Вышивка.Что мы о ней знаем.
Немного истории
13век
ИСКУССТВО украшения тканей - одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество.Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань.
Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных (приблизительно 2000 лет до нашей эры). Первыми «нитками» для вышивки служили жилы животных, шерсть, волосы. Однако это утверждение остается на уровне догадок, так как не осталось никаких доказательств в его пользу. Более поздние теории о начальной точке отсчета в мире рукоделия основывались на письменах и наскальных рисунках.
Сянцзян Луи (79-8 г.г. до н.э.) в свое книге Shuoyuan ("Сад Историй") писал об использовании вышивки шелком в стране Wu (провинция Китая). Это значит, что Сянцзян Луи знал о существовании этого вида вышивки. Более того - для него это уже не было в диковинку. Значит, можно с уверенностью сказать, что вышивке шелком минимум 2000 лет.
Высокого совершенства роскошные вышивки достигли на древнем Востоке, где они применялись для украшения облачений знати, правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, парадных и боевых колесниц. По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Вавилонские вышивки, наряду с египетскими и фригийскими, вывозились купцами древнего мира в Грецию и Рим.
1170. 9с.
Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях.В средневековый период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями.Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800-м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.
(ЦЕРКОВНЫЕ ОДЕЯНИЯ 13В.)
Войны, турниры в XI- XII веках обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.
Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из Байе») приписывается королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т.е. в начале XII века.Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на редком холсте.
Возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.Постепенно вышивание стало одним из основных занятий знатных дам в свободное время.
В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные. Для работы же настоящей даме, как рассказывается в одной из средневековых поэм, нужны были только украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы.
Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год. В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.
Лучшие церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum. Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.
1330–1350 silk and silver - gilt
Для работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы - прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями.После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) вышивка становится более простой и лаконичной. Рукодельные работы уже не представляют собой столь сложных многофигурных картин, как в предыдущий период. Часто вышиваются трехчастные композиции, в центре которых, как правило, Пресвятая Дева Мария.
В период раннего Возрождения техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи.XVI век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, которая имитировала дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров.
На протяжении веков вышивка претерпела ряд изменений, характер орнамента менялся в зависимости от общего развития культуры и вкусов общества. Однако наряду с появлением новых форм еще долго сохранялись элементы византийского влияния.
Assisi
Другое название - voided work (англ.), дословно "работа с пробелами".
Вышивка делалась на белом льне шелковой одноцветной нитью, самым популярным был красный цвет, большое внимание уделялось синему и зеленому, реже можно увидеть использование коричневого и желтого цветов.
В 1228 году произошла канонизация Святого Франциска Ассизского, в честь которого в итальянском городе Ассизи был заложен собор Church of St.Francis of Assisi. Авторство замечательных фресок со сценами жития святого в соборе принадлежит Джотто ди-Бондоне.Легенда гласит, что однажды одна из монахинь скопировала фрески Джотто простыми примитивными линиями, типичными для 13-го столетия. Затем эти рисунки с помощью стежков были перенесены на лен, фон был заполнен счетной вышивкой. Под другой гипотезе Святой Франциск привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль. Так и родилась ассизская техника вышивки, но само название assisi появилось гораздо позже — в XIX веке, когда возобновился интерес к великому святому, а заодно и к этому виду вышивки.
Вышивать Assisi продолжают примерно до начала 18 века, после наступает период затишья. В конце 19 века технику восстанавливают в том же городе - Ассизи.
Counted thread
Другие названия - счётная вышивка, счётная гладь, Opus Teutonicum. Особенность стиля - геометрические орнаменты, вышитые параллельными счётными стежками (англ satin stitch или brick stitch, соотвественно одинарный или двойной стежок), которые могут как полностью покрывать ткань, так и образовывать отдельные не ажурные элементы.
Аттрибутированные предметы, вышитые в этом стиле, родом исключительно с немецких территорий, чаще всего это Вестфалия или Нижняя Саксония. Наиболее ранний пример - настенное панно - датируется последней декадой 13 века, пик популярности стиля, по всей вероятности, приходится на конец 14 века. Отдельные предметы датированы 15 веком, не позднее его середины.
Обычно Opus Teutonicum выполняется на льняной основе шёлковыми (цветными) и льняными (белыми) нитями. Строго определённых цветов нет.
И немного о вышитых кошельках.
Возможно, традиция ярко вышитых кошельков получила распостранение в северной Европе из Мавританской Испании. Возможно также, что помимо их распостранения на Западе посредством пилигримов и крестоносцев, кошельки из Леванта могли появиться в Европе через средиземноморскую торговлю и южное побережье Испании, которое в течение долгого времени было под мусульманским контролем,возможно, что мода на украшенные вышивкой кошельки процветала благодаря импорту ярких шелковых ниток или невышитых кошельков из сарацинских земель.
Так или иначе вышитый кошелек в средневековой Европе был весьма популярен.
С 12-го века, то есть с эпохи появления куртуазной любви, кошельки получают новый статус, становясь отныне не только модной деталью туалета, но и романтический символ, передающийся от одного любовника, к другому.
Joan Evans автор книги "Одежда в средневековой Франции", рассказывает, что в 13-ом столетии было широко распостранено "ношение кошелька для милостыни или сумочки на поясе. Кошелек или сумочка обычно изготавливались из вышитого шелка; зачастую такие сумки были сделаны дамами и преподнесены в дар их любовникам."
Она цитирует Линор в "Guillaume de Dole", французском романе 13 века, написанном Жаном Ренаром , которая - "посылает сенешалю ремень и сумку, вышитую птицами и рыбами."
И вот ещё кошелечки,сделанные английскими реконструкторами с миниатюр.
http://akvitania.flybb.ru/topic11.html
http://goldencrossstitch.wordpress.com/статьи-2/статьи/
Отредактировано Regina (13-05-2010 02:31:57)