SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Оружие

Сообщений 151 страница 170 из 170

151

Павеза

http://s51.radikal.ru/i131/1005/64/55c78719e072.jpg

Павеза – западноевропейский щит, применявшийся пехотой с 13 по первую половину 16 столетья.
Само слово «павеза», возможно, происходит от названия города Павия, который славился изготовлением щитов.
Со времени появления в XIII столетии, павезы разделились на два подвида - для пехоты и стрелков.
Во время осады замков и городов арбалетчик, при перезарядке арбалета мог стать мишенью вражеского стрелка.
И чтобы этого не случилось - использовали высокие щиты - павезы. Их ставили перед стрелком, и подпирали сзади или просто поддерживал специальный человек.

Павезы делались из дерева и обтягивались кожей или холстом - льняной тканью с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлестов через одну нить) переплетением. Затем их покрывали грунтом и расписывали красками.

http://s51.radikal.ru/i131/1005/49/8b9a1422bbc4.jpg http://s41.radikal.ru/i092/1005/21/54087a13ab16.jpg http://s13.radikal.ru/i186/1005/fd/4945e4387557.jpg

Сзади щиты могли иметь вертикальные, горизонтальные или т-образные ремни для ношения и удержания во время боя.
Часто по верхнему краю павез делали крепежные кольца, сквозь которые мог продеваться ремень для переноски щита, поднятия его на крепостную стену или крепления подпорок для поддержания щита в стоячем положении.
На нижнем торце павезы могли быть металлические шипы, чтобы втыкать в землю, придавая большую устойчивость.
Щиты могли быть овальной формы, прямоугольной, со скругленными краями.
Через середину мог проходить вертикальный выступ (изнутри — жёлоб) для усиления конструкции. Ширина павез — 40 - 70 см, высота — 1 - 1,5 м.

http://i076.radikal.ru/1005/51/cb45c7843799.jpg

Применение
Павезы широко применялись для защиты пехоты от стрел, например французами во время Столетней войны.
В битве при Кутансе (осень 1356 г.) часть французов спешилась и, закрываясь от стрел щитами и павезами, не двигалась с места, пока стрелки не израсходовали свои стрелы и не отошли к латникам.
Ножан-сюр-Сен (июнь 1359 г.) французская пехота «пробилась сквозь линию лучников и рассеяла их, так как их щиты были столь прочными, что стрелы не оставляли на них следов».
И при Кошереле лучники «стреляли неистово вместе, но французы были столь хорошо вооружены и имели столь сильные павезы, что им нанесли мало вреда … и ворвались в (ряды) англичан и наваррцев».
А при Орэ «английские лучники стреляли хорошо, но их стрелы не причиняли вреда, ибо французы были хорошо вооружены и закрывались щитами от них».
При Кошереле и Орэ Дюгеклен строил их в плотно сомкнутые шеренги, прикрытые стеной щитов (тех же павез).

http://s59.radikal.ru/i165/1005/be/ef5efd78be0b.jpg

Использование большого количества арбалетчиков в полевых сражениях требовало тесного сотрудничества между стрелками и павезьерами (щитоносцами), позади каждого из которых до трех арбалетчиков могли заряжать свое оружие, выходить вперед, стрелять и отходить под укрытие щита.

http://s46.radikal.ru/i114/1005/c1/2c16265e97bb.jpg

В Богемии роль павизьеров была довольно высока, как и их зарплата - они получали вдвое больше, нежели арбалетчики.
Специфическая тактика  ориентировалась на формирование стены из павез. Эта тактика описывается во множестве ландскнехтских песен, например, описывающих сражение при Регенсбурге в 1504 году, в частности - “die Behmen hinder iren bafosen … stunden vest wie die mauren” ( "Богемцы, позади своих павез… стоят подобно стена")

http://s47.radikal.ru/i116/1005/9f/621bbdcd7687.gif

Снова о английских лучниках

Когда мы говорим о длинном ростовом луке или о профессиональном лучнике в средние века, мы в большинстве случаев имеем в виду английского лучника - для своего времени совершенную "машину убийства", долгое время составлявшую наиболее грозную часть английской армии.
Очень красочно это явление истории описано у Конан-Дойля в "Хрониках Белого отряда", тем не менее в средневековых анналах английским лучникам уделяется относительно мало внимания, например, история почти не сохранила имен знаменитых лучников. Почему?
Во-первых, потому, что работа стрелка не была престижной.
Хоть и уважаемые за свое мастерство, лучники конечно же, не были благородными. Стрельба из лука  - занятие для йомена и набирали их из простонародья.
Короче говоря, они не соответствовали романтическому представлению о рыцаре в сияющих доспехах.
Кроме того, один лучник был слишком неэффективной боевой единицей. Только действуя большой группой лучники становились смертоносной силой.
Таким образом, они также не соответствуют романтизированному изображению отдельного воина, свершающего великие подвиги и противостоящего злу.

Другая версия состоит в том, что большинство лучников, сражавшихся в английском войске, фактически были валлийцами. :canthearyou:
Валлийцы же, рассматривались в лучшем случае, как второсортные граждане.
Однако валлийцы, тем не менее, всегда доставляли массу проблем не одному завоевателю именно благодаря своим стрелкам.

http://i077.radikal.ru/1005/eb/04c25c64981a.jpg

  Каким образом лучники достигали своего мастерства?
Как правило, можно сказать только одно: практика.. Даже в мирное время лучник, безусловно гордившийся своим умением, не переставал упражняться.
Многие города и деревни имели так называемые марки - специальные участки, преимущественно за городом, где устанавливались мишени для стрельбы.
Занятия в марках давали лучникам возможность оттачивать свое мастерство на разных ландшафтах и дистанциях.
В определенные периоды истории тренировки лучников широко поддерживались короной и населением.
К примеру, во времена царствования Генриха II существовал ряд законов, обязывавших каждого, чей годовой доход от 2 до 5 фунтов иметь лук и уметь с ним обращаться. Граждане были обязаны упражняться с луком по воскресеньям.

http://s15.radikal.ru/i188/1005/d3/b1c501a93302.jpg

Никто не подвергает сомнению, что тетивы были «травяными»(hempp) и были сделаны из «травы», но немедленно возникает следующий вопрос – что в те далекие времена именовалось «травой».
Сегодня это слово обозначает различные сорта конопли CANABIS и нет сомнения что лучшие волокна конопли С.indica, C.sativa и других могли применятся для производства нитей, тетив и веревок, но дело в том что ни в Англии ни в Северной Европе данный материал как таковой отсутствовал (не рос и не продавался), тогда как доступность дешевого материала для тетив в больших количествах была чрезвычайно важным фактором для истории Английской нации.

http://i072.radikal.ru/1005/85/64ce5d63a2ba.jpg

Единственный пример сохранившийся средневековой Английской тетивы  представляет собой плотную веревку (шнур) сплетенную из волокон СANABILIS GIgantea – в Средние Века именовавшуюся HEMPP. Canabilis (7 видов) – родственник конопли (Саnabis) отличался от неё большей прочностью и меньшей эластичностью.
(из статьи «ANCIENT COMPANY of LONGBOWSTRINGMAKERS» Лондон)

Стрелы без наконечников

(«Деяния славного рыцаря Жака де Лалена» год создания прибл. 1390. Англ версия опубл Edward Coul – в альманахе «British Historical Reseach» )
перевод Дмитрий Дембовский (Валлийский Отряд)

http://s003.radikal.ru/i203/1005/73/d7170c26dc6e.jpg

1) «В понедельник пополудни случилось ужасное событие…Я и мой храбрый valet (оруженосец ?) молодой Рауль скакали в отдалении от лагеря Англичан…
И Рауль был внезапно ранен стрелой в основание черепа. Стрела была легкой и не имела наконечника но его шея была пробита и мальчик вскоре умер.»

2) «Хроники Войны Глендора» Британский Музей. Стр. 206.
«7 Марта 1404. Большой отряд Английских Рыцарей скакавших на помощь гарнизону Харлеха под знаменем Джона Лэдлоу попал в засаду.
Валлийцы обрушили на них множество стрел.
Спасибо богу, некоторые из наших выжили – валлийцы стреляли простыми древками без «железок» на них, но слуги и лошади мгновенно погибли.»

3) Есть следующая информация –
«1985 год. Нормандия. Мумифицированное тело французского знатного воина. Причина смерти – стрела английского? лука в глазнице.
Внутри черепа найдены фрагменты древесины от древка (обломок с заточенным концом) но нет никакого наконечника.»
PS/

Данные источники – не единственные свидетельства применения стрел без наконечников англичанами в общем и валлийцами в частности в боевых действиях.

http://s002.radikal.ru/i198/1005/63/4c2b1e82c9eb.jpg
http://www.osh.ru/pedia/war/articles/wa … ends.shtml
http://clubcitadel.ru/category/arsenal/

Отредактировано иннета (30-05-2010 06:08:13)

+10

152

И снова об осаде

http://s001.radikal.ru/i196/1006/5c/2f38045db6c8.jpg

Таран

Древнейшее осадное орудие  например, применяемое для  проломки(разрушения) ворот неприятельской непокорной цитадели.

http://i052.radikal.ru/1006/b8/f56dfbd6a42d.jpg

Считается, что впервые он был применен карфагенянами при осаде Кадиса, когда солдатам был отдан однозначный приказ «Разрушить форт», а металлических орудий/инструментов всем не хватало, вот и громили город всем, что попалось под руку, а попадались, как на зло, одни только брёвна.
  В последствие таран был немного модернизирован – додумались усилить его «голову», пробивающую стены - чтобы хлипкая деревяшка не начала крошиться в самый ответственный момент, на неё с ударной стороны надели металлический набалдашник.

Дальше-больше, таран усовершенствовал финикиец Пефраманос. Он поставил вертикальный шест, на него подвесит поперечную балку – 1 раз её оттянул назад – и всё, дальше она сама знает своё дело, а именно раскачивается и долбит  в одну точку, пока стена не обрушится.

http://s44.radikal.ru/i104/1006/63/676236955070.jpg

С закатом Античности и воцарением смутного Средневековья, новым христианским поколением Европы был взят курс на последовательный отказ от всех достижений языческой древней цивилизации, произошёл откат назад, и вплоть до 12 века про осадные машины ни европейские полководцы, ни летописцы почти не вспоминают. Однако, всё в мире циклично – отвержение знаний и истин тоже надоело – оно никак не способствовало успехам в войне, а ведь, кто победитель – тот и прав, не важно, какими способами он выиграл. И уже с 12 века осадные машины вновь возвращаются в описание военных хроник.
Толи кто-то под подушкой переводил древние тексты на добрую латынь, толи с востока навело ветром крестовых походов, но так, или иначе осадное дело оживает, правда, не в том виде, что раньше – теперь популярнее требушеты и минирование крепостных стен, но и тараны мелькают время от времени на картинках.

Это интересно: по-английски таран, как известно, называется ram — так же, как и баран. Так что знатоки английского понимают, с какой целью на самом деле баран смотрит на новые ворота!

Очень скоро после того, как нападение изобрело таран, в свою очередь оборона придумала огромные ушата с расплавленной смолой или свинцом, камни, дохлых животных, нечистоты и прочее для того, чтобы эффективно противостоять штурму их любимого дома-крепости.

http://s51.radikal.ru/i133/1006/c2/bca687db622c.jpg

http://s48.radikal.ru/i119/1006/87/7294240694be.jpg

  Но если уж война началась, значит будет орать полководец «Вперед!», а тебе ничего другого не останется, кроме как выкручиваться, как сможешь, чтобы выжить, ведь помирать-то раньше времени никому не хотелось.
И выкручивались же: римляне используют плотное построение, со всех сторон закрытое щитами — "черепаху", но смола всё равно иногда протекала в щели между ними и обжигала больно-мучительно.
Французы любили подкупы и всякие обманные приёмчики использовать, находились и те, кто, проанализировав причины неудачи простых осадных орудий, устранял их.

http://s60.radikal.ru/i168/1006/cf/6b20294a08f2.jpg

Так вот эти древние инженеры добавили всего лишь крышу осадным машинам, ведь если угроза исходит сверху это же самое логичное!
Впрочем, крыша была не простая, а специальная – из глины, или сырых шкур животных – это чтобы машина не загорелась от смолы.
Кроме того было решено поставить всю эту громоздкую конструкцию на тележку, или подвижную платформу с колесиками, а внутрь напустить пехотинцев-штурмовиков, чтобы они могли безболезненно подкатить к стене и там уже делать своё грязное дельце – ломать ворота, сверлить фундамент, или копать подкоп.
Конечно, защита эта далеко не идеальна, но все же шансы выжить у пробивающих ворота куда лучше, чем были раньше...

Штурмовая лестница

http://s51.radikal.ru/i134/1006/86/4ab446629ee7.jpg

Тут и в самом деле говорить особо нечего: лестница как лестница. Но надобно развенчать миф о том, что это и был основной способ взятия городов.

Штурмовать город при помощи лестниц можно лишь при подавляющем численном превосходстве и — одновременно — невероятно высоком боевом духе либо дисциплине. Ведь те, кто лезет по таким лестницам, — типичные смертники. На любых крепостных стенах есть специальные рогатки для сбрасывания лестницы вниз (догадываетесь, что при этом происходит с людьми на них), а порой и более сложные механизмы для той же цели. Наконец, лестницу можно — и не слишком трудно — перерубить. ;)
http://s57.radikal.ru/i155/1006/3d/da04467438ae.jpg
http://www.lki.ru/text.php?id=1142
http://citadelblog.ru/

+7

153

... Ты смотришь на мир, изменчивый и непостоянный, на его слабость и, порой, низость, и в который раз думаешь, что только стали можно доверять, только она не предаст и не переменит мнение – она обезличена, проста, надежна, а люди… ну что люди?
И в чём их можно винить, если даже и в твоей душе под влиянием обстоятельств иногда появляются предательские сомнения? И хочется с неё брать пример, хочется серой твёрдости с холодным металлическим оттенком в характере, в поступках, в отношении к людям.

http://s42.radikal.ru/i096/1008/3b/61c3504e42b5.jpg

Если так, то твой выбор – Шестопёр – древнее орудие конных рыцарей.

Вообще эта родина этой мегаугнеталки - Восток, именно оттуда его завезли в Европу, ну а настоящую популярность и широкое распространение среди военных слоёв общества  шестопёр получил в середине 14 века, о чём свидетельствуют его изображения на многих надгробиях и миниатюрах этого периода.

http://i074.radikal.ru/1008/73/9bddef2a08cd.jpg

С годами слабые духом потомки великих всадников отвергли военную мощь шестопера и сделали его символом власти (наверное, в память о любви и уважении своих отцов и дедов к этой стальной дубинке).
И сегодня мы имеем удовольствие лицезреть золотые и серебряные скипетры, инкрустированные драгоценными камнями и раскрашенные эмалями – они гордость любого музея.

http://s51.radikal.ru/i131/1008/14/a6fc1016e091.jpg

Шестопёр не в каждом музее увидишь, да и ценность его не велика на аукционах – ещё бы, ни дорогого декора, ни извращенческих, сложных наворотов в нём нет.
Но да разве это главное в оружии? ;)

http://i052.radikal.ru/1008/79/6047eebfcb9c.jpg

Сие оружие уважают и понимают реконструкторы, ведь они могут почувствовать его мощь на деле.
Один удар – и твой противник оглушен и повержен наземь, причем, не нужно им долго замахиваться (как мечом, или алебардой) – тукнул по башке и беги дальше искать следующую жертву.
  А удары-то какие получаются?! Просто блеск. Ещё бы ведь вся их сила сконцентрирована и приложена к одной точке - где-то в центре железного набалдашника.
По своей эффективности шестопёр можно сравнить разве что с топором.

Короче, точные попадания по шлему шестопёром – очень неприятная штука.  :canthearyou:
И не во всех бугуртах разрешают биться с такими дубинками из-за их травмоопасности.
http://citadelblog.ru/o-klube/

+5

154

Эрзац-фальшион, он же фальшион из «Библии Мациевского» (1250 г).
Фальшион - однолезвийный меч, получивший распространение в Европе с XIIIв.

Villard_de_Honnecourt. 13в.

http://s012.radikal.ru/i320/1012/26/6dcf5286b1ed.jpg

Эрзац-фальшион – не самый распространенный меч, встречающийся в источниках, если быть более точным – это оружие ну просто очень редко можно найти на картинках, а находок – так вообще ещё пока нет.  :confused:

На  картинке с изображением подобного меча, мы видим эрзац-фальшион в руках бедного пехотинца.
Так, может, он и правда был оружием простого люда, а рыцари предпочитали что-то более элегантное и дорогое, хоть и нефункциональное?
Это объяснение вполне сгодилось бы для обоснования отсутствия эрзац-фальшионов на рыцарских нагробиях.
К сожалению, сию версию нельзя проверить, в силу невозможности научно-технического прогресса путешествий во времени.

из «Библии Мациевского»

http://s41.radikal.ru/i093/1012/5c/686d208ee933.jpg

А вот современную  реконструкцию просто не возможно  представить без этих крайне удобных и функциональных мечей, преимуществ которых перед простыми «линейками» даже и не перечесть!

http://s42.radikal.ru/i096/1012/46/ccd8962a34eb.jpg

# Во-первых, эрзацы не выпадут из рук, благодаря тому, что рукоятка сделана, как крюк,
# Во-вторых, они дополнительно защищают кисть – самое важное, что есть у фехтовальщика,
# В-третьих, этой самой крюкообразной рукояткой можно двинуть не хуже, чем кастетом, или баклером, и будет ведь ощутимый результат!
# В-четвертых, эрзац можно взять в качестве запасного оружия, привесив его к поясу. Три секунды – и он уже у тебя в руке вместо потерянной алебарды, например.
# В-пятых, тяжелая рукоять позволяет сбалансировать ударную верхнюю часть фальшиона. Благодаря этому, бить эрзац-фальшионом легко, и усилий для этого тратится не очень много,
# В-шестых, это оружие стоит недорого, его легко купить, или сделать.
http://citadelblog.ru/

Отредактировано иннета (17-12-2010 01:45:35)

+3

155

Фальшион-чоппер

Это оружие более примитивное и тяжёлое, чем эрзац-фальшион, про который было рассказано выше.
Зато этот вид фальшиона приходится на наш 13 век. ;)
Чопперами в литературе обычно называют фальшионы с утолщенным у края лезвием неправильной формы и рукоятью, как у меча, только без перекрестья.

По всей видимости, чопперов  было 2 вида:
# двуручные
# и обычные, одноручные

http://s014.radikal.ru/i329/1101/03/f958b4c53775.jpg

http://s012.radikal.ru/i319/1101/fa/bdad7ae37dac.jpg

Данный вид фальшионов очень популярен в среде западных реконструкторов на тринадцатый век, а вот в России они пока не в моде.
   Вес изготавливаемых на основе изобразительных источников копий этого оружия обычно составляет -  1450 грамм.

http://s015.radikal.ru/i331/1101/84/13d0c22cc100.jpg
http://citadelblog.ru/o-klube/

+5

156

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6082/  статья С. Ремова "Долгий полёт стрелы".

Отредактировано наталья (02-03-2011 15:40:29)

+3

157

Улисс написал(а):

Хорошо бы вынести всё, что будет изложено дальше, в тему "Лук против арбалета, или почему так страшен Робин из Шервуда"

Перенесено
Лук против арбалета

0

158

Много-много постов и несколько лет(!) назад прозвучало утверждение, что двуручный меч был настолько тяжёл, что ни о каком фехтовании им не могло быть и речи. И о работе таким дрыном одной рукой - тоже. И вообще, в давке спадоном пользоваться невозможно...
Это - миф, причём не имеющий под собой почвы.
Для начала посмотрим здесь: http://ejmas.com/jwma/articles/2005/jwm … n_0205.htm
В статье приведены суммарные данные по мечам Средних веков из трёх известнейших коллекций.
Мечи разделены на одно-, полутора- и двуручные по основному признаку, а именно длине рукояти и взвешены в каждой из групп.
Заодно - приводится информация о "невоенных" мечах (были и такие), но взвешивались только боевын образцы.
Итак: Длина клинков мечей - от 75 до 120 см
Вес мечей в сборе:
Однручные - от 650 до 1 400 грамм
Полутораручные - от 800 до 1 400 грамм
Двуручные - от 1300 до 2 700 грамм.

Есть и ещё ссылка: http://dietraumschmiede.de/repl/repl.htm
Обратите внимание на двуручник и полуторник Конрада Тюрингского. При длине клинков у обоих около 1 метра мечи весят соответственно 1 450 и 1 350 грамм, причём (если я правильно воспринял немецкий текст) - это вес незаточенных фехтовальных реплик. Это значит, что точёные прототипы весят грамм на 150 меньше...

Насчёт фехтования длинными мечами: сохранилась книга-учебник (фехтбух) Тальхоффера (конец 15 века), с иллюстрациями.
Там приведены приёмы именно фехтования двуручными мечами. По этой (и другим) книгам восстанавливают средневековое искусство фехтования и есть куча роликов, демонстрирующих как приёмы, так и спортивные спарринги с двуручниками. Очень быстрое и эффективное оружие.

Отредактировано Улисс (03-05-2011 22:28:27)

+9

159

журнал "Наука и жизнь". статья Б. Руденко "Возвращение Робин Гуда" (о стрельбе из лука)
http://www.nkj.ru/archive/articles/13940/

+6

160

Гре́ческий ого́нь (или Жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ) — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах. Точный состав греческого огня неизвестен.

Прототип греческого огня появился предположительно в 424 до н. э., в битве при Делии: тогда из полого бревна выпускалась смесь сырой нефти, серы и масла. Собственно греческий огонь был изобретён в 673 г. инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя (современный Баальбек в Ливане); Каллиник бежал в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.

Установка с греческим огнём представляла собой медную трубу — сифон, через который с грохотом извергалась жидкая смесь. Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25 м, поэтому изначально греческий огонь использовался только во флоте, где представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, греческий огонь нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на поверхности воды. Впервые сифоны с греческим огнем были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:
« в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе. »

Если на суше войска византийцев терпели поражения от арабов, то на море греческий огонь давал им превосходство над противником. Благодаря ему в 718 г. была одержана крупная морская победа над арабами. В 941 византийцы с помощью греческого огня разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. Греческий огонь применялся против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1198—1204). Секрет приготовления греческого огня хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт изготовления греческого огня узнали в Западной Европе. В 1106 году греческий огонь был применён против норманнов во время осады Дураццо. Греческий огонь также был известен и англичанам.

Греческий огонь также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые исследователи, на основании анализа русских летописей, делают выводы о том, что греческий огонь был знаком русичам и половцам. Также, по некоторым сведениям, греческий огонь стоял на вооружении у армии Тамерлана. Последнее упоминание об использовании греческого огня относится к осаде Константинополя в 1453 году Магометом II: греческий огонь тогда применяли как византийцы, так и турки.

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, греческий огонь потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века..

Точный состав греческого огня неизвестен, так как в исторических документах названия веществ не всегда точно идентифицированы. Так, в русских переводах-описаниях слово «сера» могло означать любое горючее вещество, в том числе и жир. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе.

В «Огненной книге» Марка Грека приводится такой состав греческого огня: «1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнем». Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался «неизвестный ингредиент».

Греческий огонь являлся скорее психологическим оружием: опасаясь его, вражеские корабли старались держаться на расстоянии от кораблей византийцев. Сифон с греческим огнём устанавливался, как правило, на носу или корме корабля. Иногда огненную смесь забрасывали на вражеские корабли в бочках: существуют упоминания о том, что в результате неосторожного обращения с греческим огнём часто загорались и византийские корабли.
Поиски секрета греческого огня

Над раскрытием секретных компонентов смеси работали многие алхимики и, позднее, учёные. Одним из таких исследователей был француз Дюпре, который в 1758 г. объявил о том, что открыл секрет греческого огня. Были проведены испытания около Гавра, в результате которых был сожжён деревянный шлюп, находившийся на большом расстоянии в открытом море. Король Людовик XV, впечатлённый и испуганный действием этого оружия, выкупил у Дюпре все его бумаги и уничтожил их.

В середине XIX века, после начала освоения Китая, было открыто, что состав греческого огня близок к китайским зажигательным веществам, содержащим в большом количестве селитру, и известным с первого тысячелетия до н. э.

Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта.

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода, содержат описания действия греческого огня:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

+6

161

Греческий огонь.

+1

162

Глазам не верю, но свершилось!
Две великолепных книги Эварта Окшотта появились в FB2 - самом читабельном электронном формате.

Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса   (издание 2004 г., перевод М.К. Якушина)

Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение   (издание 2007 г., перевод Александр Н. Анваер)

+6

163

И снова Вегеций. Кхе.
Об осаде и осадных орудиях древности, которые использовались также в средние века.

Когда готовится штурм укрепления или города, то этот многослезный бой грозит одинаковыми опасностями и той и другой стороне, но крови он стоит больше осаждающим. Те, которые хотят ворваться внутрь стен, выстроив свои войска со всякими устрашающими машинами и сооружениями в надежде на сдачу, удваивают внушаемый ужас шумом труб, вперемешку с криком людей: тогда (так как страх более поражает непривычных), если горожане оглушены первым натиском и не знают приемов, как вести борьбу в критические моменты, враги пододвигают лестницы и врываются в город. Если первый натиск отбит людьми, не потерявшими присутствия духа или опытными в военном деле, тогда тотчас у запертых в стенах растет смелость, и бой зависит уже не от испуга, а от сил и искусства. 13. Тогда пододвигаются черепахи (testudines), тараны (arietes), шесты с серпами (falces), винеи (крытые проходы, vinei), плетеные загородки (plutei), проломные палатки (musculi), башни (turres); я расскажу о каждой из этих машин отдельно, как она делается, как с ее помощью сражаются или отбиваются. 14. Черепаха делается из деревянных балок и досок; чтобы она не горела, она покрывается свежей шкурой, киликийским из козьей шерсти ковром или сшитым из кусков покрывалом. Под этой крышей находится шест, к концу которого прикрепляется загнутый железный крюк, от него он и называется серповидным шестом, потому что он загнут; его назначение вырывать из стены камни; иногда его головная часть одевается железом, и тогда он называется тараном или потому, что он имеет твердый “лоб”, которым он разрушает стены, или потому, что по примеру баранов он отскакивает назад, чтобы ударить с тем большей силой и стремительностью. Черепаха же получила свое название от сходства с подлинной черепахой, которая то высовывает, то прячет голову: подобно ей, и это сооружение то прячет, то вновь выдвигает “таран”, чтобы тем сильнее ударить.

15. Винеями древние называли то, что теперь в солдатском и варварском обиходе называется “каузии” (Слово македонское и значит “шляпа с широкими полями”, прикрытие от солнца, крыша). Эта машина собирается из легкого дерева; в ширину она имеет 8 футов, в высоту – 7, в длину – футов 16. Ее крыша делается из досок и хвороста в два слоя. Точно так же и бока заплетаются прутьями, чтобы сюда при ударе не проникали камни и копья.
Снаружи во избежание пожара от брошенных зажигательных снарядов они покрываются сырыми, только что содранными шкурами или лоскутными покрывалами. Когда этих виней сделано много, они ставятся в ряд, и под их покровом осаждающие спокойно приближаются к укреплениям, чтобы подрывать фундамент стен. “Плутеями” называются машины, которые, наподобие арки, сплетаются из хвороста и покрываются или киликийскими козьими покрывалами или кожами; они двигаются на трех небольших колесах, из которых одно находится посредине, два других ставятся спереди “в головах”; благодаря им это сооружение можно повернуть в любую сторону, наподобие телеги; засев под ними, враги подходят к стенам и, пользуясь этим прикрытием, они стрелами и пращами или же метательными копьями прогоняют всех защитников с бруствера стен, чтобы тем легче получить благоприятный случай и подняться по лестницам на верх стен. Насыпь из земли и дерева воздвигается против стены, с которой бросаются стрелы и копья.

16. “Мускулами” называются сооружения меньшего размера, под покровом которых бойцы уничтожают палисады города. Кроме того они не только заполняют рвы подвозными камнями, деревом и землей, но их утрамбовывают, чтобы подвижные башни без затруднений могли вплотную подходить к стенам. Имя свое мускулы получили от морского животного (рыба-лоцман); подобно тому как последние старательно оказывают помощь и содействие китам, несмотря на то, что они значительно меньше их, так и эти маленькие машины, приставленные к большим башням, подготовляют дорогу для их продвижения и заранее укрепляют ее.

17. (Подвижными) башнями называются сооружения, сделанные из брусьев и досок, по внешнему виду похожие на здания; для того чтобы столь огромное сооружение не было сожжено неприятельским огнем, они очень старательно покрываются свежими кожами и лоскутными покрывалами. Сообразно с их высотой им придается и ширина. Иногда они бывают шириной в 30 футов в квадрате, иногда в 40, а иногда и в 50. Высота их такова, что не только они превосходят высотой стены города, но даже и их каменные башни. Под эти башни по законам механики подводится много колес, катясь на которых и движется это огромное сооружение. Если такая башня будет пододвинута к стенам города, то ему грозит уже непосредственная опасность. В одной такой башне заключается много лестниц, и при их помощи можно различными способами ворваться в город. В нижних ее этажах находится таран, при помощи которого разрушается стена; в середине имеется (перекидной) мост, сделанный из двух балок и заплетенный прутьями; его внезапно выдвигают и помещают между башней и стеной; по нему проходят бойцы из башни, переходят в город и занимают стены. В верхних этажах этой башни помещаются воины с пиками и стрелки, которые с высоты башни поражают защитников города пиками, метательными копьями, камнями. Раз это случилось, город захватывается без замедления. В чем еще можно искать защиты, когда те, кто всю свою надежду полагал на высоту своих стен, вдруг видят перед собой еще более высокую неприятельскую стену?

Краткое изложение военного дела. Книга четвертая

+3

164

Эсток

http://uploads.ru/t/r/n/x/rnxTt.jpg
(Фр. Estoc., нем.Panzerstecher - «протыкатель панциря»., анг tuck)
Эсток - европейский колющий меч XV— XVI вв. Представлял собой меч с длинным мощным треугольным, квадратным или ромбовидным в сечении клинком, предназначенным для колющего удара. Рукоять для большего усилия удлинили, что дало возможность обхватить её двумя руками.
Возили эти мечи при седле слева, поэтому их иногда называли седельными мечами. Они могли идти в дополнение к поясному мечу. Длинный прочный клинок позволял нанести, не слезая с коня, сильный колющий удар поверженному на землю противнику. Часто эстоком пробивали даже рыцарские доспехи в сочленениях. Рукоять эстока имела более сложную гарду, чем обычный меч. Она состояла из дужек и поперечных колец или щитка. Длина эстока достигала 140— 15 0 см при длине клинка 105 — 115 см. Пехотинцы также могли иметь колющие мечи, но с более короткими и уплощенными клинками, которые дали начало новому оружию — шпагам.

Французский эсток, или английский тук (тонкий прямой меч), были вариацией полуторного меча, ориентированной на действие против кольчуги или латного доспеха. Это был длинный, прямой и жесткий меч с поперечным сечением. У эстока не было режущего лезвия, только острие. Экземпляры эстоков из Польши имеют более чем 1.57м длины, с клинком в 1.32м; однако, другие экземпляры выглядят более управляемыми с 1.17м длины и 0.91см клинка. По всей видимости, размер эстока определялся индивидуальным заказом. Поперечное сечение клинка было почти равносторонним треугольником или квадратом, с относительно тупыми углами (>60°). Такая геометрия клинка устранила его режущую способность, но позволила сделать клинок длинным, жестким, и очень острым. Изначально, эсток был подвешен у седла у всадника, и просто висел на поясе у пешего воина. Со временем, пехотинцы стали носить эсток в ножнах. Большинство вариантов эстока имело длинный эфес, наподобие эфеса двуручных мечей, хотя другие подражали цвайхандеру длинной пятой клинка и вторичной гардой типа "кабаньи клыки". Как и на двуручных мечах, эта расширенная рукоять давала преимущества дополнительных рычагов, которые позволяли более точно и сильно колоть этим длинным оружием. Некоторые другие формы эстока имели кольца для пальцев, искривленную гарду, или другие формы составного эфеса. Немногие эстоки, однако, имели что-либо, подобное полному эфесу типа «корзина».

http://uploads.ru/t/H/U/j/HUjSK.jpg
Эсток (Panzerstecher) со сложной гардой

+2

165

СЛАВЯНСКАЯ КРАСАВИЦА

СКЬЯВОНА - так в XV веке назывались мечи славонско-далматской гвардии венецианских дожей. Для них характерны прямые обоюдоострые клинки шириной около 4-х и длиной почти 90 см без крестовины, горизонтально изогнутые в форме буквы S парирующие дужки и четырёхугольная головка с выпуклостью, выступающая за корзинку.

Скьявона - разновидность так называемого корзинчатого меча, получившего своё название за то, что дуги эфеса представляют собой решетчатую корзинку, почти полностью закрывающую руку. Сделать это оказалось возможным за счёт того, что дуги изменяют сечение с круглого на плоское, т.к. оно обеспечивает лучшую защиту. Ранние формы корзинчатого меча появились уже в 1570 году. Большинство из них изготовлялись в Германии.

Корзинчатый меч.
http://uploads.ru/i/n/S/N/nSNKV.jpg

Шотланский корзинчатый меч.
http://uploads.ru/i/2/J/f/2JfRy.jpg

Скьявона встречалась только в Венеции.
Сложно сказать, откуда пошло это название. Изначально словом gli schiavoni назывались мечи, которыми вооружена была гварди дожей. Позднее так стали называть все корзинчатые мечи в венецианском стиле. Впрочем, скьявону носила не только гвардия дожей, но и многие другие воины в венецианских владениях.

http://uploads.ru/i/O/c/8/Oc8M0.jpg

Кроме того, «Портрет дамы» Тициана, например, в оригинале называется La Schiavona. А ещё похоже звучат слова schiavina (плащ из грубого сукна) и schiava (рабыня или славянка). Скорее всего, верно последнее — «славянка». Ведь скьявону (точнее, её прототип) принесли в Венецию наёмники-славяне, приходившие из Далмации и других балканских областей — отличные солдаты, из тех, что дорого стоят, но крепко бьют. В Венеции такие всегда были нужны, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматийской гвардии дожей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кипевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп какой-нибудь собаке-мусульманину. Итальянцы прекрасно знали отличия между дуэльной рапирой и боевым мечом.
Описывать словами гарды скьявон — занятие неблагодарное, лучше пусть за себя говорят фотографии сохранившихся образцов.

http://uploads.ru/i/8/H/e/8HeAp.jpg

http://uploads.ru/i/H/Q/n/HQnsN.jpg

...и другие можно посмотреть здесь.
Прекрасные мечи. Действительно хочется говорить о скьявоне как о женщине, о верной подруге безымянных наёмников-славян, которые уходили в далёкую Италию, чтобы продавать свою кровь за венецианские дукаты, и приносили с собой кусочек родины — это оружие...
http://uploads.ru/i/d/v/e/dveMU.jpg

             (с) по материалам книги Томаса Лайбле "Меч" и http://antoin.livejournal.com/711493.html

Отредактировано Oksi (05-11-2011 14:46:32)

+3

166

Фламберг (flamberge) - меч с характерным клинком волнистой формы (так называемый «пламенеющий» клинок).
Волнистый клинок, как полагали, давал фламбергу дополнительные «огненные» качества и преимущества.
Применялся в Европе (в особенности в Швейцарии и Германии) в XV— XVI веках.
[реклама вместо картинки]

Воины-«фламбергоносцы» закономерно внушали страх и были объектом особой ненависти противника.
Отдельные полководцы тех лет приговаривали плененных владельцев фламбергов к смерти исключительно за ношение подобного оружия.
В одной инструкции для солдат прямо указывалось: «носящий лезвие, волне подобное, должен быть предан смерти без суда и следствия».

Двуручный меч, Германия. Датировка - между 1580 и 1600 годами.
Длина оружия 192,7 см.
[реклама вместо картинки]

В связи с этим распространились не лишённые основания легенды о том, что фламбергами вооружались только отчаянные сорвиголовы.
Примерно в это же время фламберги (как и арбалеты) были прокляты католической церковью и запрещены ею к использованию, как негуманное оружие.
Однако особенного действия этот запрет не возымел, и использование фламбергов продолжалось вплоть до нач. XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с прямыми двуручными мечами.
[реклама вместо картинки]

Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении («прорезке») сквозь тело жертвы, волны оставляли рваную рану с несколькими параллельными разрезами внутри неё, которые, с учетом уровня средневековой медицины, почти всегда воспалялись, вызывая гангрену.
Данный эффект действовал примерно до первой трети ширины раны, то есть до окончания собственно зоны волнообразной заточки.
При этом, чем большую амплитуду волн имел клинок фламберга, тем сильнее проявлялись эти свойства.

реконструкция
[реклама вместо картинки]

http://bsmith.ru/flamberge
http://ru.warriors.wikia.com/wiki/Фламберг
http://www.swordsandarmor.com/images/SD … _Sword.jpg

+3

167

Улисс написал(а):

Длина клинков мечей - от 75 до 120 см
Вес мечей в сборе:
Однручные - от 650 до 1 400 грамм
Полутораручные - от 800 до 1 400 грамм
Двуручные - от 1300 до 2 700 грамм.

Понимаю, что пост старый. Но перебирала и резануло глаза.
Если читать про эти граммы, сидя в удобном кресле - все отлично. Но знаю по опыту, что пистолет, весящий "в сборе" около 950 г - 1000 г приходится учится держать в руке не меньше месяца. Сначала для этого вообще используется килограммовая гантеля. А пистолетом махать не надо и у него "концентрированная" масса - нет распределения массы по длине.
Поэтому, если поднять меч и положить на место, то 1.5 кг - это ерунда. Все, что больше 10 минут - дается большим трудом. Поэтому фехтование мечом - очень сложное занятие, на основании граммов не надо судить о сложности процесса.

+2

168

LinLis написал(а):

Поэтому фехтование мечом - очень сложное занятие, на основании граммов не надо судить о сложности процесса.

Тут, однако, есть и другая сторона вопроса. Помню одного "знатока", который, глядя сказку, брюзжал: "Да ну, видно, что меч бутафорский, не больше полутора килограммов!" - потому что артист легко им размахивал. С артистом всё понятно, его герой - богатырь, ему можно, а вот "знатоку" не мешало бы почитать про граммы.

0

169

Отличные статьи по истории меча - кратко, чётко, содержательно с интересными фотками.  ;)

Меровингский меч: оружие варварских королей

Каролингский удар, часть 1

Каролингский удар, часть 2

Меч рыцаря и короля Эдуарда III

И вообще, на сайте много вкуснойстей для любителей истории Средневековья.  ;)
http://ludota.ru/vse-stati-sajta

+2

170

Романский меч - анатомия (часть I)

Все статьи сериала "История меча"

+1