SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Орнамент

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Орнамент эпохи средневековья

        До X в. в Европе длился период так называемых "темных веков". Начало ему положило падение западной части Римской империи. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. Варвары не видели в изображениях людей и богов никакой ценности, с легкостью уничтожая их. Веря в магические свойства металлов, они переливали бронзовые скульптуры в слитки, помещая их в клады.     
       Единственный вид искусства, который варварам пришелся по душе - это украшение утвари и оружия орнаментом, имевшим ряд черт, отличных от орнамента античности: одинаковую выпуклость вместо постепенного нарастания объема, постоянные мотивы узора, располагающиеся в разных направлениях, пронизывающие друг друга.
         На долю орнамента в раннем средневековом искусстве выпала огромная роль. Сложнейшие узоры в те времена украшали всякую свободную поверхность: архитравы порталов, алтарные преграды, плиты кивориев, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Начиная с VI в. излюбленным типом узора становятся бесконечно разнообразные мотивы плетений, среди которых внезапно появляется то птичья голова или крыло, то звериная лапа, то изгибающееся тело, то оскаленная морда хищника. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановиться. Такой декор, получивший в научной литературе название “абстрактный звериный орнамент”, особенно прочно держался в искусстве стран. В Скандинавии он был широко распространен еще в конце X в.
     Подобный орнамент украшает и рукописи раннего средневековья. На полях появляются плетенка, стилизованные изображения животных и растений, разнообразные розетки, точки и т. п. В тексте этот орнамент окружает буквы, располагается между строчками. Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен зооморфный инициал, выполненный в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного. Наредко такой инициал заполнял в средневековой рукописи половину, а иногда и целую страницу. Как правило, сложное плетение орнамента, широко используемая символика (крест, голубь, рыбы и т. п ) и инициал составляли основной декор книги. Фигура человека в книжном орнаменте встречается редко и обычно вплетается в орнамент. Краски используются чистые и светлые.
       В английском декоративно-прикладном искусстве и архитектуре этого периода основным видом украшения были плетеные орнаменты и изображения животных. С середины X в. в декор английской книги вместо плетений приходит бордюры и рамки, украшенные пышными побегами многоцветного акантового листа.

http://i069.radikal.ru/0912/43/9b4266f830a4.jpg

       В целом искусству раннего средневековья чуждо изображения человека. Излюбленными мотивами его являются фигуры птиц, различных чудовищ и демонов, в образах которых причудливо сплелись древние магические верования и христианское представление о греховном начале в мире. Более плодотворным, чем античное, оказалось для европейского искусства этой поры влияние прикладного искусства Востока - Сирии, Египта, Ирана. Любовь к ярким и драгоценным материалам - характерная черта художественной культуры раннего средневековья.
     Со временем отрицание всего античного наследия стало ослабевать. В конце VIII в. началось Каролингское Возрождение (династия Каролингов названа по имени ее основателя – Карла Великого). Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. При дворе Карла расцвело искусство книжной миниатюры. Значение Каролингского Возрождения для культуры Западной Европы в том, что христианизация Европы приобрела необратимый характер.
      Период X-XIII вв. связан с процессом становления и развития средневекового христианского мира. Христианство открыло красоту внутреннего Мира человека, противопоставив ее бездушной красоте тела, так любимой античностью. Поэтому памятник, портретное Изображение человека становятся невостребованными новой культурой. Из живописи исчезают такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт. Действовала установка, согласно которой следует почитать не творение, а Творца, устроителя мира. Но как изобразить неизобразимое? Ведь христианский Бог в отличие от богов языческих надприроден, значит, он, сотворив пространство неба и земли, находится вне их, сотворив время, пребывает в вечности. Каким же образом изобразить с помощью временных искусств вечносущего Бога, а с помощью пространственных – его пребывание вне этого мира? Реализм и натурализм изображения, иногда доходящий до иллюзионизма, присущий позднеантичному искусству, не подходил. Для искусства Средневековья характерно использование системы символов.

http://s41.radikal.ru/i092/0912/d9/f24e17ebc9bf.jpg

       Христианство омыло и вернуло изначальный смысл многим орнаментальным знакам, внеся привкус близости и, одновременно, тоскливой дальности Небесных высот для людей, почти безвозвратного грехопадения, одиночества Человека и в то же время, потенциальную его возможность Постижения и Спасения, его внутреннюю Красоту. Эти свойства вылились в неудержимой Вертикализации всех символов и изображаемых предметов, в преображении Треугольника (как символа Троицы), в преображении Креста (как символа распятия), в обновлении пяти стихий Мира (Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира). Орнамент таким образом, явился и в эту эпоху важнейшим носителем новых или обновленных идей.

http://arttower.ru/forum/

+8

2

Романский орнамент 

     В той популярности, какую имело кельтское искусство в раннесредневековый период в западной христианской культуре, нет ничего удивительного. Это был мир серых каменных стен, за которыми проходила жизнь горожан, обитателей замков, монастырей, аббатств и проч. Яркие краски были далеки от постоянного быта дворян и горожан, в котором долгое время не было места комфорту и роскоши жилищ, изобилию изящных предметов, красивых тканей для одежд. Все это привозилось из далеких восточных стран, стоило баснословно дорого и порицалось церковью.   

   Только в XI – XIII вв. в Западной Европе происходит заметное накопление культурного потенциала, достаточного для возникновения определенного стиля, получившего название романского. Это название связано с тем, что его главную формообразующую функцию (как и вообще в искусстве Средневековья) играет архитектура, во многом опиравшаяся на сохранившиеся до того времени римские традиции. Центром стилеобразования в этот период являлся католический храм.

http://i056.radikal.ru/1001/b8/354e7d16e1f6.jpg
Дверь собора в Трое (Италия) Бронза 1119 (фрагмент)

Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то, что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал. Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.
   Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же время насыщенность и дробность деталей, при которых декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма.

      http://s56.radikal.ru/i154/1001/0e/d7d570f3dc91.jpg

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого.

http://s58.radikal.ru/i161/1001/53/b97eeff8e9c5.jpg

"Лев, терзающий человека" Деталь убранства окна собора в Вормсе (Германия). Конец 12 века, камень. Не совсем орнамент, конечно, зато влияние Востока тут налицо. (мне сразу львы ассирийские вспомнились :)

     Важным моментом в формировании романской стилистики является и своеобразное влияние кельтского искусства, несущего в себе оттенок языческой традиции. В романском декоре происходит сращение, взаимное проникновение восточных и кельтских традиций звериного стиля, элементов плетенки. Сами кельтские мотивы, проникающие в романский декор, теряют свою необузданную энергию, угловатость, асимметричность стилистики, приобретая округлые очертания. Все это особенно присуще резному, скульптурному декору.

http://s06.radikal.ru/i179/1001/bd/6e2a20444a2b.jpg
Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (Кентербери, Великобритания). Слоновая кость, ок. 1180, музей Виктории и Альберта, Лондон

     Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Также используются охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность.

    http://s47.radikal.ru/i117/1001/7f/b8f3b49694bc.jpg

      Высокого развития достигли в романском стиле миниатюрная живопись в священных книгах, искусство эмали, резьба по дереву и кости, ювелирное искусство, литье и чеканка по металлу. Изделия романских мастеров отличаются массивностью, суровой мощью форм, яркостью цвета.
       Романский орнамент свободнее всего развивался в живописи в манускриптах, где блестящую обработку получали главным образом, большие заглавные буквы или инициалы. Здесь особенно выступал в самых чудных изображениях арабескового характера мир животных в соединении с завитками. Особенно, драконы и змеи, хитро переплетающиеся во множестве завитков, а иногда такие завитки составлены и из фантастических растений. При этом фон в более раннее время делался золотой, позднее - цветной.
http://s45.radikal.ru/i109/1001/cd/222e8326022f.jpg
      Характер мотивов, взятых из Мира растений и животных, совершенно условный, что было и на Востоке, и в Византии; на стеблях и цветах делалось только некоторое оттенение, обозначавшее их круглоту. Символизм почти отсутствует.

       Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI - XII столетиям, то есть к наиболее совершенному времени романского искусства; но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время: еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов. Инициалы в манускриптах X столетия, когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, скомбинированных с большой ловкостью; в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов.   

http://i065.radikal.ru/1001/f2/4ce648b1a6e6.jpg

Основные элементы романского орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

       В романскую эпоху в художественных ремеслах появляются сюжеты, ставшие впоследствии очень популярными: живописный бестиарий, состоящий преимущественно из фантастических существ (кентавры и кентаврессы, грифоны и сирены — птицы и рыбы). Особым пристрастием художников пользуются лев и орел (этот мотив ценится за декоративность), а также сфинкс, пеликан, василиск, гарпия, аспид. Павлин встречается редко.

http://i067.radikal.ru/1001/48/05801c7567da.jpg
Сирены. Бестиарий из Ворксопа. Около 1187 г.

       В мозаичных полах чаще всего используются такие мотивы орнамента, как знаки зодиака, квадрат, шашечный узор, прямоугольник, ромб, «ласточкин хвост», круг, многоконечная звезда, все элементы которых располагаются симметрично относительно оси.

       Во фресковых росписях наряду с сюжетными изображениями присутствуют и чисто декоративные элементы: бордюры и орнаментальные полосы из шашечных узоров, веретенообразных фигур, меандра; чередуются с ними или самостоятельно используются орнаменты с изображением животных, складок лент, ромбов, образующих узор пчелиных сот или криволинейных элементов, таких как парные полуокружности, спиральные сплетения, Изображение червонного туза, диски с фигурами людей или животных, очень часто пальметки, а на колоннах и пилястрах — узор, имитирующий прожилки мрамора.

http://s59.radikal.ru/i165/1001/58/03ee1a38e23b.jpg
"Ева" Фрагмент рельефа дверей церкви Святого Михаила (Германия, Хильдесхейм) ок. 1008-1015, бронза

      В романском искусстве нашла отражение распространенная в народе наивная вера в нечистую силу. Олицетворением зла становятся черти. Романское искусство создало устрашающее Изображение черта, который приобрел фантастический и отталкивающий облик. Чаще всего это лишь отдаленно напоминающее человека волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами.

       Искусство дороманского Запада, как и византийское, не знало изображений чертей. В византийских и каролингских произведениях Сатана предстает в виде падшего ангела, отличающегося от небесных сил наготой или темной окраской тела, или в виде связанного пленника, а иногда походит на античного сатира.

       Изображения юных рыцарей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гербовой семантики придали орнаментике своеобразный романтический и в то же время более светский вид. Вместе с тем заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят каменная застылость, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, остроумием, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.

http://s11.radikal.ru/i184/1001/2d/af6a3a56a9f0.jpg
О китах. Пророк Иона. Конец XII в.

        Но особенно много везде диковинных зверей, фантастических существ и чудовищ. Среди них экзотические животные и птицы — слоны, верблюды, страусы и заимствованные из античного Мира грифоны, единороги, сирены и множество других легендарных существ (псоглавы — люди с собачьими головами, одноногие сциаподы, четырехглазые эфиопы).

       Пристрастие к чудесному — одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. Некоторые из них имели символическое значение. Так, сирена, которая своим пением губит моряков, является символом мирских соблазнов, пеликан — символ Христа, единорог — целомудрия, аспид и василиск — сил зла. Следует заметить, что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, сказочность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, но сочным юмором и выразительностью. Наиболее яркое воплощение эти черты нашли во второстепенных с точки зрения теологии персонажах и сюжетах, трактованных с большой правдивостью и наблюдательностью. Со временем орнамент, используемый в архитектуре и прикладном искусстве, усложняется и плавно приобретает готические формы.

   

Растущий охват видимого мира в искусстве, равно как и проявление чисто народной фантазии, жуткий характер которой подчас отражал какие-то сомнения, страхи, а быть может, и свободомыслие, смущал церковные круги. Так, один из виднейших церковных деятелей Бернард Клервосский (впоследствии причисленный к лику святых) заявлял с возмущением:
«К чему в монастырях перед лицом читающей братии это смешное уродство или красивое безобразие? К чему тут нечистые обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему получеловеки? К чему полосатые тигрицы? К чему воины, разящие друг друга? К чему охотники трубящие?
      Здесь под одной, головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы голова четвероногого. Здесь зверь спереди конь, а сзади половина козы, там рогатое животное являет с тыла вид коня.
     Столь велико, наконец, причудливое разнообразие всяких форм, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать эти диковинки, вместо того, чтобы размышлять над божественным законом».

http://gatchina3000.ru/great-soviet-enc … 97/591.htm
http://arttower.ru/forum/
http://arhitekto.ru/txt/2razv50.shtml

+8

3

Романская каллиграфия. Бордюры и орнаменты

          В романских манускриптах, как и в оттоновских, четко прослеживается влияние кельтского стиля. Узлы и переплетения, сочетаясь с плавными органическими формами, листьями аканта и масками животных, образуют сложные узоры. Золото используется достаточно редко, чтобы не отвлекать внимание от декоративных элементов, нарисованных пером и раскрашенных яркими красками.
       Маски животных органично вписываются в узоры, привнося забавную нотку. Они могут кусать буквы или других животных и напоминают зооморфные мотивы кельтских узоров.

http://s41.radikal.ru/i093/1001/47/f446f03e2181.jpg

    Необычные животные могут образовывать форму буквы, а могут и служить декоративными элементами.

http://s005.radikal.ru/i209/1001/9e/709d47193603.jpg

      Листья аканта часто встречаются внутри бордюров с плоским золочением. Они украшают оконечности букв и стебли, заполняющие их внутреннее пространство.

http://s51.radikal.ru/i134/1001/1d/7d908b422a19.jpg

   Многие декоративные узоры включают в себя "органические" элементы.

http://s004.radikal.ru/i206/1001/71/bc5e69bd5d70.jpg

      Ниже представлены разные варианты листьев аканта, заполняющие внутреннее пространство бордюров. В этих целях можно использовать также геометрические узоры

http://s002.radikal.ru/i199/1001/b9/a641ed221f2a.jpg

    Большинство узоров для бордюров и угловых элементов основано на мотиве листьев аканта.

http://s59.radikal.ru/i166/1001/83/6c564633fe5b.jpg

      Бордюры в форме архитектурных элементов (например, римских арок) могут окружать текст или большие иллюстрации. Архитектурные элементы превращаются в необычные и привлекательные узоры.

http://s44.radikal.ru/i106/1001/99/9524cf654fae.jpg

+6

4

Скандинавский орнамент

http://s001.radikal.ru/i194/1001/d0/dabb2b1a27b9.jpg

Искусство северных стран в эпоху викингов достигло удивительной выразительности.
Богатая и при этом подчиненная единым нормам орнаментация, выполненная по металлу и дереву, камню, рогу и кости, покрывала бытовые вещи, ювелирные изделия, оружие, ковры и одежду, боевые корабли и стены жилищ.

11 в. Брошь. Найдена около деревни Kiaby, Skåne, Швеция
http://s61.radikal.ru/i172/1001/16/b5d4f3cfc0de.jpg

Сохранилось сравнительно немного из этих изделий, но их достаточно, чтобы представить себе богатство и разнообразие форм творческой деятельности.
Более всего сохранилось произведений орнаментального, прикладного искусства. Одним из самых значительных памятников художественного творчества является большой еллингский камень, предшественник многочисленных орнаментированных рунических камней XI-XII вв.

http://s58.radikal.ru/i162/1001/9e/ecf4647ff4b8.jpg

http://s004.radikal.ru/i206/1001/e5/1be8cea971f0.jpg

Камень в Готланде. На нижней части -корабль викингов.
http://s002.radikal.ru/i197/1001/16/6f0e56f1ca0e.jpg

Северные мастера, разумеется, испытывали воздействие искусства других стран.
Так, на раннем этапе эпохи викингов в памятниках о. Борнхольм ощущается влияние англо-каролингской орнаментики Рейнланда, видимо связанное с активностью западных христианских миссий. Неясным по своему происхождению остается образ "хватающего зверя".

Подвеска.Швеция 10в.
http://s58.radikal.ru/i162/1001/2b/ceb1674d9e0b.gif

Традиционный для германцев «звериный» стиль в изобразительном искусстве в начале эпохи викингов, переживает небывалый подъем.
Многочисленные изображения животных, тела которых по большей части фантастически стилизованы и образуют сложные орнаменты, запечатлены в дереве, камне и на кости, на брошках, пряжках и других металлических украшениях. Эти животные исполнены живости и напряженной силы; они одновременно пугают и веселят.
Особенно излюбленным был мотив т.н. «хватающего зверя»; животные, лапы которых охватывают друг друга, сплетаются в причудливый орнаментальный узор.
Попытки исследователей найти источники развития этого стиля за пределами Скандинавии не дали убедительных результатов; этот стиль глубоко оригинален.
Более отчетливы франкские влияния в изображениях «большого зверя» (льва?), например, на руническом камне в Еллинге, резиденции датских королей, но и эти влияния усваиваются по-своему. Зачастую этот зверь борется со змеей, образуя вместе с ней стилизованную S-образную форму.

Фибула Три зверя.Скандинавия IX в.
На фото точная копия, выполненная мастером Йоном.
http://s001.radikal.ru/i195/1001/49/68f3d7af339c.jpg

Изучение скандинавских орнаментальных стилей обнаруживает, с одной стороны, общее настроение беспокойства, предельной напряженности и силы, а с другой, многообразие и творческую индивидуальность мастеров. Следуя канону, резчики вместе с тем выявляли свои собственные склонности и вкусы; их индивидуальность пробивается сквозь тенденцию к стилизации. Сохранилось немало изображений человека: воинов с мечами, идущих в бой, «портреты» бородатых мужчин, а также сцены из жизни героев эддического эпоса (Сигурда и др.).

http://s06.radikal.ru/i179/1001/fc/3a38d0895011.jpg

Искусство эпохи викингов, выражая и удовлетворяя эстетические потребности, в то же время служило магическим целям.
Изображения зверей и чудовищ должны были, по тогдашним поверьям, отпугивать злые силы Утгарда (мира хаоса, окружающего Мидгард, мир людей).
Прибывая в гавань, викинги снимали со штевня голову дракона или змея для того, чтобы не разгневать духов, которые покровительствовали этой местности."

http://s002.radikal.ru/i197/1001/3c/9bedfd0d25ea.jpg

Железный топор, инкрустированный серебром. Маммен, Дания
http://s004.radikal.ru/i208/1001/96/1c9c56a5fed5.jpg

Животная орнаментация этого времени пронизана языческими верованиями и магическими представлениями.
Известные изображения обычно не преследовали лишь развлекательную цель; они должны были помогать в жизненной борьбе, отгонять злые силы, привлекать удачу, использовались в культовых отправлениях. Искусство непосредственно переплеталось с практической деятельностью человека.

Флюгер из Челлунге (Готланд) обнаружен на шпиле старинной церкви, куда он перенесен,  с мачты корабля викингов.
http://s59.radikal.ru/i164/1001/1b/7182557488fc.jpg

Орнаментом отделывали и оружие, и украшения. Из последних наиболее характерны скорлупообразные фибулы, которые носили попарно на плечах (они скрепляли бретели платья). Серебряные украшения часто встречаются в кладах эпохи викингов

Бронзовая коробчатая фибула, Готланд
http://i066.radikal.ru/1001/90/047eae035b9f.jpg

Из книги Оле Клиндт-Енсен"Искусство и художественный стиль"
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z … t040.shtml
глава о культуре скандинавов IX-XI вв. книги Гуревича "Походы викингов".
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi … /index.php

+6

5

Символика кельтского орнамента

Часть 1.

    Кельтские узлы и орнаменты имитируют плетение корзин, кос, тканей. Стоит вспомнить, что колдовская работа зачастую тоже напоминает плетение – многие ведьмы видят энергетические потоки, как нити и манипулируют ими. Многие кельтские орнаменты включают в себя изображения богов, растений, животных, птиц, людей, предметов. Для того, чтобы читатели могли использовать эти орнаменты в магической практике я привожу ниже простую “расшифровку” некоторых символов. Следует, однако, учесть, что кельты верили в то, что дух человека это частица мирового Духа. Что через множественность жизней, смертей и возрождений, человек проходит путь к божественному совершенству. Кельтские орнаменты составлены из отдельных узлов. Каждый узел создается из одной единственной нити – нити жизни. Таким образом, узлы и орнаменты символизируют Путь и являются одновременно символическими картами Пути. Кельты запрещали усовершенствовать ключевые детали орнаментов, считая их данными богами.
    http://s42.radikal.ru/i097/1004/03/9775bef239ae.jpg

    Орнаменты широко используются в разных культурах. В ранней кельтской культуре они используются в каменной резьбе и обработке металлов. Как форма искусства кельтские орнаменты достигли вершины в ранних христианских рукописях, созданных монахами. Монахи использовали орнаменты для помощи читающему во внутреннем поиске духовности. Наиболее распространенная форма орнамента в рукописях – лабиринты. Лабиринт – символическое отображение жизненного пути. Кельтские лабиринты ведут к центру – духовной концентрации живых энергий. Они – символ непрерывности и выражают связанность всех вещей во вселенной. Как средство медитации, лабиринты указывают маршрут к источникам Силы.
     http://s50.radikal.ru/i129/1004/64/dc57902c7179.jpg

     Широко известные кельтские кресты зачастую в своем оформлении имеют много сходств с лабиринтами. Самые ранние кресты были простыми камнями крестовидной формы и находятся, в основном, в Ирландии и Северной Умбрии. Сам крест является универсальным древним символом союза небесных и земных сил, мужского и женского начала. Концы кельтского креста символизируют бесконечное духовное расширение сознания. Внутренний круг символизирует объединение и консолидацию земных и небесных сил в центральной точке, источнике духовной энергии. Созданием более сложных орнаментальных форм креста кельтская культура, видимо, обязана пиктам, имевшим давнюю и сложную традицию каменной резьбы. Считается, что именно пикты начали резать большие прямоугольные камни с тщательно выполненными сложными крестами на фронтальной поверхности и богато украшенными орнаментом боковыми и задней сторонами. По крайней мере именно этот тип крестов быстро распространился во всей кельтской культуре, появившись впервые в Северной Шотландии.
    http://s49.radikal.ru/i126/1004/d4/8cbbfe1c4dc0.jpg

    Спирали символизируют духовный рост. Кельтские спирали обычно тройные. Это демонстрирует тройственную природу духа, сконцентрированную в центральной точке, фокусе. Тройственность духовной природы выражена христианами в их божественной Троице.
    http://s54.radikal.ru/i145/1004/cd/24a7b7c5cadc.jpg

    Классические кельтские плетенки, воспринимаемые как обычное украшение и окантовка сложных орнаментов, символизируют Путь, земной и духовный. Мастер, создавая узор в ознаменование какого-то деяния, мог в плетенке заложить “запись” не только о том, сколько героев приняли участие в свершении, каков был их путь, но и кто, какие силы помогали или препятствовали героям.
     http://s56.radikal.ru/i154/1004/e4/2de0b6f5db04.gif

     Птицы – небесные посыльные, символы свободы и трансцендентности, символы духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов – прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях. Стоит вспомнить, что в русской традиции птица, бьющаяся в окно – предвестник скорой кончины кого-то из живущих в доме.
      http://i053.radikal.ru/1004/d7/4b63993bae7c.jpg

       В кельтской традиции ворон – птица конкретных предзнаменований. Голуби – птицы духовной жизни, любви и духовного благосостояния. Фазаны – птицы прорицания вообще, помогают прорицателям. Куропатка – птица хитрости. Утка – мост, соединяющий живительные силы земных вод с океаном небесных сил. Цапля – птица бдительности.
       http://i062.radikal.ru/1004/fc/02d9a21bf573.jpg

        Заяц был священным животным кельтов, символом процветания, изобилия, хорошей жизни. В духовном плане заяц представляет рассвет, возрождение, бессмертие Духа. Это животное посвящено лунным богиням, властительницам и пряхам судеб. Заяц – небесный посыльный, посредник между смертными и богами. Но он также великий обманщик, обладающий силой трансформировать, изменять события и вещи. Петли заячьих следов на снегу читались кельтами как предзнаменования грядущих событий, рисунок узоров судьбы. Более всего заяц связан с Остерой или Естерой (Астарту, Иштар??), Богиней Весны, чье празднество возрождения жизни 11 апреля послужило основой созданию христианского праздника Пасхи.
         http://s55.radikal.ru/i150/1004/43/ff663a31529a.jpg

          Древние кельты приписывали змеям целительные силы. Живущие в глубинах Матери-Земли, они должны обладать знанием ее волшебных сил. Змеи приносят это знание на поверхность, чтобы Бригантия, Сирони и другие богини-целительницы могли их использовать. Вода священных источников, рек и озер насыщена живительной силой Земли. Волнообразные движения змей и приверженность многих из них к влажным местам очевидно связали их с водной стихией. Змеи, однако, не только защитники здоровья, но и символы глубин мудрости. В этом качестве они часто изображались на украшениях королей и жрецов. Меняя кожу каждый год, змея становится еще и символом регенерации, возрождения, возобновления жизненной энергии и духовной стойкости.
          http://i068.radikal.ru/1004/d1/4476ab37e2e7.jpg

           Одинокий, дикий, не поддающийся приручению, олень был главным солнечным животным кельтов. Рога, спадающие и вырастающие вновь каждый год, символизировали священное Древо Жизни, вместилище космических сил, центра, от которого распространяется и возобновляется жизнь, источник духовного возрождения и перерождения. Как символ избытка, процветания и мужества, рогатый олень представлял мужскую сторону баланса природы и был священным животным Рогатого Охотника. Великий Рогатый сам часто принимал облик белого оленя. Белый олень, сам бог, или его посланник, часто в кельтских легендах служит проводником герою в поисках волшебного.
            http://s48.radikal.ru/i121/1004/56/d6d011a2f437.jpg

            Лошадь – символ Эпоны и Махи, кельтских богинь плодородия. Эти две богини покровительствовали конюшням и всем тем, кто работал с лошадьми. Как защитницы природы, они давали смертным пользоваться землей для своих нужд, не позволяя, однако, захватывать слишком большие территории в ущерб дикой природе. Для этого они охраняли вспаханные и возделанные земли, способствуя изобилию, защищая урожай. Обе богини связывались с целительными источниками и в таких местах археологи находят немало резных изображений лошади. Как богини плодородия и материнства, Эпона и Маха сопровождали и защищали смертных от рождения до смерти в течение всей жизни.

            http://i062.radikal.ru/1004/6c/b916ac82513e.jpg

             Источник

Отредактировано Vihuhol (18-04-2010 00:24:55)

+4

6

Орнамент пиктов.

В начале нашей эры этот таинственный народ населял территорию современной  Шотландии и оставил после себя несколько сотен каменных стел и украшений, на которых вырезаны изображения животных, крестов, узлов, зеркал, расчесок, а также сцены охоты и битв.
Пикты были древнейшим народом кельтского происхождения, населявшим север Британских островов и в первые века нашей эры часто воевавшим с римлянами. Впоследствии они слились со скоттами в единый шотландский народ.

Голспи, Сатерленд. Переплетающиеся змеи, выгравированные на камне.

http://s39.radikal.ru/i085/1004/a4/fb931b217c9f.jpg

В Шотландии обнаружено множество так называемых пиктских камней — стел, покрытых сложной резьбой.
Среди важнейших символов, встречающихся на эти камнях, — знаменитый кельтский крест и изображения кельтских узлов.

http://i020.radikal.ru/1004/cc/cc716afdc145.jpg

Проанализировав весь перечень символов, встречающихся на пиктских камнях, группа британских ученых во главе с Робом Ли (Rob Lee) из Университета Эксетера (Стритхэм, Англия) установила, что резьба слишком информативна, чтобы быть просто орнаментом и содержит ранее неизвестную письменность.
Результаты проделанной исследовательской работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society.

Историкам удалось датировать эти произведения искусства (VI-IX века), однако установить  истинный смысл изображений ввиду их многообразия ученые были не в силах. Выдвигались гипотезы, что загадочные резные существа — это либо священные животные кланов, либо памятники для потомков, либо разновидность примитивного пиктографического письма.

http://s45.radikal.ru/i110/1004/14/32df82100307.jpg

Группа британских ученых во главе с Робом Ли из Университета Эксетера пришла к выводу, что резьба на знаменитых пиктских камнях содержит загадочные письмена.

http://i032.radikal.ru/1004/16/f9c097fd0f27.jpg

Древний орнамент еще не расшифрован, но эксперты уверены: он был выгравирован на языке воинственных пиктов, а не на латыни, англо-саксонском, норвежском или каком-либо из известных кельтских языков.

http://s006.radikal.ru/i215/1004/56/62146158aa7d.jpg

Проанализировав весь перечень символов, встречающихся на пиктских камнях, группа британских ученых во главе с Робом Ли (Rob Lee) из Университета Эксетера (Стритхэм, Англия) установила, что резьба слишком информативна, чтобы быть просто орнаментом и содержит ранее неизвестную письменность.
Результаты проделанной исследовательской работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society.
http://www.internovosti.ru/text/?id=26309
http://infox.ru/science/past/2010/04/01 … zhye.phtml

+5

7

Живые орнаменты Кельтов

http://s53.radikal.ru/i140/1006/59/0cc41e4a1161.jpg

..Тонкие линии причудливо переплетаются, одна фигура переходит в другую, и нет им конца, и нет им начала.
Только примешься вглядываться в замысловатый узор, как невольно попадаешь в таинственный, загадочный мир, где царят совершенно другие законы: фантастические птицы встречаются с драконами, сказочные деревья соседствуют с веселыми дельфинами.
И очень хочется разгадать эту загадку и трепетно нести в себе как залог связи между прошлым и настоящим, между реальным и нереальным...

Кельтские орнаменты. В них много поэтического, много на первый взгляд детского и наивного, но если приглядеться — как все тонко и изящно, рассчитано до мельчайших деталей, как точны и как мудро выстроены образы.

Историки и искусствоведы давно пытаются найти корни кельтского искусства.
Существует множество гипотез о его происхождении, но нельзя не заметить очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран и славянскими узорами. Что это — случайность или закономерность? Следы ли это одного народа, пронесшего свою культуру через огромные расстояния, или простое совпадение?
Хочется верить, что не совпадение. Хочется верить, что древние люди в разных формах пытались донести простые, универсальные знания, мудрость, истинную для всех.

Серебряный потир из запасов Ардига, графство Лонгфорд, Ирландия. VIII век

http://s43.radikal.ru/i102/1006/1a/32dca0ed7bc3.jpg

Древние кельты верили, что человеческий дух — это частица мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути.
Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов: считалось, что их дали боги.
Но, с другой стороны, это не мешало мастерам проявлять врожденный дар творчества.

Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити — нити жизни.
Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом, образовав множество переплетений, возвращается обратно.
Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.

http://i077.radikal.ru/1006/ba/444332c0e1c7.jpg

И неслучайно один из самых древних кельтских символов — лабиринт.
Кельтские лабиринты — это отображение человеческого пути, они ведут к центру — духовному началу, которое присутствует во всем.
Много позже английские и ирландские монахи использовали подобные орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.

Кельтский крест имеет во многом похожее значение. Крест — символ универсальный, он встречается во всех культурах.
Отличие кельтского креста — окружность вокруг центра. Это возможность создания гармонии, вселенского порядка только там, где есть соединение Земного и Небесного, где есть точка встречи. Это вообще отличительная особенность мировосприятия кельтов. Для них не существовало противоположностей, которые исключают друг друга. Нет только черного или белого, нет только добра или зла, но есть и то и другое одновременно.
Человек, в понимании кельтов, не только живет в этом, реальном мире, но и находится в мире Ином, нереальном.
И символы Иного мира помогают человеку продвигаться по пути земному. «Для греков спираль — это спираль, а лицо — это лицо, и всегда ясно, где кончается одно и начинается другое, в то время как кельты „видят“ лицо в спиралях или завитках... Это похоже на сны, когда контуры предметов размываются, и одни вещи плавно перетекают в другие», — читаем в книге М. Диллона и Н. Чедвика «Кельтские королевства».
И еще: круг с точкой в центре — это древний солнечный символ. Всякое соединение, всякое пересечение есть источник духовной силы, огненный центр, обладающий способностью рождения и возрождения.

Резной крест в Монастербойсе, графство Лоут, Ирландия. IX-X века. Высота креста 5,5 м

http://s46.radikal.ru/i111/1006/32/d113160327bd.jpg

До сих пор в полях Ирландии, Шотландии или Уэльса, лучше всего, как считается, сохранивших свои кельтские корни, можно встретить одинокие каменные кресты, полностью покрытые замысловатыми кельтскими узорами.

http://s003.radikal.ru/i204/1006/5b/151cabfc24b9.jpg

Еще один древний символ объединения мы находим в Ирландии — знаменитый ирландский трилистник.
Это тоже символическое изображение креста, только состоящего из трех лучей. Это древний символ троичности, соединения земного, человеческого и небесного.
Когда-то давно святой Патрик, прибыв на ирландскую землю, объяснил язычникам с помощью листа клевера великий принцип Троицы.

Трискел

http://s41.radikal.ru/i093/1006/14/ea558a655cf3.jpg

Удивительно, но только в Ирландии христианизация прошла очень тихо. То ли все дело было в миролюбивом характере Патрика, то ли в том, что христианские представления о Троице полностью совпали с пониманием троичности у древних кельтов, ведь еще задолго до трилистника существовал символ, называемый трискел или трискеле (в переводе с греч. tri — «три», а skelos — «кость, нога»).
Он изображался в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, и символизировал равновесие и гармонию с природой, а также переплетение трех стихий: Огня, Воздуха и Воды. Позже он стал изображаться не в виде ног, а в виде спиралей, образующих в центре треугольник.
В разных вариантах такой символ встречался у крито-микенцев, этрусков, древних японцев и народов Гималаев.
Но везде он передавал один и тот же смысл — гармонию всех элементов вселенной и неудержимое движение вперед, движение в бесконечность, которое и есть жизнь, которое и есть настоящая радость. Трискел иногда так и называют — символ Радости.

Кельтские орнаменты не только были символическими вехами пути, но и могли отражать реальные события.
Это своего рода летопись о жизни отдельного человека или целого народа.
Мастер, создавая узор в ознаменование какого-либо подвига, мог заложить в орнамент не только «запись» о том, сколько героев приняли участие в событии, каков был их путь, но и о том, кто, какие силы помогали или препятствовали героям. Однако, прежде чем создать узор в камне или на бумаге, мастер выкладывал его из простой веревки, словно моделируя свою мысль, а уже потом тщательно переносил на подходящий материал.

http://s43.radikal.ru/i100/1006/9c/5957a98aad83.jpg

Птицы, часто встречающиеся в орнаментах, — это небесные посланники, символ свободы, символ духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов — прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях.
В кельтской традиции ворон — птица реальных предзнаменований; голуби — птицы духовной жизни, любви и духовной гармонии; утка — мост, соединяющий живительные силы земных вод с океаном небесных сил; цапля — птица бдительности.

http://s59.radikal.ru/i166/1006/08/54c604f76847.jpg

В местах, где жили древние кельты, вдоль берега моря стоят камни со стилизованными изображениями дельфинов, посвященных богине Негаленнии, «Указывающей Путь». Как богиня-покровительница, она дает защиту путнику и на земных дорогах, и на дорогах небесных. Ее силы воплощены в дельфинах, воронах и собаках. Дельфины — проводники души через воды Океана к Священному Острову. Вороны говорят о великих таинствах, связанных с опасностями этого перехода.
А собаки — символ верности, защиты на Пути. Собаки защищают Путь и Путника...

http://s56.radikal.ru/i152/1006/25/1a96e63d440b.jpg
(журнал "Человек без границ")
http://www.manwb.ru/articles/simbolon/live_tradition/

+2

8

Растительный орнамент. Средние века. Иллюстрации из книги Г.Л. Маккэлэм "4000 мотивов. Цветы и растения".

http://s004.radikal.ru/i208/1009/12/926358071a08.jpg

http://s001.radikal.ru/i195/1009/c4/9bdce4f0cd8d.jpg

http://s005.radikal.ru/i212/1009/19/04a173e12d25.jpg

http://s43.radikal.ru/i099/1009/c6/d99a22676b21.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/1009/7f/0f98a97c9f9b.jpg

http://s005.radikal.ru/i210/1009/69/7ff88ed3ebd7.jpg

http://s57.radikal.ru/i158/1009/67/a03e103ff72c.jpg

http://s60.radikal.ru/i168/1009/15/c08c3b371271.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/1009/50/828ef7d5f0ff.jpg

http://s004.radikal.ru/i205/1009/6c/a638fbada93b.jpg

http://s53.radikal.ru/i140/1009/1b/eb944f487d00.jpg

http://s60.radikal.ru/i169/1009/21/b039744a9c23.jpg

http://s42.radikal.ru/i098/1009/85/fcc0281c6f88.jpg

http://s43.radikal.ru/i101/1009/25/e5d8845e5d93.jpg

http://s43.radikal.ru/i101/1009/74/05cfa2a6f96a.jpg

Источник

+3

9

http://s010.radikal.ru/i312/1011/26/d7d463d12a0d.gifhttp://s010.radikal.ru/i312/1011/26/d7d463d12a0d.gifhttp://s010.radikal.ru/i312/1011/26/d7d463d12a0d.gif

Кельтский узел – искусная целая петля без конца и начала, один из самых известных мотивов кельтского искусства.

Кельтские узлы или кельтское плетение, декоративные образцы, которые связывают с ранней кельтской христианской церковью, где они использовались для украшения рукописных библий, памятников (на кельтских крестах, например) и драгоценностей.
Вероятно, что они украшали и другие предметы, включая резьбу по дереву или текстиль.

http://s007.radikal.ru/i302/1011/40/b90152dbd1bc.gif

Традиция изображения кельтского узла появилась в священных книгах в Ирландии в седьмом веке, принесли ее англосаксонские монахи, и как считают некоторые заинтересованные историки стиль заимствован у коптских монахов из Египта и Сирии.

Примеры коптских узлов, предшествовавших ирландским примерам, также последовательны, тогда как римские и германские узлы иногда со свободными концами.

Из Ирландии стиль распространился дальше, в Шотландию, Уэльс, Нортумбрию и с миссионерами кельтской церкви в Европу. Викинги также заимствовали стиль и приспособили некоторые из концепций дизайна в свой «зверостиль».

http://s016.radikal.ru/i335/1011/d2/27f853763844.gif

Рисунки фантастических животных, вплетенных в конструкцию складывались под влияниям саксов и пиктов, а в объединении со сложными узлами кельтских художников появился новый стиль «Островное искусство».
Кельтский художник никогда не оставит свободным конец, он всегда будет стилизован зооморфным элементом или спиралью.
Чистые узлы всегда бесконечны. Это правило декоративной грамматики.

http://s015.radikal.ru/i331/1011/37/afa2387f9475.jpg

Самым известным источником кельтских узлов, как и других типов декоративных кельтских украшений, является Келлская Книга (800). Это коллекция фантастических невероятных по степени красоты картин, живописующих четыре Евангелия, написанных на латыни.

Гиральд Камбрийский, церковный писатель и историк 13 века сказал о Келлской Книге, что это работа ангелов, а не людей.
А Умберто Эко написал о ней в 1990 году как о продукте бесчувственной галлюцинации.
В последние годы кельтские узлы испытывают новое возрождение, но большая часть созданных образцов – копии исторических узлов, но есть несколько художников, которые относятся к предмету с большей серьезностью и творят новые интересные узлы.

http://s016.radikal.ru/i335/1011/ac/4d28847bb6c0.gif

Достаточно сложно говорить о какой-то символике в сегодняшние дни.
Истинное значение нужно исследовать на очень глубоком уровне и, скорее всего ответ искать в той духовной литературе, которую кельтские узлы украшали.
Непрерывная петля предполагает темы вечности, зависимость одно от другого, а узел, возможно, был сделан когда-то для того, чтобы оградиться от злых сил. Вплетенные фигуры людей или неведомых животных, может быть, представляли взаимосвязанность жизней в природе. Два или больше узлов вместе символизировали человека и Бога, возлюбленных, охотников и их добычу и тому подобное. Некоторые узлы находили применение в качестве оберегающих амулетов. Образцы узлов, найденные в Новом Завете, изданном в современные времена, не несут никакого символического смысла, а служат только в качестве украшения.

Слишком далеко во времени остались древние кельты, и большинство символов интерпретируется археологами, учеными, которые изучают символы, в контексте науки о символах. Многие истинные кельтские символы изменили свое значение под влиянием христианства и других культур, к которым кельты имели самое прямое отношение.

http://s013.radikal.ru/i325/1011/f3/f323f6af45cf.gifhttp://s013.radikal.ru/i325/1011/f3/f323f6af45cf.gifhttp://s013.radikal.ru/i325/1011/f3/f323f6af45cf.gif

Общее правило для определения значения. Сама форма рисунка определяет значение.
Так кельтский узел, трискел, трилистник – трискелион, птица, рыба.
Животные олицетворяют признаки, характерные изображенным животным.
Круги – единство или, если в духовном понимании, вечность.
Спирали – циклы жизни и возрождения.
Треугольники и трилистники – земля, море, небо.
Квадраты и прямоугольники – узлы защиты.
Переплетение животных и людей – отношения или взаимосвязь человека и природы.

Кельтские спирали обычно тройные.
Это демонстрирует тройственную природу духа, сконцентрированную в центральной точке, фокусе.
Тройственность духовной природы выражена христианами в их божественной Троице.

http://s57.radikal.ru/i157/1011/97/60f2a877d6cd.jpg
http://www.diary.ru/~LastHouse/?tag=34679

+4