Однако ни одно из пособий того времени не дает советов, как стать сексуально привлекательнее. Неприятный запах изо рта от подпорченных зубов и от давно немытого тела, редкая смена белья были нормой. Это вовсе не мешало сексуальным развлечениям. Было замечено, что даже женщины высшего общества, у которых существовало больше возможностей соблюдать личную гигиену, игнорировали необходимость заботиться о своем теле. Часто половая жизнь прерывалась из-за гинекологических и венерических заболеваний, инфекций мужчин и женщин. Литература предостерегала от излишней активности. 80-летняя Эвелин писала, что "слишком частые объятия портят зрение, ухудшают память, вызывают подагру, параличи, бессилие, изнеживают плоть и укорачивают жизнь". Дефо добавлял к этому списку "испорченность и другие отвратительные пороки характера".
Высокая смертность населения, поздние браки и ранняя кончина делали долгий союз маловероятным. Многие связи были скоротечны. Судя по продолжительности жизни, мужчина и женщина могли наслаждаться браком в течение 17-20 лет. 50 процентов супружеских пар не достигали даже такого результата. Немногие родители доживали до свадеб своих детей. Каждый четвертый брак оказывался повторным для одного или обоих партнеров. В петиции к палате общин Лондона вдовы заявляли: "Те из нас, кто имел хороших мужей, собираются повторить свой успех; а те, которым попались плохие, собираются попытать счастья еще раз и теперь уже не прогадать".
Официально освобождением от уз супружества признавалась смерть мужа или жены. Развод короля не повлиял на протестантских реформаторов и остался единственным подобным прецедентом. Новой ступенью свободы личности стала возможность выбирать самому себе пару, что означало ожидание сильных эмоций от брака, а также большее разочарование в случае ошибки. Неизбежно начали происходить размолвки между супругами, а женщины не стеснялись протестовать, когда с ними поступали не по-джентльменски. Несмотря на это, легального развода добиться было сложно, насколько бы ни отвратительно вел себя муж. Разводом назывались раздельная постель и пропитание, но без разрешения выходить замуж снова. Во многих делах, слушавшихся в церковных судах, присутствовали факты измены. Женщина могла обвинить в адюльтере своего мужа, если имела конкретные основания для этого. В обществе, где женщина воспитывалась как низшее, подчиненное мужчине существо, такие основания не всегда находились. Все грязные подробности скандала выставлялись перед судом на всеобщее рассмотрение. Каждая сторона пыталась представить себя в качестве невинной овечки, однако именно на женщине лежала задача убедить мужчин-судей в виновности супруга. Здесь, как нигде больше, ей приходилось играть роль пассивной жертвы, так как малейшие признаки настойчивости могли привести суд к выводу, что она сама спровоцировала поведение мужа.
Свидетели были жизненно необходимы в таких случаях. В основном ими становились домашние слуги, которые, казалось, проводили все свое время в подглядывании в замочные скважины и подслушивании под дверью. Ни один муж не мог завести роман или побить жену без их ведома. Даже простыни, которые стирала прислуга (хотя и не часто), могли служить доказательством измены. Слуг можно было позвать на помощь, если рукоприкладство мужа переходило все границы. В доме Саммерсов, например, где Джон часто поколачивал свою жену Элизабет, слуга Самуэль Пикард "сладко спал, когда прибежал подмастерье Джона, поднял его и, сказав, что хозяин убивает хозяйку, повлек за собой". Судя по судебным делам, мужчины иногда пытались подкупить слуг, как сделал Джон Чемберс, "желавший скрыть оскорбления, которые он наносил своей жене". К сожалению, многие были рады дать ложные показания за денежное вознаграждение.
Кроме судебной системы, дававшей больше прав мужчинам, было много других сложностей, делавших развод кошмаром для женщин, у которых не было (или было слишком мало) собственных денег, а процесс становился делом крайне дорогостоящим. Его стоимость - 20 шиллингов. Это двухлетний заработок лондонского рабочего и десятилетний - работавшей женщины. Таким образом, развод был привилегией высшего общества и среднего класса с неплохим доходом. Если жена была в состоянии оплатить процесс, она могла подать в суд заявление на материальную помощь от бывшего супруга, которую ей и предоставляли, если доказывалась ее невиновность. Также стороны могли договориться о расставании между собой и подкрепить это оформлением соглашения у нотариуса, в этом случае женщина тоже получала материальную поддержку. Однако эти деньги очень скоро кончались, а их сумма часто оказывалась неправильно подсчитанной: "Хотя Кристиан утверждает, будто Элизабет в состоянии зарабатывать себе на жизнь, она настолько обессилена и больна из-за побоев мужа, что не может шить; удары по голове испортили ей зрение. Она, скорее всего, не проживет долго без хорошей поддержки".
Законы об адюльтере не были на стороне женщин. Мужчины за измену не наказывались никак, но для женщин предусматривались тяжелые последствия за любовную связь в браке либо после распада семьи. Денежные выплаты тотчас же заканчивались при малейшем подозрении в измене. Разведенная женщина приговаривалась к жизни в изоляции. Хуже того, она теряла своих детей, которых воспитывал отец, потому что они принадлежали ему так же, как и жена, во всяком случае, пока вырастут. Супруга не имела права видеться с собственным ребенком, даже если отец был признан виновной стороной на суде. Естественно, надо было пережить муки ада, чтобы решиться пойти на развод, но, как ни странно, все больше женщин предпринимали подобные шаги, что можно рассматривать как знак роста сознания собственных прав. Некоторые женщины просто уходили из дома. Газеты были усеяны сообщениями о бегствах супруг и отказами со стороны мужей выплачивать их долги: "Элизабет Стефенсон, жена Джоржа Стефенсона из Фолкен-корт, сбежала от мужа и затем наделала долги с целью разрушить состояние супруга. Джорж Стефенсон публично заявляет, что ни под каким предлогом погашать эти задолженности не намерен". После свадьбы даже "движимое имущество" или предметы домашнего обихода жены становились собственностью мужа. Она владела только "личными принадлежностями", другими словами, своей одеждой. Так что Изабелла Гудьер проявила некоторую отвагу, скрывшись с собственностью мужа: "Изабелла Гудьер, дочь Ричарда Клиффе и жена Аарона Гудьера, купца, 18 месяцев назад покинула кров мужа, забрав товаров на 200 фунтов. Аарон и несколько его знакомых упрашивали Изабеллу вернуться, гарантировав достойный прием и приличное содержание по средствам Гудьера, но она отказалась. Убедительная просьба к купцам и другим людям, как-либо связанным с этой профессией, не иметь никаких дел с вышеназванной Изабеллой, не одалживать ей денег и не продавать товаров. Подобные Действия будут наказываться в соответствии с законом конфискацией кредита, данного миссис Гудьер".
Женщина, сбежавшая от супруга, практически объявлялась вне закона. Муж мог принудить бедняжку вернуться и привлечь к ответственности людей, давших ей убежище. Он имел право насильно привезти жену домой, запереть в комнате или заключить в сумасшедший дом. Она оставалась под "опекой" мужа и страдала от своей недееспособности. Женщина не заключала контрактов, не получала кредит, не продавала и не покупала собственность. Если ей все же удавалось заработать деньги, ничто не могло помешать мужу отобрать их у нее. Собственность жены после свадьбы уже перешла к супругу, сбежав же, она теряла и ту часть наследства, которую должна была получить, став вдовой.
Для неотягощенных богатством мужчин не представляло труда бросить свою вторую половину и создать семью с кем-то еще: "Джон Комбс оставил свою жену и поселился с другой женщиной, Элизабет Гвин, около Спитлфилдской ярмарки. Двое приятелей Джона из пивной "Два пивовара" всерьез считали их мужем и женой: "Они пили до 2 часов утра, а затем Джон ложился в постель к Элизабет, которую объявил своей супругой".
Исчезнуть из семьи и никогда больше не появиться мужчине было несложно. Отряд вербовщиков во флот и армию мог взять его по желанию или насильно. Для некоторых военная служба была замечательной альтернативой браку.
Если мужчина не возвращался через семь лет, женщине позволялось снова выйти замуж. Но при этом возникали финансовые сложности. Имея возможность повторного замужества, многие среди бедных набожных женщин оставались одинокими и надеялись на помощь прихода. В перенаселенном Лондоне приходы испытывали денежные трудности и потому прикладывали неимоверные усилия по поиску и поимке ветреных мужей, заставляя их затем выполнять свои финансовые обязательства.
Женщины, вышедшие замуж тайно и не имевшие возможности доказать законность брака, сталкивались с большими трудностями при попытке получить от мужа средства на содержание. Филипс Чэмболт жалуется на своего "жестокого мужа, оставившего ее и ребенка без единого пенса". Когда она обратилась за помощью к свекрови, та выгнала ее вон.
В качестве последнего способа расторжения брака бедняки могли прибегнуть к публичному саморазводу, продаже супруги, заранее обговоренной сторонами. Точно так же, как при продаже скота, муж "надевает поводок на шею супруги и ведет ее на ярмарку, где в ходе аукциона продает, как если бы она была мерином или молочной коровой". Обычно муж и человек, пожелавший купить его жену, договаривались о снятии с уже бывшего супруга всяких обязательств. Женщина могла стоить сколько угодно - от нескольких пенсов до 5 гиней. Как и при любой сделке, некоторая часть денег отдавалась рыночному клерку. Эта продажа позволяла снова вступить в брак каждому из бывших супругов. Незачем говорить, что все это считалось нелегальным с точки зрения и светского, и церковного суда, а также порицалось в прессе.
Существовала интересная альтернатива развода. По странному стечению обстоятельств в государстве, где развод был запрещен, можно было заполучить его по специальному акту парламента, который позволял разойтись законно и с правом заключения повторного брака. Такая возможность предоставлялась богатым и власть имущим, чьи жены, не исполнив долг по произведению на свет наследника огромного состояния, завели романы на стороне.
И все же в привилегированных слоях общества узы брака представлялись вечными. Поэтому молодые мужчины не хотели прощаться с холостяцкой жизнью. Мужчин и так было меньше, чем женщин, да еще женились они с неохотой. В то время как политик и экономист Вильям Петти предупреждал об угасании человеческого рода, женщины беспокоились из-за личной неустроенности. Стародевичество стало новым социальным феноменом и вызвало общественную обеспокоенность. Брак считался сделкой, девственность - ценным товаром, следовательно, старые девы всего-навсего удерживали свое сокровище, никому его не продавая.
Вопрос стоял настолько серьезно, что родилась петиция, подписанная тремя тысячами незамужних девушек. "Нет нужды напоминать, с каким презрением сейчас относятся к браку, - начинается она, - каждый отвратительный писака города считает своим долгом создать кошмарный пасквиль на эту тему; женитьба выставляется напоказ в суде, высмеивается в театре, все это делается настолько часто, что о данном предмете больше ничего не хочется знать".
Юноши из высшего и среднего класса пугались расходов на свадьбу и супружеских обязательств. Они чувствовали "отвращение к воплям детей и необходимости качать их колыбельки, но прекрасно чувствовали себя в кафе у Вильса, где весь день напролет могли слушать диспуты о политике людей, не имеющих никакого отношения к этому вопросу, - говорится в обращении. - Молодые люди пугаются даже мыслей о шпильках, акушерках, няньках и других вещах, сопутствующих супружеству, они говорят, что им не по карману иметь супругу, не принимая во внимание свои еженедельные расходы на случайных любовниц, а этих денег было бы более чем достаточно для содержания жены и полдюжины детей".
Брачный рынок стал настолько оживленным, что некоторые отцы намеренно не допускали на него своих дочерей, не имея возможности или желания обеспечить им приданое (сумма постоянно возрастала). G другой стороны, незамужняя девушка оказывалась тяжелым бременем для семьи. Она даже могла стать прислугой в доме родни. Все это приводило к тому, что женское образование теперь больше нацеливалось на обучение ловле мужей, чем способам заработать на жизнь.
Только деньги могли обеспечить девушке замужество, и никогда это не было выражено так, как в 1700 г., когда женщины не имели права распоряжаться собой. У них было также две соперницы - вино и падшие женщины. "Стыд и позор. Даже молодые мужчины хватаются за бутылку. Они не думают ни о чем, кроме стакана, а если вдруг вино вдохновит их на "подвиги", на следующей же улице эти пьяницы найдут то, что удовлетворит их аппетит. Это приводит к еще одной проблеме: невыносимому количеству любовниц, которые отвращают мужчин от законных уз брака. Пока все это поощряется и допускается, добродетельная женщина никогда не будет цениться, а супружество - процветать".
Быстро осознав свою выгоду, правительство ввело налог (1 шиллинг в год) для холостяков и вдовцов старше 21 года.
В английском языке и сексуальной практике появился термин "старая дева" в его традиционном значении, мастурбация стала считаться новым опасным пороком. Этому вопросу был посвящен трактат-бестселлер "Онанизм, или Ужасный грех саморазрушения", вышедший в 1710 г.
Таким образом, проявлявшееся со стороны женщин чувство независимости, повышавшиеся цены на заключение брака, процветавшая проституция и т. д. женитьбу не делали чем-то привлекательным и желаемым. Если, конечно, она не выступала в качестве незаконного обряда, совершавшегося в тени собора Святого Павла.
По материалам книги
Морин Уоллер "Лондон. 1700 год"
Смоленск: Русич, 2003