SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Король Артур и рыцари Круглого стола

Сообщений 31 страница 45 из 45

31

иннета написал(а):

Почему не надо?

Потому что Шамбала находится в другой части света. Значительно дальше, чем Италия. И идея эта возникла значительно позже - лет на тыщу с лишним. Поэтому шамбалические версии к артуровскому циклу имеют отношение не больше, чем современный фэнтезийный роман (иной роман ещё поближе будет). А у меня так и вовсе на них аллергия. Как услышу про Шамбалу, куда собраны все великие учителя человечества, так сразу представляю казарму, куда на радость сочинителю силой согнали всех, кто при жизни и слыхом о неё не слыхал. :crazyfun:

0

32

У себя на сайте про Коннери разместила несколько статей о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола (Шон Коннери, как известно, играл короля Артура в фильме "Первый рыцарь"). Кому интересно, могут зайти почитать:
Король Артур. Возвращение короля
Легенды о короле Артуре в театре и кино
Король Артур. Герои легенды
Фильмы о короле Артуре. Фильмография.
О фильме "Первый рыцарь"

Отредактировано сэр Бормоглот (25-08-2013 15:33:39)

+2

33

Наверное, все же сюда.
Автора, к сожалению, не знаю. Из сети.

Практическое руководство к действию

Как стать артурианской дамой 

Подтипы артурианских дам
- Собственно дамы (королевы, герцогини, жены рыцарей)
- Дамозели, или полудамы (младшие сестры, свита королевы, посланницы, незамужние)
- Чародейки

С кого артурианской даме нужно брать пример
- Леди Нимуэ – мало того, что она заставила влюбиться в себя Мерлина, за что стала знаменитой; она то и дело устраивает рыцарям Круглого стола смертельные ловушки, объясняя это желанием испытать их доблесть и добродетели и несмотря на это, продолжает считаться Очень Хорошей Дамой.
Взять на заметку: умение поставить себя в обществе и талант появляться вовремя в нужных местах.
- Волшебница леди Рагнелл (Зеленая Дама) – единственная женщина, которая заставила плакать Гавейна. Во время брачной ночи. И не от счастья. Кстати, то, что она сумела женить на себе этого закоренелого холостяка, тоже заслуга.
Взять на заметку: умение обращаться с мужчинами и независимый характер.
- Фея Моргана
Взять на заметку: копировать всё, что удастся.

Основные занятия артурианской дамы:
- Ждать своего (можно чужого, лишь бы был) рыцаря из очередного приключения.
Справка: приключением считается отсутствие по месту прописки минимум в течение года, имеющим своим оправданием войну, поиск Зверя Рыкающего, поездку ко двору короля Артура или похищение феями.
- Сидеть в осажденном Черным/Красным/Голубым рыцарем замке и ждать помощи.
Справка: состояние осады не препятствует другим жителям замка покидать его и возвращаться по мере надобности, а так же не запрещает хозяйке замка время от времени пригласить осаждающего рыцаря на рюмку кагора.
- Пускать на ночлег всех проезжающих мимо рыцарей.
Справка: конечно, это накладно – поить и кормить каждого рыцаря, особенно если вы живете вблизи трасс их обычной миграции, но – «положение обязывает». Кстати, совершенно не имеет значения, хочет ли рыцарь ночевать у вас в замке. Лучше вообще не спрашивать его, а устроить засаду, захватить в плен и привезти в гости силой. Рыцарь потом сам скажет вам спасибо за заботы, внимание и выстиранные подштанники – если ваши воины случайно не убьют его в процессе приглашения в гости, что не исключено.
- Приезжать ко двору короля Артура с претензиями и возможностью помочь рыцарям (число коих варьируется от одного до бесконечности) найти приключение на свое забрало.
Справка: претензии должны быть чисто женскими. Пример не-претензии: ограбление, убийство, изнасилование, поджог, невыплата алиментов. Пример претензии: поиски потерянной белой собачки, охота на золоторогого оленя, обида на провозглашенную Королевой красоты соперницу.
- Посещать все турниры и вдохновлять своим видом на победу.
Справка: рискованно для самооценки – если ваш рыцарь проигрывает, в рейтинге красавиц вы автоматически опускаетесь до нижних пунктов. Пытаться играть наверняка не стоит – чемпионы Ланселот и Тристан уже заняты, а Гавейн легко может поменять за турнир до десяти дам.
- Жить в заколдованном месте и сбивать с пути истинного мимо проезжающих рыцарей.
Справка: очень женское занятие – требует от дамы только посылать рыцарей на разные буквы и направления, прося невозможного, притом не объясняя зачем. Чем абсурднее будет поручение, тем охотнее рыцари будут его исполнять. Среди заданий очень популярны просьбы насмерть сразиться с рыцарем в черных доспехах и опущенным на лицо забралом, который ждет под калиновым кустом и, говоря начистоту, никого не трогает, но надо же с ним кому-то биться – такая в этих местах традиция. Когда ваш боец обнаруживает, что в течение трех часов кряду кромсал и рубил неузнанного им в чужих доспехах родного (допускается двоюродного) брата, следует сделать невинные глаза и пообещать устроить красивые похороны. Дамы, стремящиеся прослыть оригиналками, используют другой прием – поручают привезти из Гибельной часовни кусочек савана лежащего там мертвеца. В этом случае очень важно забыть предупредить, что Гибельная часовня – проклятое место и оттуда еще никто не возвращался.
- Спать в самых неподходящих для этого местах.
Справка: глухая чаща леса или лужайка перед замком рыцаря, пользующегося крайне дурной репутацией, считаются классическими вариантами отдыха. Кроме того, опытные дамы рекомендуют разбить шатер на маршруте очередного приключения Гавейна – будет о чем рассказать маме, подругам (в перспективе – мужу и внукам).
- Умирать по вине рыцарей, тем самым обеспечивая им пожизненный запас комплексов.
Справка: очень благотворно действует на рыцарей, заставляя их задуматься о вечном и годами искупать ошибку. Зачастую это единственный способ быстро и качественно сделать из посредственного рыцаря могучего и благородного воина Круглого стола – стараясь избавиться от искусственно привитыми ему вашей гибелью комплексов, рыцарь стремится стать высокоморальным и безупречным. Запомните: в этом деле важно угадать момент. К примеру, вовремя подвернуться под меч разозленного рыцаря (можно – разозленного вами же). Еще неплохо сесть у колодца и поджидать, когда мимо проедет очередной искатель приключений – завидев его, надо громко пригрозить, что либо он возьмет вас с собой, либо вы утопитесь. Вы работаете из результата 50Х50 – либо придется прыгать, либо ехать.

Внимание! Только для дамозелей!
- Ездить с рыцарями на поиски приключений.
Справка: способов навязать себя рыцарю в процессе приключения немного, но все они надежны. Первое: приехать к королю Артуру и попросить дать вам в помощь рыцаря (повод – нужно снять с дерева вашего любимого котенка). Второе: присоединиться к рыцарю по дороге, когда он (разумеется, случайно) встретит вас одну в лесу. Третье: после того, как рыцарь побывал у вас в гостях, отправиться вслед за ним из большой любви… к приключениям (на заметку – предлог, что вы желаете найти святой Грааль, заставит любого рыцаря умилиться и лично подсадить вас в седло). Четвертое: быть спасенной вашим избранником от козней злого рыцаря (но сначала вам придется найти такого рыцаря и уговорить его участвовать в этом деле; к сожалению, в последнее время наученные горьким опытом злые рыцари стали очень пугливы).
- Посадить любимого рыцаря в тюрьму.
Справка: как только вы выберете рыцаря, которого на этой неделе решили полюбить, немедленно (вы не одна такая умная) заманивайте его в ловушку, надежнее – если с помощью колдовства, снотворного или другой дамы. Не забудьте приготовить для него помещение – как показывает практика, идеально подходит самый сырой и заброшенный подвал вашего замка; предварительно очистите его от крыс и привидений, если не хотите замучить возлюбленного до смерти. Как только рыцарь попадет в ваше подземелье и поймет, насколько крутой зигзаг совершила его судьба (обычно на это нужно всего пять или шесть дней), явитесь перед ним с подносом еды и кувшином вина. Абсолютно излишним было бы надевать парадное платье, которое может испачкаться в ужасных подземельях, - рыцарь, перед которым поставят долгожданный обед, не заметит, будь вы даже голой. Как только рыцарь утолит голод (и будет готов воспринимать окружающее адекватно), предлагайте ему свободу – в обмен на венчание. Иногда они упрямятся и не соглашаются с первого раза, но постепенное уменьшение рациона и полная изоляция от простых физических радостей творят чудеса, и если вам не надоест первой, его сердце будет вашим всего через каких-нибудь полгода.
- Предлагать каждому встреченному рыцарю обвенчаться.
Справка: некоторые, представьте себе, соглашаются.
- Домогаться сэра Ланселота Озерного.
Справка: это в правилах хорошего тона. Если вы не вздыхаете по Ланселоту, вы – не настоящая дамозель. Даже если он вам совсем не нравится, переборите себя. В конце концов, ответные чувства вам не угрожают, так что смело можете кокетничать и писать записки с сердечками.

На кого из рыцарей артурианской даме не следует обращать внимания
- Король Артур (думает только о своем королевстве)
- Ланселот Озерный (думает только о королеве Гиневре)
- Тристан из Лионессе (думает только о королеве Изольде)
- Гавейн (вообще не думает)
- Персиваль (думает только о святом Граале)
- Галахад (думает, что он Избранный)
- Мордред (думает, что ему все можно)

+5

34

lady Aurum написал(а):

На кого из рыцарей артурианской даме не следует обращать внимания
- Король Артур (думает только о своем королевстве)
- Ланселот Озерный (думает только о королеве Гиневре)
- Тристан из Лионессе (думает только о королеве Изольде)
- Гавейн (вообще не думает)
- Персиваль (думает только о святом Граале)
- Галахад (думает, что он Избранный)
- Мордред (думает, что ему все можно)

Обратите внимание - в этом списке нет рыцаря, который думает только о... своей жене/невесте. :) Интересно, это случайно, или такова артурианская система?

0

35

Княгиня, думаю, не случайно. В трактовке де Труа тому же самому Эреку, например, все вокруг ставят в укор, что он после свадьбы посвящает время только супруге и выпадает из рыцарского геройства. И вовсю шушукаются за спиной у счастливого молодожена о том, насколько это не комильфо. 
И к тому же геройство должно быть сопряжено с трудностями и препятствиями. А какие же трудности, если жена или невеста и так уже твоя?  ;)

0

36

Княгиня написал(а):

в этом списке нет рыцаря, который думает только о... своей жене/невесте.

Ну так поэтому дамам и не советуют обращать на них внимания!

0

37

Король Артур. Метаморфозы и некоторые цифры

http://s11.radikal.ru/i183/1007/54/f14c1fcc7f7d.jpg

Предположительно Артур правил бриттами с конца V века и до начала VI века, а последний его поединок с Мордредом по разным оценкам приходится на 537 г. или 542 г. В это время римляне уже покидали Британию, унося с собой относительно спокойные времена.
Теперь оборона против варваров целиком легла на плечи самих бриттов, но получалось у них не очень хорошо по причине междоусобной вражды.

В 826 году монах из Уэльса Ненниус в своем труде "История бриттов" впервые упоминает воина Артура, который вместе "королями бриттов" возглавлял борьбу против варваров. Ненниус перечисляет 12 побед в которых этот воин одержал победу.

В 976 году появляется валлийская хронология "Кембрийские анналы", в которой упоминается приходящаяся на 537 год битва при Кампланне и погибшие в ней Артур и некий Мердрот (напрашивается аналогия с Мордредом).

Через 150 лет статус Артура начинает постепенно повышаться.

http://s06.radikal.ru/i179/1007/26/91bcb9325ddd.jpg

В 1125 году монах Уильям из Малмсбери уже называет Артура рыцарем и опорой "своей раздираемой на части родины", ну и наконец, около 1136 года  Гальфрид Монмутский упоминает об Артуре как о короле.
Произошло это в "Истории королей Британии" - описании деяний британских правителей со времен римского владычества.
Кроме этого "повышения" Гальфрид расцветил скудные свидетельства об Артуре красочными деталями, заимствованными из фольклора, кельтской, скандинавской мифологии и немного из библейской истории. Так появился волшебник Мерлин, история с похищенной Гвиневрой и предательство Мордреда.
Можно сказать, что по настоящему артуриана родилась именно в это время и начала обрастать подробностями.

http://s08.radikal.ru/i181/1007/e6/49febc5aa61b.jpg

В 1155 году сочинение Гальфрида ушло в "заграничную печать" . ^^
Англо-нормандский священник Уэйс перевел его на французский язык, сделав из исторического повествования рыцарский роман, а к 1200 году англо-саксонский монах Лайамон сделал Артура свирепым и властным правителем. При этом у обеих авторов упоминается про Круглый Стол.

Превращение короля Артура в образчик рыцарства, вероятно, произошло благодаря Кретьену де Труа, творившему между 1160 и 1180 годами.
В начале следующего столетия (после 1200 года) легенда об Артуре послужила основой для эпических германских произведений Вольфганга фон Эшенбаха ("Персифаль") и Готфрида фон Штрассбурга ("Тристан").

http://i047.radikal.ru/1007/ae/9dbe8cd98b60.gif

В 1485 году выходит сочинение сэра Томаса Мэлори "Смерть Артура".
Обработав материалы ранних источников, Мэлори сделал из них последовательное повествование, в котором представлены все ключевые фигуры и события артурианы.
С этого момента легенда о благородном короле обрела большую популярность и послужила источником для вдохновения других поэтов, начиная с Эдмунда Спенсера и его сочинения "Волшебная королева" (1590-1596) до "Королевских идиллий" лорда Теннисона (1859-1885).
Сочиненная уже в XX веке версия легенды "Бывший и будущий король" Т. Г. Уайта легла в основу сценической постановки и киномюзикла "Камелот".

http://i052.radikal.ru/1007/b9/e6d52e6d9d4d.jpg

Инцест с Морганой возможно был придуман во французских версиях начала 13 века.
Причем трудно разобраться кто же была соблазненная сестра, то ли Моргана, то ли Моргауза (которую ассоциируют еще и с Анной).
Инцест происходил по незнанию родства или даже силовым воздействием (вот вам и благородный король).
Но у Гальфрида Монмутского упоминаются только дети Морганы, и Мордред в их числе как племянник.
У Мелори есть такой эпизод (Моргана приехала шпионить ко двору Артура и, как водится, начала с его постели)

"  А король Артур после отъезда королей Бана и Борса приехал в город
Кардиоид. И прибыла к нему туда супруга короля Лота Оркнейского будто бы с
вестями, но на самом деле была она послана доглядывать за двором Артуровым.
И прибыла она в богатых одеждах, сопровождаемая четырьмя своими сыновьями:
Гавейном, Гахерисом, Агравейном и Гаретом - и многими рыцарями и дамами, ибо
была она собой весьма прекрасна.
И потому король воспылал к ней великой любовью и возжелал ее. На том
согласились они, и зачала она от него сэра Мордреда. Приходились же она
Артуру сестрой со стороны матери его Игрейны. Она прожила там один месяц, а затем наконец уехала.
А королю привиделся чудесный сон, вселивший в него великий страх."
("В поисках короля Артура")
http://yociti.ucoz.ru/publ/velikie_tajn … /8-1-0-236
http://www.diary.ru/~kxena/p117157052.htm#more1

Отредактировано иннета (17-12-2010 03:48:23)

+2

38

В Англии нашли Круглый стол короля Артура

http://s41.radikal.ru/i092/1008/de/dd157b1a2aaa.jpg

Раскопки в римском амфитеатре в Честере. Фото с сайта chester.gov.uk

        Так называемый Круглый стол короля Артура располагался в амфитеатре города Честер в графстве Чешир на западе Англии. Как пишет The Daily Telegraph, к такому выводу пришел британский историк Кристофер Гидлоу (Christopher Gidlow) после обнаружения в честерском амфитеатре святилища христианских мучеников.
          Самым ранним свидетельством о жизни Артура, короля бриттов, отражавшего нападения завоевателей-саксов, считается сообщение его современника, монаха VI века Гильды Премудрого, позже причисленного к лику святых. У Гильды Круглый стол в Камелоте описан не как собственно стол, а, скорее, как большое помещение, где собирались за раз больше тысячи человек, причем знатнейшие рассаживались в середине в круг. Гильда также упоминает, что в этом помещении находилось святилище мучеников.
         Археологические исследования амфитеатра (гладиаторской арены) в Честере показали, что в эпоху саксонского завоевания Англии (VI век) это древнее сооружение было переделано в крепость. После того как археологи обнаружили внутри святилище, соответствующее описанию Гильды, именно честерский амфитеатр стал главным "претендентом" на признание легендарным Круглым столом, а Честер, соответственно, Камелотом.
            Честер (латинское название - Дева) был основан римским II Вспомогательным легионом во второй половине I века нашей эры как опорная военная база в землях кельтского племени корнубиев. Амфитеатр был построен тогда же, а затем дважды (в конце I и в конце III века) перестроен ХХ Победоносным Валериевым легионом.
           В начале V века римские войска были отозваны из Британии ради защиты от варваров рейнской границы империи, и на островах началась кровопролитная война между бриттами (романизированными кельтами, христианами) и пришлыми саксами (германцами-язычниками). Король Артур был, по-видимому, одним из вождей бриттов. Легенды о его доблести и благочестии, пользующиеся большой популярностью уже в Средние века, были собраны в XIV веке Томасом Мэлори в цикл романов "Смерть Артура", издание которого Уильямом Кэкстоном в 1485 году стало одной из первых английских печатных книг.

Источник

+6

39

Мальчик и Мантия
(перевод К. Лукьяненко, отрывок баллады)

В Карлайле жил король Артур,
Великий повелитель,
А Круглый стол в его дворце –
Всем рыцарям обитель.

Он Рождество справлял тогда,
И каждый веселился,
И странный мальчик перед ним
В тот день тогда явился.

Камзол и мантия на нем,
Браслет надет к браслету,
И столько всякого добра,
Что счету даже нету.

А пояс шелковый его
Хорош был, прямо диво,
И мальчик этот короля
Приветствовал учтиво:

«Господь тебя благослови,
Король на славном пире,
И королеве мой поклон
Прекрасной Гиневире,

Прошу, послушайте меня,
Мир пьяный и тверезый,
Солома прелая порой
Казаться может розой».

Он из-за пазухи потом
Достал ивовый прутик,
А так же мантию извлек,
Волшебную по сути.

«Возьми, возьми, король Артур,
И рассуди без гнева,
И пусть же мантию сейчас
Накинет королева.

У этой мантии секрет:
Она лишь ту украсит,
Что не грешна, а всех иных
Отправит восвояси».

И первой леди Гиневир,
Прельщенная новинкой,
Решила мантию надеть
И повернуться спинкой.

Но стала мантия длиннеть,
Затем короче стала,
Потом пожухла на плечах,
Как будто от пожара.

То зеленеет, то потом
Краснеет словно маки.
«Позор! — сказал Артур тогда. —
Твоя мне верность — враки».

Швырнув изменчивый покров,
В немом порыве гнева,
С позором бросилась бежать
В покои королева.

Как проклинала там она
Ткачей волшебной ткани,
И чтобы тот, кто ткань принес,
Погиб без покаяний.

«Уж лучше мне в пустыне жить,
Где ветви в полог свиты,
Чем быть посмешищем сейчас
У короля и свиты».

Сэр Кай позвал свою жену,
Веля ей встать поближе,
Сказал затем: «Коль неверна,
То буду я обижен».

Но, вызывающе смеясь, —
«Раз дело, значит, дело» —
Она у мальчика из рук
Покров взяла тот смело.

Лишь только мантия взвилась
Над ней в движении скором,
Как сразу голая спина
Людским открылась взорам.

Смеялся весь Артуров двор,
И рыцари глумились:
«Когда такое увидать
Еще, скажи на милость?»

Стояла бледная как смерть —
Как пережить такое?
Решила спрятаться она
Во внутренних покоях.

Затем уже не молодой
Шагнул навстречу рыцарь,
Решил он дамою своей
Пред всеми похвалиться.

«Всегда, в любое Рождество,
Ты за столом желанен,
Дай только в мантии твоей
Покрасоваться даме».

Казалась дама та святой,
Но все же робкой тенью
Нырнула в мантию она
Со страхом и смятеньем.

Лишь миг та мантия была
Прекрасной тканью белой,
Но вдруг скукожилась совсем,
И обнажила тело.

Не помогли молитвы ей,
Не помогло жеманство,
Одна тесьма, один шнурок —
И все её убранство.

Швырнула мантию она
И со стыдом и страхом
Все расстоянье до дверей
Преодолела махом.

Тут Карадок жену призвал,
Хотя на ней лица нет:
«Не бойся, мантия твоей
Сейчас по праву станет.

Не бойся, мантия твоей
Сейчас по праву будет.
Не верю в то, что ты могла
В распутстве жить и блуде».

И, покраснев от слов таких,
Жена его шагнула,
И мантия к плечам её
Прохладою прильнула.

И скрыла мантия её
От шеи и до пяток,
И оказался лишь подол
Совсем слегка помятый.

И дама вскрикнула: «Постой,
Волшебная накидка,
Не совершала я грехов,
Чтоб ты была как пытка.

Дала до свадьбы целовать
Себя я Карадоку,
И ты за этот малый грех
Не будь ко мне жестока».

И сразу после этих слов
Накидка поменялась
И хитрой силой колдовства
Навеки с ней осталась.

Роскошной мантия была,
Вся полнилась свеченьем,
И каждый рыцарь норовил
К ней подойти с почтеньем.

Есть ещё в таком варианте:

"Мальчик и мантия" (баллада двора короля Артура). Шотландские и английские баллады в переводе Игнатия Ивановского

Мая второго числа
Мальчик в Карлейль прискакал.
Видом еще дитя,
Был он мал, да удал.

"Поклон тебе, король Артур, -
Сказал учтиво он, -
Поклон королеве Гинёвре
И всем на пиру поклон".

Тут он мантию вынул
Из малого кошелька,
Мантию легче пуха,
Воздушное лепестка.

"Мантия не простая.
По росту придется она
Только той, кто взаправду
Мужу была верна".

Вышла вперед королева
С улыбкой на устах.
Смело она смотрела,
Но томил ее страх.

Чуть мантии коснулись
Пальцы белой руки,
Как нитки стали рваться
И отходить куски.

Один кусок посинел,
Другой стал красным, как мак
Мантия на королеве
Висела кое-как.

Когда же ткань почернела,
Как ночь бывает черна,
Король сказал: "Похоже,
Ты изменяла, жена".

Мантию королева
Сбросила с плеч тогда
И удалилась в башню,
Покраснев от стыда.

Крэддок сказал жене:
"Вот он и судный день.
Леди, прошу, пойди
И мантию надень".

Мантию леди взяла,
Ей заплатила дань,
Но мантия сбилась в ком,
Пошла морщинами ткань,
И леди сказала ей:
"Постыдись, перестань.

Каюсь, в лесной глуши
У ивового куста
Рыцарь до свадьбы моей
Меня целовал в уста.
Но это Крэддок был,
И совесть моя чиста".

Едва успела она
Сказать о любви своей,
Как мантия в самый раз
Пришлась по росту ей.

Каждый кусок и край
Золотом пламенел,
И весь королевский двор
Словно бы онемел.

***

Мальчик в двери глядел,
Вдруг он выбежал вон:
Возле самых дверей
Вепря увидел он.

Мальчик охотничий нож
Выхватил на бегу,
Вепрю сердце пронзил,
Как пронзают врагу,
И с головой его
Вновь явился в кругу.

У вепря голова,
Сказал он, так тверда,
Что с нею нож хвастуна
Не справится никогда.

Одни сказали, - у них
Будто бы нет ножа,
Другие точили ножи,
Их под столом держа.

Король и мальчик вдвоем
Смотрели на этот труд
И видели, что ножи
Голову не берут.

У Крэддока ножичек был,
Не узок и не широк.
Разрезал голову он
Вдоль, потом поперек,
И каждому на пиру
Достался равный кусок.

***

Был у мальчика рог,
Из какого король не пьет.
Мальчик сказал, что трус
Вино из рога прольет
И окатит вином
Спину или живот.

Лили вино мимо рта,
На бороду и ус.
Катились капли вина
Наподобие бус.
Тут увидали все,
Кто из рыцарей трус.

Крэддок рог осушил
И не пролил вина,
Следом мантию в дар
Получила жена.
Их достойной чете
Слава на все времена!

Источник 1

Источник 2

+5

40

О чем молчат легенды

Адам Ардри (Adam Ardrey), историк-любитель, однажды выдвигавшийся в шотландский парламент от националистской партии SNP, утверждает что в течение шести лет исследовал сведения, связанные с Мерлином — знаменитым магом, наставником короля Артура, и пришел к однозначному выводу: Мерлин родился в 540 году в Ланаркшире, что позволяет его считать шотландцем, — пишет Daily Telegraph.

Книга Ардри называется «В поисках Мерлина — Правда, скрытая за легендой»
(«Finding Merlin — The Truth Behind the Legend». Она, как и большинство разоблачительных исторических книг, утверждает, что христианские историки скрывали истинную правду о месте рождения Мерлина и его шотландских корнях, чтобы принизить значение Шотландии и, напротив, возвысить саксов.

То, что Мерлин был шотландцем, позволило автору книги сделать еще одно смелое пердположение, и записать в шотландцы и самого короля Артура. По данным Ардри, Артур был не английским, а шотландским военачальником, и родился в 559 году.
«Когда я изучал книги короле Артуре и Мерлине, я обнаружил, что четыре из пяти самых известных битв Артура происходили на территории Шотландии, и сами приключения Артура и Мерлина не переходят границы Англии и Шотландии», — говорит автор.
Поэтому, по его словам, хотя в книгах Артур обозначается как «английский» король, он таким не был: наоборот, он был известен как человек, который сражался против англичан. Так что короля Артура следует признать именно шотландцем, — полагает автор.

http://s005.radikal.ru/i212/1010/4c/183b731c472f.gifhttp://s005.radikal.ru/i212/1010/4c/183b731c472f.gifhttp://s005.radikal.ru/i212/1010/4c/183b731c472f.gif

Доктор Саймон Янг (Simon Young), специалист по кельсткой истории, заявляет в книге «Кельтская революция» (The Celtic Revolution), что легендарный король Артур был деспотичным и кровожадным правителем, стремившимся уничтожить своих соседей на Британских островах. «Военные подвиги короля стали бы сегодня преметом нового Нюрнбергского процесса», цитирует Telegraph слова ученого.

Личность короля Артура – персонажа кельтских и англосаксонских легенд – до сих пор точно не установлена.
Однако считается, что этот правитель действительно существовал либо в VI в. н.э., либо на рубеже III вв. н.э.
Считается, что на роль исторического короля Артура претендуют два британских правителя, имена которых – Arthur и Artur – отличаются лишь одной буквой, а также римский военачальник Луций Арторий Каст (Lucius Artorius Castus), служивший в Британии во времена императоров Марка Аврелия и Луция Коммода.

http://s57.radikal.ru/i156/1010/35/3e69949b056c.jpg

Кем бы ни был исторический Артур, он совершенно точно не являлся тем благородным и милосердным правителем, каким его сделали легенды.
«Когда мы говорим о короле Артуре, мы сразу вспоминаем персонаж диснеевского мультфильма "Меч в камне".
Однако и тот самый меч, Эскалибур, и Дева озера, и рыцари Круглого стола – все это связалось с именем Артура гораздо позже.
Короли же V-VI веков жили в очень жестокое и кровавое время. Никто не ожидал от Артура заботы о благосостоянии его народа – от него требовалось смести с лица Земли ближайших соседей»

В доказательство своей точки зрения доктор Янг приводит перевод валлийской поэмы X в. под названием «Великое пророчество» (Armes Prydein).
В ней говорится о том, что когда Артур восстанет из мертвых, он жестоко отомсит саксам.
«Он убьет стольких, что телам некуда будет падать, и они будут стоять, подпирая друг друга. Кельты ринутся в бой подобно медведям, мстящим за своих родичей. Копья будут литься дождем, и некому будет оплакать павших врагов.
Кони будут носиться без всадников, головы будут сыпаться с плеч»
.
Справедливости ради заметим, что многообразные кары, которые должны посыпаться на головы врагов, любовно описываются во многих произведениях древности и средневековья, что вовсе не означает, что все это каждый живущий считал своим долгом осуществить в реальности. Все эти грозные и кровожадные речи носили отчасти ритуальный характер.

http://s61.radikal.ru/i173/1010/06/887f013da8b2.jpg

Подвиги короля Артура, реальные или мнимые, не дают покоя воображению современных людей.
Так, отставной британский солдат Джон Ротуэлл (John Rothwell) 30 лет назад взял себе имя Артура Пендрагона и вступил в друидическую секту. Жажда деятельности привела его в Стоунхендж, где он поселился в июне прошлого года, протестуя против запрета на свободное посещение памятника.
(Журнал Вокруг света)
http://www.vokrugsveta.ru/news/7506/

+2

41

Осень в Камелоте

Шествует по залам Камелота
Незнакомка с запахом самшита.
Плащ её - из тьмы ночной, и котта
Шелестом лесов и трав расшита;

Взмах руки - в одно мгновенье ока
Станут облака безумно-серы,
Как глаза прекрасной Гвиневеры,
Ждущей Ланселота издалёка.

Взмах - и за завесою тумана
Скроется прибрежье Авалона.
Из-под пёстрой яблоневой кроны
Вдаль глядит Волшебница Моргана.

Взмах - и из небесного горнила
Льётся песня осени живая,
Тихой красотою затмевая
Нимуэ, что Мерлина пленила.

Взмах - и сонм ветров благоговейно
Следует за нею верной свитой
К замку, где, от глаз людских сокрыта,
Смотрит на изгибы волн Игрейна.

Взмах - вокруг пурпур и позолота,
Взмах - и пригоршни блестящей меди
Щедрой дланью рассыпает леди,
Шествуя по залам Камелота...
(из сети)

http://s005.radikal.ru/i209/1012/8d/dbc1a988b642.jpg

+6

42

Элейн из Астолата

Элейн из Астолата, персонаж из легенд о короле Артуре. Также ее называют Элейн Белая и Элейн Белокурая.
Она была дочерью Бернарда из Астолата.
Ее история излагается в «Смерти Артура» Томаса Мэлори и «Королевский идиллиях» Альфреда Теннисона.
Образ Элейн вдохновил Теннисона на создание поэмы «Леди Шалот», давшей сюжет многим живописным шедеврам.
Но это уже совершенно другая история.

Эдвард Реджинальд Фрамптон. Элейн

http://s51.radikal.ru/i132/1012/82/0314c8d005a4.jpg

История Элейн начинается, когда король Артур повелел разгласить повсюду, что состоится большой турнир, на котором он сам вместе с королем скоттов будет сражаться против всех, кто ни вздумает на них выйти.
Королева Гвинерва сказалась больной и не поехала с мужем. Злые же языки говорили о том, что она просто не хочет оставлять еще не до конца оправившегося от полученной в одном из славных поединков раны Ланселота.
Тогда королева убедила Ланселота ради ее доброго имени принять участие в турнире, а тот не стал возражать и присоединился к Артуру в замке барона Бернарда Астолатского. Никто кроме короля не узнал его.

А у этого старого барона была дочь Элейн Белокурая, которую называли Прекрасной (или Лилейной) Девой из Астолата, и она, не отрываясь, глядела на сэра Ланселота с великим восхищением.
Она решила попросить Ланселота носить на турнире ее знак – красный рукав из тонкой ткани, шитый крупным жемчугом.
Ланселот согласился поместить знак на шлем, но сказал, что он будет бороться замаскированным, чтобы не быть узнанными.
Затем Ланселот спрашивает у Бернарда(отец Элейн), может ли он оставить в Астолате свой легко узнаваемый щит и взять другой. Бернард соглашается и дает ему обычный белый щит своего сына Тиррея.

Элеонора Фортескью Брикдейл.
Элейн со щитом Ланселота(по изданию Idylls of the King: London. Hodder and Stoughton, 1911)

http://s009.radikal.ru/i310/1012/f8/58f8ab82dcb4.jpg

Элеонора Фортескью Брикдейл.
Элейн, мастерящая покрывало для щита Ланселота

http://s43.radikal.ru/i102/1012/ae/062ca1e4c650.jpg

На турнире Ланселот бился против рыцарей короля Артура, одержал много побед, но получил травму от копья Борса, одного из лучших рыцарей Круглого Стола, и был увезен с места сражения в пещеру отшельника.
Помогал ему родной брат Элейн.

А сэр Гавейн, отправившись на  поиски Ланселота, приехал в Астолат и рассказал обо всем девушке.
Та показала Гавейну щит и узнала, что полюбила самого Ланселота и дале отправилась разыскивать своего избранника, дабы помочь ему оправиться от раны.
Тем временем Гвиневера узнала, что Ланселот носил на шлеме алый рукав Прекрасной Девы из Астолата, и от гнева едва не лишилась рассудка.
Элейн же добралась до убежища Ланселота и выхаживала его днями и ночами.
К ним присоединился и Борс, поведавшей Лансу о гневе королевы.
Когда через месяц Ланселот был здоров и приехал вместе со всем своим окружением в Астолат, Элейн, не готовая вынести разлуку с любимым, предложила ему себя в жены, но получила отказ.
Элейн приносит ему щит, которые она хранила, и  Ланселот покидает замок, чтобы никогда не вернуться.

http://s55.radikal.ru/i148/1012/d3/5f10bb1137e4.jpg

Ланселот вернулся ко двору короля Артура, где на него продолжала гневаться Гвиневра, а Прекрасная Дева из Астолата денно и нощно предавалась столь жестокой печали, что не ела, не пила, не спала, но все время жаловалась и вздыхала по сэру Ланселоту.

Так прожила она десять дней и обессилела до того, что настал ее смертный час.
Она исповедалась перед смертью и приняла последнее причастие. Но все время не переставала она повторять свои любовные жалобы.
Призвав к себе отца своего сэра Барнарда и брата сэра Тиррея, Элейн просила слезно, чтобы брат ее написал письмо словно бы от ее имени, и отец дал на то свое согласие. И когда письмо было написано, слово в слово так, как она задумала, она попросила отца, чтобы они сидели у ее ложа, пока она не умрет.

Бернард Астолатский обещал, что все будет сделано по замыслу дочери.
После этого вместе с сыном стал плакать и убиваться над Элейн, а когда они ее оплакали, она вздохнула последний раз и умерла.
И тогда тело Прекрасной Девы из Астолата вместе с ложем отвезли ближним путем на берег реки и спустили в барке на воду.
Кормчий повёл барку, куда Элейн просила, вниз по реке в Камелот, где лодка была обнаружена придворными короля Артура.
Они пришли к барке и заметили письмо в руке Элейн. Вскрыв его, прочитали следующее:
« Благороднейший рыцарь, господин мой сэр Ланселот, смерть из-за любви к вам встала между вами и мной, которая вас любила и которую люди звали Прекрасной Девой из Астолата. И потому с любовной жалобой моею я обращаюсь ко всем дамам,
вы же молитесь за мою душу и позаботьтесь хотя бы о том, чтобы меня похоронили, закажите по мне погребальную службу, - такова моя
последняя просьба. Умерла же я непорочной девственницей, в чем Господь мой свидетель.
Молись же за мою душу, сэр Ланселот, как есть ты несравненный среди рыцарей».

(Цит. по «Смерти Артура» Мэлори)

Ланселот, которого позвали, слышит содержание письма, после чего он объясняет, что случилось.
Рыцарь оплачивает богатые похороны Элейн и делает пожертвования, о которых она его просила.

Элеонора Фортескью Брикдейл.
Ланселот, размышляющий о смерти Элейн

http://i011.radikal.ru/1012/f3/ca5b762c12ee.jpg

http://s009.radikal.ru/i307/1012/81/d0f4c190f6ef.gif

Вообще,леди из Шалотт довольно загадочная особа.  По одним данным она была одной из Девственных Лунных богинь у кельтов и при этом состояла в отдаленных родственных связях с королем Артуром.

Henry Meynell Rheam - The Lady Of Shalott.

http://s009.radikal.ru/i308/1012/06/449b8458807b.jpg

Есть, впрочем, вариации легенды когда леди Шалотт называют и женой Ланселота, сердце которой было разбито.
Иногда в легендах сия леди  упоминается как мать рыцаря, нашедшего Святой Грааль (Галлахад)

Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот, 1888.
The Lady of Shalott. холст, масло. 200 × 153 см см. галерея Тейт, Лондон

http://s54.radikal.ru/i145/1012/50/512e91c2c391.jpg

Кто, как  и за что наложил проклятие на сию прекрасную леди не очень-то ясно.
А в поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно.
(прим.Альфред Теннисон (англ. Alfred Tennyson; 6 августа 1809 — 6 октября 1892) — знаменитый английский поэт, имел почётное звание поэта-лауреата. Королева Виктория присвоила ему за его поэтическое творчество титул барона, что сделало Теннисона пэром Англии (1-й барон Теннисон, 1st Baron Tennyson или лорд Теннисон, Lord Tennyson))

Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен. Она проводит время за ткацким станком, воплощая в гобеленах образы увиденного в волшебном зеркале. Однажды она видит в нем Ланселота и страстно влюбляется в него.
Не в силах совладать со своим чувством, леди Шалотт оставляет свой замок, стремясь до того, как сбудется проклятье, хотя бы раз увидеть предмет своей страсти, но, достигнув стен города, умирает.
Grimshaw John Atkinson. Elaine

http://s010.radikal.ru/i311/1012/31/741553eefaad.jpg
Elaine of Astolat
http://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_из_Шалот_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81%D0%B0)
http://conspirolog.org/news_view.php?id=113052

+6

43

статья из журнала "Вокруг света" О.Орестов "Легенды и быль о короле Артуре".
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4497/

+3

44

Артур

Глава из книги Жака Ле Гоффа «Герои и чудеса средних веков»

          Артур — показательный герой Средних веков. Если его образ, что весьма вероятно, и был вдохновлен историческим персонажем, то о таком персонаже практически ничего не известно.

           Артур является хорошим примером тех героев средних веков, которые, пребывая между реальностью и вымыслом, между историей и фантастикой, превратились в персонажей мифологических, подобно тем историческим фигурам, что, существуя в реальности, отделились от истории, чтобы присоединиться к вымышленным героям в мире имагинарного. В этом контексте мы еще увидим параллельную и пересекающуюся эволюцию двух великих героев средневековья между историей и мифом — Артура и Карла Великого.
          Артур появляется в Historia Britonum («Истории бретонцев») хрониста Ненния в начале IX столетия. По Неннию, некий Артур якобы бился с саксами на стороне короля бретонцев во время вторжения саксов в Великобританию. Будучи предводителем войска, он убил до девятисот шестидесяти врагов. Таким образом, Артур входит в историю прежде всего как могучий воин, защитник бретонцев, и в самый древний период средневековья его образ был тесно связан с устной литературой кельтов, в особенности с «Мабиногионом» — валлийским сборником, где рассказывается о детских годах героя. Отмечают близость Артура к героям из других культур, в особенности к трифункциональной культуре индоевропейцев, к европейскому и даже конкретно — к германскому фольклору. Но какова бы ни была суть героя Артура, тот, кого придумало и оставило нам западное средневековье, — персонаж безусловно кельтский, и связан он с национальной идеологией британцев.
http://s001.radikal.ru/i193/1107/90/4530ed8d8d0b.jpg
Аrtu. Тavola rotonda nel castello di winchester
    О настоящем рождении Артура рассказывается в произведении хрониста предположительно валлийского, оксфордского каноника Гальфрида Монмутского, в его Historia Regum Britanniae («Истории королей Бретании»), составленной между 1135 и 1138 годом. Историю королей Бретани Гальфрид начинает с Брутуса, пришедшего с римлянами и принесшего бретонцам первые ростки цивилизации. Бретонцы, помесь римлян с варварами, управлялись династией королей, последний из которых, Утерпендрагон, при помощи чар волшебника Мерлина зачал с любимой женой Ингерной сына, Артура. Став королем в пятнадцать лет, Артур приумножает победы над римлянами и народами Западной Европы. Он завоевывает всю Великобританию, острова севера и весь континент до Пиренеев, убив великана, наводившего ужас на окрестности горы святого Михаила. но его племянник Мордред забрал у него и жену, и королевство. Вернувшись с войны, Артур убивает его, но сам смертельно ранен и перевезен на остров Авалон в окрестности Уэльса, где ему предстоит либо умереть, либо, исцеленному, дождаться, когда он сможет отвоевать королевство и всю свою империю. Артур быстро становится центральным героем всего свода литературных текстов, который представляет собой одно из богатейших и выразительнейших творений средневекового имагинарного, — это легенды артуровского цикла.

http://i076.radikal.ru/1107/dc/b6026e4abd5d.jpg
Артур и Мерлин (biblioteca bodleian oxford)

      Основные моменты этого литературного свода содержатся в романах Кретьена де Труа, написанных между 1160 и 1185 годом, и в прозаической легенде об Артуре первой половины XIII века. Тут видно, до какой степени творческое воображение средневековой литературы было движущей силой в создании имагинарного мира героев и чудес. История имагинарного позволяет сделать вывод о совершенно особом месте средневековой литературы в культуре, ментальности и идеологии эпохи, и тем более в том, что ей суждено было продолжить жить в веках. Артур — центральный персонаж большого литературного цикла, который называется «темой Бретани». С ним связано появление, а точнее — он сплотил вокруг себя целый ряд других героев, самые яркие из которых — Говейн, Ланселот и Парцифаль. Он создал этакую утопическую структуру — крайне редкий пример во всем христианском средневековье — круглый стол, участники которого — рыцари — образцовые герои, как мы еще увидим в главе «рыцарь, рыцарство». Артур — это еще и связующее звено между героем-воителем, каким был он сам, и тем, кто покровительствует ему и предсказывает его будущее, от рождения до самой смерти, — Мерлином. И он же стоит у истоков возникновения таинственного чуда, которому не нашлось места в этой книге, поскольку оно практически исчезло из круга наших представлений, — Грааля. Грааль — магический предмет, нечто вроде дароносицы, поиски и завоевание которой выпадают на долю христианских рыцарей, особенно рыцарей круглого стола. Это тот миф, в котором рыцарская христианизация в средние века выражает себя наиболее явно. Утопия круглого стола выявляет и те противоречия в средневековом обществе и культуре, каковые таит в себе мир героев и чудес. Круглый стол — это мировая мечта о равенстве, не нашедшая воплощения в средневековом обществе, иерархичном и проникнутом неравенством. и все-таки в феодальной идеологии есть стремление создать среди высшей касты, в среде знатных аристократов, институции и кодекс поведения, в основе которых лежит равенство. на языке жестов символом этого выступает поцелуй, которым сеньор обменивается с вассалом. круглый стол, помимо того что он ассоциативно отсылает к глобальности универсума, к всеобъемлющести земного шара, есть также и мечта о равенстве, гарантом которой суждено быть Артуру и которая найдет свое социальное воплощение в мире аристократии.

http://s014.radikal.ru/i327/1107/22/da19c18e6d3c.jpg
Круглый стол короля Артура  (Winchester)

       Однако более, чем воитель и рыцарь, Артур является мифологическим воплощением истинного главы средневековых политических объединений, то есть королем. Примечательно, что в самые ранние годы — как о том свидетельствует, например, мозаика плиточного пола церкви XI века в Отранте в Южной Италии — настоящее имя Артура было Arthurus rex, и в европейском поэтическом воображении Артур остается символом такого короля, который существует исключительно в форме демифологизированной, при этом не утрачивая и своего сакрального характера. Артур — король не только одновременно и подлинный и мифологический, он еще и владыка милленаристский. Мужчины и женщины в средние века часто мечтали о том, как установится на земле царствие веры и добродетели, апокалиптический Миллениум, управляемый королем, пришедшим из истории. Этот мотив имел большой успех в восточных культурах, вспомним хотя бы сказку о спрятавшемся эмире. На Западе похожая роль досталась Фридриху Барбароссе, который не умер, а заснул в пещере, и особенно Артуру, ожидавшему в Авалоне момента, когда он сможет вернуться. Это тема Rex quondam, rexque futurus, короля времен былых и времен грядущих.
      Тесно связанный с образом Артура, круглый стол — объект мифологический, но есть и объект персонализированный, связанный с его именем еще теснее, — это неизменный спутник великих воинов и великих рыцарей: его меч. Волшебный меч, с которым не может управиться никто, кроме него самого, которым он чудесным образом убивает врагов и чудовищ, преимущественно великанов, и выбрасывание которого в озеро знаменует конец его жизни и его могущества. Этот меч зовется Экскалибур, и его исчезновение венчает мрачный эпизод смерти Артура, воссозданный крупным британским кинорежиссером Доном Бурманом в фильме «Экскалибур». Персонализацию мечей мы встретим и у Карла Великого, и у Роланда: Жуайез, Дюрандаль, Экскалибур — вот они, сказочные помощники выдающихся героев. Артур прежде всего — воплощение взаимного союза, союза тех ценностей, что выработали средние века. На этих ценностях, разумеется, лежит сильный христианский отпечаток, но это в первую очередь светские ценности героя-мирянина. В Артуре находят выражение два сменивших друг друга периода феодальных ценностей. В XII веке это воинская доблесть, в XIII — куртуазность. В индоевропейской традиции он был королем трифункциональным: по первой функции — королем священным, по второй — королем-воином и по третьей — королем-цивилизатором. его образ хорошо иллюстрирует то, что крупный исследователь средневековой литературы Эрих Кёлер прекрасно определил так: «двойной замысел куртуазного феодального мира: историческая легитимизация и выработка мифов».

http://s013.radikal.ru/i324/1107/0c/48a7c62887df.jpg
Кретьен де Труа. Страница манускрипта

      Как и все герои — причем средневековых это касается в первую очередь, — Артур тесно привязан к определенным географическим местностям. Это места его битв, резиденций и смерти. Прежде всего это область его главных свершений, его сражений, завоеваний и побед: страна кельтов, Ирландия, Уэльс, Корнуэлл, Арморика. Это Тинтажель в Корнуэлле, где был зачат Артур, Камелот, фантастическая столица Артура на границе Корнуэлла и Уэльса. Это фантастические острова, такие, как Авалон. Это английский монастырь в Гластонбери, бенедиктинское аббатство на границе Уэльса, где в 1191 году якобы были обнаружены его останки и останки королевы Гениевры. Но есть и вдали от кельтского мира еще одно удивительное место, связанное с Артуром, находившимся между жизнью и смертью, королем выжидающим. Это место — вулкан Этна, в жерле которого, охраняемый от всех горестей, как повествует об этом изумительный сборник чудесных историй английского автора начала XIII века Гервасия Тильбюрийского, спокойно спящий Артур ждал своей участи — чудесного ли возвращения на землю или вознесения в рай. В этом случае не связан ли Артур с тем, что я называю рождением чистилища, в тот момент, когда его местонахождение неясно определяли где-то между Ирландией и Сицилией? Тогда этот кельтский король мог быть одним из первых обитателей того чистилища, слухами о котором был полон весь христианский мир.
      Однако в христианской Европе — и эта черта сохранилась до наших дней — нет ни всемогущего героя, ни во всем удавшихся чудес. Герой — всего лишь человек, любой человек грешен, и феодальной верности неминуемо противостоит предательство злобных врагов. С другой стороны, если монархическая идеология и выстраивает образ короля как героя, она далека от придания ему абсолютистского характера, который будут настойчиво приписывать ему ренессанс и эпоха классики. Артур — грешник, и Артура предают. Поддавшись вожделению, Артур совокупился с собственной сестрой, и от этого инцеста родился Мордред. Великому образу — великий грех, короли и герои (это касается и Карла Великого) частенько повинны в кровосмешении. Что до плода греха, Мордреда, то он — предатель, чей удел — смерть; Артур же, познавший и иное предательство — своей жены Гениевры, изменившей ему с его же вассалом Ланселотом, сам не единожды предавал Гениевру.
      После Гальфрида Монмутского успех образа Артура неуклонно растет. Сперва его имя упрочивает политику английских королей династии Плантагенетов. Использование имен героев в политических целях — один из самых известных феноменов в истории, в особенности в средневековой европейской истории. При этом английские короли возвеличивали Артура в пику королям немецким и французским, которые в поисках историко-мифологических крестников все больше и больше разрабатывали образ Карла Великого. Такую роль сыграл в истории Европы этот двуликий тандем, то дополнявший, то противостоявший друг другу, — Артур и Карл Великий.

http://s12.radikal.ru/i185/1107/e1/507bf14335fe.jpg
Артур и Ланселот

     Успех Артура был таким стремительным, что уже в начале XIII века монах-цистерцианец Цезарий Гейстербахский будет рассказывать в своих Dialogus miraculorum («диалогах о чуде»), как однажды монахи задремали во время проповеди их аббата и вдруг тот возвысил голос и сказал: «А теперь слушайте меня, братья мои, слушайте хорошенько, я расскажу вам о деле новом и необычайном: жил однажды король, который прозывался Артуром». При этих словах монахи просыпаются, оживляются, обращаются в слух. Артур стал героем даже в монастырях. Другой пример успеха образа Артура в средневековом обществе уже выходит за пределы аристократической среды — это успех имени Артур, который можно отнести к тому времени XIII–XIV веков, когда на христианском западе формировалась современная антропонимика, присоединявшая имя к фамилии как раз в городских социальных сословиях. Мишель Пастуро наблюдательно подмечает распространение имени Артур и прочих имен, происходящих от имен главных рыцарей круглого стола, подчеркивая, что имя, даваемое при крещении, никогда не является именем случайным, что оно — «первый социальный маркер, первый атрибут, первая эмблема». Он изучил частоту повторений имен рыцарей круглого стола по приблизительно 40 000 оттискам французских печатей, имевших внутреннее хождение в конце XV века. они показывают, что «играть в короля Артура» стало нормальным городским делом, а в некоторых регионах, например в Нидерландах и Италии, до середины XVI столетия развивалась настоящая «артуромания». Возвращаясь во Францию, скажем, что в подлинном выигрыше от такой артуровской антропонимической антропологии оказались — рыцарь Тристан с его 120 примерами, за ним следует Ланселот с 79 упоминаниями. но очень близок к ним и Артур с 72 примерами, оставляя далеко позади Говейна (46 примеров) и Парцифаля (44 примера).
       Как мы в этой книге еще увидим, очарование героев средних веков, к XIV веку скорее заснувшее, пробудилось в XV, в том самом столетии, которое, как замечательно показал Йохан Хейзинга в «осени средневековья», оказалось жертвой самых невероятных вымыслов на рыцарские темы. Пробуждает к жизни Артура английский поэт Мэлори в своей большой поэме 1485 года «Смерть Артура». И в XV веке сладостная память об этом средневековом герое так свежа, что другой поэт, спенсер, дарует ему новую жизнь в The Fairy Queen («Королева фей») (1590). На крыльях британского национализма Артур с легкостью переносится в воображение XVII века. Особенно он обязан великому композитору Пёрселлу, который написал оперу «Король Артур» на либретто великого Джона Драйдена, — король Карл II поначалу покровительствовал ему, и тем не менее увидеть свое творение на сцене он смог лишь незадолго до смерти, в 1691 году.
    Наконец, в эпоху романтизма Артуру суждено пережить настоящее возрождение средневекового имагинарного. Ему повезло стать героем одного из самых великих романтических английских поэтов, Теннисона, который опубликовал свою «Смерть Артура» в 1842 году и до конца жизни составлял The Idylls of the King («Идилии короля»), которые все вместе были изданы в 1885-м. Примерно в то же время Артур обретает новую жизнь в произведениях художников-прерафаэлитов, особенно Данте Габриэля Россетти (1828–1882) и Эдварда Берн-Джонса (1833–1898). В музыке Шоссон под влиянием Вагнера — которому принадлежит решающая роль в возрождении героев и чудес средневекового имагинарного (особенно германского) — с 1886 по 1895 год сочиняет свою единственную оперу «Король Артур».
     Наконец, новую жизнь достоинству средневекового героя Артура и главных его героических сотоварищей придает кинематограф. Жан Кокто начинает с переложения артуровской легенды для театра в пьесе «Рыцари круглого стола» (1937). После войны как настоящие шедевры, так и фильмы, в которых средние века изображены в искаженном и неверном свете, получают широкое распространение и хорошо воспринимаются публикой — это такие зрелищные произведения, как голливудские «Рыцари круглого стола» Ричарда Торпа в 1953-м; «Камелот», музыкальная комедия Джошуа Логана, в 1967-м. Назовем и великие образцы — «Ланселот озерный» Робера Брессона (1974), «Парцифаль уэльский» Эрика Ромера (1978) и «Экскалибур» Джона Бурмена (1981). В знаменитом фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) Стивен Спилберг отправляет Харрисона Форда на поиски Грааля. Пародия, что тоже суть свидетельство популярности, заставляет посмеяться над Артуром как в превосходном фильме «Монти Пайтон и священный Грааль» (1975), так и в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Тэя Гарнетта (1949) с Бингом Кросби. Да в конце концов, если придать мифическому королю черты Джорджа Буша — чем не новый облик героя Артура? Голливудский продюсер и ультраконсерватор Джерри Брюкхеймер недавно согласился финансировать впечатляющий по размерам бюджет роскошного кинозрелища Антуана Фукуа «Король Артур» (2004), где он изображает Артура, Гениевру и рыцарей круглого стола как героев Англии, решившейся после окончания оккупации Римом разбить саксов, чтобы дать стране возможность следовать по пути прогресса. Он утверждает: «Есть отголоски между историей Артура и ситуацией в Афганистане и в Ираке — некогда Рим оккупировал Великобританию, и, когда эта страна избавилась от римлян, она встала перед необходимостью исполнить свою цивилизаторскую миссию борьбы против варварства». Королю Артуру еще не надоело повергать нас в изумление.

Жк Ле Гофф. Герои и чужддеса Средних веков. М., -  Текст., 2011. стр. 23-34

Отредактировано Vihuhol (10-07-2011 17:05:31)

+5

45

Оригинал рукописных листов Джеффри Монмутского(Geoffrey of Monmouth's)- священника и писателя, который сыграл важную роль в развитии истории в Британии и заложил основы артуровской традиции в известном сегодня виде. 
Эти листы писаны скорей всего в в 1130 году в Оксфорде, где Джеффри и начал свою карьеру. Как раз на этом листе берёт начало история. Тут рассказывается о короле бриттов и отце Артура - Утере Пендрагоне.
http://s017.radikal.ru/i427/1202/a6/d85807985321t.jpg

В позднем Средневековье к Артуровским легендам питали огромный интерес.
Так Генрих VII -король  Англии, первый монарх из династии Тюдоров дал своему первому сыну имя Артур.
А в 1516 году Генрих VIII узрел на Винчестерском круглом столе внешнее сходство Артура с собой любимым.
знаменитый круглый стол, что висит в большом зале Винчестерского замка.
http://s43.radikal.ru/i101/1202/92/9993fb953950t.jpg

Это листы французской книги с серией иллюстраций по Артуровскому циклу. Книга была сделана для королевского глашатая Montjoie и показывает предполагаемые гербы рыцарей короля Артура.
http://s14.radikal.ru/i187/1202/d5/1130a3556186t.jpg

http://s018.radikal.ru/i507/1202/73/d04f8addcb5et.jpg

Бодлеанская библиотека Оксфордского университета
http://medievalromance.bodleian.ox.ac.u … nce-arthur

Отредактировано иннета (26-02-2012 15:42:24)

+7