История витража
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass - в английском языке; Glasgemalde - в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства.
Находки первых стеклянных изделий в Древнем Египте относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Витраж в том смысле, как мы его понимаем сегодня, возник только в эпоху храмового строительства. Из непрозрачного стекла – смальты древние греки и римляне выкладывали изобразительные мозаики стен и полов, что явилось предысторией появления витража. Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла". Раскопки Помпей показали, что в I веке нашей эры римляне применяли отливное малопрозрачное стекло, вставлявшееся в бронзовые рамы, но не несущее художественно-декоративной функции.
стекла "миллефиори", IV в. Ватикан
Настоящее торжество витража началось в христианском мире. Созданный римлянами новый тип общественного здания базилика стал основой для христианского храма. В отличие от храма античного, он имел оконные проемы, которые начали закрывать витражами. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
Самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Основным мотивом, скорее всего, послужило то, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах.
Один из самых первых, известных нам сейчас витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (Германия).
реконструкция витража из аббатства Лорш, кон. IX в. Германия
Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в XI веке. Особенности средневекового процесса (практически те же, что и сейчас) были изложены в трактате германского монаха Теофила в книге "Scedula diversarum artium" примерно в 1100 году. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно, существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.
В результате, в начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опятьтаки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
витражи из Аугсбургского собора, 1100 г. Германия
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
Первая в мире витражная роза, построенная в аббатстве Сен-Дени (тоже идея аббата Сугерия).
Базилика Сен-Дени. Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью не более нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
Витраж из собора в Бурже, Франция, 1210-е годы
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
Ангел из Франкфуртского собора, 1250 год
Во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились так называемые Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
Технология создания совершенно прозрачного стекла была открыта лишь во второй половине XV века в Венеции. Раньше, в эпоху средневековья, стекла были не совсем прозрачные и имели различные оттенки спектральных цветов из-за примесей тяжелых металлов. Это обстоятельство повлекло за собой определенное эстетическое мышление, материализовавшееся в такое восхитительное явление как витраж. Витражи средневековых храмов, романских, а затем готических, как нельзя лучше слились с архитектурой, утверждая религиозную идеологию, иллюстрируя главную идею храма – встречу неба и земли. Изображая сцены из Библии, витраж стал визуализировать христианскую мифологию, повергая прихожан в благоговейный трепет и сознание собственного ничтожества. Стремящийся ввысь готический храм, декорированный пронзительными по своей цветовой насыщенности витражами в стрельчатых арках, только усиливает художественно-образное воздействие на зрителя.
Витраж "Воскресение Христа" Собор во Флоренции, 1444 г.
Витраж эпохи Возрождения постепенно изменяется под воздействием открытий в области анатомии, перспективы, появления новых технологий, а именно изготовления прозрачного стекла. Его стали расписывать красками с последующими обжигами. Тогда же появилась пескоструйная обработка стекла. В связи с тем, что светская власть в эпоху Возрождения стала доминировать над духовной, в сюжеты витражей вошли не только религиозные, но и светские сцены. Таким образом, витраж, идущий из средневековья, теряет ярко выраженные декоративные черты, интенсивность цвета, аппликативность, становясь неким подобием картины, выполненной в стекле. В XVI веке лучшими мастерами витража были признаны голландцы, которых приглашали в Англию, Испанию, Италию.
Именно в эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
Витраж. Замок Уорвик
Источники:
http://www.vitroart.ru
http://www.nice-places.com/articles/europe/france
http://www.vitrag.org.ua/index.php?opti … ;Itemid=18
http://vitrag.kiev.ua/page/page14.html