Не могу не вспомнить наших замечательных прибалтов. Лучше них никто в СССР не играл буржуйскую жизнь.
Юозас Будрайтис
Регимантас Адомайтис
Донатас Банионис
Несравненная Вия Артмане
Советские и российские актёры
Сообщений 61 страница 90 из 206
Поделиться6125-04-2009 12:06:38
Поделиться6225-04-2009 13:10:31
Продолжаю прибалтийскую тему. Ивар Калниньш
Родился 1 августа 1948 года в Риге в многодетной семье.
Отец работал автомехаником, мама вела домашнее хозяйство. Родители хотели, чтобы сын выбрал надежную мужскую профессию, и где-то лет с 14-ти Ивар начал совмещать учебу с работой. Освоил слесарное дело, потом ремонт вычислительной техники.
В юности Калныньш играл в нескольких рок-группах, носил длинные волосы и брюки-клеш - «битломания» его не миновала. Играл на танцах в зимней Риге и летней Юрмале. По окончании школы Калныньш принял решение поступать в консерваторию и был принят на театральный факультет Латвийской консерватории имени Я.Витола. Уже с первого курса его стали приглашать сниматься в кино. Он снялся в спортивной драме «Право на прыжок», мелодраме «Илга-Иволга», детском фильме «Верный друг Санчо» и других.
В 1974 году окончил театральный факультет Латвийской консерватории им.Я.Витола.
Окончив консерваторию, Ивар Калныньш устроился в Художественный академический театр имени Я.Райниса. Театральные оклады были ничтожны, а Ивару необходимо было кормить семью – жену и двоих дочерей. В конце концов, пришлось вспомнить юность и взять в руки гитару.
Дорогу к славе Ивару Калныньшу открыла Вия Артмане, предложив сняться в фильме «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Картина вышла на экраны в 1978 году. Роль Тома Феннела, юного любовника стареющей примадонны, в один миг сделала Ивара Калныньша знаменитым на всю страну.
90-е годы – время развала отечественного кино. В первой половине 90-х Калныньш еще продолжал сниматься. Однако чем дальше, тем реже появлялись предложения от режиссеров. И Калныньш занялся политикой, к которой в то время был всеобщий высокий интерес. Ивар Калныньш, который никогда не состоял ни в партии, ни даже в комсомоле, стал депутатом латвийского сейма, заседал в комиссии по культуре.
В настоящее время на родине, в Латвии, Ивар Калныньш играет в двух рижских театрах - Малом и Новом. О латышском кинематографе, явившем миру не один шедевр, приходится только вспоминать. Зато российские зрители могут наслаждаться новыми работами актера.
Он тоже играл в "Стрелах Робин Гуда".
Отредактировано Vanessa (25-04-2009 13:39:00)
Поделиться6325-04-2009 13:32:29
Vanessa
Веришь, нет - но тоже именно сегодня его вспомнила, и хотела здесь представить
Очень нравился и нравится. От него всегда исходит этакое сдержанное элегантное благородство. Спасибо.
Поделиться6425-04-2009 13:40:38
Веришь, нет - но тоже именно сегодня его вспомнила, и хотела здесь представить
Это форумная телепатия. Немножко тебя опередила. Я тут стала вспоминать всех актёров прибалтов. Ностальгирую.
Поделиться6525-04-2009 13:43:57
Это форумная телепатия. Немножко тебя опередила.
А опередила то вас всех я
Поделиться6625-04-2009 13:50:41
А опередила то вас всех я
С прибалтийской темой. Точно!!! Спасибо за неё огромное!
Это я про Калниньша.
Поделиться6725-04-2009 14:42:46
Ещё очень люблю эстонского актёра Ульфсака, Лембита Юхановича.
Лембит Ульфсак родился 4 июля 1947 года в селе Коэру (Эстония).
Помните Паганеля в фильме "В поисках капитана Гранта"? А мистера Эя(мистера Робертсона) в "Мэри Поппинс"?
Как однако английская тема прослеживается в его творчестве. Последний раз я его видела в фильме "Ведьма". Хоть фильм и снят по мотивам гоголевского "Вия". Но действия фильма происходят в Англии. И Ульфсак играет шерифа. Вот.
Интересный актёр.
Из интервью с Ульфсаком : "Я приезжаю в Россию - меня узнают люди, подходят, просят автографы. И выясняется, что больше всего меня помнят по фильму "Мери Поппинс, до свидания!".
Мистер Эй из фильма "Мэри Поппинс"
Паганель из фильма "В поисках капитана Гранта"
Отредактировано Vanessa (25-04-2009 14:47:31)
Поделиться6825-04-2009 22:41:53
Ивар Калниньш
А какой он в "Сильве"! )))))))))))
Поделиться6926-04-2009 01:18:36
А я, после прочтения прибалтийской темы, сразу вспоминаю один из любимых фильмов- "Мираж" по роману Чейза "Весь мир в кармане". Как мне там нравится Регимантас Адомайтис и Мирдза Мартинсоне, сыгравшая главную роль-Джинни. Жаль, что она так мало снималась. Года два назад смотрела передачу "Истории в деталях", где рассказывали об актерах сыгравших в этом фильме. Мирдза до сих пор очень хорошо выглядит, обаятельна и с прибалтийской "изюминкой"...
Mirdza Martinsone
Родилась 16 августа 1951 года.
Окончила театральный факультет Латвийской консерватории (1974). С 1974 — актриса Рижского художественного академического театра драмы им. Я. Райниса (с 1995 года носит название - театр Дайлес).
Огромную популярность актрисе принесла главная роль Джинни Гордон в телевизионном сериале "Мираж" (1983, реж.Алоиз Бренч) по роману Джеймса Хедли Чейза.
Роли в кино:
Стрелы Робин Гуда (1975)
Смерть под парусом (1976)
Мираж (1983)
Богач, бедняк... (Turtuolis Vargšas) (1984)
Мальчик с пальчик (1985)
Тайная прогулка (1985)
Тапер (1989)
Рефреш (Refresh) (2004)
Поделиться7026-04-2009 09:39:04
Мирдза Мартинсоне,
Да, Мирдза Мартинсоне класс. Мне вообще "Богач, бедняк" очень нравится. Как раз тот случай, когда сюжет книги не извратили. И чрезвычайно удачно подобраны актёры.
Поделиться7126-04-2009 13:23:40
Лилита Озолиня родилась в Риге. До войны Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, отец Арвид был лётчиком-испытателем.
Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо» на роль пастушки, но ее не взяли.
Вместо этого, спустя 8 лет, взяли в Народную студию актера при Рижской киностудии, куда она за компанию пошла на конкурс.
Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м — актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Витола.
Первой ее ролью в кино стала роль Велты в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.
После дебюта последовали другие работы в кино, но славу ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980), снятого открывшим ее когда-то Алоизом Бренчем.
После успеха последовали многочисленные предложения ролей. Она снималась в мюзикле «Краткое наставление в любви», в комедии «Личная жизнь Деда Мороза» (1982), в политическом детективе «Двойной капкан» (1985) и других.
После распада СССР не стало работы на Рижской киностудии, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в театре Дайлес (до 1989 года Художественный академический театр им. Я. Райниса и Рижском театре русской драмы.
Лилита Озолиня живет в Риге. У нее есть дочь Лилиана Озолиня (лтш. Liliāna Ozoliņa), которая является директором телеканала MTV Latvija.
Здесь интервью с Лилитой Озолиней.
http://pribalt.info/abc.php?month=5&news=171
Поделиться7226-04-2009 13:43:33
но славу ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980), снятого открывшим ее когда-то Алоизом Бренчем.
Форумная телепатия в действии... Только что про "Долгую дорогу в дюнах" думала... В продожение этой темы-замечательный актер, сыгравший главную роль в этом фильме... Жаль, что уже нет в живых....
Юозас Юозович Киселюс родился в Литве, в небольшом городке Йонишкис 22 июня 1949 года. В школьные годы, не смотря на то, что он принимал активное участие в самодеятельности, актером стать не собирался - мечтал о лесотехнической академии, хотел быть лесничим.
Но судьба распорядилась иначе и в 1967 году Юозас, неожиданно для себя самого, поступает в Вильнюсскую консерваторию на кафедру актерского мастерства. Он с головой погружается в учебу и уже не представляет себе жизни без театра. По окончании консерватории, начиная с 1972 года, Юозас устраивается на постоянную работу в Государственный академический театр драмы тогда еще Литовской ССР. Репертуар его разнообразен: он участвует в постановках пьес литовских писателей, Чехова, Шекспира и многих других классиков. Появляется, конечно, и любимая роль: Чарли в 'Школе Злословия' Шеридана - самая первая, а потому незабываемая, роль на сцене.
На большой экран Юозас Киселюс выходит в возрасте 25-ти лет, снявшись в фильмах 'Потерянный кров' и 'Венок дубовых листьев'. Роли его незначительны и эпизодичны, но актер не остается незамеченным. Спустя четыре года его приглашают на съемки фильма 'Цену смерти спроси у мертвых', где Юозасу достается одна из ведущих ролей. Его герой - Антон Соммер - предводитель подпольной организации большевиков Таллинна серьезен и ответственен и именно так актер подошел к своей роли.
Однако, самую большую популярность Юозасу приносит фильм о большой, красивой и всепобеждающей любви 'Долгая дорога в дюнах' режиссера А. Бренча. После выхода фильма на экран актер, как говорится, проснулся знаменитым. Артур из 'Долгой дороги:' - так его называют до сих пор. Посыпались многочисленные письма, на каждое из которых Юозас старался ответить. Но амплуа честного романтического героя скорее помешало ему в дальнейшей карьере. Звали в основном на такие же роли, вот только фильмы оказались не столь удачными. Юозас очень тяжело переживал это, хотя самым главным для него и оставался театр. К своей работе он всегда подходил творчески, как истинный художник, не считал, что занимается чем-то выдающимся, и известность свою воспринимал с юмором.
А потом грянул развал киноиндустрии, связанный с событиями в политической жизни страны в период перестройки. Работы было мало, участия в таких проектах, как 'Волки в зоне' (1990г.) удовлетворить не могли. Этот фильм стал для него одним из последних. Примерно в этот период у Юозаса обнаружили редкий порок сердца, но, очевидно, было уже слишком поздно, и медицина оказалась бессильна что-либо сделать.
Один из литовских журналистов пытался выяснить, как все произошло и взял интервью у тогдашнего руководителя труппы В.Петраускаса. Он рассказал, что последние полгода жизни у Юозаса была депрессия. Маленький заработок, и, следовательно, проблемы с содержанием семьи повлияли на его сердце. 7 мая 1991года Юозас возвращался домой с кинопроб. Неожиданно ему стало плохо, когда он выходил из троллейбуса. Как потом он рассказывал Петраускасу, он мгновенно почувствовал больную точку, которая двигалась к сердцу и больно резала грудь. Тогда он просто постоял возле стенда с номерами троллейбусных маршрутов, и как будто все прошло. Но все-таки, вернувшись домой, Юозас позвонил в скорую и тогда его отвезли в одну из Вильнюсских клиник.
Там ему измерили давление и сняли кардиограмму. Все данные, на первый взгляд, были нормальные, и Киселюса из реанимации перевели в обычную палату. Там его навестил Петраускас.
Юозас выглядел плохо, жаловался, что ему холодно (в то время погода стояла не очень хорошая). Еще признался, что не хватает лекарств. У Юозаса держалась высокая температура, нужен был аспирин, но в больнице его не оказалось, поэтому дочь Киселюса бегала в аптеку, которая находилась неподалеку. Последние слова Петраускаса были: 'Смотри, Юозас, я тебе запрещаю болеть, ты нам всем нужен'.
Но этим словам не суждено было сбыться. Спасти актера, к сожалению, так и не удалось. Утром 10 мая Юозаса разбудили, посадили в коляску и отвезли в рентген, где сделали снимок сердца, после чего его оставили одного сидеть в коридоре. Спустя какое-то время к нему подошла врач, и Юозас, как галантный мужчина, увидев ее, встал, предложил ей сесть: и упал. Позднее медики установили, что спонтанно лопнула сердечная аорта. Такой был последний диагноз.
В жизни Юозас был таким же, как на экране, патологически честным, романтичным и очень ранимым. Пытался увидеть и понять, где и в чем его польза. Жизнь его была короткой, он умер, так и не успев полностью реализоваться, но, тем не менее, оставил о себе хорошие теплые воспоминания и как о человеке, и как об актере. Ведь не каждый может найти время и силы отвечать на зрительские письма, чтобы не обмануть доверия:
В городе Йонишкис, в школе, где раньше учился Юозас, теперь ежегодно проводится конкурс актерского чтения, посвященный этому актеру. Все вспоминают его неизменную элегантность, красивый голос, его руки, всегда открытые для рукопожатия, и его теплую улыбку, которая всегда помогала в трудную минуту. Школа по сей день гордится тем, что Юозас Киселюс начал свой творческий путь в ее стенах.
Хороших фотографий не нашла
Поделиться7426-04-2009 16:53:20
Закончим пребалтийскую тему, предлагаю начать кавказскую
Поделиться7526-04-2009 22:20:00
Закончим пребалтийскую тему, предлагаю начать кавказскую
А можно я без очереди влезу ,
Ну, оооочень мне в юности нравился, особенно в роли капитана Джона Манглса, в фильме "В поисках капитана Гранта"
Олег Штефанко
Олег Штефанко родился в Донецкой области (Украина) 07 Сентябрь 1959
После окончания средней школы в 1976 году Олег Штефанко поступает в т/у им.Щепкина(ВУЗ) в Москве. Будучи студентом 2-го курса он уже играет две роли на сцене Малого театра. С 1979 года начинается его теле- и кинокарьера. По окончании театрального училища в 1980 году Олега принимают в труппу Академического Малого театра Союза ССР, где он играет на сцене с такими актёрами как Смоктуновский, Царёв, Ильинский, Жаров, братья Соломины, Марцевич.
Олег много работает на радио, телевидении, в кино. Со своей сольной концертной программой он объехал все республики бывшего Советского Союза.
1985 и 1986 годы Олег Штефанко служит в рядах Вооружённых Сил и после службы возвращается в Малый театр. На сцене этого театра он сыграл более чем в 20-ти пьесах. Некоторые из них:Долгий день уходит в ночь Агония Cирано дё Бержерак Берег.
В начале 1992 года Олег Штефанко эмигрирует в США. Живя в Нью-Йорке, ему приходится осваивать новые профессии: официанта, таксиста, бармена, автодиллера; быть охранником, кикбоксёром; заниматься продажей страховых полисов. Параллельно Олег работает в модельном бизнесе, но и не забывает о театре, играя на сцене Theater of New York City. Здесь же в Нью-Йорке Олег снимается в своём первом американском фильме.
В 1994 году он переезжает в Лос-Анджелес. Олег работает и на телевидении и в кино. Его принимают в две американские актёрские гильдии:
SAG - гильдия актёров кино
AFTRA-американская федерация артистов телевидения и радио.
В Лос-Анджелесе Олег продолжает своё образование в L.A. Actors Circle Theater School. Получив американское гражданство, Олег Штефанко для простоты произношения изменяет свою фамилию на Oleg Stefan. Под этим именем он снялся в Голливуде в 14 фильмах, работая с такими актёрами как Роберт Де Ниро, Майкл Йорк, Джин Хекмен, Сигурни Уивэр, Джуд Ло, Джеймс Белуши, Леонардо Ди Каприо, Мэтт Дэймон, Алек Болдуин, Венсан Перес и др.
В 2003 году Олега пригласили вновь сниматься в российском кино. За исполнение главной роли в фильме Господа Офицеры Олег был удостоен Гран-при на VII Международном Евро-Азиатском Телефоруме.
В 2005, Олег был номинирован на 45-ом Международном телевизионном Фестивале в Монте-Карло на Золотую Нимфу (Gold Nymph Award) за лучшую мужскую роль.
Олег Штефанко женат. Имеет дочь и сына. У Олега Штефанко 58 кино- и телеработa, 41 из них главные роли.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
2008 Последний вагон
2007 Майор Ветров
2007 Код апокалипсиса
2007 Группа "Зета"
2006 Прорыв
2006 Обратный отсчет
2006 Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна
2006 Двойная фамилия
2006 Битва за космос
2005 Теневой партнер
2005 Заказ
2004 Игра на выбывание
2004 Господа офицеры (I-II)
2003, 2005 Родина ждёт 1,2
1993 Заложники "Дьявола"
1992 Мастер Востока
1991 Последний бункер
1991 Отель "Эдем"
1991 Обнаженная в шляпе
1991 Бухта смерти
1989 Оно
1989 Абориген
1986 Верую в любовь
1985 Соперницы
1985 В поисках капитана Гранта
1985 Битва за Москву
1983 Экзамен на бессмертие
1983 Чучело
1983 Обрыв
1982 Через Гоби и Хинган
1981 Полоса везения
1981 Деревенская история
1981 Бедная Маша
1980 Контрольная полоса
Поделиться7626-04-2009 22:24:26
Олег Штефанко
Ой да, он мне тоже нравился. Такой симпапулечка
Поделиться7726-04-2009 23:04:26
Мне вообще "Богач, бедняк" очень нравится. Как раз тот случай, когда сюжет книги не извратили. И чрезвычайно удачно подобраны актёры.
Да, великолепенный фильм и книга. Мирдза Мартинсоне хороша и в "Мираже", и в "Богач, бедняк". Она там играла роль Кейт, жены Тома Джордаха. Красивая женщина. После фильма я прочитала роман Ирвина Шоу, а потом продолжение - "Нищий, вор". Там уже о судьбе сына Тома. Очень интересно. Фильм "Долгая дорога в дюнах" тоже люблю, особенно главных героев в исполнении Ю.Киселюса и Л.Озолиня. Красивая пара.
Спасибо всем, кто вспомнил прибалтийских актеров. Хорошее раньше было кино... Эх... Жаль, сейчас так уже не снимают... и актеров таких нет.
Поделиться7827-04-2009 04:29:22
Закончим пребалтийскую тему, предлагаю начать кавказскую
Можно я еще одного прибалта запостю а потом можно и про кавказцев писать (например Джигарханяна)
Петерис Гаудиньш
Pēteris Gaudiņš
Родился 26 июля 1954 года.
Окончил театральный факультет Латвийской консерватории (1977).
Актер Рижского академического театра им. Я.Райниса.
В кино - с 1973 года.
Снимался в фильмах:
Эта опасная дверь на балкон (1977)
Театр (1978)
Стакан воды (1979)
34-й скорый (1981)
Мать Мария (1982)
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго (1983)
Канкан в Английском парке (1984)
Двойной капкан (1985)
Фотография с женщиной и диким кабаном (1987)
Узник замка Иф (1988)
Тапер (1989)
Гангстеры в океане (1991)
Собака, которая умела петь (1991)
Цена головы (1992)
Отредактировано анабель (27-04-2009 04:29:55)
Поделиться7927-04-2009 06:26:21
Петерис Гаудиньш
Чем-то похож на Роберта Эдди.
Поделиться8027-04-2009 23:45:37
Чем-то похож на Роберта Эдди.
По-моему, тоже что-то есть похожее, особенно в фильме "Стакан воды", где он играет лейтенанта Мэшема.
Еще одна хорошая актриса, сейчас режиссер
ЦЫПЛАКОВА
Елена Октябревна
Родилась 13.11.1958, Ленинград
Елена Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в творческой семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками.
По словам Елены, у нее с детства был озорной характер, и водилась она в основном с мальчишками. Уже в начальных классах родители приучили девочку к спорту: она занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Несмотря на активную дворовую жизнь и занятия спортом, проблем со школой никогда не возникало, особенно легко Лена давались точные науки: математика, химия. Именно с этими предметами девочка и собиралась связать свою будущую профессию, а о карьере актрисы и не помышляла. Однако в 7-м классе случай свел Елену с режиссером Динарой Асановой, муж которой работал художником-графиком и был знаком с родителями Лены. В один из дней 1973 года Асанова с мужем оказались в доме Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской школьницы. Когда через год Асанова начала работу над фильмом «Не болит голова у дятла», она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну из главных ролей.
Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе. После ошеломляющего успеха фильма предложения обрушились на Цыплакову ливнем. Еще в школе Елена снялась в фильмах «Иван и Коломбина» (реж. В. Чечунов, 1975), «Шаг навстречу» (реж. Н. Бирман, 1975), «Вдовы» (реж. С. Микаэлян, 1976).
Работа с Динарой Асановой
Сотрудничество Елены Цыплаковой с Динарой Асановой продолжилось в фильме «Ключ без права передачи» (1977), где актрисе тоже досталась роль школьницы. По сути, Цыплакова играла самое себя – серьезную девочку с взрослыми проблемами, которая смотрела на мир вдумчиво и пристально. И оказалось, что такая девочка нужна не только Асановой, но и миллионам зрителей (фильм посмотрели более 16 миллионов человек), да и более глобально – советскому кино, подуставшему от здорового оптимизма героинь 60-х. Фильм был удостоен многочисленных наград на международных и всесоюзных фестивалях: на Всесоюзном фестивале в Риге, на фестивале в Москве, в Югославии, в Кошалине.
Елена Октябревна впоследствии с благодарностью вспоминала работу с Асановой: «Я считаю, что она на меня очень повлияла. Мне было четырнадцать, когда мы познакомились, и несколько лет тесно общались. Динара собирала у себя дома ребят, которые у нее снимались, мы сидели, разговаривали на серьезные темы: что такое любовь, предательство, война… Динара не показывала нам сценария, и нам казалось, что мы сами все придумывали…».
В 1979 году Асанова и Цыплакова встретились на съемочной площадке фильма «Никудышная» - в это время Елена уже училась во ВГИКе, и в ее фильмографии было около десятка фильмов, но она с радостью приняла предложение своей «кинокрестной». Как пишет Н. Барабаш: «Ей сразу же повалила предложения – и вскоре на экране замелькали ее обаятельные героини: худенькие бестии с кокетливо-наивным взглядом прожигающее черных глаз. А родинка на щеке просто сводила мужчин с ума. Одно слово – талантливая милашка». К сожалению, амплуа «талантливой милашки» крепко-накрепко приклеилось к Лене Цыплаковой, которая хотела играть серьезные драматические роли, а в них ее видела только Асанова.
После окончания десятилетки в 1976 году Лена Цыплакова уехала в Москву поступать в театральный – она твердо решила стать актрисой, и даже более того – она уже была актрисой, которую узнавали на улице и которой писали письма поклонники. Экзамены в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила. Сняла в Москве квартиру и примерно полгода жила на деньги, которые присылали родители. А затем, когда предложения работать в кино посыпались одно за другим, Елена смогла отказаться от родительской помощи.
Вскоре Цыплакова перешла во ВГИК, на курс Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой Цыплакова начала работать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным педагогам. Независимость Елены, ее нежелание играть по установленным правилам и стремление идти наперекор стереотипам уже тогда вызвали недоумение окружающих.
Успех
В 1979 году на экраны вышел трехсерийный фильм Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Цыплакова сыграла роль Кэтти. Несмотря на огромный успех фильма у зрителей, актриса осталась недовольна своей работой: «Я до этого никогда не играла в музыкальной комедии. И никогда не была на юге. И вот, приехав на море, я к нему даже не подходила. Все жарились на пляже, а я без конца репетировала песенку «Святая Катерина». А когда пришла на море уже для съемки, мне сказали: «Не надо никаких танцев, просто попрыгай под музыку». Я чуть не расплакалась… К тому же, мне казалось, что я чудовищно переиграла. Словом, уехала из Одессы в слезах».
В этом же году в жизни Елены произошло два знаменательных события: она вышла замуж (правда, брак продлился не больше года) и закончила ВГИК. Жизнь налаживалась: актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре (Аня в «Вишневом саде», Лиза в «Горе от ума», Окаемова в «Красавце-мужчине») с головокружительной карьерой в кино. В период с 1979 по 1980 год Цыплакова снялась в семи фильмах: «Карл Маркс. Молодые годы» (реж. Л. Кулиджанов), «Взрослый сын» (реж. А. Панкратов-Черный), «Приключения принца Флоризеля» (реж. Е. Татарский), «Адам женится на Еве», «Ключ» (реж. А. Коренев), «Крах операции «Террор» (реж. А. Бобровский), «Быстрее собственной тени» (реж. П. Любимов). Елена с радостью бралась за работу, ведь каждая роль для нее – вызов, неизведанная территория: «Я люблю героинь сильных, деятельных, способных совершать решительные поступки и отвечать за них. Для меня не столь уж важно, в какую эпоху живут эти героини, в каком жанре написаны пьеса или сценарий. Гораздо важнее другое: чтобы у персонажа был неоднозначный, динамично развивающийся характер».
Выбор
В 1981 году Цыплакова ушла из Малого театра, чтобы работать по договорам. В этом же году Елена Октябревна поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Алова и В. Наумова). Свое решение стать режиссером востребованная молодая актриса объяснила следующим образом: «Для меня процесс роста, воспитания себя связан именно с работой. В кино начались повторы – после «Школьного вальса» сыграла еще несколько гордых одиноких мамаш. Я очень благодарна театру, но спектакли, на которые я вводилась, были старыми, и на какой-то особый поиск рассчитывать не приходилось. Я почувствовала, что если и дальше буду так жить, то начну «портиться»».
Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно снималась. Спала по четыре часа в сутки. В 1984 году перед защитой дипломной работы Елена сделала окончательный выбор и навсегда ушла из театра. Это решение вызвало иронию у многих людей, профессионально связанных с театром и кино, – ведь Елену воспринимали по ее киноролям – Кэтти из «Мушкетеров» и Кати Бобровой из фильма «Мы из джаза» (реж. К. Шахназаров, 1984).
В этом же году Цыплакова вторично вышла замуж – за врача-стоматолога Сергея Липеца, который был старше ее на двадцать лет.
Непростое время
Период с 1985 по 1989 год нельзя назвать самым счастливым в жизни Елены Цыплаковой, как в творческом плане, так и в личном. Закончив режиссерский факультет, она долгое время не могла добиться собственной постановки – имея два диплома, ходила в ассистентах режиссера на «Мосфильме». В кино снималась мало: «Счастливая, Женька» (реж. А. Панкратов, 1985), «Личный интерес» (1987), «Гардемарины, вперед!» (реж. С. Дружинина, 1987), «Где находится нофелет?» (реж. Г. Бежанов, 1988).
Последнее обстоятельство во многом объяснялось тем, что Цыплакова перенесла тяжелую болезнь и сильно набрала в весе. По словам Елены Октябревны: «Я привезла смертельную малярию из Африки. Врачи долго не могли поставить диагноз, потом я перенесла операцию, едва не умерла. У меня был момент жуткого отчаяния. Не хотелось ни жить, ни работать. А потом я прочитала фразу: нам не дано знать, что нам во благо, что – во вред. Потрясения делают человека глубже, заставляют человека больше ценить жизнь и время, которое ему отпущено».
Обрести себя Цыплаковой помогла вера: «Живая вера – не только в исполнении обрядов, а во внутреннем содержании человека. В его образе жизни. Мне очень повезло. У меня есть учитель, наставник – София, с которой я восемь лет близко общаюсь. Для меня знакомство с ней оказалось целительным». Кроме того, после режиссерского дебюта в фильме «Гражданин убегающий» (1988) на Елену Октябревну обратил внимание Карен Шахназаров, который пригласил ее в свое творческое объединение «Старт». Именно там в 1989 году Е. Цыплакова и сняла свою первую серьезную картину – «Камышовый рай"
Совсем недавно Е. Цыплакова закончила шестисерийную картину для детей «Полосатое лето»: «Она о том, как ребята приезжают в спортивный лагерь, которым руководит отставной военный. Дети учатся ездить на лошадях, лазить по канатам, плавают... А самое главное – они спасают лес от браконьеров, останавливают бульдозер, который все крушит. То есть растут как личности. Духовный рост – это большой труд. И не только самого ребенка, но и тех, кто его воспитывает».
В кино Елена Октябревна почти не снимается. За последние 8 лет она сыграла в 3 фильмах: в «Семейных тайнах» (целительница Софья), у Н. Досталя в «Полицейских и ворах» (жена полицейского), и в фильме В. Пендраковского «Кому я должен, всем прощаю» (банкирша). Есть и еще одна работа – в историческом сериале Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар», где Цыплакова играет Славу – жену Добрыни Никитича. Правда, когда фильм выйдет на экраны, неизвестно.
Поделиться8130-04-2009 20:02:35
Актёры фронтовики
Владимир Басов
Евгений Весник
Анатолий Папанов
Петр Глебов
Юрий Никулин
Михаил Глузский[
Владислав Стржельчик
Иннокентий Смоктуновский
Владимир Заманский
Михаил Пуговкин
Николай Гринько
Георгий Юматов
Владимир Этуш
Владимир Самойлов
Зиновий Гердт
Поделиться8230-04-2009 20:07:08
Актёры фронтовики
клэр, какая замечательная подборка!!!
+1000!!!
Отредактировано Oksi (30-04-2009 20:21:46)
Поделиться8330-04-2009 20:15:46
клэр, какая замечаткльная подборка!!!
Ничто не забывается. Ничто и никогда.
Поделиться8430-04-2009 22:25:19
Актёры фронтовики
клэр, спасибо!
Поделиться8530-04-2009 22:34:26
Актёры фронтовики
клэр, у меня видны только фамилии, фотографий нет, только красные крестики.
Поделиться8604-05-2009 00:26:19
Потрясающая подборка фотографий и материалов в ЖЖ о Николае Ерёменко младшем!
http://m-llekolombina.livejournal.com/216778.html
Я обожаю его в роли лорда Гленарвана в фильме "В поисках капитана Гранта".
Поделиться8704-05-2009 01:54:14
КИРИЛЛ ЛАВРОВ - ОБОЖАЮ!!!
Кирилл Юрьевич Лавров родился 15 сентября 1925 года. Во время войны его семья была эвакуирована в Новосибирск, где в 1942 году Кирилл Лавров начал трудовую жизнь токарем завода боеприпасов. В 1943 году Лавров ушел добровольцем в армию, окончил Астраханское авиационно-техническое училище (1945), пять лет служил авиатехником в бомбардировочном полку.
С 1955 и по 2007 год Кирилл Лавров являлся артистом Большого Драматического театра, а с 1989 года, после смерти Георгия Товстоногова, Лавров стал художественным руководителем БДТ.
Кирилл Лавров начал сниматься в кино с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова.
В 1968 году совместно с Михаилом Ульяновым завершил работу над фильмом Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных работ, таких как, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни", Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции".
В театре и кино Кирилл Лавров сыграл более 60 ролей. Многие из них вошли в историю не только отечественного, но и мирового театра. Среди них - роль Славы в "Пяти вечерах" Александра Володина, Сергея в "Иркутской истории" Алексея Арбузова, Молчалина в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Соленого в "Трех сестрах" Антона Чехова, Нила в "Мещанах" Максима Горького, Городничего в "Ревизоре" Николая Гоголя, Петра Мелехова в "Тихом Доне" Михаила Шолохова, Астрова в "Дяде Ване" Антона Чехова.
На закате своей творческой карьеры в 2000 году Кирилл Юрьевич исполнил роль Маттиуса Клаузена в пьесе Гауптмана "Перед заходом солнца". Из последних его ролей - прокуратор Иудеи Понтий Пилат в экранизации романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Кирилл Лавров удостоен множества высоких наград: Герой социалистического труда, Народный артист СССР (1972), лауреат Государственных премий, обладатель орденов "Знак Почета", трудового Красного знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней, Почетный Гражданин Санкт-Петербурга, лауреат высшей национальной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство", обладатель специального приза президента России "За выдающийся вклад в развитие российского кино" (2000). Его избирали депутатом Верховного Совета СССР, он был членом комитета по Государственным премиям. Несколько лет руководил Союзом театральных деятелей, долгие годы возглавлял Международную конфедерацию театральных союзов, членом Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, много делая для консолидации культурного пространства в рамках стран СНГ.
В 2005 году Лавров отмечал 80-летие и полвека творческой деятельности на сцене Большого драматического театра имени Горького.
kirilllavrov2007.narod.ru
Поделиться8804-05-2009 23:55:31
Сегодня замечательной актрисе Татьяне Самойловой исполняется 75 лет. С Юбилеем!
Как она мне нравится! Конечно, главная её роль - это Вероника в "Летят журавли". Какой незабываемый образ она создала! Еще - Анна Каренина. Жаль, что она так мало сыграла и дальше были годы забвения...
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Дочь актёра Евгения Валериановича Самойлова и инженера Зинаиды Ильиничны Левиной (1914—1994). В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.
В школьные годы Татьяна Самойлова занималась балетом. Она окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко[2], и её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца всегда хотела стать только актрисой.
В 1953 году Татьяна Самойлова поступила в Театральное училище им. Б. Щукина, где училась до 1956 года. Там же она познакомилась с Василием Лановым за которого затем вышла замуж (её первый муж).
Творчество
Звёздная роль Татьяны Самойловой в кино — роль Вероники в картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Героиня Самойловой — вчерашняя беспечная московская школьница, потерявшая в годы Великой Отечественной войны своих родителей, изменяет ушедшему на фронт любимому с его двоюродным братом. Фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а Татьяна Самойлова стала звездой советского экрана.
После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в ГИТИС. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.
После картины «Летят журавли» Татьяна сыграла лишь в нескольких фильмах и пропала с экранов. Второй раз о Татьяне заговорили после выхода на экран фильма Александра Зархи «Анна Каренина», где ею была сыграна заглавная роль.
Живет и работает Татьяна Самойлова в Москве.
Фильмография
1955 — Мексиканец
1957 — Летят журавли — Вероника
1959 — Неотправленное письмо
1960 — Леон Гаррос ищет друга
1961 — Альба Регия
1964 — Они шли на восток
1967 — Анна Каренина — Анна Каренина
1967 — Солдаты без мундиров
1972 — Город на Кавказе — Надежда
1972 — Нечаянные радости
1972 — Длинная дорога в короткий день — Екатерина Золотаренко
1973 — Возврата нет — Настя Шевцова
1974 — Океан — Маша
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Мария Оленецкая
1984 — Солдаты без мундиров — математик
1991 — Анна Карамазофф
2000 — 24 часа — мама братьев Шаламовых
2000 — Нет смерти для меня
2004 — Московская сага
2004 — Сен-Жермен
2008 — Нирвана — Маргарита Ивановна
Отредактировано Michelle (04-05-2009 23:59:45)
Поделиться8905-05-2009 00:03:47
Отец Татьяны Самойловой-замечательный актер...Какие яркие образы он создал на экране и в театре... Человек своего времени...
Самойлов Евгений Валерианович
Родился 16 апреля 1912 года в Петербурге в семье потомственного рабочего.
Отец – Валериан Саввич мальчиком пришёл на Путиловский завод и прошел путь от чернорабочего до мастера пушечного цеха. Мать – Анна Павловна вела домашнее хозяйство. Родители Самойлова погибли от голода в блокадном Ленинграде, отец похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода.
Благодаря родителям у Самойлова были счастливое детство и юность. Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил сыну любовь к литературе, искусству. Самойлов-старший с юности собирал библиотеку, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать чтение им А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. С особым воодушевлением отец читал произведения любимого им Н.В. Гоголя, будоража детское воображение. Повзрослев, Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом драматическом театрах, восхищаясь искусством И.Н. Певцова, Е.П. Корчагиной-Александровской, Ю.М. Юрьева, Л.С. Вивьена, Н.Н. Ходотова, Н.Ф. Монахова. Но самым большим увлечением юности была живопись. Евгений унаследовал семейные гены: брат матери хорошо рисовал, да и отец искусно копировал. Школьный учитель рисования, обнаруживший талант у Евгения, умело развивая его способности, пробудил серьёзный интерес к живописи. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая художникам-передвижникам и своим любимым живописцам М.А. Врубелю, И.И. Левитану, В.А. Серову, мечтал поступить в Академию художеств.
Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н. Ходотова на Литейном. К своему изумлению, Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи ещё учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актёрском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров. Уроки мастерства вел Николай Николаевич Ходотов, корифей Александринки, показывая, как надо читать то или иное произведение.
В 1929 году окончил среднюю школу и после закрытия студии продолжил актёрское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив обучение в 1930 году. С этого времени началась театральная деятельность Самойлова.
С 1930 года – актёр Ленинградского Театра актёрского мастерства под руководством Л. Вивьена;
В 1934-1938 годах – актёр театра им. В.Э. Мейерхольда;
В 1940-1967 годах – актёр театра Революции (ныне – Московский театр им. Вл. Маяковского);
С 1968 года – актёр в труппе Малого театра.
Когда Самойлов оказался вне театра, его востребовал кинематограф, который давно возбуждал творческий интерес артиста. В труппе ГосТИМа работали первоклассные актёры, заслужившие известность и признание в кино, и первым среди них был И.В. Ильинский – настоящая звезда советского экрана. С разрешения В.Э. Мейрехольда Евгений Самойлов в 1934 году начал сниматься в лирической комедии «Случайная встреча» у режиссёра И.А. Савченко. В первом экранном образе Гриши Рыбина (1936) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное мироощущение артиста. В фильме «Том Сойер» режиссёра Лазаря Френкеля он проявил талант характерного актёра, создав образы братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 году на Киевской киностудии шли съемки фильма «Щорс», но режиссёр А.П. Довженко упорно искал «своего» Щорса. Один из его ассистентов видел Евгения Самойлова в роли Корчагина на генеральной репетиции. Артиста пригласили на пробы, и всё, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и единственной пробе. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссёра романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека – Александра Петровича Довженко.
Не принимая наигрыша и малейшей фальши, Довженко учил Самойлова в работе над ролью Щорса «идти от себя» в «предлагаемых обстоятельствах», чтобы лучше видеть и понять веления души своего героя. Только когда артист осознает чужой внутренний мир как собственную душу, он будет правдивым и искренним в перевоплощении, тогда ему поверят зрители. Это правило стало для артиста определяющим в творчестве, а в образе Щорса (1939) помогло донести до зрителей революционную романтику своего героя, страстную веру в прекрасное будущее, благородство души и силу интеллекта. Самойлов, подобно талантливому полководцу Щорсу, ворвался стремительно в кинематограф, завоевал зрительскую любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссёры. В 1940 году артист снялся у Г.Л. Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А. Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый путь»).
В музыкально-поэтическом фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944) Е.В. Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое волнение в работе с легендарным режиссёром И.А. Пырьевым, замечательными актёрами М.А. Ладыниной, И.А. Любезновым. Съёмочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых у артиста, счастливо совпадала с его актёрскими возможностями и человеческими идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа.
В начале 1945 года на экраны вышла комедия «Сердца четырёх» режиссера К.К. Юдина, снятая еще до войны, в 1941 году. Герой Самойлова – лейтенант Колчин, мужественный, серьёзный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени как победитель.
Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 1940-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и так же горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава.
Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова, присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда привлекали открытые, внутренне чистые характеры. Большинство его экранных героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность офицерской чести.
Любимым героем Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», режиссёр С.Д. Васильев, 1955). Изучение исторических документов, воспоминаний современников о Скобелеве помогло артисту осмыслить и полнее ощутить своеобразие его личности. Самойлов зажил в образе так же отважно и весело, как воевал храбрый генерал. За пышными усами военного мужа проглядывало порой лицо задиристого мальчишки. Памяти А.П. Довженко посвятил Самойлов образ полковника Александра Петровича («Зачарованная Десна», режиссёр Ю.И. Солнцева, 1964).
С 1984 года Е.В. Самойлов неоднократно избирался ректоратом Театрального училища имени М.С. Щепкина на пост председателя Государственной экзаменационной комиссии.
Личная жизнь Е.В. Самойлова сложилось на редкость счастливо. В юности он встретил свою единственную любимую женщину – Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и, радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких физических и духовных затрат требовала актёрская профессия. Её душевными усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо, гостеприимно. Редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить в кругу семьи.
Их дети, воспитанные в почитании искусства, унаследовали профессию отца. Татьяна Самойлова – народная артистка России, известная киноактриса. Алексей Самойлов посвятил себя театру: работал в театре «Современник», с 1977 года – артист Малого театра. После смерти жены сын был самым близким другом и помощником в житейских делах.
После знакомства с С.Т. Коненковым Евгений Самойлов, заинтересованный его деревянной скульптурой, увлёкся резьбой по дереву, отдавая любимому занятию часы досуга. Постоянно перечитывал произведения А.П. Чехова – любимого писателя. Любимыми композиторами были П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский.
Народный артист СССР (1974).
Ушёл из жизни 17 февраля 2006 года на 94-м году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
театральные работы
С 1930 года началась профессиональная деятельность Самойлова в Ленинградском театре актерского мастерства под руководством выдающегося режиссёра, актёра и педагога Л.С. Вивьена, который видел в Самойлове характерного актёра. Получая роли, подобные Кривому Зубу («На дне» М. Горького), начинающему артисту приходилось скрывать свою молодость за возрастным гримом и пластикой. Во многом ему помогала цепкая память рисовальщика. Со временем он играл и Актёра, и Ваську Пепла («На дне» М. Горького), стремясь идти от внешней характерности к раскрытию внутреннего мира.
Первым заметным успехом артиста стал образ Председателя укома («Шторм» В. Билль-Белоцерковского). В апреле 1934 года в Ленинграде гастролировал Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ, ТИМ). В.Э. Мейерхольд побывал на спектаклях своего давнего соратника Л.С. Вивьена. Тогда же Самойлов получил приглашение Мейерхольда перейти в его труппу на амплуа молодого героя.
Переехав в Москву, молодой артист оказался под отеческой опекой Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Человеческая симпатия, которая установилась между ними, подарила Самойлову общение с С.М. Эйзенштейном, В.Я. Шебалиным, А.Н. Толстым, В.В. Софроницким, Л.И. Обориным и другими выдающимися деятелями культуры – друзьями и гостями В.Э. Мейерхольда. В.Э. Мейерхольд деликатно образовывал своего ученика, обогащая его ум и сердце.
В ГосТИМе Самойлов начал со ввода. Москвичи впервые увидели его в роли Петра («Лес» А.Н. Островского). Молодой актёр оказался трудолюбивым, жадным и терпеливым учеником. Он учился на репетициях Мастера и его гениальных показах, учился у своих коллег, партнеров, с упорством осваивал биомеханику.
По предложению Мейерхольда блистательный актёр романтической школы Ю.М. Юрьев, приглашенный в ТИМ на роль Кречинского, стал заниматься с актёром, прививая ему манеру исполнения героико-романтического репертуара. Они подготовили роли Эрнани («Эрнани» В. Гюго) и Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С Юрьевым как партнером он встретился в спектакле «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, когда ввелся на роль провинциального романтика Нелькина (1936). В памяти осталась и работа с Мейерхольдом над ролью Григория Отрепьева («Борис Годунов» А.С. Пушкина), которая была не завершена.
В 1937 году Самойлов сыграл две долгожданные роли. Через два года после премьеры он выступил в роли Чацкого, заменив перешедшего в Малый театр М.И. Царева. Работа над ролью Павки Корчагина («Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского) стала этапной в творчестве актёра на пути сценического воплощения современного героя. Зритель не увидел спектакль «Одна жизнь» в связи с закрытием театра – в январе 1938 года ГосТИМ был ликвидирован. Самойлов переживал это событие болезненно, и когда в Малом театре, куда он был переведен, услышал о себе и других актёрах ТИМа брошенное в шутку «формалисты пришли», из-за принципа ушёл.
Имя В.Э. Мейерхольда было и остается для Евгения Самойлова свято. Четыре года рядом с Мастером стали периодом интенсивного постижения актёрской профессии и своей индивидуальности.
При расставании артист получил от учителя как ободряющее напутствие краткую характеристику в служебном документе: «Е.В. Самойлов – артист, который скоро займет на театральном фронте одно их первых мест в армии советских артистов».
В 1940 году Самойлов вступил в труппу Театра революции, на сцене которого вскоре сыграл Германа («Таня» А. Арбузова) и Мортимера («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1941). В 1943 году артист возвратился из Закавказья в Москву, в театр, переименованный после эвакуации в Московский театр драмы, который возглавил почти на четверть века Н.П. Охлопков, выдающийся режиссёр, педагог и замечательный актёр. Уже в первой совместной работе – спектакле «Сыновья трех рек» В.М. Гусева (1944), где Самойлов играл русского офицера Алексея, было очевидно, что они творческие единомышленники и как ученики Мейерхольда, и как приверженцы героико-романтического театра. С воодушевлением восприняв эстетическую программу Охлопкова, Самойлов стал его верным последователем на многие годы.
В 1947 году Охлопков поставил «Молодую гвардию» А.А. Фадеева – спектакль мощного патетического звучания и художественного воздействия, ставший явлением в истории советского театра. По-новому проявился талант Самойлова в роли Олега Кошевого.
На сцене Театра драмы он чаще всего играл современников: Ладыгин («Обыкновенный человек» Л. Леонова), Рокоссовский («Великие дни» Н. Вирты), Ковалев («Хлеб наш насущный» Н. Вирты), Гончаров («Закон чести» А. Штейна), Серго Орджоникидзе («Путь в грядущее» Марвича). В классическом репертуаре в спектакле «Зыковы» М. Горького (1951) артист сосредоточился на личной драме Антипы, усилившей его духовный кризис.
В 1954 году, к 30-летнему юбилею театра (с этого года он называется Московский театр имени В. Маяковского) Охлопков осуществил свою давнюю мечту – поставил «Гамлета» У. Шекспира и доверил Самойлову главную роль. Воплощая замысел режиссера, Самойлов «от себя» передал Гамлету пережитые чувства, размышления, вложил в него свое страстное сердце художника и «на сцене появился светлый человечный Гамлет».
И вновь артист продолжал творческий поиск современных характеров: Суходолов («Сонет Петрарки» Н. Погодина, третья премия «Московской театральной весны», 1957), Антон («Дальняя дорога» А. Арбузова, третья премия «Московской театральной весны», 1958), Анохин («Время любить» Б. Ласкина), Громов («Аристократы» Н. Погодина), Платонов («Океан» А. Штейна), генерал Бондарев («Перебежчик» П. Тура).
Самойлов стал первым исполнителем роли Ясона («Медея» Еврипида, 1961) на российской сцене и впервые встретился с героем, целеустремленным в осуществлении лишь своих личных корыстных интересов. В творческом союзе с Охлопковым артист создал психологически точный характер убежденного эгоиста и современного прагматика, практичного и безнравственного. Взрывной темперамент и трагический пафос исполнения финальной сцены (отчаяние отца убитых детей) потрясали зрителей. В 1967 году в этом спектакле Самойлов был партнером знаменитой греческой трагической актрисы Аспасии Папатанасиу в роли Медеи.
Многогранный талант Самойлова плодотворно реализовался в спектаклях Охлопкова и достиг высоких сценических свершений.
После смерти Охлопкова в 1967 году Самойлов принял приглашение М.И. Царева, который неоднократно звал его в Малый театр, ставший с 1968 года его «домом». Труппа Малого театра всегда славилась самобытными талантами, поэтому Самойлов органически вошел в новый коллектив и принёс на старейшую русскую сцену свое отточенное мастерство психологического реализма и неизменную любовь к пламенной романтике.
Своеобразие творческой индивидуальности артиста наиболее ярко раскрылось в сценическом прочтении русской классики. Одним из лучших и любимых созданий Самойлова является образ князя Ивана Петровича Шуйского в патетическом и монументальном спектакле режиссера Б.И. Равенских «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, (1973 первая премия «Московской театральной весны») до сих пор идущего на сцене Малого театра с неослабевающим успехом у зрителей.
Гордый, честный человек, доблестный воин-патриот, великодушная и страстная русская натура – герой Самойлова борется с Годуновым не за власть, а за патриархальный путь развития русского государства, который, по его убеждению, будет ему на благо. Он защищает свои идейные воззрения так же мужественно и открыто, как защищал Родину на полях битвы. «А как Самойлов играл Шуйского Ивана! Это потрясающий артист, просто до слез меня потрясал. Какой человек! Христианин, настоящий, живущий во Христе, такого образа я вообще больше не видел» – это зрительское восприятие композитора Г.В. Свиридова, автора музыки к спектаклю.
Сродни Шуйскому по своим нравственным убеждениям и душевным качествам. Захарьин-Юрьев («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, 1995) Те же благородство, прямота, сердечность, но горестный опыт ближайшего свидетеля многолетних злодеяний Грозного и людских страданий делает его мудрым и сдержанным. Трагичен герой Самойлова, осознающий несостоятельность своего духовного наставничества Годунова.
С подлинной трагической силой играл Самойлов Игната Гордеева («Фома Гордеев» М. Горького, 1981), отца мятежного правдоискателя Фомы. Позднее раскаяние жизнелюбивого грешника и громадная любовь к сыну наполняли душу умирающего Игната тяжелым предвидением горькой судьбы Фомы.
Отыграв на сцене «дома Островского» четверть века, Самойлов впервые получил роль в пьесе великого драматурга. Роль Крутицкого («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, 1993) с лихвой восполнила пробел в творческой биографии артиста. Герой Островского – в прошлом богатый чиновник, взяточник и алчный стяжатель, ныне тайный ростовщик и скряга, одержимый маниакальной страстью к деньгам, ради которых морит голодом и себя, и своих близких. Следуя за Островским, Самойлов предлагает оригинальную трактовку, подлинно новаторскую. Его Крутицкий при патологии своей скупости еще и высокомерный властолюбец, упивающийся тайным господством над людьми. Артист играет воинствующего скупца, у которого болезнь обостряется свойствами его порочной натуры. В его душе, охваченной темными страстями, нет места для угрызений совести. Герой Самойлова не кается, а безжалостно судит себя, приговаривая к смерти. Психологически сложный и колоритный образ Крутицкого является ярким свидетельством совершенного искусства перевоплощения артиста и его неувядаемого мастерства пластической выразительности.
В последние годы жизни, как когда-то в 1934 году, Е.В. Самойлов играл в «Лесе» А.Н. Островского, но уже старого лакея Карпа (1998), мудрого и сердечного, лукавого и ироничного, который живет в согласии со своей совестью, сохраняя человеческое достоинство. Образ Карпа был согрет личным обаянием артиста.
Всего за годы работы в Малом театре Е.В. Самойлов сыграл десятки ролей. В русской классике: Мастаков («Старик» М. Горького», 1971), Ватутин («Обрыв» И.А. Гончарова, 1992); в зарубежной классике: Андреа Дориа («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Камердинер герцога («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1998). Работая над освоением современного драматургического материала, артист создал немало запоминающихся образов. Герои Самойлова, несмотря на возраст и сложные жизненные перипетии, не изменяли своим нравственным принципам, не утратили вкус к жизни, сохранив веру в человека, в добро. Таковы ученый Бармин («Человек и глобус» В. Лаврентьева, 1969), майор Васин («Русские люди» К.М. Симонова, 1975), заводской мастер Лев Сушкин («Золотые костры» И. Штока, 1975, приз «Серебряная маска» (1976) за лучшее исполнение мужской роли), рабочий-ветеран Платон Ангел («Дикий Ангел» А. Коломийца, 1982
Отредактировано анабель (05-05-2009 14:13:55)
Поделиться9005-05-2009 00:17:54
Какая красивая Татьяна Самойлова была в молодости! Не удержусь, добавлю еще фотографий.
Еще о ней можно почитать тут http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/samoilova/.