SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Средневековые книги

Сообщений 1 страница 30 из 96

1

В средние века грамотным обязательно необходимо было быть лишь торговцам и священникам. Но торговые сделки - дела сугубо земные. Купеческие записки не требовали прочного долговечного материала для письма. И потому до нас они почти не дошли. Впрочем, немало торговых и личных записок, нацарапанных на бересте, было найдено во время раскопок в Новгороде. Другое дело священные писания. Над изготовлением каждой рукописи со священным текстом трудились долго и тщательно. Материал для них выбирали прочный. Именно по таким священным рукописным книгам мы сегодня и изучаем культуру средневекового письма.

Вместо античного папирусного свитка в это время появляется пергаменный кодекс. Римский историк Плиний рассказывает, что из-за соперничества с Александрийской библиотекой цари Пергама стали делать книги из ослиной кожи. Со временем, такую тонко выделанную ослиную (или телячью) кожу и стали называть пергаменом. Поскольку первые пергаменные листы предназначались для царской библиотеки в Пергаме, то материал не экономили и делали их большими (примерно вчетверо больше современного книжного листа).

Однако вскоре поняли, что такие большие листы неудобны и стали их складывать вдвое. Такие сложенные вдвое листы пергамена получили название дипломов (греч. diploma - "сложенный вдвое"). Когда же дипломов набиралось много, их сшивали между собой в кодекс (лат. codex - "ствол, пень, книга"). Так постепенно античная библиотека в виде корзин с папирусными свитками исчезла, и стали появляться полки с книгами.

Легкость открывания пергаменного кодекса в любом месте способствовала широкому распространению цитирования священного писания, сравнительному изучению наук и искусств. Правда, при этом все больше исчезала потребность просматривать, не торопясь, весь текст, пока не отмотаешь свиток до нужного места. Так эпичность заменялась фрагментарностью.

В своем классическом виде пергаменный кодекс просуществовал с III по XIII век. Часто текст, считавшийся устаревшим и ненужным, счищали с листов пергамена. Существовали даже целые мастерские палимпсестов (греч. "вновь соскобленный"), в которых умелые ремесленники смывали старые рукописи губкой, сцарапывали ножом, вытирали пемзой.

Размером кодексы были самыми разными. Большие кодексы -их называли in folio (ит. - "в лист") - бывали размером 50 х 30 см. Чаще же, для всеобщего употребления, делали кодексы из четвертушки большого листа, и потому называли их m quatro (ит. - "в четверть"). Однако встречаются и крошечные кодексы (4 х 2,5 см), которые шутливо называли "мальчик с пальчик". Фигуры на миниатюрах таких кодексов получались с булавочную головку.

В XI веке из Аравии стала проникать в Европу бумага. Само это слово, ставшее сегодня таким привычным, происходит от названия города Bambyce (по другим версиям от названия хлопка - bambac). Для производства бумаги приготовляли сначала однородную водянистую бумажную массу, которую затем сушили на проволочной сетке. В местах соприкосновения с сеткой бумага становилась тоньше, и при просмотре на свет можно было увидеть сетчатый рисунок - водяные знаки. Тогда общим словом "филигрань" называли и проволочную сетку для сушки бумаги, и водяные знаки, оставленные ею на бумаге.

Чуть позже крупные производители бумаги придумали делать из такой сетки рисунок, который скоро стал их товарным знаком. Сегодня историки-палеографы без особого труда угадывают по рисунку филигранен страну, где была произведена средневековая бумага. Так во Франции водяными знаками были лилия, петух, собака; в Италии -венок, шлем, бочонок, птичье крыло; в Германии - свинья.

Одновременно и ювелиры называли филигранью изделия из витой золотой и серебряной проволоки и крошечных металлических шариков - кошельки, шкатулки, сумочки, мелкие скульптуры (от ит. filo - "нитка" и grano - "зерно").

В Средние века существовало три типа орудия для письма. "Стиль" (лат. stilus), сохранившийся с античной эпохи, представлял собой заостренную с одного конца металлическую палочку для письма на навощенных дощечках. Другим, тупым, концом стирали написанное. Так что современный вопрос: "каким стилем написано?" в древности предполагал, прежде всего, остроту заточки стиля. Для письма чернилами европейцы позаимствовали на востоке "калам" (лат. calamus) - заостренную камышинку. Наконец, самым удобным инструментом для письма было птичье перо (лат. penna avis) - гусиное, лебединое или павье.

Чернила чаще всего употребляли черные, (это сохранилось и в самом названии) и называли в разных странах по-разному. На греческом языке они именовались melan, на латинском - atramentam, на древ-негерманском - black. Для легко смывающихся надписей их готовили их смеси сажи и камеди (густой смолы некоторых деревьев). А для прочных надписей - из чернильных дубовых орешков с той же камедью. Довольно редко употреблялись цветные чернила. С античности -красные, с XI века - красные и зеленые, а с XIII века - красные и синие.

Большее употребление уже в раннем средневековье получили золотые и серебряные краски. Обычно ими писали "священные имена". Однако существовали и целые кодексы, написанные золотом (лат. codex aurei), серебром (лат. codex argenti), либо красной краской (лат. codex purpureus). Естественно, что такие книги ценились особенно дорого.

Так как и пергамен, и бумага были дорогими, то пространство страницы экономили, старались плотнее вписывать строки. Страницу либо всю сплошь покрывали текстом, либо делили текст на странице на два столбца. При этом использование стройного каллиграфического почерка делало такую страницу художественным произведением.

Новые мысли в тексте всегда выделяли красной краской (отсюда наша "красная строка"). В средние века красной делали всю первую (иногда и вторую) строчку абзаца и называли ее "рубрикой" (лат. rubrica - "красная глина").

Но еще более украшал рукопись инициал - большая заглавная буква (лат. initium - "начинаю"). Его богато расписывали растительным, травным и иным орнаментом. Нередко орнамент выходил за пределы инициала и захватывал всю страницу, художественно обрамляя ее. Особенно часто такие украшения встречаются на рукописях Позднего Средневековья.

Сшивали двойные листы кодекса, делая из них книги, пергаменными ленточками и охватывали двумя деревянными дощечками, обтянутыми кожей. На переплеты особо важных книг часто добавляли украшения из золота, серебра и драгоценных камней.

Писцы, занимавшиеся изготовлением рукописных книг, не только работали в уединении, но и жили отдельно. Как правило, они делились на два цеха. Скрипторы или либрарии переписывали обычные книги, а нотарии - дипломатические. Это были люди князя, либо церкви (монахи). Скрипториями же (лат. scriptorium) назывались тогда особые комнаты в монастырях, где под надзором библиотекаря переписывались книги.

И только к концу Средневековья в городах стали появляться наемные, "свободные" переписчики. Рубеж XII-XIII веков стал важным моментом в истории рукописной книги в Западной Европе. Распространение грамотности, возникновение светской и куртуазной культуры потребовало больше книг. Для студентов-богословов, монахов и клириков требовалось все больше литературы. Да и сама эта литература становилась иного содержания - исторические сочинения, ученые трактаты, стихотворные и прозаические романы и сборники легенд. Огромным спросом стала пользоваться иллюминированная книга - кодекс, украшенный миниатюрами, инициалами и орнаментом. Для богатых заказчиков появляются роскошные манускрипты (от лат. manus - "рука" и scribo - "пишу").

Именно в это время изготовление рукописной книги и переходит из исключительного ведения монахов в городские мастерские. Основным отличием здесь стала иная, более специализированная, орга-, низация труда. Если мастер монастырского скриптория часто сам изготавливал всю рукопись от выделки пергамена до переплета кодекса, то теперь ремесленники работали независимо друг от друга. Особо отделялись от переписчиков мастера-иллюминаторы. Со временем ор-наментирование текста (украшение его орнаментом) выделилось в отдельную специальность. И часто получалось, что разные части кодекса выполнялись на разном художественном уровне.

Особенно отставало искусство книжной миниатюры (тогда миниатюры называли "историями"). А мастера-рубрикаторы, выполнявшие украшения и инициалы (в то время такие украшения получили название "филигранных") умело вписывали пером и очень тонкой кистью прихотливые узоры. Именно к концу XIII века искусство мастеров каллиграфического орнамента достигло в Европе наивысшего развития. Тем более что из скриптория эти мастера первыми получали рукописи. И лишь обильно украшенная она поступала в распоряжение иллюминатора. Такая специализация явно не способствовала созданию целостности художественного образа книги, но зато сильно ускоряла работу.

Значительно повысилось в середине XIII века (50-60-е годы) и искусство изготовления самого пергамена. Обычно его долго вымачивали в известковом растворе для окончательного сведения волоса и удаления жирных веществ, а затем сушили и упорно шлифовали, растянув на специальных рамах - пяльцах. Завершался процесс выглаживанием пемзой и мелованием. "Массовое" производство Библии самых разных размеров началось как раз с тщательного изготовления пергамена. Для маленьких карманных экземпляров он выделывался необычайно тонким, белым, гладким с одной стороны и бархатистым с другой. А рукописи крупного формата писались на более толстом пергамене с мягкой, белой и бархатистой двухсторонней фактурой.

Иллюстраторы кодексов в XIII веке стремились к внешнему единообразию. Сегодня часто лишь с помощью тонких современных методов анализа можно отличить руку одного художника-миниатюриста от другого. В первой половине столетия почти исключительно использовались синяя, красная и белая краски. Но это отнюдь не приводило к цветовой резкости, так как обильно применялись оттенки этих цветов, особенно красного. К концу же века (в 70-е годы) цветовой ряд стал расширяться. Появились зеленые и желтые цвета. К тому же исчезли интенсивные, яркие краски. Популярными стали полутона и серые, светло-коричневые и сиреневые цвета. Смягчало краски и частое использование в качестве связующего вещества яичного белка, отстоенного и разведенного с водой и разбавленного медом.

Особое внимание в XIII веке стали обращать на переплет кодекса, не только украшавший его, но сохранявший. Особенно славился мастерством своих переплетов в XII-XIII веках Париж. Его мастерам подражали в Англии, Нидерландах, Германии. Доски по-прежнему обтягивались кожей, украшенной орнаментом. По характеру этих орнаментов (XIII-XIV века) их сегодня называют "романскими", и отличают от "готических" переплетов XV-XVI веков. Раздельная работа ремесленных мастерских отрицательно сказалась и здесь. Дело в том, что для восприятия многих средневековых "историй" (миниатюр), да и орнаментов текста, немаловажное значение имеют широкие поля, которые часто безжалостно уничтожались переплетчиками при обрезании книжного блока (иногда в обрезки попадали и части орнаментов).

Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной иллюстрации. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях. А в конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I. На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые (по словам самого Годескалька) символизируют красоту небес и вечной жизни.

Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век), названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из эрых соответствует определенному псалму. На рубеже XII-XIII веков в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carmina burana. Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав с разнообразными зверями и птицами.

Постепенно в средневековых (особенно парижских) мастерских поминаторов выработался свой особый стиль. Важнейшую роль в эсприятии миниатюры играл черный контур, ограничивающий все эражения. Этот контур стал "бледнеть" лишь к концу XIII столетия. )дновременно к 70-м годам стали изменяться и пропорции фигур - из приземистых крупноголовых фигурок с большими ступнями и ладонями они превратились в изящные и удлиненные готические с характерным изгибом спины и живота. Меняется и характер драпировки фигур. Если раньше фигуры облекались в мелкие складки, повторявшие каждое, подчас весьма нелепое, движение, то теперь складки сделались редкими и тяжелыми, а движения - неспешными и плавными. Вся подвижность перешла на лица, на которых появилась характерная улыбка с приподнятыми уголками рта (ее потом позаимствуют художники Возрождения). Сами лица еще по-прежнему раскрашивались внутри черного контура белилами и ярким румянцем.

Миниатюры часто обрамлялись декоративными элементами. Сначала это были драконы, фантастические птицы, аканф, а затем (со второй половины XIII века) листочки плюща, дуба или винограда. В парижских рукописях этого времени миниатюры так распространены, что часто проникают даже внутрь инициалов. Для них чаще всего специально делался золотой фон. А в середине столетия возник и особый вид инициального орнамента - головки, полуфигуры и фигурки людей, животных, птиц, столь прихотливо переплетенных между собой, что даже именовались дролери (фр. "дурачества"). Такие дролери иногда охватывали чуть не весь лист с текстом.

Сюжеты библейских миниатюр четко выстраиваются в три группы: "исторические миниатюры", "нравоучительные миниатюры" и "пророческие миниатюры". В "исторических миниатюрах" изображения, вписанные в инициалы, либо иллюстрируют ключевое событие следующего за этим инициалом текста, либо являются картинкой для одного начального слова (часто мало значащего).

За миниатюрами "нравоучительных" и "пророческих" библейских книг утвердилась достаточно твердая иконография сюжетов. Это, например, *Поучающий Соломон", "Иов на гноище" в Притчах, "Богоматерь с младенцем" к Песни Песней. Персонажей на таких миниатюрах всегда мало и все их атрибуты сведены к минимуму. Все лица, как правило, схожи между собой, фон абстрактный, элементы архитектуры переданы предельно условно, часто в руках у пророков, апостолов и евангелистов свиток.

Большое значение для обилия украшений имело предназначение той или иной книги. Так предназначенная для мирян Псалтырь украшалась особо обильно. Самим псалмам в ней часто предшествовал целый цикл миниатюр. Здесь же раньше других стали появляться шутливые дролери. Не менее богато украшалась и Библия-вульгата. Так называли латинский перевод Библии, выполненный в V веке св. Иеронимом и отредактированный в XIII веке в Парижском университете. К тексту часто прилагались неканонические книги, выдержки из трудов отцов церкви в качестве прологов к отдельным книгам Ветхого и Нового завета.

Напротив, мисалы (литургические книги, предназначенные для священника, с полным текстом мессы, хоровыми партиями, календарем, литаниями и пр.) иллюстрировались довольно скупо. Иногда они украшены лишь медальонами в виде знаков зодиака внизу страницы и верхними медальонами с изображениями сельскохозяйственных занятий по месяцам.

Тонкими были украшения маленьких карманных Библий в восьмушку листа (ит. m octavo). Текст здесь писался особым "бисерным письмом" (нем. perlschrift), который смотрелся орнаментом вокруг изысканных миниатюр

+6

2

_

Страница из Библии, 11 век.
http://i013.radikal.ru/0812/1d/9156de905850t.jpg
Изгнание Адама и Евы из Рая. Илл. из Библии 13 века.
http://i029.radikal.ru/0812/84/0a4175d6235at.jpg

Отредактировано Marion (04-10-2009 16:18:56)

0

3

Об изготовлении книг.   Из:
Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся 7кл. средней школы./Составитель Н. И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1990. - С 204 - 205.

"В большом,светлом зале, склонившись над столами – пюпитрами, прилежно в полной тишине писали монахи.
Объясняться между собой разрешалось только знаками, вход посторонним был воспрещен. Труд переписчика рассматривался как дело, угодное Богу, он был даже вписан в уставы некоторых монашеских орденов. ().
Работали,  не спеша, по нескольку часов в день, поэтому переписка книги затягивалась на годы.().
Кроме переписчика над изготовлением книги работало, обычно  несколько помощников.
Они нарезали из пергамена листы, заклеивали или заштопывали на нем дыры, чтобы каждый кусочек этого ценного материала пошел в дело. Кусок пергамена из  целой кожи животного перегибали пополам: так получался «полный лист». Книги из листов такого размера назывались фолианты (от. лат «фолиум» - лист).
Меньшие по размеру книги делались в одну четвертую и в одну восьмую листа. В монастырских мастерских отдавали предпочтение фолиантам: по ним было легче читать в полумраке собора. На изготовление каждой такой книги уходило целое стадо овец: от 200 до 300 голов. Из – за постоянной нехватки пергамена  в дело шли уже использованные листы: ненужные документы, поврежденные страницы книг, а иногда и целые книги, если церковь и монахи признавали их еретическими. Тогда старый текст смывался  или выскабливался и на пергамене писали новый. Нарезав пергамен, его затем складывали в тетради. (). Их нумеровали, линовали и передавали писцам.
После этого "в игру» вступали иллюстраторы. Ими часто были сами – монахи. Затем готовую книгу уносили в переплетную мастерскую. Там тетради сшивали, аккуратно обрезали, выравнивая страницы, и заключали их в перелет, который изготовлялся из досок, обтянутых кожей. Для прочности его углы скреплялись металлическими наугольниками, а выпуклые шишечки должны были оберегать кожу от перелета от царапин при соприкосновении с поверхностью стола.
Специальные боковые застежки – зажимы (как на современных органайзерах) предохраняли пергамен, который со временем пересыхал и начинал коробиться.
(). В отличие от монахов  для  городского мастера (переписчика) работающего за деньги, дорог был каждый час.
Да и сам текст монастырских книг вряд ли удовлетворил бы  рыцарей и горожан. Ибо они предпочитали литературу на родном языке – романы, басни, сатирические и исторические повествования.
Особенно вырос спрос на книги с XIII века. ().
Монастырские мастерские в это время стали уже приходить в упадок, и книжным производством занимались городские ремесленники.
(). Изменился и внешний вид книги. Место фолиантов заняли книги, удобные для чтения и не большие по формату.
(). В последние годы (когда?) в Европе все шире стал использоваться новый материал для изготовления книг – бумага.
Она пришла в Европу из Китая через рынки Испании и Италии.
На бумаге уже в XIII веке (с какого года) писали документы.
С XIV века ее производство было налажено и в нескольких городах Франции.
Бумагу получали из разваренного льняного тряпья. Эту массу тонким слоем размазывали по раме, с натянутой металлической
сеткой и давали воде стечь. Полученные листы отжимали прессом и покрывали клеем, чтобы чернила не впитывались. Бумага была намного дешевле пергамена, ее стали охотнее использовать для переписки книг. Особенно не дорогих. Но профессионалы по – прежнему предпочитали пергамен.
().".

http://s60.radikal.ru/i168/0905/ca/b550cab64a35t.jpg
Часовник Марии Стюарт. Франция. Вторая четверть XV в

http://i047.radikal.ru/0905/e7/864d56e19d5at.jpg
Скрипторий.

http://i021.radikal.ru/0905/fd/064642dba9d8t.jpg
Дорогая книга.

Еще по теме:

Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001. - с.13-20.
http://www.countries.ru/library/middle_ages/srvbook.htm

Якерсон С.М. Еврейская средневековая книга: Кодикологические, палеографические, и книговедческие аспекты. М., 2003. 256 с.
http://hebraica.orientalstudies.ru/rus/ … mp;pub=268

Отредактировано Marion (28-05-2009 15:56:48)

+7

4

Книга в эпоху средневековья
Западноевропейская рукописная книга

Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда кра­сили, обычно в пурпур, писали золотом или сере­бром. В библиотеке Упсальского университета хра­нится Библия, переведенная на готский язык епис­копом Ульфилой (ум. в 382 г.), - крупнейший памят­ник тогдашней германской письменности. Текст написан сверкающими серебряными и золотыми красками на пурпурном пергамене, а обложки изго­товлены из массивного серебра. Известны молит­венники, написанные золотом на черном пергаме­не. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.

В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление перга­мена взялись горожане-ремесленники. Они созда­вали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называе­мые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем на­писан новый. К этому способу в Европе прибегали еще во времена раннего средневековья. В результа­те подверглось соскабливанию множество цен­нейших текстов, особенно античных. В некоторых монастырских библиотеках фонды были сплошь составлены из палимпсестов. Благочестивые мона­хи уничтожали труды Тита Ливия, Вергилия, Ев­клида, чтобы заменить их сочинениями «отцов церкви».

Картина стала меняться в XIII-XVI вв. - в пред­дверии Возрождения интерес к античной старине возрос. Скажем, монахи Гротафератского мона­стыря поверх послания апостола Павла к коринфя­нам переписали Гомерову «Илиаду», а поверх тек­ста Библии - трагедии Софокла.

Скребок не мог окончательно уничтожить пер­воначальный текст. Чернила глубоко впитывались в пергамен, вызывая в нем химические изменения. Поэтому с помощью специальных реактивов, или просто подержав палимпсест на свету, можно вос­становить прежний текст, тем более, если он напи­сан на крепком пергамене крупным, ясным почер­ком, как писали в античности.

Ученые давно поняли, каким важным источни­ком древних текстов являются палимпсесты; уже в XVII в. делались попытки восстановить перво­начальные записи, пользуясь различными кислота­ми. От этого старый текст проступал ярче, но лишь на время, а затем сам пергамен темнел и больше не поддавался прочтению. Таким образом были погу­блены тысячи манускриптов. В наши дни для проявления первоначального текста пользуются фотографированием: чувствительная фотопленка достаточно проясняет его и делает удобочи­таемым, а сам пергамен остается нетронутым.

Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья. Пользовались и металлическими пе­рьями, но редко, так как они были слишком жестки­ми. Эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и вовсе началось только с середины XIX в.

Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.

В средние века было известно несколько рецеп­тов приготовления чернил. Главными компонента­ми служили черный орех (дубовый нарост), суль­фат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи были по качеству выше античных - их не так легко было смыть. Но на рынок попадали в весьма незначительном количестве, так как скрип­тории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд. Чернильницей служил рог, вставляемый в специальное отверстие в столешни­це. Существовали и переносные металлические чернильницы. Широко применялись цветные чер­нила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали чет­кий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже - фиолетовы­ми.

Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена. В скрипторий обычно попадал перга­мен невысокого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных. Он проверял весь запас, сор­тировал его и годные листы нарезал по трафарету. Потом выскабливал пергамен ножом или пемзой, заклеивал трещины специальным клеем (сохра­нился даже рецепт такого клея). Затем начиналась вторая стадия - разлиновка. Для этого использовали циркуль, линейку и грифель или карандаш. В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно - обрамленные) для миниатюр, ини­циалов, виньеток и прочих элементов украшения. И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма.

Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул (littera franciosa) -строчный почерк, сформировавшийся в VIII-IX вв. из различных местных ответвлений римского по­луунциального прописного письма, возникшего, своим чередом, из унциального письма путем вве­дения в него для ускорения процесса писания неко­торых элементов позднего римского книжного кур­сива. Буквы прописного полуунциального письма в каролингском минускуле преобразовались из рим­ского капитального письма - древней антиквы. Таким образом, каролингский минускул пред­ставлял собой синтез римского унциала (полуунциала) с курсивом с элементами римского капи­тального минускула.

В отдельных областях обширного каролингского государства это письмо приобретало свои специ­фические черты. В западных областях, например в скриптории Турского монастыря, практиковалось «галльское письмо» (scriptura gallica) - красивое, округлое, симметричное и разборчивое. Его буквы похожи на современные латинские. Каролингский минускул стал почти на три столетия своеобразной нормой письма, ведь он пропагандировался самой императорской канцелярией. При Карле Великом издавались специальные распоряжения об улучшении выпуска книг во всех приходах и монастырях. Требовалось, чтобы книги писались «littera bona». Под этим «добрым письмом», конечно, подразуме­вался каролингский минускул.

В X-XII вв. каролингский минускул в Западной Европе претерпел значительные изменения. Буквы сжимались, их округлые очертания приобретали угловатые ломаные формы и постепенно прев­ращались в шрифт, который мы называем готичес­ким[2]. Новый шрифт на три-четыре столетия вытес­нил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Воз­рождения, начинается обратный процесс - готичес­кий шрифт вытесняется гуманистической антик­вой, возникшей из каролингского минускула и дав­шей начало современному латинскому шрифту.

Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декора­тивными элементами. Средневековая книга пред­ставляла собой уникальное произведение искусст­ва и считалась предметом роскоши. Предназначен­ная для храмов, монастырей, богатых и знатных за­казчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие спе­циалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюмина­торы. Миниатор (лат. minium - сурик, красная крас­ка) - художник, рисовавший цветные иллюстра­ции, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки - «рубрики» и т.п., - раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber - красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золо­том. Мастерами оформления сначала были мона­хи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне.

Рукописный инициал из Евангелия. Бавария, XI в.
http://bookshistory.narod.ru/images/image5-1.gif

Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, са­мостоятельные картины на целую страницу - все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. Назначением инициалов (они появились в раннем средневековье и сначала назвались «capitales») было украсить книгу, поскольку другие декоратив­ные элементы в раннюю эпоху выглядели чрез­вычайно примитивными.

С развитием средневековой культуры совер­шенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесня­ли текст на второй план. Так, экземпляр Библии, созданный во Франции в XII в. (Bible moralisee), был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Не довольствуясь богато разукрашенными инициала­ми, порой представлявшими собой целые миниа­тюры, витиевато оформленными заголовками, ру­брикацией важнейших разделов и букв, много­цветными иллюстрациями, мастера стали укра­шать и свободное пространство - поля книги, как бы охватывая текст растительным орнаментом или другой декоративной рамой. Вообще искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства. Краски были сочными и яркими - они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на пролетевшие столетия.

Сначала все это искусство опиралось на до­стижения античного мира. Но сказыва­лось и влияние восточного (византийского, сирий­ского, армянского, даже коптского), и особенно местного, народного прикладного искусства. Сред­невековые художники нередко вплетали в книжный орнамент мотивы народных сказок, изо­бражения мифических существ (это так назы­ваемый звериный орнамент).

Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее ва­рьируется от гигантских фолиантов до крохотного duodeco (в одну двенадцатую). Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько на­личие пергамена у изготовителя. Лишь литур­гические книги всегда изготовлялись крупным форматом.

Для средних веков характерен был кодекс - книжный блок. Его производство выглядело так. Заполненные текстом пергаменные листы вырав­нивались, фальцевались, складывались в тетради. Чтобы не перепутать тетради, каждую из них по­мечали римской цифрой по порядковому номеру, а иногда еще и буквой, показывающей количество листов в тетради: В (inio) - два листа, Т (ernio) - три листа, Qua (temio) - четыре листа и т.д. Эти поряд­ковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли непрактико­вавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумера­цию страниц, которая в первый раз была испробо­вана лишь в XIV в. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующе­го листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось ку­стодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой).

Подготовленные к переплету тетради сшива­лись в блок на ручном переплетном станке. Сохра­нилось изображение монаха (XI в.), сшивающего пергаменные листы тремя шнурами, выступающи­ми на корешке книги. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.

Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные об­ложки. На переплетные крышки шли доски твер­дого дерева (отсюда выражение «прочитать книгу от доски до доски»), они обтягивались кожей или пергаменом, реже - материей (бархатом) и украша­лись тем или иным способом.

Для предохранения от пыли книгу снабжали ме­таллическими застежками (лат. fibula) или тесемоч­ками. Иногда ее обтягивали своего рода чехлом - камизой; часть его составляла обычная оболочка книги, а дальше как бы полуоткрытый футляр. Его завязывали ремешком из цветной кожи и таким образом книгу можно было подвесить к поясу или седлу.

Между тем приближалась новая эпоха в культу­ре человечества, а с ней утверждался новый взгляд на книгу, который проповедовали великие ита­льянские гуманисты.

http://bookshistory.narod.ru/w-europ.html

+8

5

Кароли́нгский минускул — один из типов средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы.

http://s58.radikal.ru/i160/0905/ef/c87b38a1cf72.jpg

Галльское письмо

http://i035.radikal.ru/0905/f9/540c74fc8fe4.jpg

+7

6

Marion написал(а):

На бумаге уже в XIII (с какого года)

Вот про бумагу в Википедии

* 105 — изобретение бумаги из хлопка Цай Лунем в Китае.
    * 600 — проникновение бумаги в Корею.
    * 625 — проникновение бумаги в Японию.
    * 751 — Таласская битва — проникновение бумаги на Запад.   
    * 1238 — бумажная мельница в Испании.
    * 1770 (около) — английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы     бумаги без следов сетки.
    * 1799 — патент на изобретение бумагоделательной машины (Луи-Николя Робер).
    * 1803 — установка бумагоделательной машины в Великобритании (Брайен Донкин).
    * 1806 — патент на изобретение копировальной бумаги.
    * 1816 — первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика)
    * 1827 — бумагоделательные машины в США.
    * 1856 — изобретение гофрированного картона.
    * 1857 — технология получения бумаги из древесины.

Вот еще:

Китайцы ревниво оберегали секрет выделки бумаги, и лишь ок. 600 н.э. он стал известен корейцам, а спустя еще лет 15 – и японцам. В 751 искусство производства бумаги достигло Самарканда и через 40 лет после этого было освоено в Багдаде. Из Багдада оно дошло до Египта (ок. 900), затем до Феса в Марокко (ок. 1100) и вскоре после этого появилось в Европе. В 1150 испанцы производили бумагу в Хативе и Валенсии. В 1348 в Труа (Франция), а в 1494 в Хартфорде (Англия) были построены бумажные мельницы. В Италии впервые начали делать бумагу в Фабриано (в 1276). Чуть позже производство бумаги было налажено и в Германии – в 1390 У.Штромер построил фабрику в Нюрнберге. Бумажное ремесло проникло в Новый Свет из Испании: первая бумажная фабрика была построена в Кульякане (Мексика) в 1575. В 1690 бумажных дел мастер из Германии В.Риттенхаус наладил производство бумаги близ Филадельфии (шт. Пенсильвания, США).

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/BU … RIALI.html

+6

7

Келлская книга (также известная как «Книга Колумбы») — богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех дошедших до нас. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров, многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия.

http://www.bibliotekar.ru/encCelt/113-1.htm

http://s51.radikal.ru/i132/0905/64/2a0a090a6d39.jpg

http://s44.radikal.ru/i105/0905/3f/7b900db374de.jpg

+7

8

http://s60.radikal.ru/i170/0905/28/ee367189cd9b.jpg

+4

9

Переплёты средневековых книг изготавливали из дерева, используя также пергаменные, кожаные или тканевые.
Для отделки роскошных церковных книг применяли слоновую кость, эмаль, чеканку на благородных металлах, инкрустацию. Для кожаных переплетов использовали овечью или козью кожу, белую дубленую замшу, коричневую телячью, воловью или свиную кожу.
При изготовлении кожаного переплета мокрую кожу натягивали на деревянную доску и отделывали ее с помощью штампов. 
Для украшения и предохранения переплета служили металлические накладки, закрепляемые на углах и чтобы книга произвольно не раскрывалась, она оснащалась металлическими застежками.
Самыми старыми из сохранившихся переплетов западноевропейских книг являются три кодекса библиотеки города Фульда. Считается, что они принадлежали немецкому миссионеру Бонифацию. На переплете одного из них, так называемого кодекса Рагиндрудис (Ragyndrudis­Kodex), видны повреждения — следы нападения на Бонифация, который пытался этой книгой защититься от убийц. Переплет отделан орнаментальной высечкой с подложкой из золоченой кожи.

http://i060.radikal.ru/0906/56/1065775dbcc8.jpg

Переплеты богато украшали золотом и драгоценными камнями. Роскошные переплеты для книг, которые использовались при богослужении, изготавливали по заказу властителей вплоть до позднего Средневековья. Самым старым из сохранившихся является переплет Евангелия лангобардской королевы Теоделинды (начало VII века), который хранится в соборе города Монца.

http://s55.radikal.ru/i150/0906/b4/49d9eefd4b17.jpg

Рукописи иллюстировались — такие книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари (minium). Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Иллюминированная рукопись была настоящей драгоценностью.

http://i036.radikal.ru/0906/94/175232d0d669.jpg http://s39.radikal.ru/i083/0906/30/2714e2120fe8.jpg

Создавались книги в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. Уже в каролингское время начали складываться различные школы книжной миниатюры, их различают по названиям скрипториев.

+9

10

http://s58.radikal.ru/i159/0906/88/a3e506784917t.jpg
Переписчик книг в своей мастерской.
Миниатюра. Англия, начало XIII века. Бодлеианская библиотека, Оксфорд.The Plantagenet Chronicles. Ed. By Elizabeth Hallam. New York, 1986.

Обложка франкской книги.
http://i013.radikal.ru/0906/fa/b1a8f637c622t.jpg

Сожжение запрещенных церковью книг.
http://s47.radikal.ru/i117/0906/7d/5369608ce687t.jpg
Церковная книга.

Отредактировано Marion (13-06-2009 18:14:52)

+6

11

* перемещено из соседней темы

Здесь главное, не изображение Св. Бернарда, а полочки и "шкаф" для книг.
Миниатюра XII века.
http://i021.radikal.ru/0904/f0/5ba4bcd4900ft.jpg

Изготовление пергамена. Германия 1568 год.
http://s60.radikal.ru/i170/0906/44/001a54e22792t.jpg

Отредактировано Marion (27-06-2009 17:09:00)

+4

12

Вплоть до ХII в. рукописи в Европе существовали и переписывались только на пергаменте. Поэтому наиболее ценные книги приковывались к пюпитрам или полкам цепями, а библиотекари наставляли читателей: «Бери книгу с таким же благоговением, как Симеон-праведник взял на руки младенца Христа».
Обычай приковывать книги сохранился в некоторых европейских странах до ХVII в. А в библиотеке Марша (Marsh's Library), основанной в 1701 году в Дублине  нет книг, прикованных цепями: вместо этого читателя там запирали в клетку.  :confused:

http://s53.radikal.ru/i141/0907/72/f8674c1aa1f4.jpg

В средние века чтобы уберечь книгу от порчи и пропажи библиотекари писали на ней страшные угрозы: «Если вы похитите или продадите книгу, вас ждет страшный божий гнев. Вы попадете в ад. Будете жевать и выплевывать свой язык, раскаленный как железо. А изо рта у вас будут постоянно выскакивать жабы».
В  Европе широкое распространение получили библиотеки монастырей, церквей, монастырских школ.
Знаменитый философ - Фома Аквинский (ХIII в.) писал:
«Настоящая сокровищница монастыря – библиотека. Без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда, суд без часовых…».

Книги на цепях — способ хранения книг в общественных библиотеках средневековой Европы.
В Англии эти библиотеки называли англ. Chained library (например, Francis Trigge Chained Library — «Библиотека Франциска Тригге с прикованными книгами»).
Цепи, удерживающие книги были достаточно длинны, для того, чтобы снять книгу с полки и прочитать, но не давали вынести книгу за пределы библиотеки.
Такая практика была распространена в читальных залах библиотек начиная со средневековья по XVIII столетие, что было обусловлено большой ценностью каждого экземпляра книги. Большая часть средневековых публичных библиотек не выдавала книги на руки (то есть состояла только из читального зала), и цепи были предназначены для обеспечения безопасности хранения дорогостоящих книг.

http://i059.radikal.ru/0907/90/4133d91ae586.jpg

Цепь соединялась с книгой посредством металлического кольца, вставленного в обложку или угол, поскольку если цепь прикрепить к корешку книги, то износ фолианта будет намного больше. Книги на цепях стояли на полках корешками от посетителя, то есть «неправильно» с точки зрения современного библиотекаря — корешки книг, стоящих на полке, были невидны. Книга ставились таким образом для того, чтобы её можно было взять и открыть не переворачивая и не путаясь в цепях.

http://s44.radikal.ru/i106/0907/a4/dffd2b477c74.jpg

+9

13

иннета написал(а):

«Если вы похитите или продадите книгу, вас ждет страшный божий гнев.

http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif 
По - моему, есть смысл возродить эту традицию. Здорово звучит :)

+1

14

В книжной лавке.

+3

15

Книга 15 века.Коричневая телячья кожа, застёжка из серебра.  Koninklijke Bibliotheek - Национальная Библиотека Нидерландов.

http://s44.radikal.ru/i103/0908/79/2eaa2d3bbd75.jpg

Книга 14 века. От туда же.

http://i030.radikal.ru/0908/76/2926e9ad330b.jpg

http://s53.radikal.ru/i139/0908/9e/b92dadbf250a.jpg

Истории о Короле Артуре и  Круглом столе были очень популярным жанром в Средневековье. Доблесть, лояльность, галантная храбрость, поиски таинственной Чаши Грааля, и падение царствования  Короля Артура.  Рукопись о Ланселоте - часть квалифицированной рифмованной адаптации трилогии французов тринадцатого столетия в прозе.
Первым владельцем старинной рукописи был Луи Velthem, как написан на одной из сторон листа.
                                                                                                               Koninklijke Bibliotheek

http://s56.radikal.ru/i154/0908/3f/9fa680d0ae64.jpg

+7

16

Эразм Роттердамский
ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ

http://www.krotov.info/library/26_ae/aera/zm_08.htm#01

+3

17

Generic Title:
Bible
Date Range:
1225 - 1250
  Country:
  England
City:
Oxford
  Language:
  Latin

http://s08.radikal.ru/i181/0908/9e/dd20972b67eb.jpg

Страницы из  Книги о рыцарском искусстве, около 1280 г., Акра

http://i027.radikal.ru/0908/09/f584a5d2fa62.jpg http://s46.radikal.ru/i114/0908/cf/6790cb60b0d7.jpg

http://i073.radikal.ru/0908/b6/b46aa4ed87a2.jpg

Отредактировано иннета (08-11-2011 20:55:13)

+5

18

иннета написал(а):

Bible
Date Range:
1225 - 1250

У меня такой был бизнесс - органайзер.. :)
Как мало изменились формы. :rolleyes:

0

19

Ранний вариант печатного станка.

http://i029.radikal.ru/0908/8b/c2f76da0f701t.jpg

Производство средневековых манускриптов. Слайд - шоу с музыкой.
http://www.youtube.com/watch?v=dhQ8Um221Eo&eurl=http://scribalterror.blogs.com/scribal_terror/medieval/page/5/&feature=player_embedded

Отредактировано Marion (08-09-2009 00:34:35)

+4

20

XVe siècle, France
Paris, BnF, département des Manuscrits

http://s53.radikal.ru/i141/0909/d0/984546d7e17d.jpg

Просто по теме.

http://s39.radikal.ru/i085/0909/a1/c51f8a3848ae.jpg

http://s39.radikal.ru/i083/0909/9e/9afcb1cacef1.jpg

http://i044.radikal.ru/0909/cc/e47900490721.jpg

http://s41.radikal.ru/i093/0909/b5/fd6642ede02e.jpg

+7

21

Codex Gigas

http://s52.radikal.ru/i138/0910/1c/4d2195a1a8f1.gif

В 1648 году, в конце Тридцатилетней войны, рукопись, датируемая началом XIII века, была увезена из Пражского замка, где она тогда хранилась, шведскими войсками в качестве военного трофея и с тех пор находится в фондах Шведской Королевской библиотеки в Стокгольме.

На изготовление Codex Gigas пошло 160 ослиных шкур, и при размерах переплета 92 на 50 сантиметров при толщине 22 сантиметра манускрипт весит 75 килограммов. Первоначально в рукописи было 640 страниц, 624 из которых до сих пор находится в хорошем состоянии.

http://s50.radikal.ru/i128/0910/f7/fc34136e4607.jpg

http://s57.radikal.ru/i157/0910/f4/7884e19ff3da.jpg

Легенда гласит, что создал Codex Gigas монах из бенедиктинского монастыря в чешском городе Подлажице, но не один, а с помощью самого дьявола.
Совершивший серьезное преступление монах, во искупление своего греха, поклялся всего за одну ночь написать и украсить рисунками книгу, которая будет включать в себя все человеческое знание и прославит монастырь на века.
Однако около полуночи он понял, что не справится со взятым на себя обетом в одиночку и продал душу дьяволу в обмен на помощь.
Дьявол свое обещание выполнил, а монах в благодарность нарисовал портрет своего помощника на форзаце книги. В первую очередь именно из-за этого изображения, а не из-за своих размеров Codex Gigas считался в христианском мире "восьмым чудом света".
Подлажицкий монастырь впоследствии был полностью разрушен в ходе религиозных войн XV века.

http://i054.radikal.ru/0910/e8/f0663d972390.jpg

Вернувшийся в Прагу после 359-летнего отсутствия Codex Gigas, доставленный в столицу Чехии из Стокгольма на военном самолете, вызвал огромный интерес публики. Ценность книги столь велика, что к началу экспозиции Клементинум оборудовали новой охранной сигнализацией.
В зал, в котором поддерживается особый микроклимат, пускают лишь 60 человек в час.
Они имеют возможность в течение десяти минут рассматривать помещенный в специальный футляр манускрипт, раскрытый на 290-й странице. На ней как раз и находится знаменитое изображение дьявола.

http://i062.radikal.ru/0910/d2/f44f07d92daf.jpg

За три с половиной столетия Codex Gigas лишь третий раз покидает Стокгольм - ранее он выставлялся в Нью-Йорке и Берлине.

Навроде как считается, что это сам автор кодекса. :suspicious:
http://i051.radikal.ru/0910/83/449550755ca0.jpg

+5

22

http://s42.radikal.ru/i098/0910/73/021e43492c1f.jpg

Центрами книжной культуры в раннем средневековье оставались монастыри.
При них открывались школы и библиотеки. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что военный лагерь без вооружения».
А известный философ Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря — библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда...».

http://i011.radikal.ru/0910/d1/388615288344.jpg

Монастырские библиотеки были настолько малы, что весь их фонд умещался в одном сундуке.
Те немногие книги, что хранились в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных служб. В монастырских скрипториях, где работали отличные каллиграфы, художники и искусные переплетчики  создали немало великолепных памятников книжного искусства. Переписывание церковных книг было богоугодным делом, а имена некоторых переписчиков после их смерти были окружены легендарным ореолом.
Не каждый монах мог стать переписчиком. Переписыванием книг занимались и почтенные члены монашеских орденов, и даже аббаты.
Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего — самому настоятелю.
В дальнейшем появилась особая должность монастырского библиотекаря.
В его обязанности входило содержание в порядке рукописей, составление описей и выдача книг для чтения монахам.

http://s58.radikal.ru/i162/0910/2f/f6eec00085aa.gif http://s60.radikal.ru/i169/0910/2d/adb800873988.jpg

Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений в книгохранилище. Но были и иные источники.
Например, английские и ирландские монахи специально ездили на континент за книгами для монастырских библиотек.
Фонды пополнялись и за счет пожертвований. Знатные прихожане приносили книги в дар с условием, чтобы их поминали во время церковных служб.
Жертвовали книги люди, решившие постричься в монахи и дети из знатных семей, отданные учиться в монастырские школы.
Священное писание, жития святых, сочинения отцов церкви и книги для ведения церковных служб — вот и все, что хранили монастырские библиотеки.
Крайне редко в них встречались книги античных авторов, но они, как правило, были недоступны даже для большинства монахов.
Церковь была самым жестким цензором и внимательно следила, чтобы «запрещенные» сочинения не проникали за стены монастырей.
В 325 году был впервые принят «Индекс» («Список запрещенных книг») — документ, в котором были указаны книги, неразрешенные церковью для чтения.
Практиковались и публичные сожжения «вредных» книг, а также их авторов, переписчиков, распространителей и владельцев.

http://s60.radikal.ru/i169/0910/e3/fe00a944f834.jpg

Это привело к тому, что на рубеже XII—XIII веков уровень грамотности и образованности даже среди монахов значительно снизился.
Во многих монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха.
В других обителях скриптории стали использоваться для обогащения. Переписчики уже не обращали внимания на каллиграфию (красивый почерк) и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: их расшивали, смывали или соскребали текст и писали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.

http://i072.radikal.ru/0910/26/62858b24ab8f.jpg http://s57.radikal.ru/i155/0910/64/a159c094ae79.jpg

Увеличение фонда (количества рукописей) библиотек привело к созданию для них специальных помещений.
Комната для хранения и чтения книг оборудовалась специальными прочными столами — пюпитрами, на которых было удобно разложить книгу. Чтобы рукопись не украли, ее буквально «приковывали»: переплет книги прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к столу-пюпитру или стене комнаты. В описях для особо ценных книг использовался специальный термин «прикованные книги»(об этом было написано выше 12 п. )

http://s50.radikal.ru/i128/0910/ae/d15fe378fa6e.jpg

К XVI веку фонды монастырских библиотек насчитывали до полутора тысяч книг и более.
Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научная, так и художественная.
Стали составляться каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Это уже были не простые описи книг, а справочник, с помощью которого можно легко и быстро отыскать книгу. Среди читателей большинство составляли представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам.
Правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись — «книга, выпускаемая из монастыря».

http://s43.radikal.ru/i102/0910/eb/bb0c3bebd0b0.jpg

Страница нотной рукописи 13 века из библиотеки города Монпелье. Франция

http://s54.radikal.ru/i145/0910/c9/d924ea176978.jpg

А это из книги по психологии.

http://s06.radikal.ru/i179/0910/1a/e14a1515c529.jpg

+7

23

History Bible
Utrecht, 1443.

http://i079.radikal.ru/0910/6d/e659ba36b32bt.jpg
http://www.kb.nl/red/kbsite-en.html

http://s45.radikal.ru/i107/0910/c5/de641ee1e4ed.jpg

http://i029.radikal.ru/0910/ba/2a92fc1cd6bd.jpg
***************************************************************************

Способ установления точного возраста книги придумал британский профессор Тимоти Стинсон.
Как известно, большинство средневековых книг написаны на пергаменте, изготовленном из шкур животных.
Именно остатки ДНК позволят определить дату публикации.

http://s52.radikal.ru/i138/0910/75/eefc065803ae.jpg

«В самом пергаменте заложено невероятное количество ценной информации, - комментирует свое открытие Стинсон. - Однако странно, что никто до сих пор не обратил на это внимание». Среди достоинств новой методики профессор назвал возможность обнаруживать части одного манускрипта, который были по какой-либо причине разъединены.

http://i041.radikal.ru/0910/f5/c115ef030186.jpg

В мире сохранились тысячи средневековых книг (400-1500 гг.н.э.). Основой распространения книг были  монастыри.
И если ранее исследователям приходилось идентифицировать манускрипты по визуальным признакам (таким как почерк), то новая технология позволяет определять точное происхождение томов – каждый замок или монастырь имел свое подворье, и пергамент изготовлялся из шкур овец, быков и коз, обитавших там.
http://www.pravda.ru/science/eureka/dis … oldbooks-0

http://i018.radikal.ru/0910/18/dd3fbbdd2f44.jpg

http://s16.radikal.ru/i190/0910/f0/6a7499e687e1.jpg

http://s52.radikal.ru/i136/0910/04/6cddcd4f0af1.jpg

http://s56.radikal.ru/i151/0910/a3/1108e48c416f.jpg

+7

24

The Catalan Atlas, 14th century http://www.bnf.fr/enluminures/manuscrits/aman6.htm   

Каталанский атлас

http://s19.radikal.ru/i192/0911/84/b2aece373118.jpg

http://i071.radikal.ru/0911/ec/af4745b5713b.jpg

(Map of Western Europe (Spain, France, Great Britain, and Ireland).)
(BNF, Esp 30)
The Catalan Atlas
Spain, Majorca 14th century.

http://s44.radikal.ru/i105/0911/df/f9b73cac99fft.jpg

http://s60.radikal.ru/i168/0911/ce/0c0b8f803a69.jpg

http://s49.radikal.ru/i125/0911/53/3e644f6e09fd.jpg

А эта Эта замечательная рукопись, озаглавленная, как I.33 состоит из 32 листов, содержащих более сотни рисунков чернилом и акварелью, сопровождающихся латинским текстом. В ней описана техника боя с мечем и баклером. Имя ее автора до наших дней не сохранилось и датировка документа также остается под вопросом.
Официально ее датируют концом 13-го столетия, а ее владельцем был секретарь Епископа Варзбургского.

http://i065.radikal.ru/0911/cc/226c5a52e457.jpg

http://s59.radikal.ru/i164/0911/97/0e2bdb1b0ec9.gif http://i082.radikal.ru/0911/c1/1e8cb9379bfc.gif

+5

25

«Великолепный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures du Duc de Berry») — самая известная иллюстрированная рукопись XV в., начатая миниатюристами братьями Лимбургами в 1410-х гг.
Страница 195

http://s43.radikal.ru/i101/0911/bf/37b4fe1c115d.jpg

Представляет собой роскошно иллюминированный часослов, выполненный по заказу Жана, герцога Беррийского. Содержит 206 листов (412 стр.) размером 29×21 см, 66 из них — иллюстрации целиком во всю полосу, 65 — маленькие. Несмотря на свой небольшой размер, эти миниатюры являются одним из самых значимых памятников интернациональной готики.
Часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака.
Далее  следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв
Так же часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине и другим отраслям знаний, что делало его, не только желанным подарком, но и своеобразной домашней энциклопедией.

Страница 100

http://s46.radikal.ru/i111/0911/58/fa3aedb6095b.jpg

Основная часть манускрипта была создана где-то между 1412 и 1416 гг. братьями Лимбург — Полем, Жаном и Эрманом, по заказу герцога. Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими специалистами, имена которых по большей части не сохранились. Братья Лимбурги оставили книгу незаконченной, потому что они, как и их заказчик герцог, скончались в 1416 г. — от чумы или на войне. Из 129 миниатюр рукописи при братьях Лимбургах выполнено 65. Именно этим годом датируется первое упоминание манускрипта в источниках (в инвентарях герцога Беррийского, как «незаконченный»).
Страница 108

http://i043.radikal.ru/0911/cb/e497cfa8e52b.jpg

Эстафета была подхвачена Рене Добрым, герцогом Лотарингским, который покровительствовал искусствам и сам даже был художником-любителем. При его дворе в 1440-х гг. над этим манускриптом трудился неизвестный мастер, т. н. «Мастер Теней» (предположительно Бартоломей ван Эйк). Между 1485 и 1489 Карл I, герцог Савойский нанял для окончания работ Жана Коломба (Jean Colombe). Таким образом, создание манускрипта (с перерывами) заняло около 80 лет.
страница 141
План Рима

http://i009.radikal.ru/0911/b8/3417bf797253.jpg

В первую четверть XVI в. Часослов попал во Фландрию, где с цикла «Времен года» были сделаны копии. Затем до XIX в. его следы теряются, в итоге он появился в Италии, где был продан семьей Спинола Жану-Батисту Серра, а затем оказался у барона Феликса Маргерита. Он был приобретен у последнего в 1855 г. герцогом Омальским (1822—1897), четвёртым сыном короля Луи-Филиппа, и затем вместе со всей его коллекцией и замком Шантийи передан им в дар французскому государству (сейчас — Музей Конде).
Самым знаменитым  изображением Часослова,  является цикл «Времена года»  состоящий из 12 миниатюр с изображением месяцев.
Большинство из этих иллюстраций изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом — множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди.

Январь
Обмен подарками при дворе герцога Беррийского. Он сидит во главе стола в синей одежде. В толпе — предполагаемые автопортреты Лимбургов (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом). В небесах Козерог и Водолей.

http://s41.radikal.ru/i094/0911/a5/3d57cd0b8c0e.jpg

Февраль
Эта миниатюра была создана между 1438-1442 гг. неизвестным художником.Посвящена месяцу февралю,а именно суровой жизни крестьян в зимнее время.На переднем плане мы видем женщину и двух молодых людей, согревающихся при помощи огня.Дом лишен фасада и поэтому можно увидеть его внутреннюю обстановку и людей, находящихся там.

http://s40.radikal.ru/i089/0911/1e/55d35ef8ccc1.jpg

Март
Пахота, сев, обработка виноградника. Место — замок Лузиньян в Пуату. На перекрестке дорог стоит памятник Монжуа (Montjoie), над башней летает фея Мелюзина в виде дракона, покровительница рода Лузиньянов

http://i030.radikal.ru/0911/27/5401aa3e55e8.jpg

Апрель
Пара молодоженов меняется кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Дамы рвут цветы для новобрачных. Место — замок Дурдан (Dourdan), владение герцога.Замок Дурдан является вторым владением герцога Де Бери.Эта картина, написанная братьями Лимбур между 1410-1416гг. представляет собой декор весеннего ренессанса(возрождения), сцену венчания герцога Шарля Орлеана и прекрасной Арманяк, внучкой Жана де Бери.

http://s58.radikal.ru/i161/0911/f9/603731849790.jpg

Май
Эта сцена представлена братьями Лимбур и освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви. В полночь все жители города приходили в лес. И город становился так называемым «храмом счастья». А ранним утром горожане, «вооружившись» цветами, ветвями деревьев, гладиолусами устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах, а хозяева сажали их в землю чтобы прославить этот торжественный день.
Тем временем, музыканты гудели в рог и играли на флейтах, а участники праздника носили короны и ожерелья из листьев.Женщины одевались в длинные зеленые платья
Место — замок Риом (Riom), столица Оверни, владение герцога (?) или же Королевский дворец (Palais de la Cité, ныне Дворец правосудия), Париж, с виднеющимися башнями Консьержери, Тур д’Орлож, Шатле (Châtelet)

http://s43.radikal.ru/i099/0911/44/aaea7c471724.jpg

Июнь
Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста), видны замок Консьержери, Сен-Шапель.

http://s48.radikal.ru/i122/0911/80/588f27276f52.jpg

Июль
Жатва и стрижка овец. Место — замок де Клэ (Clain) в Пуату, владение герцога.

http://s46.radikal.ru/i114/0911/87/c11769ad502c.jpg

Август
Соколиная охота, купание. Место — замок Этамп (Etampes), владение герцога.Сцена изображения августа, написана кистью братьев Лимбур между 1410-1416 гг.

http://s57.radikal.ru/i155/0911/a9/f466e2fa2bf6.jpg

Сентябрь
Сбор винограда. Место — замок Сомюр около Анжера, владение герцога.Картина была написана не сразу, а точнее за два периода: первая часть(небо и замок) была написана в середине15 века (1438-1442 гг) во времена Рене Данжу; вторая часть(сбор винограда) была нарисована Жаном Коломбом. Сначала был выбран общий фон картины, затем персонажи и, наконец, лица героев.

http://i008.radikal.ru/0911/b2/d2ea83999d8d.jpg

Октябрь
Сев озимых. Место — поле напротив замка Лувр, (теперь набережная Малаке). Вид от Отеля Нель (Hôtel de Nesle), парижской резиденции герцога.

http://s53.radikal.ru/i140/0911/c6/0e51408fb313.jpg

Ноябрь
Эта картина за исключением тимпана полностью принадлежит Жану Коломбу, который жил в конце 15 века. Тимпаны картин с 12-ю месяцами были написаны кистями братьев Лимбур.
Поиск желудей. Пейзаж — вымышленный, вероятно, вдохновлен видами Савойи, где работал художник.

http://i031.radikal.ru/0911/91/3b44c269f648.jpg

Декабрь
Эта картина, напоминающая творчество Жиованино де Грасси, является шедевром неизвестного художника, жившего в  1438-1442гг.
Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога.

http://s44.radikal.ru/i106/0911/0f/58b68f6b031b.jpg

Миниатюры "Времена года" воплотили в себе новое отношение к природе, которое начинает складываться на рубеже XIV–XV вв. Лимбурги намного опередили свою эпоху, создав пейзажи совершенно конкретной местности: луг на островке Жюиф, рядом с Сите, скрывшийся впоследствии под насыпью Нового моста (в сцене июньского сенокоса); поле напротив Лувра, на месте нынешней набережной Малаке — в "Октябре"; побуревшая дубовая роща вокруг Венсенского замка — в "Декабре". Художники удивительно точно запечатлели архитектуру своей эпохи:сияющую на фоне неба Сен-Шапель, и сдвоенные башни Консьержери, и четырёхгранные громады Венсена, и мощный донжон замка Этамп, сохранившиеся до наших дней.

И немного о герцоге Беррийском

Жан Французский, герцог Беррийский, был личностью незаурядной. Дипломат, полководец, государственный деятель, меценат, он играл заметную роль в истории Франции той эпохи: все 76 лет его жизни приходятся на годы Столетней войны с Англией (1337–1453). Сражения и заговоры, дипломатические миссии, годы плена, проведённые Жаном Беррийским в Англии (в качестве заложника за своего отца Иоанна Доброго), кровавая распря между двумя ветвями королевской семьи — Орлеанской и Бургундской (война Арманьяков и Бургиньонов), во время которой герцог потерял много близких и его собственная жизнь не раз висела на волоске, а многие его владения были разграблены и сожжены, частые эпидемии чумы, опустошавшие Европу, — всё это воссоздаёт картину, далёкую от мирного благоденствия и отнюдь не благоприятствующую увлечению искусством. Но потребность в прекрасном оставила имя Жана Беррийского в памяти человечества.
Герцог любил окружать себя красивыми и редкими вещами. Его инвентари изобилуют перечислениями удивительных по красоте и ценности рубинов, сапфиров, тончайших изделий ювелирного мастерства, драгоценных ковров и т. д. Но самыми ценными и самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты. Герцог собирает и скупает рукописи, заказывает новые самым прославленным и одарённым художникам. Известнейшие ювелиры, архитекторы и художники трудились при его дворе над созданием рукописей, возводили и украшали соборы и замки. Среди них были и братья Лимбурги.
Известны два часослова, выполненные братьями Лимбургами для герцога Беррийского: "Прекрасный часослов" и "Великолепный часослов". Первый был создан до 1413 г., второй — до 1416 г., поскольку 15 июля этого года скончался герцог, а братья Лимбурги, как принято считать, умерли на несколько месяцев раньше него.

http://s50.radikal.ru/i129/0911/a1/1d02d5942fc3.jpg

+5

26

http://s47.radikal.ru/i116/0911/49/427450b1288c.jpg

Рукопись Войнича (Voynich Manuscript)— таинственная книга, написанная около 500 лет назад неизвестным автором, на неизвестном языке, с использованием неизвестного алфавита.

http://i022.radikal.ru/0911/66/500fdbbe7e09.jpg

Рукопись Войнича пытались расшифровать множество раз, но до сих пор без всякого успеха.
Она стала Святым Граалем криптографии, но совсем не исключено, что рукопись есть лишь мистификация, бессвязный набор знаков.

http://i008.radikal.ru/0911/d7/64051889e660.png

Так как алфавит манускрипта не имеет визуальной схожести ни с одной известной системой письма и текст до сих пор не расшифрован, единственная «зацепка» для определения возраста книги и её происхождения — иллюстраци.
Все детали характерны для Европы периода между 1450 и 1520 годами, так что рукопись чаще всего датируется именно этим периодом. Это косвенно подтверждается и другими признаками.

http://i034.radikal.ru/0911/62/73e6af430bdf.jpg

http://i064.radikal.ru/0911/0c/58a4f8a1f2a9.jpg

Общее впечатление, которое создают оставшиеся страницы манускрипта, позволяет предположить, что он предназначался для того, чтобы служить фармакопеей или отдельными темами книги средневековой или более ранней медицины.
Однако, сбивающие с толку детали иллюстраций питают множество теорий о происхождении книги, содержании её текста и цели, для которой она была написана. %-)

http://s57.radikal.ru/i156/0911/91/e62e9be245dd.jpg

Книга названа в честь американского книготорговца Вилфрида Войнича, который приобрёл её в 1912 году.
Сейчас она хранится в Библиотеке редких книг Байнеке (Beinecke Rare Book And Manuscript Library) Йельского университета(США)
http://beinecke.library.yale.edu/dl_cro … htype=ITEM

+5

27

иллюстрации из молитвенника Марии Бургундской
http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book.jpg

http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book2.jpg

http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book3.jpg

http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book4.jpg

http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book5.jpg

http://diar.ru/marianna/photos/painters/MaryBurgund_book6.jpg

http://eregwen.livejournal.com/234698.html#cutid1

+6

28

Календарь. Франция, Руан, 1500 г.
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_January_s.jpg
Январь
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_Febr_s.jpg
Февраль
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_April_s.jpg
Апрель
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_May_s.jpg
Май
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_June_s.jpg
Июнь
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_July_s.jpg
Июль
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_Sept_s.jpg
Сентябрь
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_Oct_s.jpg
Октябрь
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_Nov_s.jpg
Ноябрь
http://diar.ru/marianna/photos/vanity/Calend_Rouen1500_Dec_s.jpg
Декабрь

http://eregwen.livejournal.com/tag/medieval

+5

29

Так как алфавит манускрипта не имеет визуальной схожести ни с одной известной системой письма

Странно, а некоторые буквы вполне себе похожи на английские.
H,P, T... может, у автора просто подчерк был такой замысловатый?  :unsure:  И не бессмысленный набор знаков это. И заглавные бувы есть...
Хммм.  https://forumupload.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif  впрочем, у нас итак есть чем заниматься :)

Отредактировано Marion (18-11-2009 19:39:00)

0

30

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ БУКВЫ

http://s61.radikal.ru/i172/0911/0b/0bdd53238941.jpg

Книга в Средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм. При этом поклонение тексту Писания переносилось и на само «здание» книги. Раскрытая во время богослужения, она являла собою весьма пышное зрелище: яркие краски, неторопливые письмена, замысловатые инициалы. Келлская книга. Ирландия. Конец VIII века.

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

ПЕРОМ И КИСТЬЮ

История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики.

http://s42.radikal.ru/i095/0911/8a/7ba4daca6e22.jpg

Первоначально инициал располагали в верхнем левом углу каждого листа — независимо от того, начинал ли он новое предложение или стоял в середине фразы. Страница из сочинений Вергилия с самым древним инициалом. Конец IV — начало V века.

Едва ли до нас дошёл первый опыт подобного рода. В названные века, видимо, уже бытовала традиция выделять начало текста, создавая торжественное вступление в книгу. Однако листать календарь назад, отодвигая дату рождения инициала в глубь веков, особой причины нет. Он появился в книге именно тогда, когда и следовало ему появиться — на излёте античности, в преддверии грядущего Средневековья. Одна великая эпоха сменялась другой: уходило в прошлое слово звучащее, искусство ораторов и певцов-аэдов — наступали, по словам С. С. Аверинцева, «времена писцов как хранителей культуры и Писания как ориентира жизни... времена трепетного преклонения перед святыней пергамена и букв».

В те годы книга уже приняла форму кодекса — стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи — пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком.

Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor — писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу — прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) — в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino — украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber — красный).

Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. «В малом количестве красное, противоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости, — писал швейцарский типограф Эмиль Рудер. — Оно, как точно заметил Аугусто Джакометти, "воскресенье в череде серых будней, праздник"».

С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала —миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы.

Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже — серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком... Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу насквозь.

В целом же краски дошедших до нас инициалов и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.

Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы.

Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Многие ли из современных читателей соотнесут изображённую на странице рыбу, виноградную лозу или пеликана с Иисусом Христом, лань, поспешающую к источнику, — с жаждущей Бога душой, а корабль в бушующем море — с Церковью?

http://i078.radikal.ru/0911/a9/d6cb824059c1.jpg

Обычай рисовать Христа в образе рыбки ведёт своё начало от греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», заглавные буквы которой складываются в слово «IXθYΣ» (рыба). Инициал «L» в начале Евангелия от Матфея. Франция, VIII век.

http://s60.radikal.ru/i169/0911/b9/cfa1b5a28405.jpg

Стихия рыбы — вода, поэтому образ этот связывался также с обрядом крещения

http://i036.radikal.ru/0911/17/2e6c6cc4b30c.jpg

Любимым мотивом украшения начальных букв были птицы — близкие небу и ангелам существа, олицетворявшие собой свободную от плоти человеческую душу.

Для читателя средневекового, напротив, это привычные, повседневные знаки. Обращённые больше к разуму, чем к чувствам, они были своеобразной знакописью, живым наследием первых веков христианства, выработавшего свой изобразительный язык в мозаиках и фресках катакомб. Язык, в котором за внешне простыми рисунками скрывалась более глубокая реальность, и, чтобы проникнуть в неё, необходимо быть посвящённым.

Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Поэтому они легко уживались на одной странице, дополняя и обогащая друг друга, — тем более когда сливались в единое тело общего инициала. Средневековые мастера книги любили составлять буквы из послушных их перу фигурок. Так, «А» они получали из двух рыб, соприкоснувшихся головами и плавниками, или изображали в виде птицы, клюющей змею; буква «I» принимала у них очертания рыбы, устремлённой вверх, а «Т» — птицы с распростёртыми крыльями.

Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу. Разглядывая, в свою очередь, книгу — творение рук человеческих, — легко заподозрить её создателей в подражании «письменам Бога». Буква-рыба и буква-птица, буква-заяц и буква-гончая — эти «атомы» текста являются одновременно запечатлёнными на пергамене «атомами» мироздания.

http://s52.radikal.ru/i138/0911/d5/df5420b90906.jpg

Самобытны и необычайно красивы орнаментальные инициалы, рисованные в раннем Средневековье ирландскими монахами.

http://s08.radikal.ru/i181/0911/80/c4e0831c0df1.jpg

В одном инициале — три изображения Давида: он побеждает великана Голиафа, принимает от Самуила благословение на царство и играет на арфе. Псалтирь. Франция, 1240-е годы.

Продолжение следует….
http://www.nkj.ru/articles/rubric/515/

+5