Конь (Лошадь)
Священные животные с древних времен.
Ассоциации: • плодородие,
• магия,
• ясновидение,
• приметами,
• колдунами,
• языческими божествами.
Изображения людей в лошадиных масках в произведениях искусства каменного века (Британия).
Кельты
В землю мертвых души попадают верхом на лошадях.
Античность
Божества, связанные с лошадьми: Афина,
Афродита,
Кронос.
Посейдон, бог моря, поднявший лошадей из волн, символизирует слепые, первобытные силы хаоса.
Ассоциируют с похоронными ритуалами в древних хтонических культах, с духами и божествами загробного мира.
Посвящалась Марсу; внезапное появление лошади было предзнаменованием войны.
Также связывается в мифологии с громом, который она создает своими копытами.
Онейрокритика
Сон, предвещающий счастье (особенно белый/ая) почти во всем мире.
Психология
[Юнг] Магическая, интуитивная сторона человечества.
Общие моменты
Во все времена лошадям приписывали дар ясновидения, позволяющий им видеть невидимую опасность.
Магия
Считаются особо восприимчивыми к заговорам ведьм.
Считалось, что ведьмы ночью устраивают дикие скачки и возвращают лошадей на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать "скачкам ведьм", колдовству и сглазу, владельцы клали обереги и амулеты в стойла, прикрепляли медные колокольчики на поводья.
Верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в черных лошадей.
■
В Британии и во всей Европе существовало табу на конину, разрешалось есть ее только в октябре на Празднике лошади. В Древнем Риме празднество начиналось 15 октября с гонок на колесницах по полю Марса; правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам - пронзали копьем.
Голову отрезали и украшали связкой булок, и за нее бились две группы в ритуальном бою, чтобы определить, какая из них получит голову как талисман. Отрезали хвост и несли его к очагу правителя, где кровь должна была стекать в очаг. Остальную кровь сохраняли, а на следующую весну ее смешивали с кровью весталок и давали пастухам, которые жгли ее, чтобы очистить стада. Весь праздник был ритуалом плодородия во имя увеличения урожая, а лошадь была представителем духа злаков. В Дании на Празднике лошади жрец опрыскивал лошадиной кровью восток и запад в обряде воскрешения лошади как Духа года Солнца. Церковь запретила этот праздник в средние века.
В качестве духа злаков лошадь присутствует в других языческих ритуалах урожая. В Хертфордшире в Англии сбор урожая заканчивался церемонией, которую называли "зов Кобылы". Последние былинки стоящей пшеницы связывали вместе, и это представляло кобылу. Фермеры бросали свои серпы на нее, и тот, кому удавалось разрубить ее, получал благословение.
Галльские кельты поклонялись греческой богине плодородия Деметре, как Богине - Кобыле под именем Европа, или Три Эпоны, что ассоциировалось с тройственной Богиней. Эпону восприняла римская армия, которая считала ее защитницей лошадей. Богиню широко почитали во всей Европе. Один культ, который выжил в Ирландии до XII века, исполнял ритуал, в котором местный король подвергался символическому возрождению от белой кобылы. Он имитировал жеребца, подползая обнаженным и на четвереньках к кобыле. Кобылу резали, разделывали на куски и варили в котле. Король залезал в котел и ел куски и бульон. Потом он становился на коронационный камень и получал прямой белый жезл, который он держал, поворачивая три раза налево и три раза направо, в честь тройственной Богини.
В шаманском мифе и ритуале лошадь - образ смерти, и несет шамана по воздуху к небесам в его мистическом путешествии к экстазу, в трансформирующем опыте мистической смерти и возрождения. Лошадки, деревянные лошадки - некоторые с восемью копытами - и палки с лошадиными головами применяются в различных ритуальных танцах - экстазах и сеансах шаманов. Лошадь приносится в жертву в центральной и северной Азии, где шаман изгоняет душу лошади из ее тела и захватывает в момент ее приготовления к самостоятельному полету для своего собственного полета. Лошадь благословляют, а потом убивают очень жестоким способом: ей ломают спину таким образом, чтобы ни капли крови не попало на тех, кто совершает жертвоприношение. Шкуру и кости вешают на длинные шесты, жертву приносят предкам, и мясо поедается в соответствии с церемонией, когда лучшие куски берут себе шаманы. На следующий вечер другая церемония: шаман верхом на душе лошади мчится в экстазе
Конь — символ Времени, солнечных и лунных лучей, дня и ночи; воздуха, ветра, огня, молнии; волн, источника; животных сил, плодовитости, плодородия, материнской любви, разумности, чувства. А также аристократизма и рыцарства, свободы; верности; войны, триумфа, героизма и победы; смерти, отдания на волю судьбы; здоровья, силы, физической и умственной энергии, скорости, дви-
жения, смелости, трудолюбия и выносливости; знания, интеллекта, инстинкта, интуиции, рассудочности и расчетливости; щедрости, взаимопонимания; счастья и одновременно несчастья, невезения; пугливости; эгоизма, злости, упрямства и глупости...
Конь, как "транспортное средство" богов древности, символизировал, прежде всего, небесные явления: солнечные и лунные лучи, тучи, молнии, ветры, а также все, что связано с водой: речные течения, морские волны. Кстати, участницы дионисийских мистерий условно служили богам Олимпа, как верховые лошади. В Средние века конь считался непременным атрибутом в чувственной любви, в набожности и вдохновенной вере. В то же время считалось, что ездой на конях наслаждаются ведьмы и колдуньи с чертями, ибо конь символизировал фаллос, и лишь изредка "уступал" в смысле средства передвижения метле или ступе... Будучи эмблемой воздуха, ветра, вихря, конь являлся и посредником между небом и землей — подобно орлу и оленю. Сказочный восьминогий жеребец скандинавского бога Одина по имени Слейпнир, в мгновение ока, как ветер, уносил его над сушей и морем на край света. Воинственные валькирии, служительницы Одина, скакали на конях выше туч, вооруженные копьями, в боевых шлемах, появляясь над полями сражений, чтобы унести души павших героев в Валгаллу.
Конь с глубокой древности считался особо ценной жертвой, которую было принято приносить богам Солнца и вод, подземным божествам в культах, связанных с мертвыми, с погребением. Убийство коня, чтобы он продолжал служить своему господину и в царстве Мертвых, было характерно для
народов Азии, но обычай этот существовал и в древних средиземноморских странах (это подтверждается росписями в гробницах фараонов; "четыре скакуна" Ахиллеса, принесенные в жертву богам у погребального костра Патрокла ("Илиада" Гомера). Подобные жертвы приносились древними славянами, прибалтийскими племенами и народами, в том числе пруссами.
Древняя традиция давала возможность античным богам принимать образы могучих скакунов — так поступали в легендах и мифах Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес... Укрощали мифических коней Лаомедон, Геракл, Беллерофон. Конь был атрибутом скульптурных и мозаичных изображений Диониса, Плутона, братьев Диоскуров, муз и скандинавского бога Одина. Конь посвящался богу войны Аресу (Марсу). Неожиданное появление боевой конницы на поле сражения решало исход той или иной войны.
Свойства и особенности лошадей удивляли людей индоевропейских народов уже в Азии. Согласно древней легенде, Дарий, один из семи персидских князей, вступил в спор с претендентами на трон, и условием было: царем станет тот, чей конь заржет первым. Дарий отдал своему конюшему тайный приказ: подвести к своему жеребцу кобылу — и стал царем. Чудесный же конь Ахиллеса по имени Ксантос человеческим голосом напророчил своему господину смерть ("Илиада" Гомера). Древнеримская гиппомантия (ворожба о сохранении, сбережении коня) судила о скрытых возможностях скакуна по его прыжкам и ржанию. Также поступали и древние германцы.
Конь, исключительно белый, всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, с огнем, воздухом, небеса-
ми, водой, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями... Таковыми были солнечная колесница у персов, а также у античных греков (Гелиос, Фаэтон, Аполлон, Феб), у скандинавов. Запряженная огненными скакунами, колесница неслась по небосклону. Жители острова Родос, носящего имя любимой нимфы Гелиоса (от Розы, т. е. Любви), приносили в жертву колесницу, запряженную четырьмя конями: торжественно топили ее в море. Солнцу же, неутомимо проплывавшему по небосклону, древние приносили самые ценные жертвы. Ведь, как рассказывается в Священном Писании Илья-пророк попал на небо на колеснице, запряженной огненным конем (Четвертая книга Царств 2: 11).
Конь черный всегда связан с ночной тьмой, с мрачным подземным царством, с растениями и их корнями, с Матерью-Землей, с пламенем вулканов, с глубинами земли и моря, с дном рек, с морскими приливами и лунным светом, с ночными видениями и кошмарами, с сексом, ворожбой, магией, злыми желаниями... Белый скакун Посейдона, это морская пена на гребнях волн — тут явная связь с морским коньком, имеющим голову, похожую на конскую, и рыбий хвост. Отсюда уже недалеко до образа Пегаса — крылатого коня, чье копыто высекло на склоне горы Геликон источник музы Ипокрены. "Гиппокрена" же обозначает по-гречески: "Конский источник". Спустя долгое время символом поэтического, литературного вдохновения вместе с Пегасом стал источник Пейрен под Коринфом.
Конь в те времена считался проводником душ умерших в места, предназначенные им богами, и потому, про-
щаясь с умершими, богам приносили в жертву и коней. В маздаизме бог тьмы и зла Ариман нередко представлялся в образе коня. В связи с образом лунного серпа (так похожего на отпечаток конского копыта), конь во многих церемониалах, посвященных вызову дождей, весенних ритуалах, посвященных будущему урожаю, играл одну из главных ролей. Надо сказать, что церемониалы эти украшались ездой на конях нагих девиц с распущенными волосами. (Следы этих церемониалов можно найти в легенде о Леди Годиве в Ковентри, в Англии). Царица подземного царства Персефона имела белого скакуна. Посейдон, в образе жеребца, покрывал мать Персефоны. Деметра в образе кобылы изображала прилив моря на берег. Посейдон, как отец белогривых волн-скакунов, конечно же был в образе коня.
Конь коричневой, либо пятнисто-белой масти, считался символом смерти (конь смерти, конь, предвещающий конец, также и во сне). Можно предположить, что своеобразными предвестниками такого поверья стали мифические эринии и гарпии, ставшие матерями таких коней (например, кони Кастора, Поллукса и Ахиллеса); "и вот конь, бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним" (Откровение 6: 8). Европейский фольклор полон конскими фантастическими образами, связанными с погонями и угрозами смерти. В Библии и в средневековых преданиях конь выступает как воплощение муки, уничтожения. "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля... " (Иеремия 8: 16).
В христианском искусстве конь являлся символом отваги и щедрости.
Конь — неизменный атрибут изображений апостола Иакова Старшего, св. Мартина, Маврикия, Георгия, Виктора, св. Аидана, апостола Нортумбрии — св. Колумба, апостола Шотландии. Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней, если не относились к миру мертвых, то символизировали быстротечность жизни, как таковой, или были свидетельством отречения от римской религии. В искусстве ваяния эпохи Возрождения конь стал символом сексуального желания. Начиная от Средневековья, конская подкова становится своеобразным амулетом "на счастье".
Конь, это наиважнейший (вместе с колесницей) атрибут геройства на изображениях (фресках) в резьбе и росписях на вазах — от архаичных изображений коней, запряженных в колесницы, до позднейших рисунков сражений всадников со зверями, и рыцарских поединков. "Наивысшее достижение Человечества — освоение той мысленной и пламенной победы, которая делит с ним плоды войны и борьбы" (Бюффон). Конь, вознесший колесницу, становится знаком богатства, власти и триумфа. "Rycerz", или "Ritter", или "Reiter" — "Всадник", а также "Caballus" — конь. Пегас, верховой конь Беллерофонта, крылатый конь, рожденный на земле, окропленной кровью Медузы Горгоны, ставший служкой, носителем перунов, носителем верховной силы. "Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком" (Екклесиаст 10: 7). "Нищий ездит на коне смерти" ("Генрих IV" У. Шекспира).
Конь — ощущение безопасности для всадника. Присловье: Добрый конь — это доброе оружие.
Конная езда — радость, потеха, удовлетворение. Присловье: "как буд-
то на ста конях ездил". Конь, скакун боевой — символ войны, как осёл — символ мира. Скакун — символ победы, главная часть памятников истории, например, памятника Марка Аврелия на Римском Капитолии — единственный конный памятник языческого времени; потом были памятник кондотьера Гаттомелати работы Донателло, установленного на площади перед базиликой св. Антония в Падуе, первый памятник этого времени (1447) из бронзы.
Конь боевой — символ неустрашимой отваги. "Конь держит землю, оседлаешь коня, оседлаешь даль!" ("Военная песнь" И. Тетмайера).
Всадник и его верховой конь: всадник — элемент интеллектуальный, духовный, энергия разума, возвышенная любовь; конь — элемент интуитивный, некая животная сила, физическая энергия, чистый инстинкт, сонный кошмар. "И египтяне — люди, а не Боги; кони их — плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут" (Исайя 31: 3).
Конь — верность. Конь, плачущий над могилой своего господина: "За похоронной процессией юного Палласа, сына Эвандра, союзника Энея, шел Этой, боевой скакун Палласа — грустный и плачущий" ("Энеида" Виргилия").
Конь — скорость, ветер, свет, огонь, морская пена, водяной поток "кони его быстрее орлов" (Иеремия 4: 13). Присловье: и на ста конях не догонишь.
Конь — сила. Говорят: сильный, как конь.
Летающий конь — для богов и героев, например, Пегас: разум, наука,
поэзия; литературный атрибут в описании момента вдохновения. Летающий конь упоминается в "Сказках 1001 ночи".
Конь — устремления человеческой души. В этом случае душу следует воображать в виде некой колесницы, управляемой окрыленным возницей, с запряженными в колесницу двумя конями разной масти: белым и благородным, и черным, полным низменных страстей. Один стремится к небу, другой — рвется к земле, возница же пытается удержать поводья, выровнять движение и соразмерить идеализм и материализм ("Диалоги" Платона).
Конь символически связан с высшей мудростью, которая ведет человека по жизни. Господь "... вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались" ( Исайя 63: 13). "Гуингмы" — разумный "лошадиный" народ в фантастической книге Дж. Свифта "Приключения Гулливера".
Конь — трудолюбие. Нем. поговорка: "Ein braves Pferd stirbt in den Sielen", т. е. "Добрый конь и умирает в упряжи" — так сказал канцлер Бисмарк в прусском сейме 4. 11. 1881 г.
Конь — упрямство. Присловье: "Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить".
Конь — глупость. "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе" (Псалом 31: 9). "Кони глупы, но телегу тянут" ("Кони и возницы" И. Красецкого). Присловье: "Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил".
Конь — ошибочность восприятия. "Ненадежен конь для спасения, не
избавит великою силою своею" (Псалом 32: 17). "Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней" (Исайя 31: 1). Присловье: "Конь о четырех ногах, а спотыкается".
Злой конь — плохо управляемый, непредсказуемый человек. Конь Иисуса — осёл. В переносном смысле: глупец. Аллюзия, основанная на сцене въезда Иисуса в Иерусалим. Белый солнечный конь — интеллект, разум, чистота, святой Георгий... "И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный" (Откровение 19: 11). Атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом, противопоставление Смерти (скакунам Персефоны). Мессия, Иисус Христос и Муххамед появятся в миг наступления Страшного Суда, подобно богу Вишну. В античных Греции и Риме конь — наиценнейшая жертва ареопагу Олимпийских богов. Чудесные снежно-белые скакуны царя Фракии Резоса, союзника троянцев, если бы добрались до Трои, хоть раз попаслись на тамошних лугах, или попили воды из Скамандра, то Троя никогда не пала бы. Поэтому Диомед убил Резоса, а Одиссей увел волшебных скакунов... Присловье: у кого не было белого коня, тот не знает истинного добра.
Черно-белый конь: жизнь и смерть. Присловье: "Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских".
Черный конь — мучения от голода и мора. "И вышел другой конь, черный; и сидящему на нем дано взять мир с земли... " (Откровение 6: 4).
Конь — атрибут ангела. В пророчествах Захарии (1: 8) говорится: "Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади его кони рыжие, пегие и белые". Четыре всадника Апока-
липсиса "И воинства небесные следовали за Ним на конях белых" (Откровение 19: 14).
Конь — сильное сексуальное желание, похоть, плодовитость, молодость, творческая сила. Богиня плодородия и урожая Аркадийская Деметра часто изображалась в античном искусстве с лошадиной головой. Можно вспомнить конские торсы и конечности у человеко-коней — кентавров... Они символизировали неудержимую похоть. "Это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого" (Иеремия 5: 8). Согласно "Натуральной истории" Плиния, кобылы могут беременеть от северного ветра (Борея). В скандинавской мифологии конь Фрейфакс, посвященный богу Фрейру, символизировал именно плодовитость.
Конь о трех ногах — конь дьявола, эпидемия, злой мор, зараза.
Два коня — утренняя и вечерняя звезды, товарищи Солнца.
Конский лоб, голова — герб Карфагена, эмблема счастья.
Конь Троянский — деревянный, с затаившейся в нем угрозой. Присловье: "Дареному коню в зубы не смотрят".
Конь в геральдике: готовность к службе в любое время; герб королевского конюшего; символ Европы, как одной из четырех частей Света. Белый конь — герб древних саксов, эмблема графства Кент (Англия); скачущий белый конь — герб Ганноверской династии... Знаменитый сорт шотландского виски носит название "White Horse", т. е. "Белая лошадь".
В гадании по снам: черный конь — предупреждение о смертельной опасности; падающий конь — плохая новость; белый — к богатству; пестрый — к небольшому доходу.
Лошадь (конь). Лошадь под седлом у воинов, царей и королей, вельмож и других в их путешествии или в битве. Лошади везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей, см. КОЛЕСНИЦА. Лошадь является атрибутом персонифицированной Европы (одной из ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА). Букефал, лошадь АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО, обычно изображается белой. Римский воин верхом на коне, бросающийся в пропасть, - МАРК КУРЦИИ. Упавший всадник, возможно в римском воинском облачении, - ПАВЕЛ (1); См.т.ж. ГОРДЫНЯ. Всадник на белом коне и два ангела изгоняют ГЕЛИОДОРА из, храма. Монарх верхом на коне, держащий крест, - Ираклий (КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ, ИСТОРИЯ К.Г.,5). Воин верхом на коне, убивающий дракона, - ГЕОРГИЙ; если на крылатом коне (ПЕРСЕЙ или БЕЛЛЕРОФОНТ), то это скачущий ПЕГАС. "Рыцарь" на костлявой лошади, сопровождаемый крестьянином на осле, - ДОН КИХОТ. Девушка, часто обнаженная, переплывающая верхом на лошади реку, - КЛЕЛИЯ. Четыре атакующих всадника, держащих: один - лук со стрелой, другой - меч, третий - весы, четвертый - возможно, трезубец, -АПОКАЛИПСИС (5). Великомученик, его ноги привязаны к диким лошадям - ИППОЛИТ. Конь, его атакует герой с дубиной - ГЕРКУЛЕС (8). Лошадь и оливковое дерево, здесь же Нептун и Минерва, Юпитер и другие боги взирают сверху на происходящее - МИНЕРВА (1). Лошади, колесница и всадник, падающие с неба, -ФАЭТОН (2). Лошадь в кузнице, ее нога отнята, чтобы быть подкованной, - ЭЛИГИИ. Деревянная лошадь на колесах или роликах - ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА (7). Среди святых верхом на лошади - ЕВСТАФИЙ, ГУБЕРТ, МАРТИН ТУРСКИИ. См.т.ж. КЕНТАВР и ГИППОКАМП.
Традиция создавать конную статую или картину (нем. - Reiterstandbild) как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Своей сохранностью в средневековье этот памятник обязан распространенному в ту эпоху убеждению, что он изображает императора КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО. Ренессансные воины были увековечены в той же манере Донателло (наемный предводитель Гаттамелата, Падуя) и позднее Верроккио (Коллеони, Венеция). Примеры этой традиции в живописи, относящейся к XVII веку и дошедшей до настоящего времени, - конные портреты Филиппа IV Испанского кисти Веласкеса и Карла 1 Английского работы Ван Дейка. Военачальники-победители также часто изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне.
в символическом смысле олицетворение силы и жизненности на более высоком уровне, чем корова (Бык). Уже в пещерном искусстве ледникового периода дикие лошади и дикие коровы образуют важнейшие мотивы живописи, и было высказано предположение (в том числе А. Леруа-Гураном), что оба эти вида животных позволяют заключить о наличии дуалистической программы у доисторических живописцев. Приручение лошади состоялось лишь сотни лет спустя в Восточной Европе или Центральной Азии, причем кочевые народы-всадники беспокоили оседлых жителей Средиземноморья (см. Кентавры). Как первоначально зловещее животное, она часто ассоциировалась с царством мертвых (дикое войско) и приносилась в жертву умершим, но позднее, благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысилась также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии). Часто это символическое содержание было противоречивым, когда, с одной стороны, показывается сияюще белый конь "Христа триумфатора". с другой - кони "апокалипсических всадников" (Откровение Иоанна Богослова). Отцы церкви приписывают коню высокомерие и сладострастие (говорят, он плотоядно ржет, когда видит женщину); но одновременно он появляется как символ победы (например, мучеников над грешным миром). В античности позитивный аспект предусматривался уже крылатым конем Пегасом. В сказках кони часто выступают как предсказывающие будущее, сведущие в магии существа, они говорят человеческими голосами и помогают доверившимся им людям добрыми советами. В христианской легенде как святые всадники выступают победитель дракона св. Георгий, делящийся своей мантией св. Мартин, св. Губерт и св. Евстахий. На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников. Лошадиные черепа на фронтонах домов выполняли функцию охранительных амулетов. Древнегерманские лошадиные жертвоприношения, сопровождаемые употреблением жертвенного мяса, привели к тому, что после христианизации употребление лошадиного мяса было запрещено и еще до сих пор рассматривается как "непринятое в обществе". Психологически ориентированное символоведенис видит в лошади "благородное" и умное, но при расстройстве также становящееся воплощением страха и испуга существо; "Оно" (сфера влечений) и Я воспринимаются, как лошадь и всадник; при нарушении взаимосвязи возникают сны о слепо лягающихся лошадях, которые тем самым могут выполнять функцию призыва к единству.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Жеребая дикая лошадь в рыболовной сети (?). Пещерная живопись. Пещера Ла Пилета (Андалузия). Ледниковый период
Контурная живопись ледникового периода. Пещера Ла Монеда. Испания
Иберийский каменный рельеф. Храм "Эль Сигарралехо" (область Мурсия), ок. 380 г. до н. э.
1иллоримский рельеф кельтской богини лошадей Эноны. Бреюнц. Форар-1ьбср1
Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна.
Элиаде указывает на связь образа с погребальными обрядами хтонических культов (17).
Мертен Стинон считает его древним символом циклического развития мира явлений; следовательно, кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы, поднимающиеся из Акаша (эфира) - слепые силы первобытного хаоса (39).
Рассматривая биологический аспект символа, Диль замечает, что конь соответствует необузданным страстям и инстинктам, согласно общему символизму коня и символике средств передвижения (15).
Конь играет важную роль во многих древних обрядах.
Древние жители Родоса ежегодно приносили жертву солнцу, бросая в море четверку коней (21).
Животное посвящалось Марсу, и внезапное появление коня предвещало войну (8).
В Германии и Англии видеть во сне белого коня означало близкую смерть (35).
Среди иллюстраций к мифу о Близнецах и изображений самого символа в виде пары или близнецов, двухголовых животных или антропоморфных фигур с четырьмя глазами и четырьмя руками и т.п., встречается также пара коней - белый и черный, олицетворяющие жизнь и смерть.
Индийские Ашвины - гипотетические предтечи Кастора и Поллукса - считались всадниками. Знак Близнецов иногда передавался подобным образом в средневековых изображениях зодиакального круга (например, изображение Зодиака В Соборе Парижской Богоматери) (39).
Учитывая то, что конь соответствует природной, бессознательной зоне инстинктов, неудивительно, что в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания (8).
В сказках и легендах (например, у братьев Гримм) коню, как обладающему качествами ясновидения, часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев.
Юнг размышляет, является ли конь символом матери, и заключает, что он выражает магическую сторону Человека, "мать внутри нас", т.е. интуитивное познание. С другой стороны, он признает, что конь воплощает низшие силы Человека, а также воду, чем объясняется его связь с Плутоном и Нептуном (56).
На убеждении в магической природе коня также основана вера в то, что подкова приносит удачу.
Конь, отличающийся быстротой и резвостью, может также символизировать ветер и морскую пену, или огонь и свет.
В "Брихадараньяка Упанишаде" (1, 1) конь практически олицетворяет космос (31).
«Дикий бесцельно несущийся конь с развевающейся гривой» Я еще не изведал ни удил, ни уздечки. Символ олицетворение ничем не ограниченной свободы и не признающей закона необузданной юности, когорая в своей жизни еще не познала преимуществ, вытекающих из образования и воспитания. По этой причине такие люди не приносят пользы и не могут оказывать услуги обществу, а скорее наносят ему ущерб и приносят разрушения. У Шекспира вырвавшийся из узды на волю конь превращается в символ раздора, препирательств.
Раздор, который вырвался на волю, Словно конь безумный, И сокрушает все, Что встретит на своем пути. [EMSI 34-9 с.247]
«Взнузданный конь, привязанный к двум столбам в стойле». Искусство нас облагораживает. Символ преимуществ, проистекающих из обучения и воспитания и превращающие нас в полезных и достойных членов общества. [EMSI 34-4 с.247]
В античной мифологии конь был символом солнца, в то время как символом луны являлся бык. Однако в эпоху Возрождения коня чаше всего стали изображать в качестве символа вожделения. Это толкование основано на Книге пророка Иеремии 5:8, где говорится, что «это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого».
Лошадь (конь). Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны. Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник
- Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть. Крылатый конь
- это Солнце или космический конь.
Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет; им правят герои В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу, а также хтонические силы Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. Черный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти. В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня. Будда покинул дом на белом коне. В китайском буддизме крылатый конь носит на спине Книгу Закона У кельтов конь - атрибут или образ богов-лошадей, таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла, Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей как хтонических божеств и сил смерти. Конь может также быть солярным символом как знак мужества, плодородия; кроме того, он психопомп и посланник богов. В китайской мифологии лошадь - Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Конь - один из семи символических животных Двенадцати Земных Ветвей. Его копыто (не подкова) приносит удачу Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове, но, появившись с драконом,
символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю. Крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, - знак удачи и богатства. В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы Конь - типичный символ плодородия и мощной власти В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Позднее, в эпоху Возрождения, он стал символизировать похоть В катакомбных изображениях конь означал быстрый бег времени Четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме. У греков белые кони несут солнечную колесницу Феба и, будучи принципом влажности, связаны с Посейдоном как богом моря, землетрясений и родников. Посейдон может появляться в виде коня Диоскуры скачут на белых конях Пегас означает переход от одного уровня к другому, он несет молнию Зевса. Кентавры(см. ) часто появляются в обрядах, посвященных Дионису. В индуизме конь - телесный корабль, а всадник - это дух Кобыла Ману - обожествленная земля Белый конь Калки является последней инкарнацией или средством передвижения Вишну, когда он появляется в десятый раз, неся мир и спасение миру. Варуна, космический конь, рожден от вод Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного
мышления, интеллекта и музыки Конь - страж Юга. В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней ветром, дождем, облаком и мокрым снегом Колесница Мага
Рис. 98 Богиня Луны па лошади. запряжена четверкой боевых коней, символизирующих четыре элемента и их богов. В исламе конь - счастье и богатство. В японской мифологии белая лошадь - средство передвижения либо форма проявления Бато Кваннон, соответствующей индий-
скому буддийскому Авалокитешваре и китайскому Гуань-иню, богини милости и Великой Матери. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо с фигурой лошади в ее короне. Черная лошадь является атрибутом бога дождя. В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца. У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей лошадей. Она являлась также погребальным божеством Диоскуры скачут на белых конях Конь
- атрибут Дианы-охотницы. В скандинавской и тевтонской мифологии лошадь посвящена Одину (Водану), который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя. Тучи
- это боевые кони Валькирий В шаманской традиции конь - это психопомп; означает переход из этого мира в другой Кроме того, он ассоциируется с жертвоприношением и является жертвенным животным в Сибири и на Алтае. Шкура и голова коня имеют ритуальное значение. Шкура, подобно золотому руну, несет символизм жира(см ), а голова содержит жизненный принцип. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука была запряжена четверкой коней. Конская голова была эмблемой Карфагена. Крылатый конь появляется на ассирийских барельефах и карфагенских монетах. В даосизме конь - атрибут Чанг Куо, одного из восьми бессмертных даосских гениев. См. также жеребец.
вселенская энергия, либидо
Лошадь была тотемическим животным германских народов я солнечным символом: в бегах, символизирующих движение небесных светил, лошадь воплощала солнце.
о В Библии лошадь является символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.
Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы», копей и сидящих на них (Алок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.
Не на силу коня смотрит Он (Пс. CXLVI, 10) — указывает на разум, не подкрепленный мудростью.
Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс. XXXI, 9): разум человека притупляется в стремлении к материальному.
о В разных трактовках от масти Лошади зависит смысл символа. В Апокалипсисе белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения.
Вороная или мертвенно-бледная связывается с луной и водой и является воплощением дьявола или проклятия.
Белая и крылатая (духовность) символизирует самообладание: Единорога могла поймать только девственница, наделенная силой и могуществом такими чудесными, что христианская Церковь сделала ее символом веры, чистоты и непорочности. Крылатый Пегас — оду-
хотворенная жизненная сила: его копыто высекало свет интуиции, поэтического вдохновения... Белая лошадь перевозит Священные писания из Индии в Тибет. Сверкающая лошадь уносит Магомета на небо. о Материнский архетип сказок и легенд, воплощающий чисто животную и телесную жизнь, Лошадь является также символом материнского лона: троянский конь послужил падению Трои, потому что в своем чреве заключал ее врагов.
о Лошадь — сложный и многогранный символ. Это и солнечный символ жизни, и хтонический образ, символизирующий смерть во многих сюжетах (мифологические кони-людоеды Диомеда, поедающие чужеземцев, рыжая лошадь Апокалипсиса и др.). Лошадь ассоциируется со всеми космическими силами, с женским земным и мужским духовным началами. Она же — воплощение гордости и стремления к владычеству, чуждых духовности. Скрытая противоречивость символа наглядно представлена в мифологическом образе кентавра. О Ассоциируемая со сладострастием в бестиариях средневековья, лошадь рассматривается в качестве вселенского символа психической энергии, поставленной на службу человеческим страстям, в особенности сексуальному влечению, которое, если оно неуправляемо, приводит человека к саморазрушению.
Лошадь воплощает также импульсивность, неудержимость желаний, инстинктивные влечения, выступающие движущими факторами человеческого поведения. Лошадь посвящалась Нептуну-Посейдону, богу морей и штормов, ассоциировалась с пылким Фаэтоном, который осмелился пойти против воли Зевса.
Связь Лошади с темными силами человеческого естества, с мужским началом, сексуальностью была замечена многими авторами (Ницше устами Заратустры: Мои ноги — это ноги лошади, они семенят и галопируют, несмотря на препятствия, и их стремительный ход дарит мне дьявольское удовольствие).
О Приснившаяся лошадь — многогранный символ, связанный с психическими процессами, означает сформирован-
кость и определенность инстинктивных влечений, подталкивающих человека к достижению реальных целей.
Черная лошадь смерти и разрушения во сне является синонимом нищеты; она воплощает негативное, извращенное либидо. Белая лошадь говорит об утрате чувства реальности и может быть связана со смертью.
Лошадь, которая встает на дыбы, фыркает, неистовствует, убегает,— свидетельствует о внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего. О Седьмой знак китайского гороскопа, Лошадь (ма) представляет веселую и очаровательную личность, однако с холерическим темпераментом, переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.