SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Средневековье » Ведьмы, чудовища, привидения, суеверия


Ведьмы, чудовища, привидения, суеверия

Сообщений 31 страница 60 из 66

31

Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753)

О драконах и привидениях

Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, отличающимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, превратившись в людей, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, — я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но «если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет. Пусть скажут еще: кто собственно повествует о нем? Ибо мы доверяем учению Моисея, а точнее Святого Духа, вещавшего через [пророка]. [Учение] же это гласит: «И привел Бог всех животных к Адаму, чтобы видеть, как он назовет их; и как назвал [человек], так и было имя их» (ср. Быт. 2:19). Стало быть, и дракон был одним из животных. Ведь я не говорю тебе, что нет драконов: драконы существуют, но они суть змеи, рождаемые от других драконов. Будучи только-только рожденными и молодыми, они малы, когда же подрастут и войдут в меру возраста, то делаются большими и толстыми, так что превосходят протяжением и размерами остальных змей. Как говорят, они вырастают свыше тридцати локтей [1], толщиной же становятся, как большое бревно. Дион Римлянин [2], написавший Историю Римской империи и республики, в которой он рассказал о достославной Карфагенской войне, сообщает следующее: однажды, когда римский консул Регул воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом римского войска; римляне по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали ее в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу сената, то, великое чудо, она оказалась ста двадцать футов [3] в длину; подобающей длине была и толщина. Есть и другой род драконов, у которых широкая голова, золотистые глаза и роговые выступы на затылке; еще у одних борода [растет] от горла — данный род драконов называют «агафодемонами» [4] и говорят, что у них нет лиц. И этот дракон является разновидности животных, подобно прочим зверям. Ведь он имеет бороду, как козел, равно и рог над затылком. Глаза у него большие и золотистые. Бывают они и большие, и маленькие. Все роды змей ядовиты, кроме дракона, который один не выпускает яд.

Рассказывают и такую басню, будто дракон изгоняется громом: он-де поднимается и умерщвляется. Услышав это, я рассмеялся. Как можно представлять [дракона] то человекообразным и разумным, то змеей, то противящимся Богу, то преследуемым Им? Подлинно, невежество — вещь ненадежная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа. Но воин говорит: «Я воин и не нуждаюсь в чтении», — земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, так что все мы оказываемся неисполняющими [заповедь Господа].

Гром не преследует дракона; гром происходит из облака, когда облако, проливаясь, по причине влажности, дождем и будучи гонимо дуновением или ветром, сгущается. И когда дуновение проникает внутрь его и разрушает, тогда происходит грохотание; этот шум наверху называется громом, а то, что под действием силы ветра ниспадает на землю, называется молнией. Если она попадает в дом или дерево, то разбивает или раскалывает их, если же в человека или какое-либо другое живое существо, то причиняет им смерть; поэтому мы видим, что таким ударом часто бывают умерщвляемы люди и другие животные, а не драконы. Что же до молний, то некоторые из них бывают похожи по форме на линии, другие извилисты, а третьи огневидны. Говорят также, что молния и гром случаются вместе; сразу за разрывом облака следует молния и гром, при этом молния, до того невидимая, появляется тотчас, а гром запаздывает, пока не спустится с высоты. Поэтому удар грома слышен позднее молнии.

Приведу тебе еще такой пример. Рассмотри внимательно, когда кто-либо стоящий вдалеке на возвышенном месте подает сигнал, то ты прежде видишь его руку, стучащую по дереву, и лишь через некоторое время доносится до твоих ушей звук удара. Поразмысли, что то же самое происходит и в облаке. Когда оно, наполненное внутри ветром, разрушается силой влаги, то производит звук. Если же так случится, что оно столкнется с другим облаком, то звук получается [особо] сильный.

Хочу, чтобы вы не оказались несведущими и относительно следующего. Некоторые из наиболее невежественных утверждают, что есть женщины привидения, которые еще называются гелудами. Рассказывают, что они по ночам появляются в воздухе и, если посещают дом, то им невозможно воспрепятствовать ни дверями, ни запорами, но они входят через запертые со всяким тщанием двери и душат младенцев. Другие говорят, что они поедают печень и весь [внутренний] состав [детей], полагая пределы их жизни. При этом одни утверждают, что видели, другие — что слышали, как [привидения] входят в дома при запертых дверях, будь то с телом или только душой.

Я скажу им, что Один Господь и Бог наш Иисус Христос сотворил это, когда вошел после Своего воскресения из мертвых к святым Своим апостолам при запертых дверях. А если женщины колдуньи это делали и делают, то ровным счетом ничего достойного удивления не сотворил Господь, войдя, когда двери были заперты. Если же они будут говорить, что входит обнаженная [от плоти] душа, тогда как тело лежит на ложе, то вот, услышь от меня сказанное Господом нашим Иисусом Христом: Имею власть отдать душу Мою и власть имею опять принять ее (Ин. 10:18). Что и сотворил Он единожды во время Своих Святых Страстей. А поэтому, если волхвующая и гнусная женщина исполняет это, когда ей хочется, то получается, что Господь не сотворил вовсе ничего [чудесного]. И еще: если колдунья съедает печень младенца, как может он жить дальше? [Отсюда несомненно], что весь этот вздор измышляют некие еретики, враждующие против Святой Католической Церкви, чтобы отвратить простецов от правого разумения.

Перевод свящ. Максима Козлова.

Взято здесь: http://aleteia.narod.ru/damaskin/dracon.htm

+6

32

Княгиня написал(а):

Не знакома.

Отличные образчики сказок про "старые времена".
для примера.
http://brb.silverage.ru/silverage/writer/afbee.htm

+1

33

Про русалок и... их потомков.

Johnny Croy and his Mermaid Bride /
Джонни Крой и его Невеста - русалка.

Краткий пересказ с английского.

Давным давно жил - был на Оркнейских островах красивый и сильный парень по имени Джонни Крой.
Однажды, когда он вылавливал плавучее дерево у берега моря, он
услышал чудесный голос, который пел красивую песню.
Джонни пошел на голос и увидел русалку необычайной красоты.
Она сидела на камне, расчесывала свои золотистые кудри золотым же гребнем и пела. Не устояв, парень подошел и поцеловал ее.
Но русалка вырвалась из его рук и бросилась в море, выронив свой золотой гребень. Джонни подобрал его.
Русалка стала просить, чтобы Джонни вернул ей гребень, на что парень отвечал, что полюбил ее и не хочет, чтобы она уплывала.
И не отдал ей гребень. Русалке парень понравился и она изменила тактику: стала приглашать его в свое чудесное царство, где он мог стать знатным лордом. Но Джонни не согласился.
     Вернувшись домой он рассказал обо всем своей матери и та посоветовала ему ловить русалку на живца, т.е. на гребень. Также она посоветовала ему лучше забыть русалку, ибо ее на род «не от Бога».
      Однако утром Джонни снова встретился с русалкой и они договорились. В результате он женился на ней и семь лет они жили душа в душу. У них родилось семеро детей. Но прежде чем выйти за Джонни, русалка поставила ему условие, что через 7 лет он все – таки  посетит с ней ее царство. Поэтому в один из дней вся семья, за исключением младшего ребенка, которого мать Кроя спасла (ночью она выжгла на его теле крест) ушла.
Больше никто не видел ни Джонни ни его семьи. А младший ребенок (мальчик по имени Корса) вырос и стал сильныи и красивым парнем.
Когда его бабушка умерла, он отправился в Крестовый Поход. Завоевал славу непобедимого бойца, стал богатым и... многодетным.

http://www.orkneyjar.com/folklore/jcroy.htm

Отредактировано Marion (17-03-2010 20:27:22)

+4

34

Анчутка - одно из самых древних названий черта, беса.
Возможно, название произошло в результате изменения литовского слова Anciute - "маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает) Согласно общераспространенным поверьям. нечистая сила, в том числе черт, "очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней". На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей.

На Смоленщине анчутик - "странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенно им пугают детей и подростков."
Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.   

Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.

Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик - как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.

Водный  анчутка - помощник водяного или болотника. Он необычайно свиреп и противен. Если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа.

ЗЫ. Помню в детстве посмотрела спектакль, по-моему, он так и назывался - "Анчутка". Там такая трогательная анчутка была. Я стала искать про них информацию и перепугалась :)

Отредактировано Lady Nazira (17-03-2010 21:55:10)

+3

35

Lady Nazira написал(а):

Помню в детстве посмотрела спектакль, по-моему, он так и назывался - "Анчутка". Там такая трогательная анчутка была.

Ага, я тоже смотрела. :) Но я к тому времени это слово уже слышала, так что чётко разделила "эту" от "тех".

0

36

А у кельтов еще и тетенька с рогами есть, вот:

Домну  — «демоническая» богиня в ирландской мифологии, возглавляющая мифических существ фоморов. Их царь, Индех, считался ее сыном, и поэтому все они именовались «богами Домну».
Домну имеет несколько демонический вид, обычно изображается с оленьими или козлиными рогами на голове, и в шкурах жертвенных животных.

Слово «Домну», по всей видимости, означает «пропасть» или «морская бездна»; такое же значение имеет и хорошо известное слово «фомори», происходящее от двух гэльских слов, означающих «подводный мир». Необъятный водный простор всегда воспринимался кельтами как своего рода символ первобытной древности. В их сознании он ассоциировался с пустотой, мраком и чудовищными монстрами — то есть понятиями, составляющими полную антитезу земле, небу и солнцу.
       
Таким образом, фоморы считались существами более древними, чем боги, от рук которых им предстояло в конце концов погибнуть. Потомки «Хаоса» и «Старухи-ночи», они по большей части были громадными и уродливыми созданиями. У некоторых из них было всего по одной руке и ноге; на плечах у других красовались головы коз, лошадей или быков.
Домну живет в подземном мире вместе со своими фоморами. Когда-то (после того, как Индех, сын Домну, был убит во второй битве при Маг Туиред и все войско фоморов было разгромлено) большинство демонов-фоморов было изгнано из Ирландии, а Домну, вместе со всеми оставшимися фоморами, осталась навсегда заперта в подземном мире.

+3

37

Lady Nazira написал(а):

Домну  — «демоническая» богиня в ирландской мифологии, возглавляющая мифических существ фоморов. Домну имеет несколько демонический вид, обычно изображается с оленьими или козлиными рогами на голове, и в шкурах жертвенных животных.

Хернова конкурентка?.. http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif

0

38

Княгиня написал(а):

Хернова конкурентка?..

И я об этом же :)

0

39

А вот нашлась вот такая баньши. Тут она вроде ничего, не страшная.

0

40

Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в восточнославянском фольклоре выступает как персонифицированный образ злой судьбы, горя. Название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Живет в глухой лесной чаще, куда случайно попадает герой. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.
В сказках вначале Лихо радушно принимает героя, но потом пытается его съесть. Спасаясь, герой хитростью выбирается из избушки. В некоторых версиях спасение героя происходит похожим образом, как и в сюжете об Одиссее и Полифеме. Завернувшись в овечью шкуру, герой выбирается из избушки. В другом случае, заметив бегство героя, Лихо кричит вдогонку, что тому полагается подарок, а на деле заманивает в очередную ловушку. Человек спасается, отрубая себе руку.
Связь образа Лиха с древнейшими мифологическими персонажами прослеживается в его описании как одноглазого существа. Исследователи установили, что одноглазость является характерным признаком ранних описаний сверхеестественных персонажей. В народных сказках образ Лиха часто связывается с образом Горя.

+1

41

Водяной из Орфорда

http://i058.radikal.ru/1003/0a/86a0464fe26et.jpg

В XI в. город Орфорд (Orford) в Суффолке был всего лишь маленькой деревней. В те времена эти земли контролировал Хью Бигод, граф Норфолк, один из баронов, которые отказывались подчиняться власти короля Стефана, а позднее Генриха II Плантагенета. Генрих хотел восстановить королевское влияние в этих землях и в 1165 г. начал строить в Орфорде замок. Кроме того, Генрих осушил болота в окрестных землях и превратил Орфорд в хорошо защищенный порт.

Сохранилось множество документов, относящихся к истории замка и города. Летопись 1207 г. рассказывает о таком происшествии в замке. Мужчины ловили на берегу моря рыбу и поймали в сети дикого человека. Он был гол и всеми своими членами походил на мужчину, но все его тело было покрыто косматой шерстью. Он с жадностью поглощал любую пищу, которую ему приносили, и если это было сырое мясо, сначала выжимал из него сок. Существо не удалось заставить говорить. Когда его привели в церковь, он не выказал никакого почтения или признаков веры. Существу разрешили поплавать в море на участке, огороженном сетями, но ему удалось проплыть под сетью в открытое море. Позже «водяной из Орфорда» добровольно вернулся на сушу, однако потом снова сбежал, и больше его никто никогда не видел.
Летопись называет это существо Мерменом (Mermen) – мифологический персонаж, представляющий собой бородатого мужчину с рыбьим хвостом, мужской аналог русалки и родственник древнегреческого Тритона и Главка Понтийского, шумеро-аккадских Эа (Энки) и Оанна (Оаннеса), западно-семитского Дагона, исландского Марбендлара и славянского Водяного.

http://s52.radikal.ru/i136/1003/65/d90ee69f28d7t.jpg

+6

42

Больше всего информации об бессмертных существах можно почерпнуть из сказок )

Страшноватая Шотландская сказка
"Рыцарь - Эльф".

Есть в одном глухом углу Шотландии безлюдная пустошь - поросший вереском торфяник. Говорят, будто в стародавние времена там блуждал некий рыцарь из мира эльфов и духов. Люди видели его редко, примерно раз в семь лет, но во всей округе его боялись. Ведь бывали случаи, что отважится человек пойти по этой пустоши и пропадет без вести. Сколько бы его ни искали, как бы внимательно ни осматривали чуть не каждый дюйм земли, ни следа его не находили. И вот люди, дрожа от ужаса, возвращались домой после бесплодных поисков, покачивали головами и говорили, что пропавший, должно быть, в плену у страшного рыцаря-эльфа.
Пустошь всегда была безлюдна, потому что никто не смел на нее ступить, а тем более поселиться там. И вот на пустоши стали водиться дикие звери. Они спокойно делали себе норы и логовища, зная, что смертные охотники их не потревожат.

Неподалеку от этой пустоши жили два молодых человека - граф Сент-Клер и граф Грегори. Они очень дружили - вместе катались верхом, вместе охотились, а порой и сражались рядом.
Оба они очень любили охоту. И вот граф Грегори как-то раз предложил другу поохотиться на пустоши, несмотря на то, что там, по слухам, бродил рыцарь-эльф.

Читать дальше

И еще парочка.
Чудовище Уинделстоунского ущелья
и
Феи Мерлиновой скалы

Отредактировано Marion (26-03-2010 23:02:45)

+5

43

Ведьма в народной культуре
А. Я. Гуревич.

Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование ведьм в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена.Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой одной саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды, и простолюдины.

    Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений - Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые, ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в ведьм и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, Х в., в XII в.включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с ведьмами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе. Люди верили в то, что Ведьмы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища.
   
К.Гинзбург полагает, что в основе рассказов о Ведьмах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия;ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М.Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя признаниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись Ведьмы, поклонявшиеся «рогатому богу»; эта точка зрения отвергнута современной наукой. Не пользуется ныне поддержкой и идея Ж.Мишле о том, что Ведьма была живым воплощением протеста средневековых женщин против тирании мужчин.

Знахарство, связанное с магическим использованием сил и явлений природы, было существенной и неотъемлемой стороной жизни аграрного общества. Между доброй знахаркой, способной лечить травами и другими снадобьями, заклинаниями и заговорами, и злой колдуньей, которая могла накликать несчастье и «навести порчу», не было четкой разграничительной линии, и первая легко могла быть превращена в сознании окружающих во вторую. Наряду с верой в существование ведьм, способных причинять вред, имела хождение вера в добрых колдуний и колдунов, которые время от времени вступают в борьбу со злокозненными Ведьмами, защищая урожай, здоровье и имущество людей. Таковы, например, фриульские  benandanti (букв. «благоидущие»), попавшие в конце. XVI - начале XVII вв. в поле зрения инквизиции.

Далее

Карло Гинзбург.  Образ шабаша ведьм и его истоки

+4

44

Bobby написал(а):

Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой.

Т.е. по мнению древних германцев, провидчество - это было нечто сверхестественное? А не общее для всех?  :unsure:

0

45

Marion написал(а):

А не общее для всех?  :unsure:

Нет, не для всех. Такие способности не могут по определению быть общими для всех.

0

46

Дикая Охота

http://s005.radikal.ru/i211/1005/d0/867b573b3a05.gif

Древняя вера в Дикую Охоту или Неистовое Воинство, призрачную процессию наездников и собак, которые неистовали в полях, лесистых местностях, и небесах, охотясь, убивая или пожирая каждого, кто встретится им на пути, раньше была широко распространена в Северной и Центральной Европе.
Везде, где эта вера пустила корни, она стала локальным поверием , его детали разнятся, чтобы соответствовать местному фольклору и месту действия, так что в итоге детали Дикой Охоты широко изменяются в зависимости от места действия.
Один общий мотив характерен для почти всех областей: увидеть Охоту - к беде , она выступает предвестницей бедствий, время от времени даже таких большие событий, как война, и нужно стремиться избежать этой встречи любой ценой .
Путешественники в безлюдных местах при звуках приближения призрачного воинства старались упасть на землю, пряча в страхе глаза до тех пор, пока пугающая процессия не исчезала.

http://s49.radikal.ru/i125/1005/04/180b561593ee.jpg

Другие общие особенности включают наличие в рядах Охоты ее бесспорного лидера , свиты преследователей-охотников , лошадей , и собак , в сопровождении громкого шума , такого, как лай собак, вой ветра или призрачные голоса, и грохота копыт.
В землях Скандинавии и Германии Дикую Охоту (или Wilde Jagd по-немецки) обычно возглавлял Бог Один , или Вотан (в континентальной германской мифологии), предпочитающий охотиться в холодных ветрах осени или зимы.
Верховыми животными могли быть вепрь или дикая лошадь.

http://s53.radikal.ru/i139/1005/cb/344ef301279f.gif

Как писал А.Н. Афанасьев: «Часто бывает... что в светлую, тихую ночь внезапно раздается страшный гул, свет месяца померкает, вихри подымают свист, деревья ломаются и падают с треском, и в разрушительной буре несется по воздуху Дикий Охотник - один или в сопровождении большого поезда духов... На статном, белом как молоко коне, извергающем из ноздрей и рта пламя, скачет древний Бог во главе огромной свиты; голова его покрыта шляпою с широкими полями; плащ, накинутый на плечи, далеко развевается по ветру... Иногда дикий охотник выезжает не верхом, а в огненной колеснице на выдыхающих пламя лошадях; колесницей управляет возничий, он громко хлопает бичом, и после каждого удара сыплются молниеносные искры».

Некоторые немецкие легенды представляют Дикую Охоту во главе с женским божеством , и они - исключение из общего правила представлений об Охоте как о пугающем предзнаменовании, потому что урожай в полях, над которыми следует Охота, ведомая Богиней, в следующем году возрастает вдвое .
В сказаниях северной Германии их предводитель женщина Холда (Холде, Хулда, Холле и Холте) — богиня домашнего очага и материнства.
В южной Германии ее традиционно называют Берта (Берхта, Перхта). Она связана с луной и стережет души некрещеных детей.
Ее свита наказывает ленивых и порочных, но если перед дверями оставить пищу, то они съедят ее, а потом она снова появится перед тем, как они двинутся дальше.

http://i023.radikal.ru/1005/7e/2b7419840c5d.jpg

Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где, как считалось, они оставались под землей.
Они становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.

http://i032.radikal.ru/1005/90/e02fb368e50a.jpg

Во Франции полагали, что лидером охоты, известной как la Рака Artu или MesneВ d'Helequin , является король Артур .
На Британских островах эта легенда стала связанной с представлениями о Волшебной Стране и о Фейри.
В Англии одним из символов Охоты является олень , непривычного для нашего мира белого цвета. Эта страна имеет множество разных вариантов этой легенды.
Дикая Охота в Англии известна как Herlathing , в честь мифического короля Херлы .
Другим широко известным предводителем Дикой Охоты был Кернуннос , великий рогатый кельтский Бог Животных , имя которых все еще угадываются в названиях мест, таких как Cerne Abbas в Дорсете.

http://i073.radikal.ru/1005/ab/373ff5b4e96b.gif

В традиции  Южной Англии , во главе Охоты находится другая рогатая фигура -  Херне Охотник , или же  Бог Дикого леса .
Появление Херне, как полагали, предвещало большую беду. Когда Херн вел Охоту, люди прятали в домах свой скот и домашнюю живность, потому что считалось, что любое животное, найденное на улице во время Охоты преследовалось бы и было бы убито.

Также в этих краях бытовало представление о Дикой Охоте, возглавляемой королем Артуром .
Эдрик Дикий , боровшийся с норманами в 1067-1070, и, как говорили, женившийся на женщине из Волшебной Страны, время от времени также ведет Дикую Охоту, появляясь всякий раз, когда Англия находится под угрозой вторжения.
Эдрика и Охоту многие видели за несколько месяцов до  Первой Мировой войны и Второй Мировой .
Возглавлять Дикую охоту могут и английские национальные герои, такие как сэр Фрэнсис Дрейк , который носится в сопровождении демонов и безголовых собак по сельским просторам от Тевистока до Плимута в Девоне не верхом, а в призрачной карете или на катафалке.
В Уэльсе -  Гвинн апп Нудд , известный как в качестве Бога мертвых .

http://s003.radikal.ru/i201/1005/30/3a6d83820d20.jpg

Корнуоллский  вариант Дикой охоты -  Дандо и его псы .
Дандо был  священнослужителем, но его занимали лишь плотские удовольствия да охота.
Будни и воскресенья были для него едины, он выезжал на охоту даже в святые праздники. Как-то раз в один прекрасный воскресный день Дандо с приятелями охотились в поместье под названием  Земля , им везло, и они успели настрелять много дичи. Тут Дандо обнаружил, что ни у него, ни у его спутников во флягах не осталось ни капли влаги.
«Если не найти вина на Земле, так идите за ним хоть в преисподнюю!» — возмущенно выкрикнул Дандо.
И тут к нему подъехал  незнакомец , незаметно присоединившийся к охоте, он протянул флягу, сказав, что это самый лучший напиток из того места, которое он только что помянул.
Дандо с удовольствием осушил флягу: «Если такое пьют в аду, то я не откажусь провести там вечность».
В это время незнакомец потихоньку собрал всю дичь. Дандо потребовал вернуть добычу, разразившись  проклятиями.
Незнакомец только сказал на это: «Своего я не отдам». Дандо соскочил с лошади и бросился на незнакомца, который поднял его за шиворот.
«Я буду преследовать тебя за это и в аду!» — кричал Дандо.
На что незнакомец ответил: «Ты отправишься туда со мной».
С этими словами он посадил Дандо перед собой, пришпорил коня, и тот одним прыжком оказался на середине ручья и исчез вместе с седоками.
Но не навсегда: потому что с того дня люди время от времени слышат, как Дандо со своими собаками проносится по тем местам.

В документах XII века говорится, что число охотников 20 - 30 , что они верхом на черных лошадях и черных оленях .
С ними черные собаки с ужасными сверкающими глазами.
В ирландской версии Дикой Охоты, Aes Sidhe - хозяева волшебных полых холмов - выезжают из них в кануны четырех больших огненных праздников – Самайна , Имболька , Бельтайна и Лугнассада.
http://svart-ulfr.livejournal.com/tag/Дикая Охота

про Дикую Охоту (основана на корнуэльском фольклоре)можно прочитать здесь:
http://russian-prose-90.myriads.ru/, /11182/106.htm

Отредактировано иннета (18-05-2012 00:37:35)

+8

47

Bobby написал(а):

Нет, не для всех. Такие способности не могут по определению быть общими для всех.

А как же множество случаев провидения и предвидения среди женщин в древности (и не только женщин)? Или имееются
ввиду именно "профессиональные" прорицатели, со сверх способностями?

0

48

Marion написал(а):

Или имееются
ввиду именно "профессиональные" прорицатели

Именно. Единичные случаи предвидения случались и случаются всегда и везде. Но одно дело "угадать", почувствовать нечто, и совсем иное -  целенаправленно заглядывать в будущее. Или делать вид, что заглядывают. :)

0

49

Тоже по теме.

Любопытная книга о эльфах и людях.
С Павлова." Дорога к Единорогу".
http://d-k-e.chat.ru/chapter04.html

Например, в главе 4й (см выше) автор говорит о признаках эльфов. И... у меня, когда я прочла ее, возникло стойкое ощущение де жа вю.
Ибо почти тоже самое (с некоторыми отличиями) пишут о т.н. Индиго.
А "вечно юных" и долгоживущих людей я даже знаю лично.  :unsure:

+4

50

Эдрик Дикий - и в смерти нет покоя....

http://s54.radikal.ru/i146/1005/03/1ba930403cdd.jpg

Эдрик Дикий был некогда знатным лордом, поместья которого составляли большую часть графства Шропшир.
Он правил поместьем во времена, когда лорд обладал безграничными правами в отношении его крестьян, вплоть власти над их жизнью и смертью.
Он был сильным человеком и заслуженно носил прозвище «Дикий», но при этом он властью своей он не злоупотреблял.
У него было две пламенных страсти – пиры, кои он стремился провести в веселой попойке со своими друзьями, наполняя ночи весельем.
А утром наступало время его второй страсти – ею была охота. Особенно он любил охотиться в большом лесу Клан.

Clun_castle
http://s07.radikal.ru/i180/1005/a7/a60ba4daa744.jpg

http://i032.radikal.ru/1005/9e/c4884cbb060f.jpg

Однажды в жаркий знойный день, он охотился в этом лесу с друзьями. Ближе к вечеру подул ветерок, освеживший уставших охотников.
Эдрик предложил друзьям поворачивать назад к его усадьбе, и направил коня через лес, назад к дому.
Спустя некоторое время ему показалось, что в порывах ветра он слышит звуки далекой музыки.
Сначала лорд подумал, что это ему мерещится, но потом он заметил, что музыка становится все сильнее, и направил свою лошадь в том направлении, откуда раздавались эти звуки.
Через некоторое время между деревьев появился просвет, и охотники выехали на поляну, которой Эдрик, отлично знавший эти места, никогда здесь прежде не видел.
На поляне стоял удивительный дом, откуда и раздавалась та самая музыка.
Эдрик слез с коня, подкрался к дому, и тихо заглянул в маленькое окошко.
Там он увидел шесть прекрасных дев, танцевавших вокруг седьмой, еще более красивой чем любая из них.
Он смотрел на нее, и его переполняла любовь к ней ...она была той, кто должен стать его женой. .
Все было решено, и Эдрик, считая, что поступает по праву хозяина этих земель, ворвался в дом,схватил девушку и вытащил её из помещения.

http://s002.radikal.ru/i197/1005/73/64a5d62c1c23.jpg

Не успел он выбежать с ней прочь, как другие девушки тотчас же превратились в диких зверей и напали на него, и ему пришлось поневоле выхватить меч и защищаться, пытаясь вырваться из дома.
Выбежав наконец на поляну, Эдрик забросил девушку на спину своего коня , прыгнул в седло позади нее, и, преследуемый дикими зверями, поскакал на север, в сторону своей усадьбы.
Когда он достиг дома, девушка, брошенная на спину коня подобно мешку с крупой, уже сидела в седле спокойно и уверенно, как если бы она ехала в дамском седле на своей собственной спокойной лошади. Она вошла в его дом перед ним и когда сам Эдрик вошел в большой зал, она спокойно сидела в углу, наблюдая за ним.
Там она сидела весь оставшийся день, и кто знает, должно быть и всю ночь, потому что когда он вошел поутру в зал, она была все там же, по-прежнему следя за всем, что он делал. То же самое было и на второй день, и во вторую ночь, и только на третий день она наконец заговорила.
"Я знаю, кто ты", - сказала она. -  "Ты – Эдрик, тот, кого люди называют «Диким», но я долго наблюдала за тобой, и не увидела в тебе никакой дикости, а лишь прямоту и честность. Я знаю, ты хочешь жениться на мне. Я согласна стать твоей женой, только прежде узнай о том, кто я.
"Меня зовут Годда и я - королева волшебного народа, и от моих шести сестер ты забрал меня, но я выйду за тебя замуж, и буду жить с тобой жизнью смертной женщины, и ты никогда не станешь напоминать мне об этом. Ты никогда не должен вспоминать, кто я, где ты меня нашел, или вспоминать о моих сестрах, с которыми ты разлучил меня. Если ты нарушишь хоть один из этих запретов, я вернусь обратно в Волшебную страну. Итак, ты клянешься не нарушать эти запреты? "

Эдрик поклялся не нарушать запретов, данных ему Годдой, и они поженились. Их свадьба была великолепной, и они стали прекрасной парой. Все королевство знало об Эдрике и о его жене Годде из Волшебной страны, и считали, что нет на земле никого более прекрасного, чем эта пара.

http://i014.radikal.ru/1005/f4/c3c021b2ed8a.jpg

Потом в Англию пришел Вильгельм Завоеватель, с которым Эдрик яростно боролся, но впоследствии вынужден был заключить мир.
Король пригласил Эдрика и Годду ко двору, и там объявил их самой справедливой парой на его земле . Вильгельм просил их остаться, но их манили Шропширские холмы , и скоро они поехали домой - с благословения короля.
Там они жили счастливо и, вскоре у них появился сын, Алнед, сын Эдрика и Годды.
Все бы и дальше должно были быть хорошо, но однажды Эдрик совершил роковую ошибку. У них вошло в правило, что Годда подает на стол завтрак, и в тот день она замешкалась.
Когда она вошла в комнату, Эдрик в приступе гнева крикнул: "Где ты была, жена? Это, должно быть, твои сестры задержали тебя?"
В тот миг, как он произнес это, он вспомнил о своей клятве, но было слишком поздно. Годда в тот же миг исчезла, и он никогда больше ее не видел.

http://s51.radikal.ru/i133/1005/9c/61d027097174.jpg

С того дня он стал действительно диким, каждый день он выезжал с собаками на поиски его любимой Годды, но он так и не нашел ее, и через много лет спустя он умер, печальный и сломленный человек.
Но, хотя он и умер, охота продолжалась и после его смерти, и до сих пор его призрак все еще ездит по Шропширским холмам – он все еще ищет свою пропавшую жену из Волшебной страны.
Многие видели эту призрачную охоту, и некоторые говорят, что теперь Эдрик ездит снова вместе с Годдой , но другие говорят, что он по-прежнему появляется один.
Если человек услышит, звук охотничьего рога, топот лошадей и собачий лай, то ему нужно отвести взгляд, пока охота не пройдет мимо…

http://i080.radikal.ru/1005/1f/106b7357e8ba.jpg
http://svart-ulfr.livejournal.com/103661.html

+7

51

Про колдунства.
Дж.Л. Киттредж "Колдовство в Средние века"

Церковь всегда запрещала гадание во всех его разновидностях, предсказания авгуров (по птичьему полету или другим приметам), прорицания, обращения к провидцам. Таким запретам отводится особое, значительное место в законах и пенитенциариях англосаксонского периода, а также в поучениях Вульфстана, Эльфрика и других.
«Во время нужды лучше воззвать к Христу, чем обращаться к колдунам и прорицателям».

Белая магия, использовавшаяся для лечения болезней и других целей, вполне невинных самих по себе,  процветала среди англосаксов и, так же как и магия черная, подвергалась осуждению Церкви как языческая и дьявольская. Отсюда 'рассказы о матерях, которые укладывают своих детей на крышу или в печку, чтобы изгнать лихорадку, или проводят их через землю на перекрестке дорог (ритуал, названный в одном тексте «дьявольским искусством» и присовокупленный к исцелению «любым ведовством»); о женах, которые пробовали кровь своих мужей в качестве лекарства; о сбитых с пути истинного христианах, которые сжигают зерно во здравие дома и обитателей на том месте, где человек умер или похоронен, или «постятся в честь луны», чтобы вернуть здоровье. К этой же категории относится и запрет на женские заклинания и гадания (которые определяются как «дьявольские», но не относящиеся целиком и полностью к черной магии), покрывающий все случаи гадания и все разновидности заклинаний, не важно, направлены ли они на излечение больного, усиление действия той или иной травы, освящение амулета или достижение любой другой желаемой цели.

Предполагалось, что нужно читать «Отче наш» и «Верую» - молитвы, которые должен знать каждый христианин, а все прочие слова опасны или, по крайней мере, подозрительны. Святой Кутберт, как сообщает Беда Достопочтенный, имел обыкновение покидать свой монастырь в Мэлроз во время морового поветрия и проповедовать жителям окрестных деревень, которые, отбросив христианские святыни, искали спасения языческими средствами.
Кутберт сам стал приором монастыря и научил многих правилу как своим учительским даром, так и собственным примером Он не только обучал правилу и подавал благой пример жившим в монастыре, но и отвращал окрестных жителей от нелепых суеверий и внушал им любовь к небесным радостям. Многие из них осквернили свою веру грехами, а другие во время чумы забыли священные таинства веры, в которую были обращены, и предались ложному утешению идолопоклонства, будто могли отвратить удары Бога Создателя заклинаниями, амулетами или другими тайнами демонической науки. Поэтому он часто покидал монастырь — иногда на лошади, но чаще пешком - ради исправления тех, кто грешил тем или другим образом. Приходя в селения, он возвещал истину тем, кто сбился с пути.
Беда Достопочтенный. Церковная история англов. IV, 27

Английские целители и знахарки, так часто попадавшие на скамью подсудимых в Средние века, были истинными наследницами своих отцов. Христианство и язычество переплетались так тесно, что даже к чтению «Отче наш» многие ученые и благочестивые мужи своего времени относились как к чему-то магическому. Такое сочетание христианства и язычества, доходящее до гротеска, мы встречаем в англосаксонском диалоге «Соломон и Сатурн», где каждой букве молитвы, написанной руническими знаками, приписывается особая сила в борьбе с дьяволом — что является явным воспроизведением рунической магии времен язычества. В той же поэме, кстати в недвусмысленных выражениях, говорится именно о таком колдовстве, когда речь заходит о том, как враги «иногда сковывают руки сражающегося, так что они словно свинцом наливаются, когда ему нужно сражаться против враждебной армии»; как они «выцарапывают знаки смерти, проклятые буквы, на его оружии и этими символами заколдовывают его меч и отнимают славу его клинка».

Чары и заклинания в больших количествах сохранились на территории бывших англосаксонских земель (равно как и в других германских странах): чары для исцеления ран и остановки кровотечения, чары, чтобы изгонять яд и защищать от укуса пауков и змей, чары для защиты от диких зверей и свирепых псов, для лечения хворей (естественного или демонического происхождения) у людей и скота или для переноса их на другой предмет, для защиты от ведьм, эльфов, гоблинов и всяких страхов как днем, так и ночью, для помощи при родах и предотвращения бесплодия или выкидышей, а также для усиления лечебных свойств трав, повышения плодородия почв и охраны полей от сглаза, для того, чтобы зазвать рой пчел в улей, чтобы оставаться в добром здравии в дороге и отгонять усталость, чтобы усмирять бури, прогонять град и управлять ветрами, для прибыли, для того, чтобы заручиться чьим-либо расположением или победой в сражении, для выслеживания воров или предотвращения кражи, для возвращения украденных предметов, в том числе и украденных или просто заблудившихся лошадей или другого скота.

Ведовство, направленное против людей или скота, упоминается в знаменитом «Заклинании девяти слов» и некоторых других заклинаниях. Чрезвычайно сложный рецепт избавления от «эльфической болезни» сообщает о возможности повстречаться в темноте с демоном как о чем-то вполне естественном.
«Пойди в четверг на закате туда, где растет трава хелениум. Там пропой „Благословляйте Господа", „Отче наш" и литанию, воткни нож в растение, оставь его там. Уходи. Возвращайся, когда ночь встречается с днем; в тот же утренний час сходи в церковь, осени себя крестным знамением и предай себя в руки Господа. Потом ступай молча и, если что-то ужасное или человек подойдет к тебе, не заговаривай ни с тем ни с другим, пока не дойдешь до растения, которое пометил накануне».

Чары и рецепты от укусов змей и других ядовитых существ довольно часто встречаются в англосаксонских коллекциях. Была даже такая теория, будто дьявол может принять облик змеи или завладеть ее телом и в таком обличье начать жалить скотину на пастбище. В XII в. Иоанн Солсберийский писал: «Бесполезные заклинания, которые осуждает вся медицина», возникают в разного рода рукописях во все времена, начиная с норманнского завоевания и заканчивая сегодняшним днем, и свидетельств их применения тоже достаточно.

Одна из таких почтенных несуразиц «делала головокружительную карьеру, пережив тысячелетие и не утратив своей актуальности и по сей день, когда ее применяют, с эффективностью, пожалуй, такой же, как и всегда: знаменитый заговор от зубной боли, начинающийся словами «Сидел святой Петр на мраморном камне».

В общий раздел белой магии попадали также обычные подношения, упоминаемые в пенитенциариях: «Те, кто приносит дьяволам жертвы в малом, пусть постятся один год, но те, кто жертвует помногу, пусть постятся десять лет». В одном из манускриптов дается пояснение, что мелкими жертвоприношениями следует считать те, которые оставляют обычно у источников и деревьев. Поклонение деревьям, источникам и камням могло рассматриваться и как белая магия, и как черная, но в любом случае оно строго запрещалось как дьявольское и языческое. Сатана, поучает Вульфстан, часто насылает на человека болезнь или какое-нибудь увечье с целью заставить его принести жертвы у источника, или камня, «или какого-нибудь другого безжизненного предмета» и тогда посылает ему избавление.

О черной магии, творимой у источника, хорошо говорится в саге о Хереварде. Когда Вильгельм Завоеватель уже почти оставил надежду взять остров Эли, один из его рыцарей предложил следующее: «Я давно знаком с одной старой женщиной, которая, будь она сейчас с нами, своим искусством смогла бы лишить защитников доблести и выгнать их с острова, наслав на них панический страх». Ведьму позвали, приняв все предосторожности, чтобы о ее прибытии не стало известно гарнизону защитников острова; но Херевард, заподозрив, что что-то затевается, отправился на разведку под видом горшечника. Ему довелось устроиться на ночлег в доме вдовы, у которой ((становилась и ведьма, и подслушать, как две женщины по-французски - ошибочно полагая, что этот язык ему неизвестен - обсуждали свое колдовство.

В полночь пара направилась к источнику на краю сада. Херевард прокрался за ними и слышал, как они задавали вопросы «хранителю родника» (очевидно, водяному демону). Когда враги снова пошли в атаку, ведьма устроилась на возвышении среди них, чтобы находиться под защитой воинов, когда начнет применять свое искусство. Но ее заклинания оказались бесполезны, и в последовавшем беспорядочном бегстве норманнов она упала и сломала себе шею. Каким образом намеревалась она околдовать защитников Эли, в саге не сказано, но явно ее действия были основаны на информации, полученной от духа, или демона стихий, обитавшего в источнике.

Таким образом, ведовство соединяется и с почитанием источников. Разнообразные формы последнего существуют и сейчас. Почти каждому святому источнику из тех, что разбросаны по всей Британии, изначально воздавались почести в языческих церемониях, отдельные фрагменты которых дожили до наших дней. Всем известно о существовании «колодцев проклятий», которые, наряду с «колодцами желаний», доступны всякому, кто хочет пожелать кому-либо зла или, напротив, добра.

В 1410 г. епископ Роберт Маршалл из Херефорда узнал, к своему огорчению, что, хотя Церковь и заклеймила поклонение камням и источникам как идолопоклонничество, значительная часть его паствы регулярно посещает некий камень и родник в приходе Турнастон. В «Хронике Варкворта» (под 13-м годом царствования короля Эдуарда IV, т. е. 1473—1474 гг.) рассказывается об источниках, которые являли предзнаменования голода, чумы и войны. Таковы были «ключи голода» возле Рокли, которые, как слышал в 1754 г. доктор По-кок, «наливаются, указывая на приближение голодного времени, и потому те, кто складывает зерно про запас, всегда радуются, когда ключи наполняются». Приходит на ум шекспировский фермер, «который упорно ждал изобилия». В 1528 г. в «Йоркской хронике» была сделана запись, содержавшая захватывающий рассказ о полуязыческом ритуале, исполненном Айсобел Мьюр из Бишопвилтона: «Она' взяла огонь и вместе с двумя молодыми женщинами пошла к ручью, там подожгла пучок соломы и пустила его по воде со словами „Benedicite. Видите ли вы, что я вижу? Я вижу, как огонь горит, и вода бежит, и трава растет, и море течет, и ночные лихорадки и неведомые страхи от того страха бегут, и все другие, волею Господней", после чего прочитала 15 раз „Отче наш", 15 раз „Аве Мария" и три раза „Верую"».

" О водах Британии. В Великобритании, в епископстве Линкольна, в месте, которое его обитатели называют Родестэн, текут воды большой реки, на которой есть небольшой брод. Если туда отвести купаться двух се-
милетних коней разной высоты, то их бока и голени намокнут, стоит им войти в воду, на одном уровне. Когда же переходишь через немного обмельчавшие воды, на берегу появляется открытая гробница, которая как раз подходит по длине и размерам для одного человека преклонных лет. В Великобритании, в епископстве Ковентри, в графстве Стафорд у подножия горы, которую местные жители называют Махул, там, где находится поместье под названием Магдалея, где расположено одно болото. В этом болоте, окаймленном со всех сторон лесом, вода стоит такая прозрачная и обладающая столь сильным свойством возвращать силы телу. Когда охотники, преследующие оленей и других зверей до тех пор, пока лошади не станут падать от усталости, пробуют эту воду, нагретую лучами летнего солнца, и дадут напиться своим лошадям, то силы, утраченные во время погони, возвращаются к ним Причем до такой степени, что со стороны может показаться, будто они не охотились целый день, а только сейчас выехали в лес."
Гервазий Тильсберийский. Императорские досуги. III, 37—38

+7

52

Все - таки, почему женщину, подозреваемую в ведьмовстве топили?
Оказывается, большинство ведьм, вступая в связь с нечистыми духами (часто посредством рукоблудия, кстати) отдавали им часть своей души.
Поэтому чем сильнее была ведьма, считали средневековые инквизиторы, тем она была... легче.

0

53

Брауни (англ. Brownie) — в мифологии — самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами и одетого в лохмотья.
В них верили многие шотландские горцы, жители Шотландских и Западно-Шотландских островов.

http://i020.radikal.ru/1103/b0/38e1c0cb346b.jpg

Брауни сначала ведут наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто «соответствуют их моральным стандартам».
В Бервикшире (графство в Шотландии)считалось, что брауни появляются для того, чтобы помочь людям справиться с тяжелой и скучной работой; однако им ни в коем случае нельзя платить за это.
И, все же, как свидетельствует Хендерсон, для брауни иногда следовало приготовить небольшое угощение.
Больше всего они любили лепёшки из свежесмолотой, еще теплой муки, поджаренное на угольях и смазанные медом.
Домохозяйки, приготовив это блюдо, клали его там, где брауни мог его найти. Пинкертон считает эти существа грешными духами, обязанными входить в дома по ночам и выполнять работу, которую недоделали хозяева. Но если для брауни оставить какое-нибудь вознаграждение, он уйдет и никогда не вернется.
Рассказы об этих маленьких существах  тоже очень занятны.
Брауни очень легко обидеть. Достаточно покритиковать работу, которую он сделал. Если же предложить брауни новую одежду, как он тут же покидает дом и уже не возвращается, ибо считает, что его пытаются подкупить.
Одна женщина по доброте душевной пошила плащ и шляпу для брауни, который всегда подметал и мыл полы в ее доме.
Затем она положила подарки в его излюбленном месте и сказала ему об этом. Брауни тут же навсегда покинул этот дом со словами: "Новая шляпа! Новый плащ! Да я красавец хоть куда!"

Типичный пример обиженного брауни - брауни Крэншо.
В семействе Крэншо в Беркшире жил один трудолюбивый брауни, он жал и молотил зерно каждый год, пока люди не привыкли к этому настолько, что однажды кто-то сказал, что в этом году зерно не так хорошо сжато, как в прошлом.
Брауни, разумеется, всё слышал. Наутро всё зерно из амбара оказалось на Вороньем утёсе, в двух милях от дома, а брауни никогда больше им не помогал.

Но если обращаться хорошо с ним, а его капризам не противоречить, брауни способен на безраздельную преданность интересам хозяина. Иногда он даже вызывает неудовольствие слуг тем, что разоблачает их мошеннические проделки или сам наказывает их.
Подобные истории до сих пор распространены в Британии.

http://s15.radikal.ru/i188/1103/82/70969950646b.jpg

«Бездомный» брауни может заманить в болото или чащобу.
Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный брауни боится христианских символов.

Материал собран по книгам:
Энциклопедия волшебных существ
Э. Хартленд - Легенды Старой Англии
Д. Дуглас - Легенды и предания Шотландии.
и Вики:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Брауни

+6

54

Отредактировано Alga (17-03-2011 14:10:25)

+5

55

Дух - Безголовое Тело

http://s016.radikal.ru/i337/1103/17/82e528d6cb31.jpg

На Шотландском побережье, в нескольких милях от острова Скай, в области Морара, на землях лорда МакДональда шатался дух по имени Безголовое Тело. Он никогда не трогал женщин и детей и даже старался не напугать их, исчезая при одном только звуке их голосов. Но мужчины, случайно забредающие в его владения, погибали в его смертоносных объятиях - наутро тела несчастных жертв находили страшно искалеченными и изуродованными.
Есть легенда, что этот кровожадный монстр - воплощение души одного из воинов древности, вероломно обезглавленного врагами и не нашедшего покой из-за жажды мести. Не имея глаз, он якобы различает людей по походке и убивает всех мужчин без разбору, надеясь, что среди них окажутся и его убийцы.

http://s42.radikal.ru/i095/1103/60/7b25c65cf468.jpg

Так же всадник без головы был знаменит в Ирландии, где получил имя Дюллахан (Gan Ceann).
Особенно Он предпочитал отдаленные географические участки графств Слайго и Даун.
Там он, облаченный в черное просторное одеяние, не расставаясь со светящейся головой, которую носит под правой рукой или на седле перед собой, приносит людям смерть.
Он разыскивает очередную жертву, высоко поднимая свою голову. Нигде не скрыться обреченному человеку, от ее взгляда.

Известный ирландский автор биографических и исторических работ, сказочник и выдумщик Г. Уильям Джон Фицпатрик писал о своей встрече с Дуллаханом:
«Заметил он его на выступе холма между деревней Брайнсфорд и лесом Манискалп поздно вечером.
Дуллахан держал голову в руке, и она произнесла имя. Как только всадник исчез, случилась рядом жуткая автомобильная авария, в ней погиб молодой человек. Именно его имя, как выяснилось, произнесла голова Дуллахана»

http://s58.radikal.ru/i159/1103/2f/54053ab54123.gif

Боггарт.

http://i071.radikal.ru/1103/61/6f8dd17a4b63.jpg

Боггарт - в английском фольклоре проказливые духи.
Эти небольшие духи появляются как правило, вдоль дорог и лесных троп только ночью.
Они могут быть невидимыми, могут принять облик чёрной собаки или мешка с зерном, чтобы заставить путника подойти поближе, а могут и превратиться во что-нибудь устрашающее, чтобы его напугать.

К тем людям, в доме которых живёт боггарт, он чаще всего относятся довольно дружелюбно, однако способен на злые проделки.
Их любимая шалость такова: прокрасться ночью в спальню, провести холодной, мокрой лапой по лицу человека, и сдернуть, на пол одеяло.
Привыкнуть к безвредным, но надоедливым выходкам боггарта смогли только жители городка Эбшестера, что в Нортумберленде.
Они даже дали шалуну имя - Хэдли Коу.

http://s012.radikal.ru/i321/1103/8b/5df0e72b55e7.jpg

По преданию, боггарт донимал некоего фермера. Особенно от него доставалось детям. Он крал у них хлеб с маслом, прятал тарелки с кашей, и его никак не могли поймать. Но однажды младший сын фермера наткнулся на дырку в глубине шкафа и сунул туда старую подкову. Та вылетела, обратно и стукнула мальчика по лбу. С того дня уже дети начали изводить боггарта - засовывая в дырку всякий мусор. Вскоре между ними разгорелась настоящая война, и фермер решил, переехать, от греха подальше.
В день переезда сосед спросил:
- Уезжаете?
- Да уж. Этот чертов боггарт надоел хуже горькой редьки. Знаешь, он чуть было не прикончил мою хозяйку.
И тут из груды вещей донесся утробный голос:
- Да уж. да уж!
- Боггарт! - воскликнул фермер. - И как он туда забрался? Придется оставаться, на новом месте он нас будет изводить ничуть не меньше. Они остались в старом доме. и боггарт мучил их. до тех пор, пока ему самому не надоело.

http://s015.radikal.ru/i331/1103/d4/259251e0971c.jpg

Если боггарт чувствует себя слишком обиженным, он может держать в страхе целую деревню.
При этом спасения от боггарта нельзя было найти, даже переехав в новый дом. Маленький негодник переезжал вместе с домашним скарбом.И чем больше отчаивается семья, тем веселее боггарту.
Единственное спасение в этом случае - помощь священнослужителя. Считалось, что именно молитвы и заговоры способны воздействовать на боггарта.

Подобные существа известны в США под именем боуги или боугимен, в Шотландии их называли богл, в Германии — боглеман.
http://belorys-kh.livejournal.com/247903.html
http://www.diary.ru/~vskazke/?tag=5171&from=20

+6

56

ОТКУДА ОНА: СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

http://i003.radikal.ru/1103/bb/c699d44b156f.jpg

Как известно всем почитателям частного детектива Шерлока Холмса, богатый землевладелец сэр Чарльз Баскервиль погиб от разрыва сердца, встретив в сумерках на аллее своего поместья громадную черную собаку со светящимися глазами и пастью. Только вмешательство Холмса спасло от той же участи и сэра Генри. Судя по передававшейся из поколения в поколение в семье Баскервилей рукописи 1742 года, это чудовище преследовало членов семьи не менее полутора веков.
Но откуда взялась эта собака? Самый простой ответ - со зловещих Гримпенских торфяных болот, где ее поселил (предварительно намазав фосфором) негодяй Стэплтон, зарившийся на поместье и все богатства семьи. Однако откуда пришла такая идея автору повести, Артуру Конан Дойлю?
По-видимому, писателю попала в руки небольшая книжечка, изданная в Лондоне в 1577 году. Автор - священник, преподобный Абрахам Флеминг. Книжечка носила длинное, как полагалось в те времена, название: "Странное и ужасное Чудо, случившееся совсем недавно в приходе одной церкви в Банги, городке, что не так далеко от города Нориджа, а именно, четвертого августа лета Господня 1577-го, во время сильной бури и проливного дождя, молний и грома, какие редко бывают. С появлением создания ужасной внешности, которого явственно видели люди, собравшиеся там в тот момент. Записано и зарисовано обычным образом согласно писаному документу Абрахамом Флемингом".

http://s015.radikal.ru/i332/1103/08/60a3c8418579.jpg
Титульный лист книжки Абрахама Флеминга.

Сам Флеминг не видел описанных им событий. Он занимал место школьного учителя, позже стал ректором собора Святого Панкраса в Лондоне. Издал несколько учебных пособий по латинскому языку, переводил античных авторов на английский.
В брошюре он описал, как во время необычно сильной грозы, разразившейся между 9 и 10 часами утра, когда в церкви Святой Марии городка Банги слушали проповедь около 20 человек, под сверкание молний и раскаты грома в храм ворвался страшный черный пес. Он перегрыз горло двум мужчинам и исчез. Через несколько минут гроза ушла, и тот же пес появился в церкви Святой Троицы в Блайсбурге, городке в 11 километрах от Банги. Там он зарезал еще двоих мужчин и одного мальчика и обжег адским пламенем руку одного прихожанина. Дьявольская собака исчезла, оставив следы когтей на дубовой двери храма.

http://i037.radikal.ru/1103/4b/034fbb78713e.jpg

http://i001.radikal.ru/1103/17/5cbcabbfad78.jpg
Церковь Святой Троицы в Блайсбурге, где на дубовой двери сохранились отметины когтей чудовища.

Эти следы, видимые и по сей день, остаются единственным вещественным свидетельством описанных Флемингом событий. "Писаный документ", на который он ссылается в заглавии, по-видимому, церковные книги обоих храмов. Но в них нет ни слова о собаке, сказано только, что необычайно сильные удары молний в страшную грозу убили нескольких прихожан и обожгли других. Так что повествование Флеминга, видимо, опиралось больше на устные свидетельства очевидцев.
Историки попытались как-то объяснить рассказ лондонского священника, найти рациональное зерно. И каждый выдвигал свою версию.
На самом деле собака не врывалась в храм, во всяком случае, такой "дьявольский пес". Но было нечто такое, что прихожане, напуганные необычайно сильной грозой, приняли за исчадие ада.
В те времена в Англии собак допускали в церковь вместе с их хозяевами. Имелись даже специальные служители, которые присматривали за собаками и в случае, если те заводили возню или еще как-то отвлекали присутствующих от церковной службы, выгоняли псов за дверь. Об оплате такого рода услуг сохранилась запись несколькими строчками выше отчета о страшной грозе в церкви Святой Марии в Банги.
Флеминг пишет, что удары грома, сотрясавшие все здание, и яркие вспышки молний напугали прихожан "до потери разума". Не могли ли они в таком состоянии обычную собаку, приведенную кем-то в церковь, принять за чудовище? Тем более, автор сообщает, что небо грозно потемнело, в церкви тоже стало темно и в этот момент все упали на колени. Собака среднего размера достает до плеч человека, стоящего на коленях, и в этом случае может показаться огромной. А при вспышке молний глаза животного могли светиться, как светятся красным глаза человека на фотографиях, снятых со вспышкой.

http://i002.radikal.ru/1103/13/d7213c3e4748.jpg

Ужас прихожан могло усилить еще одно обстоятельство. В Средние века нередко случались отравления хлебом, зараженным спорыньей. Алкалоид эрготамин, содержащийся в этом грибке, поражающем хлебные злаки и, попадающий в выпеченный из них хлеб, по свойствам похож на известный галлюциноген ный препарат ЛСД. Под действием эрготамина может много чего привидеться.
К тому же в Англии, особенно в восточных ее графствах, распространены фольклорные рассказы о встречах с черной собакой, предвещающей несчастье: "Огромная, черная как смоль. Такой собаки никто еще из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь..." Обычно ее встречали одинокие путники ночью, в безлюдной сельской местности. По рассказам путников, в собаке сначала не проявлялось ничего, что свидетельствовало бы о ее сверхъестественной природе, и, только когда она исчезала (в некоторых описаниях - когда путник хотел погладить ее), становилось ясно, что это гость из потустороннего мира. Пес проваливался сквозь землю.

http://s55.radikal.ru/i149/1103/94/201335c7aad9.jpg

Даже если автор похождений Шерлока Холмса не был знаком с брошюрой Флеминга, он наверняка знал об этих преданиях. Вот откуда могла появиться "собака Баскервилей".

http://www.nkj.ru/archive/articles/2143/

+8

57

Русалки. Миф или реальность?

Русалку обычно изображают в виде девушки с рыбьим хвостом;однако у неё может быть и пара ног,и пара хвостов,которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и змеиными.  Она поёт чудесные песни, а нередко щё и игравет на арфе.
Атрибутом всех «водных женщин» являются распущенные волосы.

http://s55.radikal.ru/i148/1104/1b/a1dbad7a507d.jpg

В культуре практически всех народов известны легенды о духах воды, которые могут навредить, но могут и сотворить добро.
Русалка упоминается в "Романе о розе" Чосера/14 век/
В Нюрнбергской Библии (1483 год) изображен Ноев ковчег, а рядом в воде плавает русалка.

Франция, 14 век
http://s53.radikal.ru/i140/1104/73/ac88ee583137.jpg

Было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море.
Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.
Также у шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.
Германская русалка — ундина — обычно без хвоста, с красивыми волосами. По преимуществу, речные воды.
Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков.

Русалка и три моряка. Из "Avarium", 14 век.
http://s011.radikal.ru/i315/1104/8e/0a4519737d81.jpg

В Британии и Ирландии слагали легенды о морских девах, которые сбрасывают рыбий хвост, перед тем, как выйти на сушу.
В Скандинавии и Германии водные существа разделялись на морских и речных.

В валлийской легенде нимфа озера Ллин и Фан Фах вышла замуж за смертного и, родив ему сына, исчезла.
Затем появились три мудреца и научили её сына всему, что сами знали.

Русалки нередко забирают смертных в подводное царство. Слепой Морис Коннор -лучший волынщик в Мюнстере, последовал за русалкой в море. Согласно преданию, его пение до сих пор слышно из под воды.

http://i019.radikal.ru/1104/78/12e6048baa5b.jpg

После окончательного утверждения христианства в Европе духовенство пыталось задушить остатки языческих верований.
Однако малозначитальные персонажи,такие, как русалки,с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опастности для религии и продолжали жить в фольклоре.
В христианской религии русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к моральной гибели. Как и многие другие существа, русалки и их символическое значение были неоднократно описаны в средневековых бестиариях.

Франция, 1450-70 гг.
http://i053.radikal.ru/1104/58/208043958eb8.jpg

Персонажи ранних бестиариев были не русалки, а сирены. Однако после того, как эти существа смешались в сознании народа, то же произошло и в бестиариях.
В бестиарии Уайта/12 век/ русалки описаны как полулюди полурыбы, но иллюстрация изображает девушку с крыльями на талии, птичьими лапами и рыбьим хвостом.
В "Божественном бестиарии" 13 века Гийома Леклерка говорится о том,что нижняя часть русалки - птичья или рыбья.

http://i081.radikal.ru/1104/70/cc3247611339.jpg

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк.

Варфоломей Английский утверждает, что сирены - девы рыбц, хотя и отмечает, что по некоторым источникам, их нижняя часть тела -птичья.

Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха 2, рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и питался как сырой, так и варёной рыбой. Через два месяца он убежал в море.

В 1403 году, как гласит легенда,после шторма в Западной Фрисландии нашли русалку, запутавшуюся в водорослях.
Её одели и кормили обычной пищей, она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не заговорила.
Через 14 лет она умерла.

Тайны природы:
http://www.kosmopoisk.nm.ru/priroda9.htm

+6

58

Человекоподобное растение

Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть;
чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре  при её выкапывании сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает.
http://s15.radikal.ru/i189/1108/19/4bead0b4c194.jpg

Плиний считал, что белая мандрагора — это самец, а черная — самка.
Вырывать мандрагоры из земли было опасно. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях.
Крик этот может свести с ума тех, кто его слышит. Шекспир в «Ромео и Джульетте» пишет:
«Стоны мандрагоры, когда ее с корнями вырывают, — тот звук ввергает смертного в безумье»
http://s58.radikal.ru/i161/1108/79/b9e1d8141bbd.jpghttp://i032.radikal.ru/1108/5c/02cb430ac0d1.jpg

Верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.
Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. В средние века она связывалась с дьяволом, нечистой силой. Мандрагора также символизировала возбуждение, мужской принцип; в языке цветов она выступала как образ редкого, необычного.
В древности существовало поверье, что при помощи мандрагоры можно усиливать любовное влечение, найти клад, излечиться от бесплодия и даже стать неуязвимым.
http://i005.radikal.ru/1108/81/a814a5ec97b6.jpg

Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В средневековье считали, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым.
http://s50.radikal.ru/i130/1108/5f/5f172e8081e2.jpg

Образ растений, столь тесно связанный с язычеством и колдовством, не мог не претерпеть изменений с приходом христианства.
В эпоху средневековой охоты на ведьм о мандрагоре стали распространяться мрачные легенды.
Например, человекоподобная форма мандрагоры породила легенды, будто она растет у подножия виселиц.
Хильдегарда Бингенская (XII в.) полагала, что мандрагора возникла там, где был создан Адам.
Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире повешенных.
Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника.

По поверью того времени, если вырыть мандрагору под висельником и, разделив корень пополам, съесть  мужчине и женщине, то их любовь будет навек.
В фильме Пола Верхувена "Плоть и кровь" это и проделывают герои фильма /не герой Рутгера Хауэра/
http://i017.radikal.ru/1108/45/f04bc8c53717.jpg
http://www.fresher.ru/2010/02/26/chelov … more-12512

Отредактировано иннета (29-08-2011 02:37:56)

+6

59

иннета написал(а):

Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника.

И еще его выделения. Сначала выделения, а потом плоть. Из-за выделений корень под повешенным и считался приворотным.

0

60

milka написал(а):

Сначала выделения

Да. Для вечной любови нужен был именно ТОТ корень. [взломанный сайт]
Я подробности и о собаке, и про это вот не стала выносить.

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Средневековье » Ведьмы, чудовища, привидения, суеверия