Монастыри
Квеннелл Ч. и М.
Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов
Одна из реалий Англии XII в. это монастырь. Следует подчеркнуть, что монастырь не соответствует представлению о нем большинства людей - местом, где монахи или монахини ничего не делали, кроме как молились весь день и полночи. Монастыри были центрами всех культурных веяний того времени.
Европа в течение сотен лет находилась в хаотическом состоянии, и благородные люди той эпохи либо охотились, либо сражались, оставив церкви воспитывать людей, и монастыри взялись за работу, привлекая всех тех, кто хотел заниматься тем, что мы сейчас называем социальными проблемами.
Нужно отдать должное нормандцам, которые возводили не только замки, но и соборы и монастыри. Многие из них сохранились и по сей день; и Нориджский собор, и собор Или в значительной степени нормандские изначально были церквями бенедиктинских монастырей. Осознавая то, что большинство соборов в прошлом были всего лишь часовнями монастырей, мы получаем прекрасное представление о религиозной жизни того времени; монастырские часовни и немногие другие строения могли сохраниться, но то, что мы видим сейчас,— лишь небольшая часть целого.
Если монастырская церковь использовалась в качестве собора, она называлась монастырским собором, епископ сменял аббата и имел право председательствовать в капитуле (собрании каноников). Настоятель (приор) и монахи монастыря присматривали за домами и занимались этим вплоть до правления Генриха VIII, когда их сменили деканы и собрания светских каноников. В более поздних соборах деканы и светские каноники были с самого начала.
Собор — церковь епископа, которая является главной в епархии.
Епархия — часть страны, которой управляет епископ.
Престол — престол епископа, либо место нахождения его собора.
Приход берет начало от владений лорда, а его священник становится приходским священником. Королевский священник становится епископом.
Ошибочным является мнение о том, что мужской монастырь означается словом monastery, а женский — convent. На самом деле, convent означает монастырь как таковой, как для мужчин, так и для женщин, а monastery — группу принадлежащих монастырю строений, опять же как жилище монахов, так и монахинь, но обычно для обозначения женского монастыря используется слово nunnery.
Бенедиктинский монастырь: вид с высоты птичьего полета.
План строения
Числа на плане помогают определить назначение зданий и соотнести их с комментарием. Верхняя часть рисунка обращена на север, правая - на восток, левая - на запад и нижняя - на юг.
Таким образом под цифрой 1 слева, а, следовательно, в западной части, находятся ворота, ведущие в обширный двор. Отсюда каждый отправлялся по своему делу. Давайте представим эту площадь в то время, заполненную толпами пилигримов и воинов, купцов и менестрелей — деловой центр. Для охраны монастыря у ворот неотлучно находился привратник. Цифрой 2 обозначено то место, где нищим раздавали милостыню, а иногда возле него размещалась и школа для бедных детей. Под цифрой 3 находились конюшни и зернохранилища. Здесь присматривали за лошадьми приезжих гостей и паломников. Сомнительно, что в Англии вплоть до середины XIV в. существовало множество гостиниц, где путешественники могли получить пищу и приют.
В городах были пивнушки, харчевни и гостиницы, примером чему может служить документ 1212 г. несколько более позднего времени — периода правления Иоанна. В нем мы читаем, что после пожара «все пивные должны быть закрыты, за исключением тех, что получили разрешение в Общем совете, и ни один пекарь или содержательница пивной не имеют права печь хлеб или варить пиво, используя в качестве топлива тростник или солому, но только дерево», а «все харчевни должны быть побелены».
Одной из обязанностей монахов было принимать приезжих. Их жилище было строго разделено: к югу от ворот (4) было расположено место проживания для бедных гостей и паломников, в помещении под цифрой 5 размещались купцы и различные торговцы, в здании № 6 находилось жилище аббата или настоятеля, где могла размещаться знать или сам король. Хроника Жослена Бра-келондского интересна тем, что дает представление об огромных размерах монастыря XII в. Хронист отмечал, что после возведения в сан аббата Самсона «он отправился в свои палаты, проведя затем день в праздновании с более чем тысячей гостей с превеликим весельем».
Жослен также рассказывал о том, как размещали гостей. «Когда аббат находился в монастыре, он должен был встречать всех гостей, независимо от их положения, за исключением монахов и белого духовенства, а также их слуг, которые у ворот представились от имени своего хозяина. Но если аббата не было на месте, тогда всех гостей независимо от положения принимал келарь, если количество их лошадей не превышало тринадцати. Но если у мирянина или церковнослужителя было более тринадцати лошадей, тогда их размещали слуги аббата либо в пределах монастырского двора, либо вне его, на деньги аббата».
Цифрой 7 обозначена церковь, чей западный вход обычно располагался напротив монастырских ворот с тем, чтобы на праздники святых они могли быть открыты для процессии. Северный вход в церковь использовался верующими в том случае, когда для них проводились особые службы в нефе, но монахи пользовались входом с хор, который тоже вел в неф.
Цифрой 8 обозначена крытая галерея, .очень важная часть монастыря. Когда мы обходим собор сейчас, мы поражаемся красоте сводчатых галерей с ажурными арочными проходами во двор и во внутреннее пространство; но когда она строилась, то служила не только как коридор, ведущий в различные части здания, но и как место, где монахи проводят большую часть своей жизни. По этой причине галерею располагали обычно с южной стороны церкви, чтобы она находилась на солнечной стороне.
Северный коридор галереи, примыкавший к церкви, предназначался для научных занятий, и маленькие помещения, которые назывались кабинками (carrels), иногда устраивались со стороны двора, напоминая маленькие кабинеты, где монахи могли читать свои рукописи.
Восточным коридором пользовались чаще всего, так как он вел в зал заседаний капитула, лазарет и трапезную. Именно в восточной части галереи в Великий Четверг перед праздником Пасхи аббат мыл ноги тринадцати беднякам, символизировавшим Христа и двенадцать апостолов.
Южный коридор шел параллельно трапезной. А в западной части галереи обучали послушников, которые желали стать монахами. В некоторых старых монастырях маленькие фигурки, которые использовали для игр, вырезаны на каменных скамьях.
Цифрой 9 обозначена внешняя приемная, где находился привратник, приглядывавший за дверью, ведущей в помещение монастыря. Сюда могли приходить купцы, чтобы продать свой товар, а монахи встречались со своими родственниками после заседания капитула.
По-видимому, здесь стоит сказать, что представленный нами план не следует воспринимать как точную копию какого-нибудь конкретного монастыря. Бенедиктинцы обычно строили нечто подобное, но расположение различных помещений могло изменяться в зависимости от местных требований. Так, например, в Вестминстерском аббатстве внешняя приемная находилась в западной части южной галереи.
Под цифрой 10 зашифрована крытая аркада, или коридор, ведущий в скриптории, место, где монахи писали свои манускрипты. В те дни, когда еще не существовало печатных машин, все церковные книги создавались вручную и красиво иллюстрировались, а так как, по-видимому, монастырь вел активную деловую жизнь, составлялось множество писем в этих же маленьких комнатах, окно каждой из которых выходило на север, а дверь напротив выходила в северный коридор маленькой галереи (11).
Цифрой 12 обозначено место, где проводились собрания капитула.
13 — гостиная или место, где монахи могли общаться друг с другом, и обычно именно отсюда наверх вела лестница к общей спальне (dormitory) монахов, соединявшейся, в свою очередь, с южным трансептом церкви, чтобы монахи могли ночью ходить к службе.
Цифрой 14 на плане обозначены различные склады и погреба.
15 — уборные на обоих этажах, верхний из которых соединялся с юга с монашеской спальней переходом, чтобы можно было пользоваться туалетом ночью.
Цифрой 16 обозначена комната с очагом, где монахи грелись после службы в церкви в холодные зимние дни, так как в те дни церкви не обогревались. Жившие в Англии семь-восемь веков назад римляне имели опыт в обогреве помещений, но их знания были забыты.
17 — это трапезная, где монахи принимали пищу, а рядом с дверью, ведущей в южный коридор галереи, находилось помещение, где монахи могли вымыть руки, а возле хранились полотенца.
Цифрой 18 обозначена кухня и служебные помещения, выходившие во двор, куда также выходили пекарня, мельница и пивоварня (19).
20 — лазарет, куда помещали больных монахов, а 21 — монастырская трапезная для тех, кому разрешали не поститься. У лазарета была своя собственная часовня (22) и кухня (23).
К северу от церкви располагалось кладбище для усопших монахов (24), а к востоку находились сады, где монахи выращивали овощи, а также пруды, где разводили рыбу (25).
Выбиралось такое место, где был ручей с чистой водой, который направляли, чтобы создать пруд для рыбы, а затем создавали систему орошения в различных частях монастыря и подводили к мельнице, чтобы молоть муку для выпечки хлеба.
Так, должно быть, выглядело большинство монастырей XII в. Время шло, и галерея, вначале, по-видимому, построенная из дерева, примерно в XIV в. перестраивалась в камне, а место собраний украшалось. Центральная башня (колокольня) обрушилась или сгорела в пожаре, и разрушенные здания были перестроены в соответствии с веяниями той эпохи.
Во время упадка монастырей, в эпоху правления Генриха VIII, необходимость в культовых зданиях монастыря отпала, поэтому они обветшали или были полностью видоизменены; но кое-где они сохранились. В Честере и Дареме прекрасно сохранились внутренние части монастыря, а наиболее полное представление о монастыре того времени мы можем получить в Кливском аббатстве, расположенном недалеко от Уошфорда в графстве Сомерсете, где церковь исчезла.
В Вестминстерском аббатстве мальчики, которые учатся в вестминстерской школе, занимаются в классной комнате, которая некогда была монашеской спальней, а в бывшем холле аббата, что расположен в западной части западного коридора галереи в Вестминстере, сейчас находится школьная столовая.
Получить представление о величине древнего монастыря можно, узнав размеры некоторых его частей. Монашеская спальня в Вестминстере достигала 170 футов в длину, трапезная была 130 футов в длину и 38 футов в ширину. Кухня в Кентербери занимала площадь в 45 квадратных футов, а в Вустере — 35. Гостевая комната в Кентербери была 150 футов-в длину и 40 футов в ширину, из чего видно, что она могла вмещать огромное число посетителей.