Ранее в рассказе об Уппсале я упоминала о королевских курганах...
ВЕЛИКИЕ КУРГАНЫ УППСАЛЫ
Самые знаменитые из серии монументальных насыпей, сооруженных в эпоху Великого переселения народов и последующие столетия. Представляют собой цепочку из курганов, три из которых представляют собой, по преданию, захоронения конунгов свеев – Ауна, Эгиля и Адильса. Расположены около Старой Уппсалы (Швеция). До восьмисот небольших курганных насыпей сосредоточено по склонам гряды, протянувшимся с северо-запада на юго-восток. Этот "курганный шлейф" на окраине уппсальского могильного поля завершают прямоугольные каменные ограды с ингумациями поздней эпохи викингов (XI в.).
Западный курган, высотой 12 м, исследован в 1873-1874 гг. широкой шахтой с восточной части. Под каменной насыпью 1 м высотой и 1,5 м диаметром, на основании скрывалось кострище, устроенное на глиняной площадке 3 м в поперечнике, останки сожжения были собраны в маленькую кучку. Золоченая рукоять меча с гранатами и прочие мелкие детали, части гребня, металлические вещи, украшенные во "II стиле Салина", позволяют датировать захоронение серединой или концом VI в., Нильс Оберг ограничивал его датировку 550 г.
Восточный курган раскопан в 1846-1847 гг. одним из основоположников шведской археологии, Брором Хильдебрандом. Раскопки велись тоннелем, прорезавшим естественное возвышение, составлявшее до трети общей высоты насыпи. Как и в западном кургане, на основании открыта полусферической формы каменная кладка высотою до 2,5 м, над сожжением на глиняной площадке, где располагалась могильная яма с кострищем, в ней – глиняная урна с останками сожжения, а также кости собаки, лошади, быка, овцы, свиньи, кошки и петуха. Собраны фрагменты высококачественных вещей, уложенных на костер, в убранство входили игральные шашки, стеклянный кубок (расплавился). Кости конунга были снова, после раскопок, собраны в урну и оставлены на месте. Изъятые вещи замещены монетой правящего короля.
Средний курган в то же время копали шахтой, на 4,5 м вышли на каменную насыпь и остановили раскопки. Эта консервация, выжидание более совершенных методов археологического исследования, остается в силе до наших дней.
Итак, три кургана, расположенные цепочкой к юго-западу от уппсальского святилища, однотипны по устройству и погребальному обряду. На естественном возвышении устраивалась площадка, перекрытая слоем глины и служившая местом кремации. Среди вещей, уничтоженных в пламени костра, – драгоценное оружие (золото с гранатовой инкрустацией), златотканая парча, стекло. В составе жертвоприношений – кости собаки, лошади, быка, свиньи, овцы, а также кошки и петуха (петух Сальгофнир будит эйнхериев в Вальхалле, дворце Одина; кошка – священное животное Фрейи, его жены; собака сопровождает всадника в Вальхаллу на изображениях готландских стел VIII-XI вв.). Остатки сожжения помещали в глиняную урну или сгребали в кучку на кострище. Над погребением сооружали каменную насыпь высотой 1-2,5 м, а затем насыпали земляной курган (самый высокий из них, западный в Упсале, достигал 12 м).
Эпическая традиция, связавшая курганы Уппсалы с конунгами племени свеев, Инглингами Ауном, Эгилем и Адильсом, в общем подтверждена этими археологическими данными. Сын Эгиля Оттар (упомянутый в "Беовульфе"), погребенный, по преданию, близ Венделя в кургане Оттарсхёген, умер, судя по датировке комплекса находок, около 550 г.; для остальных "курганов Инглингов" предлагались различные датировки; наиболее вероятные из них – в интервале 500-550 гг.
В погребальном обряде уппсальских курганов черты ритуала, традиционные и типичные для Средней Швеции, гиперболизированы до монументальности: "Великие курганы" выделяются и размерами, и конструкцией (требовавшей большого труда), и роскошью погребального инвентаря, и обилием жертв.
Литература:
Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. – СПб., 2005.
N. Aberg. Uppsala högars datering. – Fornvännen, 1947.