"Это просто праздник какой-то!!!" (с) Карабас Барабас
Премьеры ещё нет (по крайней мере, для широкого зрителя), а разгромная рецензия уже есть. [взломанный сайт] [взломанный сайт] [взломанный сайт]
Практически по всем пунктам я склонна с автором согласиться. Итак.
18.01.2022 г.
Оценка: 5 из 10
Премьера первой главы в фэнтези-саге по романам Веры Камши состоится на видеосервисе Кинопоиск 20 января 2022 года. Режиссёр: Евгений Невский. В ролях: Юрий Чурсин, Юлия Хлынина, Кирилл Зайцев, Андрей Смоляков, Сергей Гилев, Павел Крайнов, Денис Нурулин, Валентина Ляпина и другие.
Эпичное захватывающее фэнтези российского производства на основе популярного литературного цикла. Наша попытка ответить «Игре престолов», «Ведьмаку», «Гарри Поттеру» и «Властелину колец». Согласитесь, от такого заголовка у любого зрителя, необязательно фаната столь эскапического жанра, от любопытства закружилась б голова. Такой проект мы все очень ждём и когда-нибудь всё же надеемся получить, а пока же на малые экраны выходит амбициозная «Этерна» производства «Кинопоиска», экранизация долгоиграющей саги Веры Камши «Отблески Этерны», состоящей уже из 16 книг (и это, по всей видимости, ещё не конец!).
История разворачивается в мире, напоминающем Европу 17 века, где намешены все классические атрибуты псевдоисторического фэнтези: рыцарские дуэли, политические интриги, борьба за трон, древние пророчества про возвращение короля, то есть про очередного избранного, множество персонажей со странными именами, разнообразные локации и, конечно же, щепотка магии (в последующих частях её, вероятно, будет больше).
Основных героев, за которых цепляется повествование «Первой части», трое – все мужского пола. Первый – белокурый и смазливый Альдо Ракан (Анар Халилов), тот самый пресловутый избранный из пророчества, внешне сильно напоминающий Тимоти Шаламе, ещё одного избранного из пророчества, но уже в другом крайне популярном в 2021-м году фэнтези. Альдо этот классический Король Артур, парнишка в изгнании, который собирается отвоевать принадлежащий ему по наследству (он королевских кровей) трон у злых и коварных узурпаторов. Помогать в этом ему будет старший, более опытный товарищ Робер Эпинэ (Павел Крайнов), у которого за плечами своя глубокая драма: он тоже наследник в бегах, ещё и всех его родственников убил черноволосый непобедимый воин Рокэ Алва (Юрий Чурсин), который в первом фильме только томно хмурится во флэшбеках и на заднем плане.
Третий основной персонаж – юноша по имени Ричард Окделл (Денис Нурулин), у которого вся сюжетная линия похожа на эпизод из «Кадетства». Его отправляют в училище для дворян, где ему приходится несладко, а всё потому что его отца, которого убил на дуэли как раз хмурый Рокэ Алва, все считают предателем. Где-то на периферии разворачивается история пока что единственного, более-менее самостоятельного женского персонажа – девушки по имени Мэллит (Валентина Ляпина), которая, возможно, в дальнейшем станет тем самым окошком в мир магии, хотя пока кажется лишь не больше, чем обязательным любовным интересом для избранного, т.е. Альдо Ракана.
Открывается первая часть батальной сценой, произошедшей за пять лет до основных событий фильма. Именно там Робер потерпел сокрушительное поражение, именно там Ричард потерял отца. Само сражение поставлено хоть и с ощутимо большим количеством статистов, но при этом как-то совершенно топорно. Вряд ли кто-то ожидал открывающую сцену уровня «Храброго сердца», но тем не менее – поединок отдаёт скорее театральной военной реконструкцией на выездных гастролях, нежели зрелищем, от которого дух захватывает. И если в движениях есть какой-то смысл, но вот в совершенно безалаберном монтаже отыскать оный не получится при всём желании.
Однако зрелищность в фэнтези всё же дело второе, главное – грамотное, интуитивное построение мира, цель которого завлечь зрителя в него с головой, понятно рассказать о его устройстве и, если уж совсем повезёт, моментально заставить в него влюбиться. У «Этерны» с этим большие, большие проблемы. Начальная анимированная заставка с помощью графики как в «Игре престолов» и закадрового голоса как в «Чёрной пантере» за две минуты пытается рассказать многовековую историю мира и весь его основной лор, при этом постоянно обсыпая зрителя заковыристыми именами, титулами, графствами и так далее. Вроде всё наглядно, но без ста грамм не разобрать.
Дальше – хуже. Начинается обильный неймдроппинг: ещё больше имён и названий снежным комом придавливают неподготовленного зрителя, уже к 15 минуте исписавшего целый лист А4 именами, кто и как с друг другом связан. Когда некоторые герои начинают говорить о себе в третьем лице, вообще хочется вскрыться. Кажется, вот-вот и персонажи начнут говорить на понятном тебе языке, но нет, они продолжают буквально в каждом предложении заваливать терминологией своего мира, окончательно лишая зрителя возможности услышать связную человеческую речь (всё это, вдобавок, под не замолкающий однотипно пафосный саундтрек!). Для тех, кто не знаком с первоисточником, остаётся только один способ ухватиться за тонкую ниточку повествования: постоянно ставить на паузу и сверяться со специально подготовленными и достаточно удобными гидами по вселенной и персонажам «Этерны» от Кинопоиска. Но и такая свистопляска может очень скоро надоесть.
Неестественность данной экранизации не заканчивается на своих максимально далёких от человеческой речи диалогах. Взять хотя бы дружескую сцену фехтования под открытым небом: до ужаса компьютерный фон, словно это растянутые до формата 4К обои из видеоигры Assassin’s Creed II, искусственное освещение – всё это моментально режет глаз. Во многом из-за такой визуально-художественной фальши (неопытность и неумение работать с масштабным материалом режиссёра Евгения Невского дают о себе знать) и чрезмерно пафосного сценария не удаётся проникнуться ни одним из представленных персонажей. Кроме того, за масками фэнтезийных «архетипов» не получается разглядеть малоизвестных талантливых актёров в главных ролях, которые вязнут в общей безжизненности происходящего.
Безусловно, в «Этерне» проглядывается большая и сложная история, и в погоне именно за ней создатели упустили кое-что очень важное для зарождения любой крупной фэнтезийной франшизы – и это даже не кинематографичность, которой здесь, к сожалению, даже не пахнет. В «Этерне», её первой части, по крайне мере, напрочь отсутствует душа. Мы не берём в расчёт крупные кинотеатральные саги вроде «Властелина колец» или «Гарри Поттера», к которым большая любовь возникала ещё до того, как основные приключения начались. Возьмём хотя бы те же самые «Престолы», которые сам Кинопоиск почему-то берёт в основные референсы. При всей запутанности сюжетных линий и холодном повествовании там как минимум присутствовал один харизматичный и яркий персонаж (Питер Динклейдж), с которым зритель мог бы установить эмпатийную связь. Здесь же единственное, к чему ты вряд ли останешься безразличным – это причёска Сергея Гилева.
Наконец, непонятно для какой аудитории «Этерна» снята. Начальная сцена ожесточённого сражения с редкими всплесками крови намекала, что нас ждёт взрослое фэнтези с закрученными политическими интригами. Но оставшийся час фильма представляет собой вариацию обычного подросткового сказочного сюжета, не затрагивающего особо сложных и оригинальных концепций, без каких-либо актуальных подтекстов и с крайне безобидным экшеном. То есть целевая аудитория 12+, которую, впрочем, вряд ли привлечёт столь агрессивный ворлдбилдинг, и она без доли сомнений выключит «Этерну» после очередной бессмысленной фразы по типу «Мэллит станет полезной гоганам и телу Копиоху» (правописание может быть некорректным, ибо даже после десятикратного прослушивания понять, что в данном случае говорят персонажи, нереально). В итоге, и взрослые, и дети обязательно сблизятся за просмотром «Этерны» на общей почве: им будет одинаково скучно.
Остаётся надеяться, что неминуемая вторая часть «Этерны» преобразится до неузнаваемости. По первой же части нам остаётся судить, что перед нами – утомительная и бездушная экранизация фэнтезийного цикла, которая зациклена исключительно сама на себе.
(с) Вадим Богданов, InterMedia
#отблескиэтерны, #рокэ, #алва, #сериал, #кэртианскиекошмары, #чурсиналва, #фэнтези, #экранизация, #веракамша, #тёткачалва, #юрийчурсин, #этерна, #чалва, #отзывы, #рецензии, #премьера, #кино