем сразу было понятно, что все остальные рядом с ним, хоть и бряцают железками, но по факту просто погулять вышли. Такой герой появляется - и всем ясно – вражины этих суперменов - покойники в кратком отгуле. Сначала таков Артур, потом – Ланселот, затем - Тристан, потом – Персиваль и т.д. Проблемы начинаются, когда в одном рассказе сталкиваются два таких башибузука. Тогда у автора дилемма – вроде как – один сильнейший из рыцарей, да и второй болен тем же самым, а по сюжету нужно рисовать поединок. Приходится прибегать к уловкам – например, нарисовать долгий бой, после чего участники ранены, но живы, да ещё и понимающие внезапно С КЕМ ПОЦАПАЛИСЬ, после чего, открыв ФИО оппонента, они замиряются тут же на ближайшем пеньке, и затем у них братство и все такое прочее. Начну, конечно же, с самого короля Артура.
История №1. Король Артур убивает гиганта с горы святого Михаила.
Начало истории шедеврально, и напоминает старые байки о том, как запросто любой желающий может пообщаться с сильными мира сего. Артур прост как Путин, и если Путин может внезапно залезть покататься на «Ниве» с пенсионером в городе Новосибирске вопреки выпученным глазам егойных секьюрити, то Артуру не в лом поговорить с любым крестьянином о его крестьянских проблемах как на духу, после чего совершенно запросто и срочняком отправится их решать, наплевав на всякую там стоящую в Британии армию, ожидающую прибытия королей. А какие могут быть короли, если к Артуру пришел крестьянин и сказал что великан, живущий в пещере рядом с горой, названной в честь святого Михаила, уже много лет лопает крестьянских детей? Тем более что герцогиня Бретонская, которая, видно, была не в курсе местной достопримечательности, была захвачена этим великаном вместе со свитой? Великану оказали сопротивление, но герцогиню великан все-таки упер. Наверное, от немытых крестьянских детей у него разыгрался гастрит, и пришлось разнообразить питание герцогинями. Артур спрашивает крестьянина, называя его почему-то «приятель» о том, как добраться до этого безобраза, крестьянин так же запросто ему отвечает, рассказав, что у великана ещё и сокровищ куча. Король зовет с собой двух сэров – Бедвера и Кая (чисто для мебели, как станет ясно позднее), и двигает в путь. Дошли до горы, после чего король пошел на гору ОДИН. Ну а как иначе? Он же нереально крут! Поднимаясь в гору, он застал костер, могилу и плачущую старую женщину. Она-то и сказала, что в могиле лежит свежеубитая герцогиня Бретонская, самая справедливая женщина из всех. Однако не объяснила, а чего этот великан такой избирательный и не прибил и её тоже, а позволил спокойно сидеть рядом, жечь костры, и предупреждать всех потенциальных убивателей об опасности. Артуру этот вопрос в голову не пришел, он просто пошел дальше, и увидел великана, который кюшал на свежем воздухе, обгладывая человечью лапку. Рядом с ним лежало три связанных девы, образовывающих очередь на поедание. Ну далее все понятно – Артур великану говорит, мол, пойдем, выйдем! Ты пошто герцогиню убил, а? Сознавайся, ирод! Ирод сознаваться не захотел, а взял огромную дубинку и огрел ею короля. НО! Король был настоящим рыцарем!!! Чего ему этот вшивый удар по голове? От удара у него СЛЕТЕЛА КОРОНА! Во как! Но это Артура разозлило, и он саданул великана мечом по животу. Великан выкинул дубинку (понятно, раз она не помогает пробить королевскую черепушку) и решил сломать королю ребра, обхватив его руками. Девы, которые ранее малахольно лежали в очереди на съедение, от такого зрелища разом ожили, и умудрились, будучи связанными, встать на колени и начать молиться за короля Артура. Мера оказалась эффективной, так как и далее Артуру свезло. Они покатились с великаном с горы, и Артур в ходе скатывания выхватив кинжал и ударил им великана. Мало того, что слетев с горы, и огребя ранее по голове он ничего себе не повредил. Он ещё и свалился точнехонько к тому месту, где торчали два оставленных рыцаря. Они-то и помогли извлечь героического Артура из рук представившегося к тому моменту великана. Помимо этого они ассистировали королю при отрубании у великана головы, и при установке её всем на обозрение. Далее к королю пошли благодарители, но их Артур скромно отправил благодарить Господа, после чего раздал всем сокровища великана и велел построить на вершине горы церковь Святого Михаила.