Вот найден пункт из Устава,касающийся возраста орденцев.
Конкретно не сказано в каком возрасте мальчику было позволено вступить в орден, но всё же...
LXII. Хотя наставления святых отцов предполагают приобщение детей к монашеской жизни, однако мы не позволяем вам брать на себя подобное бремя, но тот, кто великодушно желает ввести собственного сына или родственника в ряды военного монашеского братства, пусть воспитывает его, пока тот не достигнет возраста, когда сможет с оружием в руках доблестно изгонять врагов Христовых из Святой земли. Тогда, в соответствии с нашим уставом, пусть отец или родители приведут его к братьям и пусть он открыто перед всеми заявит о своем желании. Ибо лучше не приносить обет в детстве, иначе впоследствии, став взрослым, человек может полностью отречься от него
ПРАВОСУДИЕ ДОМА
[глава из книги М. Мелвиль «История Ордена тамплиеров» Melville Marion. La Vie des Templiers. Paris: Gallimard ]
Можно говорить о важном значении, придаваемом уставу — "закон суров, но это закон", — и на абсолютно феодальном уважении обычаев Дома.
Братья воспитаны в школе, в сущности, более военной, чем монастырской. Недисциплинированность могла стать фатальной для нерадивых, оттого и повиновение усилено чувством постоянной опасности, неведомым мирным монастырям.
Апелляционные процессы по наиболее серьезным дисциплинарным нарушениям велись в генеральных капитулах ордена,также капитулах еженедельных, проводимых в каждом командорстве или повсюду, где находится не менее четырех братьев (капитула -общее собрание членов монашеского или духовно-рыцарского ордена)
Правосудием Дома не предусматривается различий между рыцарями и сержантами.
Среди "Установлений" обнаруживаются приговоры, вынесенные против братьев-ремесленников, подчиненных той же дисциплине, что и рыцари.
Порой, если обстоятельства проступка нам неизвестны, невозможно определить ранг осужденного.
Еженедельные капитулы в основном собираются по воскресеньям после мессы, в большом зале или в часовне.
Прегрешения у тамплиеров бывали самые различные: неисполнение приказов командора, рассеянность во время церковных служб, сбивчивость при подсчете молитв «Отче наш» относительно количества, предписанного Уставом, проявление необоснованного гнева на одного из братии или беспричинное впадение в гнев и пр.
Часто случалось, что, вследствие снисходительности к самому себе или просто по забывчивости, какой-нибудь брат забывал упомянуть об одном из своих проступков.
Тогда ему могли напомнить его грех.
Когда тамплиер узнает, "что его брат совершил или же сказал то, что не должен", он может отозвать его в сторону и сказать ему в присутствии двух или трех своих соратников:
"Дорогой брат, вспомните об этом и повинитесь на первом капитуле, где вы будете <...>"
И говорят достойные мужи, что достаточно сказано <...> когда ему говорят: "Вспомните об этом".
В Средние века не испытывали ни малейшего отвращения к доносу.
Изобличение виновного брата являлось долгом во всех монастырских уставах, но, как следует из "Установлений", самым прекрасным делом было бы не приступать к публичному изобличению без одного или двух предупреждений, ожидая добровольного покаяния.
Судебный кодекс ордена Храма содержит семь видов наказаний, вплоть до отстранения от должности и изгнания из ордена.
"Первое дело — потерять Дом, от чего храни, Боже, каждого"
То есть, изгнание из ордена безвозвратно.
Виновный должен "идти спасать свою душу в более строгий орден", предпочтительно к цистерцианцам, если последние пожелают его принять.
"Второе — потерять свое одеяние"
Это наказание может налагаться на продолжительное время, но не более года и одного дня.
Плащ у кающегося снимают на капитуле, затем он должен облачиться вновь в одежду без красного креста, жить в доме духовного лица, есть на земле и трудиться вместе с рабами, пока не войдет в милость.
"Третье — когда оставляют одеяние во имя Бога"
По исключительной милости в случае, который мог бы повлечь потерю одеяния, налагают менее бесчестящее наказание.
Тот, кто подвергся этому, должен поститься три раза в неделю, "пока Бог и братья не проявят милосердия и не оставят его однажды" есть на земле "на полах своего плаща, и вести осла или выполнять какую-нибудь другую службу из наиболее грязных служб Дома, то есть мыть миски на кухне, чистить чеснок и лук или разводить огонь <...> и носить свой плащ очень туго завязанным, и ходить, сколь возможно, смиренно".
Если он рыцарь или сержант монастыря, он передает своих лошадей и доспехи на хранение одному из собратьев.
Четвертое наказание изначально заключалось в двух днях поста в неделю , но потом, "из-за многочисленности некоторых дурных братьев", прибавили третий день поста в течение первой недели, — "в день, когда он совершил проступок".
Виновный должен был есть на земле и числиться в принуждаемых к одной из неприятных и унизительных домашних работ. Однако, если у него добрая репутация, возможно позволить ему заниматься своими лошадьми и снаряжением или продолжать выполнять свои обязанности, если он брат-ремесленник.
Пятое наказание представляло собой два дня поста в неделю;
Шестое — один день без неприятной работы.
Последнее, седьмое, — налагаемое за малейшую провинность, — пост одну пятницу
Обвиняемый может еще быть отослан к брату-капеллану — если проступок рассматривается как грех, а не как нарушение устава, — или отдален (отослан из командорства к орденским властям), чтобы быть судимым генеральным капитулом, магистром или командором Провинции. Наконец, если он оправдан, то "отпускается с миром".
Самое тяжкое последствие серьезного проступка — невозможность виновному подниматься в звании и нести знамя в бою.
Процессы обычных капитулов
Всякое покаяние сопровождается бичеванием, которое налагает капитул, за исключением случаев ранения или болезни.
В соответствии с уставом это наказание принимается добровольно как искупление.
В "Установлениях" очень мало наказаний за сексуальные проступки: имеется в виду только изнасилование, которое следует судить более сурово, и случаи содомии. Составитель не задерживается на них; он много сильнее озабочен опасностью, которую представляют для тамплиеров драки и интриги.
Ибо рыцари питают страсть к политике: к соперничеству внутри своей общины; к феодальной политике ордена и к международной политике на европейской арене.
Самое суровое наказание — потеря Дома, или исключение из ордена — налагается в десяти определенных случаях: за симонию, за раскрытие секретов капитула, за убийство христианина, за мелкую кражу (в самых разных значениях), за недозволенный выход из замка или запертого дома, за заговор, за предательство, ересь, содомию и за бегство с поля боя.
И ежели брат совершит поступок, за который он отныне должен покинуть Дом, то, покуда его не отпустили <...> он должен явиться голым, только в штанах, с ремнем на шее, на капитул к своим братьям; <...>и после магистр должен выдать ему отпускную грамоту, чтобы он отправился спасаться в другое, более сгрогое сообщество <...>
Как кара за убийство, в "Установлениях" приводится в пример брат Парис и два других тамплиера, которые убили христианских купцов в Антиохии.
Их судили пред монастырем и присудили к бичеванию, проведя через Антиохию, Триполи и Тир, провозглашая: "Смотрите, вот правосудие, которое чинит Дом этим дурным людям". Затем их бросили на вечное заточение в темницу Замка Паломника, где они и умерли. [Regle. § 554. ]
Орден Храма наказывал потерей Дома за мелкую кражу, которую понимают разнообразно: выйти из замка или запертого дома ночью или днем иначе, чем через дверь; украсть ключи или сделать второй ключ; утаить от своего командора имущество Дома стоимостью в три денье и более; запустить руку в котомку к другому.
К мелкой краже отнесли также случай, происшедший с одним дезертиром.
Он может вернуться в Дом, если он унес только вещи, в которые сам одет, а главное, — ушел без вооружения или доспехов.
Если он носит плащ ордена с красным крестом, то должен возвратить его после первой ночи, или его будут считать навсегда исключенным из ордена Храма.
Ибо дурные братья, оставлявшие Дом и увозившие оттуда одежду, носили ее в тавернах и борделях, и в плохих местах, отдавали в залог и продавали ее дурным людям, отчего Дому был великий стыд и великое бесчестье, и великий скандал <...>
Тамплиеры тщательно следят за всем имуществом Дома, которое находится в их руках. Орден может быть богат, но он не приемлет расточительности.
"Установления" его полны частных подробностей жизни. Вот пара примеров:
Однажды, когда монастырь находился в укреплении Казаль Брахим, рыцари совершали прогулку по берегу реки.
"Один из братьев взял свою палицу и бросил ее вослед птице, которая была на берегу реки; палица упала в реку и была потеряна. Ему оставили одежду Бога ради".
В Монпелье другой рыцарь разбил меч, пробуя качество закалки металла. Он отправился по эту сторону моря (в Палестину) взывать о милосердии за случившееся. Капитул осудил его на потерю одеяния, потом его ему оставили Бога ради. [Idem. § 605.].
Командоры часто ответственны за самое разное добро, доверенное их попечению.
Богатый сеньор с Кипра просил поухаживать в конюшнях Дома ордена Храма за своей больной лошадью.
"И когда она выздоровела, на ней поскакал командор и поднял зайца, и бросился за ним, а лошадь упала и покалечилась, и от этой раны издохла".
Командор ездил взывать о прощении в Акру, "и потерял свое одеяние, а некоторые говорили, что его можно было бы заковать в кандалы за столь великий ущерб". [Idem. § 606.].
http://www.templar.globalfolio.net/orde … ontent.htm