SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары


Одежда, обувь, аксессуары

Сообщений 91 страница 120 из 229

91

анабель написал(а):

Как одевались в 13-14 веке

Не могу поставить +++. поэтому скажу словами  -Большое спасибо за эту информацию, анабель.
:)

Отредактировано Marion (05-01-2009 23:23:02)

+1

92

Туника

Основной предмет одежды средневекового периода, они использовались аж до 1600-ых. Туника - это - довольно свободное одеяние, никаких кнопок или петлиц.  Длина туники может быть двух вариантов: короткая (до колена) - носилась абсолютно всеми сословиями, длинная (до лодыжек)- предназначалась для знатных людей на торжественные и церемониальные мероприятия. Рукава средней ширины, достаточно свободны в плечевом шве, к запястью сужаются. Могла быть одета как одиночный предмет одежды, под другой туникой, или под коттой. Пояс был обязательной принадлежностью костюма.

http://s53.radikal.ru/i140/0901/b0/396a5c3b42f8.gif

http://s54.radikal.ru/i146/0901/d6/1ec3322a7e00.gif

http://s55.radikal.ru/i148/0901/7c/64183c587be0.gif

Отредактировано иннета (06-01-2009 01:25:36)

+7

93

Marion написал(а):

А теперь подробнее о девушках

Обязательно!   :rolleyes:
Головной убор филлет

Он состоял из вуали (или сетки для волос) в сочетании с подвязанной под подбородком широкой полосой ткани. Иногда филлет вечала корона или дидема.

http://s41.radikal.ru/i091/0901/f5/e17ef7399b90.gif

Вот так собственно это выглядело.
http://s54.radikal.ru/i144/0901/4c/ae05dfb83305.jpg
http://s60.radikal.ru/i168/0901/55/9b9164bbb108.jpg

Второй вариант филлета
Есть такая версия создания этого головного убора. Когда Элинор Аквитанская разменяла 5 десяток лет, она ввела в моду этот вариант, чтобы не было видно морщинистой шеи и двойного подбородка.

http://i064.radikal.ru/0901/4a/c8a53017873a.jpg

Молодые-незамужние.
Венец,  или просто косы или длинные распущенные волосы.

http://s49.radikal.ru/i125/0901/40/91d3f780cb64.jpg

http://s52.radikal.ru/i135/0901/89/16b826e09993.jpg

Покрывало

http://s59.radikal.ru/i164/0901/e5/c251242cb13e.jpg

И очень необходимая вещь для каждой женщины - сумочка.
Чтобы  складывать деньги, нитки-иголки, гребень, бриллианты, и... разбитые сердца рыцарей ;)

http://i042.radikal.ru/0901/71/c4f03c9a6564.jpg

http://s53.radikal.ru/i142/0901/d2/d5abb32598a6.jpg

Отредактировано иннета (11-01-2009 20:55:27)

+7

94

иннета
Очень интересная информация о женском головном уборе в средние века. И про сумочку мне понравилось! :)
Спасибо!http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif

+1

95

Michelle    Да всегда пожалуйста! http://www.kolobok.us/smiles/standart/yes3.gif 
Marion  У меня была волшебная ссыла про шоссы, но я её утеряла. Короче пропала бесследно. Шоссы были и раньше 10 века, короткие, их носили обматывая ногу крест на крест завязками. Может где найду гравюры или ещё что, где изображены викинги в подобных вещицах.

0

96

иннета написал(а):

Шоссы были и раньше 10 века, короткие, их носили обматывая ногу крест на крест завязками

Жёлтые подвязки крест накрест?! http://www.kolobok.us/smiles/standart/rofl.gif

0

97

иннета написал(а):

ожет где найду гравюры или ещё что, где изображены викинги в подобных вещицах.

Ждем, когда найдешь. Интересно все это.
Я так всем этим вдохновилась, что теперь все майки (белье) называю - "камизами", а чулки - "шоссами" :D
ОФФТОП. :blush:
Вот, кстати, их "потомки" (шоссов).
Дети в гольфах (1940е) Кадр из классного фильма - "Хроники Нарнии".
http://i015.radikal.ru/0901/4f/bb22be580e4et.jpg

Отредактировано Marion (12-01-2009 23:37:25)

+4

98

Хм...
Модель Дженет из Элсдона представляет головной убор 13 века. (общедоступный вариант).
Уилл Скарлет куртку с привязывающимися рукавами.

http://s61.radikal.ru/i174/0901/ec/60946094657b.jpg

http://s48.radikal.ru/i120/0901/35/06a9518d4644.jpg

Дизайнер неизвестен.

Отредактировано Marion (16-01-2009 00:33:58)

+6

99

Кожаная фляга. 1501 г.
http://s52.radikal.ru/i136/0901/e0/57e81872bb67t.jpg
И кошель, примерно 15 век.
http://s58.radikal.ru/i159/0901/13/9e73e1ce526ft.jpg

http://i059.radikal.ru/0901/2d/056815f90818t.jpg

http://s43.radikal.ru/i100/0901/3b/dbeb593a1000t.jpg
просто уже выставка кошельков...

Отредактировано Marion (28-01-2009 21:53:25)

+6

100

Marion написал(а):

просто уже выставка кошельков...

Продолжим? ;-)
http://www.historiavivens1300.at/realien/images/beutel03.jpg
http://www.historiavivens1300.at/realien/images/tasche02.jpg
http://www.historiavivens1300.at/realien/images/beutel05.jpg
http://www.historiavivens1300.at/realien/images/beutel06.jpg
http://www.historiavivens1300.at/realien/images/Muenzen01.jpg

+6

101

Все! Хочу себе средневековый кошелек! Современные задолбали!Все равно в моем кошельке ничего найти нельзя, и все кармашки используются не по назначению. Выберу сейчас модель и буду работать над реализацией!

0

102

Dimuchin написал(а):

Продолжим?

Конечно! :)  Чем богаче выбор - тем выше спрос. ;)

0

103

Одежда католического духовенства

Католическое церковное и литургическое облачение — облачения (одежда) используемая и носящаяся только представителями духовенства Римско-католической Церкви. Различают церковное, то есть то которое носится повседневно и литургическое, которое носится только во время литургии.

Различают облачения рядовых священников, епископов, кардиналов и папы.

Литургическое облачение католического священника совершается обычно в следующей последовательности:

1. Священник в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, священник произносит: "Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола".

2. Поверх сутаны и амикта священник надевает альбу, говоря при этом: "Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную".

3. Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: "Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне".

4. На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: "Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои".

5. На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: "Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную".

6. Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: "О Господь, рекший "Иго Моё сладко, и бремя Моё легко", даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою".

Примечание: Текст приводимых молитв в русском переводе может иметь варианты.

Облачение епископов имеет дополнительные элементы, символизирующие их власть либо подчиненность Папе Римскому.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Альба (лат. аlba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сутана (фр. soutane, итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя: у священника — черного, у епископа — фиолетового, у кардинала — пурпурного, у папы — белого цвета.
Еще одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) — основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета — с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) — у епископов.
В обиходе дзимарра может быть заменена рубашкой с римским воротником и черным либо темно-серым светским костюмом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Амикт — (лат. amicire — "покрывать") — деталь литургического облачения католического священника в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах. Амикт покрывает шею и ворот клирика. Размеры амикта — 60 на 80 см. Обязательно освящается.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фанон — деталь литургического облачения папы римского. Круглая шелковая накидка на плечи, украшенная узкими золотыми и красными лентами, носимая во время торжественной мессы. Спереди вышивается крест, обычно — золотой. Фанон надевается поверх папского облачения, состоящего из амикта, альбы, пояса, субчинкториума, наперсного креста, столы, туники, далматики, казуллы, паллиума и собственно фанона. II Ватиканский собор отменил обязательно употребление фанона.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Казула — (лат. casula - "плащ") — элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. В православии аналогичен фелони.
Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.

Существуют два покроя казулы: романский и готический.

Романский покрой предусматривает использование жесткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя - IHS ("Иисус - Спаситель человека").
Казула готического покроя покрывает тело клирика со всех сторон и имеет небольшие вырезы для рук и шеи. Спереди и сзади нашивается орнат — полоса с вышитыми крестами.

II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из легких тканей.
В православном обряде казуле соответствует фелонь.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Манипул — (лат. manipulus — пучок сена) деталь литургического облачения католического священника. Полоса ткани около метра в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Крепится при помощи завязок либо булавок.
Изготовляется из шелка. Ношение манипула допустимо клириками не ниже иподиакона.
Епископ облачается в манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевают манипул перед литургией.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ми?тра (греч. ?????: повязка, носимая на голове) — в латинском обряде католической церкви, как и в православии принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В отличие от православной церкви, где митру носят также митрофорные протоиереи и архимандриты, в латинском обряде католической церкви митры носят исключительно епископы. Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рационал — элемент облачения католического епископа. Воротник-оплечье, украшенный лентами. Носится поверх казулы, подобно паллиуму. После II Ватиканского собора не используется, за исключением епископов Айхштадта, Падерборна, Туля и Кракова.
Рационал Краковского епископа отличается от прочих формой — две ленты, спускающиеся с плеч и пересекающиеся на груди и на спине, скрепленные в местах пересечения медальонами.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Далматика — (от римской провинции Далмация) — деталь литургического облачения католического клирика. Верхняя расшитая риза. Главное литургическое облачение католических дьяконов. Внешне схожа с казулой — главным литургическим облачением католического священника и епископа — но снабжена рукавами.
Цвет меняется в зависимости от праздников. В наиболее торжественные праздники епископы носят далматику под казулой.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Туника — (лат. tunica) деталь литургического облачения католического клирика. Схожа с далматикой, но с более узкими рукавами. Верхнее облачение католического иподиакона. При совершении понтификальной мессы епископ носит тунику под далматику. Различают лат. tunica talaris — туника до пят, лат. exomis — с обнаженным правым плечом, лат. colobium — туника без рукавов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литургические перчатки — деталь литургического облачения католического епископа. Носятся епископом по желанию во время литургии. Изготовляются из шелка. Цвет — совпадает с цветом облачения, либо белый. Изначально защищали руки епископа от холода в каменных храмах.
До реформ Второго Ватиканского собора носились обязательно, после практически вышли из употребения.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Паллиум или Паллий (итал. pallium) — элемент литургического облачения католического священника. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными крестами. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинцы. Носится поверх фелони.
Право ношения паллиума во время литургии принадлежит папе римскому (за каждой мессой) и особо отличенным им иерархам Церкви (по Великим Праздникам).
Паллиум папы символизирует полноту его власти. Паллиум архиепископов — подчиненность папе и их особую близость к Святому Престолу.
Паллиум изготовляется из шерсти двух белых ягнят, выращенных в римской общине монахов-траппистов, взятой на праздник Святой Агнессы по благословению папы римского.
В Православии аналогом является омофор.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стола — элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой. Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевает столу на шею таким образом, чтобы концы ее спускались до колен на одном уровне. Дьякон носит столу на левом плече, закрепленную на правом боку. Священник перекрещивает концы столы на груди, епископ спускает их по груди параллельно, т.к. на груди у него находится наперсный крест.
Папа римский носит расшитую так называемую "державную" столу вместе с моцеттой и рочеттой.
В Православии аналогом столы является епитрахиль.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пояс, иначе фашья — (лат. fascia) — деталь облачения католического клирика.
Папа носит белый муаровый пояс, кардиналы — красный муаровый, епископы, апостолические протонотариусы, почетные прелаты Папы и монсеньоры — фиолетовый шелковый, капелланы Папы — пурпурный, священники, диаконы и семинаристы — черный.
Носится поверх сутаны или дзимарры.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245. Красный цвет символизирует готовность пролить её носителя кровь за веру и за Церковь.
Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стала красным и кардиналов стали называть пурпуроносцы. Изречения "дать кардинальскую шапку" или "получить кардинальскую шапку" означали возвести в достоинство кардинала.

Исторически существует три вида кардинальских шапок:

Галеро — самая древняя, широкополая шляпа с кисточками. Однако после Второго Ватиканского Собора она была отменена.
Биретта — появилась приблизительно в XVI веке, имеет форму квадратного берета. Сегодня она является главным символом кардинальского облачения.
Дзукетто — небольшая камилавка красного цвета, повседневный головной убор кардиналов.
На консистории когда происходит процедура возведения кардинала в сан, новоиспеченный пурпуроносец, подходит к папе, становится на колени и папа римский возлагает на голову назначенца кардинальскую шапку, после этого новый князь Церкви целует руку понтифика. Процедура сохраняется до сих пор, только используется биретта.

Папа римский Климент XIII говорил: "Папа может дать шапку, но не может дать голову".
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Роше (итал. rosce, фр. rochet) — часть облачения папы римского, появившаяся в XV веке, белая плиссированная полукороткая одежда из полотна, обшитая кружевом.
Роше так же элемент облачения католического епископа. Белая рубаха, достигающая колен, по виду напоминающая стихарь, с тем лишь отличием, что рукава роше узкие, а стихаря — расширяющиеся. Надевается поверх сутаны. Может быть украшена галунами либо кружевами.
Стихарь и роше возникли на основе альбы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка с капюшоном, которая охватывает плечи и застегивается на груди. Она является частью церковного облачения, части духовенства Римско-католической Церкви, среди них Папа Римский, кардиналы, епископы и аббаты. Её носят также представители англиканского духовенства. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но это было упразднено Папой Римским Павлом VI.

Цвет моццетты, которая всегда носится с рясой и иногда с другими церковными облачениями, представляет иерархический сан человека, носящего ее. Епископы носят фиолетовую, а кардиналы алую моцццетту. Так как они редко носят рясы, наиболее светские священники теперь не носят моццетты, хотя некоторые религиозные ордена носят моццетту, как религиозную традицию, черная моццетта (особенно Конгрегация Святого Креста). Папа Римский носит две разновидности моццетты: одна, невыровненная атласная моццетта и другая темно-красная бархатная отделанная горностаем моццетта.

Одна разновидность папской моццетта вышла из употребления в период понтификата Иоанна Павла II (1978—2005). Папа Римский Бенедикт XVI, однако, носил красную бархатную моццету отделанную горностаем в период папского положения с изображением Мадонны около Испанской площади, который традиционно отмечается в Риме, начало Рождественского сезона, и он носит ее во всех случаях, когда это является необходиым.

Папская моццетта, с ее королевской отделкой, является напоминанием о днях папского могущества. Её носили круглый год понтифики шестнадцатого и семнадцатого столетия. Позднее, ее носили, в значительной степени, зимой. В остальную часть года, Папы Римские носят те же самые плащи из легкой шерсти, используемые кардиналами.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Камауро (итал. Camauro; от лат. camelaucum, от греч. ???????????, «[шляпа из] верблюжьей шерсти», слово того же происхождения, что камилавка) — головной убор Папы Римского.

Папские камауро красные шерстяные, или бархатные отделанные белым горностаем и носятся, обычно зимой, вместо дзуккетто (итал. zucchetto), который в свою очередь берет место от головного убора католических священников, носившимся другими членами духовенства. Подобно головному убору католических священников, носившимся более низким духовенством и академическая шапочка, носившимся академиками, камауро происходит от академического головного убора (pileus), первоначально носившимся для того, чтобы защитить тонзуированную макушку головы от холода. Камауро часто носится с зимним наплечным плащом (моццетта), также иногда с меховой подкладкой.

Камауро было часть папского гардероба начиная с XII столетия. До 1464, оно носилось и кардиналами, аккуратное без горностая; с этой даты, камауро стало исключительно папским предметом одежды, и кардиналы носили алую камилавку дзуккетто (итал. zucchetto) вместо этого. Папское камауро вышло из употребления после смерти папы римского Иоанна XXIII в 1963, но оно было восстановлено в декабре 2005 папой римским Бенедиктом XVI. Ношение Бенедиктом камауро вызвало сравнения его с Санта Клаусом и Рождественским Дедом в средствах массовой информации.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Капелло Романо (итал. cappello romano) — (буквально римская шляпа) или сатурно (итал. saturno) (потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — шляпа с широкими, круглыми полями и округленной оправой, носимая католическим духовенством. Капелло романо сделано или из бобрового меха или фетра, и с подкладкой из белого шелка. В отличие от многих других атрибутов церковного облачения, капелло не служит никакой церемониальной цели, являются прежде всего практическим предметом, носимым в частной жизни (в отличии от галеро — церемониальная широкополая шляпа, больше не носимая). Носить cappello romano можно дополнительно, но оно никогда не носилось во время служб. Капелло - сегодня, вообще необыкновенно вне Рима, хотя оно было весьма популярно в других странах с большинством католического населения с XVII века до приблизительно 1970.

Есть некоторые, главным образом небольшие, различия в дизайне капелло, в зависимости от ранга носителя. Папа римский носит красное капелло с золотыми шнурами. Кардиналы прежде также имели привилегию ношения красного капелло, но это правило было опрокинуто Павлом VI, и теперь кардинальские капелло черное, как и таковые всех других клириков.

Кардинал может иметь капелло с красными и золотыми шнурами с алой подкладкой. Епископ может иметь капелло с зелеными и золотыми шнуры с фиолетовой подкладкой. Священник может иметь черную подкладку для своего капелло. Капелло носят дьяконы и семинаристы, но не имеют никаких знаков различия.

+4

104

Bobby написал(а):

Сутана

Bobby написал(а):

у епископа — фиолетового,

Значит, у аббата Хьюго де Рено была епископская сутана (фиолетовая)?

0

105

Marion написал(а):

Значит, у аббата Хьюго де Рено была епископская сутана

Выходит, что так. Теоретически он мог быть епископом. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аббат

Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой.

+2

106

milka написал(а):

Выберу сейчас модель и буду работать над реализацией!

Вот такие кошельки на 13с.ру делают: http://www.13c.ru/forum/viewtopic.php?t=1232
Испанский:
[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]
На мотив Манесского кодекса:
http://s45.radikal.ru/i108/0809/56/549632bb3f7e.jpg

Отредактировано Dimuchin (30-01-2009 09:25:35)

+7

107

Ну и вот это просто шедевр:
http://www.cottesimple.com/alms_purse/1340_rectangular_Paris_large.jpg

+6

108

А вот еще. На этом актере очень хорошо видно все детали костюма XIII века. И кошель у него, не иначе, из нашей коллекции :)
http://s45.radikal.ru/i108/0901/e9/3a55173a3652t.jpg

Отредактировано Marion (30-01-2009 13:24:56)

+4

109

Bobby написал(а):

Теоретически он мог быть епископом.

Вот, кстати, практически тоже мог :)
«Де Клинтон носил сан не только епископа, но и аббата находившейся в Ковентри мужской бенедиктинской обители, но лишь формально. На деле тамошней монашеской братией правил приор, носивший поэтому митру, словно аббат».  o.O
Элис Питерс. Покаяние брата Кадфаэля.

Лорд Эдмунд Блэкаддер в роли епископа. Облачение лорда Перси красивое... (XV век).
http://s41.radikal.ru/i092/0902/09/0bb4e99925a5.jpg
Собственно, аббат Хьюго де Рено. (он же Епископ).
http://i051.radikal.ru/0902/09/124383e83a83.jpg

Отредактировано Marion (29-10-2009 15:28:47)

+3

110

Френсис Келли. Рендольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей, М., Центрополиграф, 2007. Оформление худ. И.А. Озерова.

ГЛАВА1.

Мужчины

Рубахи. 1066-1335г.г.

Одна известная нам старомодная театральная костюмерша обычно называла все исторические костюмы либо рубахами, либо формами – по фасону основной нательной одежды. Рубахи были просторными, а формы соответствовали линиям тела, подгонка и крой были крайне важны. Описываемый в этой главе мужской костюм, полностью принадлежит к классу рубах. Чулки – практически единственная деталь костюма, подвергавшая испытанию портновское искусство. Любые попытки установить точные даты изменений покроя или объяснить структурные детали основываются на предположениях.

Короткая мужская туника. XIII век.

Нательная одежда. Разделим в самом начале нательную одежду на туники и верхние туники. Обе кроились по принципу современной блузы и точно так же надевались через голову. Поэтому они, как правило, имеют большой вырез – примерно в 15 см спереди на груди,- часто достаточный, чтобы открыть верхний край надетой снизу рубахи с пряжкой или чем – то подобным. Иногда (с кон.XII до нач. XIV в.) этот разрез шел диагонально, от шеи до груди, или горизонтально, от плеча до плеча. Одеяние первых высадившихся а Англии норманнов было простым и практичным по крою. Хотя известны рубахи с проcтым сплошным рисунком (полосы, круги, точки, четырехлистники и т.п.), чаще украшение ограничивалось широкими каймами орнамента (ткаными, вышитыми или нашитыми) вокруг шеи, запястий, вдоль подола, к которым часто добавлялись – вплоть до середины XIII века – похожая полоса, идущая через плечо.
Туника периода завоевания Англии кроилась, по всей видимости, облегающей с просторными полами “солнцем”, или была неприлегающей, свободной и постепенно расширялась от подмышек к подолу. Рукава достигали запястий и плотно охватывали их, в плечах рукав был свободным, от локтя до кисти постепенно сужался. В обиходе того времени туника спускалась до коленей, а парадная туника доходили до лодыжек.
Подол короткой туники был, в большинстве случаев, вытянут, особенно по бокам, через узкий пояс, так что туника свешивалась и скрывала его. В дальнейшем для удобства в подоле делались разрезы с боков и спереди. Ближе к 1100 году щеголи носили туники, стелющиеся у ступней, а рукава были так расширены и удлинены, что свисали иногда чуть ли не на 20-30 см ниже кисти.

http://s57.radikal.ru/i157/0902/e0/a88684b8fc41t.jpg
Длинная мужская туника. XII век.

Чтобы освободить кисти рук, рукава засучивались до локтя,- и получался широкий обшлаг. После 1160 года эти излишества исчезают: самые длинные туники едва доходили до земли, самые длинные рукава заканчивались у запястий. В конце XII века появляется вариант туники, который остается типичным на протяжении XIII века: основная часть туники и рукава вырезаны из целого полотнища, рукава сужаются снаружи от талии к узкому подолу.

Верхняя туника.
К концу XII века она представляет несложную просторную верхнюю одежду с широкими рукавами, с круговым вырезом вверху. Её можно только в общем идентифицировать, в отличие от нижней туники, когда она скроена так, чтобы из-под верхней видны были рукава, горловина и подол. В торжественных случаях нижней тунике позволялось по крайней мере на 15 см выглядывать из-под её подола. Вскоре после 1200 года появляется разновидность туники, скроенная как монашеский нарамник – из одного куска, свисающего с плеч до колен; надевалась она через голову в отверстие в центре полотнища. Туника расширялась от плеч к подолу, по бокам скреплялась застежками или сшивалась. Как правило, делался разрез спереди почти до паха. Во второй четверти XIII века появляется еще одна разновидность туники, которая существует на протяжении всего столетия и отождествляется со словом гардкорп.
Это очень просторное одеяние до лодыжек или по колено, отличительная черта которого – очень широкие длинные рукава, собранные наверху где имелся короткий продольный разрез спереди, чтобы можно было высунуть руку,- тогда рукава свободно свисали вниз. Часто такую одежду носили с капюшоном. В последние 40 лет рассматриваемого нами периода возникают еще два вида верхней туники, популярные в следующем столетии.
Один представляет собой просторную блузу с глубокими проймами и короткими свисающими рукавами. Другой – гарнаш (обратите внимание на лацканы у горловины) – характерные для мужского костюма XIV века – это получившее дальнейшее развитие монашеское одеяние, в котором верхняя часть расширяется за плечами и свисает наподобие пелерины до локтей. Бока сшиты или оставлены разрезы. Там, где верхние туники не схвачены у пояса закрыты с боков, появляются вертикальные прорези (примерно с середины XIII века). Целью их было открыть доступ к кошельку и другим предметам, которые носились на поясе и скрывались верхней туникой. Примерно в последнюю треть XII века появились верхние туники, отороченные мехом, их называли пелиссонами.

http://s49.radikal.ru/i126/0902/74/8b52151679e5t.jpg
Гарнаш. А. - Вестминстерское аббатство, 1324
Б. - Гресфорд, 1350

Плащи. Это простые накидки, прямоугольные или полукруглые по форме. Самые короткие были чуть ниже колена, самые длинные доходили до лодыжек. Скреплялись плащи на груди или на правом плече пряжками или шнуровкой. К краям самых изысканных плащей пришивались металлические пластинки с отверстиями, через которые протягивался шнур, так что плащ можно было стянуть или ослабить. В XII веке практиковалось крепление посредством кольца, пришитого к правому верхнему углу плаща, через которое пропускался противоположный конец плаща и завязывался. Широкие круглые накидки, похожие на южноамериканские пончо – с отверстиями для головы посередине и прорезями для рук, - входят в обиход с начала XIV века.

+4

111

Преданность, сила, готовность к действию. Пояс приобрел широкий символизм, потому что использовался не только чтобы поддерживать одежду, но также чтобы носить оружие, деньги. Выражение «Снять пояс»означало выйти в отставку с военной службы(в Риме)

http://i077.radikal.ru/0902/0b/a3c45249c537.jpg

http://s42.radikal.ru/i098/0902/fd/24341c61a28f.jpg

http://s52.radikal.ru/i136/0902/78/2a3cd388af2a.jpg

Церемониальные пояса, вручались в Англии как эмблема благородства,отсюда выражение «опоясанный воин».
Кожаные пояса носились с пряжкой по центру так, что конец ремня свисал вниз. Наборный пояс украшали ювелирно выполненными накладками.
К поясу крепились ножны для кинжалов  и кошельки. Меч крепился на перевязь.

http://s46.radikal.ru/i111/0902/2d/dfc5d14e19dc.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/0902/b6/550ce6bd8ea2.jpg

http://s61.radikal.ru/i174/0902/30/983d7e003d33.jpg

+7

112

Штаны и иже с ними.

До середины XII века использовались преимущественно штаны, которые напоминали наши пижамные брюки, завязываемые скользящим шнуром. Они достигали по меньшей мере лодыжек, были скроены по ноге, плотно ее облегали от колена до низа (подобно индийским джодпурам или старомодным штанам шотландских горцев). Возможно, более плотно облегающие разновидности штанов, подобно чулкам или лосинам, оканчивались петлей, проходящей под ступней, и напоминали брюки со штрипками начала XIX века, некоторые вероятно имели ступню. Только простолюдины носили свободные, просторные штаны. Возможно, иногда они делались из тонкой ткани. И во всяком случае, в тот период штаны часто имели яркую расцветку. В качестве альтернативы облегающему крою штаны часто затягивались вокруг ноги от колена до лодыжки перекрещивающимися ремешками или разновидностью обмоток, или же тугие, облегающие штаны опускались над перевязкой до колена. Они обычно украшались каймой и орнаментом, возможно выполненной в виде подвязки.

Существует излишняя путаница в трудах, посвященных истории костюма, между брэ (штанами) и шоссами (чулками). Определим, что первые, вне зависимости от длины, всегда спускались от талии, в то время, как последние, представляли собой гетры или чулки со ступнями.

http://s45.radikal.ru/i108/0902/f4/1db62507d15bt.jpg

http://s45.radikal.ru/i110/0902/28/df4047c97a02t.jpg

http://s52.radikal.ru/i135/0902/72/75fdcfd2080bt.jpg
А, Б, Г = панталоны. В - то же, с короткими чулками. А-В - Тринити-колледж, Кембридж, Апокалипсис, 1250 г. Г - Хроники Сен-Дени, 1240 г.

С середины XII века штаны укорачиваются от колена и с того времени становятся простым полотняным нательным бельем. Чулки, в свою очередь, превращаются в высокие выкроенные изделия из эластично материала, плотно облегающие ногу. У бедра они расширяются, и в них заправляются укороченные штаны. Вверху чулок имел клин спереди – отсюда он шнуром или ремешком крепился к поясу штанов, т.е. скользящему шнуру, что стягивал штаны у талии.
Поясной скользящий шнур для привязывания выводился на поверхность чулок. На этот шнур также можно было повесить кошелек и ключи. Во многих случаях почти невозможно понять, покрывают ли эти ранние чулки ступни целиком или только имеют ”штрипки”, как сказано выше. Впрочем, судя по всему, к последней трети XII века в обиход входят чулки со ступнями, с тонкими кожаными подошвами, которые можно носить без обуви.

+5

113

Головные уборы. Скажем сразу: вплоть до конца XIV века у наших предков всеобщей была привычка ходить вне дома без головного убора и, напротив, широко был распространен обычай до достаточно позднего времени носить головные уборы в доме. Примерно во второй четверти XII века весьма редко надевают шляпы и шапки, разве что капюшоны во время путешествий.

Капюшон, начиная с последней трети XII века, - типичный головной убор Средневековья. Простой, заостренный, более ли менее свободный, оканчивающийся короткой пелериной или воротничком на плечах. Чаще воротник – закрытый со всех сторон, реже – открыт спереди и скреплен пряжкой у горла. Заостренный верх капюшона позднее удлиняется. Со второй половины XII века появляется некоторый набор шапок и колпаков. Большая часть этих головных уборов, как и наши береты, оканчиваются наверху короткой ножкой. Головной убор саксонской эпохи, напоминающий фригийский колпак, используется до начала XIII века. “Издалека заметные” шляпы (древний петаз) также носятся, особенно во время путешествий. Они имеют низкую тулью и широкие поля. Часто к ним крепится шнур, чтобы можно было забросить шляпу за спину. Поля в течение XIII века начинают периодически подниматься сзади (реже спереди). Шляпу часто носят поверх капюшона.
Наконец, мы должны упомянуть коиф – облегающую полотняную шапочку, закрывающую волосы и уши, завязывающуюся под подбородком. Её обычно надевали под другие головные уборы. Она появляется до 1200 года и используется до XIV века, после чего ее продолжают носить адвокаты. И все – таки очень часто мужчины с XI – XIII в.в. ходили с непокрытой головой, либо носили декоративную повязку или ленту на лбу.

Обувь. Большая часть башмаков и сапог была более ли менее заостренной. В IX веке башмаки доходили до лодыжки. Искусство тех времен не дает нам почти никаких свидетельств длинных загнутых носков, о которых многие авторы писали как о самых модных во времена Генриха I и Стефана Блуаского. Начиная с XII века мы часто встречаем башмаки, обрезанные над подъемом и скрепленные спереди на лодыжке пряжкой или ремешком с застежкой. Высокая обувь иногда имела разрез по бокам и спереди. В других случаях мы видим ее закрытой до лодыжек и, надо полагать, зашнурованной по бокам. Такие закрытые башмаки довольно часто украшались полосками, напоминающими о древних сандалиях. В конце XII века появляется другой тип обуви – туфли, обрезанные низко спереди и высоко у пятки.
Сапоги или высокие башмаки, доходящие до икр и зашнурованные изнутри; обычно имели цветные отвороты и были довольно распространены в XII веке, но выходят из моды в XIII веке. Примерно с 1220 года башмаки, как остальная одежда, очень просты по покрою.

Нижнее белье. Рубаха, как и сейчас, делалась из льна, и фасон ее не слишком отличался от теперешней. Зажиточные люди украшали рубахи каймой и орнаментом у горловины и запястий. Эту кайму часто видно из-под туники. О штанах, которые с середины XII века превращаются в простое нательное белье, мы уже говорили.

Волосы. Большинство норманнов, ступивших на английский берег, были коротко острижены и гладко выбриты. Усы являлись редкостью, вызывавшей толки. Отличительной чертой норманнов являлся выбритый до ушей затылок. В течение короткого промежутка времени мода сделала крутой поворот: теперь волосы и бороды отращивали как можно длиннее, их искусственно завивали и заплетали (рисунок в начале статьи). Эта тенденция сохранялась приблизительно до середины XII века. Характерная черта моды этого столетия – разделение длинных волос пробором и центральные пряди, начесанные челкой на лоб. В период 1180-1210 годов волосы носят средней длинны, как и бороду. В остальное время описываемой эпохи у мужчин модна кроткая стрижка, аналогичная столь популярной в XX веке после Первой мировой войны: длинная челка, сзади волосы обрезаны прямо или закручены в локоны, опускающиеся ниже ушей. В моде были выбритые лица, но встречались и короткие бородки с усами.

Аксессуары. Из аксессуаров наиболее важным является пояс. Во времена завоевания Англии норманнами эта деталь одежды представляла собой простой ремень, ленту или шнур, завязываемый спереди. Довольно часто пояс скрывали нависающие складки туники. Приблизительно в середине XX века пояса превращаются в украшение. В 1170-1190 годах мы встречаем узкие кушаки, завязанные спереди, со свисающими концами. Начиная с последней четверти XX века в моду входит длинный пояс, один конец которого свисает спереди. Пряжка и сам пояс богато украшены. К поясу крепился кошелек и прочие необходимые предметы. Пояс носился поверх нижней или верхней туники. Если надевались оба предмета одежды, поясом обычно стягивались нижняя туника (однако гардкорп и гарнаш никогда не стягивались на талии) Для пущей безопасности кошелек и прочее иногда привязывалось к поясу штанов, скрывалось. Надо сказать, что к концу раннего средневековья меч с гражданским платьем не носили, равно как и кинжал, так было до XIV века. Даже рыцари редко надевали оружие с повседневной одеждой. (Распространенное представление о средневековом “сэре” как о человеке, который все дни напролет проводит вооруженным до зубов, и о любом дворянине, ощетинившимся как еж, оружием, является плодом воображения, явившимся из рыцарских романов). Сюзерены или их представители в некоторых случаях – например, заседая в суде – могли пристегивать к поясу меч, но по большей части держали его в ножнах. Меч носили только в случае необходимости, но тогда его старались не выставлять напоказ. За исключениями из правила строго следили власти.

Сумки, варьирующиеся от простых мешков до чрезвычайно богато украшенных кошельков различного размера, подвешивались к поясу, или к поясному шнуру штанов, служили тем же целям, что и нынешние карманы. Ювелирные изделия (кольца, броши, пряжки и прочее) часто использовались в качестве застежек на различных предметах одежды. Знатные люди часто носили на голове покрытые узорами обручи из драгоценноых металлов.
Изредка, начиная с последней трети XII века, встречается мода на “разрезы”, то есть украшение краев одежды разрезами или зубцами. Это скорее германское поветрие и в Англии распространялось только на подолы нижней и верхней туник, да разве что еще на ворот капюшона.

+6

114

Женщины.

“У королевы Испании нет ног” – эта аксиома царила в изысканном обществе в Средние века и даже позднее. В произведениях искусства того времени из-под платья женщины, имеющей хоть какие-нибудь социальные претензии, виднеются лишь кончики ее туфель. Также средневековой моде неизвестно разделение на лиф и юбку. За исключением чрезмерно широких рукавов, царивших в моде главным образом в первой половине XII века, одежда была красочной, величественной, но простой по крою.

http://s48.radikal.ru/i121/0902/54/76ba3ee3c209t.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/0902/d5/d7623501d9f7t.jpg

Верхняя одежда. Аналогично нижней и верхней туникам у мужчин, в отношении женской одежды я предлагаю использовать термины киртл и сюрко. В женской одежде были приняты основные формы мужских эквивалентов, но с некоторыми модификациями. В рассматриваемый период широкое использование получили пелиссоны. Характерной чертой женской моды в период между 1125 и 1170 годами являются платья, верхняя часть которых облегала торс, а от бедер юбка складками ниспадала до земли, образуя сзади красивый шлейф.
Представляется сомнительным, чтобы в тот период существовало что-то похожее на современные корсеты, хотя существуют явные свидетельства того, что столь телесное прилегание платья к телу достигалось при помощи тугой шнуровки, главным образом по спине. Очевидно, что такие платья шились из высококачественного эластичного материала, по крайней мере, верхняя их часть, соответствующая современному лифу, похожая, пожалуй, на облегающее безрукавное джерси. Возможно, что ввиду отсутствия корсета тело под платьем было схвачено тугими повязками (почти хирургическими по характеру), которые и создавали эффект тугой шнуровки. Некоторые изображения создают впечатление очень широкого кушака, туго обвитого вокруг пояса на манер “фахи” тореро – кушака,- носимого поверх одежды. Какой бы материал не использовался, складки часто кажутся гофрированными, и заставляют вспомнить древний и ионический хитон. Этот облик характерен для первой половины XII века и контрастирует с тяжелыми “дорическими” драпировками, которые мы видим до и после этого времени и которые никогда не выходили из моды. Можно отметить еще две отличительные черты женской одежды того времени:

   1. чрезмерное удлинение деталей одежды, которые временами представляли такую обузу, что их укорачивали, завязывая в узлы;
   2. внезапное расширение рукавов от локтя и превращение их в непомерно длинные ленты, опускавшиеся нередко до земли. Не надо путать эти рукава с очень широкой воронкообразной формой, которая также наблюдается в рассматриваемый период и вновь появляется ближе к 1400г.

Эти модные излишества пережили середину века и исчезли до 1200 года. За исключением неизменной длины, в целом женское платье в XII веке мало отличалось от одежды мужчин. После 1300 года появляются первые намеки на декольте, а ближе к 1320 году возникает то, что вскоре станет женской robe d”apparat, парадным платьем позднего Средневековья – так называемое “платье с боковыми прорезями”. Это получившее дальнейшее развитие безрукавное “сюрко” с разрезами от плеча до бедер, - это одеяние с довольно низким вырезом, передняя часть заметно сужена и соединена с широкой спиной простыми наплечными ремешками. Боковые разрезы могли быть как квадратными, так и округлыми – такие постепенно становятся более пулярными.

+5

115

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ 12 ВЕКА
Источники:
В. Брун, М. Тильке. ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени. М., 1995.
М. Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола (XII-XIII вв.
Источники изображений: http://plintus.lcm.msu.ru/rpg/texts/serdze/index.htm, http://womenshistory.about.com  (авторские акварели и маленькие черно-белые картинки в конце текста), http://www.dragonbear.com/strutt.html (миниатюры 12 и 13 века), http://gorod.renet.ru/rus/page/evrcos-v.htm (выкройки, которые также можно найти в приложении к Мерцаловой, а также у Готтенрота и Бруна  и Тильке), http://www.pipcom.com/~tempus/landsknecht/index.html (вторая и третья картинка в статье и выкройка шоссов), http://www.pipcom.com/~tempus/landsknecht/index.html (gif женского костюма) Footwear of the Middle Ages, точнее - http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … SLIST3.HTM  (картинки, названия и выкройки обуви)

+4

116

Начиная с античной эпохи и вплоть до средневековья детской одежды, как таковой, не существовало. Дети носили уменьшенные копии нарядов взрослых.  Лишь когда одежда для взрослых стала чересчур сложной, возникла необходимость в особой одежде.
Вот несколько примеров, где на детишах надеты те же котты и блио.
The Manesse Codex ( 1300-1330)

http://s50.radikal.ru/i128/0902/d9/2c94ecd23572.jpg

http://i036.radikal.ru/0902/be/4979e5061c56.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/0902/e8/49f876e77601.jpg

http://s43.radikal.ru/i099/0902/65/fd597198d9fc.jpg

Отредактировано иннета (16-02-2009 23:03:45)

+6

117

Женская монашеская одежда 13 века.

В XIII веке женская монашеская одежда, свидетельствовавшая о принадлежности к тому или иному монашескому ордену, мало отличалась от мужской. Главное отличие их состоит в том, что мужской костюм предполагал ношение капюшона (the hood), а женский костюм, как правило, ношение верхнего покрывала  (head veil) в сочетании с нижним (wimple) или воротником-горжетом (gorget).

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/43122.jpg

Данная иллюстрация взята из Abbe Tiron`s History. На ней изображены сестра ордена доминиканцев (основан в 1206 г. недалеко от Тулузы) и сестра The Third Order of Servites (основан в XIII в., в Италии).
Костюм сестры ордена доминиканцев включает: камизу (chemise), платье (gown), и скапуляр (scapular), а также головной убор, состоящий из черного покрывала на белой подкладке (veil) и белого нижнего покрывала (wimple).
Костюм сестры The Third Order of Servites аналагочно состоит из камизы, платья и черного хабита (habit).  Головной убор представляет собой белый вейл и вимпл.

На следующих иллюстрациях представлены изображения монахинь из манускриптов XIII  века
http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/s07975.jpg

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/s12821.jpg

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/s39196.jpg

Таким образом, полный носимый «комплект одеяний» монахини

включает в себя:

1.       Камизу

2.       Котту

3.       Хабит

4.       Плащ

5.       Головной убор.

Камиза (chemise). Самый подходящий материал для камизы - тонкий белый либо небеленый лен.

Котта (cotte). Самый подходящий материал для коты – некрашеное серое тонкое сукно. За основу покроя такой котты можно взять сохранившуюся коту Св. Клер Ассизской (St. Claire d`Assisi gown, 1253).

Хабит (habit) из черного либо белого сукна. За основу покроя хабита можно взять хабит Св. Фрацизска Ассизского. В числе особенностей женского хабита можно выделить сильно расширяющиеся к запястьям и спадающие крупными складками рукава; также женский хабит длиннее мужского.

Черный суконный плащ на подкладке или без.
Головной убор  (veil, wimple). Именно головной убор определяет монашеский костюм и является его определенным «индикатором». Монашеский головной убор в XIII веке представлял собой достаточно интересную конструкцию, состоящую из двух лент и трех покрывал, закрепляющуюся на голове при помощи булавок.   

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/s92568.jpg

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/36716.jpg

http://militum-xristi.ucoz.ru/_pu/0/s27727.jpg

Взято тут

+6

118

http://www.liveinternet.ru/users/1871986/post94535754/
История костюма: 6-13 века в картинках

http://i018.radikal.ru/0902/10/b9c791082a0d.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/0902/18/418890abeece.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/0902/c9/87029ceec22b.jpg

http://s43.radikal.ru/i101/0902/4d/d1174f4b093e.jpg

+6

119

Рыцарская цепь

   Это сейчас  цепочки на груди тоненькие, едва уловимые взглядом – олицетворение нежности, изящества, стиля так сказать...
А в Средние века были несколько иные понятия прекрасного. В те времена, когда люди гибли от страшных болезней, голода и на полях сражений, важным казался каждый миг, каждый день, ведь он всегда мог оказаться последним.
Именно поэтому народ и особенно знать тянулись к яркости в одежде, к роскоши в украшениях – на фоне всего остального мрачного эта вычурность была ещё более контрастной.
А потому и цепь феодала, следуя общепринятым  идеалам, вовсе не старались сделать изящной, невесомой и маленькой, наоборот – её было видно со всех сторон, она сияла на солнце множеством оттенков и восхищала всех вокруг, заставляя крестьян упасть ниц перед своим господином, а завистливых соседей задуматься.
Однако, кто сказал, что массивно и мощно – не значит красиво?
   Рыцарская цепь – это всегда произведение искусства, любимое творение мастера, в ней отлично сочетаются мощь, сила и красота.http://s52.radikal.ru/i136/0903/3a/e376a18725eb.gif

http://s54.radikal.ru/i146/0903/b0/aa0808fb3416.jpg

http://s48.radikal.ru/i122/0903/f4/89096cd2af1d.jpg
http://citadelblog.ru/o-klube/

+7

120

Вот такого еще не было.
http://s50.radikal.ru/i127/0903/c6/c40b687b5e16t.jpg
Платье "времен Иоанна", т.е. модное во время царствования короля  Джона.
http://s53.radikal.ru/i140/0903/df/1ba5c180030et.jpg

источник:
http://www.flana.ru/collections1.shtml

Отредактировано Marion (29-10-2009 15:38:11)

+5


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары