SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Женщины-воины

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Женщины-воины в истории
Средние века. (XI - XV).

Век XIII

Никола де ля Хайе (Nicola de la Haye) командовала замком Линкольн (Lincoln Castle), когда восставшие бароны и Луи, сын французского короля Филиппа, осадили его в 1217 году. Она была дочерью барона де ла Хайе, наследственного смотрителя замка Линкольн) Она удачно защищала город от нескольких набегов восставших, и была назначена шерифом Линкольншира (Lincolnshire) в 1216 году.

Орден Чудесной Святой Марии был основан в Италии в 1233 году и утвержден Папой Александром IV в 1261 году. Это был первый религиозный рыцарский орден, официально жаловавший звание "militissa" для женщин. Орден был запрещен Сикстусом V (Sixtus V) в 1558 году.

В 1240 году Тевтонские рыцари были осаждены пруссаками и нашли убежище в нескольких городах. В Кульме (Culm) большинство рыцарей были в конечном счете перебиты, и город мог быть взят, если бы не усилия женщин города. Они закрыли ворота, надели броню и встали на стену с копьями в руках. Пруссаки были отбиты. (источник: Women Warriors)

Графиня Пемброкская (Countess of Pembroke) была назначена командовать рыцарями своего мужа в 1267 году, т.к. тот отсутствовал дома.

Жанна Наваррская (1271-1304)(Jeanne of Navarre) была правителем Наварры, Бри (Brie) и Шампани (Champagne). Ее мужем был король Франции Филип Красивый (King Philip the Fair of France). Она водила свою армию против графа де Бара (Count de Bar), когда тот попытался восстать против нее.

В 1297 году графиня Росс (Countess of Ross) руководила своими личными отрядами во время битвы Вилльями Уоллеса (William Wallace) и Эндрю де Морэй (Andrew de Moray) с англичанами.

Пьер Жентьен (Pierre Gentien), французский поэт 13 века, написал стихотворную эпическую поэму, в которой он назвал около 50 женщин, которые, чтобы подготовиться к Крестовому Походу, участвовали в турнире.

Источник: Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска - "Вольный Дрыномашец"
оригинал статьи:
http://sb.pp.ru/his/his002.htm#4

Наша современница. Участница феста во Владивостоке.
http://s49.radikal.ru/i124/0811/30/a3155fea792at.jpg

Отредактировано Marion (12-02-2009 18:13:14)

+5

2

Женщины-воины в легендах мира.

Один из нескольких спорных моментов в жизни средневековой европы - роль женщины на войне. Общий аргумент противников "женщин-воинов" - женщина физически слабее мужчины, а значит солдат из неё не получиться. Часто, единственным возражением на это, звучит лишь робкое - "Да... Но". Что поделать, даже сторонники теории признают, что в условиях менее "технологичной" войны, чем в наше время, физическая сила имеет решающее значение и женщины тут явно проигрывают мужчинам.

Но посмотрев на древние легенды, почитав сказки и былины, рисуется совсем другая картина - женщины не только не уступают мужчинам, но порой и превосходят их в военном деле! Как говориться сказка ложь да в ней намек, и я в корне не согласен с тем, что всё то о чем мы поговорим в этой статье, лишь плод фантазии наших далеких предков.

Моя цель состоит не в том, чтоб ответить на вопрос, а в том, чтоб заинтересовать вас самих искать ответ. Поэтому наша статья - лишь краткий обзор. Также обратите внимание, что положение женщины на войне, не всегда соответствовало положению женщины в мирной жизни общества.

Европа в "Высоком Средневековье"
Более-менее "современные" взгляды на жизнь и общество, сформировались у европейцев в эпоху "высокого средневековья" или "ренесанса". Да, и пусть вас не удивляет, что такие вещи как галантное отношение рыцароей, их честь и благородство стали описываться и цвести пышным цветом уже после того, как настоящих рыцарей на земле просто не осталось, а их эпоха давно сгинула в небытие.
Именно поэтому, многое из того, что мы знаем о рыцарях (и средневековье вообще) сейчас, это не истина, а лишь "пересказ пересказанного", в котором разумеется упущены некоторые детали, а иные куски (для благозвучия) просто "потерялись по дороге".

Именно поэтому например, у Томаса Мэлори в его романах "артуровского" цикла, когда в замок Артура прибывает леди, на бедре которой лежит меч в ножнах, король говорит: "..уберите это, ибо не пристало женщине носить благородное оружие...". А "Morte d'Artur" и по сей день одна из самых знаменитых работ этого автора, благодаря которой и сформировался стериотип о короле Артуре и его рыцарях.

Напротив в "Кольце Нибелунгов", женщинам-воительницам отводиться значительная роль. Я позволю себе вкратце напомнить сюжет:
Чтобы жениться на своей невесте, Зигфрид должен помочь брату невесты жениться на Брунхильд. Брунхильд - королева далеких земель. Она не замужем и выйдет только за того, кто победит её в ряде состязаний, а проиграв - расстанеться с жизнью. Зигфрид с помощью шлема дарующего невидимость помогает будущему родственнику победить и завоевать Брунхильд.

Но это - недостаточно, после свадьбы, Брунхильд не подпускает супруга к себе и только когда Зигфрид снова использует свой шлем и помогает мужу удержать её и взять силой, она наконец теряет свою силу и становиться любящей и преданой женой.

В этой истории всё понятно - сильная женщина должна быть побеждена и только после этого становиться кроткой и покорной. Применение силы здесь оправдывается очень просто - женщина не знает, что для неё хорошо и в конечном итоге убеждается в этом полюбив своего мужа. В этом рассказе и заложено древнее представление европейцев о женщине, это можно сказать "источник веры", в то, что "искусство войны" не женское и "нормальным" женщинам строго противопоказаное.

Хотя Средневековая Европа была жестоко патриархальна, сильные женщины время от времени появлялись и могли влиять на судьбы мира. Но история о кольце нибелунгов не только (вернее не столько) "патриархальная пропаганда", вспомните - Брунхильд - не европейский правитель.
Скорее всего в этой легенде кроется что-то более глубокое, чего в самой Европе уже давно не было, а именно - древняя память о самых настоящих ивполне реальных женщинах-воинах Востока.

Доисторическое время
Вот, что говрит профессор Белый из NYU: "Судя от иллюстрациям и описаниям людей Каменного века в популярных книгах, может сложиться впечатление, что женщин вообще не было". Или, что более правильно, они занимались исключительно тем, что рожали детей, да ткали одежду, в то время как мужчины могли быть и художниками, и священниками, и охотниками.
В действительности, эти изображения "доисторических" времен, больше похожи на современный мир, ведь на них накладывается мнение художника - нашего с вами современника.
Скорее всего в действительности не существовало такого жесткого разграничения и женщины вполне могли например делать кремниевые ножи и рисовать на стенах, а мужчины, при случае запросто способны были подлатать обветшалую одежду.

Скифы
В течение долгого времени изображения Амазонок в греческой мифологии считались чисто фантастическими или имевшими мало общего с действительностью. Однако, теперь установлено, что среди Скифских и Сарматских племен Малой Азии и Древней Восточной Европы, женщины часто занимали очень крепкие позиции и как воины и как представители духовенства.

В наше время были открыты многочисленные могильные курганы, оставленные этими народами. Самые богатые из них включали в себя захороненных вместе с хозяевами лошадей, оружие и доспехи воинов и не только простых, но и сделаных из золота и украшеных драгоценными камнями. Многие из богатых могил "правителей", как считалось принадлежащих молодым вождям (из-за меньших размеров тела), с прогрессом технологий были однозначно отнесены к женским.

Ирландцы
В пятом веке, церковные документы и декреты высмеивают и запрещают практику использования женщин в Ирландии в качестве воинов. Однако ирландский героический эпос противоречит этим требованиям. Вместо этого, истории из "Красной Ветви Ольстера" показывают нам оченьмного женщин-воинов. Женщины, здесь, столь же компетентны в искусстве войны, как и мужчины, а порой и более того.

Россия
Поляницы русского эпоса это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь». Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли.
и т.д.

+7

3

Женщины и война: 11- 13 век

Эмма, графиня Норфолка, защищала замок Норидж, атакованный в 1075 году. В конечном счете ей был предложен безопасный проход для нее, ее отрядов и имущества, если она согласится покинуть замок.

Уррака, Королева Арагона стала правителем Леон-Кастиля в 1094, когда умер ее муж. Она вступила в повторный брак в 1098 и затем в течении 13 лет находилась в состоянии войны с ее вторым мужем, Алфонсо Баттлером, защищая права на наследство для сына от первого брака. Она сама водила армию в бой.

Тереза Португальская, сводная сестра Урраки, также водила свои армии в бой.

Матильда Рамсбери, любовница епископа Роджера из Салисбери, руководила замком епископа в Девизесе, Англия. Она и её сын были осаждены там армией короля Стивена в 1139г. Матильда сдала замок, когда ей пригрозили расправой над Роджером.

Герцогиня Гаита Ломбарди, также известная как Сичелгаита, принцесса Ломбардии, или Сикелгаита, умершая в 1090, вышла замуж за норманского наемника. Она была солдатом и скакала в бой со своим мужем, одев полный доспех. Принцесса Анна Комнина Константинопольская назвала Гаиту "грозным зрелищем".

Матильда, графиня Тасканская, также известная как Матильда Каннозза, родилась в Северной Италии в 1046 году. С детства она обучалась владеть оружием.
Впервые она приняла участие в сражении на стороне своей матери в 1061 году, защищая интересы Папы Александра II. Когда в 1069 году умер ее отчим Дюк Годфри, Матильда приняла командование армией. Ее описывают лично ведущей свои отряды, сжимающей в руке меч отца.
Она провела около тридцати лет в войне на службе Папы Григория VIII, а затем Папы Урбана против Немецкого императора Генри IV. Дважды была замужем, но осталась бездетной. К старости удалилась в монастырь бенедиктинцев, но в 1114 году, когда в близлежащем городе Мантуйе случилось восстание, угрожала повести армию на восставших. Умерла в 1115 году.

В конце 11 века во время конфликта в Северной Франции, Изабель Кончес "скакала, вооруженная как рыцарь".

Орден Топора был основан в 1149 году графом Барселонским, специально для женщин, которые защитили город Тортосу от мавританского нападения.

Алруд, графиня Бертинорская в Италии, вела свою армию и сорвала штурм Ауконы в 1172. Она также приняла участие в нескольких сражениях, по пути в свой замок.

Папская булла 1189 года запрещала женщинам принимать участие в Третьем Крестовом Походе. Но ее широко игнорировали. Королевы Элеанора Аквитанская, Элеанора Кастильская, Маргарита Прованская, Флорина Датская и Беренгария Наваррская , как известно, ушли в Крестовый Поход.
Гилберт де Ногент написавший историю Крестовых походов, упомянул среди прочего и "отряд Амазонок", сопровождавших Императора Конрада в Сирию, а также женщин-крестоносцев в армии Вилльяма, графа Поитье.

Петронилла, графиня Лестера приняла участие в восстании мужа против Генри II в 1173 году. Согласно Jordan Fantosome "она была одета в хауберк и несла меч и щит".

Царица Грузии Тамара была коронована в 1178 и стала править вместе с отцом. После его смерти в 1184 году, она стала единовластным правителем, хотя и под опекой своего дяди Рузудани.
Тамара вышла замуж за Георгия Боголюбского из Киева в 1187 году, но позднее сослала его в ссылку в наказание за его неверность. Он руководил восстанием против ее власти.
Ее вторым мужем был Давид Сосланд, Осетинский князь. У них родился сын в 1194 году, и дочь - в 1195. Тамара сама разрабатывала стратегию битвы и обращалась к своим отрядам перед боем, но в бою не учавствовала. Так что ее роль больше соответствует современным генералам. Умерла в 1212 году.

Императрица Мауд, также известная как Матильда, Императрица Германии, Графиня Анжуйская, Domina Anglorum, Леди Английская, Матильда Августа и Матильда Добрая была дочерью Генри I, короля Англии и Нормандии. Отец сделал ее своей наследницей, но бароны отказались это признать. Королем стал ее кузен Стефен в 1135 году. Тогда Мауд вторглась в Англию. Длительная гражданская война продолжалась многие годы, пока Стефен не согласился сделать сына Мауд своим наследником. Она умерла в Нормандии в 1167 году.

Мод де Валери (1155-1210) также известная как Матильда, Молл Уолбай или Леди Ла Сена защищала Pain's Castle.

В конце XII века, в течение Гемпейской войны в Японии, Томоэ Гозэн сражалась бок о бок со своим мужем, генералом Минамото.

Любовница Такеда Сингена сражалась с ним рядом и командовала отрядом женской кавалерии.

Никола де ля Хайе, дочь барона де ла Хайе, наследственного смотрителя замка Линкольн, командовала замком Линкольн, когда восставшие бароны и Луи, сын французского короля Филипа, осадили его в 1217 году. Она удачно защитила город от нескольких набегов восставших, и была назначена шериффом Линкольншира в 1216 году.

Орден Чудесной Святой Марии основан в Италии в 1233 году и утвержден Папой Александром IV в 1261 году. Это был первый религиозный рыцарский орден, официально жаловавший звание "militissa" женщинам. Орден был запрещен Сикстусом V в 1558 году.

В 1240 году Тевтонские рыцари были осаждены пруссаками и нашли убежище в нескольких городах. В Кульме большинство рыцарей были в конечном счете перебиты, и город мог быть взят, если бы не усилия женщин города. Они закрыли ворота, надели броню и встали на стену с копьями в руках. Пруссаки были отбиты.

Графиня Пемброкская назначена командовать рыцарями своего мужа в 1267 году, ввиду отсутствия супруга.

Жанна Наваррская (1271-1304) была правителем Наварры, Бри и Шампани. Ее мужем был король Франции Филип Красивый. Она водила армию против графа де Бара, попытавшегося восстать против нее.

В 1297 году графиня Росс руководила своими личными отрядами во время битвы Вилльями Воллеса и Эндрю де Морэй с англичанами.

Пьер Жентьен, французский поэт 13 века, написал стихотворную эпическую поэму, в которой он назвал около 50 женщин, которые, чтобы подготовиться к Крестовому Походу, участвовали в турнире.

+10

4

Женщины и война: 14 век

Изобель, графиня Бухана: (1296-1358) Изобель МакДуфф оставила своего мужа, графа Бухана, чтобы сражаться за Брюса, чего муж не одобрял и приказал ее убить. Схваченная Эдвардом и увезенная в Англию, графиня Бухана была заключена в тюрьму на 4 года. Позднее она удалилась в монастырь.

Жанна де Данпьер, графиня де Монтфорт: (1300 - 1374). Также известна как Джэйн, графиня Монтфорт. При защите Хеннебонта, в которой она имела несчастье быть осажденной врагами, она надела доспех, села на боевого коня и руководила защитой города, наблюдая за врагом со стен.
Жанна также мобилизовала горожан на защиту крепостного вала. Она бежала из Хеннебонта во главе 300 всадников, пока французы штурмовали стены, и успешно достигла Бреста. Позднее она вернулась с подкреплением в 600 человек и отбила город.

В тот же год, как сообщают, она приняла участие в морской стычке у Гернси, одетая в доспехи и с мечом в руках. Салмонссон в "Энциклопедии Амазонок" цитировала, правда без указания автора: "показывая чудеса храбрости, в полной броне, она стояла прямо в проломе, где штурм был наиболее крепок, и выказывала навыки, что могли бы сделать честь самому опытному генералу".

Изабелла Английская: (1285?-1313?) Дочь Филлиппа ле Бел Французского, жена Эдварда II Английского. Когда Эдвард III взошел на трон, он вынудил Изабеллу бежать в Шотландию, где, в результате последовавшей войны, она путешествовала с отрядом родственных ей по духу женщин, в составе которого были две сестры Нигеля и Роберта Брюсов (Христиана, Леди Брюс и Изобель, графиня Бухан). Этот отряд благородных женщин Эдвард официально объявил вне закона. Некоторых из них схватили и заключили в тюрьму. Изабеллу вынудили уйти в монастырь, лишив ее дальнейших завоеваний.

Христиана, леди Брюс: Сестра Роберта I. В период войн за независимость и царствования Эдварда I, леди Брюс защищала замок Килдрумми, когда тот был осажден Дэвидом Стратбоги. Стратбоги пал в битве, и его вдова вынуждена была в течение семи месяцев защищать крепость на острове Лохиндорб.

Сестры Христианы Марджори Брюс и Мэри Брюс также были не менее воинственны.

Филлипа Хайнаулт (1314?-1369). Королева Эдварда III. В 1346 году руководила 12 тысячами солдат, отбившими вторжение шотландцев и захватила их короля, Дэвида Брюса.

Черная Агнес: леди Агнес Рандольф (1300?-1369?), жена Патрика, четвертого графа Дунбара и второго графа Марша. В молодости она сражалась за Брюса, но больше запомнилась позднее, защитой собственного замка.
В 1334 году Черная Агнес, дочь великого Рэндольфа, графа Морэя, успешно защищала свой замок в Дунбаре от английского графа Салисбери в течение 5 месяцев, несмотря на необычное количество инженеров и тщательную экипировку выдвинутых против нее войск. После каждого штурма крепости, она заставляла прислугу вычищать зубцы стен и амбразуры, чтобы показать ее презрение к атакующим.
Сэр Вальтер Скотт по этому поводу сказал: "Никто не сможет стереть ее из летописи шотландских героев".

В 1342 году войска короля Эдварда III Английского, под командованием Роберта Артоиса, захватили часть города Ванесса в Бретани. На следующий день они были выбиты из города войсками гарнизона и жителями города, включаяя и толпу взбешенных женщин.

Агнес Хотот (1378? - ?). Герб Дома Дадли изображает женщину в боевом шлеме, чьи волосы выбиваются наружу, и чья грудь выпирает вперед, служа напоминанием о женщине-победительнице. В четырнадцатом веке отец Агнес Хотот из Дома Дадли, поссорился с другим мужчиной и согласился биться на копьях, чтобы разрешить спор. В назначенный час отец Агнес серьезно заболел. Агнес надела шлем, доспех, села на отцовского коня и отбыла на ристалище. "После мощного столкновения", Агнес повергла наземь недображелателя отца. Когда он лежал на земле, "она ослабила ремни своего шлема, позволив своим волосам выбиться наружу, и открыла грудь" чтобы он знал, что он был повержен женщиной.

В XIV веке сэр Ричард Шо писал о сражении и победе фламандского рыцаря, который, когда был снят доспех, оказался женщиной, чье имя осталось неизвестным.

Британская хроника 1348 года рассказывает о женщинах, "свободных от супружеских уз", чье поведение сильно испугало публику: когда устраивались турниры, на каждом из них появлялась компания дам в разнообразных и изумительных мужских нарядах: иногда до 40, иногда до 50 дам из самых привлекательных и красивых, но не лучших во всем королевстве. В резных туниках и маленьких капюшонах они носили поперек живота, ниже середины, ножи, которые они вульгарно называли киналами, расположенными в мешочки сверху. Так они приезжали на превосходных боевых конях или других богато украшенных лошадях, на место турнира. И таким образом они тратили и опустошали свои богатства и повреждали свои тела злоупотреблением смешливой буйностью".

Папа Бонифаций VIII написал несколько писем в 1383 году, в которых он упомянул генуэзских дам, участвовавших в Крестовых Походах.

В 14 веке в Италии, Люция Станга отмечалась как почетный конный фехтовальщик.

От Петрарха Кардиналу Джованни Солонна. 23 ноября 1343г. Из всех чудес Господа, "кто один делает великие чудеса", он не сделал ничего на земле более изумительного, чем человек. Из всего, что мы видели в тот день, из всего, о чем сообщит этот отчет, наиболее выдающейся была могущественная женщина Поццуоли, сильная телом и духом. Ее имя - Мария, и, соответствуя своему имени, она - девственна. Хотя она постоянно среди мужчин, обычно солдат, общее мнение утверждает, что она никогда не опозорила своего целомудрия, ни в шутку, ни в серьез. Мужчин отталкивает, как они говорят, больше страх, чем уважение.
Ее тело больше соответствует воину, чем девушке, ее сила такова, что ей позавидует любой закаленный солдат, ее умение и сноровка необычны, она молода, ее внешний вид и стремления как у сильного мужчины. Она думает не о чарах, а об оружии, не об искусствах и ремесле, а о стрелах и копьях. На ее лице нет следов поцелуев и сладострастных ласк, но облагорожено ранами и шрамами. Ее первая любовь - оружие, ее душа бросает вызов смерти и мечу.

Дамы были допущены в Орден Дракона графом Фойксом, и если им удавалось совершить различные доблестные дела, им позволялось украшать свои значки таким же образом, как и рыцарям.

В Орден Св. Антония в Хайнаулте принимались женщины.

В Орден Подвязки между 1358 и 1488 были приняты 68 женщин. Некоторые были королевской крови, или замужем за рыцарями, но были и прочие.

В конце 14 века 30 женщин защищали город Мугелло, пока не подоспела подмога.

В конце XIV века королева Велеска Богемская приказала всем девушкам служить в войсках.
 
Источник: http://www.lothene.demon.co.uk
Перевод: http://history.stormtower.ru/index.php? … ;Itemid=45

+9

5

Нет необходимости говорить, что в мире профессиональных военных доминировали мужчины, однако, зачастую женщины принимали весьма активную роль в обороне замков и крепостей. Стоит привести пример осады бургундцами Бове в 1472, когда после 25 дневной осады и нескольких неудачных штурмов, город так и не был взят, во многом благодаря смелости женщин, вдохновленных некой Жанной Ашетт.[2] Обычно в массовом сознании присутствует образ женщины, которая льет на головы врагов раскаленное масло или смолу. Конечно, этот эффективный прием был одним из основных методов борьбы с противником, который был под силу женщине. В тоже время не может быть сомнений в том, что молодые и энергичные девушки, сражающиеся за свою жизнь, могли управляться с арбалетами, ручным огнестрельным оружием и даже древковым, помогая воинам отталкивать лестницы, и вести бой на стенах и в укреплениях. В связи с этим можно вспомнить Симона де Монфора, убитого из камнемета горожанками Тулузы. Роль женщин в качестве помощниц и обслуживающего персонала, подающих амуницию и припасы обороняющимся, тоже кажется незаменимой. В феодальном мире женщина в доспехах представлялась обычным делом: Жанн Фруассар говорит о графине Жанне де Монфор, которая: «Держа в руках крепкий и острый меч, билась отважно и с большой храбростью»[3]

Но женщины из народа также сражались; в 1382 у фламандцев знамя несла женщина, погибшая в сражении. В 1396 году в борьбе Фризии с Геннегау, одна фрисландка в синем суконном платье в дикой ярости бросилась на врагов и погибла, пронзенная стрелами. На память приходит пример Жанны Д’Арк, однако мы не будем вдаваться в тщательный анализ этого феномена, стоит лишь сказать, что сам факт того, что ей доверили командование армией, говорит о многом. В армии герцога Бургундии находилось около 4000 женщин, у которых даже было свое знамя, с изображенной на ней женщиной. Очевидец тех событий говорит, что во время отступления они срывали с себя доспехи и выставляли грудь - демонстрируя таким образом свою половую принадлежность, они избегали смерти.[4]

В хрониках Шиллинга, середины XV века, по крайней мере, трижды женщина изображена с алебардой, один раз со знаменем и в платье цветов кантона (Берна). Есть также изображение женщины с ручницей, несущей также сумку для пуль и пороховницу. На наш взгляд, это свидетельство высокого социального положения и сопряженного с этим доверия мужчин. Скорее всего, это вдовы или незамужние девушки, отправившееся по какой-то причине в поход в качестве комбатантов. В цюрихских городских анналах есть упоминание об Анне из Цюриха, которая получила долю в военной добыче после битвы при Грандсоне. Нет сомнений, что гораздо чаще женщины следовали за армиями не в качестве бойцов, а как помощницы. Зачастую получалось, что мужчины брали с собой свои семьи. Из мемуаров Пауля Дольштейна мы узнаем, что армия императора Карла V помимо солдат состояла также из большого числа женщин и детей, которые следовали за своими мужьями и отцами даже в северной Африке. При осаде Туниса многие не выдержали тягот и лишений похода, погибли в море или были убиты в стычках с турками. Причин, по которой солдаты брали с собой свои семьи, может быть несколько: во-первых, скорее всего, их не на кого было оставить, большие патриархальные семьи в позднем средневековье все чаще дробятся на современные нуклеарные семьи, и жена с детьми просто не смогла бы прокормиться. Вторая причина кроется в том, что часто простые солдаты не могли рассчитывать на то, что их имущество будет распределено в обозе во время марша, и их семьи нужны были еще и как помощники.

По ордонансу Людовика XI мастера-пушкари могли для проведения компании брать любых помощников, включая своих жен. Несомненно, что этот ордонанс лишь укреплял старый обычай. Большое количество спутников, охраны, прислуги и драгоценный дорожный инвентарь, включая сюда посуду, шатры и прочее, были необходимым элементом социального выражения крупного феодала. За каждым знатным лицом в военный поход отправлялось то количество вооруженных вассалов и прислуги, какое он мог себе позволить. Именно количество зависимых людей и внешний антураж самого аристократа определял социальный статус и утверждал значимость конкретного человека, умение тратить деньги на свой двор и свиту было значимой добродетелью в средние века. Таким образом, каждый крупный феодал брал с собой максимально большое количество прислуги, в том числе и женщин - в качестве поварих, кухарок, прачек. Конечно, среди них были и «дурные женщины». Можно со всей уверенностью сказать, что женщина в военном деле в позднем средневековье играла видную роль, была незаменимым членом походного лагеря, выполняя все вспомогательные обязанности, однако нередко и сражалась с оружием в руках бок о бок с мужчинами, разделяя все тяготы военной жизни. Нет сомнений, что роль женщины в армиях средневековой Европы была весьма значительной.

--------------------------------------------------------------------------------

[2] Контамин. Ф. «Война в средние века». СПб. 2001

[3] Froissart J. Chroniques/ ed A Mirot. Paris 1975. Цит. по Контамин. Ф. «Война в средние века». СПб 2001

[4] Embleton G. «The medieval soldier»

http://www.bern.ru/v2/index.php?i=90

+7

6

Женщины в мирное и военное время: роль европейских женщин в осаде Акры.
(Карен Ларсдаттер)

картина Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь

http://s58.radikal.ru/i160/0909/d3/02576456cda8.jpg

Мы обычно думаем о крестовых походах, как о времени, когда мужчины уходили и сражались с неверными, а женщины - их жены, дочери, сестры и матери - терпеливо ждали их дома. Одним из наиболее трогательных изображений "Вдовы крестоносца" является памятник двенадцатого века графу Хью де Ваудемонту и его жене, Анне Лорранской.
Хью был заключен в тюрьму в Святой Земле на шестнадцать лет; когда о его смерти стало известно, Анне многократно предлагали снова выйти замуж, но она всегда твердо отказывала. Скульптура в монастыре Бельвала в Лорране в Нанси навсегда запечатлела момент, когда граф Хью вернулся к своей Анне.

http://s56.radikal.ru/i154/0909/0d/80df7e01e046.jpg

Тем не менее, мы должны помнить, что история об Анне и Хью - одна из очень не многих со счастливым концом.
Даже во времена, когда защита собственности крестоносцев была вверена короне, испытания этих женщин, оставленных присматривать за домом и семьей, могли привести в совершенный ужас.
Жена Уильяма Трусселя, например, была убита, едва прошло шесть недель после ухода ее мужа в крестовый поход в 1190 году, ее тело было брошено в яму.
Баллады того времени были настояны на горько-сладких историях разлученных влюбленных, как в «Ahi! Amours», написанной Кононом де Бетюном, примерно за год до начала осады Акры:

Ahi! Amours, con dure departie
me convendra faire pour le meillour
ki onques fust amee ne servie!
Deus me raimant a li par sa doucour
si voirement que m’en part a dolour.
Las! qu'ai je dit? Ja ne m'en part je mie:
ains va mes cors servir nostre seignour,
Mes cuers remaint del tout en sa baillie.

О, любовь! Как тяжело будет мне
покинуть лучшую женщину, которую
я когда-либо любил или которой служил!
Возможно, Бог, в милости своей, укажет
мне путь к ней, таким же верным, как я
Ее покинул в печали.
Увы! Но что я сказал? Я вовсе не покидаю ее,
Если мое тело идет служить
Господу нашему, мое сердце
полностью остается в ее власти.

«Ahi! Amours» – лишь маленький образец огромного количества песен, современных осаде Акры, которые были написаны похожими строками, либо от лица лорда в крестовом походе или от лица дамы, которую он покинул (the chansons de femme) – очаровательной формой пропаганды, которая продолжает изучаться.

В действительности, тем не менее, было некоторое количество женщин, которые пошли в Крестовый поход несмотря на факт, что папская булла, начавшая Третий Крестовый поход, запретила женщинам в нем участвовать. Даже папа Римский Урбан II в своей проповеди призвавший к оружию на Соборе в Клермонте в 1095 году и, тем самым, побудивший к этому Крестовому походу, советовал женщинам не давать крестоносных обетов, так же как и пожилым, немощным, духовным лицам и монахам.

Были и женщины, которые сражались во время осады Акры. Имад аль-Дин писал об одной западной аристократке, которая была королевой в своих владениях и прибыла, сопровождаемая пятьюстами рыцарями, у которых были свои лошади и деньги, пажи и слуги; она оплачивает все их издержки, и обходится с ними щедро.
Они выезжали, когда выезжала она, атаковали, когда она атаковала, бросались в бой на ее стороне, их ряды были непоколебимы так долго, как долго стояла она.

История об аристократке-крестоносце не нова.
Во время Первого Крестового похода, Ида Австрийская сражалась в обществе герцога Вельфа Баварского, и исчезла в ходе Гераклейской битвы (Heraclea), когда западные силы были уничтожены в 1102 году.

Среди франков действительно были женщины, которые скакали верхом в битву, в латах и шлемами, одетые в мужскую одежду, которые бросались в гущу битвы и действовали, как храбрые мужчины, хотя они и были лишь нежными женщинами, утверждающими, что все это было делом благочестия, думая получить за него небесные вознаграждения и делая это своим образом жизни.

http://i030.radikal.ru/0909/e0/98de82e9f516.jpg

Во время битвы более чем одна женщина выезжали как рыцари и показывали (мужскую) выносливость, несмотря на слабость (своего пола).
Ибн аль-Асир говорил:
Одетые в доспехи, они не были узнаны как женщины, пока их не брали в плен и не срывали одежду. Некоторые из этих пленниц, говорит он, были проданы в рабство.

Женщины также помогали, принося воду томимым жаждой, или с усилием носили камни, чтобы заполнить ров, окружающий стены Акры.
Амбруаз, предположительно бывший солдатом западных войск, который прибыл на осаду почти в то же время, что и король Ричард, пишет о женщине, застреленной сарацинским лучником; ее предсмертным желанием было то, чтобы ее труп был использован для заполнения рва.

Другие записи о физической храбрости франкских женщин во время осады содержаться у писателя Беха ад Дина (Beha ad Din).
Когда падение Акры стало неизбежным, Саладин предпринял последнюю отчаянную атаку на франкский лагерь.
Во время этой кровавой битвы мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ, которая стреляла в них из ручного лука.
Она убила многих арабов, прежде чем над ней взяли верх и убили. Ее лук был взят и принесен Саладину, который был глубоко впечатлен этой историей.

(Историко-искусствоведческий портал "Монсальват")
http://monsalvat.globalfolio.net/rus/ma … /index.php

А это средневековые изображения воинствующих дам.

Женщина-рыцарь
CapodilistaCodex

http://s40.radikal.ru/i087/0909/e4/e4734f8231e4.jpg

http://s55.radikal.ru/i150/0909/81/1d8a189c8b02.jpg

Ссылы по этой теме. Масса инфы. Язык английский.
Women as Warriors in History
12 век
http://www.lothene.demon.co.uk/others/women12.html

13 век
http://www.lothene.demon.co.uk/others/women13.html

Women Knights in the Middle Ages
http://www.heraldica.org/topics/orders/wom-kn.htm

+11

7

Женщины и война: 11 век

Эмма, графиня Норфолка, защищала замок Норидж, атакованный в 1075 году.

http://s55.radikal.ru/i150/0910/fd/2c9f7b643cf2.jpg

Матильда Рамсбери, любовница епископа Роджера из Салисбери, руководила замком епископа в Девизесе, Англия.
Она и её сын были осаждены там армией короля  в 1139г. Матильда сдала замок, когда ей пригрозили расправой над Роджером.

Герцогиня Гаита Ломбарди, также известная как Сичелгаита, принцесса Ломбардии, или Сикелгаита, умершая в 1090, вышла замуж за норманского наемника. Она была солдатом и скакала в бой со своим мужем, одев полный доспех. Принцесса Анна Комнина Константинопольская назвала Гаиту "грозным зрелищем".

Матильда, графиня Тасканская, также известная как Матильда Каннозза, родилась в Северной Италии в 1046 году. С детства она обучалась владеть оружием.
Впервые она приняла участие в сражении на стороне своей матери в 1061 году, защищая интересы Папы Александра II.
Когда в 1069 году умер ее отчим Дюк Годфри, Матильда приняла командование армией. Ее описывают лично ведущей свои отряды, сжимающей в руке меч отца.
Она провела около тридцати лет в войне на службе Папы Григория VIII, а затем Папы Урбана против Немецкого императора Генри IV. Дважды была замужем, но осталась бездетной.
К старости удалилась в монастырь бенедиктинцев, но в 1114 году, когда в близлежащем городе Мантуйе случилось восстание, угрожала повести армию на восставших. Умерла в 1115 году.

http://i063.radikal.ru/0910/82/15ce5c3fa529.jpg

12 век

Петронилла, графиня Лестера приняла участие в восстании мужа против Генри II в 1173 году. Согласно Jordan Fantosome "она была одета в хауберк и несла меч и щит".

13 век

В 1240 году Тевтонские рыцари были осаждены пруссаками и нашли убежище в нескольких городах. В Кульме большинство рыцарей были в конечном счете перебиты, и город мог быть взят, если бы не усилия женщин города. Они закрыли ворота, надели броню и встали на стену с копьями в руках. Пруссаки были отбиты.

Графиня Пемброкская назначена командовать рыцарями своего мужа в 1267 году, ввиду отсутствия супруга.

14 век

Агнес Хотот (1378? - ?). Герб Дома Дадли изображает женщину в боевом шлеме, чьи волосы выбиваются наружу, и чья грудь выпирает вперед, служа напоминанием о женщине-победительнице.
В четырнадцатом веке отец Агнес Хотот из Дома Дадли, поссорился с другим мужчиной и согласился биться на копьях, чтобы разрешить спор.
В назначенный час отец Агнес серьезно заболел. Агнес надела шлем, доспех, села на отцовского коня и отбыла на ристалище.
"После мощного столкновения", Агнес повергла наземь недображелателя отца. Когда он лежал на земле, "она ослабила ремни своего шлема, позволив своим волосам выбиться наружу, и открыла грудь" чтобы он знал, что он был повержен женщиной. ;)

Про шотландских ледей

Христиана, леди Брюс: Сестра Роберта I. В период войн за независимость Шотландии и царствования Эдварда I, леди Брюс защищала замок Килдрумми, когда тот был осажден Дэвидом Стратбоги. Стратбоги пал в битве, и его вдова вынуждена была в течение семи месяцев защищать крепость на острове Лохиндорб.

Черная Агнес: леди Агнес Рандольф (1300?-1369?), жена Патрика, четвертого графа Дунбара и второго графа Марша.
В молодости она сражалась за Брюса, но больше запомнилась позднее, защитой собственного замка.
В 1334 году Черная Агнес, дочь великого Рэндольфа, графа Морэя, успешно защищала свой замок в Дунбаре от английского графа Салисбери в течение 5 месяцев, несмотря на необычное количество инженеров и тщательную экипировку выдвинутых против нее войск.
После каждого штурма крепости, она заставляла прислугу вычищать зубцы стен и амбразуры, чтобы показать ее презрение к атакующим.
Сэр Вальтер Скотт по этому поводу сказал: "Никто не сможет стереть ее из летописи шотландских героев".
(Перевод - Мэлфис К.)
Источник - http://www.lothene.demon.co.uk

Отредактировано иннета (18-10-2009 12:45:15)

+7

8

Женщины принимавшие участие в войне. 15 век

Среди защитников бастиона в Праге в июле 1420 года были две женщины и одна девушка, бросавшие камни и копья в атакующих.

Жанна д'Арк 1412 - 1431

http://s16.radikal.ru/i191/0910/b7/8b546decd810.jpg

Во время осады Орлеана, Франция, 1428 год, горожанки выливали ведра с кипятком, кипящим маслом, известью и пеплом на атакующих англичан.

Maire o Ciaragain подняла восстание ирландских кланов.

Маргрет Пастон в отсутствие мужа во время Войн Роз, приняла командование защитой своего дома на себя, в письме к мужу она просила прислать арбалеты, алебарды и железные наконечники.

Изабелла I Кастильская (1451-1504) была женой Фердинанда Арагонского. Она была наследницей сводного брата Генри IV Кастильского и унаследовала трон в 1474 году.
Это привело к войне со сторонниками якобы незаконнорожденной дочери его жены Хуаной.
Изабелла носила доспехи и сама руководила армией. Она также разрабатывала стратегию и организовывала снабжение и полевые госпитали. Ее значение для армии иллюстрирует тот факт, что, когда она заболела после неудач при Толедо в 1475 году, это дало ее врагам передышку.

http://s50.radikal.ru/i127/0910/f4/8558b24143a4.jpg

Бургундия, как и большинство других европейских государств, иногда принимала женщин на службу в орудийные расчеты.
Нанимался командир орудия, ему выдавалось определенная сумма денег на снабжение расчета, поэтому имела место тенденция к использованию собственной семьи, что позволяло сэкономить больше денег.

В Ежегоднике Королевского Арсенала за 1997 год есть статья Thom Richardson, The Bridport Muster Roll of 1457. В ней содержатся имена людей, призванных в армию. В списке можно разобрать 174 имени, из них 5 (2,9%) являются женскими.
Элис Хэммел имела свой жак, меч, баклер, салад, лук и стрелы. У Элис Гаре был лук и пластинчатый доспех. У "Condefer Wife" был лук, стрелы, меч и баклер. Маргарет Атин и Сэлли Пенс не имели собственного вооружения, но его не имели и 39% людей, упомянутых в списке.

Немецкое боевое руководство, опубликованное в 1467 году Гансом Талхоффером, включает главу, посвященную приемам, которые могли быть применены в судебной дуэли между мужчиной и женщиной.

Катерина Сфорза, была дочерью Дюка Миланского. Она вышла замуж за Джироламо Риаро, племянника Папы Сикстуса IV. Она, как считают, превосходила других в неистовых атлетических спортивных состязаниях. В 1483 году она защищала территорию своего мужа от Венецианцев. Будучи на седьмом месяце беременности, она удерживала крепость в St. Angelo после смерти Папы Сикстуса, пока его наследник не мог претендовать на нее.
После смерти мужа она единолично правила Форли и Имолой в Италии от имени своего сына. Катерина сражалась во многих компаниях и даже отказалась сдаться в обмен на свободный проход во время одной из осад. Ее взяли в плен в 1500 и в конечном счете отпустили в 1501 году. Умерла в 1509 году.

http://s54.radikal.ru/i145/0910/4e/6f0b4a57f98e.jpg

В Войне Роз (1459-1487) королева Маргарет стала лидером ланкастерцев

Во время Войны Роз леди Найвет отказалась сдать свой замок сэру Гилберту Дебенхэму, так как ее муж оставил ее защищать его.

Перевод - Мэлфис К.
Источник - http://www.lothene.demon.co.uk

+9

9

http://s50.radikal.ru/i127/0910/7d/7736ab15ca55.jpg

Существовал единственный прецедент создания чисто женского Рыцарского Ордена - орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса.
Вероятно, орден прожил столько же, сколько его первые рыцари.  Подробно об этом написано в частности, в книге по ордену Подвязки, изданной в 1672 году.

Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году.
Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.

В орден Сантьяго со времени его основания (1175 год) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе.
Этих подразделений к концу 13-го века было шесть. Одно подобное подразделение было в ордене Калатрава.
Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Кроме рыцарей, в ордене никого не состояло.
В разных языках ордена Госпитальеров (Англия, Франция, Испания) существовало понятие Сестёр Госпиталя. Сказать можно лишь, что в Средиземноморье Орден вёл частые и активные боевые действия, захватывая и удерживая острова и крепости.

http://i074.radikal.ru/0910/ff/8424941d606c.jpg

С XV-го века формальное посвящение женщин в рыцари (тоже назывались militissa) происходило в некоторых невоенных менее известных орденах (для этого обряда приглашали рыцарей).

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена.
С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. Некоторые были принцессами, некоторые женами рыцарей, некоторые ни теми, ни другими.
После 1488 года прецедентов не известно, кроме неаполитанской поэтессы Лауры Бацио Террицина (принята Эдуардом VI).

В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест, Для "рыцарей"-женщин император установил особые знаки отличия.
Женщины, являвшиеся членами ордена, носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом. Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault).

Во французском языке в средние века было два слова chevaleresse и chevalière, используемые двумя способами.
Одно слово обозначало жену рыцаря, а второе использовалось для обозначения рыцаря-женщины, как предполагается.
У Menestrier, автора, писавшего о рыцарстве в 17 веке, есть следующий пассаж:
«Не всегда было необходимо быть женой рыцаря, дабы получить этот титул (звание). Иногда, когда мужские фьефы предоставлялись женщинам как особая привилегия, они брали звание chevaleresse…»

http://i078.radikal.ru/0910/a9/0c8c4d330714.jpg

В скандинавских сагах, неоднократно упоминаются женщины,взявшие в руки оружие.

Женщины-воительницы.На английском.
http://swordmaiden.com/

+7

10

иннета написал(а):

А это средневековые изображения воинствующих дам.

О женщине с арбалетом, кстати,  пишут, что это Никола де ла Хайе. Шериф.
http://www.guide2womenleaders.com/women … er1200.htm

+3

11

Следующий пример, относящийся к  13 в., может показать, какой важной могла быть роль женщин в войне.
В 1292 г. город Цюрих был ослаблен изнурительной войной с Винтертуром, потеряв много людей.
Австрийский герцог Альбрехт, желая извлечь из этого выгоду, направил к Цюриху свои войска.
Женщины города вооружились и, ведомые некоей Хедвиг Бургхасдален, под звук барабанов и флейт прошлись по городским мостам и вдоль стен с криками и потрясая оружием. Герцог, решив, что в городе полно воинов, и, не желая сражаться или осаждать город, быстро заключил мир и отступил.

Но женщины из народа также сражались; в 1382 у фламандцев знамя несла женщина, погибшая в сражении. 

В хрониках Шиллинга, середины XV века, по крайней мере, трижды женщина изображена с алебардой, один раз со знаменем.

http://s54.radikal.ru/i145/0911/f2/370f94d1d1a3.jpg

+5

12

Еще одна женщина - воин рубит врагов внутри городских стен.
(картина не подписана, поэтому может быть это и Жанна де Арк. А может быть кто - то еще).

+3

13

Действительно есть подтверждения тому, что женщины средневековья воевали, причем не только руководя оборонами замков и в локальных конфликтах.
Оказывается, среди крестоносцев тоже были женщины.
Понятно, что женщины участвовали в крестовых походах, известно немало имен.
Имад ал Дин (1125 – 1201 гг), биограф Саладина писал о битве при Хаттине:

«Among the Franks there were indeed women who rode into battle with cuirasses and helmets,
dressed in men's clothes; who rode out into the thick of the fray and acted like brave men
although they were but tender women, maintaining that all this was an act of piety, thinking to
gain heavenly rewards by it, and making it their way of life. Praise be to him who led them into
such error and out of the paths of wisdom! On the day of battle more than one woman rode
out with them like a knight and showed (masculine) endurance in spite of the weakness (of her
sex); clothed only in a coat of mail they were not recognized as women until they had been
stripped of their arms. Some of them were discovered and sold as slaves.»

(Francisco Gabrieli. Arab Historians of the Crusades. Berkeley: University of California Press, 1969, 207)

Сьюзен Эдгингтон и Сара Ламберт пишут по этому поводу в книге Gendering the Crusades (University of Wales Press, 2001):

«В средневековой Европе женщина воевала в случаях необходимости. От аристократки ожидалось, что она сможет организовать оборону своих владений и повести войска на поле битвы, если рядом не окажется мужчины, которому это дело может быть доверено.

http://s43.radikal.ru/i101/1003/50/baac37fc8d0f.jpg

Что касается крестовых походов, то они были не только военными операциями, но и паломничеством верующих в Святую Землю.
Так что женщины, несомненно, тоже «принимали крест» и присоединялись к походам, хотя те, кто проповедовал крестовые походы, предпочитали, чтобы женщины финансировали операции, но не примыкали к гарнизонам лично. Их аргументы ничем не отличались от аргументов по поводу женской службы в армии в наше время.

Главным аргументом всегда было то, что женщина физически неспособна принести пользу в битве, что силы у женщин иссякают быстрее, чем у мужчин, и что присутствие женщин в гарнизоне провоцирует мужчин. А поскольку в случае крестовых походах речь шла именно о паломничестве, проповедники считали особенно важным, чтобы мысли мужчин были сосредоточены на цели похода без отвлечений.

Несмотря на это, многие мужчины брали с собой в походы и женскую часть семьи – жен, дочерей, а самых молодых приводили матери и старшие сестры.
Женщины проявляли очень большой энтузиазм по поводу крестовых походов, и охотно брали на себя самую тяжелую работу по уходу за больными и раненными, приготовлению пищи, окопных работах. Они обслуживали катапульты, использовали луки, присматривали за возведением укреплений и зачастую руководили защитой крепостей.

http://s60.radikal.ru/i169/1003/f3/f8e4ac10b0b2.jpg

Неясно, насколько широко женщины воевали в активных отрядах крестоносцев.
Два мусульманских источника говорят о том, что женщины были найдены среди убитых в битве за Акру 25 июля 1190 года (об этом выше было описано)
Причем описания настолько живые, что производят впечатление достоверных.
Западные источники говорят только, что в тот день воевали «простые люди», то есть, эти женщины были простолюдинками, воюющими в пехоте.
Западные источники также объясняют, что в тот день простолюдины пошли в бой самостоятельно, без командиров-аристократов, в эффективность которых они потеряли веру.

Что касается женщин, воюющих в коннице, то о них пишут только мусульмане. Ни один западный источник об этом не упоминает.»

Наиболее известны следующие работы о женщинах в крестовых походах:

James Powell, 'The role of women in the Fifth Crusade', The Horns of Hattin, ed. Benjamin Kedar (Jerusalem and London, 1992).

R. C. Finucane, Soldiers of the Faith: Crusaders and Muslims at War (London, 1983)

http://s57.radikal.ru/i155/1003/0e/9bb058e0450d.jpg

Конечно рыцарю и полагалось защищать прекрасных дам, но некоторые прекрасные дамы неплохо справлялись с эти делом сами.
Например, герцогиня Гаита Ломбардская, которая появилась в 1080 году в Константинополе в полном доспехе, на рыцарском коне, рука об руку со своим мужем-норманном.
В поэме «Турнир» Пьера Жентьена, описывается женский турнир в Париже, который был организован для подготовки дам к крестовому походу.
Там поименно перечислены 50 участниц. Эта поэма лежит на англоязычных архивах, в сборнике поэзии, найдется по поисковым словам Pierre Gentien Tournament, на французском.
Но вот лично я в правдивость сего произведения не верю. ;)
(Материал найден MirrinMinttu)

Отредактировано иннета (20-09-2012 00:21:12)

+7

14

Женщины и крестовые походы

Адела Блуасская, она же Адела Нормандская (1064 – 1137), дочь Вильгельма Завоевателя – имела к крестовым походам не совсем прямое отношение.
По ее настоянию, ее муж Этьен-Анри (Стефан–Генри), наследник графа Блуа и Шартра, отправился в Первый крестовый.
Оттуда он вернулся в 1100-м году, привезя с собой массу трофеев, от каталогов карт до драгоценностей.
Через год ему пришлось вернуться в Антиохию (и обет папе был дан, и жена настойчиво требовала исполнения обета, в чем была права - нарушить его было бы величайшим позором для всего рода), где он вскоре погиб при неудачном штурме Рамлы. Именно через его подробнейшие описания похода в письмах к Аделе известны многочисленные детали Первого крестового похода. Канонизирована.

http://s56.radikal.ru/i151/1003/54/6fe0ca2ce7dd.jpg

Королева Сибилла Иерусалимская (1160—1190) – правила Иерусалимом с 1186 по 1190 год. Если оставить в стороне ее увлекательную брачную жизнь, то она знаменита тем, что лично возглавила оборону Иерусалима от войск Саладина, а позже осаждала вместе с мужем Акру. Воины Третьего крестового присоединились к ним позже.

http://s60.radikal.ru/i169/1003/0d/35b915b3051f.jpg

Элеонора Кастильская – жена короля-воина Эдварда I Английского. Умница, дипломатка, хозяйка, истинная королева.
В 1271 году и она отправилась в мужем в Восьмой крестовый поход, где само присутствие Эдварда в Акре вызвало у бахрийцев настолько сильные чувства, что его решили убить, но покушение не удалось. Элеонора и Эдвард вообще практически не расставались, проведя из 36 лет брака всего лет пять порознь.
Элеонора участвовала практически во всех походах мужа, что не помешало ей родить 16 детей.

http://i070.radikal.ru/1003/00/3962682a0345.jpg

Можно упомянуть здесь и о Хильдегард Бингенской (1098 – 1179), хотя она и не учавствовала в Крестовых походах и в Иерусалиме никогда не была.
Просто в качестве иллюстрации к тому, какая моральная власть была у некоторых женщин в то время.
О Хильдгард можно писать много – философ, музыкант, композитор, физик, математик, медик, провидица, советница королей...
Но в данном случае Хильдегард упоминается просто потому, что она имела огромное влияние на двух значительных в европейской истории мужчин: Фридриха Барбароссу и Адриана IV, патриарха Иерусалимского. Впрочем, ее музыка тоже пользовалась популярностью в пропаганде крестовых походов.

http://i058.radikal.ru/1003/e7/90815b47fb35.jpg

Участие королевы Беренгарии в событиях, связанных с крестовыми походами, ограничивается тем, что ее пришлось на место событий везти, чтобы Ричард Львиное Сердце успел, среди других дел, заскочить в церковь обвенчаться.

http://s40.radikal.ru/i089/1003/b4/eeded8ec0deb.jpg
http://mirrinminttu.diary.ru/?tag=1058799

+5

15

Об участии дам в сражениях под Акрой в 1191 году

Карта Акры.В XIIIв. Матвей Парижский.
http://s12.radikal.ru/i185/1103/7d/ad33f659b606.jpg

Но женщины, прибывшие в Акру, не только сопровождали воинские части.
Это были также женщины, прибывшие как воительницы по своему собственному праву.
По словам Имад ад Дина (Imad ad Din), знатная дама – он называет ее королевой – прибыла в сопровождении пяти сотен рыцарей, со своими конями, и деньгами, пажами и прислугой. Она оплачивала все расходы и обращалась с ними великодушно благодаря своему личному благосостоянию. Они ехали верхом когда она ездила верхом, атаковали когда она атаковала, бросались в битву вместе с ней, их шеренги были непоколебимы до тех пор, пока она стояла твердо.
Кто была эта безымянная дама? Доступные нам свидетельства не говорят об этом, но история эта подтверждается в Itinerarium Regis Ricardi.

Нет также источников, рассказывающих нам кем были франкские дамы, сражавшиеся в битве при Акре в кольчуге и шлеме, одетые как мужчины, и замеченные в гуще битвы и действовавшие как храбрые мужи.
Имад говорит, что во время битвы более чем одна женщина скакала, как рыцарь и проявляла мужскую выносливость, несмотря на свой слабый пол. Одетые в доспехи, они не были узнаны, пока их не брали в плен и не срывали одежду.
Некоторые из этих пленниц, говорит он, были проданы в рабство пожилым женщинам, которых было множество повсюду в арабских землях.

Другие записи о физической храбрости франкских женщин во время осады содержаться у писателя Беха ад Дина (Beha ad Din).
Когда падение Акры стало неизбежным, Саладин предпринял последнюю отчаянную атаку на франкский лагерь.
Во время этой кровавой битвы мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ, которая стреляла в них из ручного лука. Она убила многих арабов, прежде чем над ней взяли верх и убили. Ее лук был взят и принесен Саладину, который был глубоко впечатлен этой историей.
(Из книги Грехема МакЛеннана "Женщины-крестоносцы")
перевод Galina Rossi
http://my.mail.ru/community/troubadours … gsort=date

+6

16

http://i079.radikal.ru/1108/13/050bb8ca5b9f.gif
/выдержка из книги Филиппа Контамина "Война в Средние века"/

      Ордерик Виталий в XII в. упоминает Гельвизу, графиню д'Эвре, которая на коне и в рыцарском вооружении участвовала в сражениях, проявляя такой же азарт, как и рыцари в доспехах или солдаты с дротиками.
Во время крестовых походов женщины сражались в армиях франков: греческий историк Никифор описывает этих амазонок в мужской одежде, на конях, с копьями и боевыми топорами.
Фруассар рассказывает о графине Жанне де Монфор, которая во время войны за бретонское наследство в доспехе и на боевом коне, «держа в руках крепкий и острый меч, билась отважно, с большой храбростью».
      Согласно легенде, во время осады замка Понторсон Томасом Фелтоном, сестра знаменитого коннетабля дю Геклена - Жюльенна, невзирая на свое монашество, вместе с другими отталкивала лестницы врага от стен.
Были в армиях и женщины из народа: в 1382 г. Карл VI «пошел на Фландрию, и там знамя фламандцев несла женщина, в конце концов они были разбиты, а она погибла».
А вот некая фрисландка «в синем суконном платье», которая во время войны между Фрисландией и Ген-негау (1396 г.) бросилась на врагов «в безумной ярости» среди первых и погибла пронзенная стрелой.
Вспомним, наконец, и классические примеры Жанны д'Арк и Жанны Ашетт.

О последней более подробно.

Жанна Лэнь, в девичестве Фурке, больше известная под прозвищем Жанна Ашетт (фр. Jeanne Hachette — Жанна Секира) (1456—?) — жительница французского города Бове, прославившаяся своим героическим поступком при обороне города от войск Карла Смелого, герцога Бургундии.
http://i053.radikal.ru/1108/f3/06f7ff9f8231.jpg

27 июня 1472 года внушительная бургундская армия захватила предместье Бове и атаковала сам город.
Ей противостояло лишь триста человек гарнизона во главе с Луи де Баланьи.
В напряженный момент штурма одному из бургундцев удалось взобраться на гребень крепостной стены и установить штандарт.
В этот момент шестнадцатилетняя Жанна Лэнь бросилась на бургундца с топором в руках и зарубила его, после чего сорвала штандарт и швырнула его в крепостной ров.
http://i022.radikal.ru/1108/fb/eb03aab8c7a1.jpg

Бронзовый памятник Жанне Ашетт, установленный в Бове
http://s03.radikal.ru/i176/1108/32/e96c7b1657f9.jpg

Поступок Жанны придал сил упавшим духом защитникам Бове, к которым присоединились и женщины.
Гарнизону удалось отбиться и дождаться подкрепления. Осада Бове продлилась 25 дней, но он так и не был взят войсками Карла Смелого.
Героизм, проявленный горожанами Бове во время осады, был вознагражден Людовиком XI — король снизил налоги и ввел ежегодную благодарственную процессию, возглавляемую женщинами.
Жанну, получившую после вышеописанных событий прозвище «Секира» (Hachette), наградили деньгами, а также навечно освободили её с мужем и всех их последующих потомков от налогов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ашетт,_Жанна

+6

17

И снова о женщинах, связанных с военным ремеслом:

* В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo — «девой со щитом».
«Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.

Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век
http://s014.radikal.ru/i326/1111/e3/08d59ba4b2f5.jpg

* Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи — длинными.

* Вооруженные женщины, сохранявшие свой пол в тайне от окружающих — частые персонажи европейского рыцарского эпоса.
Самая знаменитая женщина-рыцарь — Брадаманта, сестра знаменитого рыцаря Рено де Монтабана.
Ее приключения стали частью двух важнейших поэм эпохи итальянского Ренессанса — «Влюбленный Орландо» графа Маттео Мария Боярдо (1495) и ее продолжения «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1516)

* Матильда, графиня Тасканская (Matilda, Countess of Tuscany), также известная как Матильда Каннозза (Matilda of Canossa), родилась в Северной Италии в 1046 году. С детства она обучалась владеть оружием.
Впервые она приняла участие в сражении на стороне своей матери в 1061 году, защищая интересы Папы Александра II.
Когда в 1069 году умер ее отчим Дюк Годфри (Duke Godfrey), Матильда приняла командование армиями.
Ее описывают лично ведущей свои отряды, сжимающей в руке меч отца. Она провела около тридцати лет в войне на службе Папы Григория VIII (Pope Gregory VIII), а затем Папы Урбана (Pope Urban) против Немецкого императора Генри IV (Henry IV).

* Миниатюра 15 века  /Isabella_and_Roger_Mortime/, которая показывает королеву Изабеллу Английскую(в платье и доспехах), которая участвовала в военном походе и свержении своего мужа Эдуарда.
Войсками командовала не она, а была просто самой знатной из всех восставших против английского короля.
http://s017.radikal.ru/i443/1111/fb/13f18676edd0.jpg

+7

18

Не вполне по теме, но пусть будет тут.
Женщины с оружием в руках на средневековых миниатюрах.

из книги Кристины де Пизан.Бургундия. дата: c. 1450-1475
http://s46.radikal.ru/i111/1112/01/4b321ae863ff.jpg

Queen Penthesilea.из книги Кристины де Пизан. Дата c. 1410-с. 1414
http://i047.radikal.ru/1112/99/86daa9bde90a.jpg

Histoire ancienne jusqu'à Césa. Италия,Болонья. 14 век.
http://s017.radikal.ru/i403/1112/15/34f974c44ace.jpg

Амазонки учиняют расправу над пленными. Французская миниатюра.
http://s017.radikal.ru/i420/1112/0b/1a8856fdbefd.jpg

Изображение амазонок. Гаага. 1285 г.
http://s017.radikal.ru/i405/1112/35/127a8a588ddb.jpg

Франция.15 в.
http://s017.radikal.ru/i403/1112/e8/59736fd0abe2.jpg

Битва амазонок во главе с королевой Penthesilea с греками и Ахиллесом. 1285 г.
http://s46.radikal.ru/i114/1112/f9/55082a27cff8.jpg

Они же, на миниатюре 15 века. Франция.
http://i011.radikal.ru/1112/c2/c17c730f7105.jpg

Снова амазонка, но уже лучница.
http://s017.radikal.ru/i432/1112/87/93c15bd71968.jpg

Женщина защищает свой замок (фрагмент миниатюры) Англия.1300-1340 г.
http://s017.radikal.ru/i402/1112/ab/0431cbfc957b.jpg

+7

19

http://s001.radikal.ru/i194/1112/53/f0d320ded05c.jpg

Ещё три примера:

Aethelflaed (? -918) была дочерью Альфреда Великого.
Во время правления своего отца, она водила войско, отражая атаки викингов, также она была ответственной за строительство многочисленных укреплений. Расширяя влияние семьи - то есть, завоевав большую часть Англии - она помогала своему брату Эдуарду Старшему(между 869 и 877 —  924)  стать могущественным монархом (Gies and Gies, Women 23).

Принцесса Ломбардии, Sichelgaita была женой норманского наемника.
Высокая, импозантная и мускулистая, эта женщина участвовала в боях вместе с мужем.
Она не допускала никаких неподчинений от солдат и угрожала смертью дезертирам(Gies and Gies,Women 24)

Мария (14 век)
Об этой женщине известно совсем мало данных. Но она описана в одном из писем Петрарки. А описана она была как солдат итальянской армии, одетая по мужски и почти неузнаваема в своей броне.
Петрарка описывает свой шок, когда он идет навстречу,думая что это мужчина, и потом осознает свою ошибку.
Мария превосходит многих солдат их по физическому мастерству.
Петрарка хвалит ее за то, что она остается целомудренной (Moriarty 143-4).
http://library.thinkquest.org/12834/text/bios.html

+6

20

Женщины с оружием в руках на средневековых миниатюрах и фресках

Фреска знаменитого Джотто, 1306 г. Флоренция/Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua/
семь добродетелей: Стойкость
(как видно, стойкость показана в виде женщины в доспехах с оружием и щитом/
http://s50.radikal.ru/i130/1112/ae/e1201a517608.jpg

Legend of the knight attending the mass instead of taking part in a tournament , Les miracles de Notre Dame (KB 71 A 24, fol. 123r), 1320-1340
http://s017.radikal.ru/i443/1112/c5/9e648698b78d.jpg

Амазонки в бою/Amazons in battle/ c. 1420-1430
http://s017.radikal.ru/i421/1112/99/ee34e5873630.jpg

Minerva and Pallas Athena.France, Central (Paris)
http://s017.radikal.ru/i408/1112/0b/5b5d3bd1d214.jpg

Королева Томирис /Queen Tomyris/c. 1450
Томирис была королевой кочевых народов Центральной Азии в древние времена. Согласно Геродоту, Кир Великий- основатель Персидской империи, встретил свою смерть в бою против нее. Из-за обстоятельств, этот эпизод стал рассматриваться как символический акт правосудия. Более того, в средневековых типологиях Томирис являлась прообразом Девы, что  торжествует над поверженным сатаной.
http://s15.radikal.ru/i189/1112/d9/1dca6b329646.jpg

Battle of the Cimbrian women, 14в.
http://s017.radikal.ru/i425/1112/04/36230afce34b.jpg

Women of Argos departing from Thebes , Destruction de la noble cite de Thebes. 1474
http://s14.radikal.ru/i187/1112/db/5fa3654e5bb3.jpg

С гобелена прибытие Жанны д'Арк в Шинон , 15-го в.
http://s010.radikal.ru/i311/1112/d6/d03ebc0867df.jpg

Тоже Жанна., La Vie des Femmes Célebres (Cl Ч. Hémon, Музей Dobrée), 1504
http://s017.radikal.ru/i403/1112/b0/4a515f1da221.jpg

+4

21

иннета написал(а):

Minerva and Pallas Athena

Что-то я в непонятках. Мне казалось - это одна и та же, только по-римски и по-гречески.

0

22

Княгиня написал(а):

это одна и та же, только по-римски и по-гречески

А фиг его разберёт.
Подписана миниатюра была так, что это две разные женщины.

0

23

Никола де ла Хайе

Никола была дочерью барона де ла Хайе, имевшего земли в Нормандии и Линкольшире, наследственного смотрителя замка Линкольн. Родилась она где-то между 1150 и 1156 годами, точности нет, ибо родители были разочарованы и не потрудились записать дату рождения дочери. Какая разница, ведь родилась девчонка, а не сын,не наследник!

Но братьев у Николы так и не появилось, поэтому, когда в 1169 помер её отец, она оказалась наследницей имений и наследственным кастеляном Линкольнского замка.

Замок Линкольна.
http://s020.radikal.ru/i709/1311/72/a43c7968b27e.jpg

Естественно она вышла замуж, и должность управляющего стал выполнять её супруг.
Уже будучи вдовой она предотвратила поползновения французских захватчиков на город, сумев договориться с ними.

После смерти своего любимого сына, Никола решила оставить должность. Но затея её провалилась.
Король Иоанн посетил Линкольн.
Никола, как говорят, подошла к нему и предложил ему ключи от замка, объясняя, что она уже слишком стара для таких нагрузок.
Но король ключи не принял.

И незадолго пред кончиной король Иоанн назначил ее на шерифскую должность.
Назначение женщины было случаем беспрецедентным и свидетельствовало о крайне высоком отношении короля к своей преданной стороннице.
Но звёздный час Николы был ещё впереди.

Эта пожилая, но решительная леди командовала замком Линкольн в 1217 году.
В тот год восставшие английские бароны и Луи - сын французского короля Филиппа, осадили замок.
Никола де ла Хайе защитила от них город, сдержав несколько атак восставших.

В Dunstable annals Николу называют «благородная женщина, которая поступала мужественно».

+3

24

Женщины-крестоносцы, которые сражались как мужчины

Считается, что в Средние века женщина была подневольным существом.
Но у нас есть воспоминания врага, сарацинских хронистов. Оказывается, христианские дамы шутя давали фору иным воинам мужского пола. Более того, те их слушались безо всякого натужного феминизма. Но давайте представим слово сарацинам, они все сами расскажут.

Осада Акры, 1191 г.
Осада Акры (28 августа 1189 — 12 июля 1191) — важнейшее сражение Третьего крестового похода в Святой земле.
После тяжёлой двухгодичной осады, крестоносцам удалось отбить стратегически важный город Акру, который в течение 100 лет оставался оплотом крестоносцев и столицей Иерусалимского королевства.
Воспоминания Ибн аль-Асира

• Одетые в доспехи, они не были узнаны как женщины, пока их не брали в плен и не срывали одежду.
•Некоторые из этих пленниц были проданы в рабство.
•Женщины также помогали, принося воду томимым жаждой, или с усилием носили камни, чтобы заполнить ров, окружающий стены Акры.

Воспоминания Имад ад-Дина

•Знатная дама – он называет ее королевой – прибыла в сопровождении 500 рыцарей, со своими конями, и деньгами, пажами и прислугой.
•Она оплачивала все расходы и обращалась с ними великодушно благодаря своему личному благосостоянию.
•Они ехали верхом когда она ездила верхом, атаковали когда она атаковала, бросались в битву вместе с ней, их шеренги были непоколебимы до тех пор, пока она стояла твердо.

Сверка с хроникой Третьего Крестового похода подтверждает эту историю. То есть, дама точно была, о ней сообщается в Itinerarium Regis Ricardi.
The Itinerarium Regis Ricardi (полностью Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi) представляет собой латинскую прозаическую версию Третьего крестового похода, 1189-1192.

Воспоминания Беха ад-Дина
Он отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры – второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов.
Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин.
Когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.

Другие сражения крестоносцев с участием женщин
Вообще, истории про то, как женщины обнажали мечи - немало. Не все они про Крестовые походы, свидетельств гораздо больше и происходят они со всех уголков Европы.
Но в этой статье мы говорим только о свидетельствах арабов, а их - не так много. Чтобы не ограничиваться Акрой приведем воспоминания уже известного нам Имад ад-Дина (секретаря и летописца Саладина) о фатальной для крестоносцев битве при Хаттине в 1187 г.

Среди франков действительно были женщины, которые ехали в бой с доспехами, одетые в мужскую одежду. Они сражались в гуще битвы, хотя и были всего лишь нежными женщинами, утверждавшими, что творят акт благочестия во имя небесных наград.

Источник: "Людота"

+1

25

«Среди друзей Харальда перечислены: девы Висма и Хейд, с каждой из которых пришло огромное войско.
Висма несла знамя Харальда...
Ещё была Вебъёрг,пришедшая с юга, из Готландии, и за ней следовало много славных бойцов.
Вебъёрг,командир отряда, решительно атаковала противника; она напала на Сокнарсоти, славного воина;
эта девушка настолько привыкла пользоваться шлемом, кольчугой и мечом,
что стала одной из лучших в Риддараскаре
(буквальное значение этого слова – конные тренировки), как говорил Сторкуд-старший.
Она наносила Сокнарсоти тяжелые удары и долго атаковала его, одним взмахом меча пробив ему щеку,
челюсть и подбородок;
ему пришлось зажать во рту бороду, чтобы удержать подбородок на месте.
Она совершила множество великих деяний, но немного позднее один из лучших воинов Хринга,
Торкель Упрямый, встретился с ней, и они яростно напали друг на друга.
Наконец Вебъёрг, сплошь покрытая ранами, пала с великой славой».

Э. Окшотт ''Оружие и воинские доспехи Европы. Викинги''.

https://b.radikal.ru/b22/2011/0d/10ef33880c6f.jpg

0

26

Песнь об Альбигойском крестовом походе,
строфа 205 – гибель Симона де Монфора под Тулузой.

Был в Сен-Сернене камнемёт сооружён
Умелым плотником. На стену водружён.
Отряд девиц и дам был им вооружён,
И их руками управлялся он.

Удачней выстрела не видел испокон
Весь белый свет: граф камнем поражён,
Смят шлем, и череп всмятку размозжён,
И, побледнев, на землю рухнул он.
(Перевод Алексей Борисов)

женщины с камнемётом.
https://c.radikal.ru/c18/2106/26/c51da5f0c97e.jpg

Смерть Симона Де Монфора во время осады Тулузы
https://c.radikal.ru/c18/2106/b2/d115494b4d5d.jpg

+1