Мне очень жалко крестоносцев. В том смысле, что в климате нашей Святой земли не то что воевать в железе, просто идти - уже подвиг. Железные люди были эти крестоносцы. Пусть говорят, что они грабили и воевали, чтоб грабить, что уходили в поход, чтоб избавиться от долгов и неприятностей дома, но я просто уверена, что этого мало для того, чтобы совершить подвиги, которые совершали они. У них была вера, а иначе никак нельзя объяснить их упорство в борьбе с природными условиями, осложненные сарацинами.
Вот карта, на ней показаны разные дороги. Крестоносцы шли по морской дороге, она самая удобная и легкая, но удобство и легкость очень относительны. Даже сегодня, когда по этой старой дороге проложено удобное шоссе, если просто представить тут, под этим беспощадным солнцем, многотысячную средневековую армию, невольно восхищаешься этими и людьми и задаешь себе все тот же вопрос - КАК? Как они это сделали? Как они это делали, несмотря ни на что?
Влияние Крестовых походов на идеологию священной войны у христиан и мусульман
Изменение понятия джихада у мусульман
Говоря о влиянии Крестовых походов на две цивилизации невозможно не сказать о том, как они изменили понятие войны и убийства во имя Бога, будь то Аллах или Христос.
"Of the great world-religions, Islam is the only one which was born militant. ...... The aim of the jihad, or holy war, was to enlarge the domain of Islam until the entire globe had been subdued, but this did not imply forcible conversion: on the contrary, the Peoples of the Book (that is, nations with holy scriptures of their own) were to be assured of freedom of worship, and thus under Caliphs, Christians and Jews all enjoyed toleration".
Все это продолжалось примерно до X века, когда на территорию Малой Азии, Ближнего Востока и еще некоторых частей мусульманского мира вторглись турки-сельджуки, быстро перенявшие у арабов ислам, но сами этих же арабов и завоевавшие. Сельджуки, как и все новообращенные были ярыми защитниками своей веры и в результате понятие джихада превратилось для них в войну, направленную на уничтожение или подчинение всех неверных, будь то язычники или Народы Книги.
Как следствие, паломничество в Святую землю для христиан стало затруднено, так как участились случаи ограблений и убийств. После захвата Святой земли крестоносцами антихристианские настроения в мусульманском мире только набирали силу. "With it the spirit of holy war (jihad) shifted to the Moslem camp. It sparked a dormant pan-Islamic spirit, which materialized in counter-crusades that continued until the last Crusader was thrown out of the land". В конце концов это закончилось тем, что Саладин выбил христиан из Палестины, мотивируя это даже не отвоеванием древних территорий, но джихадом против неверных. Даже сельджуки, не очень веротерпимые по отношению к христианам не объявляли джихада "франкам" так, как это сделал Саладин. То есть можно сказать, что защита своей земли превратилась в священную войну.
Понятие священной войны у христиан и распространение крестоносного движения по Европе.
Понятие священной войны у христиан ко времени первого похода, как уже сказано в предыдущей главе, присутствовало, и более того, такая война считалась благородным делом, приближающим человека к спасению ("Если кто, отправившись туда, окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на море, или в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо наделен такой властью самим Господом" - говорил папа Урбан II на соборе в Клермоне).
Крестовые походы в Палестину привели к тому, что крестоносное движение поднялось по всей Европе, плюс ко всему во времена первых походов образовались три сильнейших духовно-рыцарских ордена: Св. Иоанна (госпитальеры), Храма (тамплиеры) и Тевтонский, которые долгие века после этого боролись во имя Бога. Крестовые походы привели к усилению реконкисты в Испании, к тому же в ней участвовали ордена, появившиеся в Святой земле. Крестоносное движение существовало и в других частях Европы.
Тевтонцы, объединенные с Орденом меченосцев полностью уничтожили пруссов, и долгое время продолжали войны с Литвой и Русью. Священной войной назвали даже четвертый Крестовый поход, направленный в общем не против мусульман, а против византийцев-христиан, а захват Константинополя в 1204 г. рассматривался чуть ли не как великий подвиг во имя Христа.
Но чем дальше, тем больше крестоносное движение приходило в упадок - все меньше людей откликались на проповеди, все меньше рыцарей стремились в Святую землю на завоевание Гроба Господня. Последние - седьмой и восьмой походы (1248 - 1254, 1269 - 1270 годы соответственно), возглавляемые Людовиком IX Святым были слишком малочисленны и потерпели неудачу. Смертью Людовика Святого в Тунисе от чумы заканчивается двухвековая история Крестовых походов в Палестину.
Влияние походов на жизнь Палестины
Мусульмане в Святой земле
Говоря о влиянии крестовых походов на жизнь Востока мы в первую очередь, естественно, говорим о влиянии на жизнь той части мусульманского мира, которая оказалась под властью крестоносцев, то есть о Святой земле и возникшем там Иерусалимском королевстве. Строго говоря и влияние на цивилизацию Запада мы будем рассматривать также в основном в рамках латинских королевств в Палестине.
Интересен факт, что крестоносцы, пришедшие в Палестину и разграбившие ее, на самом деле не очень сильно притесняли мусульман, оказавшихся у них в подчинении. В принципе, уклад жизни местного населения остался прежним, сменились только те, кому это население платило налоги. На самом деле, как ни странно это звучит, мусульмане в экономическом отношении жили даже лучше христиан, вынужденных платит кроме общих налогов еще и церковную десятину.
Даже ярый поборник Ислама и противник франков арабский путешественник Ибн Джубайр в 1184 году подметил хорошее состояние мусульман в рассказе о своем путешествии в Палестину: "Мы двинулись из Тибнина по дороге, вдоль которой тянулись фермы, где живут мусульмане, пребывающие в великом благополучии под франками - да сохранит нас Аллах от подобного искушения! Условия, навязанные им, заключаются в уступке половины посева в период жатвы, выплата поголовного налога в один динар и семь кират, и вдобавок легкий налог на фруктовые деревья. Мусульмане являются владельцами своих домов и управляют собой как сами разумеют.
Таково устройство ферм и поселений, где они обитают на франкской земле. Сердца многих мусульман исполняются соблазна осесть там, когда они видят положение своих собратьев в областях, управляемых мусульманами, ибо состояние тех весьма далеко от процветающего. К несчастью для мусульман, в странах, где правят их единоверцы, они всегда жалуются на несправедливость своих владык, но зато хвалят поведение франков, правосудием которых могут только гордиться". Это сообщение свидетельствует о том, что новые хозяева земли никоим образом не притесняли живших на ней мусульман. Их часто даже назначали на довольно значительные должности. Тот же Ибн Джубайр пишет: "Мы остановились в пригороде Акры. Управитель, ответственный за надзор, оказался мусульманином; он был назначен франками и приставлен управлять земледельцами, жившими в этом месте".
Некоторые сарацины даже становились приближенными баронов. Камерарием короля Балдуина I был сарацин, принявший Христианство. "Он был сарацином, но некогда, стремясь к благому делу, испросил крещения, причем, казалось, так истово, что сам король снизошел до него: он приказал крестить его, сам держал над купелью, и дал ему свое имя; затем же он принял его в свой дом". И этот сарацин стал одним из ближайших людей короля.
Понятно, что положение местного населения отнюдь не было бедственным, как считают некоторые советские историки, как например М.А. Заборов, пишущий, что крестоносцы были безжалостными эксплуататорами, грабящими и убивающими мусульманское население Палестины. Следовательно мы не можем говорить о неравных правах мусульман и христиан. Неравенства не могло быть по одной причине: в Иерусалимском королевстве каждого судили по тем законам, по которым он жил.
То есть спор между баронами решался с помощью ассиз (своего рода феодальных законов в латинских королевствах), а спор между мусульманами - с помощью Шариатского права и мусульманских судей - кади. Каждый народ жил по своим законам и неравенство здесь могло быть только в одном случае - в случае отношений мусульман с христианами, но и тут случаи притеснения местного населения были редки. Как мы уже видели, налоги не были слишком тяжелыми и мусульмане жили даже лучше, чем при власти своих единоверцев.
Христиане в латинских королевствах
Европейцы, осевшие в Палестине после Крестовых походов постепенно переставали быть европейцами. Они и сами понимали это. "Люди с Запада, мы превратились в жителей Востока. Вчерашний итальянец иль француз стал галилеянином или палестинцем. Житель Реймса или Шартра теперь обратился в сирийца или антиохийца. Мы позабыли свою родную страну. Здесь же один владеет домом и слугами с такой уверенностью, как будто это его наследственное право с незапамятных времен. Другой берет в жены сирийку, армянку, или даже крещеную сарацинку. Третий живет в семье местных.
Мы все говорим на нескольких языках этой земли" - пишет Фульхерий Шартрский, хронист и капеллан Балдуина I в первом походе. Из этого примера понятно, что крестоносцы не были склонны чувствовать себя чужими в захваченной ими местности. Наоборот, они старались как можно больше приблизиться к местному населению, принимая часть его культуры, а тем более быта. Вполне естественно, что живя в какой-либо стране человек принимает условия жизни этой страны - ест то же, что и ее исконные жители, похоже одевается и так далее. Это было заметно по крестоносцам, которые никогда не брезговали арабской пищей. Что уж говорить о том, что только побывав в Святой земле, европейцы узнали что такое белье. Также вполне естественно, что те из них, что впоследствии вернулись домой не хотели жить в холодных пустых замках и обустраивали их роскошно - на восточный манер. Да и мыться часто крестоносцы научились в Палестине.
Неправы историки, считающие, что крестоносцы не могли перенять арабской культуры и мотивирующие это тем, что Крестовые походы - это война, а война - разрушение, следовательно никакого восприятия культуры и науки быть не может. Они видимо забывают о том, что больше было мирных лет за время существования Иерусалимского королевства, чем лет войны. В эти то мирные годы и узнали европейцы Аристотеля и других античных гениев, правда только в арабских переводах. Те историки, которые говорят, что крестоносцы не могли перенять часть культуры потому что все были необразованными рыцарями также ошибаются. Среди принявших крест были и монахи, и священники, и даже более серьезные церковные чины. Европейцы не гнушались и арабской медицины, считая ее намного лучше своей. Это даже привело к тому, что она стала престижной и модной.
Крестовые походы позволили венецианцам и генуэзцам развить торговлю с арабским миром, а через него - с Индией и с Китаем. Среди европейских баронов стало модным покупать шелка, дамасскую сталь, специи из Индии, арабских коней - все это были предметы престижа, признаки принадлежности к высшему обществу не только в среде всех европейцев, но и в среде благородных.
Мы видим, что жизнь христиан также подверглась довольно серьезным изменениям в результате Крестовых походов, и даже те из них, кто впоследствии вернулся домой, до конца жизни сохранили привычки и знания, полученные в Святой земле.
http://wordweb.ru/2008/01/07/vlijanie-k … ov-na.html