И во-первых:
Перед судьями должны пройти четыре играющих трубача, несущих знамёна каждого из судей, и после четырёх трубачей - четыре оруженосца, носящих гербовые накидки каждого из судей, одетых так же, как и трубачи. И после четырёх оруженосцев должен выйти герольдмейстер, объявивший турнир, один, одетый в свою гербовую накидку, с отрезом золотой парчи, бархата или тёмно-красного атласа, и поверх этого, пергаментом с гербами, как описано ранее.
А после герольдмейстера должны ехать два рыцаря из судей, бок о бок, на светлых верховых лошадях, покрытых судейскими гербовыми накидками, спускающимися до земли. Судьи должны быть одеты в длинные мантии, наилучшие, какие они могут себе позволить. А два дворянина должны ехать после них, подобным образом. И каждый судья должен сопровождаться пешим слугой, держащим уздечку коня рукой. Также каждый судья должен иметь белый шест в руке, выше его роста, который он держит прямо, как стоя, так и верхом, где бы он ни был в течение праздника, так что все могут узнать лучше, кто судьи. А за ними должна идти свита, как можно более многочисленная.
Далее следует описание входа судей.
И заметьте, что как только они прибудут, сеньор-зачинщик и сеньор-защитник должны послать своих камергеров и своих управляющих к судьям, чтобы вознаградить их тем, сколько они найдут нужным, как это более ясно показано далее. Судьи должны держать свою свиту при себе в течение праздника и если возможно, разместить всех при храме, где есть монастырь, потому что нет ничего более подходящего для изучения гербов участников турнира, как в монастыре. (Через день после того, как судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам.) И судьи должны иметь на фасаде своего постоялого двора кусок материи длиной в три руки и в две шириной, на котором нарисованы знамёна четырёх судей, установленный герольдмейстером, который объявлял праздник, а вверху материи должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей.
Здесь показан герольд, который держит четыре знамени четырёх судей.
Вечером, после того, как сеньоры, рыцари и дворяне прибыли, необходимо, чтобы все дамы и девицы, которые приехали посмотреть на праздник, собрались после ужина в большой комнате. Затем судьи должны войти туда со своими белыми шестами и играющими трубачами и помощниками герольда перед ними, а потом герольдмейстер, в том порядке и торжественности, в которых они входили в город, за исключением того, что теперь они пешие. В этой комнате они должны найти свои приготовленные места и стать возле них. Подобным образом все остальные рыцари и дворяне должны войти в этот час в залу. Затем, с позволения судей, должны начаться танцы. После того, как все протанцуют полчаса или около этого, судьи должны приказать их помощникам и герольдмейстеру подняться на галерею, где играют менестрели, чтобы объявить в следующей манере:
А именно, помощник герольда, имеющий наиболее громкий голос, должен крикнуть, сделав три больших вдоха и три большие паузы:
"СЛУШАЙТЕ ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!"
И затем герольдмейстер обязан сказать: "Высокие и могущественные принцы, герцоги, графы, бароны, сеньоры, рыцари и дворяне с оружием: я объявляю Вам от имени моих сеньоров-судей, что каждый из Вас должен принести свой шлем с навершием, который Вы намерены надеть на турнире, и Ваше знамя в полдень на постоялый двор судей, чтобы судьи в час дня, могли установить их для того, чтобы дамы пришли посмотреть на них и высказать своё мнение судьям.
А завтра для вас нет ничего другого, кроме танцев после ужина, как и сегодня." После того, как это будет объявлено, танцы должны начаться снова и длиться столько, сколько пожелают судьи. Затем должны унести вино и приправы, и каждый покидает праздник к концу первого дня.
На следующий день, в вышеозначенный час, должны принести знамёна, вымпелы и шлемы хозяев турнира в монастырь, дабы представить их судьям:
и затем все остальные знамёна и шлемы с навершиями, как описано перед этим в следующем порядке:
Во-первых, знамёна всех принцев должны быть принесены одним из их рыцарей-управляющих, а вымпелы хозяев турнира приносятся их старшими слугами или оруженосцами.
А знамёна других знаменных рыцарей - благородными господами, как им будет угодно. Шлемы принцев должны приносить их дворяне. А шлемы других знаменных рыцарей и дворян, благородными господами или честнейшими слугами.
Здесь ниже показано, как приносят знамёна и шлемы зачинщика в монастырь, чтобы принять их и разместить по двум сторонам.
Когда шлемы опознаны и выставлены на обозрение, тогда дамы и девицы могут приходить с сеньорами, рыцарями и дворянами, чтобы узнать их всех. Судьи должны провести их три или четыре раза вокруг монастыря, чтобы осмотреть шлемы. И там должен быть герольд или его помощник, который будет говорить дамам имя того человека, чей шлем перед ними. И если один из них плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда злодей будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.
И кроме жалоб дам, есть, несомненно, другие, более серьёзные проступки, худшие, чем опорочивание женщин, за которые следует наказание для тех, кто совершит их. Первый случай и самый серьёзный, когда дворянин уличён во лжи и нарушении клятвы, особенно в вопросе чести.
Второй: когда дворянин-ростовщик, и явно одалживает ради выгоды.
Третий случай, когда дворянин женится на женщине, которая ниже его по происхождению и неблагородна.
Касательно этих трёх случаев, первые два не могут быть прощены, поскольку должны строго осуждаться на турнире, и они настолько бесчестны и возмутительны, что если кого-нибудь уличают в совершении этого, то после того, как вина его будет доказана, его шлем бросают на землю.
Заметьте, если на турнир приезжает кто-либо, кто неблагороден во всех поколениях, но добродетелен, он не должен поначалу избиваться, кроме как принцами и великими сеньорами, которые, не вредя ему, должны побить его своими мечами и булавами, и это должно всегда считаться честью. Это должно означать, что поскольку он весьма добродетелен и заслужил право быть на турнире, и с этого времени никто не может порицать его за его происхождение в любом почётном месте, где он находится, на турнире или ещё где-либо. Там также он может носить новое навершие или поменять герб, если желает, и оставить их для себя и своих потомков.
Наказание для двух основных серьёзных проступка, описанных выше, следующее: А именно остальные сеньоры, рыцари и дворяне на турнире должны схватить и бить провинившегося, пока тот не согласится уступить своего коня, это всё равно, что он скажет: "Я сдаюсь." И когда он сдастся, остальные участники турнира должны приказать своим пешим и конным слугам обрезать подпругу с его седла и пронести негодяя на седле к ограде ристалища и установить его там, как будто верхового, и держать его в таком положении, чтобы он не смог слезть или незаметно удрать до самого конца турнира; а конь его дарится трубачам или менестрелям.
Наказание за третий проступок состоит в том, что провинившийся должен быть хорошо бит, пока он не согласится уступить коня, как в вышеописанном случае. Но его подпруга не срезается и он не сажается в седло на барьерах, как за два первых нарушения. Вместо этого его садят на шею коня так, чтобы он держался руками за лошадиный зад, а его булава и меч бросаются на землю, и конь отводится под уздцы к герольду или его помощнику, который отведёт его в угол ристалища и будет держать там до самого конца турнира. А если провинившийся попытается сбежать или вырваться из рук герольда, он может быть бит снова, его подпруга срезается, а его садят верхом на барьеры, как сказано выше.
В четвёртом случае, дворянин, который сказал недостойное в адрес дам или девиц, без всякой на то причины, в наказание должен быть побит другими рыцарями и дворянами на турнире до тех пор, пока он громким голосом не попросит у дам прощения, так, чтобы все могли слышать его, и не пообещает никогда больше не говорить плохого и мерзкого им.
И возвращаясь к нашей теме, когда судьи разделят шлемы и знамена по двум сторонам, каждый из слуг, кто нес шлемы и стяги на постоялый двор, с позволения судей понесёт их своим господам, в том порядке, каком нес их туда, или иным образом, если его хозяин пожелает. И в этот день больше ничего не происходит, кроме того, что после ужина, как и в прошлый вечер, будут танцы, на которые должны прийти все рыцари и дворяне. И после первого или второго танца герольдмейстер и помощники герольда должны объявить по распоряжению судей, как описано раньше, следующее: "Высокие и могущественные принцы, графы, бароны, рыцари и дворяне, чьи шлемы и знамёна, разделённые по обеим сторонам, были представлены сегодня господам судьям и дамам, стоящие под знамёнами и вымпелами высочайшего и доблестнейшего принца господина Герцога Бретонского, зачинщика, и доблестного господина Герцога Бурбонского, защитника: господа судьи желают, чтобы вы знали, что завтра в час пополудни сеньор-защитник, с одним своим вымпелом, придёт на ристалище, дабы показаться всем, сопровождаемый всеми другими рыцарями и дворянами, принявшими его сторону, на своих боевых конях, покрытых их гербовыми накидками, а сами без доспехов, но одетые как можно более богато, чтобы господа судьи могли принять их клятвы. И после того, как сеньор-зачинщик покажет себя, клятва будет принесена, а он покинет ристалище, сеньор-защитник будет делать то же самое во второй час, и точно так же принесёт клятву, и да не будет ничего дурного."
Примечания переводчика
17 Рондель (rondel) - круглый диск на рукояти булавы, защищающий руку от повреждений. "Словарь средневекового снаряжения" интерпретирует этот термин, как часть шлема.
18 Поножи - перевод слова leg harness (буквально - ножной доспех),
19 Гирлянда, бурелет, навершие-геральдические термины.
20 Кота - то же, что гербовая накидка (см. 3)
21 Наголовник (chanfron)* - элемент конского доспеха. Выполнялся из металла или кожи.
22 Нагрудник (peytrаl)* - элемент конского доспеха.
23 Хаурт (hourt) - слово, не имеющее аналогов в словаре, вероятно, элемент украшения боевого коня.