SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О животных в темные века

Сообщений 31 страница 60 из 62

31

Отредактировано Alga (28-02-2011 06:00:53)

+3

32

А мятой мышей не выводили? Перечная мята, вроде бы, их отпугивает. По крайней мере, от случайных забеганцев помогает. Насчёт постоянных жильцов - не проверяла. Но классическая мышеловка с приманкой на спусковом крючке остаётся непревзойдённым методом.

0

33

Княгиня написал(а):

остаётся непревзойдённым методом

Это конечно. :)

Княгиня написал(а):

А мятой мышей не выводили?

Не знаю. Собираю со школьных лет информацию, по мяте пока данных не находила.

0

34

Гуго Фольето. Трактат о птицах. Бестиарий. XIII век; Франция

Страус.
"Одна из особенностей страуса по бестиарию - умение съедать железные подковы.
Исидор Севильский сообщает, что у страуса есть крылья, но он не летает, а его ноги как у верблюда, отсюда и его греческое наименование - strutiocamelum. Откладывает яйца в песке и забывает про них.
Мораль: христианин еще более, чем страус, должен забыть о земном и сосредоточиться на небесном."
http://i081.radikal.ru/1104/e6/030d4840bbce.jpg

Слон.
"Слон - животное крайне целомудренное. Чтобы произвести потомство, ему приходится прибегнуть к помощи плодов мандрагоры, как это сделала Ева перед грехопадением. Слониха рожает только в воде, иначе дракон, враг слона, может сожрать слоненка.
У слона нет коленного сустава, поэтому он спит стоя; а если упадет, поднять его может только слоненок свои хоботом."
http://s011.radikal.ru/i315/1104/42/170cdd339add.jpg

Голубь.
"Сладкие плоды этого древа привлекают голубей, которые располагаются на его ветвях. Их подстерегает дракон, но он не может перенести тени этого дерева. Аллегорически голуби - верующие, которые должны пребывать под сенью церкви (тенью древа).
Христос - правая его сторона, а его тень - Святой Дух."
/голубЬи сидят кучно сидят на дереве справа/
http://s001.radikal.ru/i195/1104/d7/0e9c09ee8192.jpg

Орёл.
"Орёл – символ мужества, бесстрашия и обновления - один из излюбленных зооморфных мотивов средневековья.
  Античные авторы рассказывали о том, что орлы выращивают только двух птенцов. Процесс воспитания орлиного потомства очень суров. Орлёнка заставляют смотреть на солнце, и если он не выдерживает силы солнечного света, бросают на произвол судьбы как недостойного"
http://i075.radikal.ru/1104/55/133b776f03f3.jpg

Пеликан.
"Пеликан - средневековый символ самоотверженной родительской любви. Когда подрастают его птенцы, они начинают бить родителей, и пеликан убивает их. Через три дня мать прокалывает клювом бок и окропляет кровью детенышей, оживляя их.
Аллегория: пеликан - образ Христа, принявшего смерть за человечество и спасающего его своей кровью и водой, исторгшимися из раны."
http://i041.radikal.ru/1104/73/001c8975ff71.jpg

Ворон.
"Название corvus произошло от звука, напоминающего карканье. На трупах выклевывает в первую очередь глаза, видимо, согласно тексту Притчей Соломоновых (30; 17): "Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные..."
http://s008.radikal.ru/i305/1104/57/7bb4cc3908d3.jpg

Обезьяна.
"Двенадцатикратный рев онагра возвещает наступление равноденствия. Онагр символизирует дьявола, так как начинает кричать, когда видит людей, обращающихся к Богу перед смертью, и т.п. Обезьяна символизирует дьявола.
Она рожает близнецов, из которго одного любит, другого ненавидит. Спасаясь от охотников, обезьяна прижимает к груди любимого детеныша, в то время как ненавистный сидит у нее на спине. Но так как она выбивается из сил (потому что бежит только на двух ногах), то роняет свое любимое дитя, а ненавистное спасается."
http://s52.radikal.ru/i138/1104/2d/0e445a3c2785.jpg

Антилопа.
"Антилопа дика и не подпускает к себе охотников. Рога у нее как пила, и она спиливает ими ветви деревьев.
Когда ее одолевает жажда, она направляется к Евфрату. Там рога ее застревают в ветвях, антилопа кричит и становится добычей ловцов. Аллегория: два рога - два завета, которыми христианин может "отрезать" ("отпилить") себя от греха."
http://s39.radikal.ru/i083/1104/a4/af249ce6b121.jpg

Каладриус.
"Каладриус - волшебная птица, которую помещают перед больным. Если она отворачивается от больного, тот должен умереть; если больной будет жить, птица устремляет на него свой взор и раскрытым клювом как бы поглощает его болезнь.
При первых лучах солнца она улетает, а больной выздоравливает.
Аллегория: каладриус - Христос, отворачивающийся от неверных, предавших его, и принимающий на себя страдания христиан."
http://s014.radikal.ru/i329/1104/be/7ab676b21dc7.jpg

Единорог.
"Небольшой, но яростный и очень сильный, поэтому поймать его можно только хитростью. Охотники сажают на его пути девушку, единорог кидается к ней и успокаивается на ее груди. Тогда охотникам удается овладеть им.
Аллегорически это Христос, который хитростью был схвачен и приговорен к смерти. Рог символизирует единство Христа с Отцом; небольшая величина - его смирение и т.п."
http://s002.radikal.ru/i200/1104/e2/dcd6cc8a5c8c.jpg

Сирены и Оноцентавр
"Сирены - полуженщины-полурыбы, завлекающие пением мореплавателей. Когда они засыпают от сладостных песен, сирены разрывают их на части. Мореплаватели, наслаждающиеся в этой жизни, - это грешники, добыча дьявола.
Оноцентавр - получеловек-полуосел. Аллегорический образ лицемера, который говорит одно, а делает другое."
http://i063.radikal.ru/1104/85/b5e0af85dd9b.jpg

Ну и Грифон. Символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу.
http://s003.radikal.ru/i204/1104/a1/36cb356b4d1e.jpg
http://goranflo.narod.ru/gallery/11_bir … dbeast.htm

+5

35

Сохранилось около 50 средневековых бестиариев.
Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года.

Ниже  представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12—15 века.

Гадюка(Vipera)

А гадюка в средневековых бестиариях оказалась совсем не такой, какой её представляли обычно. %-)
http://s40.radikal.ru/i090/1105/cb/20c6225a2efb.jpg

"Гадюка — змея, которую невозможно зачаровать музыкой.В голове имеет драгоценный камень карбункул.
Двигается с постоянно открытым ртом, источая гадостные испарения.
Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает.
Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее.
Укус гадюки очень ядовит — от него человек потеет кровью и вскоре умирает.  Единственное спасение от яда гадюки — скорейшая ампутация укушенной конечности. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой".

http://s014.radikal.ru/i326/1105/1e/6c5a1d11ab7f.jpg

http://s015.radikal.ru/i333/1105/85/2105695930d2.jpg

http://s51.radikal.ru/i133/1105/20/047ef1e9178f.jpg

Ещё один гадик. Очень похож на предыдущего. Возможно это один и тот же вид.
Аспид.

Из немецкого бестиария, ок.1450г.
http://s56.radikal.ru/i154/1105/9c/abd30d58908b.jpg

Аспид- мифическая  змея, с птичьим носом и раздвоенным хвостом, не переносящая звука трубы.
Ловцы изматывают его беспрестанной игрой на трубах, а потом хватают его раскаленными железными клещами.
В «Собрании о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (рус. списки известны с XVII в.) об аспиде говорится, что это двуногий ядовитый змей, он не любит звука музыкальных инструментов и охотники ловят его при помощи органов.

Ловля аспида.Из английской рукописи, 1310-1320
http://s53.radikal.ru/i140/1105/d2/958eabf1d381.jpg

«Физиолог» византийской редакции описывает аспида как существо, «имающи лепоту дивну», но наделенное кровожадным нравом.в некоторых списках упоминаются также смертоносный взгляд аспида и его дыхание, сжигающее все вокруг.

"Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет."
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта

http://s53.radikal.ru/i142/1105/c8/524cd38ce559.jpg

Отредактировано иннета (08-05-2011 10:33:48)

+6

36

Кролики - это не только...

"Робкий зверь, который быстро бегает."
     /Исидор Севильский [7-м веке нашей эры]
заяц ( Lepus ) название происходит от levipes (легкие ноги)/

Четыре золотых зайца расположены в виде орнамента.
http://s08.radikal.ru/i181/1106/e0/737d7e7dee88.jpg

Заяц — очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.
/из описания Плиния Старшего [1 века н.э.]/

бестиарий Бодлеанской библиотеки(англ. Bodleian Library). Оксфорд.Англия. и изображение из Музея Meermanno(Гаага, Нидерланды)
http://i023.radikal.ru/1106/78/b7ca919caea0.jpghttp://i036.radikal.ru/1106/6f/7c319b2b4df8.jpg

Кролики - животные полезные, поэтому у них даже есть своя святая покровительница - Saint Melangell (Monacella).
Это святая из северного Уэлльса, жившая в 7 веке н.э.
Согласно легенде, она была знатной ирландкой. Ее отец велел ей выйти замуж, но девушка посвятила себя Богу и присоединилась к группе бродячих паломников, дойдя с ними до Уэлльса.
Там-то и произошла история с зайцем - однажды местный прЫнц/знатный человек/ отправился на охоту.
Гончие погнались за зайцем, который спрятался от них в густых кустах.
Хотя охотники и науськивали собак, те вдруг заскулили и ринулись прочь от кустов. А когда один из охотников поднес рог к губам, не раздалось ни звука. Когда же принц велел расчистить кусты, то увидел за ними поляну, на которой стояла девушка в простом платье. Она была поглощена молитвой, а у ее ног притаился заяц, наконец-то чувствуя себя в безопасности.
Восхищенный набожностью девушки, принц подарил ей земли вокруг, чтобы она могла основать прибежище для людей и животных.
Что она и сделала. А зайцев в тех краях стали называть "Melangell's lambs".
http://s44.radikal.ru/i105/1106/9f/9755f0ce206c.jpg

Но было и такое:

Резной камень южного портала Шартрского собора показывает непристойно смеящегося кролика-демона,что уносит женщину.
http://s011.radikal.ru/i318/1106/84/f1082f9016b4.jpg

Латинский текст 11-го века описывает  зловещую и пугающую деталь, где фигурирует морской дракон, корабль викингов и ...кролик.

Кроль лопающий траву. из Bodleian Library.1462 г.
http://s06.radikal.ru/i179/1106/12/2d4cf0ccab9c.jpg

Несмотря на языческие сакральные убеждения, в которых этих животных  связывали с плодородием и сексуальностью, художники Ренессанса изображали белого кролика как символ  целомудрия и чистоты.
В Средневековье было принято считать, что зайчьи самки могут зачать и родить без контакта с самцом, и, таким образом девственно белые кролики появляются в библейских изображениях Мадонны с Младенцем.
Нежность и  робость кроликов также представлены как символ  беспрекословной веры в Святую Церковь.

картина Тициана "Мадонна с кроликом" (1530 г.).Марии держит рукой белого кролика,иллюстрируя тем самым чистоту.
http://s012.radikal.ru/i319/1106/96/ce1f199c4362.jpg

В средневековых английских церквях порою можно встретить очень забавные скульптуры кроликов.
Гончий пес и кролик с кронштейна церкви Св. Марии и Св. Давида в Килпеке, Херефордшир (так же известной как Kilpeck Church).
Эта церковь, расположенная возле валлийский границы, была построена примерно в 1140 и чудесным образом замечательно сохранилась и сохраняет свой вид по сей день.
http://i046.radikal.ru/1106/97/eb331c8e5356.jpg

В том же славном 12- м веке была построена церковь Св. Марии в Беверли, Йоркшир.
Там расположился улыбчивый кролик с походной сумой и с традиционным отличительным знаком паломника - раковиной. Фото из Вики.
http://i065.radikal.ru/1106/ff/8cd0b7d10057.jpg

http://bestiary.ca/index.html
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/186491.html
http://www.sacred-destinations.com/engl … church.htm

+4

37

Агнец Божий.
Овца в средневековом искусстве.

Овца выступает как символ Спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему  «божий агнец»)
http://s009.radikal.ru/i307/1110/5c/f55b5789548f.jpg

Вергилий. Титульная страница 1336 года Симоне Мартини. Библиотека Амброзиана, Милан. Книжная миниатюра.
http://s017.radikal.ru/i443/1110/14/d5a9c4b083fd.jpg

Агнец — ветхозаветный прообраз жертвы Христа, символ Христа, который жертвуется для нас.
Про него пророк Исайа говорит; " Словно агнец, которого ведут на заклание, словно немая овца перед стригущими, не открывал уст Своих" (Ис.53.7). Поэтому Иоанн Креститель называет Христа агнцем: "Вот Агнец Божий, который искупает грехи мира. (Ион.1.29).

Aberdeen Bestiary. 12 век.
http://i061.radikal.ru/1110/11/b521c7627611.jpg

Агнец в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов.
Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников, к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане.

мозаика на стене. Милан - Сан Лоренцо - капелла С. Акилино.
http://i009.radikal.ru/1110/f7/34e10fd91ee4.jpg

Агнца Божьего часто изображают с нимбом, стоящего на небольшом холме, с которого стекают четыре водных потока.
Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня. Ручьи являются символом четырех Евангелий, четырех райских рек, которые своим течением постоянно пополняют на земле паству Церкви Христовой.

Миниатюра «Поклонение агнцу»
(нач. 9 в., Национальная библиотека, Париж)
Миниатюра из Евангелия монастыря Сен-Медара в Суассоне.
http://i010.radikal.ru/1109/b8/583d857552e8.jpg

     Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11).
Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям.
Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной им к Божественному достоинству. Изображение пастыря с овечкой на плечах было в средневековье общеупотребительным обычаем.

В катакомбах св. Маркела добрый пастырь изображен молодым юношей в короткой тунике, с ягненком на плечах, а около него стоят овечки. Христианский писатель Тертуллиан говорит, что в его времена на чашах, которые использовались во время св. Литургии, изображали доброго пастыря. Пастух с палкой или дудочкой, стоящий среди овец или несущий на плечах овечку, - символ Доброго Пастыря Христа, Который сам говорил: " Я - добрый пастырь. Добрый пастырь жизнь свою отдаст за овец" (Ион.10.11).
К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.
Общим смыслом притчи богословы считают, что Бог заботится об обращении грешников и радуется о них.

Раннехристианская статуэтка
http://s017.radikal.ru/i443/1110/40/a4e8d964292a.jpg

Миниатюра «Агнец Апокалипсиса»
(14 в., Британская библиотека, Лондон)
http://i047.radikal.ru/1110/32/06f3f92e888d.jpg

Ян ван Эйк.Гент. Нидерланды. 1432 г.
http://s017.radikal.ru/i401/1110/ef/24035ef7ca4e.jpg

Вот ещё из найденного по теме.
Волк прокрадывается на овчарню.
Aberdeen Bestiary. 12 век.
http://s48.radikal.ru/i119/1110/4a/c8de9ba4f471.jpg

Овцы в искусство витража

Витражи... Эти картины в стекле, можно видеть в церквях и соборах со времён средневековых и до наших дней.

Кафедральный собор Святого Петра в Эксетере, который является резиденцией епископа Эксетера. Девон в Юго-Западная Англия
http://s017.radikal.ru/i420/1110/f3/bdd66eb591a0.jpg

Овцы являются символическими животными в христианской религии, и этот символизм изображен на многие удивительных витражах.

Англия.Суффольк.
http://s017.radikal.ru/i420/1110/9a/9dc9ebcd4a95.jpg

Англия.Глостерский собор/Stained glass Glouscester Cathedral/ 
http://s017.radikal.ru/i430/1110/66/29fca90ab89e.jpg

витраж в англиканской церкви Святого Иоанна Крестителя , Эшфилд ,Южный Уэльс.
http://s017.radikal.ru/i406/1110/91/21f24a1fd99b.jpg

В часовне святого Иоанна Ладлоу/ витраж датируется 15-м веком/
http://s017.radikal.ru/i400/1110/ad/636933e2564d.jpg

А это цитата из бестиария:
" Агнец - отличается тем, что способен распознать (agnoscat — познать) голос своих родителей среди блеянья всего стада"
http://s53.radikal.ru/i139/1109/e8/9cc0d4d0689a.jpg
http://www.think-differently-about-sheep.com/Sheep _In_Art.htm

Отредактировано иннета (09-10-2011 21:35:03)

+4

38

Миниатюра из английского бестиария середины XIII века. Пастух и собаки.

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/MSBodl533.jpg

Источник

+2

39

Уголовное право
Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 1. По изданию 1902 года. Allpravo.ru. - 2003.

<< Назад    Содержание    Вперед >>
95. Животное как виновник преступного деяния

95. Как юридическое отношение, выражающееся в посягательстве на правоохраненный интерес, преступное деяние может быть учиняемо только лицом; вред, причиняемый различным интересам, частным или общественным, животными, так же, как и бедствия, создаваемые силами природы, могут иногда вызывать разнообразные предупредительно-охранительные меры со стороны государства или частных лиц, но эти меры не имеют ничего общего с карательной деятельностью государства.

Иначе относилось к этому вопросу уголовное право не только древнего мира[1], но и средних веков: процессы против животных занесены в летописи как светских, так и духовных судов[2], причем возможность таких процессов объяснялась или взглядом на преступление, как на деяние, оскорбляющее божество и охраняемый им мир, или же мистическим воззрением на природу и в особенности на психическую жизнь животных; но уже Pierre Ayrault, оправдывая процессы этого рода, практиковавшиеся в его время и даже им самим, оправдывает их только с точки зрения устрашения для людей, готовящихся к преступлению.

Так, в судах светских XIV и XV столетий нередко встречались случаи преследования животных, причинивших смерть человеку, в особенности быков и свиней, плативших своей жизнью, преимущественно через повешение, за свою ярость; причем главной основой подобных приговоров служило каноническое право, постановление 21-й главы Исхода, по которому быка, убившего человека, повелевалось побить каменьями, а мясо его почиталось нечистым; подобное же положение было усвоено греческими законами Дракона и Солона[3].

далеко не средние века, однако
http://www.allpravo.ru/library/doc101p/ … em834.html

а вот и они...
http://storyo.ru/ist_chel_gluposti/174.htm

"Приговор:

"Выслушав обвинение и защиту, а также свидетелей, суд постановляет, что называемые полевыми мышами вредные животные обязаны в течение 14 суток покинуть пахотные земли и луга поселка Стилфс и переселиться в другое место. Их возвращение в эти края запрещено на вечные времена. Если же какое-либо из животных ожидает потомства или же находится в таком юном возрасте, что не в состоянии перенести переезд, они получают дополнительно еще 14 суток, в течение которых обязаны при первой возможности совершить переселение"."

Отредактировано zritelь (16-11-2011 19:01:27)

+2

40

Улитка из Luttrell Psalter/14th century England/. Что может быть безобиднее?
http://s017.radikal.ru/i408/1112/71/fec94f5fba20.jpg

Так-то так. Но художники - миниатюристы, работавшие над часословом из Меца/около 1300-1310,Франция/ были совсем иного мнения.
Улитка - враг человека. 8-)
http://s017.radikal.ru/i406/1112/e0/168a24d39877.jpg

http://s017.radikal.ru/i440/1112/97/7d7836b7dd2e.jpg

+4

41

иннета написал(а):

Улитка - враг человека.

Прямо как в советских мультфильмах про гусениц. :) Вредителям - бой!

+1

42

https://lh5.googleusercontent.com/-uPs0dFTRhQc/TvzDCizKDZI/AAAAAAAAAsU/KJHklvAZ7vg/s720/%2525D0%252590%2525D0%2525B4%2525D0%2525B0%2525D0%2525BC%252520%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D0%2525BA%2525D0%2525B0%2525D0%2525B5%2525D1%252582%252520%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%252520%2525D0%2525B6%2525D0%2525B8%2525D0%2525B2%2525D0%2525BE%2525D1%252582%2525D0%2525BD%2525D1%25258B%2525D0%2525BC%252520%25252816%252520%2525D0%2525B2%25252C%252520%2525D0%2525A4%2525D0%2525B5%2525D0%2525BE%2525D1%252584%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD%252520%2525D0%25259A%2525D1%252580%2525D0%2525B8%2525D1%252582%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525B8%2525D0%2525B9%252529.jpg

Фреска греческого иконописца первой половины XVI века Феофана Критского «Адам нарекает имена животным» (из монастыря св.Николая в Метеорах). Интересно, что в числе животных присутствуют змея... и дракон. :)

+4

43

О драконе ничего сказать не могу, но змея можно объяснить. Адам нарёк имена всем животным, змее в том числе. То есть, обычной змее. Тот самый змий был проклят ползанием на во прахе как обычная змея.

0

44

Bobby написал(а):

Адам нарёк имена всем животным, змее в том числе. То есть, обычной змее. Тот самый змий был проклят ползанием на во прахе как обычная змея.

Да в этом я как бы и не сомневалась:

"Раб ты, или свободный и один из горних? Зверь ты, или один из Ангелов?"
...
Сравним тебя с Адамом, если только можно бессловесное сравнивать с человеком. Если станешь уверять, что ты старше Адама, то самое имя твое обличит, что гораздо моложе ты Адама.

Адаму предоставлено было право наречь имена животным, чтобы показать великое старейшинство его пред ними. Не дети дают имена родителям, но от старейших переходят имена к юнейшим.

Как Бог, Который по существу Своему древнее всего, нарек имена всем тварям, так последнему созданию Своему, в знак старейшинства его, предоставил право наречь имена всем животным.

Создал его последним, но сделал первым; человек моложе по времени устроения своего, но старше по достоинству; бессловесные произошли прежде него и старше по времени существования, но позднее по именам своим.

Преподобный Ефрем Сирин, "Адам и Ева"
Источник: http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/Efrem/ … Efr163.htm

Здесь преподобный описывает, как могла бы возразить Ева змию, явившемуся с искушениями.

0

45

Знамо дело, что Лев - царь зверей.
http://s014.radikal.ru/i329/1201/fa/189f582f5d49.jpg

Если верить Плинию Старшему, а следом за ним Исидору Севильскому и прочим средневековым источникам, то лев боится огня, тележного скрипа и петушиного крика.
Кровь у льва чёрная, ест он через день, пьёт тоже, лечится поеданием обезьян.
http://s017.radikal.ru/i405/1201/93/9006f3592a33.jpg

Заметает хвостом следы при погоне, охотясь, хвостом же очерчивает вокруг жертвы круг — круга этого она перескочить не может, и лев ломает ей спину. Редко нападает на человека, коли придётся — то на мужчину охотнее, чем на женщину, на которую только рычит, а на ребёнка никогда, разве что очень голоден. Простёршегося пред ним в пыли всегда щадит.
http://s011.radikal.ru/i317/1201/84/c73bb2a84299.jpg

Львята рождаются мёртвыми, мать лижет их три дня, на третий же день лев-отец дышит на них и рычит, пробуждая детёнышей к жизни.
Спит лев с открытыми глазами, если же на него нападают с оружием, опускает взгляд в землю, чтобы не испугаться в бою.

Ну и Голубь.
Символ кротости, вестник мира, всепрощающий, зла не помнящий, чистое создание.

( Из английского бестиария середины XII века )
http://s017.radikal.ru/i414/1201/08/a45cd68c3cb9.jpg

+5

46

Вообще-то тема называется "Домашние животные", но я другой подходящей про зверьё и про бестиарии не нахожу. Опять драконы.

http://www.ucc.ie/milmart/grgwstart6l.jpg

Георгий Победоносец, иллюстрация из Бревиария Мартина Арагонского, 15 век.

http://www.zorich.ru/articles/dc/trier_apocalypse.jpg

Война Михаила и ангелов с драконом и аггелами его. Миниатюра из Трирского Апокалипсиса. Ок. 800 г. Трир (Германия), городская библиотека.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7e/Folio_195r_-_The_Mass_of_Saint_Michael.jpg/475px-Folio_195r_-_The_Mass_of_Saint_Michael.jpg

Битва архангела Михаила с драконом. Миниатюра из часослова герцога Беррийского. Начало XV в.

+3

47

Журавли заставляют себя бодрствовать, держа в когтях камешек. Если они засыпают, камень выпадает.
Птица справа заснула, спрятав голову под крыло. Англия, XIII век.
http://s018.radikal.ru/i524/1201/28/172ef6ec1847.jpg

Одно из самых популярных сочинений Средневековья — бестиарии, трактат о зверях и их символическом значении. Книги, в которых описывались свойства животных, были известны со времен античности.
Средневековые писатели часто придавали этим историям новое, сугубо христианское содержание, перенося повадки животных, подлинные и мнимые, в мир назидательной морали и находя в них примеры, данные Господом для спасения рода человеческого.
Иногда повадки животных, которым придается новое значение, наблюдали в природе: например, улитка фулика долго стоит на месте, никуда не отходя, но точно так и твердые в вере люди держатся «всегда вместе и отдыхают в лоне правоверной церкви».

Кит плавает на спине. Ничего не подозревающие моряки принимают его за остров, высаживаются на него, а затем он ныряет вместе с ними в море. «Так и люди, не ведающие об уловках дьявола, прилепляются к нему и отправляются вниз, в геенну огненную». Англия, ок. 1210.
http://s018.radikal.ru/i510/1201/bb/761a299f53bb.jpg

Но в бестиариях много и фантастичного: например, пеликану приписывали способность кормить птенца кровью собственного сердца и затем воскресать и видели в этом аналогию крестной жертве Христа. Текст бестиария написан между II и V веками неизвестным греческим автором, именуемым Физиологом. На протяжении Средних веков текст постоянно дополняли. Сохранилось более 40 вариантов, и большая их часть снабжена иллюстрациями.

Пеликан вскрывает свою грудь, чтобы накормить детеныша (символический образ Христа). Рисунок в херефордской Карте мира. Англия, ок. 1300.
http://s49.radikal.ru/i126/1201/ed/e119aab4a2e3.jpg
http://carabaas.livejournal.com/profile

+5

48

Есть ли жизнь на Марсе на слоне?
Судя по этим миниатюрам, ответ на сей вопрос наконец-то найден.

А жизнь кипела. Вот как тут: трубы, баннеры, гербы...
Из богословских трудов Вильгельма Перальда. Англия. Вторая половина  XIII века.
http://s51.radikal.ru/i131/1202/46/308159771401.jpg

Ну и тут. Целый замок отгрохали.
Английский бестиарий конца 13 века.
http://s55.radikal.ru/i148/1202/dd/2d920f0be4fb.jpg

Деталь рукописи.Англия,конец  XIII века.
http://s018.radikal.ru/i522/1202/68/a645ded955bc.jpg

Миниатюра из Бестиария,известного под названием  'The Ashmole Bestiary'
начало  XIII века.Англия.
http://s018.radikal.ru/i507/1202/bb/eaa8e36b0d65t.jpg

Штурм слона?
Англия. вторая часть  XIII века.
http://s04.radikal.ru/i177/1202/c5/d94d9a674bc5t.jpg

+5

49

Шагающие крепости
М. Горелик

В средние века боевые слоны нашли применение почти во всей Азии — от Ирана до Китая, от Индии до Аравии. Но тактика их использования постепенно менялась. Если в раннем средневековье индийцы и персы все еще бросали на врага целые слоновьи соединения, то позднее, во II тысячелетии нашей эры, слоны играли роль скорее передвижных крепостей, опорных пунктов. В описаниях сражений с участием боевых слонов мы уже не читаем о леденящих кровь сценах массовых слоновьих атак, с сотнями растоптанных, пронзенных клыками и удушенных хоботами. Обычно слонов выстраивали заградительной линией и лишь изредка, в кризисный момент, посылали в короткую контратаку. Все чаще они выполняли транспортные функции, несли на себе стрелков или большие метательные машины, что очень живо и подробно изображено на кхмерских рельефах XII века. Самой же распространенной функцией слонов в битвах азиатского средневековья осталась престижная. Все военачальники — индийские, бирманские, тайские, вьетнамские, кхмерские, китайские — старались усесться на слона. А монгольский хан, завоевывая в XIII веке Корею, восседал в башне, оборудованной сразу на двух слонах. Слон для полководца был удобен чрезвычайно, так как с высоты он мог далеко обозревать поле битвы, его самого и его указующую жестикуляцию также видно было издалека, ну а в случае военной неудачи могучее животное могло вынести седока из человеческой и конской свалки. Оснащение слонов в эпоху средневековья не претерпело кардинальных изменений: по-прежнему их в бою предпочитали украшать, а не защищать. Лишь в XVI—XVII веках индийские мастера делали для слонов панцири из стальных пластинок, соединенных кольцами, чаще же обходились матерчатым оголовьем с металлическими бляхами. В Юго-Восточной Азии для экипажа изобрели специальный помост, так что воины могли не только сидеть на спине слона, но и стоять. Мусульманские воители из Средней Азии и Ирана тоже устраивали на спинах слонов помосты, но частенько дополняли их башенками со щитами, а подчас и с навесом.
Как видим, боевая слава слонов была несколько преувеличенной по сравнению с их действительным значением в мировой военной истории, но сам факт эффективного использования в столь сложной ситуации такого животного, как слон, может вызывать удивленное восхищение изобретательностью и искусством человека.

Читать полностью

+6

50

Ещё один дракон - почти домашний, если судить по поводку. :) Паоло Уччелло, 1460 г.

http://www.pereplet.ru/text/zametki_zurkin11.files/image004.jpg

+4

51

Княгиня написал(а):

Ещё один дракон - почти домашний, если судить по поводку.

Что-то мне кажется, что рыцарь не найдет у красавицы одобрения своему подвигу - домашнего любимца обидел :) Не, ну я, конечно, понимаю, что категории времени и пространства представлялись в живописи символическими вплоть до 17 века, но прикольная зверушка :)

0

52

О заячьем произволе.

заЯц с нерукопожатным выражением лица.
Миниатюра средины 15 века. Англия.
http://i077.radikal.ru/1204/9e/258725cb3690.jpg

Если ты заяц, то это совсем не означает, что тебя гонят, ловят, кусают и отстреливают.
Именно это можно узреть на этой миниатюре, где заяц дразнит собаку, которая не может его достать с нижней части бкувицы.

Англия. Кетерберийское аббатство Святого Августина, 1210-1220 гг.
http://s019.radikal.ru/i635/1204/29/79bbd9aafb60.jpg

А это английский заяц первой трети XIV века такой вот, жизнеутвержающий.
Он дережирует собачим хором.
http://s019.radikal.ru/i600/1204/2a/e6366818dc7a.jpg

Жизнь вобще штука странная, непонятная и непредсказуемая.
Зайцы наглели. Стали случаться наезды не только на собак, но и на людей.

Заяц с гнусной улыбкой берёт на мушку растерявшегося человека.
И правда, как тут не охренеть не растеряться от увиденного. На поясе у зайца висит арбалетный крючок.
Роман об Александре. 14 век. Франция.
http://s017.radikal.ru/i430/1204/3e/d81a10e0b6bb.jpg

Нижняя часть страницы рукописи Романа об Александре. Турне. 1338-1344 гг.
Заяц натягивает арбалет, собираясь сбить выстрелом загнанного на дерево мальчишку.
Под деревом сидит второй заичий агрессор, бдит, чтоб жертва не убёгла.
Ну а третий заяц уносит отловленного человека, подвешенного на палке.
http://s019.radikal.ru/i609/1204/cd/9f84cef39edb.jpg

Довольный заяц играет на арфе (инициал псалма). Англия, Кентербери. Аббатство Святого Августина. 1210-1220 гг.
http://s019.radikal.ru/i641/1204/26/a0336e64748a.jpg

Вот куда более поздняя миниатюра, где показана сцена уже нормальной охоты. Стало быть, всё на своих местах и поводов для волнения нет.

Часослов (Book of Hours. Use of Avranches.) Франция, Нормандия. 1500 г.
http://s017.radikal.ru/i400/1204/08/de3147c3e7bc.jpg

+7

53

"Са ва (ça va)" - как говорят французы, приветствуя друг друга, то бишь - как дела!?
Приятно звучит, не правда ли? Хоть к сове из Бестиария это отношения в общем-то и не имеет.

Бестиарий Rothschild Canticles (in Latin), 13 -начало 14 века. Фландрия. Рукопись на латыни.
http://s019.radikal.ru/i610/1204/3c/fb5df8876f5f.jpg

Вот. А Со-ва была как символ духовной слепоты, также в те времена считали, что птица сия летает задом наперёд.

Две очаровательные совейки с пушистыми головами. У одной из них в когтях одобыченный крыс. Английский бестиарий конца 13 века.
http://s019.radikal.ru/i629/1204/66/e4360131c71b.jpg

Много сов с различными выраженияли сово-лиц. Сен-Олбанс, Англия, вторая половина 13 века.
http://s019.radikal.ru/i619/1204/fc/f6771e38279et.jpg

Позже сова стала слыть птицей мудрой. И совсем недаром.
Доказательство тому мы видим в английской рукописи конца 15 века (Statutes of England)
Сова с нотными страницами в лапах преподаёт урок песнопения обезьяне.
http://s48.radikal.ru/i120/1204/cc/0a2d046f8c4a.jpg

Сова в брендовой шляпе.
Стиль и простота. Слава Зайцев и Юдашкин нервно икают в сторонке.

Амьенский часослов. Франция, конец 15 века.
http://s017.radikal.ru/i424/1204/ef/1e0f245592f7t.jpg

+6

54

Дракон

Огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями - вот, пожалуй, самое привычное описание дракона.
Так же дракон являлся как-бы общим названием различных яшероподобных мифических существ.

Музыканты и дракон украшают одну из страниц «Этимологии» Исидора Севильского. Франция 12 век
http://s019.radikal.ru/i601/1205/f4/2d1a7a76fe35t.jpg

На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.
http://s55.radikal.ru/i148/1205/75/ddb9b4cd3647.jpg

Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века
http://s018.radikal.ru/i526/1205/be/01923bf1a612.jpg

Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди.
Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.
http://i017.radikal.ru/1205/9c/13a61afc03cct.jpg

Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном.
Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон домашний, комнатно-декоративный, которого на поводке выгуливает Святая Марта.
Часослов (Book of Hours Use of Nantes) Франция, Нант, 1440 год.
http://s014.radikal.ru/i326/1205/0b/fd972756ca84t.jpg

+6

55

"О милостивых говорят, что они схожи с журавлями. Будем же милостивы и уподобимся журавлям, которые, собираясь в путь, слетаются на некую возвышенность, чтобы обозреть земли, что лежат перед ними. Вожак летит первым, порицая отстающих, и криком удерживает ряды в порядке. Когда он охрипнет, его место занимает другой; и все они равно заботятся об уставших: если один не может лететь, остальные собираются и несут его, пока он не восстановит силы. И на земле они пребывают не в меньшем попечении друг о друге. Они делят ночь на стражи, чтобы одному прилежно оберегать прочих. Тот, что стоит на страже, держит одной лапой груз, чтобы, если он уснёт, груз выпал и шумом своим уличил его в дремоте.

Итак, будем же милостивы, как журавли. Поднимаясь на сторожевую башню в этой жизни, будем оберегать и себя, и других, наставим невежественных на пусть истинный, исправим праздных и равнодушных проповедью, исполним, сменяя друг друга, свой труд. Будем нести слабых и немощных, чтобы они не упали в пути. На ночной страже будем бодры во имя Господа, пребывая в молитве и размышлении".

Из проповедей Антония Падуанского

Источник: http://quod-sciam.livejournal.com/616675.html

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/E102612.jpg

Картинка из Harley Bestiary (2-я четверть 13 века); вот ещё картинки из него же: http://www.bl.uk/catalogues/illuminated … Start=4751

+3

56

Чудовищные расы и существа.

*  Достаточно известно, что повседневность Западной средневековой Европы была проникнута различными мистическими суевериями и предубеждениями.
Особенно интересно это проявлялось в отношении веры в существование, разработанных ещё Античной мифологией, полу-людей-полу-зверей.
Считалось, что эта расса обитала либо на Востоке, либо в Индии и Африке.

Псоголовый человек дует в трубу. Источник миниатюры найти не удалось, но по всей видимости конец 13 -нач.14 века.
http://i076.radikal.ru/1209/63/278b2e866706.jpg

В 1252 - 1253 годах фламандец Биллом Рейсбрук, более известный под именем Гийома Рубрука, по поручению римского папы отправился с дипломатической миссией в ставку монгольского хана.
В Каракоруме(монг. Хархорин) — столица Монгольской империи в 1220—1260 годах)) он интересовался людьми с песьими головами, в существование которых жители средневековой Европы свято верили.
О том говорилось в "Книге Чудовищных людей Востока "XIV века/Thomas of Cantimpré. Liber-де-Monstruosis Hominibus Orientis/

Дык, ясен пень, ведь на существовании этих чудовищ настаивал даже такой авторитет, как епископ Исидор Севильский (VI — VII ст.).

Вот миниатюры из "Путешествий..." Марко Поло /Marco Polo, Livre des merveilles. Paris, c.1410-1412. Nicobar dog men. Bibliothèque nationale de France/
http://s018.radikal.ru/i507/1209/90/d4c350d058fe.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/1209/54/b1635715b0d9.jpg

Свое описание северных, неведомых ранее земель монах-путешественник завершил словами:
«Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых рассказывали Исидор и Солин. Татары говорили, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому мы очень сомневаемся, что они говорили нам правду».

Рубрук возмущался и негодовал на злое коварство монгольских варваров,не желающих раскрыть истину учёному человеку.
Ведь все продвинутые умы знают, что племя псоголовых людей существует.

Псоголовый охотник из французской книги 16 века /Paris, Bibl. Sainte-Geneviève, ms. 3401. Manuel Philes, De animalium proprietate (grec). (1566)/
http://s017.radikal.ru/i428/1209/72/2dfbfb75c319.jpg

Блемии/The Blemmyes (Latin Blemmyae)/ — в средневековых бестиариях племя безголовых людей с лицами на груди.
Средневековый путешественник Марко Поло утверждал, что они существуют на таинственных, далеких землях.
Считалось, что это племя не имеет мозгов и живёт в Африке, к югу от Египта.

Блемий. Маргиналия из Псалтыри.
Рукопись из коллекции герцога Рутланда, замок Бельвуар. f.88v. Англия, 1250 год.
http://s47.radikal.ru/i115/1209/1f/5981d680f32d.jpg

Миниатюра из "Книги романов" (французский перевод "Романа об Александре"). Франция, Руан,1444-1445 гг.
Рукопись Британской библиотеки Royal 15 E.Vi, fol.21v.
Рукопись подарена королеве Маргарите Анжуйской, жене Генриха VI, графом Шрусберри. - рыцари встречают Белеми.
http://s017.radikal.ru/i420/1209/80/5b43700ba1ab.jpg

*  Слово «Сциопод» происходит от слова древнегреческого,состоящего из двух частей «тень» + «нога».
Этих одноногих существ тоже причисляли к жителям Индии /воистину жуткая страна/.
Сциоподы прикрывались своей единственной огромной ногой от дождя и солнца, их изображения встречаются и на средневековых рисунках и барельефах.

миниатюра из библии Мазарини. Франция,15 век.
http://s60.radikal.ru/i167/1209/9c/49ec10c4c5da.jpg

*  Разработка генной инженерии - овцы с человеческми головами, живущие в буддистском монастыре. Париж,1410-1412 гг. /Hybrides dans un couvent bouddhiste
Odoric de Pordenone, Livre des Merveilles.Traduit par Jean le Long, illustré par le Maître de la Mazarine et collab. BNF, département des Manuscrits
http://s017.radikal.ru/i427/1209/bf/742f2d67414f.jpg

*  Двое охотников изловили существо, заросшее шОрстью.
Не иначе как Йети.
Изображение довольно позднее,конец 16-го века. /The Augsburg Wunderzeichenbuch - A mid-sixteenth century book of miracles/
http://s017.radikal.ru/i404/1209/35/a530517bacd0.jpg

миниатюры выужены отсюда:
1. LUNA
http://bodley30.bodley.ox.ac.uk:8180/luna/servlet
2. Flickr
http://www.flickr.com/

+5

57

иннета написал(а):

Чудовищные расы и существа.

В дополнение - отрывок из творений блаженного Иеронима Стридонского (житие Павла Фивейского). Блаженный Иероним жил в 330—419/420, то есть, ещё в не совсем Средневековье, но его труды на Западе имели большое значение. У католиков он почитается как покровитель переводчиков.

Но большее этого чудо: Антоний видит странное существо — частию человека, частию коня, которое на языке поэтов зовется иппокентавром; увидав его, Антоний осенил чело изображением спасительного знамения.

«Эй ты, — сказал он, — в какой части пустыни обитает раб Божий?» Иппокентавр, бормоча что-то варварское и скорее коверкая, чем произнося словá, при ужасе старца, который старался ласково говорить с ним, протянув правую руку, указал ему желанный путь и, бросившись в бег по широким полям с быстротою птицы, скрылся из глаз удивленного старца.

Мы не знаем, представил ли диавол призрачное существо для устрашения старца или, в сáмом деле, в пустыне, обильной чудовищными животными, родятся и такие звери.

Антоний, недоумевая и рассуждая с собою о том, чтó видел, идет далее.

Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тéла оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щиты веры и броню надежды.

Упомянутое животное принесло ему для дорожного продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомого существа: «Кто ты?» — получил такой ответ: «Я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мiра и во всю землю прошло вещание Его».

Слыша такие словá, престарелый путник орошал лицо обильными слезами, изливавшимися от избытка сердечной радости. Он радовался о славе Христа и о погибели сатаны и, удивляясь, что может понимать речь обитателя пустыни, ударяя жезлом в землю, говорил: «Гóре тебе, Александрия, вместо Бога чтущая разные диковины! Гóре тебе, град блудницы, куда стеклись злые духи всего мiра! Чтó ты скажешь теперь? Звери призывают имя Христово, а ты чтишь разные диковины!»

Не успел старец еще договорить этих слов, как рогатое животное удалилось как бы летучим бéгом.

Чтобы этот рассказ не показался кому-нибудь недостоверным, мы припомним событие, засвидетельствованное всем мiром при царе Констанции.

В Александрию был приведен живой человек такого рóда и представлял собою для народа немаловажное зрелище; а потóм бездушный труп этого человека, в предохранение от разложения вследствие солнечного жáра, был набит солью и принесен в Антиохию на показ императору.

Источник: http://hesychia.narod.ru/hieronimus_01.htm

+3

58

иннета написал(а):

Улитка - враг человека.

Luttrell Psalter, (British Library, Additional MS. 42130, f. 160).
http://s019.radikal.ru/i601/1209/0f/48ab576ecfa8.jpg

Оказалось всё куда сложнее. Маргиналии книг показывают,что это был не просто мелкий конфликт человека и улиток, это скорей походило на военные действия.
http://s61.radikal.ru/i172/1209/2b/9f0b670dbb82.gif
Идёт война великая
С улитками война...

1310г.
http://s017.radikal.ru/i402/1209/a6/3bd45fc79fb0.jpg

http://s54.radikal.ru/i145/1209/ec/009ac515f354.jpg

Macclesfield Psalter /Англия, 1330 год/
http://s61.radikal.ru/i171/1209/f9/c0466fb0711d.jpg

миниатюра 1410 года. Франция
http://s019.radikal.ru/i626/1209/ce/822a97bfa59f.jpg

источник не найден. Но судя по стилю, миниатюра первой половины 14 века.
http://s018.radikal.ru/i502/1209/2d/1b6e68b22477.jpg

+4

59

иннета написал(а):

Улитка - враг человека.

Теперь меня очень интересует, что же олицетворяла собой улитка, что ее предлагалось так нещадно истреблять столь серьезным оружием? За наличие рогов такая ненависть, что ли...
Вот, нашла: "В средневековой Европе улитки казались воплощением греха и лености, ибо рождены из грязи и питаются ею." Видимо, было и что-то более серьезное, потому что нашлась еще знаменитая улитка с картины Благовещенье дель Коссы:
http://s1.uploads.ru/t/krRTJ.jpg
(очень мой деть любит этого архангела с бабочкиными крылышками :))

Отредактировано LinLis (26-09-2012 16:21:44)

+3

60

*  *  *
Многих существ, как и всё прочее, стремились рассматривать как религиозные и моральные символы.
Вот например Онокентавр.
В средневековой мифологии онокентавр — получеловек-полуосёл, иногда имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги.

Полу-осло-человек атакует сконфуженного дракошу. Вот как-то так всё. /из Библии Мазарини, конец 15 века/
http://s018.radikal.ru/i509/1211/51/6f45eaccc79c.jpg

Часто их изображали с луком и стрелами.
Считалось, что онокентавры никогда не спят и что в неволе они способны уморить себя голодом, если их не освободят.
Он сочетает в себе «две природы: возвышенную и низменную», олицетворяя собою двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов.

миниатюра из Библии первой половины 13 века. Верона. Италия.
http://s018.radikal.ru/i521/1211/29/3fe9428b2520.jpg

Ну а это Кентавр/центавр/ - существо дикое и очень древнее, известное ещё из греческих мифологий. Их довольно часто изображали на страницах книг Средневековья.

Вот обычный сюжет, где кентавр с луком и целиться в мирно гуляющих деву и льва.
Дева ни капли не испугана, нет. А у льва здесь такое выражение морды, дескать : "ё-моё, ты на кого батон крошишь, парниша?"
Часослов. Нормандия.15 век
http://s017.radikal.ru/i430/1211/3b/d567b09f1945.jpg

1. А это кентавр творческий, музыцирующий. Фламандский псалтирь 1300 года.
2. Кентавр из французского часослова 1470-1480 гг.
http://s019.radikal.ru/i611/1211/ff/7d4dba7f8ef9.jpg http://s019.radikal.ru/i630/1211/8a/e6aefa73a9b4.jpg

Серый в яблочку Кентавр показывает дорогу заплутавшему Св.Антонию.
"Секреты естественной истории" Франция, около 1480-1485 г.
http://s019.radikal.ru/i621/1211/e8/54c7f5547aa4.jpg

Нажрался как свинья!
Оказалось, что это выражение было в обиходе и в то время.
Миниатюра о последствиях неуёмных возлияний конечно не совсем по теме, но тоже что-то есть. Люди выпивают, некоторые даже закусывают, а на земле валяется существо, потерявшее человеческий облик. Раз так, значит в Бестиарий его.
Франция, 15 век.
http://s017.radikal.ru/i407/1211/6e/ca6908060831.jpg

+5