Помещу сюда, раз речь идёт о волосах. Сорри, если немного повторюсь по теме "Женщина, дети, семья в средние века".
Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.
Косам - причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы - самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей - о племени, о характере, о намерениях.
В Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного, в четыре-пять плетешков, плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название
Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.
О цвете волос:
О мистической силе волос говорят многие мифы. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.
Например, очень короткие волосы пользовались недоброй славой. В Ирландии верили, что люди с такой стрижкой поддерживают связь с потусторонними силами, потому что «ежик» на голове как будто всегда стоял дыбом от ужаса при контактах с нечистью.
Не менее важную роль в мистической оценке волос играет цвет.
Белые и отливающие золотом напоминали о божественном свете и символизировали бессмертие. С такими длинными локонами обычно на византийских иконах рубежа XII и XIII веков изображали ангелов.
С античных времен светлые волосы считались признаком аристократизма и сексуальной привлекательности. По заверениям социологов именно этот цвет волос больше всего нравится мужчинам.
Первая из женщин, Ева, была блондинкой. Парис, юный герой греческой мифологии, которому надо было рассудить богинь, выбрал светловолосую Венеру, а не шатенку Юнону. Римляне стремились подражать покоренным ими галлам, восхищаясь их золотистыми волосами. В средние века светловолосая женщина считалась символом невинности, непорочности.
Каштановые указывали на сильную внутреннюю энергию человека.
Медно-рыжие были связаны с богиней Венерой, являющейся для многих верующих олицетворением прелюбодеяния, поэтому этот цвет якобы свидетельствовал о развратном и демоническом характере. Немудрено, почему венецианские художники куртизанок изображали только рыжеволосыми.
Женщин с красновато-рыжими волосами обвиняли в причастности к сообществу злых духов. Этот цвет был знаком нравственного падения и предательства. С такими волосами изображали Иуду.
Что общего между раскаявшейся грешницей Марией Магдаленой, Саломеей, по капризу которой был обезглавлен Иоанна Креститель, и Иудой, предавшим Христа? Рыжие волосы, которые свидетельствуют об их принадлежности к сложным и неоднозначным натурам.
В средние века рыжие волосы могли навлечь на их обладателя обвинение в колдовстве, которое вело прямо на костер. Рыжеволосые люди вызывали беспокойство и страх у соплеменников. Рыжеволосая женщина - пария и сатанинское отродье - вдвойне соблазнительна.
Столь же мрачной репутацией были наделены и чёрные волосы. Они как бы несли на себе след адской копоти и отпечаток зла. Черноволосыми в воображении наших предков были дьявол и адские демоны, а в брюнетках подозревали скрытых ведьм.
Древние поверья о силе волос
В Западной Сербии, подстригая волосы детям, оставляли прядь на голове — «на счастье».
В Германии давшие обет мести не стригли волосы, чтобы сохранить силу и остаться физически неуязвимыми.
Франкским королям с детства не стригли волос, а если это случалось — необязательно добровольно, то служило знаком отказа от прав на престол.
В Средние века верили, что вредоносная сила колдунов и ведьм через волосы уходит в пространство и отравляет его. Поэтому палачи священной инквизиции перед пыткой сбривали им все волосы на теле.
Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое».
Жертвуют свои волосы Богу как частицу самого себя индийские брамины и буддийские монахи. Они бреют себе головы, тем самым подчеркивая свое рабское подчинение божеству.
До сих пор сохранилось поверье, что не следует выбрасывать волосы после стрижки, чтобы не привлечь беды и болезни. Их сжигают, смывают в унитазе, прячут под порогом дома или в дупле старого дерева.
Стараясь помочь больному, его волосы, в которых могла находиться болезнь, закручивали на ветке дерева или отдавали на съедение собаке, полагая, что недуг перейдет в растение или на животное.
Однако волосы близкого человека старались иметь при себе. После его смерти их хранили в особых красивых шкатулках или делали из них браслеты и амулеты.
Особой мистической значимостью был наделен узел из волос. Как узел на веревке и любое кольцо, он магически «запирал» человека и вводил его в замкнутое, то есть безопасное пространство.
До сих пор в некоторых местностях не забыто верование-традиция, что ребенку до года нельзя обрезать волосы. Наши предки верили, что девушка с длинными волосами приносит в семью счастье. Также считали: если девушки с распущенными волосами побегают по полю, будет хороший урожай. С помощью волос гадали, предсказывали будущее.
Сюда же относится и традиция покрывания головы замужней женщиной. Она уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.
И просто о красоте:
Описание красавицы из легенд о короле Артуре. …черты лица девушки были правильны и прекрасны, а волосы были ещё более золотисты, чем оперение крыльев иволги. Лоб её был высок, чист и бел, брови же – черны и изогнуты дугой и превосходнейшим образом очерчены; они были столь хороши, что можно было подумать, что какой-то великий мастер нарисовал их от руки. В глазах её светились столь глубокий ум и проницательность , что, вероятно, стрела её взгляда могла бы пронзить не только толщу золотых монет достоинством в пять экю, но и сердце того, кто вздумал бы закрыть от сего оружия свою грудь столь невиданным щитом и таким образом одержать над ним победу. Уверяю вас, взора столь проницательного стоит опасаться и лучше избегать, ибо никто не смог бы устоять против него, никто не смог бы не воспылать к его обладательнице пылкой любовью….ланиты её были свежее и розовее, чем лепестки дикой розы. Следует добавить, что если она отличалась хорошеньким личиком, приятным для взоров всех людей, то и станом она обладала стройным и гибким, и с ней, пожалуй, не смогла бы соперничать сама Лоретта де Бребрас. У сей юной девицы были прекрасные покатые плечи, красивые и тонкие руки, которые никогда не оставались безвольно лежать на коленях или покорно висеть вдоль тела, когда представлялась возможность подать их для поцелуя.
Из легенд «О короле Артуре, чаше Грааля и рыцарях Круглого стола».
Источники:
http://www.domashnie-posidelki.ru/publ/2-1-0-734
http://earving.nm.ru/krasota.html
http://revolution.allbest.ru/culture/00085171_0.html
Отредактировано Ксения (12-03-2010 18:55:10)