Войны Судей
ВОЙНЫ ГЕДЕОНА С РАЗБОЙНИКАМИ ПУСТЫНИ
Как в большинстве текстов Книги Судей, изложение фактов в седьмой и восьмой ее главах, в которых речь идет о войнах Гедеона, весьма запутанно из-за противоречивости традиций, отражающих межплеменное соперничество той эпохи. Войны Гедеона против племен, живших на границе с пустыней, были следствием расселения израильских племен на территории, охватывающей пустыню и плодородные земли.
Становится все более очевидным, что климат Палестины радикально не изменился с библейских времен до наших дней. Стапятидесятидвухмиллиметровая изогиета (линия, соединяющая точки с равным количеством осадков) проходила тогда, как и сейчас, к югу от Беэр-Шевы и к востоку от Аммана (библ. Равва сынов Аммоновых), параллельно Хиджазской железной дороге (около двухсот миллиметров считаются минимумом для оседлой сельскохозяйственной деятельности без специальной ирригации). Следовательно, небольшие отклонения в количестве выпавших осадков, которые вызывали лишь временные кризисные ситуации в странах к северу и западу от указанной границы, должны были иметь тяжелые последствия на полуаридных территориях, где пересыхали колодцы, становились пустыми водоемы и увядала трава на пастбищах.
В подобных ситуациях племена, кочевавшие по Синаю, Центральному Негеву и Восточной Трансиордании, не имели иного выбора, кроме как совершать набеги на плодородные земли. Чем дольше продолжалась засуха и чем суровее она была, тем более трудным становилось положение кочевников и более жестокими были их вторжения — вместе со стадами и семьями — с целью занять как можно больше пастбищных земель в плодородных областях. Таким образом, во все времена одной из важнейших задач любой центральной власти, которая желала обеспечить спокойную и безопасную жизнь в Израиле, была организация постоянной и эффективной защиты границ от набегов и вторжений со стороны пустыни.
Нельзя предположить, что в эпоху Судей, предшествующую установлению централизованной власти в Израиле, такой план существовал, и поэтому, как написано в Книге Судей:
Тяжела была рука Мадианитян над Израилем... Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. (Суд. 6:2—5)
Ответ населявших южные земли колен Иуды и Симеона на эту угрозу, по всей видимости, первоначально был пассивным. При приближении налетчиков израильские земледельцы, у которых, должно быть, существовала некая система предупреждения из наблюдательных постов с большим радиусом обзора, спешно отходили в заранее приготовленные убежища , оставляя свои деревни и поля на разграбление кочевникам.
Вдохновленные таким положением дел или подгоняемые сильной засухой в своей земле, жители пустыни организовали крупномасштабное вторжение в Северную Палестину, быстро пройдя на своих верблюдах через Галаад и земли к востоку от Иордана и проникнув на Изреельскую равнину. Перед лицом грозящей опасности северные колена выбрали путь, отличный от способа действий их южных сородичей. Вдохновителем этой политики был один человек, Гедеон, судья из рода Авиезера, живший в Офре (современная Афула?). Узнав, что большое войско кочевников расположилось лагерем к северу от холма Море у источника Аендор, Гедеон решил предпринять активные действия и собрал войска из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии.
Нам не известны причины медлительности Гедеона, ожидавшего сбора своих войск, однако стоявшие перед ним основные проблемы вполне понятны. При свете дня у него не было никакой возможности навязать противнику сражение. При неблагоприятных для себя обстоятельствах быстрые воины на верблюдах могли легко оторваться от своего противника и продолжить грабежи. С другой стороны, если легковооруженная израильская пехота была бы застигнута в невыгодном положении (особенно если бы ее ряды были сломлены подвижными кочевниками), она бы понесла тяжелое поражение.
Единственный шанс Гедеона заключался в том, чтобы застать вражеских воинов врасплох, когда они спешатся и ослабят бдительность, иными словами — ночью. Для этого ему требовалось отборное войско, не очень большое, чтобы свести к минимуму опасность преждевременного обнаружения. Соответственно, большая часть войска была выделена для того, чтобы блокировать быстрое продвижение на запад кочевников, захваченных врасплох, и заставить их отойти на просторную территорию между горой Гелвуй (Гилбоа), восточными склонами гор Самарии и Иорданом. Здесь (следует читать «Гелвуй» вместо «Галаад» и «повернет» вместо «возвратится» в Суд. 7:3) та часть войск Гедеона, которая была не занята в первой атаке, могла бы сверху напасть на отступающих мадианитян, которых преследовал Гедеон, и перекрыть броды через Иордан.
Военные действия у источника Харод
1 Проникновение мадианитян в Изреельскую равнину
2 Гедеон посылает своих братьев и других родственников задержать дальнейшее продвижение мадианитян
3 После сражения с ними мадианитяне располагаются лагерем для ночевки у Аендора
4 В это же время Гедеон собирает войска израильских племен у источника Харод
5 Гедеон проверяет свои ударные отряды и направляет племенное ополчение Е на перехват мадианитян
6 Гедеон занимает позицию в Телль-Аголе
7 Внезапная атака с трех сторон ввергает мадианитян в замешательство
8 Мадианитяне в панике бегу
Из описания последующих событий мы можем сделать вывод, что в общих чертах план Гедеона был именно таким. Мы видим, как он выбирает из своего войска, насчитывавшего 32 000 человек, ударный отряд для ночной атаки численностью в 300 человек. С помощью божественного вдохновения . Гедеон набрал отряд, наблюдая за действиями и привычками своих людей, которых он привел днем к источнику Харода. Здесь на них в любой момент могли напасть враги, оставившие стражу на вершине горы Море или устроившие засаду у знаменитого источника. Были выбраны те люди, которые, несмотря на жажду, сохраняли бдительность в непосредственной близости врага и не выпустили из рук оружия даже при питье: они легли на живот и лакали воду языком с руки.
Расположив войска в соответствии со своим планом, Гедеон решил сам провести разведку вражеских позиций, чтобы обеспечить полную неожиданность нападения. Согласно библейскому повествованию, только Фура, оруженосец Гедеона, сопровождал его во время проникновения в лагерь врага, где они подслушивали разговоры. После этого Гедеон предпринял последние приготовления. Каждому солдату дали горящий факел, спрятанный в глиняном сосуде, и трубу (или, что более вероятно, некоторые несли трубы вместо сосудов). Небольшой отряд был разделен на три части, которые одновременно с трех сторон подошли к лагерю мадианитян. Подойдя к границе лагеря, люди спрятались и стали ждать сигнала к нападению. Гедеон мудро подождал, пока сменится стража, и сразу после этого, пока новые стражники еще не освоились с обстановкой, дал сигнал к атаке. Под громкие крики и звуки труб нападающие разбили глиняные сосуды и, видимо, забросали факелами шатры кочевников, пугая людей и лошадей. Завязалась рукопашная схватка, и кочевники, ослепленные внезапным ярким светом, впали в панику и по ошибке стали нападать на своих. В конце концов они в беспорядке побежали, как и планировалось, в ущелье между горами и рекой Иордан. Видимо, крепости Татвафа и Авел-Мехола стали теми преградами, которые не дали кочевникам рассеяться и заставили их повернуть на юг.
Если люди из колена Манассия были раньше приведены в готовность для того, чтобы соединиться с войсками Неффалима и Асира и напасть на бегущего врага, то ефремлянам, располагавшимся у главных бродов через Иордан в районе Адама, Гедеон дал сигнал только в самый последний момент. Он приказал им занять броды и преградить путь бегущим кочевникам. Они преуспели в этом лишь частично, и в завязавшемся сражении за восточный берег Иордана были убиты два вождя кочевников. Похоже, что межплеменная неприязнь заставила Гедеона ждать до последнего момента, прежде чем призвать ефремлян, и если бы он сделал это раньше, то разгром мадианитян был бы более полным. Ефремляне сказали Гедеону об этом, и ему было довольно трудно смягчить их гнев.
Еще хуже была реакция жителей Сокхофа (Суккота) и Пенуэла — двух Галаадских городов, расположенных к востоку от переправы. Они с подозрением относились к политическим притязаниям Гедеона и отказались снабжать продовольствием его войско. Несмотря на эти трудности, Гедеон продолжил преследование и сумел еще раз неожиданно напасть на врага недалеко от границы с Аммоном. Где-то в горах недалеко от Иогбеги уставшие кочевники остановились отдохнуть на дороге, которой пользовались только торговцы из пустыни.Они считали, что находятся на безопасном расстоянии от Гедеона и рядом с нейтральной или в данном случае даже дружественной страной Аммона. Подробности не сообщаются, но мы знаем, что Гедеону удалось застать врасплох и уничтожить противника. «Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона»
Если мы вглядимся в формулу успеха Гедеона, то мы увидим в ней те же самые составные части, что и в предыдущих кампаниях израильских полководцев, описанных на страницах этой книги: смелость, скорость, гибкость действия, наступательная тактика и неожиданный подход. Даже самые выдающиеся полководцы обычно воздерживаются от ночных атак из-за многочисленных трудностей в их подготовке и успешном проведении. Ночную атаку генерала Ренье, предпринятую для обеспечения французской армии необходимым запасом воды из колодцев Эль-Ариша (14 февраля 1799 года), Наполеон упомянул в своих мемуарах как одну из «наилучших военных операций». Гедеон продемонстрировал особую дальновидность, напав на врага ночью, когда тот не мог воспользоваться своим преимуществом — подвижными лучниками и копейщиками. Он также был готов, несмотря на все возможные внутренние разногласия, упорно добиваться своего после первой победы, чтобы превратить этот тактический успех в стратегический триумф, доведя до конца преследование и навязав отступающему врагу вторую, решающую битву.
Решение разделить свои силы и начать атаку с холма Море только с 300 воинами представляет собой ранний образец того, что военные называют «осознанным риском». Это решение было основано главным образом на проведенной самим Гедеоном точной разведке расположения и морального духа врага. Поскольку Гедеон сам слышал, как мадианитяне выражали свои сомнения и тревоги относительно размещения лагеря в глубине израильской территории, он смог на месте представить себе подробности своей атаки, направленной на то, чтобы сыграть на предрассудках и страхах врага.
Остается только одна проблема. Почему эти быстрые, мобильные разбойники дали Гедеону время, чтобы собрать войска и подготовиться к сражению на его условиях? Другими словами, почему они, вопреки своему обычаю, стояли лагерем на одном и том же месте у подножия холма Море в течение, по меньшей мере, нескольких дней вместо того, чтобы двигаться на запад? Ответ заключен в словах Гедеона, отказавшегося даровать жизнь пленным мадиамским царям: «Каковы были те, которых вы убили на Фаворе?, это были братья мои, сыны матери моей...».
Наиболее правдоподобной представляется такая реконструкция событий. Узнав о приближении мадианитян, Гедеон отправил наспех собранное войско, видимо, небольшое по численности, чтобы преградить противнику путь в узкую долину между горой Фавор и холмом Море. Это войско, целью которого было любой ценой остановить продвижение врага и тем самым дать Гедеону время для сбора основных сил, состояло главным образом из родственников царя и, вероятно, возглавлялось его братьями. В последовавшем сражении они погибли, но проход остался перекрытым.
Этот небольшой отряд израильтян, занявший позиции на склонах горы Фавор, служил для отвлечения внимания мадианитян, позволяя Гедеону тайно проникнуть в их тыл, а также был эффективным препятствием при возможном продвижении противника на запад. Двигаться в западном направлении, не выбив с позиций этот отряд, означало бы для мадианитян открыть фланг для атаки израильтян и дать последним возможность в дальнейшем блокировать путь отступления противника. Именно это случилось с французской армией генерала Клебера 2500 лет спустя. Случайно попав в тот же самый узкий проход, она была почти полностью уничтожена турками, занимавшими позиции с флангов. Таким образом, организация и умелое использование небольшого сторожевого отряда были важной составляющей частью всего плана Гедеона и необходимым условием для его успеха.
Сын Гедеона Авимелех «прославился» жестоким убийством своих братьев. Его историческая роль заключается в том, что он первым попытался установить какое-либо единое правило наследования в древнем Израиле. Мы должны упомянуть здесь и о его военных операциях, поскольку они демонстрируют определенный прогресс в развитии осадного искусства израильтян. Из рассказа о войне Авимелеха с жителями Сихема мы узнаем, что он пытался взять укрепления главным образом с помощью хитростей и уловок, а также взаимодействия со своими сторонниками внутри осажденного города. В разгар боевых действий Авимелеху удалось выманить большую часть защитников из города и после этого войти в ворота. Военную хитрость, примененную Иисусом в Гае, напоминают нам и события столь позднего времени, как 1799 год, когда генерал Ренье, не очень опытный в осадном деле, не смог найти лучшего способа для взятия крепости Эль-Ариш.
1 Мадианитяне бегут от Аендора, преследуемые Гедеоном и местными жителями
2 Войска местных племен перекрывают подходы к Иордану и продолжают нападения на мадианитян
3 Ефремляне защищают броды у Адама
4 Большая часть мадианитян успешно переправляется через Иордан севернее Адама
5 Гедеон продолжает преследование к востоку от Иордана до полного уничтожения сил налетчиков
Дальнейшие действия Авимелеха свидетельствуют о том, что он уже овладел техникой использования огня для выкуривания защитников из небольших крепостей, а также для поджога деревянных укреплений, в особенности наиболее уязвимой их части — ворот. В ходе одной из таких операций он и встретил свою смерть: «Авимелех пришел к башне [крепости (?) Тевец] и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп» . Так, смерть Авимелеха была столь же чудовищна, как и жизнь. Однако в ней есть и определенный драматизм: «[Авимелех] тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер» .