SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары


Одежда, обувь, аксессуары

Сообщений 1 страница 30 из 229

1

Если помните, в балладах и во многих книгах о шервуде, стрелки одеты в зеленое. Мне эта идея не нравилась - как практически сделать так, чтоб все поголовно были одеты, как солдаты? Где конспирация? Ведь если они всей толпой ходили к портному, их лекго можно было выследить и перебить. Поэтому очень мне нравилось, как они в фильме одеты, это реалистичней намного, и в духе Шервуда, который в нас со времен сериала, и иначе быть не может.
Но как же было на самом деле?
Помню, что решила эту проблему для себя, во времена доинтернетные, таким образом - представляла наших одетых, как в фильме, а вот плохихи, врагов их, тоже разбойников, как раз в зеленых чулочках :)
Зато тепер мы может узнать, как все на самом деле было.

Одежда мужская:
одежда состояла из следующих частей: брэ (нижнее белье), рубашки, шосс (штанов-чулок), дублета (то, к чему крепились шоссы), куртки, шляпы или капюшона и обуви. Также присутствовали дополнительные аксессуары (ремень, сумка, нож). Английская мода следовала французской и бургундской, но была несколько более «старомодной».

***
Шосс, шоссы - штаны - чулки, их носили и женщины.
Мипарти - двухцветная одежда 12 в, носила молодежь, в основном пажи. Разделялась в соответствии с цветами герба по вертикали.
До середины 13 века основной мужской костюм состоял из обычной рубашки, верхней туники, штанов и плаща. Штаны скреплялись с рубашкой шнурками. Нижняя рубашка надевалась на тело. Она из полотна и похожа на тунику с короткими рукавами, закрытую спереди. Поверх рубашки - штаны, точнее, чулки или полностью закрывающие ступню или подъем. Доходили до середины бедра и скреплялись с более короткими штанами (брэ), бывшей набедренной повязкой, тесемками. К брэ прикреплялись кошелек, ключ.
С 12 в. - пуговицы из кости, металла, кожи.
В 1190 г. Ричард издал указ против роскоши: рыцарям на плащах и воинской одежде не употреблять горностая, беличьего меха, пурпура и др.

К концу 12 века - новые штаны, широкие, завязывающиеся широким ремнем, пропущенным через пояс. Эта форма встречалась реже, в основном среди бедняков.
У богатых чулки заменялись цельным трико. Трико тоже завязывались шнурками, пропущенными от наружного пояса в специальные отверстия в верхней одежде, соответствовавшим отверстиям в трико.
И штаны, и чулки - тканные (шерстяные или шелковые), или одного цвета - чаще красного, или в полоску, или части штанов разного цвета.
Туника была у богатых длинная, иногда такая длинная, что ее приходилось подпоясывать. Нижний край мог вырезаться зубчиками. Мог быть открыт спереди от пояса до ног.
Камиза - полотняная нижняя мужская и женская рубашки с длинными рукавами и поясом.
Котта - длинная (до середины икры) мужская верхняя одежда (туника) без рукавов или с небольшими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. В 12 веке стала расширяться книзу при помощи клиньев. Знать носила длинную, а народ - короткую, до колен. С напуском на пояс. У ворота - небольшой разрез на завязках. У женщин 12 веке она трансформировался в длинную, узкое в талии со шнуровкой сзади или сбоку платье, расширенное от бедер при помощи клиньев. Рукава узкие, длинные (касались земли), иногда гофрированные. Пояс.
При работе крестьянин часто носил только камизу и брэ.
Поверх камизы - еще одна рубаха - блио (от этого - слово блуза). Блио короткое, до колен, с напуском на пояс. Вышивка на подоле и у ворота (богатое). В том числе императоры носили блио.
В середине 12 в. одежды удлиннились (у феодалов), удлиннились носки туфель. Рубашки и плащи такие длинные, что иногда волочились по земле. Рукава расшрились и удлиннились. Иногда такие длинные рукава (у женщин), что их приходилось подбирать наполовину. Мужчины в этом подражали женщинам. Волосы стали отпускать. Появилась шелковая и хлопчатобумажная ткапи. В сер. 12 в. - шелк из Палермо и из Лукки. И с Востока, дорогой.
Блио стали не только делать с вышивкой, но и с воротом, позволявшим видеть орнамент на нижней рубахе - шэнс. Орнаментированный подол шэнс выглядывал из-под более короткого блио. Блио стало плотно обтягивать фигуру (без напуска на пояс), у женщин облегало грудь. Пояс проходил вокруг талии и завязывался так, что оба конца ниспадали к ногам.
Блио из сине-фиолетового шелка. Широкие рукава собраны в узкие обшлага. Тесный ворот. Также - полотняное шэнс, окаймленное фиолетовым шелком.
Нововведение 13 в. - котта, блио осталось лишь для дома. Поверх котты - сюрко (безрукавка с разрезами по бокам).
Перчатки. С раструбами, чтобы надевать на рукав. Особено при охоте с соколом.
Плащ застегивался фибулой на груди или плече.
Или шился с капюшоном.

Одежда женская
У женщин шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми только острые концы туфель из цветной кожи. Блио обтягивало торс, а снизу расширялось юбкой, из другого цвета. Узкие кверху рукава стремительно расширялись от локтя, ниспадая почти до земли. Ворот и обшлага с вышивкой. «Юбка» и широкие части рукавов плиссированы. Пояс из кожи, шелка, шерсти, полотна. Это все - мода 12 в.
http://www.deredere.dds.nl/12thcent/12woman/Green.jpg
XII vek.

+2

2

Прически
До середины 12 в. мужчины брились, коротко стиглись. С сер. 12 в. - длинные волосы, бороды. Но недолго, после введения горшковидных шлемов стали укорачивать волосы, спереди выстригая челку, сзади завивая.
Женщины отпускали волосы, прямой пробор, две косы на плечах. С 13 в. - волосы девушек волнами падают на плечи.

Головные уборы
Шапки и шляпы не в моде. Капюшон - пока что принадлежность крестьянского костюма.

Обувь
Пигаш - мягкая обувь из кожи с длинным носком, набитым конским волосом. Для езды верхом, дома. На улице - деревянные башмаки.
В городе стсоятельные люди надевали поверх обычной обуви деревянпую или просто привязывали деревянные «стукалки» - грязь на улицах.

Ткани
Хлопок шел как на рядовые ткани, так и на дорогие (моллекин).
Дорогая ткань - льняной дамаск.
На границе с 13 в. шелковая парча сохр. лишь для самых торжественных случаев, зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается в сукно, часто подбитое мехом. Сукно - для улицы, путешествия. Свободное развевание краев одежды исчезает, появляется, наоборот, обычай зашивать в полы рубах монеты, чтобы придать складкам неподвижность. Рубахи укорачиваются, рукава сужаются. Сукно из Фландрии и Италии.

Охотничья
Одежда охотника, 12 в: котта, не доходящая до колен, с поясом, узкими рукавами, пелериной, застегнутой на груди. На ногах - наголенники, похожие на гетры, из простроченной кожи.

0

3

--------------------------------------------------------------------------------

http://www.costumes.org/h...eral Medieval Costume

Сбор линков. Есть интересные вещи:

http://www.costumes.org/H...htm#General Information

http://www.marquise.de/webring/

http://www.geocities.com/douziemesiecle/

http://rubens.anu.edu.au/raider4/austri … 12thc/alb/

+2

4

Подборка костюма правда на XV век сейчас себе делаю, ДА ТРУСЫ БЫЛИ БРЭ-НАЗЫВАЮТСЯ, ШТАНЫ БЫЛИ РАНЬШЕ ШОСС(ЧУЛОК) НАПРИМЕР НА РУСИ НОСИЛИ ШОССЫ ПОВЕРХ ШТАНОВ.
Господа, подведём маленький итог:
http://tforum.zokov.net/c...d7bd01993;act=ST;f=8;t=99 ПРИ ПОПЫТКИ ИСТ. РЕКОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА РЕКОМЕНДУЮ НАЧАТЬ ОТСЮДА
1. брэ, трусы неизменны так века с 12 (раньше не копал)
2. камиза/шамиза, нательная рубашка, обычно без отделки, возможна завязка на горловине, так же как брэ нипретерпевала координальных изменений
3. шоссы, где-то в 15 веке появляются сшивные с гульфиком, до этого времени только раздельные, крепление шнурками к брэ и пурпуэну
http://steel.laiv.org/kjertesveinene/drakt/hoser/ раздельные шоссы
http://tgorod.go.ru/cgi-b...ic.cgi?foru … topic=1404 полезные советы по подгону шосс на т-форуме
4. пурпуэн/дублет( на Т-Форуме есть тема про отличие), имеет бочкообразную грудь сильно притален, шнурова, пуговицы, долгие споры в сети набивался он или нет. Мог иметь вид жилета.
http://www.forest.gen.nz/..._blois/Charles_blois.html упомянутый Дуду Пурпуэн Чарльза де Блойса
5. жак (возможны другие названия верхней одежды, на 15в разнообразие фасонов
http://www.siue.edu/COSTUMES/COSTUME5_INDEX.HTML вариации костюмов
6. табард, герюавая накидка обычно поддоспешенная, скорее элимент доспеха
7. головной убор, чепец, худ и масса вариантов.
8. плащь
9. аксесуары: пояс, кошелёк, поясная сумка, кинжал
http://www.revivalclothing.com/ современная мастерская фото: пурпуэн-жилетка, гамбезон
http://tgorod.go.ru/cgi-b...ic.cgi?foru … topic=1514 адрес дискуссии на т-форуме, костюм итал. юноши 15в, рекомендую скачать паспорт на костюм Даана Рафалеско

0

5

http://steel.laiv.org/kjertesveinene/drakt/hoser/hoser.jpg
http://steel.laiv.org/kjertesveinene/drakt/hoser/

0

6

http://www.medieval-wars.com/pictures/normans_1.jpg

Нормандский рыцарь, около 1180 г.

0

7

Эт Вы зря на "зеленую одежду"...
Может - краска зеленая была самая дешевая, или мимикрировались в лесу, чтоб не так заметно было...

0

8

Ну, ясный пень, зеленое в лесу удобно, я о чем вообще - ну не могу я себе представить, что они шили себе форму, закупаю материю в ближайшем населнном пункте!  :D

0

9

Вай нот?  :)

0

10

Ну представь - стоят Робин и Джон в очереди к знаменитому нотингемскому портному, перед ними шериф с Гисборном, и все хором обсуждают международное положение Англии  =D

+1

11

Да что вы?
Крестьяне себе ведь сами шили? Нет? Натуральное хозяйство...

0

12

Все зелененькое и одинаковинькое? И бандиты - не крестьяне! :)

0

13

Конечно - бандиты не крестьяне. Еще чего!
Завсегда одежду можно отнять, а не корячиться и шить самим!  :)

0

14

milka написал(а):

Ну представь - стоят Робин и Джон в очереди к знаменитому нотингемскому портному, перед ними шериф с Гисборном, и все хором обсуждают международное положение Англии  =D

:rofl: :rofl: :rofl:

Мария Мирабелла написал(а):

Конечно - бандиты не крестьяне. Еще чего!
Завсегда одежду можно отнять, а не корячиться и шить самим!

Скорее так. Не могу представить Марион с утра до ночи штопающую одежонку всей чесной компании. Они же постоянно за всякие ветки цеплялись и в боях/драках вечно рвали одежду. Странно, что они в РоС так долго в одной и той же ходят и к концу фильма одежда совсем не поистрепалась :) Ну да ладно. Это уже придирки :)

0

15

SherwoodCat написал(а):

Не могу представить Марион с утра до ночи штопающую одежонку всей чесной компании.

Да уж, НАША Марион не штопала (и не готовила, хехе). И меня это сильно удивляет, т.к.очевидно, что жизнь в мужском коллективе просто обязывает ее все это делать.
Дружественные крестьяне наверняка шили одежду и для разбойничков. Надо будет покопать ссылок. Кожаные штаны а ля Назир - вообще прекрасный вариант, они долговечнее. Ну и, как говорилось выше, готовое платье или ткань попросту взымались у торговцев и богачей, кого нелегкая дернула ехать через лес.

0

16

Reptile написал(а):

Да уж, НАША Марион не штопала (и не готовила, хехе)

Анекдот в тему (вместо многоточия можно подставить хоть "русская", хоть "шервудская", хоть любая другая :))

... женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, лишь бы не убирать, не стирать и не готовить.

0

17

В сериале Марион стригла Мача.
А штаны мальчики сами себе штопали. Помните, в "Колдовстве" зверскую физиономию Джона, когда он нитку в иголку вдевал?

Они были разбойники, воровали себе одежду, конечно. Только Уилл гордо ходил все годы в одной и той же драной безрукавке.

0

18

еще по теме:
http://langedoc.narod.ru/costumes/13century.htm

Отредактировано Marion (18-06-2008 15:35:54)

+3

19

По поводу цвета в одежде: http://norse.ru/culture/common/color.html
http://www.mirf.ru/Articles/art1685.htm
Нашла тут кое что интересное о вышивке, здесь полный текст http://liza-shop.com/n30.html
Из раннесредневековых вышивок Западной Европы почти ничего не сохранилось. Но известно, что вышитые изделия и тогда уже занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях. Там сосредотачивалось тогда и искусство написания манускриптов, которые украшались великолепными цветными миниатюрами и заставками. Яркие краски и золото этих иллюминированных рукописей служили образцами для вышивальщиков. Епископы и аббаты поощряли развитие художественных ремесел, изделия которых предавали блеск и пышность религиозным обрядам и привлекали паломников в наиболее известные монастыри, увеличивая тем самым богатства церкви. Вышиванием занимались и в замке сеньоров.

В этот период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями. Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800-м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.

Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из Байе») приписывалось королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т. е. в начале XII века. Ширина вышивки около 50 см, а длина — 70 м 34 см. Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на редком холсте.

Потребность в художественно-декоративных вышивках значительно возросла в XI- XII веках в связи с тем, что в этот период окончательно оформляется рыцарство со всеми особенностями его быта. Войны, турниры, обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т. е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.

Большое значение в развитии западноевропейского прикладного искусства, и в частности вышивки, имели совпавшие с этим периодом крестовые походы: возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.

Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом, в частности упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 1258—1268 год. Мастера и мастерицы этих цеховых объединений имели некоторые привилегии для себя и членов своей семьи.

В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден, был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.

Прекрасные вышивки выполнялись в это время также в Италии и Испании. Еще в XII веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города.

В Испании во время арабского владычества вышивались узоры в испано-арабском стиле, которые также назывались «сицилийскими». Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа, прошитые золочеными и серебряными нитями, также вышивки из цветных кордовских кож в технике инкрустации. В вышивках Италии и Испании часто употребляли введенные сарацинами блестки. Эти мелкие металлические бляшки и кружки (с конца XIV века их стали изготовлять и во Франции) применялись для предания блеска узору вышивки или фону ткани. Во Франции в вышивках начали применять также и жемчуг.

На протяжении веков стиль вышивок претерпел ряд изменений, характер орнамента находился в тесной связи с другими видами прикладного искусства и менялся в зависимости от общего развития культуры и вкусов общества. Однако наряду с появлением новых форм еще долго сохранялись элементы византийского влияния.

Если в романский период на вышивках преобладали евангельские сюжеты, замкнутые в четырехугольные и крестовидные обрамления с золотыми и однотонными фонами, то в начале XIV века появляется и более свободная трактовка сюжетов. В орнаментации начинают применяться стилизованные цветущие деревья, фигуры животных – единороги, олени, собаки, химеры, а также звезды, розетки и т. д. Обрамления композиций в конце XIV века принимают форму рядов со стрельчатыми и полуциркулярными арками, заимствованными от готической архитектуры.

Не только в раннее средневековье, но и в XII и даже XIII веках техника вышивки почти всюду в Европе была несложной – швы плоские, иногда с легким рельефом, вышитые золотом, серебром, цветными шелками, и шерстяными нитями по тонкому холсту, реже по шелковой ткани, фон которых оставляли незашитым. Иногда полотняный фон вышивки разнообразили ажурной сеткой, так называемым швом «перевитью», чтобы оттенить квадратную разбивку узора.

Однако уже на вышивках XIII и особенно XIV веков, отчетливо виден значительный прогресс в работах рисовальщика и вышивальщиц. Швы разнообразятся и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Наряду с религиозными сюжетами все чаще и чаще появляются рыцарские и бытовые сцены.

В этот период Италия становиться ведущей страной в области текстильного производства, которое достигает яркого расцвета в эпоху Возрождения. Мастерские Лукки, Венеции, Флоренции и других крупных городов вывозят свои изделия в западноевропейские страны и на Восток.

Отредактировано Alisa (18-06-2008 23:04:50)

+5

20

М. и Ч.Г Борн Вкеннгеллы
"Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов"

+3

21

Рубахи. 1066-1335г.г.

Одна известная нам старомодная театральная костюмерша обычно называла все исторические костюмы либо рубахами, либо формами – по фасону основной нательной одежды. Рубахи были просторными, а формы соответствовали линиям тела, подгонка и крой были крайне важны. Описываемый в этой главе мужской костюм, полностью принадлежит к классу рубах. Чулки – практически единственная деталь костюма, подвергавшая испытанию портновское искусство. Любые попытки установить точные даты изменений покроя или объяснить структурные детали основываются на предположениях.

Мужчины.

Нательная одежда. Разделим в самом начале нательную одежду на туники и верхние туники. Обе кроились по принципу современной блузы и точно так же надевались через голову. Поэтому они, как правило, имеют большой вырез – примерно в 15 см спереди на груди,- часто достаточный, чтобы открыть верхний край надетой снизу рубахи с пряжкой или чем – то подобным. Иногда (с кон.XII до нач. XIV в.) этот разрез шел диагонально, от шеи до груди, или горизонтально, от плеча до плеча. Одеяние первых высадившихся а Англии норманнов было простым и практичным по крою. Хотя известны рубахи с проcтым сплошным рисунком (полосы, круги, точки, четырехлистники и т.п.), чаще украшение ограничивалось широкими каймами орнамента (ткаными, вышитыми или нашитыми) вокруг шеи, запястий, вдоль подола, к которым часто добавлялись – вплоть до середины XIII века – похожая полоса, идущая через плечо.
Туника периода завоевания Англии кроилась, по всей видимости, облегающей с просторными полами “солнцем”, или была неприлегающей, свободной и постепенно расширялась от подмышек к подолу. Рукава достигали запястий и плотно охватывали их, в плечах рукав был свободным, от локтя до кисти постепенно сужался. В обиходе того времени туника спускалась до коленей, а парадная туника доходили до лодыжек.
Подол короткой туники был, в большинстве случаев, вытянут, особенно по бокам, через узкий пояс, так что туника свешивалась и скрывала его. В дальнейшем для удобства в подоле делались разрезы с боков и спереди. Ближе к 1100 году щеголи носили туники, стелющиеся у ступней, а рукава были так расширены и удлинены, что свисали иногда чуть ли не на 20-30 см ниже кисти.

Чтобы освободить кисти рук, рукава засучивались до локтя,- и получался широкий обшлаг. После 1160 года эти излишества исчезают: самые длинные туники едва доходили до земли, самые длинные рукава заканчивались у запястий. В конце XII века появляется вариант туники, который остается типичным на протяжении XIII века: основная часть туники и рукава вырезаны из целого полотнища, рукава сужаются снаружи от талии к узкому подолу.

Верхняя туника. К концу XII века она представляет несложную просторную верхнюю одежду с широкими рукавами, с круговым вырезом вверху. Её можно только в общем идентифицировать, в отличие от нижней туники, когда она скроена так, чтобы из-под верхней видны были рукава, горловина и подол. В торжественных случаях нижней тунике позволялось по крайней мере на 15 см выглядывать из-под её подола. Вскоре после 1200 года появляется разновидность туники, скроенная как монашеский нарамник – из одного куска, свисающего с плеч до колен; надевалась она через голову в отверстие в центре полотнища. Туника расширялась от плеч к подолу, по бокам скреплялась застежками или сшивалась. Как правило, делался разрез спереди почти до паха. Во второй четверти XIII века появляется еще одна разновидность туники, которая существует на протяжении всего столетия и отождествляется со словом гардкорп.
Это очень просторное одеяние до лодыжек или по колено, отличительная черта которого – очень широкие длинные рукава, собранные наверху где имелся короткий продольный разрез спереди, чтобы можно было высунуть руку,- тогда рукава свободно свисали вниз. Часто такую одежду носили с капюшоном. В последние 40 лет рассматриваемого нами периода возникают еще два вида верхней туники, популярные в следующем столетии.
Один представляет собой просторную блузу с глубокими проймами и короткими свисающими рукавами. Другой – гарнаш (обратите внимание на лацканы у горловины) – характерные для мужского костюма XIV века – это получившее дальнейшее развитие монашеское одеяние, в котором верхняя часть расширяется за плечами и свисает наподобие пелерины до локтей. Бока сшиты или оставлены разрезы. Там, где верхние туники не схвачены у пояса закрыты с боков, появляются вертикальные прорези (примерно с середины XIII века). Целью их было открыть доступ к кошельку и другим предметам, которые носились на поясе и скрывались верхней туникой. Примерно в последнюю треть XII века появились верхние туники, отороченные мехом, их называли пелиссонами.

Плащи. Это простые накидки, прямоугольные или полукруглые по форме. Самые короткие были чуть ниже колена, самые длинные доходили до лодыжек. Скреплялись плащи на груди или на правом плече пряжками или шнуровкой. К краям самых изысканных плащей пришивались металлические пластинки с отверстиями, через которые протягивался шнур, так что плащ можно было стянуть или ослабить. В XII веке практиковалось крепление посредством кольца, пришитого к правому верхнему углу плаща, через которое пропускался противоположный конец плаща и завязывался. Широкие круглые накидки, похожие на южноамериканские пончо – с отверстиями для головы посередине и прорезями для рук, - входят в обиход с начала XIV века.

Штаны и иже с ними. До середины XII века использовались преимущественно штаны, которые напоминали наши пижамные брюки, завязываемые скользящим шнуром. Они достигали по меньшей мере лодыжек, были скроены по ноге, плотно ее облегали от колена до низа (подобно индийским джодпурам или старомодным штанам шотландских горцев). Возможно, более плотно облегающие разновидности штанов, подобно чулкам или лосинам, оканчивались петлей, проходящей под ступней, и напоминали брюки со штрипками начала XIX века, некоторые вероятно имели ступню. Только простолюдины носили свободные, просторные штаны. Возможно, иногда они делались из тонкой ткани. И во всяком случае, в тот период штаны часто имели яркую расцветку. В качестве альтернативы облегающему крою штаны часто затягивались вокруг ноги от колена до лодыжки перекрещивающимися ремешками или разновидностью обмоток, или же тугие, облегающие штаны опускались над перевязкой до колена. Они обычно украшались каймой и орнаментом, возможно выполненной в виде подвязки.
Существует излишняя путаница в трудах, посвященных истории костюма, между брэ (штанами) и шоссами (чулками). Определим, что первые, вне зависимости от длины, всегда спускались от талии, в то время, как последние, представляли собой гетры или чулки со ступнями.

С середины XII века штаны укорачиваются от колена и с того времени становятся простым полотняным нательным бельем. Чулки, в свою очередь, превращаются в высокие выкроенные изделия из эластично материала, плотно облегающие ногу. У бедра они расширяются, и в них заправляются укороченные штаны. Вверху чулок имел клин спереди – отсюда он шнуром или ремешком крепился к поясу штанов, т.е. скользящему шнуру, что стягивал штаны у талии.
Поясной скользящий шнур для привязывания выводился на поверхность чулок. На этот шнур также можно было повесить кошелек и ключи. Во многих случаях почти невозможно понять, покрывают ли эти ранние чулки ступни целиком или только имеют ”штрипки”, как сказано выше. Впрочем, судя по всему, к последней трети XII века в обиход входят чулки со ступнями, с тонкими кожаными подошвами, которые можно носить без обуви.

Головные уборы. Скажем сразу: вплоть до конца XIV века у наших предков всеобщей была привычка ходить вне дома без головного убора и, напротив, широко был распространен обычай до достаточно позднего времени носить головные уборы в доме. Примерно во второй четверти XII века весьма редко надевают шляпы и шапки, разве что капюшоны во время путешествий.

Капюшон, начиная с последней трети XII века, - типичный головной убор Средневековья. Простой, заостренный, более ли менее свободный, оканчивающийся короткой пелериной или воротничком на плечах. Чаще воротник – закрытый со всех сторон, реже – открыт спереди и скреплен пряжкой у горла. Заостренный верх капюшона позднее удлиняется. Со второй половины XII века появляется некоторый набор шапок и колпаков. Большая часть этих головных уборов, как и наши береты, оканчиваются наверху короткой ножкой. Головной убор саксонской эпохи, напоминающий фригийский колпак, используется до начала XIII века. “Издалека заметные” шляпы (древний петаз) также носятся, особенно во время путешествий. Они имеют низкую тулью и широкие поля. Часто к ним крепится шнур, чтобы можно было забросить шляпу за спину. Поля в течение XIII века начинают периодически подниматься сзади (реже спереди). Шляпу часто носят поверх капюшона.
Наконец, мы должны упомянуть коиф – облегающую полотняную шапочку, закрывающую волосы и уши, завязывающуюся под подбородком. Её обычно надевали под другие головные уборы. Она появляется до 1200 года и используется до XIV века, после чего ее продолжают носить адвокаты. И все – таки очень часто мужчины с XI – XIII в.в. ходили с непокрытой головой, либо носили декоративную повязку или ленту на лбу.

Обувь. Большая часть башмаков и сапог была более ли менее заостренной. В IX веке башмаки доходили до лодыжки. Искусство тех времен не дает нам почти никаких свидетельств длинных загнутых носков, о которых многие авторы писали как о самых модных во времена Генриха I и Стефана Блуаского. Начиная с XII века мы часто встречаем башмаки, обрезанные над подъемом и скрепленные спереди на лодыжке пряжкой или ремешком с застежкой. Высокая обувь иногда имела разрез по бокам и спереди. В других случаях мы видим ее закрытой до лодыжек и, надо полагать, зашнурованной по бокам. Такие закрытые башмаки довольно часто украшались полосками, напоминающими о древних сандалиях. В конце XII века появляется другой тип обуви – туфли, обрезанные низко спереди и высоко у пятки.
Сапоги или высокие башмаки, доходящие до икр и зашнурованные изнутри; обычно имели цветные отвороты и были довольно распространены в XII веке, но выходят из моды в XIII веке. Примерно с 1220 года башмаки, как остальная одежда, очень просты по покрою
Волосы. Большинство норманнов, ступивших на английский берег, были коротко острижены и гладко выбриты. Усы являлись редкостью, вызывавшей толки. Отличительной чертой норманнов являлся выбритый до ушей затылок. В течение короткого промежутка времени мода сделала крутой поворот: теперь волосы и бороды отращивали как можно длиннее, их искусственно завивали и заплетали (рисунок в начале статьи). Эта тенденция сохранялась приблизительно до середины XII века. Характерная черта моды этого столетия – разделение длинных волос пробором и центральные пряди, начесанные челкой на лоб. В период 1180-1210 годов волосы носят средней длинны, как и бороду. В остальное время описываемой эпохи у мужчин модна кроткая стрижка, аналогичная столь популярной в XX веке после Первой мировой войны: длинная челка, сзади волосы обрезаны прямо или закручены в локоны, опускающиеся ниже ушей. В моде были выбритые лица, но встречались и короткие бородки с усами.

Аксессуары. Из аксессуаров наиболее важным является пояс. Во времена завоевания Англии норманнами эта деталь одежды представляла собой простой ремень, ленту или шнур, завязываемый спереди. Довольно часто пояс скрывали нависающие складки туники. Приблизительно в середине XX века пояса превращаются в украшение. В 1170-1190 годах мы встречаем узкие кушаки, завязанные спереди, со свисающими концами. Начиная с последней четверти XX века в моду входит длинный пояс, один конец которого свисает спереди. Пряжка и сам пояс богато украшены. К поясу крепился кошелек и прочие необходимые предметы. Пояс носился поверх нижней или верхней туники. Если надевались оба предмета одежды, поясом обычно стягивались нижняя туника (однако гардкорп и гарнаш никогда не стягивались на талии) Для пущей безопасности кошелек и прочее иногда привязывалось к поясу штанов, скрывалось. Надо сказать, что к концу раннего средневековья меч с гражданским платьем не носили, равно как и кинжал, так было до XIV века. Даже рыцари редко надевали оружие с повседневной одеждой. (Распространенное представление о средневековом “сэре” как о человеке, который все дни напролет проводит вооруженным до зубов, и о любом дворянине, ощетинившимся как еж, оружием, является плодом воображения, явившимся из рыцарских романов). Сюзерены или их представители в некоторых случаях – например, заседая в суде – могли пристегивать к поясу меч, но по большей части держали его в ножнах. Меч носили только в случае необходимости, но тогда его старались не выставлять напоказ. За исключениями из правила строго следили власти.

Сумки, варьирующиеся от простых мешков до чрезвычайно богато украшенных кошельков различного размера, подвешивались к поясу, или к поясному шнуру штанов, служили тем же целям, что и нынешние карманы. Ювелирные изделия (кольца, броши, пряжки и прочее) часто использовались в качестве застежек на различных предметах одежды. Знатные люди часто носили на голове покрытые узорами обручи из драгоценноых металлов.
Изредка, начиная с последней трети XII века, встречается мода на “разрезы”, то есть украшение краев одежды разрезами или зубцами. Это скорее германское поветрие и в Англии распространялось только на подолы нижней и верхней туник, да разве что еще на ворот капюшона.

Женщины.

“У королевы Испании нет ног” – эта аксиома царила в изысканном обществе в Средние века и даже позднее. В произведениях искусства того времени из-под платья женщины, имеющей хоть какие-нибудь социальные претензии, виднеются лишь кончики ее туфель. Также средневековой моде неизвестно разделение на лиф и юбку. За исключением чрезмерно широких рукавов, царивших в моде главным образом в первой половине XII века, одежда была красочной, величественной, но простой по крою.

Верхняя одежда. Аналогично нижней и верхней туникам у мужчин, в отношении женской одежды я предлагаю использовать термины киртл и сюрко. В женской одежде были приняты основные формы мужских эквивалентов, но с некоторыми модификациями. В рассматриваемый период широкое использование получили пелиссоны. Характерной чертой женской моды в период между 1125 и 1170 годами являются платья, верхняя часть которых облегала торс, а от бедер юбка складками ниспадала до земли, образуя сзади красивый шлейф.
Представляется сомнительным, чтобы в тот период существовало что-то похожее на современные корсеты, хотя существуют явные свидетельства того, что столь телесное прилегание платья к телу достигалось при помощи тугой шнуровки, главным образом по спине. Очевидно, что такие платья шились из высококачественного эластичного материала, по крайней мере, верхняя их часть, соответствующая современному лифу, похожая, пожалуй, на облегающее безрукавное джерси. Возможно, что ввиду отсутствия корсета тело под платьем было схвачено тугими повязками (почти хирургическими по характеру), которые и создавали эффект тугой шнуровки. Некоторые изображения создают впечатление очень широкого кушака, туго обвитого вокруг пояса на манер “фахи” тореро – кушака,- носимого поверх одежды. Какой бы материал не использовался, складки часто кажутся гофрированными, и заставляют вспомнить древний и ионический хитон. Этот облик характерен для первой половины XII века и контрастирует с тяжелыми “дорическими” драпировками, которые мы видим до и после этого времени и которые никогда не выходили из моды. Можно отметить еще две отличительные черты женской одежды того времени:

чрезмерное удлинение деталей одежды, которые временами представляли такую обузу, что их укорачивали, завязывая в узлы;
внезапное расширение рукавов от локтя и превращение их в непомерно длинные ленты, опускавшиеся нередко до земли. Не надо путать эти рукава с очень широкой воронкообразной формой, которая также наблюдается в рассматриваемый период и вновь появляется ближе к 1400г.

Эти модные излишества пережили середину века и исчезли до 1200 года. За исключением неизменной длины, в целом женское платье в XII веке мало отличалось от одежды мужчин. После 1300 года появляются первые намеки на декольте, а ближе к 1320 году возникает то, что вскоре станет женской robe d”apparat, парадным платьем позднего Средневековья – так называемое “платье с боковыми прорезями”. Это получившее дальнейшее развитие безрукавное “сюрко” с разрезами от плеча до бедер, - это одеяние с довольно низким вырезом, передняя часть заметно сужена и соединена с широкой спиной простыми наплечными ремешками. Боковые разрезы могли быть как квадратными, так и округлыми – такие постепенно становятся более пулярными.
Плащи. Этот предмет одежды по крою напоминал плащ, носимый мужчинами, но в большинстве случаев имел подобие шлейфа, тянущегося по земле, и почти всегда скреплялся свободно регулируемым шнуром или лентой на груди. Разновидность мужского “пончо”, но со шлейфом сзади, создает иллюзию двух раздельных предметов одежды – накидки поверх свободного сюрко,- боковые складки имеют прорези, в которые продевались руки в узких рукавах. С этим костюмом носили небольшой чепец или капюшон.

Чулки. На всем протяжении Средневековья мужчины носили штаны. Многие “достоверные истории” той эпохи упоминают этот факт. Женщины довольствовались чулками, они доходили до колена и стягивались простыми лентами или подвязками.

Головные уборы. В отношении головных уборов, скрывавших также и шею, существовало большое разнообразие, и ничто иное, за исключением может быть, причесок, так не отличало мужской и женский пол. Самым простым и самым древним головным убором является покрывало - обычный кусок полотна (обычно льняного или шерстяного), прямоугольный или выкроенный “солнцем”. Им покрывали голову так, чтобы один прямой край закрывал лоб, а остальное полотно ложилось на шею и плечи по бокам и сзади. Это самый простой способ использования, хотя концы полотна можно было, как угодно драпировать на шее или вокруг плеч. Покрывало часто удерживалось на голове обручем или лентой. По меньшей мере до второй четверти XII века знатная женщина появлялась на публике с покрытой головой. В той или иной форме платки были в моде до конца Средневековья. Примерно в середине столетия появляется барбет – широкая полотняная лента, проходящая под подбородком, концы которой завязывались на темени. Вимпл – полотняное покрывало, закрывавшее и грудь, появляется около 1190 года. Оно обрамляет лицо, прикалывается к волосам над ушами или на темени под покрывалом, обычно прячется за вырез платья. Как правило, оно прикрывает подбородок.
Около 1220 года горизонтальная повязка на висках превращается в широкую ленту из жесткого полотна, которую носили вместе с барбетом и которая по форме напоминала “таблетку” – маленькую шляпку без полей и с плоским донышком, иногда ее надевали поверх узкого чепца. Знатные женщины могли дополнять головной убор диадемой. Повязка, изначально прямая, цилиндрическая, постепенно расширяется кверху и к 1290 году расходится в стороны в виде эллипса. Как правило, ее носили без платка и прикалывали к волосам. Иногда один конец барбета проходил через “таблетку” и свисал с одного бока. Эллиптическая форма стала результатом моды на более объемные прически.
С середины XIII века волосы обычно собирались в плетеные сетки, образуя выпуклый пучок на затылке или (после 1270 года) пучки, нависающие над ушами (эта мода сохранилась и в XIV веке).

Обувь. Она практически всегда скрыта длинными одеждами женщин. Судя по всему, женская обувь не очень отличалась от мужской.

Прически. Скрытые под покрывалами в начале XII века, женские прически производили почти фурор, появившиеся у знатных дам в период между 1120 и 1150 годами. Волосы разделены посередине и уложены в два длинных хвоста, заплетенные в косы, перевязанные лентами, или заключенные в шелк и переплетенные лентой. Эти косы, длина которых зависела от моды, обычно свисали спереди и часто дополнялись накладными волосами и другими элементами, доходя до колен, а то и ниже, и оканчиваясь украшенными наконечниками. Их носили вместе с обручами и легкими покрывалами. Волосы могли свободно падать на плечи или связываться в один заплетенный хвост сзади – такова была обычная повседневная прическа того периода, главным образом, для юных девушек. С конца XII века волосы, теперь уже не скрываемые, укладывались в косы и свивались в шиньоны или венцы. С последней четверти XIII века и до конца XIV века типичной модой было укладывать косы в спиральные пучки, похожие на раковины улитки, над ушами.

Здесь более подробно с иллюстрациями.  http://www.academy.chelkon.org/?article=21

+4

22

Кошельки у них были что надо!

+3

23

Сапожки 13 век. Такие и сейчас встречаются :)
http://s42.radikal.ru/i097/0808/e4/626c9f9a5607.jpg
(реконструкция).

Кошель, реконструкция. Такие кошели делает один дядя с Тоже форума. Это я его прорекламировала :unsure: но. не нарочно.
http://s41.radikal.ru/i093/0809/fa/63eec596966bt.jpg

Отредактировано Marion (29-10-2009 15:20:59)

+3

24

.......

Отредактировано Marion (29-10-2009 15:20:42)

0

25

Marion написал(а):

Сапожки 13 век

У меня такие были! МАМА!

Marion написал(а):

Кошель, реконструкция.

Это они на себе такое таскали? Точно как в нашей рекламе про "Лотто". Девка притаскивает в аэропорт чемодан, его перед посадкой открывают, а там полно денег. Спрашивают: - Это ваш чемодан? А она отвечает: Это не чемодан, это кошелек.

0

26

milka написал(а):

У меня такие были! МАМА!

и у меня :blush: только черные.

А вот еще тапочки из музея:
http://s46.radikal.ru/i112/0809/53/03e9effba0e5t.jpg

Отредактировано Marion (04-09-2008 12:37:59)

+2

27

milka написал(а):

Это они на себе такое таскали?

Видимо да, карманов то не было у них, бедолаг. Да, у них еще сумки поясные были, вот еще что.

0

28

Marion
Интересные фотки, а не знаешь, из какого это музея?

0

29

Ой у меня красные один в один были))))))))

0

30

Vaultkeeper написал(а):

MarionИнтересные фотки, а не знаешь, из какого это музея

Спасибо, знаю. Из средневековой экспозиции, по - моему, в замке Банратти в Ирландии, я там дала ссылку на форум откуда сие взято.

Отредактировано Marion (13-01-2009 19:38:33)

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары