Флот Фатимидов
В. Шульзингер
Свой флот Фатимиды почти в полноценном виде унаследовали от династии-предшественника – Аглабидов. Необходимо отметить, что наследство это было немалым. Флот Аглабидов представлял собой внушительную силу, безраздельно господствовавшую на морских пространствах от Пелопоннеса и венецианских лагун до побережья Лигурии.
Была унаследована вся тщательно продуманная система судостроения, с ее династиями корабелов и кормчих, система великолепных стоянок флота, из которых особо выделялись укрепленные гавани Туниса и Суса. Фатимиды обрели выстроенную вдоль морского побережья цепь укрепленных рибатов, сочетавших в себе функции религиозных школ и станций наблюдения. Ко всему этому добавлялась собственно материальная часть флота, насчитывавшего несколько сотен кораблей – от дряхлых посудин прошлых поколений, до новеньких, с иголочки, галер.
Разумеется, овладев таким мощным оружием, Фатимиды незамедлительно пустили его в ход. Уже в 911 г. флот участвовал в подавлении восстания сицилийцев, а год спустя – в походе против Триполи. Флот осуществлял поддержку сухопутных армий во время фатимидских экспедиций в Египет в 913-14 и 919-21 гг. На плечи флота легла основная тяжесть жестокой сицилийской войны 914-917 годов. В морских сражениях при Триполи и Ламте морские силы молодой державы быстро набирали опыт.
В 918 г. Фатимиды впервые напали на византийские владения в Южной Италии. Стратиг Калабрии, Евстафий, поспешил заключить мир на условиях выплаты 22.000 золотых ежегодно, но в 925 Фатимиды продолжили свое наступление и в 926-929 гг. их эскадры, ведомые Сабиром (флотоводцем славянского происхождения), сеяли страх и ужас среди итальянских подданных василевсов.
Противостояние с византийцами проходило и по территории Сицилии, вопреки некоторым мнениям, не завоеванной арабами в 827 г. Действительно в 827 г. арабские (аглабидские войска) высадились на острове, но успехи их были весьма незначительны и лишь мощным потоком подкреплений, чего не могла себе позволить Византия, арабы переломили ситуацию в свою пользу. На острове велась упорная борьба за каждый город. Решающим моментом стало падение Сиракуз в 878 г. – важнейшей морской базы византийцев на Западе. Многочисленные экспедиции, высылаемые византийскими императорами на Сицилию, как правило успеха не имели.
По сути дела в 925-927 гг. Фатимиды установили на море единый антигреческий фронт совместно с эмиратами Тарса и Крита, хотя вопрос о координации действий между ними более чем спорен. Поддержка же владыками Туниса арабских поселений в Гарильяно и Фрежюсе, наоборот, несомненна.
Не удовлетворяясь множеством морских стоянок, доставшихся им от Аглабидов, Фатимиды в 916-918 гг., выстроили Махдию, ставшую их новой столицей. Новый город на восточном побережье был в первую очередь предназначен под нужды флота. Склады провианта, корабельного леса, верфи, гавань, вмещающая до 200 военных кораблей, отдельно – торговая пристань на тридцать судов; короче говоря, в Махдии находилось все возможное и необходимое для отправки и снаряжения морских экспедиций. Очень скоро город стал одним из важнейших (и безопаснейших) пунктов на испано-египетском торговом пути.
В 939-941 гг. Фатимиды потопили в крови восстание сицилийских мусульман. Занятая отражением нападений русов Византия не смогла – или не захотела – оказать восставшим действенную помощь.
Восстание не могло не сказаться на военно-морском потенциале Фатимидов. В 40-х годах X века из источников исчезают сообщения о набегах и рейдах фатимидских флотилий.
Военные действия с новой силой возобновились в начале 50-х годов. Страшное поражение византийцев при Джерачи, 7 мая 952 г., выявило неравенство сил в регионе. Эскадры Фатимидов и их вассалов – кельбитских эмиров Сицилии, как и ранее, безнаказанно опустошали берега византийской Южной Италии. Византийское правительство направило на фронт новые силы армии и флота, обратилось за помошью к халифам Кордовы – и результатом явилась т.н. "трехсторонняя война" (955-958), в которой кордовские мусульмане в союзе с греками выступали против своих североафриканских единоверцев. Флот Фатимидов понес значительные потери, что заставило их просить мира. Однако властители Северной Африки быстро восстановили свою морскую мощь; последняя запись "Кембриджской хроники" гласит: "И снарядил Хасан в этом году другой флот".
Восстановление сил заняло у Фатимидов четыре года. В 962 г. их войска с помощью флота берут Таормину – последнюю значительную крепость византийцев в Сицилии. Ответная экспедиция греков в 965 г. захлебнулась на залитых кровью Раметтских полях, этом "византийском Ронсевале", и бесславно окончилась катастрофой в Мессинском проливе. Борьба за Сицилию была окончена.
В 969 г. исполнилась заветная мечта Фатимидов – их войска заняли Египет. Уже в следующем году они начали действия против византийцев в прибрежных районах Сирии. Образовался новый фронт, требовавший самого пристального внимания. Вскоре, в августе 972 г., в Каир въехал и сам халиф Фатимидов, ал-Муизз, сделавший его своей резиденцией. Без сомнения, большая часть тунисского флота Фатимидов была также переведена в Египет.
В Тунисе был оставлен Болуджин, сын Зири, одного из полководцев ал-Муизза. Он и его наследники – Зириды не питали любви к морским предприятиям, перенеся свою резиденцию в глубь страны. Довольно скоро добившись независимости от каирского престола, они не уделяли должного внимания своему флоту, быстро измельчавшему до конгломерата небольших эскадр.
С независимостью Зиридов прекратился поток людей и материалов в Сицилию, этот фатимидский форпост на Западе. Несмотря на это, сицилийские вассалы Фатимидов – кельбитские эмиры, продолжали в конце 70-х годов X в. свои непрерывные нападения на южную Италию. В 982 г. им удалось наголову разгромить Оттона II при Скиллаче. С этого момента они превратились в подлинное бедствие византийских владений; не проходило года, чтобы сицилийские корабли не появлялись на горизонте... В 986 г. – Джераче, 988 г. – Козенца, 991 г. – вся Лукания и Апулия становились жертвой их набегов, продолжавшихся вплоть до рубежа тысячелетий, когда морские успехи венецианцев при Бари (сентябрь 1003 г.) и пизанцев – в Мессинском проливе (6 августа 1005 г.) положили конец истории фатимидских эскадр на западе.
С конца X – начала XI в. боеготовность фатимидского флота постоянно снижалась. Основная линия поглощавшего массу сил противостояния с Византией проходила в глубине Сирии; вся тяжесть его пришлась на сухопутные армии, что, несомненно, не замедлило сказаться на финансировании флота. Немалую роль сыграли возросшие мастерство и мощь византийского флота – основного вероятного противника фатимидских адмиралов. Византийские прибрежные зоны забыли про набеги арабов, бывшие обыкновением столетие назад. Впрочем, морские операции греков также не были масштабны. На море установился прочный паритет сил.
Ко времени появления на Средиземноморье крестоносных эскадр, флот Фатимидов переживал не лучшие свои времена. Несмотря на это, он некоторое время успешно противостоял флотилиям людей Запада, все более и более придерживаясь оборонительной тактики, пока в конце концов в 1169 г. оказался не в состоянии эффективно воспрепятствовать морскому нашествию византийцев на Дамиетту...
В 1171 г. султан Салах ад-Дин Аййуб (Эйюб, Эйуб) занял Египет, положив начало новой династии – Аййубидов.
Что же касается типов кораблей, использовавшихся Фатимидами, то они подробно перечислены Ибн-Хаукалем:
"Суда средиземного моря. Большие суда называются куркурами (множ. ч. от каракир). Командир куркуры на языке франков называется к-б-тан, секретарь-надсмотрщик за товарным грузом – с-к-р-бан, а хозяин – ал-б-т-рун.
К судам средиземного моря далее принадлежат: заураки (мн. ч. заварик), тариды (мн. ч. тараид), гурабы (мн. ч. гирбин). Гураб также называется шини (мн. ч. шавани) или джефн, (мн. ч. аджфан). Эти (суда) имеют паруса.
К ним (т. е. судам средиземного моря) принадлежат далее шейти (мн. ч. шайати), ушари (мн. ч. yшаpиат), селлауры (мп. ч, селалир) и карабы (мн. ч. кавариб).
Куркуры и зaypaки употребляются для перевозки грузов, заурак гораздо меньше куркуры. Между последними есть такие, которые имеют три "спины" (деки [палубы – В.Ш]). Товары нагружаются в них через боковые двери. Когда, после наполнения самой низкой части ее (т. е. куркуры) грузом, вода дойдет до нижних дверей, то oни запираются, забиваются, законопачиваются и замазываются не пропускающей воды массой, а товары затем нагружаются через те двери, который выше первых, во втором ярусе, до тех пор, пока судно не на-грузится окончательно. Когда нагрузка окончена, заделываются двери на "спине", и "крыша" остается совершенно свободной для экипажа и его вещей и для того, чтобы вода разливалась по ней при волнении моря: и проходят волны по "крыше" куркуры и выходят в желобы, устроенные с боков, так что благодяря этим желобам куркура без-опасна от скопления воды на ее "спине" и "крыше". Кроме того вода вычерпывается ведрами, назначенными дли этого, из колодца ее трюма. Куркуры могут хо-дить только под парусами при сильном попутном ветре, который один только может их двигать, по причине их величины и тяжести. Куркура имеет три парусa: один называется на языке франков б-нни-та (или б-ннета), другой ар-д-мун и третий д-р-ка-ку (чит. д-р-кату).
Что же касается тарид, то они имеют на корме двери, которые отпираются и запираются; oни употребляются для перевозки лошадей для военных целей. Что же касается гурабов, то они перевоэят воинов и ходят под парусами или на веслах. Есть между ними такие, которые имеют 180 весел, другие имеют их меньше.
Шейти имеют 80 весел. Их назначение – заходить в порты и доставлять сведения куркурам и гурабам и другим (большим) судам.
Ушари имеют 20 весел. Они перевозят товары и людей c берега (на большие суда), ибо куркуры могут стоять только в глубоких местах гавани, так как oни, пo причине своей тяжести и тяжелого груза, ломаются, как только сядут на мель. Между куркурами есть такие, которые поднимают более 10.000 единиц масла кроме других товаров.
Саллауры по величине стоят между шейти и ушари.
Карабы весьма полезны мусульманам во время морской войны. В каждом карабе 4 или 5 стрелков, которые помогают гурабам мусульманским сражаться с гурабами франков и их куркурами, потому что карабы быстры и поворотливы и со всех сторон могут нападать на суда франков. Говорят, что для куркур опасны только ка-рабы, когда они нападают на них своими стрелами и метательными снарядами, а сама куркура стоит на якоре.
Суда же известные под именем накаир полезны на море для борьбы мусульман с неверными франками.
Вот как называются суда средиземного моря, на которых франки, магрибинцы и сирийцы ходят со своими товарами к береговым городам Cиpии, как то Триполис, Сидон, Бейрут, Сарафанду [Около Тира. – В.Ш]."
"Суда Нила: харрака (мн.ч. харарик), дермуна (мн.ч. дерамин). Харраки употребляются во время прогулок царей и эмиров по случаю их дел и нужд. Дермуны же употребляются для перевозки их хлебных грузов во время половодья (Нила).
Меркебы же служат для перевозки жителей египетских провинций в Каир и из Каира в провинции. Шахтуры служат для перевозки людей с однго берега Нила на другой во врмя половодья; они ходят из Каира в Гизу и из Гизы в Каир."
(Приведено по изданию: В. Розен. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. Прим. 227, стр. 285-292.)
Латинские аналоги арабских терминов
К-б-тан (командир куркуры) – капитан.
С-к-р-бан (секретарь на куркуре) – scribanus, scrivano. Фр. ecivain.
Гураб – golabus, golafrus. Галера.
Куркура – caraca, carraca. Каракка.
Тарида – tarita, tarida.
Шейти – saettia, sagittea.
Ушари – казалось бы usciere, usseria, но латинские усиеры представляли собой суда явно большего размера чем арабские ушари.
Дермуна – Дромон.
Ссылка