Музыкальные инструменты Средневековой Европы
Музыкальные инструменты Средневековой Европы можно разделить на три основные группы.
Ударные инструменты. К ним относятся колокола, как простые и одиночные, так и подобранные по нотам. О колоколах упоминается еще в VI в., а начиная со второй половины IX в. они уже были распространены при церквях.
В это время колокола были двух видов — литые и кованые. Первые отливались из бронзы, реже — из смеси бронзы и серебра; вторые изготовлялись из нескольких железных листов, склепанных медными гвоздями. Форма колоколов не изменилась и по сей день, но тогда они были только небольшого размера. Такой колокол, склепанный из железных листов и называемый «Зауфанг», имеется в церкви св. Цецилии в Кельне и, судя по преданию, принадлежит к началу VII в. Он овальной формы, высотой более 15,5 дюйма и шириной у нижнего края 8,75 дюйма.
Гремушка и треугольник. Гремушка — инструмент из Египта, почти такой же, как в древности. Это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца. Треугольник — древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посредине. Гремушку сотрясали рукой, а на треугольнике играли с помощью металлической палочки.
Кроталы и тимпаны. Первые напоминали кастаньеты, тимпан — род барабана или литавры, состоит из металлического или деревянного корпуса, затянутого кожей, с прилагавшимися к нему билами. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия.
Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл — малый барабан и наккара — большой) являются такими же барабанами.
Духовые инструменты. Это флейты и трубы, изображенные на миниатюрах.
Туба и корну соответствовали военным трубам древних римлян. Туба — все прямые трубы, а корну — изогнутые, несмотря на различную форму.
Хотя «корну» означало настоящий рог, тем не менее под этим названием существовал инструмент, у которого труба была согнута в один оборот, а оба параллельные конца равной длины соединены почти посередине двойной трубочкой. Этот инструмент назывался самбука. К подобным инструментам принадлежит и пандориум, о котором мало что известно.
Струнные инструменты. Изображения свидетельствуют о слабом развитии струнных инструментов, в том числе смычковых. Струны перебирались либо непосредственно пальцами (одной рукой или обеими), либо особой палочкой — древним плектроном.
К последним принадлежала лира. По форме она была сходна с древнеримской, иногда отличалась от нее более широким корпусом, дугообразными, сходящимися на концах ручками, заменявшими горизонтальную палочку, на которую было натянуто от трех до восьми струн.
Кифара состояла из треугольной или продолговатой четырехугольной рамки, закругленной вверху, на которой было натянуто от шести до двадцати четырех струн. В рамках треугольной формы струны, находясь на одинаковом расстоянии одна от другой, направлялись от длинной стороны треугольника к вершине, где сходились на короткой поперечной палочке. В четырехугольных рамках струны шли параллельно диагонали от косой палки внутрь рамки.
Псалтерий состоял также из треугольной или продолговатой четырехугольной рамы с натянутыми внутри струнами. У четырехугольных рамок продольные стороны частью совершенно прямые, частью вогнутые внутрь, а у треугольных — две стороны рамки всегда сходятся под очень острым углом.
Струны никогда не натягивались по всей рамке, иногда даже доходили только до ее середины. По другой части рамки, находившейся вверху от поперечника, к которой прикреплены были концы струн, перекрещивались два ремня, с помощью которых натягивался инструмент. Число струн бывало не менее десяти, но иногда увеличивалось вдвое.
Ударные инструменты. Это простые колокола и колокольчики. Размер колоколов к этому времени увеличился, и они отливались теперь исключительно из бронзы; раструб колокола делался либо толще, либо тоньше, а язык то длиннее, то короче. Один колокол в Хильдесгейме, вылитый при епископе Ацелине в середине XI в., весил до 100 центнеров, а освященный в 1206 г. на Петерсберге близ Галле колокол «Петронилла» — 50 центнеров.
Колокол 1159 г., находящийся на колокольне в Сиене, имеет форму бочки, что составляет исключение из правил. У инструментов с колокольчиками их число увеличилось, и колокольчики стали постепенно подбираться по определенной шкале; человек, управлявший звоном, постепенно заменился особым механизмом, приводившим в движение молотки. Инструмент, называемый ранее цимбалум, не изменив формы, стал теперь называться флагеллум.
Из ударных инструментов бомбулюм сохранился до начала XII в., а гремушка и треугольник все время оставались в употреблении. Кроталы во Франции сперва были переименованы в маронетты, а в XIII в. получили название кликетты .
Барабаны известны с этого времени под названием тамбурин. Они немного изменились, вследствие чего для этих инструментов возникло несколько новых названий, из которых наиболее распространенными были для барабанов, в которые били рукой или только палкой, тимпан, тамбурин, табурель, а для барабанов с двумя палками — таборнум, табурцинум и пр. . Были еще барабаны: тимбалана — медный, цилиндрической формы, а также большой — бедон, с двумя доньями, и пр.
Духовые инструменты. Из них изменениям подверглись преимущественно флейты. Длина у некоторых из них увеличилась, у других уменьшилась. Соответственно размеру флейт увеличились или уменьшились число и величина звуковых отверстий, к которым стали применять изобретенные в это же время простые и двойные клапаны. Установилось более точное различие между одинарной, двойной и малой флейтой, представительницами которых были сиринкс, хорус, корнемуза, флажолет, пандориум и т. д.
Хорус, впоследствии означавший вид барабана, вплоть до конца XI в. имел форму шаровидного пузыря, снабженного на одной стороне игральной трубкой с дульцем, а на другой — звуковой трубкой в виде звериной головы.
Каламус, свирель, превратился постепенно в гобой, от которого произошли потом несколько других форм, например, фагот, образовавшийся из верхней части гобоя, ставшего длиной несколько дюймов. Корнемуза была, в сущности, тоже свирелью.
Дудки (свирельки) тоже стали разных видов, так что до XIV в. их насчитывалось около двадцати разновидностей. Почти на всех этих инструментах играли только левой рукой, а правой обычно отбивали такт на барабане или небольшом тазе.
Струнные инструменты. Лира, сохранив свою первоначальную древнеримскую форму, заметно усовершенствовалась благодаря отчасти тому, что резонатор был расширен, а отчасти из-за более рационального устройства боковых ветвей и некоторых других частей.
Одновременно с этими преобразованиями, происшедшими приблизительно в X в., древний псалтерион, как и набулюм, были заменены кифарой и настоящей арфой. Из них первая, чтобы отличаться от арфы, с которой ее часто путали, сохранила свою первоначальную форму, хотя и видоизменявшуюся у разных народностей; поэтому существовали такие названия, как кифара варварская, английская, тевтонская и пр.
То же самое можно сказать и об арфе, все изменения которой, не коснувшись первоначальной формы, заключались в увеличении или уменьшении размера, в большем или меньшем числе струн, а затем в постоянно увеличивавшейся роскоши внешней отделки, соответствовавшей вкусу времени и состоявшей чаще всего из инкрустаций и резной орнаментовки, изображающей животных.
Под хороном, или хорусом, подразумевались теперь, как и в X в., кроме упомянутого выше духового инструмента с этим же названием, еще и древняя кифара с четырьмя струнами. Органиструм до конца XII в. означал тот же самый инструмент, который носил это название еще в IX .
Монокордиумом назывался вообще всякий инструмент для игры одной рукой. Из уменьшенного и измененного органиструма образовалось впоследствии несколько видов малых ручных органов. Ко всем этим инструментам прибавились потом, но не ранее XIV в., позаимствованные из Италии и Испании лютня, цитра и пр.
Совершенно новым видом музыкальных инструментов являлись смычковые инструменты, число которых все возрастало. Возникнув на Севере, вероятно у норманнов, этот род инструментов, предшественницей которых была лира, до такой степени распространился еще в начале X века, что вскоре повсюду стали заниматься их производством. При этом до XII в. устройство их было довольно простым, но после этого времени эти инструменты стали быстро усовершенствоваться вместе с развитием музыкального искусства, а с изменением форм менялись и названия.
Органиструм по форме похож на большую гитару с двумя расположенными одно против другого круглыми звуковыми отверстиями и тремя струнами, которые, проходя по двум подставкам на нижней части доски, сходились у рукояти с колесом, значительно выступавшим за нижний край инструмента. На шейке помещались восемь подвижных кобылок, посредством которых можно было по желанию повысить или понизить тон.
Итальянская виола и германская гиге отличались от ротты меньшими размерами и способом держания во время игры. На обоих играли, как на современных скрипках, правой рукой, держа инструмент левой за шейку и прижав его к груди или плечу под подбородком .
У гиге, называвшейся также фидель, было не более трех струн, а шейка была длиннее или другой формы, в отличие от настоящей виолы (т. е. четырехгранная, закругленная или несколько изогнутая).
У виолы число струн колебалось от трех до четырех, а шейка обычно имела на конце форму фиалки . Резонатор у обоих инструментов был сначала плоский и лишь немного выпуклый, впоследствии его стали делать более конусообразным, с выпуклой задней стороной, а затем яйцеобразным и с выпуклой задней стороной, как у мандолины. На обоих этих инструментах было по два слуховых отверстия, смычки были довольно длинные, но легкие, в одну струну.
Древнейшим из смычковых инструментов был кроут, название произошло от crowht и выдает северное происхождение. Струнный набор на нем первоначально состоял из трех, потом из четырех струн, натянутых вдоль посередине инструмента. К ним впоследствии прибавились еще две струны, расходившиеся с другими у верхнего конца инструмента, все они выходили из деревянного брусочка клинообразной формы.
В верхней части инструмента по обеим сторонам были проделаны продолговато-прямоугольные отверстия достаточной величины, чтобы играющий, просунув в них левую руку, мог перебирать струны. На другом конце, который во время игры упирался в ногу выше колена, находились по обеим сторонам по одному отверстию, или отдушине, между которыми помещалась кобылка, по которой проходили струны. Смычок для этого инструмента был короткий, значительно согнутый, с одной натянутой металлической или жиловой струной.
До XII в., но не позднее его начала, кроут был окончательно вытеснен происшедшей от него роттой, или кроттой. Таким образом, ротта, на которой играли не только смычком, но и пальцами, составляла как бы сочетание древнего кроута и старинной лиры. В связи с двойственностью этого инструмента ему придали форму продолговато-овального ящика (резонатора), выпуклого снизу наподобие мандолины, и сохранили свойственные кроуту проемы для руки. Число струн было от двух до шести.
Такая форма оставалась у инструмента до XIII в.. Этот вид ротты бывал разной величины, иногда походил на гитару, иногда на длинную виолончель с длинной или короткой шейкой и тремя-четырьмя струнами из жил, натянутыми по кобылке .
Когда на нем играли, игравший левой рукой обхватывал инструмент вверху у шейки и, в зависимости от величины, упирал его либо в бок, либо в бедро; иногда он держал инструмент между ногами, как виолончель. Левой рукой он брал тон, а правой играл с помощью длинного и крепкого смычка.
См. также "Музыка в Древнем Риме"
Г. Вейс. Пламенеющая готика. Европейское Средневековье.
http://geige2007.narod.ru/History/Gotika.htm
Отредактировано анабель (08-02-2009 22:00:51)