Кошки в средневековье
Одно из самых ранних изображений кошки в европейских рукописях, около 1170 года. Английский бестиарий.
В своде законов 936 г. короля Уэльса Хоуэла Доброго существовали положения, свидетельствующие о том, сколь велико было значение кошки в то время.
За убийство или кражу кошки было введено следующее наказание: убитое животное вешали за хвост, а виновный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы она вся полностью была покрыта зернами. Потом всю пшеницу отдавали хозяину.
Из рукописи.Последняя четверть XII века.
Из английского бестиария середины XIII века.
Англия, XIV век.
В качестве мышеловных зверей кошек держади разве что в богатых монастырях и религиозных общинах с крепкими традициями, в деревнях с дератизацией прекрасно справлялись ласки и хорьки.
Абердинский бестиарий. Англия, рубеж XII-XIII веков.
Вопреки своему традиционному демоническому ореолу, кошка в качестве обличия дьявола в раннехристианскую пору фактически отсутствует; первый известный пример такого рода — в истории из «Жития св. Григория» Иоанна Диакона, где кот фигурирует в череде обличий, сменяемых демоном во сне монаха.
Некий монах, «сотворив молитву, заснул» — и тут ему «явился демон в обличии кота и, напав на него, начал его рвать когтями. Отогнав его молитвой, он предался сну.
Происхождение миниатюры неизвестно,но здесь таки животина дьявольская.
Формированию демонической репутации кота в эпоху Средневековья немало способствовало звуковое сходство его названия в европейских языках (Katze, cat, chat) с именованием приверженцев еретического движения катаров.
В XIII в. в ходу была история о том, как св. Доминик, проповедовавший в 1206 г. в Лангедоке против катаров, изгнал из девяти еретичек дьявола в облике огромного, совершенно черного кота.
Эту историю передает и «Золотая легенда»: в момент изгнания Домиником дьявола из группы еретичек «из самой их середины выскочил ужасный кот, величиной с большую собаку, с огромными горящими глазами и длинным, широким и кровавым языком. Поносившись среди женщин взад-вперед... он исчез, оставив после себя жуткую вонь. И женщины возблагодарили Бога и были обращены в католическую веру»
(Якоб Ворагинский. Золотая легенда: Житие св. Доминика).
Чёрное время для котов, прежде всего, чёрных, начинается в 1233 году, когда папа Григорий IX издаёт послание Vox in Rama, адресованное архиепископу Майнцскому, епископу Хильдесхаймскому и Конраду Марбургскому. Послание, вообще-то, было направлено против катаров, а коты попали под раздачу за то, что именно в образе "чёрного кота размером со среднюю собаку" катарам якобы являлся дьявол.
Массового убийства кошек, как принято считать, не было: "Согласно сведениям, собранным в базе данных о ведовстве учеными Эдинбургского университета, с 1563 по 1736 г. в Шотландии были обвинены в ведовстве 3837 человека (имена 3212 из них известны). 84% обвиняемых составляли женщины, 15% - мужчины.
Сведения о помощниках (обычно котах) зафиксированы только в девяти случаях .
("Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI XVIII веках" составитель Н. Горелов)
Франция, середина XV века.
http://www.liveinternet.ru/users/651528/post97307533/
Отредактировано иннета (18-01-2011 22:04:56)