Место и роль женщины в средневековом западном обществе.
Касаясь общей оценки отношения к женщине христианской доктрины, необходимо подчеркнуть его двойственность и противоречивость.
С одной стороны, по сравнению с античными представлениями происходит определенная апология женской природы — не случайно среди приверженцев раннего христианства было так много женщин. Но в то же время во многих аспектах христианство способствовало усилению женоненавистничества.
Точка зрения церкви, озвученная и монахами, и высшим духовенством, заключалась в том, что женщина – это орудие дьявола, главный соблазн и вечное искушение, а потому должна считаться существом низшим по сравнению с мужчиной.
Влияние на это оказала трактовка двух эпизодов из библейской истории — о сотворении человека и о грехопадении.
Те, кто выдвигал версии о женском несовершенистве в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях,приводили в пример повествования о сотворении человека: во-первых, женщина создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра; во-вторых, в рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу (Это, кстати, послужило основанием для того, чтобы впоследствии поставить вопрос: является ли женщина вообще человеком; он серьезно обсуждался на одном из церковных соборов в IV веке)
Образ Евы стал образом-символом — женщина как таковая сравнивались и даже отождествлялась с прародительницей; в богословских сочинениях, в светской литературе постоянно встречалось такое собирательное обозначение женского пола, как «Евино семя», «Евино племя».
Каждая женщина вслед за Евой обвинялась в гордыне, легкомыслии, невоздержанности, неразумии. И каждая женщина несла ответственность за первородный грех.
Поэт XI века Марбод Реннский, опираясь на библейскую традицию, объявлял женщину «самым опасным силком», заявляя, что женщины завистливы, легкомысленны, жадны, а также прожорливы и охочи до вина, суетливы и болтливы, похотливы. Женщина – «сладкое зло», и она управляет миром.
Фома Аквинский (1225—1274) в произведении "Должен ли человек любить свою мать больше, чем отца?",пишет,что отец есть более совершенное начало, чем мать,следовательно, отца следует любить больше.
Интересен тот факт, что с развитием культа Девы Марии укрепился идеалистический взгляд на женщину.
Параллельно с благоговейным отношением к Богородице развилась, и идея превосходства женского начала над мужским.
Один средневековый автор весьма недвусмысленно заявляет:
«Женщине следует отдать предпочтение перед мужчиной во всем, а именно: в материале, потому что Адам был сделан из глины, а Ева – из ребра Адама; по месту, потому что Адам был сотворен вне рая, а Ева – внутри его; в зачатии, потому что женщина родила Бога, а мужчина не мог этого сделать; в явлении, потому что Христос после воскрешения явился именно женщине. «
Почитание Марии, «новой Евы», особенно распространяется с XI века. В 1140 году был введён праздник непорочного зачатия Марии.
Многие богословы, в том числе Бернар Клервосский (1090-1153г.), выступали против подобного культа Марии, но народное почитание богородицы нарастало неудержимо.
Удивительное явление Средних веков – культ прекрасной Дамы, который был тесно связан с распространением культа Девы Марии.
Это было совершенно светское изобретение. Считается, что его родина – юг Франции, - регион более древний и тонкой культуры, чем север.
Он воспевает сладостное блаженство и эротическое томление.
Прославление Дамы сердца распространяется при многих блестящих дворах Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII века).
Так, Петр Ломбардский (нач. XII-в, — 1164)в своих рассуждениях избирал то положение,мужчина должен знать, что женщину следует поместить рядом с собой, как своего товарища, и что связь между ними основана на любви.
Хумберт Романский (монах-доминиканец) в своей проповеди «Ко всем женщинам» (XIII в.), утверждает, что женщина по природе превосходит мужчину своим происхождением, благородством и, наконец, она превосходит мужчину по славе.
Какой представляли себе добродетельную женщину?
Средневековая система семи смертных грехов имела отношение и к мужчине, и к женщине (каждый человек должен был держать ответ перед Богом за проявление гордыни, жадности, похоти, гнева, чревоугодия, зависти, уныния). Что же касается добродетелей, то женщине предъявлялись как общие, так и специфические требования.
Женщине особенно рекомендовалось воспитывать в себе такие общехристианские добродетели, как благочестие, благоразумие и воздержанность.
Женщина должна быть благочестивой, религиозной, постоянно жить в страхе Божьем и, если она грамотна, читать религиозную литературу.
Не случайно в средневековой литературе особой похвалы удостаивались женщины, ушедшие в монастырь, - те, кто предпочёл умереть для мира и жить для Бога. Но и вне монастырских стен женщина могла проявить истинную веру и благочестие, ведя аскетический образ жизни.
Благоразумие женщины может и должно проявляться при управлении Домом.
Скажем, в источниках часто можно встретить сюжет о том, как какая-либо женщина управляла домом с величайшим благоразумием.
Особое значение придавалось соблюдению женщиной умеренности, воздержанности.
В педагогических трактатах подчеркивается, что девочку необходимо воспитывать таким образом, чтобы воздержанность и умеренность сквозили в каждом её жесте, слове, во внешнем виде. Интересен тот факт, что только для женщины скромность и молчаливость выделялись в особые и очень важные добродетели.
Одним из препятствий, мешавших достижению девушкой истинной скромности и стыдливости, считалось использование косметики и украшений.
Тема осуждения женского "украшательства" была популярна еще в раннем христианстве.
Тертуллиан (один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов), например, посвятил целый трактат "О женском убранстве" обличению женщин, пытающихся при помощи всевозможных ухищрений исказить свой облик, поправить то, что создано Богом, а также открыть путь для искушения мужчины - и то и другое страшный грех - грех тщеславия.
Проповедник Этьен де Бурбон с сочувствием рассказывает, как в одной деревне священник учит молодежь, чтобы та, когда в приходе появляется накрашенная женщина, кричала ей вслед: "Изыди, рыжая с ядовитой шкурой" — и бросала в нее отбросы.
Однако существовала и другая, более спокойная оценка женского украшательства.
Гуарино полагал, что роскошь и украшения не всегда сопутствуют порокам. Вредным может быть не использование косметики, а лишь злоупотребление ею.
Другое проявление воздержанности — молчаливость.
Молчаливость считалась добродетелью и для муж¬чины, но от женщины она требовалась в значительно большей степени.
Еще в сочинениях Аристотеля описано это качество в идеале женщины: "Убором женщины молчание служит".
Беды, проистекающие из чрезмерной женской болтливости, — постоянный сюжет городской литературы.
Верность мужу — еще одно требуемое от женщины качество. Особой похвалы удостаивались вдовы, которые воздерживались от вступления в повторный брак; помимо верности покойному супругу, они олицетворяли еще одну важнейшую христианскую добродетель — постоянство.
В трудах, где речь шла о подготовке девочки к семейной жизни, особо отмечается добродетель трудолюбия — жена должна быть всегда занята делом и обладать соответствующими умениями и навыками. Добродетель смирения включала в себя также требуемые от хозяйки дома послушание мужу, мягкость, терпеливость, чтобы она могла нести мир семью.
Средневековый стиль мышления предполагал, чтобы каждую добродетель олицетворяла определенная святая.
Воплощением же идеала женщины, обладающей всеми добродетелями, была Дева Мария.
Таковы были требования, предъявлявшиеся средневековым обществом женщине.
О браке и разводах
К XII веку утверждается взгляд на брак как на таинство. Церковь трактовала семью, как вечную и нерушимую ячейку.
Но вместе с тем она ставила целомудрие выше семейной жизни. Церковь видела смысл и суть брака, прежде всего в продолжение рода человеческого.
Половая страсть казалась крупнейшему богослову XIII века Фоме Аквинскому греховной, прежде всего потому, что она уводила человека от истинной любви – любви к богу, брак, следовательно, имел оправдание только ради создания нового поколения.
Применение любых противозачаточных средств осуждалось как волшебство и подчас приравнивалось к смертному греху человекоубийства.
Если женщина была замужем, то ее интересы представлял уже ее муж.Муж отстаивал интересы жены в деревне на собра¬нии сельских земельных собственников.
Без его разрешения женщина не могла обратиться с иском в суд и возбудить уголовный процесс (за исключением тех случаев, когда женщины занимались торговлей или ремеслом самостоятельно и дело касалось их трудового занятия).
Женщина, которая принесла в брак землю в качестве приданого, полностью передавала своему мужу права на управление ею.
Заметим, что, не имея прав мужчины, женщина не имела и его обязанностей в публичной сфере. Налоговые платежи за замужнюю горожанку или крестьянку платил муж (люди из знати, как известно, освобождалась от налогов вовсе); женщина не несла ответственности за все сопряженные с землевладением службы; муж отвечал за долги жены и за ее недостойное поведение.
Препятствием для вступления в брак являлось родство, кровное или духовное.
Нормы, запрещающие браки родственников, появились достаточно рано; уже в 506 году любая степень родства провозглашалась помехой для брака.
В конце VI века папа Григорий VII уточнил, что этот запрет ограничивается седьмой степенью родства. В брак запрещалось также вступать родственникам по покойным супругам и лицам, находящимся в духовном родстве (браки с крестными).
В результате соблюдения правил родства, найти супругу монарху было не так уж легко; это затруднение, кстати, было одной из причин женитьбы французского короля Генриха I в 1051 году на Анне Ярославне из далекого Киева.
Те, кто имел какие-либо препятствия для церковного брака, нередко вступали в тайные браки, особый расцвет которых приходится на XIII—XIV века.
Такие браки церковь, как правило, узаконивала после нескольких лет супружества — обычно, когда у четы уже появлялись дети.
Особенно распространенными тайные браки были среди крестьянства, которое дол¬го адаптировалось к церковному закону.
Отвергая страсть, церковь, естественно, не признавала развод. Однако на практике разводы постоянно имели место.
Расторжению подлежал брак, заключённый с нарушением церковных установлений, ведь в таком случае он не мог считаться таинством.
Церковь могла по ряду оснований аннулировать брак, т.е. признать его юридически недействительным.
До XII века женщина, смерть супруга которой была установлена, также могла выйти замуж повторно. Она имела право сочетаться браком и в том случае, если её муж находился в плену, и не было надежды на его возвращение (однако если пленник все-таки возвращался, то жена, состоявшая в повторном браке, была обязана вернуться к первому мужу).
В светском законодательстве список оснований для развода был шире, хотя условия развода неоднократно менялись.
По законодательству императора Константина (VI век) муж имел право развестись в случае прелюбодеяния жены, занятия ею проституцией или чародейством; жена же – если муж совершил убийство, осквернил могилу или прибегал к колдовству.
Жена не имела права требовать развода на том основании, что муж ей изменял, пил или играл.
Придерживаясь в целом политики запрещения разводов, церковь допускала вместо них некий вариант – разделение мужа и жены.
Иногда это разделение состояло просто в раздельном проживании, иногда оно включало и раздел собственности, причем разделённые пары не имели права, потом соединяться вновь. Основаниями для такого разделения могли служить обнаружения после заключения брака факта родства, пьянства жены, жестокость мужа, проматывание мужем совместной собственности.
Разделение считалось возможным, если один из супругов заболел проказой, или стал еретиком. Иногда оно допускалось в случае импотенции мужа, бесплодия жены или отказа одного из супругов тот сексуальных отношений. Характерно, что церковь обычно не настаивала на разделении в случае супружеской неверности: мистический духовный союз не мог быть расторгнут этим обстоятельством.
Женщина в средневековом суде.
По средневековому праву женщина не могла быть присяжной и выступать свидетелем в суде, даже если затрагивались ее непосредственные интересы.
Так, французский юрист Бомануар (XIII в.) настаивал на том, что показания женщины неприемлемы, если они не будут подкреплены другими свидетельствами; ни один мужчина не может быть приговорен к смерти или к телесному наказанию на основании ее показаний.
Но в реальной практике суды нередко не следо¬вали этим предписаниям. Во Франции свидетельство женщины в суде признавалось при наличии других свидетелей.
В Англии женщин слушали в судах в случаях, когда жертвами являлись их ближайшие родственники.
Женщины обычно давали показания в случае насилия — и не только как жертвы, но и как свидетели.
В Париже существовало даже специальное учреждение, институт "добрых жен", состоявший из нескольких добропорядочных замужних женщин, которые представ¬ляли в суде интересы беременных или изнаси¬лованных женщин. Были и случаи, когда суд мог принимать показания посторонних женщин; напри¬мер, повитуха свидетельствовала о том, кто из близне¬цов родился первым, — это могло иметь принципи¬альное значение в делах о праве наследования.
Суровое наказание предусматривалось за насилие против женщины.
Вместе с тем в средневековых судебных отчетах рефреном проходит следующий мотив: женщина обвиняет мужчину в мнимом насилии лишь с целью принудить его жениться. Поэтому судебные инструкции требовали тщательно разбираться в каждом случае.
Учитывая также, что женщине необходимо было заявление свидетелей для иска по и делу о насилии, что жертвами его становились, как правило, самые беззащитные категории женщин (служанки, крестьянки), что, согласно представлениям того времени, если женщина в результате соития забеременела, то она испытала удовольствие, а, следовательно, нельзя было говорить о насилии.
Одинокая и замужняя женщины в уголовном законодательстве обладали одинаковым статусом; различие между ними заключалось лишь в том, что первая могла подать иск самостоятельно, в то время как за пострадавшую замужнюю женщину это должен был сделать ее супруг.
Ещё определённее позиции властей и населения по отношению к случаям изнасилования.
Несмотря на то, что судебные иски по таким казусам из-за боязни огласки предъявлялись пострадавшим лишь изредка, число соответствующих судебных дел во Франции – особенно после 40-х годов XV века – было весьма велико.
«В Дижоне в 1436-1486 гг. в среднем каждый второй мужчина в возрасте от 18 до 24 лет хоть раз участвовал в изнасиловании.
Среди участников насилия преобладали холостяки. В 80% случаев изнасилования бывали групповыми и совершались обычно ночью.
Под предлогом сторожевого «обхода» или без всякого предлога участники насилия врывались в дом, где находилась одинокая женщина, вдова или оставшаяся одна на время отлучения мужа молодая женщина. Иногда насилия совершались в присутствии запуганных родичей жертвы.
Сами жертвы чаще всего принадлежали к низшим (или средним) слоям общества.
В судах очень строго преследовались насилия. Страшнее была угроза мести со стороны родственников опозоренной женщины».
http://www.proza.ru/2009/08/01/72
Отредактировано иннета (25-04-2011 03:11:59)