SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Флот

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

В VI в. император Юстиниан положил модифицированный триаконтор в основу военного флота Византийской империи. Этот корабль получил наименование дромон (гонщик, греч.). Несмотря на многообещающее название, дромон едва ли был быстрее аналогичных галер Восточного Средиземноморья. Считается, что вернуться к таким скромным кораблям византийцев заставило стремление к дешевизне и простоте обслуживания своего флота, которому в тот момент не было достойных противников. Византия в VI в. вела преимущественно сухопутные войны со своим опасным восточным соперником – сасанидской Персией.

Первоначально дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч. афракта) гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза – арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем, получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле жили искусные мореходы (достаточно вспомнить финикийцев).

Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться монерами или галерами (moneres и galea соответственно). Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с "латинскими" косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля.
В дальнейшем, на протяжении VII-XV вв. дромоны неоднократно модифицировались и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании по меньшей мере трех типов дромонов: усиако, памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия.

http://i063.radikal.ru/1002/43/21f27ff125a3t.jpg
Византийский дромон (усиако). Общий вид

В Средние Века название "дромон" было перенесено и на другие, отличные от византийского линейного корабля суда, строившиеся в Западной Европе.
Первое упоминание о западноевропейском дромоне  встречается  в жизнеописании короля  остготов (540-е гг. н.э.). Более подробное описание корабля  дает Лев Философ (IX в.). Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м (то есть длины римской квинкверемы). Обшивка дубовая, с традиционным для  Севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрыты щитами воинов и предназначены для  лучников и пращников. Рулевое весло опирается  в одной точке, вокруг которой оно может вращаться  при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.
Значительным шагом вперед является  установка второй, наклоненной в сторону форштевня  мачты. Ее более узкий парус позволял ходить при боковых ветрах.

http://s002.radikal.ru/i200/1002/c5/941945a04457t.jpg
Североевропейский дромон. Общий вид

Эти типы судов имели множество различных наименований: холк, нейв, неф, буза, килс. Создание подобных судов вплотную приблизило европейское судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна – ганзейского когга.

Хlegio

+7

2

Этимологию слова "дракар"  обычно возводят к древнескандинавскому Drage (дракон) и Kar (корабль). Иными словами, дракар – это корабль-дракон, или дракон-корабль – как угодно.
Как сказал о дракаре некий скандинавский поэт, "Рыжая  и ражая  рысь морская  рыскала". Также известно, что сами викинги любовно называли свои корабли "конём дороги китов" и многими другими поэтическими формулами (кенингами). Из рисунка явствует: да, и рысь, и конь, и дракон.
Более половины тысячелетия  держали Европу в страхе "рыцари открытого моря" викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам – подлинным шедеврам судостроительного искусства. На этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья  и Византии. Вместе с дружинами славян "обживали" они великий торговый путь "из варяг в греки".

http://s003.radikal.ru/i201/1002/a0/7965c5b8f188t.jpg
Дракар Вильгельма Завоевателя (середина XI в.). Общий вид

http://i067.radikal.ru/1002/84/5b112647bd90t.jpg
Дракар Вильгельма Завоевателя. Вид спереди

Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рея  поднималась вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты и к оконечностям судна – штаги. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является  единственным в своем роде.
Основой для  воссоздания  этого судна послужил рисунок со знаменитого ковра из Байе (Bayeux).
http://s006.radikal.ru/i213/1002/15/3c2b102e3675t.jpg

xlegio

+7

3

Норманнский шнеккер

http://s40.radikal.ru/i087/1003/a8/599e9152ee16.jpg

По некоторым данным, термин "шнека" впервые встречается  в новгородской летописи 1284 года, в которой речь идет о прорыве шведских кораблей в Ладожское озеро "на лойвах и шнеках". Однако в статье профессора К.В.Базилевича "Из истории морских походов в VII-XII вв." можно прочесть, что в 1142 г. караван из трех новгородских лодей подвергся нападению эскадры из 60 шнек, посланных "шведским королем и епископом" .
Таким образом, и сам термин "шнека" (шнеккер), и корабли, называемые подобным образом, появились не в XIII в., а по меньшей мере в XII в.

У новгородцев слово "шнека" (производная  от норманнского Snekkar – "змея") в широком смысле обозначало название иноземного морского судна.
Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина – 4,2-5,1 м, высота борта – 1,2-1,7 м.  Экипаж – 40-70 человек.
Норманны снабжали свои ладьи исключительно железными якорями, нередко применяя вместо растительных канатов железные цепи.

http://i047.radikal.ru/1003/7c/efafa17270df.gif

Норманнский якорь IX-х вв
http://i078.radikal.ru/1003/15/f8fb050d5a87.gif

Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные башни (на верхнем рисунке это видно) с зубцами по типу крепостных.
Это были, по существу, поднятые платформы с ограждениями для  арбалетчиков. С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
http://www.xlegio.ru/m_navy.htm

+5

4

Нава Венеции и Генуи
На смену византийским торговым пришли торговые суда городов-республик Италии. Время их расцвета  - с XII по XIV век. Все эти корабли имели общее название Нава. Они не имели весел, а только паруса. Проектировали и строили эти суда Венеция и Генуя, монополизировавшие в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Выполнение подобных задач требовало корабля нового типа, с большой прочностью и большой грузоподъемностью, потому что перевозить приходилось огромное количество товаров, пассажиров, лошадей, вооружения и провианта. По своей ширине и осадке эти суда напоминали римские торговые корабли с выпуклыми бортами, с глубокой осадкой и высоким надводным бортом. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3—4 метра. Были навы с тремя палубами. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Именно они были главным средством всех перевозок во времена крестовых походов.
Навы оставались неповоротливыми, слишком массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса и брасоплении парусов всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Но ведь главной задачей этих кораблей была не скорость и не маневренность, а возможность перевозить как можно больше груза. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях. Со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса. Навы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы увидели корабли из стран Северной Европы, которые везли своих крестоносцев в Палестину, то обратили внимание на форму руля и переняли ее. Корма у Навы очень высоко поднята и укреплена бимсом.

http://www.museum.ru/museum/ships/pic/sh13.jpg

Треугольный латинский парус со съемным реем прекрасно подходит для этих целей. Но при всем своем удобстве он требует ежеминутного внимания. Недаром хозяевам рыболовных судов с латинскими парусами не всегда было легко найти матросов. Правда, помимо латинских в мире существовало еще много вариантов конструкций парусов.

Средневековая галера

http://www.istorya.ru/imagens/izdelia/korabli/sh14.gif

Галера - военное весельное судно, прямой потомок дромона. Она появилась где-то около 1000-го года в торговых флотах итальянских городов-республик. Название галера происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (а у галеры был длинный бушприт, с острием, обшитым блестящей латунью...). В XII веке на галере было два яруса весел - это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. Но двухъярусные галеры в XIII веке сошли со сцены. Начиная с XII века гребцов рассаживали уже не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами, сначала по два весла в группе, потом - по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца, посредине судна был помост для надзирателей. Галера, в которой группы составлялись из трех гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40-44 весла. У ранних галер на корме оставались закругленные металлические острия, а в XIII веке вместо них стали ставить офицерскую каюту. Первые галеры были одномачтовые, но в XIII веке добавилась еще одна мачта, причем обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Но паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свертывали, а рею крепили к палубе цепью. До появления артиллерии главным оружием галеры был заостренный бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта вражеских кораблей и ломал их весла. Отношение длины галеры к ее ширине составляло 6:1, так что если длина была 40 метров, то ширина — 6,5 метра, а осадка превышала 2 метра. Руль на ахтерштевене появился только на галерах XV века.

Источник

+7

5

Когг

В Северной Европе в это время строят в основном когги – торговые суда с круглым корпусом и обшивкой внакрой, с одной мачтой несущей парус. Бак и квартердек этих судов использовались как боевые площадки, где располагались воины для защиты от пиратов.
Характерная  особенность коггов – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая  длина судна – 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т.
Рейковый прямой парус площадью 150-200 м2 поднимался  на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая  надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая  площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагалось помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался  наклонной мачтой – бушпритом, служившим для  растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.

На морских путях Средиземноморья господствует Венеция, Генуя и Пиза, создавшие крупные торговые флоты, возможно, старейшие в мире. Известно, что эти могущественные республики сдавали торговые суда в аренду многим странам. Так, например, король Франции Людовик IX в 1268 г. арендовал целый флот для проведения крестового похода.
http://s15.radikal.ru/i188/1003/a6/2bf065fdf6ddt.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/1003/ab/2058574b23a1t.jpg
Ганзейский когг

Источник

+5

6

В Осло (Норвегия) есть музей кораблей викингов. Там можно посмотреть настоящие корабли, на которых плавали викинги.

На первой фотографии раскопки Гокстадского корабля, фото ок. 1880 г., на второй - нос Осебергского корабля

Отредактировано Lady Nazira (31-03-2010 19:38:11)

+5

7

Не знаю, наверное, все же - это сюда  https://forumupload.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif 

Морские походы славян

В IV-VII вв. славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, двигаясь в пределы империи "ромеев" несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вполне вероятно, что в этих морских походах принимают самое активное участие и анты, наступавшие на Византию со стороны Причерноморья и Дуная. Российский ученый Б.А. Рыбаков, основываясь на письменных и археологических источниках, указывает на тесную взаимосвязь морских походов восточных, западных и южных славян. "В VII веке,- пишет Б.А. Рыбаков,- завоевание Византии проводится особенно интенсивно; славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до Древней Спарты, где разместились славянские племена езерцев и милян. После того как авары собирались "вконец истребить" дунайских антов, возможно, что им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале VII в. были подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов (однодеревок) в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с моря и с суши они осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию... Авары оттеснили антов, издавна владевших морским побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринимать морские походы".

Греческие источники говорят о большом походе славян на Константинополь в 626 г. Новейшие исследования показывают, что этот поход был совершен именно восточными славянами.

В 765 г. византийский император Константин V, собрав для похода против болгар огромный флот, состоявший из 2000 судов, сам сел на "русские суда". Предпочтение, оказанное императором русским судам, несмотря на то, что морской флот империи был самым сильным,-лучшее доказательство того, что славянские корабли обладали высокими мореходными качествами.

+4

8

Сражение при Слейсе
24 Июня 1340 год

Битва при Слейсе - первое крупное морское сражение Столетней войны, победа в котором обеспечила англичанам и их союзникам полное превосходство на море.

В 1339 г. Эдуард III решился принять энергичные меры и приступил к вооружению флота. Весной 1340 года он провозгласил себя королем Франции и начал готовить большой поход для завоевания новых владений. Постоянного флота в то время еще не существовало, а потому корабли и экипажи были призваны на службу особой королевской прокламацией. Король на собственный счет снарядил несколько кораблей, а затем города, преимущественно приморские, должны были выставить значительные морские силы, которые ими были частью наняты, частью закуплены. Все судоходство в английских гаванях было приостановлено и все корабли свыше 100 тонн были призваны на королевскую службу; Западная Англия выставила 70 кораблей, «Пять портов» — 30, Северная Англия — 50. План короля заключался в том, чтобы при помощи этого флота переправить в союзную Фландрию, в гавань Слюйс, недалеко от Дамме, сильную армию и оттуда вторгнуться во Францию.
В те времена, вследствие обмеления Дамме, Слюйс сделался гаванью города Брюгге, который в XIV столетии был средоточием мировой торговли, (кроме Средиземного моря). Гавань эта была очень обширна и достаточно глубока для самых больших кораблей; весь грузовой оборот с Англией шел через Слюйс, почему Эдуард III был так сильно заинтересован в обладании им. Между тем, когда он 10 июня собирался отправиться туда с частью своего флота из Оруэлла (недалеко от Гарвича), он получил неожиданное известие, что французы предупредили его, и с большим флотом вошли в Слюйс.

Читать дальше

+4

9

Русская боевая лодья (ладья)

Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI—VIII веках. Славяне были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно. Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли.
Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.

+2

10

А про купеческие суда - тоже сюда?

Купеческое судно XIV века — рисунок на печати балтийского города-порта Штральзунда. Подобное судно было поднято недавно со дна реки Везер, вблизи гавани Бремена.

+2

11

НОРМАННСКИЕ КОРАБЛИ

Средиземноморские транспортные корабли, как этот пример XIII столетия, позволили обеспечить выживание и даже расширение государств крестоносцев и сицилийско-норманнской «империи». Обратите внимание на «корридорию» (соrridoria), сменившую верхнюю палубу и ставшую отличительным признаком средиземноморского «круглого корабля» (т.е. парусника в противоположность «длинному кораблю»).

Франко-нормандское боевое судно (2) представляло собой вариант развития «длинного корабля» викингов, или драккара. Установленные на баке и юте «замки» позволяли подобного рода плавучим средствам на протяжении многих лет господствовать в северных водах.

Сицилийско-норманнская боевая галера (3) представляла собой продолжение идеи византийского «дромона». Основная разница между средневековыми боевыми судами и их предшественниками из античности заключалась в перенесении тарана выше ватерлинии. Таран превращался, таким образом, в средство выведения корабля из строя, а не затопления его. Тенденция сохранения вражеских кораблей, очевидно, произрастала из удорожания материальной части по мере вырубки лесов в прибрежной средиземноморской полосе.

Флагман Вильгельма Завоевателя, «Мора» (4), отличается фонарем на топе мачты, огромной фигурой на носу, как у предшественников - кораблей . викингов, - и резным старнпостом. На рисунке (5) показаны профили архетипов средиземноморских кораблей XIII столетия: трехпалубный венецианец, самый крупный для XIII в. (а), вариант с четырьмя палубами (Ь), двухпалубник (с) и саландриум (salandrium то же и юисье, или юс.), или специализированный транспорт для перевозки коней (d).

http://s001.radikal.ru/i195/1006/b3/cf7f8cf9b434t.jpg

+3

12

Английский флот
Жизнь Англии в средние века. Л.Ф.Зальцман. СПб., Евразия, 2009 г.

Первым человеком, которому удалось осознать значение морского могущества Британии, можно считать белга Караузия, авантюриста, который командовал римским флотом в Ла-Манше и в 287 г провозгласил себя императором.
Караузию удавалась сохранять за собой этот титул на протяжении восьми лет, пока он не был убит.

Миновало шесть столетии, и Альфред Великий решил сделать ставку на крупные военные суда и приказал построить несколько кораблей, в два раза превосходивших размерами пиратские суда датчан; мы прекрасно знаем, что затея этого короля не оправдала себя, потому что его корабли оказались слишком громоздки и неповоротливы, и всё же Альфред заслуживает уважения как человек, который понял, что иноземному вторжению нужна противостоять на море, и создал некое подобие национального флота.

Прошло еще шесть столетий, прежде чем вновь была предпринята серьезная попытка основать военный флот, и она оказалась настолько успешной, что с тех пор флот стал основной оборонительной силой Англии. В период между правлением Альфреда Великого и эпохой Генриха VII у Англии не было постоянного корпуса боевых кораблей.

Подобно тому как крестьяне призывались в фирд от плуга, а ремесленники от ткацкого станка, военный флот формировался из рыболовецких и купеческих судов. И если в средневековой Англии было немало людей, владевших землёй при условии несения воинской службы, людей, которые в раннем Средневековье составляли костяк войска, то была и небольшая группа городов, обязанных нести морскую службу на благо Англии, и они составляли ядро флота той эпохи. Это была группа городов, вошедших в историю под названием «пять портов».

Союз «Пяти портов» существовал уже в эпоху нормандского завоевания и, возможно, был обязан своим возникновением эрлу Годвину. Главой союза был Гастингс, кроме него в «Пять портов» входили Дувр, Сандвич, Хайт и Ромни, к которым вскоре присоединились «старинные города» Рай и Винчелси.

Первичным поводом для объединения этих городов Кента и Суссекса, могло послужить то, что их жители осенью обычно выходили на лов сельди к восточному побережью, в район устья реки Яр, где в месте ежегодной стоянки рыбаков возник город Ярмут. Нам известно, что при Вильгельме Завоевателе города, входившие в союз "Пяти портов", должны были снарядить шестьдесят кораблей, чтобы те несли службу в течение 15 дней. О том, насколько важной считалась эта служба, говорит то, что все горожане «Пяти портов» получили право именоваться «баронами», и хотя этот почётный титул не делал их пэрами королевства, он всё же возвышал их над прочими свободными жителями Англии; кроме того, города «Пяти портов» имели собственные суды и пользовались правом устанавливать собственные налоги.
Однако самым ярким примером того почтения, которым были окружены эти города, были так называемые придворные привилегии. Во время коронации государь шествовал из Вестминстерского дворца в Вестминстерское аббатство и обратно под балдахином, который несли бароны «Пяти портов», затем во время торжественного обеда по случаю коронации они занимали место за столом для почетных гостей по правую руку от короля, и сверх того им было позволена оставлять себе серебряные перекладины и шелковое покрывала церемониального балдахина Стоит отметить, что все эти привилегии оставались в силе вплоть до эпохи Георга IV, и если предположить, что когда-либо будет возрожден старинный обряд коронации, то у представителей «Пяти портов» будут все основания претендовать на почетные места в торжественной процессии и на парадном обеде.

Корабли нормандской эпохи строились с высокими носом и кормой, у них была одна центральная мачта с большим квадратным парусом. Правили кораблям при помощи большого весла, крепившегося к правому борту, отчего эта сторона судна и стала называться «starboard»(от«steer-boars» — кормило).
На базе подобного корабля был создан тип английского военного судна: на носу и на корме появились деревянные башни ("fore-castle" и "stern-castle" - буквально «носовое укрепление» и «кормовое укрепление», причем первый из этих терминов сохранился в английском языке со значением «бак») а на мачте была устроена площадка для стрельбы, простейшим прообразам которой была прикрепленная к маме большая бочка. Средняя команда на кораблях, принимавших участие в ирландской экспедиции 1171 г., состояла из двенадцати человек и капитана, однако на судах «Пяти портов» было по двадцати одному человеку.

Моряки той эпохи — это отчаянные головы, которые привыкли драться друг с другом и отличались явно пиратскими наклонностями: Чосер говорит о своем шкипере, что тот, захватив судно, поступал с его командой самым обычным образом — «отправлял домой морем», другими словами, выбрасывал за борт; моряки не признавали никакой дисциплины и нередко покидали суда без разрешения. Поэтому вести на море длительные военные действия никогда не пытались, флот созывали, в основном, для транспортировки войск или для того, чтоб атаковать вражескую эскадру, если становилось доподлинно известно, что она курсирует где-то поблизости или готовится совершить опустошительные набег на какой-либо участок побережья.

У других народов в качестве боевых кораблей служили галеры, приводившиеся в движение при помощи весел, однако англичане, как видно, не собирались полностью переходить на этот тип военных судов, хотя в некотором количестве галеры строились при трех Эдуардах, их строили также для охраны побережье некоторые торговые города; труд гребцов на галерах был неимоверна тяжёлым, и обычно их роль исполняли преступники и рабы (возможно, Англия и не использовала галеры именно потому, что такая форма рабства была противна духу англичан). Англичане были опытными мореплавателями и умело правили своими кораблями, однако на море, как
и на суше, победу англичанам приносили их лучники, как было, например, во время знаменитой битвы при Слёйсе в 1340 г .

К концу Х1V века корабли существенно увеличились в размерах и стали гораздо более надежными, на смену рулевому веслу пришел настоящий руль, появился бушприт, и это повлекло за собой определенные изменения в оснастке. В следующем столетии стали строить двухмачтовые корабли, и поскольку заилившиеся к тому времени гавани «пяти портов» оказались слишком мелкими для больших кораблей, города этого исторического союза перестали играть значительную роль в формировании военного флота.
На исходе века заметно усилилось морское могущество Испании, и Генрих VII понял, что если Англия хочет удержать свои позиции на море, то ей необходим регулярный флот и она более не может обходиться временными соединениями купеческих кораблей, по случаю оснащенных кое-каким вооружением. Поэтому при Генрихе VII были построены крупные военные корабли и заложены основы английского военно-морского флота; эти начинания получили достойное продолжение при Генрихе VIIIи увенчались триумфом в эпоху Елизаветы, когда корабли из английского дуба, оснащённые орудиями из английского металла, обеспечили Англии превосходство на море, которое она впервые обрела при короле Иоанне и на которое с полным основанием претендовала в эпоху Эдуарда III, но на время утратила при его преемниках.

+4

13

Когг

Данный рисунок был составлен в 1982-м году на основе оттиска печати графа Эд.Рутланда, художниками В.Дыгало и Н.Нарбековым
http://s017.radikal.ru/i407/1110/41/a567b6815b00.jpg

Учёные датирут саму печать 1395-м годом, что позволяет судить о том, что на ней изображен английский корабль класса «когг» последнего десятилетия 14-го века.
В подтверждение последнего утверждения можно также привести изобразительные источники Англии (миниатюра из Luttrell Psalter. (1325-1335))
http://i060.radikal.ru/1110/f0/e21c3770569b.jpg

Основное назначение подобного корабля – по-видимому, торговое, хотя не исключено, что он мог в случае необходимости быстро быть превращен в военное парусное судно, потому что в описаниях морских баталий встречаются упоминания воюющих коггов.

из Библии Св.Женевьевы(Франция)
http://s003.radikal.ru/i201/1110/d8/a1a2dabc2a82.jpg

Считается, что наиболее достоверные изображения северогерманских коггов содержатся на печатях городов Ганзы.
Оно и понятно, ведь ими же заверяли торговые контракты – от качества изображения на оттиске печати зависели деньги, престиж, гарантии соблюдения сделки, поэтому их старались сделать чёткими, подробными и точными.
Ну а так как печати обычно изготавливали из металла, они очень даже хорошо дошли до наших дней в большом количестве, и теперь хранятся в свободном доступе в музеях, продаются на антикварных аукционах, оседают в частных коллекциях.
Кроме того, сохранились оригиналы оттисков на документах.

печать г.Висмар, 1266
http://s017.radikal.ru/i441/1110/ce/d3033518bde8.jpg

печать г.Берген, 1276 (на ней изображено норманнское судно)
http://s017.radikal.ru/i444/1110/a9/b4f8321b40f3.jpg

печать г.Каль, 1365
http://s017.radikal.ru/i406/1110/12/71521d968401.jpg

В 1962-м году в районе города Бремен производились работы по углублению дна судоходной реки Везер, в результате чего в слое ила был обнаружен затонувший торговый корабль 14-го века, получивший в народе название «Бременская когга».

Перед специалистами тогда ещё ФРГ стала трудная задача – как поднять со дна уникальную находку?
Ведь от соприкосновения с воздухом видавшая виды древесина рассыпалась бы, как пыль.
Кроме того, необходимо было реконструировать корабль, буквально склеив более 2000 обломков, найденных в иле.
Осталось всего несколько чёрно-белых фотографий, задокументировавших проведение спасательной операции по подъёму пока единственного в мире дошедшего до наших дней образца корабля, использовавшегося в средневековой северной Европе.
http://s017.radikal.ru/i443/1110/8d/63acffd0ff08.jpg

http://s42.radikal.ru/i098/1110/93/86a7a465aef2.jpg

http://s017.radikal.ru/i423/1110/1c/c4d8e92caa84.jpg

В ходе её проведения на поверхность были извлечены все фрагменты «Бременской когги», началось её масштабное восстановление. Собирали «паззл» 7 лет.
В настоящее время этот корабль можно наблюдать в Немецком морском музее в г. Бременхафен, где он покоится уже на протяжении нескольких десятилетий в резервуаре
http://s017.radikal.ru/i437/1110/75/afeef43cb86f.jpg

Однако, это не мешает немцам заниматься реконструкцией «Бременской когги».
Вот, судно, которое было построено в 1990-м году группой энтузиастов по размерам и чертежам археологической находки.
В нём разве что паруса – это версия, а всё остальное точная копия. Оно под неминуемый восторг зрителей ежегодно бороздит просторы немецких рек во время проведения фестиваля парусных судов Hanse Sail.
http://s017.radikal.ru/i403/1110/bd/6206346a3695.jpg
http://citadelblog.ru/

+5

14

Флот Салах ад-Дина
В. Васильцов

Хотя основные события крестовых походов разворачивались на суше, важную роль в них играл и флот, не только как средство доставки воинов-крестоносцев к Святой Земле, но и как действительная сила, необходимая, в частности, при осаде прибрежных городов.
Существует устоявшееся мнение, сформулированное Бернаром Кара де Во, о том, что "мусульмане: в целом не слывут большими любителями морского дела". Однако это в корне неверно. Достоверно известно, что арабская морская традиция своими корнями уходит к глубокой древности и оказала огромное влияние на развитие европейского морского дела.
Определяющей тенденцией для развития арабского мореплавания в VII веке являлось создание вооруженного флота. Настоятельная необходимость в этом появилась еще в первые годы хиджры, "когда Мухаммад предлагал правителю Эфиопии принять ислам, но не имел флота, чтобы заставить его это сделать".
Активное строительство мусульманского флота на Средиземном море относится к периоду правления третьего праведного халифа – 'Усмана (644-656 гг.). После 645 года, когда после попытки захватить Александрию арабами греки вернули ее при содействии морских сил, в Сирии началось строительство мусульманского военного флота.

Одновременно, но в еще больших размерах строительство военных кораблей началось в Египте. При этом наместник 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх исходил из необходимости защитить египетское побережье от дальнейших византийских вторжений. Так, в 645-655 годах египетский флот располагал 200 кораблями на Средиземном море.
В VIII-IX веках из Египта и Сирии арабский флот совершал нападения на побережье Южной Европы.
Образование Фатимидского халифата открыло еще одну славную страницу в истории египетского военного флота. 15 января 910 года, после того как Убейдаллах (910-934 гг.) – имам исмаилитов Сирии – был освобожден, узнав об успехах своих единоверцев в Северной Африке, он решил бежать (в это время сирийские исмаилиты потерпели поражение от аббасидов) через Египет в Магриб, где и попал в плен к хариджитскому эмиру Сиджилмасы; Убейдаллах был провозглашен халифом с титулом "Махди" (ведомый по пути Аллаха).
Флоту Фатимиды уделяли особое внимание. Его ядро составлял унаследованный ими флот Аглабидов (800-909 гг.). Кроме континентальных морских баз Фатимиды имели порты базирования на принадлежащих им Сардинии, Корсике, Балеарских островах. Главной же морской базой, откуда, наряду с островами Кипр и Крит, завоеванный в 825 году, отправлялись крупные арабские военные экспедиции, сильно тревожившие все побережье Южной Европы, была Сицилия, отвоеванная у Византии в 827 году и остававшаяся в руках арабов до 1091 года. Присоединение Египта с его крупнейшей в Северной Африке морской базой – Александрией – сделало фатимидский халифат державой мирового значения.

Подлинного триумфа Фатимиды достигли при четвертом представителе династии ал-Муиззе (953-975 гг.). При нем территория халифата была значительно расширена и доходила на западе до Атлантического океана, а на востоке – до границ Сирии. Именно при ал-Муиззе, с присоединением Египта в 969 году, фатимидский халифат стал подлинно морской державой мирового значения, флот которой в период его правления достигал более 600 кораблей. Это позволяло Фатимидам господствовать практически над всем Средиземноморьем и вселять ужас в сердца своих врагов. При приемниках ал-Муизза это число уменьшилось до 80 галер, 10 судов с площадками для воинов и 10 грузовых транспортов, однако никогда в эту пору египетский флот не имел менее 100 судов.

Однако по мере того, как фатимидский Египет неуклонно близился к своему закату, уменьшалось и могущество его флота. Это со всей очевидностью проявилось с появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, первостепенной задачей которых для удержания внутренних районов Сирии было сохранение под своей властью прибрежных городов. Египетский же флот, единственная морская сила мусульман, которая могла бы прийти на помощь этим городам, действовал неэффективно, если не сказать, что он вообще бездействовал.

10 сентября 1171 года во время пятничного богослужения Салах ад-Дин, поднявшись на кафедру в мечети, назвал имя аббасидского халифа ал-Мустади (1170-1180 гг.), а неделю спустя при тех же обстоятельствах он впервые не упомянул имени фатимидского халифа ал-Адида (1160-1171 гг.), который вскоре неожиданно заболел и умер, по некоторым данным так и не узнав, что он смещен своим министром. По другой версии он узнал и отравился. Наконец, по третьей версии, при первых признаках недомогания, он был помещен в отдельную комнату, которая была заперта на несколько дней. Когда же ее открыли, то нашли там бездыханное тело халифа. Так прекратила свое существование династия Фатимидов (910-1171 гг.), уступив место новой – Аййюбидов (1171-1250 гг.), фактическим основателем которой стал Салах ад-Дин Абу ал-Музаффар Йусуф ибн Аййюб (1138-1193 гг.).

Читать полностью

+2

15

Флот Фатимидов
В. Шульзингер

Свой флот Фатимиды почти в полноценном виде унаследовали от династии-предшественника – Аглабидов. Необходимо отметить, что наследство это было немалым. Флот Аглабидов представлял собой внушительную силу, безраздельно господствовавшую на морских пространствах от Пелопоннеса и венецианских лагун до побережья Лигурии.
Была унаследована вся тщательно продуманная система судостроения, с ее династиями корабелов и кормчих, система великолепных стоянок флота, из которых особо выделялись укрепленные гавани Туниса и Суса. Фатимиды обрели выстроенную вдоль морского побережья цепь укрепленных рибатов, сочетавших в себе функции религиозных школ и станций наблюдения. Ко всему этому добавлялась собственно материальная часть флота, насчитывавшего несколько сотен кораблей – от дряхлых посудин прошлых поколений, до новеньких, с иголочки, галер.

Разумеется, овладев таким мощным оружием, Фатимиды незамедлительно пустили его в ход. Уже в 911 г. флот участвовал в подавлении восстания сицилийцев, а год спустя – в походе против Триполи. Флот осуществлял поддержку сухопутных армий во время фатимидских экспедиций в Египет в 913-14 и 919-21 гг. На плечи флота легла основная тяжесть жестокой сицилийской войны 914-917 годов. В морских сражениях при Триполи и Ламте морские силы молодой державы быстро набирали опыт.
В 918 г. Фатимиды впервые напали на византийские владения в Южной Италии. Стратиг Калабрии, Евстафий, поспешил заключить мир на условиях выплаты 22.000 золотых ежегодно, но в 925 Фатимиды продолжили свое наступление и в 926-929 гг. их эскадры, ведомые Сабиром (флотоводцем славянского происхождения), сеяли страх и ужас среди итальянских подданных василевсов.

Противостояние с византийцами проходило и по территории Сицилии, вопреки некоторым мнениям, не завоеванной арабами в 827 г. Действительно в 827 г. арабские (аглабидские войска) высадились на острове, но успехи их были весьма незначительны и лишь мощным потоком подкреплений, чего не могла себе позволить Византия, арабы переломили ситуацию в свою пользу. На острове велась упорная борьба за каждый город. Решающим моментом стало падение Сиракуз в 878 г. – важнейшей морской базы византийцев на Западе. Многочисленные экспедиции, высылаемые византийскими императорами на Сицилию, как правило успеха не имели.
По сути дела в 925-927 гг. Фатимиды установили на море единый антигреческий фронт совместно с эмиратами Тарса и Крита, хотя вопрос о координации действий между ними более чем спорен. Поддержка же владыками Туниса арабских поселений в Гарильяно и Фрежюсе, наоборот, несомненна.
Не удовлетворяясь множеством морских стоянок, доставшихся им от Аглабидов, Фатимиды в 916-918 гг., выстроили Махдию, ставшую их новой столицей. Новый город на восточном побережье был в первую очередь предназначен под нужды флота. Склады провианта, корабельного леса, верфи, гавань, вмещающая до 200 военных кораблей, отдельно – торговая пристань на тридцать судов; короче говоря, в Махдии находилось все возможное и необходимое для отправки и снаряжения морских экспедиций. Очень скоро город стал одним из важнейших (и безопаснейших) пунктов на испано-египетском торговом пути.
В 939-941 гг. Фатимиды потопили в крови восстание сицилийских мусульман. Занятая отражением нападений русов Византия не смогла – или не захотела – оказать восставшим действенную помощь.

Восстание не могло не сказаться на военно-морском потенциале Фатимидов. В 40-х годах X века из источников исчезают сообщения о набегах и рейдах фатимидских флотилий.
Военные действия с новой силой возобновились в начале 50-х годов. Страшное поражение византийцев при Джерачи, 7 мая 952 г., выявило неравенство сил в регионе. Эскадры Фатимидов и их вассалов – кельбитских эмиров Сицилии, как и ранее, безнаказанно опустошали берега византийской Южной Италии. Византийское правительство направило на фронт новые силы армии и флота, обратилось за помошью к халифам Кордовы – и результатом явилась т.н. "трехсторонняя война" (955-958), в которой кордовские мусульмане в союзе с греками выступали против своих североафриканских единоверцев. Флот Фатимидов понес значительные потери, что заставило их просить мира. Однако властители Северной Африки быстро восстановили свою морскую мощь; последняя запись "Кембриджской хроники" гласит: "И снарядил Хасан в этом году другой флот".
Восстановление сил заняло у Фатимидов четыре года. В 962 г. их войска с помощью флота берут Таормину – последнюю значительную крепость византийцев в Сицилии. Ответная экспедиция греков в 965 г. захлебнулась на залитых кровью Раметтских полях, этом "византийском Ронсевале", и бесславно окончилась катастрофой в Мессинском проливе. Борьба за Сицилию была окончена.
В 969 г. исполнилась заветная мечта Фатимидов – их войска заняли Египет. Уже в следующем году они начали действия против византийцев в прибрежных районах Сирии. Образовался новый фронт, требовавший самого пристального внимания. Вскоре, в августе 972 г., в Каир въехал и сам халиф Фатимидов, ал-Муизз, сделавший его своей резиденцией. Без сомнения, большая часть тунисского флота Фатимидов была также переведена в Египет.
В Тунисе был оставлен Болуджин, сын Зири, одного из полководцев ал-Муизза. Он и его наследники – Зириды не питали любви к морским предприятиям, перенеся свою резиденцию в глубь страны. Довольно скоро добившись независимости от каирского престола, они не уделяли должного внимания своему флоту, быстро измельчавшему до конгломерата небольших эскадр.

С независимостью Зиридов прекратился поток людей и материалов в Сицилию, этот фатимидский форпост на Западе. Несмотря на это, сицилийские вассалы Фатимидов – кельбитские эмиры, продолжали в конце 70-х годов X в. свои непрерывные нападения на южную Италию. В 982 г. им удалось наголову разгромить Оттона II при Скиллаче. С этого момента они превратились в подлинное бедствие византийских владений; не проходило года, чтобы сицилийские корабли не появлялись на горизонте... В 986 г. – Джераче, 988 г. – Козенца, 991 г. – вся Лукания и Апулия становились жертвой их набегов, продолжавшихся вплоть до рубежа тысячелетий, когда морские успехи венецианцев при Бари (сентябрь 1003 г.) и пизанцев – в Мессинском проливе (6 августа 1005 г.) положили конец истории фатимидских эскадр на западе.
С конца X – начала XI в. боеготовность фатимидского флота постоянно снижалась. Основная линия поглощавшего массу сил противостояния с Византией проходила в глубине Сирии; вся тяжесть его пришлась на сухопутные армии, что, несомненно, не замедлило сказаться на финансировании флота. Немалую роль сыграли возросшие мастерство и мощь византийского флота – основного вероятного противника фатимидских адмиралов. Византийские прибрежные зоны забыли про набеги арабов, бывшие обыкновением столетие назад. Впрочем, морские операции греков также не были масштабны. На море установился прочный паритет сил.

Ко времени появления на Средиземноморье крестоносных эскадр, флот Фатимидов переживал не лучшие свои времена. Несмотря на это, он некоторое время успешно противостоял флотилиям людей Запада, все более и более придерживаясь оборонительной тактики, пока в конце концов в 1169 г. оказался не в состоянии эффективно воспрепятствовать морскому нашествию византийцев на Дамиетту...
В 1171 г. султан Салах ад-Дин Аййуб (Эйюб, Эйуб) занял Египет, положив начало новой династии – Аййубидов.

Что же касается типов кораблей, использовавшихся Фатимидами, то они подробно перечислены Ибн-Хаукалем:
"Суда средиземного моря. Большие суда называются куркурами (множ. ч. от каракир). Командир куркуры на языке франков называется к-б-тан, секретарь-надсмотрщик за товарным грузом – с-к-р-бан, а хозяин – ал-б-т-рун.
К судам средиземного моря далее принадлежат: заураки (мн. ч. заварик), тариды (мн. ч. тараид), гурабы (мн. ч. гирбин). Гураб также называется шини (мн. ч. шавани) или джефн, (мн. ч. аджфан). Эти (суда) имеют паруса.
К ним (т. е. судам средиземного моря) принадлежат далее шейти (мн. ч. шайати), ушари (мн. ч. yшаpиат), селлауры (мп. ч, селалир) и карабы (мн. ч. кавариб).
Куркуры и зaypaки употребляются для перевозки грузов, заурак гораздо меньше куркуры. Между последними есть такие, которые имеют три "спины" (деки [палубы – В.Ш]). Товары нагружаются в них через боковые двери. Когда, после наполнения самой низкой части ее (т. е. куркуры) грузом, вода дойдет до нижних дверей, то oни запираются, забиваются, законопачиваются и замазываются не пропускающей воды массой, а товары затем нагружаются через те двери, который выше первых, во втором ярусе, до тех пор, пока судно не на-грузится окончательно. Когда нагрузка окончена, заделываются двери на "спине", и "крыша" остается совершенно свободной для экипажа и его вещей и для того, чтобы вода разливалась по ней при волнении моря: и проходят волны по "крыше" куркуры и выходят в желобы, устроенные с боков, так что благодяря этим желобам куркура без-опасна от скопления воды на ее "спине" и "крыше". Кроме того вода вычерпывается ведрами, назначенными дли этого, из колодца ее трюма. Куркуры могут хо-дить только под парусами при сильном попутном ветре, который один только может их двигать, по причине их величины и тяжести. Куркура имеет три парусa: один называется на языке франков б-нни-та (или б-ннета), другой ар-д-мун и третий д-р-ка-ку (чит. д-р-кату).
Что же касается тарид, то они имеют на корме двери, которые отпираются и запираются; oни употребляются для перевозки лошадей для военных целей. Что же касается гурабов, то они перевоэят воинов и ходят под парусами или на веслах. Есть между ними такие, которые имеют 180 весел, другие имеют их меньше.
Шейти имеют 80 весел. Их назначение – заходить в порты и доставлять сведения куркурам и гурабам и другим (большим) судам.
Ушари имеют 20 весел. Они перевозят товары и людей c берега (на большие суда), ибо куркуры могут стоять только в глубоких местах гавани, так как oни, пo причине своей тяжести и тяжелого груза, ломаются, как только сядут на мель. Между куркурами есть такие, которые поднимают более 10.000 единиц масла кроме других товаров.
Саллауры по величине стоят между шейти и ушари.
Карабы весьма полезны мусульманам во время морской войны. В каждом карабе 4 или 5 стрелков, которые помогают гурабам мусульманским сражаться с гурабами франков и их куркурами, потому что карабы быстры и поворотливы и со всех сторон могут нападать на суда франков. Говорят, что для куркур опасны только ка-рабы, когда они нападают на них своими стрелами и метательными снарядами, а сама куркура стоит на якоре.
Суда же известные под именем накаир полезны на море для борьбы мусульман с неверными франками.
Вот как называются суда средиземного моря, на которых франки, магрибинцы и сирийцы ходят со своими товарами к береговым городам Cиpии, как то Триполис, Сидон, Бейрут, Сарафанду [Около Тира. – В.Ш]."
"Суда Нила: харрака (мн.ч. харарик), дермуна (мн.ч. дерамин). Харраки употребляются во время прогулок царей и эмиров по случаю их дел и нужд. Дермуны же употребляются для перевозки их хлебных грузов во время половодья (Нила).
Меркебы же служат для перевозки жителей египетских провинций в Каир и из Каира в провинции. Шахтуры служат для перевозки людей с однго берега Нила на другой во врмя половодья; они ходят из Каира в Гизу и из Гизы в Каир."

(Приведено по изданию: В. Розен. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. Прим. 227, стр. 285-292.)

Латинские аналоги арабских терминов

К-б-тан (командир куркуры) – капитан.
С-к-р-бан (секретарь на куркуре) – scribanus, scrivano. Фр. ecivain.
Гураб – golabus, golafrus. Галера.
Куркура – caraca, carraca. Каракка.
Тарида – tarita, tarida.
Шейти – saettia, sagittea.
Ушари – казалось бы usciere, usseria, но латинские усиеры представляли собой суда явно большего размера чем арабские ушари.
Дермуна – Дромон.

Ссылка

+1