Геральдика
М. Ю. Медведев
Геральдика //Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 101-107
Геральдика – (лат. ars heraldica), средневековая эмблематическая система, характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления личных и общностных знаков, прежде всего – гербов (лат. arma – оружие или доспехи; польск. herb от нем. Еrbе – наследство),а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функции этих знаков.
Складыванию геральдики предшествовало лишенное общей системы употребление различных эмблематически значимых (притяжательных, хозяйских), символических и декоративных изображений, имевших различное (варварское, античное, восточное и иное) происхождение, в оформлении доспехов, знамен, печатей, монет, использование разнообразных знаков собственности и т.д. Многие из этих изображений позднее перешли в гербы, откуда и искушение удревнить саму геральдику.
В середине-второй половине XII в. возникает (локализация спорна) и получает широкое распространение в Западной и Центральной Европе культура употребления гербов как личных знаков наиболее влиятельной военной знати, а в кон. XII-нач. XIII вв. – также простых рыцарей, младшей знати, а равно знатных женщин. Появление подобных знаков как средств репрезентации было обусловлено возрастанием внимания к личной роли субъекта феодальных отношений, к его социально-правовому положению и ответственности, а также процессом оформления единой знати через интеграцию различных привилегированных групп в рыцарство. Сказывалась нужда в опознавательных знаках – боевых и турнирных (лицо воина отчасти или полностью скрывалось кольчужным капюшоном и шлемом), мирных (расширение сфрагистической практики).
Геральдика сложилась как феномен европейской (латинской) цивилизации. Распространенная в прошлом концепция возникновения геральдикии под влиянием обычаев Востока и Византии в ходе крестовых походов основывалась на произвольных датировках, а также «ориентальности» раннегеральдических бестиарных, растительных и др. изображений, что в действительности объясняется воздействием ввозимых предметов роскоши на развитие европейского декоративно-прикладного искусства, а не прямым взаимодействием или заимствованием структурированных эмблематических практик.
На протяжении XIII в. гербами обзаводятся те, кто претендовал на равенство с военной знатью или по крайней мере на частичную независимость от нее; распространяются гербы духовных лиц и корпораций (в т.ч. городов) горожан и крестьян (последние, как и евреи, широко пользуются гербами лишь с XIV в.).
Вероятно, старейшим известным гербовым памятником является печать Валерана, графа Меланского и Вустерского (1136/38 гг.), с изображением графа-всадника с клетчатым знаменем, коттой и чепраком: повторяющаяся «шахматная» композиция и была гербом. В отличие от более ранних знаков, герб обозначал обладателя в полноте его социальных проявлений и, соответственно, помещался на разнообразных предметах военного и мирного, парадного и повседневного быта, – на щитах, коттах, знаменах, попонах, печатях (при изображении всадника; в отдельно взятом щите, как у графини Иды Булонской и Даммартенской в 1201 г. с двумя гербами – собственным и мужа – в раздельных щитах; или же просто в поле печати, как у Рогезии де Клер, графини Линкольнской, ум. в 1156 г.), надгробиях (погребальный эмалевый портрет Жоффруа Плантагенета, графа Анжуйского, в гербовых доспехах; ок. 1160/65 гг., затем – на одеждах, зданиях, мебели, сосудах, ларцах, в оформлении документов и т.д. Крестьянские гербы известны почти исключительно по печатям. На низших уровнях общества гербы вообще появлялись и бытовали в качестве простого атрибута сфрагистической практики, когда репрезентативная функция герба могла сливаться с таковой функцией печати.
Изобразительной основой для раннего герба часто служили догеральдические знаки (римский орел стал с эпохи Фридриха I Барбароссы и окончательно с Фридриха II гербом императоров), изображения, намекающие на прозвание обладателя герба (дельфин в гербе Робера I, дофина Овернского, ум. в 1234 г., и его преемников), мотивы из герба сеньора (орлы в гербах некоторых значительных имперских князей - маркграфов Бранденбургских с 1170 г., князей Церингенских, маркграфов Тирольских, палатинов Бургундских и др.) или родича (общая цветовая гамма - лазурь и золото – в гербах разных родов, происходящих от Гуго Капета), функциональные и декоративные элементы оснащения щита (шляпки гвоздей на скрепах по краю и осям щита в гербе короля Наварры, Тибо IV Шампанского, ум. в 1253 г., к XV в. переосмысленные как звенья цепи, уложенной в виде узора). Спорным остается то, в какой мере на выбор определенных цветов и форм влияло их символическое значение. Возможно, роль этого фактора в ранней геральдике была снижена в силу символической дискретности изображений.
Гербовые фигуры (бестиарные, предметные, геометрические) располагались «в поле», т.е. на фоне условного замкнутого пространства, чаще всего изображавшегося и понимаемого как щит (отсюда частое обозначение герба словом «щит» – лат. scutum, фр. escu, écu, исп. escudo). Однако это же пространствомогло принимать очертания и пропорциииных поверхностей, несущих герб, д – котты, попоны, частей лат всадника и коня, знамени, поля печати или монеты и т.п. При этой графической изменчивости герб был иконографически устойчив. Так, за каждым элементом закреплялся определенный цвет, обычноиз числа наиболее ярких: серебро (белый), червлень (красный), золото (желтый), лазурь (синий, голубой), черный, зеленый. Существовали и иные, менее употребительные геральдические расцветки: пурпур, иногда отождествлявшийся с червленью, иногда же изображавшийся фиолетовым или бурымд – горностаевый, «противогорностаевый», беличий и иные меха, изображавшиеся двухцветными, но считавшиеся «отдельными цветами». Фиксировались также основные соотношения форм, позы животных и т.п. Это вырзилось в постепенном складывании особойтерминологии, позволяющей кратко и исчерпывающе описать (блазонировать; фр. blasonner, этимология спорна) герб, свести его к вербальной формуле. Основы франкоязычного блазонирования установились к сер. XIII в. в собственно французской и англо-нормандской версиях, значительно отличавшихся от повседневного языка как лексически, так и фразеологически. Примером может служитьописание герба Жоффруа де Жуанвиля в англо-нормандском тексте 50-х гг. XIII в. – Гловерском столбце: d'azur od trois breys d'or un chief d'ermyne et un demi lion de gules. Cheif здесь – имеющая самостоятельную раскраску верхняя часть щита, «глава»; ermyne – горностаевый мех, gules – червлень и т.д. Характерны умолчания о типичных, «подразумеваемых» расположениях фигур. Германоязычное блазонирование было приближено к повседневному языку; латинские блазоны в основном следовали нелатинским стереотипам.
Связь герба с социальными ролями обладателя еще в XII в, привела к его передаче по наследству, принятию членами одного рода общего герба и связыванию герба с владением, что стало явлением типичным (хотя и невсеобщим). Личный герб оказывается также родовым и (или) поземельным. Показательно рассуждение Франциска Фовейского, во второй половине XIV в. идентифицировавшего французские лилии как герб короля, но усмотревшего в этих фигурах символическое отражение неблагополучной судьбы страны. При этом в среде большинства гербовладельцев и даже у некоторых могущественных фамилий наследование герба отнюдь не было обязательным; возможнобыло принятие нового, как и существенное изменение старого. Новый герб, в свою очередь, мог вытеснить старый или же сосуществовать с ним. Так, в XIII в. в роду графовСавойских бытовали различные гербы (с крестом, орлом, львом). Иногда мотивация замены герба ясна (отказ палатинского графа Бургундского Отгона IV в конце того же столетия от «проимперского» орла в пользу «гвельфского» льва), порою же она могла отражать простую неустойчивость социального положения семьи.
На западе Европы неизменный родовой герб обычно принадлежал лишь главе или главной ветви рода; младшие члены (ветви) дополняли его специальными знаками-бризурами (фр. brisure – надлом). К кон. XIV в. складываются типичные бризуры бастардии.Для Северной, Центральной и Южной Европы использование бризур было нетипично, а в Польше один герб без какой-либо бризуры объединял, как правило, несколько родов.Бастарды в странах Центральной и Восточной Европы чаще всего могли принять илиполучить только герб, существенно отличный от отцовского.
Наследники нескольких родов, обладатели многих земель нередко имели, вследствие этого, права на несколько различных гербов, что приводило к появлению первых соединенных гербов: Фердинанда III, короля Кастильско-Леонского с 1230 г., с разделенным на четыречасти щитом, в котором помещались гербы Кастилии в 1 и 4 четвертях и Леона во 2 и 3 (первый многопольный щит); Ричарда Корнуэльского, поместившего свой первоначальный герб в малом щитке на фоне щита Империи при избрании королем Римским и Германским в 1256г. (предположительно первый герб с т.н. сердцевым щитом), и др. К кон. XIII столетия практика соединения нескольких гербов в одном получила повсеместное распространение. Нередко прибавление нового герба к родовому заменяло принятие бризуры.
Геральдическое значение имел также нашлемник (фр. cimier, англ. crest, нем. Helmzier, ([Helms]kleinod)-гребень или иная фигура, украшающая шлем. Первоначальные нашлемники повторяли изображения гербового щита; старейший известный пример – печать 1197 г. графа Балдуина IXФландрского, изображающая его в гербовом убранстве, со львом на щите (герб, прослеживаемый с 1162 г.) и с фигуркой льва на шлеме. С XIII в. нашлемники могли как согласовываться со щитом, так и обладать знаковой самостоятельностью. Стало типичным воспроизведение гербового щита (на печати, здании, в рукописи и т.д.), увенчанного шлемом с нашлемником и т.н. намётом в качестве «верхнего герба» (нем. Oberwappen, фр.аналог: timbre); последний вместе со щитомобразовывал иконографически устойчивыйполный герб. В Германии, вследствие повышенного внимания к родовому началу, нашлемники закрепились, став фамильнымии их изменение нередко служило параллелью западной практике внесения в щит бризур.На западе и юге Европы изображение нашлемников не обнаруживает такой устойчивости. Так, большинство членов королевского дома Валуа имели право одновременно на разные нашлемники: общединастический (лилию), своей ветви рода (бургундский филин и т.д.), многочисленных реальных и титульных владений или же личный.
В полный герб могли также включаться знаки статуса: корона, митра, посох и др. Развивалась культура изображения людей, ангелов, животных, чудовищ, сопровождающих или поддерживающих щит и способных играть как декоративную, так и знаковые роли (религиозного символа, дополнительной эмблемы хозяина). Иногда такие фигуры приобретали характер устойчивого дополнения при определенном гербе; но их переосмысление вкачестве его специальных элементов – щитодержателей – начало оформляется лишь к кон. XV столетия в Нидерландах, Британиии Франции.
Нашлемник как элемент герба зачастуюне был идентичен реальному шлемовому украшению – парадному, турнирному или тем более боевому (употребление таковых украшений в бою вообще весьма сомнительно).Условно-гербовая иконография нашлемников иногда отчетливо дистанцировалась от ихпредметных прототипов: так, на реальномшлеме «Черного Принца» Эдуарда помещался стоящий и глядящий вперед лев; при воспроизведении этого же нашлемника в составе полного герба нормой был разворот львиного туловища в профиль, а головы – анфас (по аналогии со львами в щите). Даже напечати с фигурой самого принца в гербовомоблачении лев на его шлеме изображен условно-гербовым образом. Пик всеевропейского употребления гербов с нашлемниками в XIV и XV вв. связан с турнирными модами, но не сводится к ним. Значительная часть нашлемников, известных по гербовым изображениям этого периода, могла вообще не иметь никакого воплощения и существовать только в геральдическом декоре рукописей, печатей, зданий и т.п.
Намёт – ткань, с XII в. крепившаяся к шлему для зашиты от жары и холода, для смягчения ударов, а также для украшения. В XIV в. шлем в составе полного герба часто изображался с наметом, который мог получать определенную расцветку, украшаться гербовыми фигурами. Постепенно гербовый намёт удлинялся, превращаясь из короткого назатыльника в развевающееся покрывало. Это отражало не только эволюцию реального шлемового покрывала, но и декоративные тенденции в геральдическом искусстве. К XV в. оформилась практика воспроизведения намёта как орнамента в виде развевающейся ткани, обычно имеющей один фиксированный цвет с лицевой стороны, другой – с изнанки.
Особой областью геральдики являлись с XIV в. ливреи (фр. livrée от лат. liberare в значении «наделять») и фигуративные, или немые, девизы (фр. devise, англ. badge, нем. Bilddevise, итал. impresa), распространившиеся в основном в Британии, Франции, Италии. Первоначально под ливреей понималась одежда определенного вида, «хозяйских цветов», раздававшаяся сеньором тем, кто ему служил; позднее характерная расцветка ливрей стала использоваться не только в одеждах приближенных хозяина ливреи, его свиты и войска, но и в знаменном обиходе, при украшении помещений и т.д. Девизы – разнообразные значки в виде предметных, бестиарных и иных фигур – употреблялись в качестве разновидности ливрей: носились челядью и союзниками, появлялись на флагах,в декоре, нередко на фоне ливрейных цветов.Характерным знаком отличия была так называемая ливрейная цепь, звенья или подвеска которой имели вид девиза сеньора; подобными знаками были и ранние орденские цепи XV в. Участник турнира вместо своего настоящего герба мог пользоваться «щитом мира»с изображением своего девиза в поле ливрейных цветов; этот щит, наряду с гербовым, играл важную роль и в погребальных ритуалах (например, при погребении «Черного Принца»). Иконография девизов приближалась к гербовой, но отличалась большей свободой. Девиз мог воспроизводить фигуру из герба, однако это не было общим правилом. Типичным было изображение герба на фоне ливрейных цветов, дополненное девизами (например, поддерживающими щит животными или предметами, повторяющимися орнаментом на намёте).
В принципе герб и ливрея были знаками одного и того же сеньора, но, как правило, маркировали разные роли и направления самоидентификации: в случае с гербом – наиболее устойчивые (кровные, поземельные) связи, с ливреей – более краткие и частные (политические союзы, круг приближенных, вооруженный отряд). Гербы герцогов Бургундских и Орлеанских (варьировавшие общий капетингский прототип) подчеркивали их родство, а девизы – противостояние: например, дубина Людовика Орлеанского и готовыйобстругать ее рубанок Иоанна Бесстрашного. Это же касается Ланкастеров и Йорков с их единым гербовым наследием и «враждебными» девизами (розы и др.). Именно общим усложнением социально-политических форм было вызвано появление, наряду с гербами, девизно-ливрейной практики.
Своеобразный, периферийный тип геральдических памятников – известные с кон. XIII в. легенды о происхождении гербов, связывающие их с конкретными подвигами родоначальника, пожалованиями государей прошлого и т.п. Так, герб Арагона (в золотом поле четыре червленых столба, т.е. вертикальные полосы) якобы увековечивал доблесть графа Сердани Вифрида Волосатого, израненного в бою; император Карл Лысый, омочив руку в крови графа, провел четырьмя пальцами полосы по его золоченому щиту. Подобные «гербовые басни» (нем. Wappensahen), совершенно недостоверные в событийном отношении, известны по хроникам, геральдическим трактатам и др. К концу средневековья они получили широкое распространение, в новых культурных условиях компенсируя некоторый архаизм традиционной гербовой образности.
Нет бесспорных сведений о том, как в раннегеральдический период осуществлялся выбор герба или бризуры, как взаимодействовали при этом сеньор, его советники и мастера, изготовлявшие щит (печать, знамя и т.д.). С XII в. известны герольды (фр. héraut, héraut d'armes, нем. Неrоld, этимология спорна) – разновидность жонглеров, менестрелей; глашатаи, комментаторы церемоний, в том числе турнирных. Кретьен де Труа в «Рыцаре Телеги» (вторая половина XII в.) описывает гротескного герольда, пропившего одежды и босого, но способного опознавать участников турнира по щитам. К кон. XIII столетия герольды – прежде всего на западе Европы – выделились в особую категорию влиятельных слуг. В их обязанности по-прежнему входило знание гербов, опознавание гербовладельцев на турнирах, на поле боя и т.д. Кроме того, герольды пользовались правом неприкосновенности, служили посланниками-парламентерами, собирали и систематизировали сведения о гербах и происхождении их хозяев.
В XIV в. оформилась иерархия «гербовых служителей»: персеванты, собственно герольды и гербовые короли, reges armorum (первоначально «короли герольдов», reges hyraudorum) — верховные герольды, обычно стоявшие во главе т.н. гербовых марок (фр. marche d'armes; исходно турнирный термин, применявшийся к обширным округам, на которые условно делилось «турнироспособное» население Европы). Например, на территории современной Франции находилось более десятка подобных марок: Иль-де-Франс, Артуа, Вермандуа, Анжу, Гиень, Прованс, Берри (с Лангедоком), Шампань, Бургундия, Франш-Конте, Нормандия, Бретань и др. Характерным было некоторое различие гербовых обычаев в разных марках. Свой герольд мог быть у сеньора, города, благородной корпорации (немецкие турнирные общества, светские ордена и т.д.); при государях часто состояли группы герольдов и персевантов. Существовали и бродячие герольды, предлагавшие свои услуги разным сеньорам. Герольд или персевант именовался особым должностным именем, чаще всего воспроизводившим название наблюдаемой им территории. Гербовый король императора – Romreich – Клаас Хейнен (ум. 1414 или 1415) в качестве герольда герцога Гель-Денского, а позднее – графа Эно именовался сответственно Сеlre и Beyeren (в Эно правила ветвь Баварского дома). Затем герцог Рабантский возвел его в сан гербового короля Ruyers (нижнелотарингская гербовая марка; герцог Брабантский пользовался привилегией назначать Ruyers). Получив право ведать обширной провинцией, Хейнен остался при том на службе у графов Эно и носил оба имени – Beyeren и Ruyers. Имя герольда могло соответствовать также эмблеме или фигуре герба (гербовый король Шотландии Lyon), девизу и кличу (гербовый король Иль-де-Франса Montjoye; португальский – Pelicano, по немому девизу Иоанна II) и т.п. «Гербовый служитель» Пия II в 1460 г.известен как Salvatus. Верховные герольды некоторых суверенов являлись вместе с тем герольдами придворных светских орденов; формальная зависимость от корпорации заслонялась здесь зависимостью от сеньора этой корпорации. Обычно такая должность была связана со статусом гербового короля: английский Garter (по ордену Подвязки), бургундский Toison d'Or (по ордену Золотого Руна); у Рене «Доброго Короля» – Los (по девизу ордена Полумесяца: Los en croissant; имя Сroissant принадлежало персеванту). Вообще же герольды чаще получали территориальные имена, а персеванты – имена различного происхождения. С кон. ХIII в. существовал особый обряд посвящения герольда или персеванта – «крещение», в ходе которого кандидат приносил присягу, а сеньор окроплял его вином (иногда – водой либо водой и вином) и нарекал его должностным именем. Посвященный также получал «эмаль» – изображение герба сеньора для ношения на груди. Парадным облачением герольда обычно служила далматика (табард) с изображением на ней герба сеньора; первыми табардами герольдов были, вероятно, изношенные гербовые котты хозяев. Известны и другие должностные атрибуты, в том числе короны и скипетры гербовых королей.
Иногда одеяния и знаки статуса герольдов, состоявших при придворных орденах, отражали их связь с корпорацией: так, «эмали» гербовых служителей короля Рене Los и Croissant воспроизводили герб, традиционно приписывавшийся покровителю ордена Полумесяца – св. Маврикию; Toison d'Or имел право на орденские облачение и знаки, дополненные специфическим ожерельем (potence), составленным из «эмалей» с гербами членов ордена.
Возвышение герольдов, их выделение в привилегированную группу в XIII в. было c завистью и неприязнью отмечено менестрелями – Бодуэном из Конде, Анри Ланским. Тем не менее герольды оставались такими же слугами. В XV столетии некоторые локальные сообщества герольдов получили формальную организацию: в 1406 г. была образована Коллегия герольдов королевства Франции во главе с Montjoye; с 1476 г. все пожалования и подтверждения гербов, совершаемые гербовыми служителями Португалии, стали делом верховного гербового короля Portugal; в 1484 г. была основана английская Гербовая коллегия во главе с Garter, гербовым королем ордена Подвязки.
Значительная часть герольдов происходила из Нидерландов, что являлось одним из факторов надрегионального единства геральдики. Герольды оказали решающее влияние на упорядочивание блазонирования – как турнирные глашатаи, описывавшие гербы участников, а затем и как профессиональные гербоведы-кодификаторы. Их контакты обеспечивали сохранение целостности геральдической традиции в Европе. Они же содействовали сосредоточению контроля над гербовой практикой в монарших руках, оформлению ранней геральдической документации (пожалований и т.п.).
Весомую долю исторических источников по геральдике составляют изображения гербов на отдельных предметах и сооружениях. Обширный пласт геральдического материала запечатлен в историографии, литературе и т.п. Наиболее специфический тип геральдических источников – сборник гербов, гербовник (фр., англ. Armorial, нем. Wappenbuch), гербовый столбец (фр. rôle d'armes, нем. Wappenrolle; в узком смысле – гербовый сборник в виде свитка, в расширенном значении – синоним гербовника). Предположительно старейшими памятниками такого рода являются Clipearius Theutonicorum Конрада де Муре (40-е гг. XIII в.), содержащий стихотворные описания 73 гербов, и геральдическая часть хроники Матвея Парижского (1244-1259 гг.) с изображениями и описаниями гербов. К 50-м гг. XIII в. относятся «гербовые столбцы» Glover (Англия) и Bigot (Франция). Датировка и подлинность «гербовника коронации Оттона IV» (20-е гг. XIII в.?), сохранившегося в копии XVII в., остаются спорными. Основные группы гербовников – «событийные», объединяющие гербы участников какого-либо события: похода, турнира и т.д.; корпоративные; «общие», объединяющие гербы по территориальному признаку или стремящиеся представить гербы всего мира; группирующие гербы по принципу сходства форм в гербоведческих целях; несамостоятельные, составляющие второстепенную часть памятника (например, гербы миннезингеров, иллюстрирующие Гейдельбергскую рукопись). Распространены гербовники, объединяющие в себе эти принципы, в том числе и такие исключительные по информативности и художественному уровню, как гербовник Гельдерна (Gelre), составленный К. Хейненом в 1370-1386 гг. Начинающийся с гербовых иллюстраций к стихотворным текстам, гербов павших в битве при Ставерене и т.д., он продолжается как универсальный, причем гербы собраны по странам и верховным сеньорам. В Гербовнике Золотого Руна, составленном гербовым королем одноименного ордена, Ж. Лефевром де Сен-Реми в 30-е гг. XV в., за гербами кавалеров ордена следуют гербы императора, курфюрстов, государей с их вассалами и подданными. Некоторые из гербовников (общие, корпоративные) создавались и дополнялись на протяжении длительного срока: так, гербовник Арльбергского братства св. Христофора велся с 1390 г. до XVIII в., Бургосского братства св. Иакова – в XIV и XV вв.; позднейшие дополнения есть и в Гельдернском гербовнике. Гербы вносились в гербовники в виде описаний (фр. en Blason) или изображений щитов и знамен, иногда рисовались и в полном виде, со шлемами, нашлемниками, коронами; изображение герба могло также заменяться фигурой персонажа в гербовом убранстве («одетого в герб»).
Датировка старейшего из дошедших до нас геральдических трактатов (трактат Дин, также известный как De Heraudie), спорна (1280-1300 гг., по другой версии – 40-е гг. ХIV в.; сохранился в списке конца XIV в.). Трактат посвящен правилам англо-нормандского блазонирования и отражает профессиональные воззрения герольда. Впоследствии создавались трактаты в основном дистанцированные от деятельности герольдов и имевшие целью переосмысление геральдики в контексте писаного права, ученой систематизации и дидактизма. Первым опытом такого рода стал труд императорского юриста Бартоло ди Сассоферрато (ок. 1340/50 гг.) – трактат De insigniis et armis, фундаментальный в геральдико-правовом отношении. Изложение собственно знаковых правил Г.и у Бартоло представляется не во всем реалистичным. Это относится и к большинству позднейших трактатов – трудов последователей Бартоло, а также его оппонентов – Франциска Фовейского и его ученика Иоанна (Iohannes de Bado Aureo, автор Tractatus de Armis; предположительно идентифицируется как Иоанн Тревор, епископ Сент-Асафский,ум. в 1410 г.), противопоставивших бартолианской иерархии цветов свою, не менее спорную. На протяжении XV в. тезисы Бартоло и Иоанна развивались в ряде новых трактатов.Вероятно, лишь некоторые из их авторов были действительными знатоками геральдики, как Клеман Принес, чей труд (ок. 1439 г.) завершается гербовником. В целом же формировалась упорядоченная и в достаточной мере мистифицированная теория геральдики. Взаимодействие идеальной геральдики трактатов и реальной практики нашло яркое отражение в произведении Николаса Аптона «О военном обучении» (ок. 1446г.). Из текста явствует, например, что Аптон отказался от оценки (вслед за Иоанном де Бадо) зеленого цвета как неблагородного, поступив на службу к графу Солсберийскому, в гербе которого этот цвет присутствовал.
Постепенно оформлялись общие стереотипы и локальные нормы гербового права, а также социальные институты его регламентации и охраны. Знаменит пример лорда Скроупа, в 80-х гг. XIV в. отстаивавшего исключительность своего права на определенный герб сперва перед рыцарским арбитражем, затем перед военным судом коннетабля и, наконец, перед государем, Ричардом II. С XIV в. практиковалось пожалование гербов государями, и первоначально жаловались гербы, сходные с монаршими (еще в 1251 г. Иаков I Арагонский даровал собственный герб, дополненный в верхней части щита крестом, ордену Божьей Матери Милостивой); позднее жаловались гербы с любыми фигурами. Бартоло, наряду с провозглашением всеобщего права на принятие герба, заявил о преимуществе герба, пожалованного или подтвержденного монархом, над свободно принятым. С XV в. в ряде стран предпринимались попытки вытеснить принятие пожалованием и подтверждением, а также законодательно ограничить круг гербовладельцев (исключив крестьян, неблагородных и т. д.).
Повсеместное присутствие геральдики не привело к исчезновению или перерождению иных эмблематических систем. Инсигнии монархов и духовных лиц, знаки нотариев, ремесленников, домовые знаки испытали сильное влияние геральдики, сами влияли на нее, но не были поглощены ею.
В ренессансный и постренессансный период геральдическая теория приобретает еще большую формализованность, отчасти маскируя, отчасти же акцентируя архаизм гербовой традиции перед лицом культурных и социальных перемен. С XVII в. внимание к историческим реалиям легло в основу геральдической науки. В середине-второй половине нашего столетия исследователи геральдики противопоставили распространению на средневековые памятники постренессансных геральдических стереотипов (надвременные формальные принципы, информативно-документальный характер знака) образ подвижной, чуткой к социальным процессам, экстравертной знаковой практики, отразившей своеобразие эпохи.
Galbreath D. L., Jéquier L. Manuel du Blason. Lausanne, 1977; Pastoureau M. Traité d'Héraldique. 2 éd. P., 1993; Wagner A. R. Heralds and Heraldry in the Middle Ages. 2 ed. Oxford, 1956.
Отредактировано Alga (09-05-2010 16:58:09)