SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Средневековье » Oratores, Bellatores, Laboratores » Все могут короли. Человек владычествующий


Все могут короли. Человек владычествующий

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

ВИЛЬГЕЛЬМ РЫЖИЙ
Восстание против Роберта возглавили братья Вильгельма епископ Одо (его Вильгельм заключил в тюрьму по обвинению в измене, теперь его выпустили)  и Роберт Мортейнский. Король призвал англосаксов и пообещал им лучшие законы, если помогут, отказался от всех прав на леса. Англосаксы помогли, король тут же отказался от обещаний. Правил беззаконно и зло. "Разве есть такой человек, который может исполнить все, что обещал?" - спросил он Лафранка, когда тот напомнил обещания. Он выплатил Роберту 666 фунтов, что дало тому возможность отправиться в первый крестовый поход, а Рыжему - стать главой и Нормандии, и Англии.
Заболел в 1093 г и захотел раскаяться. Прокламация с королевской печатью. Узники выпущены, преступления прощены, долги забыты. Выздоровел! Снова начал править беззаконно. Но все равно народ стал на сторону короля спустя семь лет, когда бароны попытались посадить на трон графа Стефана Омальского, родственпика Завоевателя.
В 1096 г. Роберт заложил своему брату Вильяму Нормандию за 10 тыс. марок и отправился в крестовый поход (первый).
Рыжий пользовался всем для своего обогащения: наследникам позволял вступать во владение леном только после выплаты рельефа, произвольного, часто огромного, равнявшегося стоимости лена, до этого король держал его сам, выжимая все соки; брал деньги за выдачу дочери замуж; если она - наследница лена, продавал ее руку за взятку, не спрашивая ее согласия; конфискация ленов; умудрился становиться наследником и церковных земель (хотя к ним неприменима передача по наследству) - как только умирал епископ, прикарманивал земли и посылал управлять ими своих чиновников; умудрялся отдавать церковные земли в аренду; при избрании нового епископа передавал ему во владение землю епископата только за деньги.
Требовал все то же с народа (брачных денег, рельефов), кроме того - датских денег, созывал ополчение, чтобы штрафовать неявившихся; однажды собрал ополчение 20 000 человек, а когда они явлись в Гастингс, правая рука короля епископ Ранульф Фламбард отобрал у них деньги, которыми их снабдили графства (10 шллингов на человека) и отпустил домой. То же - с судами, шраф за неявку на собрание сотен и графств, с явившихся вымогали деньги.
Объявил многие леса заповедными, за убийство оленя - смерть.
В 1100 г убит во время охоты в Новом Лесу, правил 12 лет. Рыжий погиб на охоте от стрелы неизвестного (или его любимца Тирреля). Многие церкви отказались звонить по королю. Следствия не было. Генрих, его брат, присутствовал на охоте.
Приказал построитбь новый зал рядом с Венстминстерским аббатством, где часто жили норманские короли, он еще не был подведен под крышу, и король, решив устроить там бал, собрал со всего Лондона шелка и использовать как тент.

+2

2

генеалогия королей Уэссекса

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/king-we.gif

+2

3

ВИЛЬЯМ МАЛЬСБЕРИЙСКИЙ
ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКИХ КОРОЛЕЙ

Характер Вильгельма Рыжего

(Книга IV)

312. Он 20 отличался великодушием, которое сам с течением времени омрачил безмерным высокомерием; так незаметно вползали в его душу пороки, что он уже не мог отличить их от добродетели. Долгое время люди гадали, к чему он склонится, во что в конце концов выльется его врожденное свойство? В начале своего правления, еще при жизни архиепископа Ланфранка 21, он воздерживался от всяких проступков, и можно было надеяться, что он будет единственным образцом королей. Однако по смерти [Ланфранка], спустя немного времени, он стал проявлять себя по-разному, так что пороки уравновешивались добродетелями. А уже в последние годы остывающее стремление к добродетели распалило в нем пристрастие к пороку. И его щедрость обернулась расточительством, великодушие высокомерием, строгость жестокостью. Да позволено будет мне милостью королевского величества не утаить истину: он недостаточно почитал Бога, людей и вовсе никак. Если кто назовет это тесно связанным, он не ошибется; ибо мудрым следует держаться правила, что Бог должен быть почитаем во веки веков, человек в зависимости от обстоятельств. Вне дома и на людях он держался надменно, окидывая грозным взглядом присутствующих; и, преисполненный суровости, свирепым голосом отталкивал собеседника. Из страха перед обеднением и перед вероломством других, насколько это можно предположить, он больше чем следует был предан корыстолюбию и жестокости. Дома и за столом в частном обществе он давал волю всяческому легкомыслию и много шутил; остроумнейший насмешник, он даже иной раз и свой промах обращал в шутку, лишь бы ослабить злословие по этому поводу...

313. ...Когда в самом начале своей власти, опасаясь смуты, он собрал солдат, то считал, что ни в чем не стоит отказывать им, и обещал еще большее вознаграждение в будущем. А в результате, поскольку он непрерывно расгочал отцовское состояние, а доходы ему начислялись тогда умеренные, богатство его стало убывать; но склонность к щедротам осталась, ибо привычка даяния стала почти второй натурой. Это был человек, который не умел ни определять стоимость какой-либо вещи, ни судить о ценности товаров; торговец мог по своей прихоти вытянуть у него за товар [399] любые деньги, а солдат просить любое жалование. Он предпочитал, чтобы цена его одежды была непомерно высокой, и сердился, если кто уменьшал ее. Как-то раз утром, обуваясь в свои новые башмаки, он спросил слугу, что они стоят. И когда услыхал в ответ: «Три шиллинга», то, полный негодования, в ярости вскричал: «Ты, сын шлюхи! пристало ли королю носить такие дешевые башмаки? ступай и принеси мне другие, купленные за серебряные марки». Тот вышел и принес ему башмаки гораздо дешевле, соврав, что они за столько и куплены, как он приказал. «Вот эти,— молвил король,— достойны королевского величия». Подобным же образом слуга назначал цену его одежды, какая была ему угодна, извлекая из этого немалую пользу для себя.

314. Слух о его щедрости между тем разошелся по всему Западу, и достиг даже Востока. К нему приходили воины со всех областей, лежащих по эту сторону гор, которых он сам награждал самими неумеренными выплатами; и вот, когда ему уже нечего было давать, он, издержавшийся и обедневший, обратил свои помыслы к вымогательствам. Намерение короля поощрял священник Ранульф, подстрекатель его алчности, человек низкого рода, возвысившийся лишь благодаря своему острословию и ловкости. Всякий раз как издавался королевский указ об уплате Англией определенного налога, он удваивал его, этот разоритель богатых, губитель бедных, присвоитель чужих наследств. Неодолимый стряпчий, не знающий меры ни в словах, ни в действиях, одинаково неистовый как против смиренных, так и против строптивых; не раз люди с усмешкой говорили, что он единственный из людей, кто знает, как употребить свои способности, чтобы, не тяготясь ненавистью других, ублаготворять лишь своего господина. По его наущению священные церковные должности по смерти пасторов выставлялись на продажу; ибо, как только приходило известие о кончине какого-либо епископа или аббата, тотчас туда посылался королевский чиновник, который описывал все имущество, и весь доход на будущее, таким образом, отходил в королевскую казну. Тем временем подыскивалось подходящее лицо, которое могло заступить место умершего, не по его моральным достоинствам, а за деньги; и в конце концов, как бы мне выразиться, незанятая должность присуждалась, купленная, однако, за большие деньги. Это казалось тем недостойнее, что во времена его отца по смерти епископа или аббата все доходы сохранялись в целости для передачи их следующему пастору; и избирались лица истинно достойного благочестия. Но минуло всего несколько лет, и все переменилось. Не было человека богатого, кроме как мытаря, не (было чиновника, кроме стряпчего, не было священника, разве только (я воспользуюсь словом не совсем латинским) обслуживатель церкви 22. Любой ничтожный человечишко, любой преступник немедленно выслушивался, стоило ему только заикнуться о выгоде для короля: петля освобождала шею грабителя, посули он королю прибыток. Воинская дисциплина ослабла, придворные расхищали собственность [400] народа, потребляли их добро, чуть ли не вырывая кусок хлеба изо рта несчастных. В то время носили длинные волосы, роскошные одежды, тогда же выдумали туфли с загнутыми носками. Образ поведения юношей был в том, чтобы изнеженностью соперничать с женщинами, походку иметь расслабленную и небрежную и щеголять обнаженным телом. Выхоленные, они против воли оставались тем, чем создала их природа, эти развратители чужого целомудрия, расточители своего собственного. Шайка женоподобных юнцов и стаи блудниц наводняли двор; так что не случайно сказано кем-то мудрым, что счастлива была бы Англия, если бы править ею мог Генрих 23.

321. ...О характере [Вильгельма] читатель может составить себе представление из того, о чем мы рассказали. Если все же кто-нибудь пожелал бы узнать о его физическом облике, пусть знает, что телосложения он был коренастого, румяный, с чуть рыжеватыми волосами; лицо открытое, глаза разные, с какими-то блестящими крапинками; поразительно сильный, хотя и невысок ростом, с животом чуть выдающимся. Красноречием не обладал вовсе, но страдал заиканием, особенно в раздражении...

+3

4

Народный фольклор о Вильгельме II

Велел он замки возводить
И приписывал к ним крестьян.
Суров был наш король
И брал от подданных в избытке
И золото и серебро и самоцветы,
По весу тех, кто приносил сии жертвы,
Облыжно обвиненный.
Погряз он в алчности
И чревоугодию предался.
Убежище он создал для оленей и повелел,
Что всякого, кто лань убьет,
Постигнет кара-слепота.
Еще он твердо запретил
Охоту на телят и травлю кабанов,
Как если б был
Отцом оленям, кабанам и зайцам,
Которых тоже горячо любил.
Богатых жалобы и слезы бедняков
Его нисколько не тревожили,
И всем вменялось в долг,
Коль жизнь и земли сохранить хотят,
Равно и скарб и милость короля,
Ни в чем и никогда монаршей воле не перечить...

+3

5

Печать Генриха III
http://s40.radikal.ru/i088/0909/e6/caaa094f16cbt.jpg

Печать Эдуарда I
http://i047.radikal.ru/0909/32/a75fd1681479.jpg

Эдуарда II.
http://s40.radikal.ru/i089/0909/f6/c7b3bbba69b1.jpg

Эдуарда III.
http://s40.radikal.ru/i090/0909/70/81101b4842a5t.jpg

http://i059.radikal.ru/0909/c4/6db80dae5684t.jpg

Генриха V, Ланкастера.
http://s43.radikal.ru/i101/0909/20/23171395b528t.jpg

http://i045.radikal.ru/0909/3f/c84acf4e9309t.jpg

Елизаветы I, Тюдор.
http://i035.radikal.ru/0909/60/3c50990a51aat.jpg

источник:
http://www.yeomenoftheguard.com/biographies.htm

+2

6

Королевская власть

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада.

Позиция королевской власти во многом напоминала позицию церкви, недаром обе эти силы оказывали друг другу поддержку в совместной борьбе, лозунгами которой были охрана общего блага от тирании и защита «слабых» от «сильных». Королевская власть максимально использовала все средства, данные ей: право требовать «тесный» оммаж от всех сеньоров, отказ приносить оммаж за земли, которыми она владела на правах фьефа (отказ, подчеркивающий, что король не только стоит во главе, но и неизмеримо выше всей феодальной иерархии), обеспечение права патроната над многочисленными церковными учреждениями. Королевская власть стремилась заключить договоры о совладении (pariage), превращавшие королей в совладельцев сеньорий, расположенных вне королевского домена, в тех регионах, где королевское влияние было еще слабым. Короли пытались насаждать к своей выгоде культ вассальной верности, лежавшей в основе феодальной морали. Но в то же время королевская власть всегда надеялась освободиться от сеньориального контроля. Утвердив наследственный характер передачи короны, она расширила королевский домен, повсюду внедрила своих должностных лиц, хотела вытеснить феодальные ополчения, «помочи», сеньориальную юрисдикцию национальной армией, государственной фискальной системой, централизованным судопроизводством. Показательно, что крестьяне стремились перейти под покровительство короля, хотя бы потому, что его власть была более отдалена от них, чем власть местных сеньоров. Низшие слои, особенно крестьяне, часто связывали свои надежды с личностью государя, рассчитывая, что он освободит их от сеньориальной тирании. Людовик Святой с волнением рассказывал Жуанвилю об отношении к нему народа, проявившемся, когда во время его малолетства бароны подняли восстание: «И святой король рассказал мне, что, будучи в Монтлери, ни он, ни его мать не решались вернуться в Париж, пока парижане не пришли за ними с оружием в руках. Он рассказал мне, что от Монтлери до самого Парижа дорога была заполнена вооруженными и безоружными людьми, приветствовавшими его криками и молившими Господа даровать ему долгую и счастливую жизнь, защитить и укрепить его против врагов». Этому королевскому мифу суждена была долгая жизнь. Пока королям не стали рубить головы (1642–1649 гг. в Англии и 1792–1793 гг. во Франции), этот миф выживал во всех испытаниях, не раз заставлявших королевскую власть под угрозой социального переворота выбирать лагерь феодалов, защищать их интересы и разделять их предрассудки. Во времена Филиппа-Августа крестьяне села Вернон восстали против своих сеньоров — капитула парижского собора Нотр-Дам и отказались платить им талью. Они отправили к королю делегатов, но тот встал на сторону каноников и набросился на крестьянских посланцев: «Да будет проклят капитул, если он не бросит вас в нужник!» Но король ощущал порой свое одиночество перед лицом всех социальных классов, осознавая исходящую от них угрозу. Находясь вне феодального общества, он боялся быть уничтоженным им. Хроника Иоанна Ворчестерского рассказывает о кошмаре Генриха I Английского. Когда король был в 1130 г. в Нормандии, его посетило тройное видение. Сперва он увидал толпу вооруженных крестьян, окруживших его ложе. Они скрежетали зубами и, угрожая королю, выкрикивали свои жалобы. Затем множество рыцарей в доспехах и в шлемах, вооруженные копьями, дротиками и стрелами, грозили его убить. И наконец, толпа архиепископов, епископов, аббатов, деканов и приоров обступила его постель, подняв на него свои посохи. «И вот, — жалуется хронист, — сие напугало короля, облаченного в пурпур, чье слово, как сказал Соломон, должно само вселять ужас, подобно львиному рыку». Высмеивая этого льва, «Роман о Лисе» высмеивал всякое королевское величие. Королевская власть всегда оставалась немного чуждой средневековому миру.

http://www.monsalvat.globalfolio.net/ru … /index.php

А вот такая длинная и интересная статья:
Два тела короля. Очерк политической теологии Средневековья
Реферат. Автор: С.И. Лучицкая.
http://ec-dejavu.ru/t/Two_bodies.html

+7

7

С укреплением королевской власти в англосаксонских государствах возрастало значение королевских дружинников — гезитов, первоначально средних и мелкопоместных землевладельцев. Старая родовая знать — эрлы частично вытеснялась новой военной знатью.

Одним из существенных показателей укрепления королевской власти было установление смертной казни за проступки против короля. Правовые сборники IX — X веков фиксируют повышенные штрафы за покушение на достоинство и имущество короля. Например, за вторжение в поселение короля взыскивался штраф в сумме 120 шиллингов, за вторжение в жилище знатного человека — 30 шиллингов. Короли стремились взять под контроль монетное дело. Ранние англосаксонские монеты — тремисс (золотая монета) и скеат (серебряная монета) — датируются VII веком. Чеканка их в то время не была регулярной и не носила официального характера.

В VIII веке мерсийский король Оффа, а вслед за ним короли Кента и Уэссекса ввели в обращение серебряную монету — пенни, чеканившуюся по образцу французского денария. Чеканка этой монеты продолжалась и после создания объединенного Англосаксонского королевства. В конце IX — начале X века за королем законодательно было закреплено исключительное право на чеканку монеты.

В течение VII — IX веков важную роль в государственном управлении играл совет знати — Уитенагемот. В состав этого совета входили члены королевского дома, епископы, аббаты, эльдормены, королевские дружинники. Лишь с согласия членов совета — уитанов король издавал законы, решал вопросы войны и мира, раздавал земли. Уитенагемот выполнял также судебные функции, избирал короля, уитаны скрепляли своими подписями жалованные грамоты.

Сравнительно медленно шел в англосаксонском королевстве процесс исчезновения свободного крестьянства. Именно в Англии наряду с королевской дружиной в течение долгого времени продолжал существовать фирд — свободное военное ополчение крестьян. Фирд составлял первоначальную основу всех военных организаций англосаксов.

Уже на ранних этапах формирования раннефеодального государства определенное значение в государственном управлении приобретает двор короля, который ведет свое происхождение от дружины вождя. Дружинники составляли военные отряды короля и первоначально были его телохранителями и слугами.

Яркие описания королевской дружины содержит «Поэма о Беовульфе». Отношения между королем и дружиной, воспроизведенные в ней, напоминают отношения между вождем и его воинами, запечатленные Тацитом. Они отчетливо раскрываются в словах Беовульфа, обращенных к королю данов Хротгару: «...если мне суждено потерять жизнь на твоей службе, то ты замени мне отца, когда я умру. Стань защитником моих молодых тэнов и спутников». Вождь живет в окружении дружины и является покровителем своих воинов — тэнов. Дружинники-телохранители — защитники вождя — в награду за службу получают оружие, коней, драгоценности и землю. Вознаграждение может принимать форму кормлений — пиров, роскошь которых способствует распространению доброй молвы о вожде, короле. Но в поэме наряду с архаическими картинами дружинного быта запечатлены и элементы отношений, сложившихся у англосаксов ко времени ее написания. Король в поэме — не только вождь дружины, но и правитель народа, государства; правда, роль дружинников в государственном управлении никак не отражена в поэме.

О воинах-дружинниках, живущих при королевском дворе, вспоминает биограф короля Альфреда епископ Ассер. Как пишет Ассер, в королевских палатах поочередно находились когорты воинов-телохранителей. Но он сообщает также о «знатных слугах». Видимо, обязанности воинов и знатных слуг были неодинаковыми. Знатные слуги, по свидетельству Ассера, выполняли различные поручения, связанные с обслуживанием двора. Автор не уточняет 172 обязанностей слуг, не называет их конкретных титулов. Но в документальных источниках есть сведения о кравчем, экономе, казначее. Можно предположить, что эти служащие входили в число «знатных слуг», о которых писал Ассер.

Ассер включает в «Биографию Альфреда» рассказ об организации учета и распределения ресурсов короля. Часть средств расходовалась на светские нужды, на устройство придворной школы, на выплату вознаграждений телохранителям, министериалам, различным мастерам, на дела церкви. Контроль за распределением средств и их хранением возлагался на казначея, в ведении которого находились апартаменты, гардероб и сокровищница короля.

В числе дворцовых слуг упоминаются капелланы. Они использовались как писцы, нотарии, духовники короля.

Впервые сведения о королевской канцелярии появляются не ранее конца X века. Широкое распространение получила практика оформления дарственных грамот, большая масса которых составлялась при дворе: пожалования министериалам, эльдорменам, церкви и духовенству. Осуществляется запись законов, составляется «Англосаксонская хроника». Для проведения таких мероприятий требовался штат грамотных лиц. Большую роль в переводческой деятельности Альфреда играло образованное духовенство. Ассер называет ряд имен прелатов, пользовавшихся особым расположением короля. Они были одновременно советниками Альфреда, свидетельствовали юридические акты — земельные пожалования. В качестве примера можно сослаться на хартию Альфреда, скрепленную подписями двух экономов, кравчего, двух эльдорменов, восьми тэнов, епископа, двух священников. Имена многих из них известны по другим источникам: священники Вэрульф и Иоанн — придворные учителя, эльдормен Этельред упоминается в завещании короля и в «Англосаксонской хронике». Из восьми тэнов пять постоянно свидетельствуют пожалования Альфреда, эконом Деормод и кравчий Сигевульф — постоянные свидетели королевских грамот. Изложенные факты дают основание причислять названных лиц к дворцовым служащим. Подписи слуг двора под грамотами — факт немаловажный. Это означает, что королевский двор участвовал в распределении земель.

http://www.countries.ru/?pid=1678

+6

8

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии

Процесс излечения страждущих приобрёл статус обряда, преодолев своеобразную эволюцию. По заключению автора, принцип проведения обряда и в Англии, и во Франции изначально был одинаков. Первоначально обряд включал в себя только возложение руки. Прикосновение к месту, поражённому болезнью, возрождало древнейшее верование: «…любое соприкосновение двух тел, а особенно то, которое совершено при помощи руки, считалось наиболее действенным способом передачи невидимых сил от одного тела к другому». Постепенно к прикосновению добавилось крестное знамение. Этот жест с одной стороны был непременным спутником всех благочестивых дел, а с другой демонстрировал всем, что чудотворные способности короля – дар Господень.
Значимой на заре обряда была молитва, которую произносил монарх в ходе излечения. Во Франции перед таинством король произносил очень короткую молитву, и в процессе это были крайне сдержанные фразы. В Англии процедура была торжественна и содержательна. Здесь обряд превращался в настоящую литургию. Излечение было похоже на службу. Помимо прочего, как отмечает автор, существенным отличием от французского обряда было благословление королём больных. Значительным отличием было присутствие в английской традиции так называемых «целительных колец». Исследователь пишет, что англичанам была свойственна повышенная склонность верить в целительную мощь предметов, к которым прикасался государь. Они были убеждены в том, «целебные флюиды», перешедшие от короля, обязательно помогут избавиться от недуга.
По приданию, такие талисманы могли излечивать многие болезни, но в Англии их уделом стала именно золотуха. Ещё больший эффект создавал тот факт, что дарение колец было не круглогодично, но лишь в день Великой (Страстной) Пятницы. В этом случае кольцо, сделанное из монеты, принесённой как пожертвование, представляло собой символ жертвы Христа. Соответственно, Христос и в данной ситуации мог принять на себя их муки. Когда же это кольцо вручалось рукой правителя, то сомнений в его чудодейственной силе и быть не могло. В момент становления обряда, говорит М. Блок, не было чёткой схемы проведения. К государю приходили толпы страждущих, и всем он пытался помочь. Однако при Людовике XI жаждущих исцеления собирали в отдельные группы и приводили к королю один раз в неделю. Позже придворные научились сортировать больных: из многочисленных страждущих они отбирали только золотушных.
Марк Блок попытался описать всю эволюцию этого обычая вплоть до нового времени. Он сумел отразить не только историю обряда непосредственно, но и динамику развития факторов, на него влиявших (политики, общества, культуры, верований, традиций). Судьбу ритуала автор тесно связал с судьбами английских и французских правителей и смог показать, как влиял ритуал на популярность, авторитет и известность государя. Результатом исследований стал вывод, что обряд имел существенный вес благодаря вере общества в него. «Вера в чудо возникала потому, что все этого чуда ожидали».

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi … /index.php
http://history.nsc.ru/publ/1/html/shahutdinova.htm

+3

9

Обрядово-ритуальная жизнь средневековых королей

Обряд занимал значительное место в процессе складывания авторитета монарха. В средневековом обществе он позволял констатировать различные свершения и события без дополнительных составляющих. Вместе с этим королевские обряды и ритуалы имели очень глубокое символическое значение. Для правителя они служили действенным способом утверждения власти и поддержания её авторитета на протяжении всего периода правления, а также подтверждали те качества, которыми наделяли его подданные.

Мы можем выделить некоторую систему ритуалов, которые касались монаршей персоны в эпоху Средневековья. Стоит оговориться, что рассмотрение примеров разных периодов, разных стран является целенаправленным приёмом. Он позволяет увидеть целостную систему обрядово-ритуальной практики королей, проходящую через все значимые события их жизни:
1. Обряды, связанные с коронацией;
2. Семейно-брачные ритуалы;
3. Социальные ритуалы;
4. Праздничные ритуалы;
5. Ритуалы, связанные с кончиной правителей.

Наиболее значимым для короля был обряд коронации. Он кардинально менял статус престолонаследника или претендента на власть Обряд коронации был одним из самых значительных для государя и его поданных. Эта церемония создавала и укрепляла авторитет монарха и окружала его персону ореолом святости и могущества.

Истоки оформления ритуала отмечаются ещё в раннем Средневековье, когда, движимые отчасти традицией, отчасти политическими мотивами, представители молодых правящих династий пытались укрепить свою власть. Первые прецеденты относятся к эпохе Каролингов, которые, по сути, стали основоположниками ритуала в условиях оформившейся христианской религии. Так, в 751 году миропомазан на престол был Пипин Короткий по подобию Хлодвига, которого короновал Святой Ремигий, осуществлявший помазание елеем, принесённым ему Святым духом в образе голубки. При Карле Великом ритуал помазания окончательно утвердился как непременная составляющая процесса утверждения монарха на престоле. Говоря об этом правителе, нужно отметить, что именно в его времена претворилась в жизнь традиция восхождения на престол в городе Ахене, столице каролингской империи. Впоследствии этот город приобрёл сакральное значение для германских королей. Почитание Карла, как величайшего из правителей, первого императора, влекло его продолжателей именно сюда. В монархах царила уверенность, что схожий ореол могущества, силы и величия снизойдёт и на них при коронации в этом священном для них городе.
Изначально, как отмечают многие исследователи, процесс восхождения на престол был довольно камерным. Право присутствовать в храме, где совершалось миропомазание, удостаивались избранные из самого ближайшего окружения коронуемого. Однако со временем, появилась необходимость презентации власти широкой публике. Расцвет этой традиции мы можем отнести к периоду развития и укрепления городов, когда они приобретали существенную политическую значимость. Город, как некая социальная ячейка, должен был лично принять своего правителя. Подобное «знакомство» проходило в процессе так называемых коронационных въездов.

Коронация
При въезде в городские ворота монарх, спустившись с коня, должен был поцеловать святое распятье (скорее всего «крест Лотаря»). Составляющей обряда были так называемые сполии – «узаконенные ограбления». У короля отнимали трёх скакунов: у городских ворот, перед вратами храма, у порога дома, где останавливался на ночлег правитель. Данные сполии означали добровольное жертвоприношение монарха в пользу общества в честь перехода на более высокую общественную ступень Часто въезды монархов сопровождались разбрасыванием серебряных монет на пути следования процессии. Как пишет М.А. Бойцов, этот факт имел вполне прозаическое объяснение: это был самый лёгкий способ расчистить путь к храму, который занимали праздные интересующиеся.
Ещё одним элементом торжественной церемонии было пребывание правителя в храме Святой Девы Марии. Здесь он произносил молитву непосредственно перед возведением на престол. Король находился в центре храма. Данное положение было глубоко символичным. С одной стороны, он находился на всеобщем обозрении, а с другой – светильник, свисавший из-под купола, создавал образ венца. Хотя, наверное, самым символичным атрибутом этого обряда был так называемый реликварий, частью которого являлась святыня – черепная крышка Карла Великого. В самом начале обряда вместе с целованием креста король должен был выказать почтение бюсту великого императора поклоном. Этот бюст несли перед монархом, и таким образом складывалось впечатление, что к престолу будущего правителя ведёт самый могущественный и самый влиятельный человек, подтвердивший право именоваться императором. Как заключает М.А. Бойцов, этот обряд был очень ярким, торжественным, а самое главное, для людей, которые не могли воочию наблюдать процесс восхождения на престол, он был главным знаком пришествия нового законного монарха.

IX век,  восхождение на престол Карла Лысого. Епископ Гинкмар Реймсский, производивший его коронацию, произносил важные слова, констатировавшие его сакрализацию: «Коронует тебя Господь короной славы в милосердии Своём и да сделает тебя королём, помазанным милостью Святого Духа…». В окончании молитвы следовало вручение пальмовой ветви. Перед нами первый случай вручения государю символа власти. Пальмовая ветвь, по мнению исследователя, означала примат светской власти в полномочиях короля. (Однако стоит отметить тот факт, что прецедент с вручением так называемых символов власти уже существовал и на более ранних этапах. Ещё при Меровингах совершались подобные действия. Только объектом вручения выступали копья по древнегерманской традиции. Данная процедура была символическим обоснованием и подтверждением веры в короля. Это было физическим оправданием убеждённости окружения в силе и возможностях короля, основанной на бессознательном и на харизматичности самого государя.

С ходом истории процесс восхождения на престол усложнялся. Из актов коронации Людовика Заики  мы узнаём о важном и, пожалуй, самом символичном составляющем всего ритуала. Помазание священным елеем. Оно, естественно, существовало и ранее, но обширные документальные характеристики относятся к IX веку. Формула коронации заключалась в молитве, сопровождавшей непосредственное нанесение елея на части тела короля. Эта молитва провозглашала власть короля даром божьим и определяла его под защиту Небес. А затем следовало возложение короны, вручение скипетра.

Особыми чертами отличается английская традиция коронования. Подобный пример представлен в протоколе ирландского монаха-миссионера Ратольда (Фулрад). Он описывал процесс утверждения королевского статуса Эдгара в 973 году. Новшеством была так называемая прострация монарха, когда коронуемого подводили к алтарю, и он простирался перед ним вплоть до окончания исполнения гимна в хвалу Господу. Отличительной чертой, которую отмечает С.А. Польская, было надевание коронационного кольца, на помазанный елеем палец. Подобный ритуал исследователь называет венчанием на царство, когда «брачующимися сторонами выступают монарх и божественное провидение». Затем по ходу церемонии из рук архиепископа монарх получал королевский меч, как символ военной мощи. Только потом на голову правители водружали венец, преподносили ему скипетр, знак светской власти и жезл-регалию королевского правосудия.

Таков был обряда, в результате которого правитель обретал свою власть, статус защитника, наделялся чудотворными качествами и становился в восприятии общества носителем полномочий, данных Богом.

Своё отношение к процессии и рассуждения о смысловой нагрузке обряда оставил и Жак Ле Гофф. Он искал связь между ритуалом и жизнью общества, между эмоциональным восприятием и рациональным подходом. Мы располагаем следующим описанием обряда, данного Ле Гоффом. Короля у врат храма встречает епископ. Затем он проходит к алтарю, где после произнесения клятвы на его лоб, руки, грудь, спину и плечи наносится священный елей. Следующим этапом была месса, после которой монарху вручались символы власти: меч, шпоры, скипетр, кольцо и корона. Корона, по замечанию исследователя, имела глубокое символическое значение. Вот, что пишет об этом Жак Ле Гофф: «Императорская корона, состоявшая из диадемы, образованной восьмью вставными золотыми пластинами, и верхней дуги, разделённой на восемь полукружий, использовала символическое значение этой цифры, означавшей жизнь вечную. Императорская корона, как и восьмиугольник дворцовой капеллы в Аахене, была образом «Небесного Иерусалима» со стенами, покрытыми золотом и драгоценными каменьями».

По мнению, исследователя, важность этого обряда кроется в социальных связях и ментальности средневекового человека. Общество того периода отличалось конкретным мышлением, каждый жест был наполнен глубокой символичностью, крайне велика была роль церкви. В совокупности эти факторы и давали желаемый результат, когда правителю приписывали качества божественного происхождения: способность творить чудеса, оберегать страну от напастей.

Оммаж

Не меньшее место в жизни правителя занимал обряд установления вассально-сеньориальных отношений или оммажа. Этот обряд характеризуется в первую очередь жестикуляцией, которая в данном случае является определяющей. Эта традиция касалась не только монарха, но и всю вертикаль общества. Каждый феодал, как и государь, принимал вассальную верность ниже стоящего. Самый распространённый жест этого обряда: сложенные руки вассала сеньор принимает в свои руки. Он стал наиболее применимым благодаря своей специфичности и выразительности. Для большего эффекта вассал мог становиться на колени. Существовали разновидности этого ритуала: вассал мог стоять перед сеньором, руки его могли быть не сложены, обхватывались сеньором за запястья, что означало больше подчинение, чем покровительство. Существовала такая разновидность оммажа, когда сеньор рукопожатием отвечал вассалу на протянутую руку. Как отмечает С.Б. Кулаева, такой жест быть дополнением к основному ритуалу и, как правило, возникал на почве личной связи и доверия. Целование ноги означало жёсткое подчинение и, обычно, подобным образом свои отношения регулировали недавние враги. Данный ритуал был глубоко символичным. Каждый жест, каждое движение носило свою смысловую нагрузку.
Таким образом, нами были рассмотрены обряды, относящиеся в большей степени к сакрально-политическим и военным функциям короля.

http://history.nsc.ru/publ/1/html/shahutdinova.htm

+6

10

Личная жизнь правителей в средние века оценена очень слабо. В исследованиях практически не встречается упоминаний о семейно-брачных ритуалах. Историки изучают данный вопрос, опираясь на данные уже XVI – XVII вв. Немногословное упоминание о ритуале брака мы встречаем в книге Режины Перну «Алиенора Аквитанская». Он описывает церемонию брака Алиеноры Аквитанской и Людовика VII и упоминает некоторые составляющие этого действия. Однако трактовки данной процессии она не даёт, но с уверенностью можно говорить, что она также играла значительную роль для монарха и особенно для супруги короля. Брачная церемония возводила её в ранг королевы и меняла её статус в обществе.
Эти выводы представляется возможным сделать, ссылаясь на исследования С.Е. Фёдорова брака Якова VI и Анны Датской. Пример очень удачен, так как и в данном случае, мы видим ритуал брака через призму женского восприятия. Поэтому можно найти объяснения тому предметному насыщению обряда, которое даёт Р. Перну. Для избранницы короля брак был не просто процессом изменения социального статуса, но и приобретением нового положения в общественной иерархии. Она становилась королевой, женщиной, которая получала доступ к власти. В связи с этим, отмечает С.Е. Фёдоров, брачная церемония для женщины была неразрывно связана с коронацией. Венчание с королём выступало в роли венчания на престол. Естественным становится наличие венца, который лично на голову своей избраннице возлагал король.
Представляется возможным объяснить значение кортежа, который упоминает французский медиевист. Этот праздничный проезд молодых супругов из собора, где проходило венчание во дворец имел глубокое символическое значение и, прежде всего, для народной толпы. Люди воочию могли видеть свою королеву и приветствовать её.
Очевидно, что жизнь государя была наполнена разного рода ритуалами. Они составляли значительную часть его повседневности, начиная от восхождения на престол, завершая приёмом пищи.

Однако с окончанием жизни монарх не переставал быть объектом ритуалов. Вплоть до погребения его тело являлось актором событий, спровоцированных кончиной монарха.
Примером частного случая, описанного в ключе ментального анализа, мы можем назвать описанный Жаком Ле Гоффом в книге «Людовик IX Святой» сюжета, связанного с похоронами Людовика IX и с судьбой его тела. После кончины Людовика Святого (он умер в Тунисе, в Крестовом походе) его тело сварили в вине. Кости, отделившиеся от плоти, перевезли во Францию, а затем не придали их земле в усыпальнице Сен-Дени, но раздавали части его скелета в качестве дорогих презентов уважаемым гостям государства. В обществе существовало однозначное мнение, что останки святого могут творить чудеса исцеления, оберегать и вообще несут благодать. Вследствие этого, вполне понятным становится подобный факт обращения с умершим. В целом на эту особенность мировосприятия указывает исследователь, объясняя подобное поведение потомков короля.

В целом, можно сказать, что обряд в жизни средневекового правителя представлял собой больше, чем просто некое обязательство, дань традиции или одну из функций. Это явление имело колоссальное значение. По сути, оно служило мощным фактором, помимо политических и социальных предпосылок, формирования авторитета власти и её утверждения.
Ссылаясь на исследования медиевистов, мы представили некую систему ритуалов, в которой ясно прослеживается популярность и изученность одних и слабая освещённость других. Коронация – самый изученный ритуал, что неслучайно. Король – персона в первую очередь политическая. Соответственно вопрос утверждения авторитета власти так популярен. Сфера личной жизни правителя, а также его обращение в обществе область полураскрытых интересов. Данные проблемы позволяет осветить метод антропологического анализа, коего и придерживаются исследователи. Их главной целью является показать «живые стороны» власти, раскрыть человеческую сущность монарха, акцентировать внимание не на политической, но социокультурной стороне жизни короля.

http://history.nsc.ru/publ/1/html/shahutdinova.htm

+5

11

О королевских бастардах и любовницах в средневековой Англии.
(из книги "The royal bastards of medieval England", Chris Given-Wilson, Alice Curties)

Между 1066 и 1485 гг Англией правили 18 королей, пятеро из которых (Эдвард II, Ричард II, Генрих VI, Эдвард V и Ричард III) были лишены короны и/или убиты.
Семеро (Вильгельм I, Вильгельм II, Генри I, Генри II, Ричард I, Генри III и Эдуард IV) оказались вынужденными воевать против своих сыновей, братьев или жен.
Трое (Стивен Блуасский, Джон и Генри IV) остались в истории узурпаторами, занявшими не предназначенное им место.
Всего три короля из восемнадцати (Эдвард I, Эдвард III и Генри V) жили в ладу с семьей и родственниками.

Очень часто причиной конфликта был конфликт сильных личностей, но основной причиной враждебности, раздирающей королевские семьи, была неясность с престолонаследием. В самом деле, ведь с 1066 до 1216 года английский трон перешел от отца к старшему сыну только один раз: от Генри II к Ричарду I.
Дважды старших сыновей обошли совершенно сознательно: Вильгельм Завоеватель разделил свои владения между тремя сыновьями, и Англия досталась второму сыну.

Ситуация почти всегда усложнялась еще и изрядным количеством бастардов в королевских семействах.
Не секрет, что учения церкви о святости брачных уз оставались без должного внимания у тех, кто женился не по любви, а по политическим или экономическим причинам. Опять же, власть притягивает, и неудивительно, что вокруг королей всегда роилось достаточно красивых, ярких, интересных женщин, чтобы короли время от времени отвлекались от жен, которых, обычно, если и не любли, то хотя бы уважали.

К первой категории королевских бастардов относились дети от случайных связей, где личность матерей чаще всего неизвестна. 
Вторая группа бастардов английских королей происходили от связей, котоые длились достаточно долго. Генри I, Генри II, Джон, Эдвард III и Эдвард IV имели, общим счетом, 36 признанных бастардов. У одного Генри I их было совершенно точно 20, и почти точно еще 3. А сколько могли умереть во младенчестве, сколько не было признано – о том история молчит.

Генрих 1
http://s16.radikal.ru/i190/1003/ee/869a448b0434.jpg

Самым знаменитым бастардом Генри II был Жоффрей Плантагенет, который начал канцлером у отца, и стал архиеписком Йоркским, ухитрившись рассориться на этом посту и королем Джоном, и с королем Ричардом – своими братьями по отцу.

У короля Джона признанных бастаров было семеро.
А вот имен его подруг никто не знает .

http://i070.radikal.ru/1003/46/0da0beec3e40.jpg

Это не значит, что для того, чтобы быть великим королем, нужно быть бабником.
В конце концов, самые великие короли Англии, Вильгельм Завоеватель и Генри V, вели жизнь безупречную.
Но несомненно то, что умение привлекать к себе сердца подданных было нелишним в профессии короля.

Кто становился королевскими любовницами? Да кто угодно, за исключением нескольких табу.
Табу были иностранные принцессы, воспитывающиеся при дворе в качестве невест или воспитанниц-заложниц, и дочери высшей аристократии страны – особенно те, кто наследовал дольшие состояния. Одной из особенностей короля Джона, немало способствующей его непопулярности, была именно привычка этого короля намертво прицепляться именно к дочерям и женам своих высших лордов.
Крестьянки табу не были, но где король мог с крестьянкой встретиться? Известен только один случай: Генри II на охоте. Уж таких моментов хронисты не пропускали!

Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle), первый английский король из династии Плантагенетов.
http://s43.radikal.ru/i102/1003/bd/00ee6e7c0434.jpg

Часто, очень часто в описаниях королевских любовниц присутствует слово «низкорожденная» или «простого происхождения» - нельзя понимать это в современном смысле слова. Для норманнов-аристократов, чьей родней были великие короли и могучие герцоги,- жены и дочери баронов, рыцарей и городсвой буржуазии были все одинаково низкорожденными.

То, как короли относились к своим любовницам, полностью зависело от личных характеристик этих королей.
Единственное, что бросается в глаза, так это практически полное отсутствие попыток возвеличить своих любовниц, как это будут позднее делать Тюдоры.

В интересах королевских любовниц было держать низкий профиль и тщательно скрывать любой проблеск влияния на короля, если такой и был.
Больше всего люди любили таких, как Розамунда: тихо ждала и трагически умерла молодой и красивой.

http://i030.radikal.ru/1003/df/edb152063907.jpg

Чаще всего королевские бастарды были абсолютно преданы своему отцу-королю, и рассматривались им, как свои, самые близкие и верные – ведь их карьера полностью зависела от отца. Незаконнорожденные дочери тоже считались политической ценностью, скрепляя своими браками политические союзы.
Но и потенциальной опасностью бастарды тоже были, если воспринимали себя (или были воспринимаемы другими) кандидатами на трон.
В Англии только в 11-м веке было два короля-бастарда: сын короля Кнута Харальд, и сам Вильгельм Завоеватель.

http://s53.radikal.ru/i139/1003/f8/b0ce3207734f.jpg

Из «бастардной» линии пошли и Тюдоры. Сам-то будущий Генри VII был абсолютно законным сыном своих родителей.
А вот его матушка была внучкой знаменитого Джона Гонта от его любовницы Катарины Свинфорд.

(Первым королем династии Тюдоров был Генрих VII. В 1485 году он занял английский трон, устранив всех претендентов и их сторонников)
http://s11.radikal.ru/i183/1003/73/16c6aa92f13e.gif

И все же, короли Англии выглядели чуть ли не пуританами по сравнению со своими коллегами с материка.
Про Филиппа Бургундского Доброго говорили, что у него любовница в каждом городе его обширных владений, и он признал 15 бастардов.
Миланец Франческо Сфорца, незаконный сын наемника и незаконной дочери герцога Миланского, имел 37 детей, по большей части незаконных.
В Сицилии 12-го и 13-го веков, и в Испании и Португалии 14-го века бастарды становились королями в обход законных наследников.

+7

12

Особенности королевской власти в средневековой Европе

Рассматривая средневековое государство, можно отметить, что оно характеризуется отсутствием единой государственности и приматом духовной власти над светской.  Так, по мнению, французского историка Шарля Пти-Дютаи, капетингская держава в IX веке находилось в состоянии полной анархии. Все стремилось к бесконечному разнообразию: язык, нравы, частное право. Шесть веков грандиозных передвижений народов прямо или косвенно разрушили единство Галлии римских времен.
Кроме того, великим препятствием, затрудняющим поддержание могущества монархии, было как раз то обстоятельство, что везде во Франции существовали бесчисленные количества маленьких ленов, аллодов, княжеств, герцогств и графств, обычно более могущественных, чем королевский род, к таковым относились сеньоры Каталонии и Руссильона, Лангедока, Тулузской области, Гаскони, Пуату, вассалы центрального массива, группировавшиеся по большей части вокруг графов Барселоны, Тулузы и герцогов Гасконскони или Аквитании, которые, имея столицу в Пуатье, титуловались «герцогами всей Аквитанской монархии» и сеньорами областей Берри, Бурбане и Аверни, вплоть до прибрежья Вандеи и Сентонжа.

Таким образом, от Пиренеев до самой Фландрии образовалось кольцо крупных независимых владений вокруг Парижа и Орлеана, пределами которых была ограничена королевская власть. Французскому монарху приходилось считаться и с менее могущественными соседями, не раз угрожавшими его безопасности. Это были графы Амьена, Вермандуа, Суассона, Корбейля, Милена, Санса и т.д. Их земли еще более сокращали территорию, составлявшую королевский домен, и часто вклинивались в нее.

Суверенитет Капетингкской династии распространялся лишь на земли, в которых государи самостоятельно пользовались правами баронов - независимых сеньоров - и прежде всего правом суда, дававшим возможность постоянного вмешательства в общественные дела и представлявшим реальную власть. Причем необходимо оговориться, что отдельные части домена представляли собой нечто разобщенное, разбросанное, несвязанное друг с другом. Часто это - личные владения, приносящие доходы с земли: деревни с их полями, лугами, виноградниками, лесами, рыбными угодьями, или сельские церкви с принадлежащими им имениями и повинностями, а также города, несколько домов в поселке, или же укрепленная башня в каком-нибудь населенном пункте.

Далее

+3

13

О том, каким образом избегать ненависти и презрения
Макиавелли Н.

Государь должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных. Если в этом он преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие его пороки не представят для него никакой опасности.
Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество; так что недовольным может оказаться лишь небольшое число честолюбцев, на которых нетрудно найти управу.
Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость.
Решение государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя. К правителю, внушившему о себе такое понятие, будут относиться с почтением; а если известно, что государь имеет выдающиеся достоинства и почитаем своими подданными, врагам труднее будет напасть на него или составить против него заговор.

Ибо государя подстерегают две опасности – одна изнутри, со стороны подданных, другая извне – со стороны сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников; причем тот кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир, при условии, что его не нарушат тайные заговоры. Но и в случае нападения извне государь не должен терять присутствие духа, ибо, если образ его действий был таков, как я говорю, он устоит перед любым неприятелем, как устоял Набид Спартанский, о чем сказано выше.

Что же касается подданных, то когда снаружи мир, то единственное, чего следует опасаться, – это тайные заговоры. Главное средство против них – не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу, чего добиться необходимо, как о том подробно сказано выше.
Из всех способов предотвратить заговор самый верный – не быть ненавистным народу. Ведь заговорщик всегда рассчитывает на то, что убийством государя угодит народу; если же он знает, что возмутит народ, у него не хватит духа пойти на такое дело, ибо трудностям, с которыми сопряжен всякий заговор, нет числа. Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко. Объясняется же это тем, что заговорщик не может действовать в одиночку и не может сговориться ни с кем, кроме тех, кого полагает недовольными властью. Но открывшись недовольному, ты тотчас даешь ему возможность стать одним из довольных, так как, выдав тебя, он может обеспечить себе всяческие блага. Таким образом, когда с одной стороны выгода явная, а с другой – сомнительная, и к тому же множество опасностей, то не выдаст тебя только такой сообщник, который является преданнейшим твоим другом или злейшим врагом государя.

Далее

+5

14

Троны Англии

Англичане называют древнейший трон своей страны "Король Стефан". Дубовое тронное кресло, первоначально украшенное живописью, иготовили в XI, а по уточнённым сведениям, в первой трети XII века В его конструкции преобладают прочные грубоватые формы и толстые круглые, словно выточенные, детали, отдающие дремучей патриархальной стариной, напоминающей об Англии времён нормандского завоевания. Владельцем этого трона был, очевидно, внук завоевателя Англии и последний король англо-нормандской династии Стефан Блуа. Его матерью была дочь английского короля Вильгельма I Завоевателя, а отцом -- граф Блуа и Шартра. Имя Стефан получил в честь своего отца, видного вдохновителя Первого крестового похода , погибшего затем на Святой Земле в 1102 году. Стефан рос и воспитывался при своём дяде короле Англии Генрихе I.Сделавшись графом Булонским, Стефан быстро обрёл собственный вес в экономике Англии и мощных политических сторонников. После смерти Генриха I разразилась нешуточная борьба за английский трон, доставшийся в конечном счёте Стефану. 22 декабря 1135 года король Стефан был помазан на царство и по обычаям страны коронован. В Англии коронация королей происходит на троне, специально построенном для такого события.

http://s47.radikal.ru/i118/1005/e2/4f8e6126d14b.jpg   http://i035.radikal.ru/1005/7b/3108e61578a7.jpg

Мастер Уолтер из Дэрема (Walter of Durham) на исходе тринадцатого столетия (1297-1300) сделал трон для коронационного зала, ставший ныне достопримечательностью Вестминстерского Аббатства. Прямоугольную спинку трона венчал треугольный фронтон. Его внешние грани украшала резьба. Подлокотники в виде двух вогнутых дуг тянулись от передних стоек к верхним углам спинки и завершались там одинаковым украшением - каждый собственной фиалой. Плоские поверхности трона покрывал растительный орнамент. Сидение четырьмя углами опиралось на фигурки сидящих львов, тогда как сами львы располагались на подиуме, открытая часть которого между передними львами и фронтальной панелью сидения служила подножием трона. Мягкие переходы форм, образующих трон - от угла к дуге и обратно - создавали впечатление легкости и завершенности. Там же, в Вестминстере, можно видеть коронационное кресло короля Эдуарда Первого, созданное в 15-м веке. Внешне оно напоминало шедевр мастера Уолтера, но не имело львиной подставы и отличалось упрощенностью форм.

http://s57.radikal.ru/i158/1005/5d/2bffc475e7b0.jpg   http://s60.radikal.ru/i170/1005/27/220b90875c17.jpg

Оттиски нескольких государственных королевских печатей с изображением королей горцевавших в седле на боевом коне и восседавших на королевском троне.На печати Эдуарда I , правившего тридцать пять лет в Англии XIII-первой декады XIV века, идеальным, судя по оттиску, признавался трон с высотой спинки на уровне плеч сидящего, с вертикальными стойками в виде византийского жезла с крестообразным навершием .На печати Эдуарда II, продолжавшего династию Плантагенетов и правившего два десятка лет после предыдущего короля, оставались без особенных изменений прежние предпочтения. В оттиске с печати короля Эдуарда III, правившего пятьдесят лет, его трон выглядит выше и шире, чем троны двух предшественников. При этом, по сторонам подножья трона в оттиске просматриваются лежащие фигуры двух львов - древние символы успешной королевской власти.Последним королём в династии Плантагенетов был Ричард II, занявший трон в 1377 году и правивший двадцать два года. Оттиск его печати (2) обнаруживает значительно больше украшательств, нежели предыдущие оттиски. Украшения переносятся и на трон короля. Особенно это заметно отражено в нарядном подножии, на котором в свободных позах разлеглись охраняющие трон львы.

http://s003.radikal.ru/i202/1005/14/2cdbec493a24.jpg   http://s002.radikal.ru/i197/1005/d8/7ddfbb98fa09.jpg

1702 год был отмечен восхождением на престол правившей двенадцать лет королевы Анны - последней из династии Стюартов. Коронационный трон (1) мастерил для неё Томас Робертс , служивший столяром и тронным мастером при дворе с 1685 по 1714. Коронационный трон, украшенный позолотой и ажурной резьбой с оттенком наивности, вместе с пышной подушкой его подножия обит неповторимой парчой.
Георг Третий, принадлежавший к Ганноверской династии, торжественно короновался в 1761 году. Трон для этой церемонии был создан специально (2). Оголовье спинки завершалось резной виньеткой, а для ног ставили к трону монарха скамеечку, обитую той же тканью, какой обтянут сам трон. Весь тронный комплект выполнен в стиле, чуждом строгой, прямолинейной симметрии.Декоративные формы сочетались с причудами орнамента, перегруженного раковинами, наплывами, завитками и гирляндами. Английская версия стиля рококо тех лет полнилась сочетаниями французского рокайля, мотивов готики и китайщины с формальными элементами английской мебели первой трети восемнадцатого столетия. В эклектическом стиле королевского трона непостижимым образом отобразились наклонности характера и судьба короля Георга Третьего.Он вдохновлял  колониальную политику своей страны, организовал многочисленные антифранцузские коалиции, переживал неудачи в войне с восставшими североамериканскими колониями и в 1811 году, наконец, лишился рассудка. Люди и вещи. Иногда они если не повторяют, то напоминают друг друга. Все головокружительные деревянные обрамления этого выдающегося коронационного кресла выполнены в мастерской Катрин Нейш (Katherine Naish), а виртуозно осуществлённая тронная обивка выполнена компанией Вайл и Кобб (Vile and Cobb). Трон Георга III находится в Девонширской коллекции, Чатсуорт-Хаус.

http://s52.radikal.ru/i136/1005/2f/d88623fa0700.jpg     http://s57.radikal.ru/i157/1005/ea/1902d999b2e4.jpg

В первой четверти XIX века не меньшим событием в королевстве было создание дубового трона, получившего имя "The Battle Abbey Throne" (1) Его проектировали и делали специально для Большого зала этого замка столяры мастерских Джорджа Баллока , возможно, по рисункам Ричарда Бриджеуса.Чуть раньше (1813) мастерская Тэдема (Tatham & Co) выполнила по собственному проекту два позолоченных тронных кресла для венценосных членов Государственного Совета. Форма изделий, их фундаментальный, словно высеченный из камня, внешний вид, скульптурная и орнаментальная резьба по буковому и сосновому дереву существенно отличали эти кресла от тронов, которыми меньше века назад пользовались на своих коронациях королева Анна и король Георг III. (2) В мебельное искусство вернулся древний торжественный мотив крылатых сфинксов, охранявших царский престол Эти два церемониальные кресла изготовлены так, что были нарядны и красивы со всех сторон - как с лица, так и сзади, чтобы их можно было поставить в любом месте зала и они не утратили бв своей привлекательности. Оба кресла хранятся сегодня в Королевской коллекции.

http://i056.radikal.ru/1005/9a/78489fa8e5f2.jpg   http://i038.radikal.ru/1005/16/08811c9fd141.jpg

Государственный трон для Букингемского дворца в 1837 году поставил казне представитель древнего Ланкаширского рода мистер Даубигин (Dowbiggin) и его мастерская “Томас Даубигин и Ко - мастера кабинетного и обойного дела"
Преемники Томаса Даубигина - мебельная фирма "Холланд и сыновья" - продолжали и после смерти Томаса поставлять мебель Двору. Его преемникам - Холландам - принадлежит, например, проект трона королевы Александры для её участия в заседаниях Палаты Лордов. Разрабатывая проект, они заимствовали геометрию спинки у коронационного трона XII столетия, выполненного средневековым мастером Уолтером. На чертеже заказанного королем трона имеются замечания и пометы, сделанные рукой самого Эдуарда VII в 1902 году. Прямоугольная спинка трона, завершенная треугольным тимпаном -- не единственная идея, позаимствованная ими у мастера Уолтера.

http://i020.radikal.ru/1005/ee/e0f8b6eff93c.jpg   http://i057.radikal.ru/1005/7f/0e4b44e37edb.jpg

Другому лондонскому мебельщику Джону Веббу, работавшему на Олд Бонд-стрит, королевский двор заказал в конце сороковых годов XIX столетия резное курульное кресло для заседаний принца Альберта в Палате Лордов, требуя хорошо его вызолотить и обить бархатом. В 1847 году Вебб выполнил заказ с прилежностью, на которую расчитывал Двор .Он создал мягкое кресло со следами складной (курульной) формы.Декоративность конструкции подтверждена врезкой "букетов", украшавших с обеих сторон разъёмы S-образных передних устоев кресла, что ещё более мешало его складыванию.
В Англии, как и в остальной Европе, было немало дизайнеров, готовых повторить прежние исторические формы и разновидности тронов, выполняя новый заказ. Еще больше было мастеров, способных сделать работу по предложенному рисунку. Обычно необходимость королевского заказа на изготовление нового трона возникала накануне коронования очередного монарха, но это происходило редко, и английский Двор не всегда обращался к собственным мастерам. В 1902 году два одинаковых трона были заказаны перед коронованием Эдуарда VII и Александры - (золоченое дерево, обитое малиновым бархатом с узорчатой вышивкой) - и выполнены в Париже под наблюдением особо уполномоченного агента.

http://i002.radikal.ru/1005/a1/58f56344fcc0.jpg

Коронация Георга V и Мэри в 1911 году потребовала новых затрат на приобретение тронных кресел, и только для проведения первой части процедуры были изготовлены два кресла, по образцу трона, построенного в 1680 году . После коронования было решено, что при проведении важных национальных празднеств королевская особа должна получать трон, созданный только в Англии исключительно национальными мастерами.

http://www.litsovet.ru/index.php/materi … l_id=73381

+6

15

Короли Англии

Саксонская (Уэссекская) династия [Saxon (Wessex )

ЭГБЕРТ
(EGBERT)

http://s60.radikal.ru/i169/1006/2f/ac0fe0f5c92f.jpg

годы жизни

770
04.02.839

время правления

829
04.02.839     

ЭТЕЛЬВУЛЬФ
(ETHELWULF)

http://s005.radikal.ru/i209/1006/72/fb4083611d7b.jpg

ок.800
13.01.858 -

04.02.839
856

ЭТЕЛЬБАЛЬД
(ETHELBALD)

835
865

856
20.12.860

ЭТЕЛЬБЕРТ
(ETHELBERT)

835
865

12.860
865

ЭТЕЛЬРЕД I
(ETHELRED)

http://s50.radikal.ru/i130/1006/d9/3a6c20f174c5.jpg

837
23.04.871

865
23.04.871

АЛЬФРЕД I ВЕЛИКИЙ
(ALFRED THE GREAT)

http://s58.radikal.ru/i159/1006/38/8633a38661a2.jpg

849
26.10.899

23.04.871
26.10.899

ЭДУАРД СТАРШИЙ
(EDWARD THE ELDER)

http://s57.radikal.ru/i156/1006/69/0d2eed5748b1.jpg

870
17.07.924

26.10.899
17.07.924

ЭТЕЛЬВЕРД
(ETHELWEARD)

904
02.08.924

17.07.924
02.08.924

ЭТЕЛЬСТАН
(ETHELSTAN (ATHELSTAN)

http://i074.radikal.ru/1006/94/bfc4a32582ca.jpg

http://s57.radikal.ru/i156/1006/38/2e6f16664f02.jpg

895
27.10.939

17.07.924
27.10.939

ЭДМУНД I ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
(EDMUND I THE DEED-DOER)

http://i058.radikal.ru/1006/76/7d648be648bb.jpg

921
26.05.946

27.10.939
26.05.946

ЭДРЕД
(EDRED WEAK-IN-THE-FEET)

http://s54.radikal.ru/i144/1006/d5/30ac726e81d3.jpg

923
23.11.955

26.05.946
23.11.955

ЭДВИ КРАСИВЫЙ
(EDWY ALL-FAIR)

http://s53.radikal.ru/i142/1006/07/f606afccca93.jpg

http://s06.radikal.ru/i179/1006/02/481ac30db54e.gif

941 или 943
01.10.959

23.11.955
01.10.959

ЭДГАР МИРОЛЮБИВЫЙ
(EDGAR THE PEACEABLE)

http://i078.radikal.ru/1006/22/e805203e3dc5.jpg
 
942 или 943
08.07.975

01.10.959
08.07.975

ЭДУАРД МУЧЕНИК
(EDWARD THE MARTYR)

http://s40.radikal.ru/i090/1006/78/142ba50deab0.jpg

962 или 963
18.03.978

08.07.975
18.03.978

ЭТЕЛЬРЕД II БЕЗРАССУДНЫЙ
ETHELRED II REDELESS (THE UNREADY)

http://s43.radikal.ru/i100/1006/83/e33d114ca909.jpg

968
23.04.1016

18.03.978
25.12.1013

СВЕЙН ВИЛОБОРОДЫЙ
(SWEYN FORKBEARD)

http://s46.radikal.ru/i114/1006/03/8b1c55e9194a.gif

960
03.02.1014

25.12.1013
03.02.1014

ЭТЕЛЬРЕД II БЕЗРАССУДНЫЙ
(ETHELRED REDELESS)

http://s43.radikal.ru/i100/1006/83/e33d114ca909.jpg

968
23.04.1016

03.02.1014
23.04.1016

ЭДМУНД II ЖЕЛЕЗНОБОКИЙ
(EDMUND II IRONSIDE)

http://i077.radikal.ru/1006/3a/99600fe66bae.jpg

989 или 993
30.11.1016

23.04.1016
30.11.1016

Датская династия (Danish):

КНУТ СВЕЙНСОН ВЕЛИКИЙ
(CNUT (CANUTE) SWEYNSON THE GREAT)

http://i078.radikal.ru/1006/39/df3bf3524266.jpg

995
12.11.1035

23.04.1016
12.11.1035

ГАРОЛЬД I ЗАЯЧЬЯ НОГА
(HAROLD HAREFOOT)

http://s55.radikal.ru/i149/1006/35/73b72964a95a.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/1006/87/4211561e206b.jpg
 
1016
17.03.1040

12.11.1035
17.03.1040

ХАРТАКНУТ КНУТСОН
(HARTHACNUT CNUTSON)

http://s42.radikal.ru/i098/1006/db/66efa5b825dc.jpg
 
1018/1019
08.06.1042

12.11.1035
1037

17.03.1740
08.06.1042

Англо-Саксонская династия (Anglo-Saxon):

ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК
(EDWARD THE CONFESSOR)

http://s56.radikal.ru/i153/1006/9e/351376a926f3.jpg http://s11.radikal.ru/i183/1006/39/c70fcf4e188c.jpg
 
1004
04/05.01.1066

08.06.1042
04/05.01.1066

ГАРОЛЬД II ГОДВИНСОН
(HAROLD GODWINESSON)

http://s46.radikal.ru/i113/1006/1a/065e2016e50f.jpg

http://s53.radikal.ru/i142/1006/8d/a6fc9d61f416.jpg

1020 или 1022
14.10.1066

05.01.1066
14.10.1066

ЭДГАР ЭТЕЛИНГ
(EDGAR ATHELING) 

1051 или 1054
1125 или 1126

14.10.1066
25.12.1066

Нормандская династия (Norman):

ВИЛЬГЕЛЬМ I ЗАВОЕВАТЕЛЬ
(WILLIAM I THE CONQUEROR)

http://s57.radikal.ru/i158/1006/a7/08b0359f3faf.jpg

1027
09.09.1087

25.12.1066
09.09.1087

ВИЛЬГЕЛЬМ II РЫЖИЙ
WILLIAM II RUFUS (THE RED)

http://s03.radikal.ru/i176/1006/8a/aebdfcba8b72.jpg

1056
02.08.1100

26.09.1087
02.08.1100

ГЕНРИХ I УЧЁНЫЙ
(HENRY I BEAUCLERK)

http://i035.radikal.ru/1006/e2/288de2d225ed.jpg

1068
01.12.1135

05.08.1100
01.12.1135

СТЕФАН БЛУАСКИЙ
(STEPHEN OF BLOIS)

СТЕФАН БЛУАСКИЙ
(STEPHEN OF BLOIS)
Стефан Блуаский

http://s45.radikal.ru/i108/1006/6f/87c12f48a9d0.jpg

1096
25.10.1154

22.12.1135
08.04.1141

МАТИЛЬДА (МОД)         
MATILDA (MAUD)

http://i035.radikal.ru/1006/38/daa8ffec216f.jpg

07.02.1002
10.09.1167

08.04.1141
02.1148

СТЕФАН БЛУАСКИЙ
(STEPHEN OF BLOIS)

http://s45.radikal.ru/i108/1006/6f/87c12f48a9d0.jpg

1096
25.10.1154

07.12.1141
25.10.1154

Династия Плантагенеты (Plantagenet):

ГЕНРИХ II
(HENRY II)

http://s45.radikal.ru/i108/1006/2a/954523fad93b.jpg

04/05.03.1133
06.07.1189

19.12.1154
06.07.1189

РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ       
(RICHARD I THE LION-HEART)

http://s44.radikal.ru/i106/1006/a2/8ac74c55d506.jpg

08.09.1157
06.04.1199

после 06.07.1189
06.04.1199

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ               
(JOHN "LACKLAND")

http://s43.radikal.ru/i102/1006/fc/a50c6a5738ed.jpg

24.12.1167
18/19.10.1216

после 06.04.1199
18/19.10.1216

ГЕНРИХ III
(HENRY III)

http://s002.radikal.ru/i197/1006/e3/dbd95cac9601.jpg

01.10.1207
16.11.1272

28.10.1216
16.11.1272

ЭДУАРД I ДЛИННОНОГИЙ
(EDWARD I LONGSHANKS)

http://s57.radikal.ru/i156/1006/b5/be60da2a14b4.jpg

17.06.1239
07.07.1307

20.11.1272
07.07.1307

ЭДУАРД II
(EDWARD II)

http://i060.radikal.ru/1006/08/30660d14cb23.jpg

25.04.1284
21.09.1327

07.07.1307
20.01.1327

ЭДУАРД III
(EDWARD III)

http://s47.radikal.ru/i116/1006/76/8abb9f8e5b73.jpg

13.11.1312
21.06.1377

24.01.1327
21.06.1377

РИЧАРД II
(RICHARD II)

http://s43.radikal.ru/i100/1006/3c/d5b11e889fab.jpg

06.01.1365
02.1400

21.06.1377
30.09.1399

Династия Ланкастеры (Lancaster):

ГЕНРИХ IV
(HENRY IV)

http://i052.radikal.ru/1006/d8/ee763250d131.jpg

03.04.1366
20.03.1413

30.09.1399
20.03.1413

ГЕНРИХ V
(HENRY V)

http://s005.radikal.ru/i210/1006/e0/d4e97a93c781.jpg

1387
31.08.1422

20.03.1413
31.08.1422

ГЕНРИХ VI
(HENRY VI)

http://s006.radikal.ru/i213/1006/b0/ae9a2c9c4307.jpg

06.12.1421
21/22.05.1471

31.08.1422
04.03.1461

Династия Йорки (York):

ЭДУАРД IV
(EDWARD IV)

http://s60.radikal.ru/i167/1006/22/7317bfb34825.jpg

28.04.1442
09.04.1483

11.04.1471
09.04.1483

ЭДУАРД V
(EDWARD V)

http://s50.radikal.ru/i129/1006/03/400c76df4514.jpg

04.11.1470
1483

09.04.1483
25.06.1483

РИЧАРД III
(RICHARD III)

http://s57.radikal.ru/i158/1006/c1/fb923900ff8e.jpg

02.10.1452
22.08.1485

26.06.1483
22.08.1485

Династия Тюдоры (Tudor):

ГЕНРИХ VIII
(HENRY VIII)

http://s05.radikal.ru/i178/1006/4e/ded1bd9b9b92.jpg

28.06.1491
28.01.1547

21.04.1509
28.01.1547

ЭДУАРД VI
(EDWARD VI)

http://s59.radikal.ru/i166/1006/65/8a7fec0f6105.jpg

12.10.1537
06.07.1553

28.01.1547
06.07.1553

АННА (Леди Джейн ГРЕЙ)
JANE (Lady Jane GREY)

http://s49.radikal.ru/i124/1006/11/9c80570e6461.jpg

10.1537
12.02.1554

06.07.1553
19.07.1553

МАРИЯ I
(MARY I)

http://s60.radikal.ru/i168/1006/d6/96eda731c1ff.jpg

18.02.1516
17.11.1558

19.07.1553
17.11.1558

ЕЛИЗАВЕТА I
(ELIZABETH I)

http://s60.radikal.ru/i168/1006/a9/a027aeaa471b.jpg

07.09.1533
24.03.1603

17.11.1558
24.03.1603

http://www.nashfordpublishing.co.uk/monarchs/index.html

+4

16

Рождество английских королей

В стихах Александра Милна король Джон изображён празднующим Рождество в полном одиночестве. Лишённый друзей, он всего лишь перебирает потрёпанные открытки прошлых лет и гадает, получит ли хоть одну в этом году. Душещипательная картина участи тирана, но не очень близкая к реальности. В Англии короли праздновали Двенадцать Дней (от 25 декабря до 6 января) в максимальном блеске своего двора.

Рождество, кстати, было одним из трёх ежегодных поводов надеть государственную корону, сверкающую подобно нимбу. Эту вещицу сделали по заказу Уильяма Завоевателя, скопировав с короны Карла Великого. Обязательным дополнением к ней была горностаевая мантия. Для некоторых королей, вроде Генриха II, этого было достаточно, другие же не упускали случая дополнительно облачиться в шитые золотом дорогие одежды, иногда напоминая павлинов.
В 1482 году один из королевских гостей отметил, что Эдвард IV, известный любитель шмоток, явился перед двором «облачённым в великое множество самых дорогих одежд, очень отличающихся от обычно принятых в нашем королевстве». Другими примерами модников, естественно, были Генрих VIII и Елизавета.

Королевский двор был центром политической и социальной жизни, паутиной интриг, роскоши и власти, а в центре это паутины находился монарх, подобно солнцу, которое может и греть, и обжигать. Естественно, всё это не могло куда-то исчезать на время Рождества, наоборот, редко какие праздники при дворе были более пышными. В конце концов, когда ещё удобнее под маской набожности, празднества и веселья предаваться поиску связей, лоббизму, добыче благ и договорам с союзниками. И всё в вихре маскарадов, театральных представлений и весёлых игр.

Сами короли придавали особое значение Рождеству. Уильям Завоеватель выбрал Рождество днём своей коронации («и пришёл Спаситель», хехе), другие короли проводили в это время ритуалы «лечения» подданных наложением королевских рук, и всегда монархи приглашали на праздник тех, с кем хотели обмолвиться словечком. В одиночестве остаться они никак не рисковали. Приглашение это было настоящим приказом, от исполнения которого нельзя было отказаться. Единственными уважительными причинами отсутствия монарх мог признать лишь войну, крестовый поход, смертельную болезнь и рождение детей.
Королева Елизавета особенно жёстко требовала присутствия своих нобилей в течение всех двенадцати дней торжеств. Однако, большинство придворных и не думали отказываться от уникальной возможности одновременно развлечься, вкусно поесть, поучаствовать в демонстрации богатства, пообщаться с другими благородными мужами, поглазеть на иностранных послов, узнать все слухи и почувствовать себя частью элиты.

Интересно, что Елизавета сама хотела наоборот спровадить сватавшегося к ней герцога Анжуйского в 1579 году до Рождества, мол, чтобы не отягощать его необходимостью делать дорогой подарок. Герцог на это только хмыкнул, подарил королеве брошь в виде усыпанного драгоценными камнями якоря и остался до февраля 1581, к вящей злости потенциальной невесты.

К полному тексту

+4

17

По книге К. Брука "Саксонские и нормандские короли. 450 - 1154 гг."

У нормандцев королевская власть была в каком-то смысле властью диктатора: для неё не существовало строгих и чётких границ. Считалось, что король советуется со своими советниками, но кто были его советники? Когда ему приходилось с ними советоваться, по каким вопросам? Кто мог его к этому принудить?
Но мы ошибаемся, представляя себе короля, не связанного никакими ограничениями. Причин этому две. Во-первых, обычай, возможно, не говорил об этом определённо, но он был у всех глубоко внутри, и его поддерживали клятвы, данные королём при восшествии на престол, а иногда и официальная хартия, полученная от нового короля в обмен на поддержку и верность его подданных.
Во-вторых, до появления регулярных армий и полиции, у короля не было достаточно инструментов для осуществления своей воли. Король был вынужден полагаться на поддержку своего народа, если хотел, чтоб его правление было эффективным.
В середине Средних веков Англия была самой управляемой страной в Европе, потому что в ней была самая развитая система местного управления.
В суде графства королевские судебные чиновники встречались  с местными представителями знати и сходились или расходились во взглядах на проблемы элементарного управления.
Силу английского местного управления иллюстрирует тот факт, что границы английских графств были установлены великими  королями в Х веке и серьёзно не оспаривались до появления комиссий по граничным вопросам в ХХ веке.
Это не значит, что мы должны видеть демократию в Х в. или парламент  - в витане. (англ witenagemot, witan) — народное собрание).
Люди, с которыми королю приходилось советоваться, были маленькой частью населения, приблизительно три процента современного населения страны.
Наиболее определённо можно сказать о периоде Книги страшного суда, но даже она не совсем надёжный справочник.
В Англии 1086 года жили полтора миллиона человек и было приблизительно двести баронов, с которыми приходилось советоваться королю.
Мы можем быть вполне уверены, что в Х веке население было меньше, а витан - больше.
И только советуясь со своими верными подданными, король мог надеяться иметь власть и править. Только приезжая в разные уголки страны, он мог надеяться добиться преданности своих подданных и удержать её.

+5

18

Как становились королями
По книге К. Брука "Саксонские и нормандские короли. 450 - 1154 гг."

В раннем средневековье законы в Англии не имели письменной формы. Это значит, что восхождение на престол регулировалось обычаями и традициями. Обычай может быть очень определённым и живучим, но у первобытных народов он имеет свойство казаться определённым и понятным только тем людям,  которые живут по нему и принимают его, а для чужака он кажется неясным, неопределённым, даже противоречивым.
Особая трудность связана с изучением древних монархий: со временем обычаи менялись, а наши сведения скудны. Кроме того, в разные времена существовало большое разнообразие точек зрения, больше, чем обычно было позволено. А так как порядок престолонаследования всегда был жизненно важным вопросом, он часто становился предметом обсуждений и споров.

На самом деле никаких чётких правил не было. Но порядок престолонаследования в англосаксонских и английском королевствах был окружён рядом условностей, обычаев и допущений, и с учётом этих условностей каждый раз решался вопрос о престолонаследии - иногда мирно, иногда с применением силы.
Часто "сильный вооружённый человек" захватывал трон. В более поздние века он, по крайней мере, считал себя обязанным как-то оправдать свой поступок. И по тому, как он оправдывал его, мы можем сказать, каким правилам он делал вид, что следует.

Если это было возможно, он демонстрировал свои родственные связи с предшественником, то есть, что он имел наследственное право.
Он доказывал, что народ принял его власть должным образом - то есть, он был "избран", что бы это ни значило, и утверждал, что его предшественник объявил его своим преемником - он был назван правящим королём.

Даже самое очевидное общее правило относительно королевской власти, состоящее в том, что правит лишь один человек, имело множество исключений. Все члены королевской семьи мужского пола могли править вместе , притом что один король мог иметь преимущество - похоже, что так и было в большинстве королевств. Со временем постепенно развилась монархия - власть одного человека. В более поздние времена англосаксонские монархии оставались наследными в том, что в огромном большинстве случаев преемником короля становился его старший сын или ближайший родственник по мужской линии.
Есть случаи, когда наследником становился брат короля, несмотря на то, что у короля были дети. (Вероятно, они были слишком малы).
Есть случаи, когда оспаривали, что "порфирородный" сын, родившийся, когда отец его был королём, имеет преимущественное право перед тем его сыном, который был рождён до того, как отец взошёл на трон.
Ни один из нормандских королей не был наследником по праву первородства. В 1066 году Эдгар Этелинг был более близким родственником Эдуарду Исповеднику, чем Вильгельм Нормандский, гораздо более близкий, чем Гарольд.
В 1087 и в 1100 гг. наследниками завоевателя стали его младшие сыновья Вильгельм и Генрих, хотя был жив их старший брат Роберт.
В 1135 г. на престол взошёл племянник Генриха  Стефан, хотя у Генриха оставалась законная дочь, а у самого Стефана был старший брат.

+4

19

Как становились королями. О выборах
По книге К. Брука "Саксонские и нормандские короли. 450 - 1154 гг."

Избрание короля, видимо, было чисто формальным, однако, за ним крылось сильное лоббирование. Вряд ли это были выборы в современном понимании. Мы подразумеваем, что во вреумя выборов существует более одного кандидата, имеется постоянная и легко определяемая группа выборщиков и что выборы будут проходить по мажоритарной схеме голосования.

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Между 450 и 1154 гг., насколько известно, в Европе не состоялись ни одни выборы такого рода. Первые известные в истории выборы по мажоритарному принципу, состоялись в 1181 г., когда папа Луций III был избран по папскому указу о выборах, принятому на Латеранском соборе в 1179 г., который впервые устанавливал, что папа считается избранным, если за него проголосовали две трети кардиналов.
При выборах короля не существовало мажоритарного принципа, не было постоянной группы выборщиков и часто имелся лишь один кандидат.
Почему же мы вообще называем это выборами?
Слово "выбирать" голосованием или "избирать" (англ. select, ore choose, древнеангл.  ceosan, лат.  eligere) так часто использовались современниками, чтоб дать ясно понять, насколько важную роль оно играло в их мышлении.
В истории Англии мало найдется более неопределённых слов. Известный писатель рубежа X-XI веков, аббат Эльфрик, считал, что в ситуации, когда должен появиться новый король, действительно присутствует элемент избрания: "Ни один человек не может сам сделать себя королём, но люди могут выбрать королём того, кого они хотят. Но после того, как он взойдёт на престол, он получает власть над людьми, и они уже не могут стряхнуть это ярмо со своей шеи."

Очень сомнительно, чтоб любая часть этого утверждения была общепринята в то время. Люди не выбирали того, кого хотят, а германцы так или иначе утверждали право противиться королю-тирану, право восстать. Слово выбирать использовалось в контекстах, в которых не могло содержаться никаких элементов выбора. Иногда выбор был предоставлен Богу, и все короли ощущали, что они короли милостью Божьей благодаря Его выбору.

Но это слово также широко используется в отношении человеческих личностей в смысле не выбор из нескольких возможностей, но признание факта.
Во многих случаях эти слова скрывают дебаты и договорённость. Но что они на самом деле означают, так это официальный процесс признания и одобрения. 

Это отчётливо видно в описании восшествия на престол Эдмунда Железнобокого в 1016 году. Чтобы обеспечить поддержку Эдмунду требовалось впечатляющее шоу. Он был "избран", как сообщают, членами витана, которые в то время находились в Лондоне, и жителями Лондона. К 1016 году Лондон был уже огромным городом, а его видные деятели сыграли, возможно, важную роль в событиях того года. Но нужна была группа, которая укрепила бы витан, и толпа горожан, которая провозгласила бы короля. Витан и видные деятели города просто подтвердили свою верность Эдмунду, народ его шумно приветствовал.
По-видимому, это было всё, из чего состояли "выборы" в раннем средневековье.

+2


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Средневековье » Oratores, Bellatores, Laboratores » Все могут короли. Человек владычествующий