Экскалибур // Excalibur
http://graal.chronarda.ru/subject/film-3.php
Жанр: Исторический
Режиссер: Джон Бурман/John Boorman
В ролях:
Король Артур - Найджел Терри/Nigel Terry
Моргана - Хэлен Миррен/Helen Mirren
Ланцелот - Николас Клэй/Nicholas Clay
Гиневра - Чери Луньи/Cherie Lunghi
Персеваль - Пол Джоффри/Paul Geoffrey
Мерлин - Николь Уильямсон/Nicol Williamson
Мордред - Роберт Аддье/Robert Addie
Утер Пендрагон- Габриэль Бирн/Gabriel Byrne
Уриенс - Кит Бакли/Keith Buckley
Игрэйн - Катрин Бурман/Katrine Boorman
Гавейн - Лайам Нисон/Liam Neeson
США
Год: 1981 год
Продолжительность: 140 мин
"...Ибо проклятие человека в том, что он забывает..."
"Король без меча... Страна без короля!"
Экранизировать литературное произведение - дело неблагодарное. Экранизировать классику - вдвойне. Попытки экранизаций чаще всего приводят к оглушительному провалу - авторы отрекаются от экранизаций, снимая свои имена с титров фильма, критики неистовствуют, зрители разочарованно вздыхают. Даже когда автор участвует в написании сценария - это не всегда является залогом успеха. Классические произведения тем более сложны, что нуждаются в адаптации. Сюжет подобных творений слишком далек от современного зрителя, что мешает ему воспринять произведение на должном уровне. Впрочем, оставив общее, перейдем к частностям.
Я полагаю, все слышали о Короле Артуре. Рыцарях Круглого Стола. Мече в камне. Но очень сомневаюсь, что многие хотя бы частично знакомы с куртуазной средневековой литературой, более того, мало, кто знает, что артуровский цикл является признанным шедевром литературы и ОЧЕНЬ далек от того образа "детской сказки", что был усердно взращен для современного поколения. Виноваты в этом ложном мнении бесчисленные спекуляции на тему. "Меч в камне", "В поисках Камелота", "Мерлин", "Янки при дворе короля Артура" (раскланяемся перед Марком Твеном), "Артур", "Первый рыцарь" - это лишь небольшой перечень фильмов, так или иначе связанных с артуровскими легендами. Что связывает эти фильмы? Детство. Абсолютное отречение от поиска смысла в легенде, чистое использование антуража и образов. Да, это адаптация легенды, но для детей. Кто после просмотра "Меча в камне" ринется в библиотеку, искать Томаса Мэлори и его "Смерть Артура" ( Le Morte d'Arthur)? Никто.
Популяризация классических произведений вошла в моду и наряду с благородной идеей "просвещение - в массы", несет с собой и совершенно жуткую формулу искажения первоисточника. Так случилось, например, с "Беовульфом". Я не видел более ужасной спекуляции на образах классического произведения. Это просто ужасно. И что самое кошмарное - дети ведь действительно будут считать, что сюжет саги сводится к банальным сражениям Беовульфа и Гренделя, а визуально будут ассоциировать Беовульфа с Кристофером Ламбертом, а Гренделя - с чудищем а-ля Хищник. Точно также дети, посмотревшие "Меч в камне" будут ассоциировать Артура с неуклюжим ребенком, а Мерлина - с рассеянным растяпой-волшебником. Поймите меня правильно - все адаптации, особенно сделанные специально для детей, имеют право на жизнь, более того, они весьма колоритны. Но от первоисточника в них остаются лишь герои и антураж. И это печально.
Единственным исключением является "Экскалибур" Джона Бурмана. Это, пожалуй, единственный фильм, который не спекулирует на образах, а лишь использует их, в попытке адаптировать легенды об Артуре для современного зрителя именно с целью просвещения. Я имел счастье в свое время увлекаться средневековьем в целом и куртуазной литературой в частности. Прочитал "Смерть Артура". Произведение очень сложное для восприятия современным человеком, ибо написано ОЧЕНЬ давно и имеет дело с понятиями, которые с течением времени чертовски видоизменились. Адаптировать такое произведение для экранизации - практически невозможная задача. Однако Бурману и Роспо Палленбергу это удалось.
Фильм повествует о всей жизни Артура - начиная с эпизодов, приведших к его рождению и заканчивая его смертью. Весь фильм связывает один легендарный предмет - меч. Экскалибур, меч власти, знаменитый меч в камне. Он является основным и наиболее значимым символом картины, связующим эпизоды. Думаю не стоит пересказывать сюжет, ибо он полностью основан на классическом произведении Мэлори, стоит сказать лишь несколько слов о создателях.
Бурман считается непростым режиссером, некоторые его фильмы порой бывают сложны для восприятия. Почему-то мне постоянно хочется сравнить его с Гринуэем, наверное это потому что оба они - очень талантливые художники. Но если у Гринуэя порой бывает "перебор", у Бурмана я подобных "переборов" не замечал. Я бы занялся сравнительным анализом "Книг Просперо" и "Экскалибура" (благо оба - экранизации), но недосуг. Используя четкие образы, Бурман ведет повествование спокойно и размерено, снимая одну красивую сцену за другой, щедро одаривая зрителя аллегориями, которые пересекаются с красивым символизмом. Некоторые сцены пропитаны такой метафизикой, что волосы дыбом встают: лишь один символ дракона в этом фильме доведен до абсолюта, не говоря о возведении до абсолюта таких понятий как честь, достоинство и долг. Не буду кричать о гениальности и таланте, но Бурману удалось совершить практически невозможное - провести мост между веками, донести до современного зрителя то, что ему (зрителю) абсолютно чуждо. Ведь времена рыцарей канули в Лету, куртуазность забыта, а такие понятия как честь, благородство и доблесть потеряли свои очертания в калейдоскопе времен. К сожалению, очень многие все же отнесли фильм к "детским", вероятно решив, что сказка не может нести в себе серьезной смысловой нагрузки. Что до меня, я считаю этот фильм одним из самых "взрослых", что я смотрел.
Стоит также отметить, что каждая сцена исполнена с завидной искренностью, актеры играют прямолинейно, с простейшей мимикой, подкупающе наивно, словно главные роли исполняют новички. Эта игра поражает, заставляя верить в простоту персонажей. Всех, кроме Мерлина. О, Николь Уильямсон бесподобен. Во всем фильме только его герой не так открыт и наивен. Его умная, изощренная игра настолько контрастирует с простой игрой остальных актеров, что речь идти тут может только о режиссерском стремлении показать Мерлина тем, кем он был - не-человеком, существом высшего порядка, мудрецом и чародеем, который создавал свою последнюю легенду перед уходом из этого мира. Мерлин у Бурмана - творец, искусный интриган, который использует свою силу, чтобы создать величайшее королевство на Земле. Образ, созданный Уильямсоном оказался настолько ярким, что имя Мерлин ассоциируется у меня теперь только с ним. Бесподобная игра, смешение комизма и высшей мудрости. Кстати, во второстепенных ролях были замечены Габриэль Бирн, Патрик Стюарт и Лайам Нисон.
Особо стоит отметить музыку. Самое сильное впечатление производит чертовски уместное использование произведения Орфа - "Бурано" в ключевых сценах. Мастерски показанное возрождение королевства под эту музыку - незабываемой зрелище.
Этот фильм - единственное на сегодняшний день стоящее произведение киноискусства, которое в полной мере отображает смысл и дух куртуазной литературы. Это настоящий гимн человеческому духу. И гимн тем самым понятиям, о которых мы, увы, забыли - долг, доблесть и честь. Рекомендую к просмотру всем, потому что этот фильм - классика. И по содержанию и по форме.