SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Средневековый город

Сообщений 31 страница 60 из 89

31

Город, жизнь и нравы зажиточных горожан
(из книги Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэля "Жизнь и развлечения в средние века")

http://i026.radikal.ru/0912/a1/b87eda4d6adb.jpg

Войны не разоряли горожан, как это происходило с рыцарями'.
Они свободно покупали, брали к залог землю, и хотя жаловались на жизнь, но постоянно приобретали новые привилегии, навязывая сеньорам, которые нуждались в деньгах, кабальные условия договоров. При этом разбогатевшие простолюдины еще и насмехались над дворянством, видя, как оно нищает.

Лавка(гравюра)
http://s56.radikal.ru/i154/0912/2a/49e23de6fc0c.jpg

Купец (гравюра)
http://s56.radikal.ru/i153/0912/79/b63069dc2768.jpg

Бравые торговцы, лихо обиравшие сеньоров, не имели возможности выставить приобретенное богатство напоказ и находили удовлетворение в том, что владели добротными домами с надежными запорами, прекрасно обставленными, набитыми красивой посудой, роскошной одеждой.
Разумеется, не один барон в XIV в. был бы счастлив стать обладателем мебели, столового серебра, запасов полотна, сукна, тканей, которыми владел толстый бюргер из соседнего города. Все письменные памятники, сохранившиеся с того времени и содержащие подробности частной жизни зажиточного городского сословия, пронизаны любовью к домашнему очагу, свидетельствуют об уюте, упорядоченной жизни, достатке и об эгоистической роскоши, которую принято называть комфортом.

фасад дома в Витто, принадлежащего зажиточному горожанину (вторая половина XIII в.)
http://s50.radikal.ru/i127/0912/8d/51792aac0ada.jpg

С 1346 по 1425 г. Франция постоянно терпела поражения в (Столетней войне, а за временную стабилизацию при Карле V (1360— 1 'МО) пришлось отдать английскому королю значительную территорию. Тяжесть этого поражения легла на французское дворянство в большей степени, чем на города; французские рыцари теряли доходы со своих ленов, дворянские роды разорялись, лишаясь своих «кормильцев», погибших в бою.
Как свидетельство той эпохи, сохранилась весьма интересная книга,  где есть полное представление об обычаях богатых горожан в XIV в. во Франции — это «Парижский хозяин», наставление, с которым парижанин обращается к своей жене. Автор входит во все детали частной жизни.
Вот страницы этого трактата, которые относятся к этой  теме.

Автор рекомендует жене заботиться о своем муже, чтобы он не покинул ее.
По его мнению, мужчины должны заниматься делом; забота.же Q доме,.— ..занятие женщины. Муж не побоится ни холода, ни дождя, ни града, если знает, что вернется в уютный дом, «где его разуют у жаркого очага, омоют ноги, подадут новые штаны и башмаки, хорошо накормят, хорошо напоят, хорошо обслужат, обойдутся с ним по-хозяйски, уложат на чистое белье, хорошо укроют добрыми мехами...»
Автор рассуждает: «Три вещи гонят хорошего человека из жилища: закрытый дом, дымный камин и ехидная жена... Следите, чтобы зимой (в камине) был хороший огонь без дыма; уложите мужа меж ваших грудей, хорошо укройте, и вы его обворожите, Летом же старайтесь, чтобы ни в вашей комнате, ни в вашей постели не было блох...»

http://s51.radikal.ru/i131/0911/e4/59cef9347a2e.jpg

Городские богатеи не располагали, как владельцы замков, барщинными крестьянами, которых можно было бы заставить выполнять роль прислуги, и им приходилось использовать наемных слуг.
В XIII в. жилища горожан были невелики: в доме на каждом этаже две-три скромно обставленные комнаты, что ограничивало количество прислуги.
Слуга бюргера одновременно был поваром, конюхом, кучером, швейцаром и чернорабочим. Однако каждый бюргер являлся либо ремесленником, имевшим одного или несколько подмастерьев, либо купцом, имевшим несколько приказчиков; на этих младших членов цеховой организации и перекладывалась часть работы но дому мастера. Постепенно растущая привычка к роскоши потребовала увеличения домашней прислуги.
Сеньоры, живущие в замках на своих землях, относительно легко решали эту проблему, поручая в качестве барщины новые тяжелые работы по хозяйству своим крестьянам; но горожане не могли иметь много постоянных слуг, и им — по мере надобности — приходилось временно нанимать людей со стороны.

http://s40.radikal.ru/i089/0912/42/7498b61ebd01.jpg http://i072.radikal.ru/0912/7f/31a2c7aad910.jpg

Автор «Парижского хозяина» [71. V . 2. Р. 53] пишет: «Слуги бывают трех видов. Одних нанимают как подручных на несколько часов, когда возникает острая необходимость:носильщики, которые перетаскивают тюки и прочие грузы подобного вида.
Иногда работников нанимают на день-два, на неделю или на целый сезон в каких-то сложных случаях или для выполнения тяжелой работы: это ткачи по шелку, косцы, работники для обмолота зерна, сборщики винограда, сапожники, сукновалы, бочары и т. п.
Слуг второго вида берут на время для определенных услуг: это портные, скорняки, пекари, мясники, обувщики и прочие, кто работает сдельно, получая плату за то, что ими произведено.
Третьих же нанимают в качестве домашних слуг, чтобы работали в течение года и жили в доме. И из всех перечисленных нет никого, кто любил бы свою работу и хозяев...»

Отредактировано иннета (14-12-2009 04:08:37)

+6

32

Хочется порассуждать на затронутую тему.
Знать презирала торгашей, купцов и простых горожан, и в том числе за богатство. Можно сказать, что это происходит из разделения на сословия и что так повелось издавна.
Но вот что-то не верю я, что вся эта знать, катастрофически нищающая, ни капельки не завидовала презренным купцам, которые купались в роскоши, когда у знатного нобиля не было гроша за душой. Ну эти знатные строили из себя такую гордую независимость и демонстрировали презрение к богатству и тем, кто богатством владеет, а сами очень бы хотели завладеть хотя бы половиной их имущества.

0

33

milka написал(а):

Но вот что-то не верю я, что вся эта знать, катастрофически нищающая, ни капельки не завидовала презренным купцам, которые купались в роскоши, когда у знатного нобиля не было гроша за душой.

Возможно зависть и присутствовала.
Но благородные презирали сам способ такого вот обогащения.
Купил за гроши, продал с накруткой, вот и вся работа. Опять же проценты, под которые деньгу в долг давали.
Да и сейчас ничего не изменилось.

0

34

milka написал(а):

Ну эти знатные строили из себя такую гордую независимость и демонстрировали презрение к богатству и тем, кто богатством владеет, а сами очень бы хотели завладеть хотя бы половиной их имущества.

Считаю, что зависть была. Но признаться, что они хотят завладеть имуществом ближнего своего, того же купца, к примеру, ни один нобиль даже себе бы не признался. Наверно, существовал моральный кодекс чести, по которому обогощаться за счёт торговых операций может только "смерд".
А, если в литературе посмотреть, сколько таких примеров. Нищие дворяне со своей спесью никак не отдадут свою дочку за богатого, преуспевающего дельца или его сына. Хотя тем самым могут и поправить своё материальное положение. В них это веками сидит. На мой взгляд, совершенно, зря. Кровь-то она одного цвета. У всех. ;)

0

35

milka написал(а):

Знать презирала торгашей, купцов и простых горожан, и в том числе за богатство.

Странно, при этом дворянин должен был быть богатым (чтобы быть щедрым).
Я думаю, что дворяне скорее не презирали, а не понимали буржуа, потому что те жили "не так". Они экономили, не были щедрыми, ну и конечно, они стояли ниже по соц. лестнице.

Ксения написал(а):

В них это веками сидит. На мой взгляд, совершенно, зря. Кровь-то она одного цвета. У всех.

Насчет того, что в них это веками сидит. Полностью согласна. И это разумом иногда не понять. Вот "Почему я не могу выйти за хорошего парня, но не своего круга?" - может рассуждать девушка, потомок каких - нибудь Норфолков, например.
А вот не может и всё! Не ее круг. На уровне подсознания это.
Хотя сейчас многие выходят. И раньше выходили и женились. Но кажется меньше. После (и до) войны было модно жениться на дочках банкиров...

0

36

иннета написал(а):

Но благородные презирали сам способ такого вот обогащения.

Как я их понимаю! Правда. Не люблю бизнесменов и все эти шахер-махеры.
Сейчас изменилось! РРРРРРР! Сейчас банкиры и все вот эти считаются типа крутой элитой.

Ксения написал(а):

Нищие дворяне со своей спесью никак не отдадут свою дочку за богатого, преуспевающего дельца или его сына.

И правильно! Они же разного круга, у них ментальность разная, жизненные установки, и позор же какой! Семь поколений дворян в роду, а тут дочка выскочила за какого-то купчишку! Фу!

Ксения написал(а):

На мой взгляд, совершенно, зря.

Ох не зря. :( Тут даже большая любовь не спасет. Вылезет воспитание, в семейных конфликтах обострятся противоречия.
В одну телегу впрячь неможно вола и трепетную лань! Вот!

Marion написал(а):

Странно, при этом дворянин должен был быть богатым (чтобы быть щедрым).

Он должен быть щедрым и дворянином. А если он щедрый, но купец,  все равно он только купец.
Дворяне жили на  доходы от поместий, на военную добычу. И чем больше поместий, тем богаче. Поэтому и считалась земля самым ценным для них. И сейчас земля это ценный источник дохода. Там можно строить прибыльные здания всякие.

В общем, что получается, что социальная лестница не позволяет соединить свою жизнь с тем, кто стоит ниже, а зависть все равно есть.
Только наверное взгляды на богатство тоже разные.
Купец думает, как пустить капитал в оборот, а дворянин о том, какие доспехи себе прикупит и какой отряд вооружит на те же деньги.
Вот, вот где зависть!

0

37

milka написал(а):

И сейчас земля это ценный источник дохода. Там можно строить прибыльные здания всякие.

А можно под фермерское дело пустить.  :) ()

Отредактировано Marion (13-01-2010 01:53:31)

0

38

Поиск упорно этого не находит

О водоснабжении в городах (12 - 13 века).

"() До начала XIII в. лондонцы брали питьевую воду из многочисленных источников, расположенных в окрестностях города. Кроме того, действовали остатки римского водопровода. С ростом населения потребность в воде возрастала, и в 1247 г. в Лондоне началось строительство цистерн, в которые вода поступала из источников по проложенным под землей деревянным трубам. В те времена система водоснабжения города выглядела так:
Из источника в Тайбьюрне вода подавалась в 2 большие цистерны - Great Conduit и Little Conduit.
()
Снабжавший римскую Лютецию акведук был разрушен. Поэтому средневековый Париж, долгое время располагавшийся на небольшом острове Ситэ, снабжался водой из окружавшей его со всех сторон Сены.
В конце XII в. Филипп II построил первый общественный фонтан на центральной рыночной площади Ле Заль. Вода к нему была подведена из двух акведуков, снабжавших монастыри Сен-Лорен и Сен_Мартин-де-Шам, расположенные за пределами города, из источников Романвиль, Менильмонтан и Белевю.
К середине XIII в. в Париже стало на 2 общественных источника больше – добавились фонтан Невинных Младенцев и фонтан Мобюэ".
()
Автор
Pulman
Источник:
http://www.diary.ru/~Letantaniel/p86490755.htm#more1

+3

39

Вот, что удалось нарыть:

- В 12 веке в Европе были сооружены первые скважины специально для водоснабжения. Во Франции одна из скважин дала воду, которая самоизливалась на поверхность в виде фонтана (1126 год). Такие скважины впоследствии стали называться артезианскими, по названию местности Артуа (Artesium), где впервые была сооружена фонтанирующая скважина.

- Вообще, для надежного водоснабжения в древнем мире не жалели сил и средств. Например, на острове Самос в середине VI века до н.э. строителем Евполином был построен водопроводный тоннель длиной 1 км.
Только в IX веке монахи из монастырей отвели воды некоторых ручьев и оборудовали два общественных водоема. В самом Париже общественные бассейны были сооружены по приказу короля Филиппа-Августа в XII веке. Первый колесный водоподъемник из реки Сены был построен при короле Генрихе IV. Но все же водоснабжение растущего населения Парижа было явно недостаточным: парижане тех лет (начало XVI века) пили в среднем по полтора литра вина в сутки, но зато располагали всего одним литром питьевой воды на человека! Только в конце XVIII в. была создана акционерное общество "Компания парижских вод", которая начала строить систему централизованного водоснабжения из реки Сены и ее притоков.
Водоснабжение большинства стран Европы развивалось примерно по тому же пути, что и Париж. Вслед за водопроводом в Европе в XIX началось интенсивное строительство канализационных систем, которое получило наибольшее развитие в самой передовой стране того времени - Англии. К 1883 году в Англии малосовершенные канализационные системы имелись в 50 городах. Именно в Англии в 1862 году впервые в мире были разработаны санитарные нормы, и был издан закон об очистке сточных вод перед их выпуском в водоемы.

Начальные сведения об устройстве централизованных городских водопроводов в Европе относятся к XII в. В конце XII в. построен первый самотечный водопровод в Париже. В XIII в. начинается централизованное водоснабжение Лондона. К началу XV в. относятся сведения об устройстве водопроводов в немецких городах.

+2

40

А это уже русский город. Хотя, тоже ж Европа :)

Первые мостовые и водопровод появились в В. Новгороде!

В старину древний город был самым благоустроенным в Европе
Из сборника «Впервые в Новгороде - впервые в России», созданного библиотечным центром муниципальной и краеведческой информации Новгорода.

X век. Проложена Славная улица - самая древняя сохранившаяся до наших дней улица России

Свое название она получила от названия племени словен, представители которого основали в Новгороде район «Словенский конец». Долгое время улица являлась главной магистралью на торговой стороне города. Для гостей, въезжавших в город с его южной стороны, она была своеобразными городскими воротами.

Середина X века. Появились первые на Руси и в средневековой Европе деревянные мостовые

Когда Европа утопала в грязи, в Новгороде уже ходили по деревянным мостовым. В Париже мостовые появились лишь в XII веке, а в Лондоне - в XV.

В XI веке деревом мостили уже все улицы, а также дворы внутри усадеб. Удивительное однообразие мостовых позволяет утверждать, что они делались за государственный счет по единым размерам. Мостовые подновлялись каждые 20 лет за счет укладки нового слоя поверх старого. По обеим сторонам делались ограждения - парапеты из трех рядов бревен высотой 40 сантиметров, а также водосточные сооружения.

Конец XI - начало XII вв. Построен первый на Руси и в средневековой Европе водопровод

Он располагался на территории княжеской усадьбы на Ярославовом дворище. Чистая вода «для питья и мытья» подавалась  в усадьбу по трубам  из обильного ключа, бившего восточнее дворища. Трубы мастерили так: толстое сосновое бревно распиливали вдоль, выдалбливали и наглухо вновь соединяли, а затем обертывали, как изоляционным материалом, берестой. Новгородский водопровод был самотечным, но и в этом примитивном виде он был единственным примером городского водоснабжения не только на Руси, но и в Европе. В Париже первый самотечный водопровод построен в конце XII века, в Лондоне - в XIII.

Наряду с водоснабжением в Новгороде существовала и древнейшая на Руси общественная система водоотведения, служившая для подачи воды для хозяйственных нужд, тушения пожаров. Принцип новгородского водоотведения позднее распространился в другие русские города. В Москве такие сооружения появились только в XV веке.

XII век. В быту появились первые на Руси зеркала

Фрагмент бронзового зеркала, найденного в Новгороде, имел, скорее всего, восточное происхождение. Известно более сотни зеркальных оправ с конца XIII по XV век из раскопок в Новгороде и Пскове. Зеркала имели небольшие размеры - 3-7 сантиметров в диаметре. Одна сторона была с орнаментом, а другая - ровная.

+3

41

Город Париж в 14 веке (видимо, фрагмент картины)

Отредактировано Marion (17-01-2010 22:57:42)

+3

42

.

Отредактировано Marion (20-10-2010 00:55:43)

+2

43

Lady Nazira написал(а):

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы

О гигиене в Средние века>>
В теме "Разное о жизни в средние века" были ещё подробности про эти поклёпы на людей средневековых, не знаю где сейчас лежит. :confused:

Отредактировано иннета (18-01-2010 00:36:57)

+1

44

Долго думала, куда это можно написать... Прямо не знаю  https://forumupload.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif 
Все-таки, это про средневековый город, поэтому, видимо, все-таки сюда...

Бирка — город в Швеции, торгово-ремесленный центр эпохи викингов на острове Бьорко в юго-восточной части озера Меларен. Расстояние до острова от Стокгольма — 30 км, отсюда к Бьорко ходит паром. Город внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Бирка, считающаяся первым шведским городом, была основана больше тысячи лет назад — в 700-х годах. Здесь была построена первая в Швеции церковь. По результатам раскопок и средневековым хроникам, в которых Бирка часто упоминалась, удалось проследить историю древнего края викингов.

Первое письменное свидетельство о существовании в этой местности города датируется 830-ми годами, оно связано с христианской миссией Ансгара, монаха-бенедиктинца и епископа. К этому времени Бирка уже была процветающим ремесленным и торговым городом с населением около 1 тыс. жителей. В книге монаха Римберта 875 года о житие Ансгара содержится подробное описание этой местности. Город располагался на северо-восточной стороне острова, на севере он выходил к побережью, а на юге, вероятно, примыкал к скалистому плато, укрепленному крепостным валом. Посреди поселения была расположена небольшая бухта, куда могли заходить суда с неглубокой осадкой. Здесь были найдены причалы, а остатки свай в воде свидетельствуют о том, что гавань была укреплена. В эпоху викингов, когда уровень суши был на 5 метров ниже, чем сегодня, суда могли выходить отсюда к Балтийскому морю.

С северной стороны Бирка была связана с Упсалой, древним центром государства свеев, но и сама выполняла многие функции центра: существуют упоминания о пребывании здесь короля и королевских наместников, о проходящих здесь тингах и торжественных богослужениях. В те времена отсюда начинались знаменитые походы викингов. Отряды авантюристов — купцов и морских разбойников, известных в Западной Европе как норманны («северные люди»), на Руси и в Византии — варяги, в Финляндии — руотси, совершали набеги на соседей, населявших юго-восточное побережье Балтийского моря и берега Финского залива, и плавали по русским рекам Реконструкция драккара викингов в действииДону, Днепру и Волге. Ради наживы варяги добирались даже до Греции и Турции. 8-10 века были периодом бурной экспансии, приведшей к колонизации и созданию обширного владения викингов.

Бирка была богатым городом и вела оживленный товарообмен через купцов, которые приезжали отсюда из разных стран. Здесь производились изделия из бронзы, украшения из металла, кости и бисера, чеканились монеты. Найденные археологами серебро, монеты, жемчуг подтверждают торговлю с Византией, Китаем и Самаркандом. В городе устраивались большие зимние торги, где, в частности, шла купля-продажа прекрасных теплых мехов. Здесь же была построена первая в Швеции церковь.

Существуют разные мнения исследователей о том, почему в 970-х годах жители вдруг покинули Бирку. Одни считают, что город был уничтожен пожаром, другие утверждают, что люди ушли отсюда из-за поднятия суши, преградившего доступ к морю через бухты. Возможно, это было обусловлено изменениями в экономике данного региона, поскольку как раз в этот период прекращается приток арабских монет с Востока.

Частичные раскопки поселения проводились в этой местности еще в 1800-е годы, позже были исследованы крепостные сооружения и причалы. Масштабные раскопки, продолжающиеся до сих пор, начались в 1900-х годах. Были найдены дома и множество предметов местного и зарубежного происхождения, обнаружены следы деятельности мастеров-ремесленников. Сегодня большая часть Бирки еще покрыта землей, но видны древняя крепость, городские валы и множество захоронений вокруг них, исследованы 1200 могильников из Панама викинга. Материал - железо предполагаемых 3000, причем найдено большое количество богатых погребений в деревянных срубах с рабынями, конями, оружием, дорогими украшениями и утварью. Эти богатства можно увидеть в Музее викингов, который недавно открылся на острове. Помимо предметов, извлеченных из древних захоронений, интересно будет осмотреть камни с письменами, повествующими о событиях тех лет, фрагменты кораблей и построек. Макет Бирки, воспроизведенный со всеми известными подробностями, дает наглядное представление о жизни города в период его расцвета.

Огромный интерес для осмотра также представляют кладбище викингов и крест и часовня Ансгара.

Сейчас Бирка состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Герб города:

+4

45

На рубеже X и XI вв. Бирка пришла в упадок и ее значение переходит к расположенной неподалеку Сигтуне.   

Центральное положение по отношению к основным областям Швеции превратило Сигтуну в главный порт для внешней торговли с Новгородом и Новгородской Русью, а также с Финляндией, Карелией, Эстонией, Ливонией.

Сигтуна являлась, очевидно, также посредником в торговле между Русью и странами Западной Европы. О размерах и значении торговли с Русью в жизни Сигтуны лучше всего говорит тот факт, что в XII в. в этом городе имелся известный слой русского населения: по-видимому, так же как в Новгороде существовали немецкий и готский торговые дворы, в Сигтуне в XII в. существовал русский торговый двор с постоянно пребывающим там русским торговым людом. О наличии постоянного русского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовало прежде всего существование в городе каменной русской церкви св. Николая;  развалины ее сохранились и теперь.  Особенно любопытен и другой факт, подтверждающий наличие в городе слоя русского населения, — находки во время раскопок на территории города многочисленных фрагментов славянской керамики с волнисто-линейным орнаментом, производившейся и употреблявшейся в русских землях. Нет никакого сомнения, что такой простой, дешевый и хрупкий предмет обихода, как глиняная посуда, не мог являться предметом импорта, не мог попасть в Сигтуну в результате торговли. Славянская керамика могла оказаться в шведском городе лишь вместе с людьми, которые ее производили и ею пользовались; обилие подобных находок свидетельствует, что таких людей было немало и что в данном месте они жили постоянно.

Быстрый рост города, превращение его в крупнейший торговый центр Швеции обусловливают и его политическое значение. С начала XI в. Сигтуна становится политическим центром государства. Шведские короли для укрепления своей власти, как известно, приступили с начала XI в. к введению христианства в стране; началась упорная борьба между христианством и язычеством, растянувшаяся на целое столетие. В этой борьбе шведские короли опирались на поддержку Сигтуны — первого города страны, где новая религия полностью победила; в течение всего XI в. Сигтуна была центром христианизаторской политики короля и церковников. Хотя в начале XII в. резиденция епископа была перенесена в Упсалу, Сигтуна остается крупнейшим городом и политическим центром Швеции. И в XI и XII в. Сигтуна была известна далеко за пределами страны. Civitas magna Sictone (“город великий Сигтуна”) называет ее неоднократно Адам Бременский (1060-е гг.). При описании стран, лежащих по берегам Балтийского моря, упоминает Сигтуну арабский географ Идриси (1140-е гг.).

Выдающаяся роль города как крупнейшего торгового и политического центра страны объясняет нам, какое значение удар, нанесенный в 1187 г. Сигтуне, имел для всего Шведского государства. Морской поход  привел к взятию и разрушению крупнейшего города Швеции Сигтуны
Взять хорошо укрепленный город, лежащий в глубине внутренних шведских вод, можно было лишь в результате быстрого, неожиданного и мощного удара. Для того чтобы прорваться сквозь шхеры озера Меларен к городу, нужно было иметь сильный флот; для взятия и разрушения столь крупного города нападающие должны были обладать значительным войском. Наконец, для того чтобы быстро и неожиданно пройти по извилистому шхерному фарватеру, нападающим нужно было на своих судах иметь людей, хорошо знавших его, неоднократно совершавших ранее этот путь.

Тесные торговые связи с новгородскими владениями, наличие старого постоянно функционирующего налаженного пути из восточной оконечности Финского залива в Сигтуну объясняет, почему именно Сигтуна стала в 1187 г. объектом нападения из пределов Новгородского государства. На восточных берегах Балтики хорошо знали, что Сигтуна является политическим центром Швеции и крупнейшим торговым городом Балтийского моря. Поход 1187 г. ни в коем случае нельзя считать (как это делают до сих пор шведские исследователи) стихийным набегом полудиких язычников, грабивших и разрушавших все, что им попадет под руку, и случайно наткнувшихся на Сигтуну; нападавшие заранее выбрали для своего нападения центр вражеского государства.

Следует отметить, что внутриполитическая обстановка в Швеции в конце 1180-х гг. благоприятствовала успеху нападающих. В это время в стране развернулась острая междоусобная борьба, в которой участвовали король Кнут Эриксон и его два противника Коль и Бурислев (Бурислав); в борьбу были вовлечены все силы правящего класса. Ослабленная междоусобицей Швеция не могла противостоять внешним нападениям.

Поход был, по всей видимости, хорошо подготовлен — именно поэтому он увенчался быстрой и решительной победой.

ЗЫ. Хочу добавить, что в этом походе новгородцы сняли ворота с одной из церквей. Забавно, как сей факт представлен у нас (ворота эти можно увидеть в Историческом музее на Красной площади), и в Швеции. У нас пишут, что доблестные новгородцы принесли трофей из северного похода, а в Швеции рядом с церковью стоит камень, на котором написано, что ворота были подло украдены не очень хорошими новгородцами во время не совсем хорошего набега  http://www.kolobok.us/smiles/standart/grin.gif

+3

46

Lady Nazira написал(а):

Хочу добавить, что в этом походе новгородцы сняли ворота с одной из церквей

История сигтунских ворот интересна  :)
В 1187 году город подвергся нападению Карелов. В те времена Карелы были еще язычниками и к христианским святыням относились весьма враждебно. В результате этого нападения город со всеми церквями был разрушен. В качестве трофея из Сигтуны были вывезены бронзовые ворота.
О том,как сигтунские городские ворота (Корсунские врата)попали к новгородцам существует две версии.
По одной ворота были подарены новгородцам карелами,по другой - на пути домой корабли карелов повстречали новгородцев,которые как раз направлялись грабить Сигтуну.Разочарованные своим опозданием новгородцы решили напасть на карелов,отнять у них добычу.Таким образом Корсунские ворота оказались у новгородцев и красуются по сей день на западном фасаде Софийского собора Новгородского кремля. ;)
Интересен и тот факт,что шведы в свою очередь добыли эти ворота тридцатью годами ранее,когда грабили немецкий Магдебург.
Таким образом, изначально они назывались Магдебургскими воротами.
По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке.
Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156).Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

http://s46.radikal.ru/i112/1003/67/b7ee6be69c85.jpg

Во время шведской оккупации в XVII веке шведский король, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

В письме 1616 года Делагарди писал из оккупированного шведами Новгорода в Стокгольм, к государственному канцлеру Оксенштиерну:

" Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата... служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата."

Считается,что ворота пролежали внутри храма в разобранном виде до XIV века. Новгородский мастер Авраам отлил еще несколько пластин и собрал шедевр западных мастеров заново. Кстати, Авраам поместил свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.

http://s60.radikal.ru/i167/1003/cf/c7bba6e1467a.jpg

+5

47

Многих ученых интересует, участвовали ли в Сигтунском походе русские?

Ниже приведенное взято из книги: Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л. “Наука”. 1978. И.П. Шаскольский
Как ставить ссылки здесь я не знаю, поэтому просто цифры, выделенные жирным шрифтом :)

Участвовали ли в Сигтунском походе русские?

Данные более поздних источников по этому вопросу, как мы уже показали, нами не могут учитываться, ибо в связи с ранним уходом карел с международной политической арены в памяти шведского народа карелы должны были, естественно, вытесниться привычным противником на востоке — русскими. Но Хроника Эрика не дает нам ясного ответа. Ее упоминание русских, как мы уже показали, дано в весьма осторожной форме; Хроника говорит о возможности участия русских в набеге вместе с карелами, но не утверждает, что русские в набеге действительно участвовали.

Нельзя не отметить еще раз в данной связи молчание новгородской летописи. Об особо крупных официальных предприятиях новгородских войск летопись большей частью сообщала. Поэтому, если новгородцы и участвовали в походе, то как в неофициальном предприятии, в порядке частной инициативы. 1

Один из исследователей XVIII в. 2 в качестве доказательства того, что именно русские произвели в 1187 г. разрушение Сигтуны, приводил два местных названия на озере Меларен: бухта Rysseviken 3 и мыс Rysseudden4. Но данные топонимики нельзя датировать обычно даже с точностью до столетия, не то что с точностью до года. Наличие этих названий показывает лишь, что русские бывали на озере Меларен с торговыми целями или с целями военно-политического характера, но подтверждением участия русских в разрушении Сигтуны служить не может.

Весьма соблазнительно к решению вопроса об участии русских в Сигтунском походе привлечь еще один источник, притом источник особого рода — так называемые Сигтунские врата новгородского Софийского собора; по преданию, эти врата привезены в Новгород из Сигтуны в результате набега 1187 г. Если бы удалось доказать, что они действительно происходят из Сигтуны, мы получили бы прямое доказательство участия в Сигтунском походе новгородских дружин.

Детальному рассмотрению этого вопроса мы посвятили специальную работу;5 здесь же достаточно воспользоваться полученными нами выводами.
Поскольку за последние полвека не было проведено капитальных исследований о Сигтунских вратах, поскольку памятник в целом не подвергался с начала прошлого столетия глубокому изучению,6 сейчас еще нельзя делать окончательных заключений. Очень может быть, что новое фундаментальное исследование памятника заставит решительно пересмотреть все наши старые воззрения. Но пока что уже имеющиеся наблюдения не позволяют вполне точно установить, откуда и как эти врата попали в Новгород.
Предание об увозе русскими городских врат из Сигтуны после разорения города зафиксировано в Швеции, как мы уже показали, с конца XV и с XVI в. В новгородской Софии с начала XVIII в. известно существование врат, называемых Сигтунскими, причем название возникло, по-видимому, намного раньше.7 Но мнению большинства исследователей, когда-то в прошлом это название по ошибке было перенесено с главных врат собора (после этого называемых Корсунскими) на врата бокового придела, изготовленные в Византии.

Главные ворота собора (Корсунские), как показывает изучение их особенностей, могут быть поставлены в связь с Сигтунским походом.8 Изготовленные (в своей основной части) в 1152— 1154 гг. в Магдебурге и представляющие собой своего рода скульптурный иконостас, эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю.9 Все это говорит зато, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча.

Поскольку врата являлись исключительно ценным предметом католического церковного культа, невозможно предполагать, чтобы католики продали их неверным “схизматикам”, и, с другой стороны, новгородцы вряд ли стали бы покупать предмет католического культа для украшения своей главной святыни (тем более, что ряд изображений на вратах неприемлем в качестве оформления православного собора). Врата могли быть помещены в Софийский собор скорее всего как военный трофей, напоминающий о какой-либо славной победе новгородских войск.

Как трофей врата могли быть захвачены при взятии новгородцами какого-либо крупного города, принадлежащего католическому государству. Новгородцы за время своей независимости трижды брали такие города: Дерпт в 1262 г. и Або в 1198 и в 1318 гг. Но нет никаких данных, которые связывали бы эти врата с Дерптом или с Або, тем более что анализ сведений в источниках о взятии Дерпта отрицает возможность захвата там указанных врат.10 Остается еще один город, в захвате которого могли участвовать новгородские дружины, — Сигтуна.

Наконец, в самом памятнике имеются отдельные черты, которые могут быть увязаны с шведским искусством XII в. и даже (правда, не бесспорно) с религиозным культом св. Зигфрида, почитавшимся особенно в Сигтуне. 11

Все эти наблюдения свидетельствуют в пользу того, что доставка врат из Сигтуны в результате похода 1187 г. весьма вероятна,12 но не является безусловным фактом.

Библиография:

1    Зутис Я. Я. Русско-эстонские отношения в IX—XIV вв., с. 41.
2   Fant E. M. De Esthonum in Maelaro piratica. Uppsaliae, 1791, p. 7—8; см. также: Pipping R. Op. cit, s. 262.
3   Дословно “Русский залив”.
4   Дословно “Русский мыс”.

5   Шаскольский И. П. Предание о “Сигтунских вратах” и его достоверность. — Учен. зап. ЛГУ, Сер. ист. наук, 1949, вып. 14, с. 120—135.
6   Единственная работа, где капитальному изучению был подвергнут весь памятник в целом, это уже упоминавшаяся выше монография Ф. Аделунга “Корсунские врата новгородского Софийского собора”, опубликованная впервые в 1823 г.
7   Существование в Софийском соборе предания о Сигтунских вратах Киркинен считает аргументом в пользу мнения об участии новгородцев в Сигтунском походе (Kirkinen H. Op. cit., s. 69).
8   Шведская наука с начала XX в. категорически отрицала возможность подобной связи. Шведский археолог Оскар Альмгрен выступил с двумя статьями, ставившими своей целью доказать, что предание о Сигтунских вратах безусловно недостоверно и является продуктом фольклора XVI—XVII вв. (Альмгрен О. Указ, соч., и Almgren O. Sägnen от Sigtunaporten i Novgorod. — Upplands fornminnesföreningens tidskrift, XXXVII, 1922—1923). Аргументация Альмгрена была принята шведской наукой, вопрос о предполагаемом привозе главных врат Софийского собора из Сигтуны был признан окончательно решенным в отрицательном смысле. Между тем (как мы показывали в упоминавшейся уже нашей работе по данному вопросу) при ближайшем рассмотрении аргументация Альмгрена оказывается довольно слабой, в ряде пунктов противоречит совокупным показаниям источников. Резкий категорический тон обеих статей (притом что автор не особенно углубляется в суть вопроса) уже сам по себе показывал, что автор руководствовался не столько стремлением разрешить запутанную научную проблему, сколько желанием во что бы то ни стало доказать предвзятую идею. Опровергая связь главных врат
Новгородского Софийского собора с Сигтунским походом, Альмгрен тем самым стремился непременно разбить наиболее веский аргумент, говоривший об участии в Сигтунском походе новгородцев.
9   Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства, вып. VI. СПб., 1899, с. 122—123; Анисимов А. И. Автопортрет русского скульптора Авраама. — Изв. АН ССОР. Сер. VII, 1928, № 3, с. 177; Krause N. J., Schubert E. Die Bronzetur der Sophienkathedrale in Nowgorod. Leipzig, 1968, S. 47, и др.
10   В ливонской рифмованной хронике, где описывается взятие новгородскими войсками Дерпта в 1262 г., говорится, что новгородцы заняли городской посад, но не заняли “замок”. Между тем если бы врата, о которых идет речь: были тогда в Дерпте, они могли находиться (как исключительно ценный предмет католического культа) только в городском соборе, стоявшем внутри “замка”.
11   Ahrenberg J. Nägra meddelanden om Sigtunaportarna i Novgorod. — Fornvännen, 1907, s. 42.
12   Данная трактовка, развернутая в цитированной выше нашей статье (см. примеч. 80), стала с конца 1940-х гг. общепринятой в Новгороде; и в экспозиции Новгородского музея, и в популярной литературе о Новгороде и о Софийском соборе данный памятник стал рассматриваться как Сигтунские врата, как трофей Сигтунского похода (Семенов А. И. 1) Экскурсия по Новгородскому Кремлю. Новгород, 1957, с. 22; 2) Новгородский Софийский собор — исторический памятник XI в. Новгород, 1958, с. 44—48; 3) Софийский собор — древнейший исторический памятник Новгорода. Новгород, 1962, с. 25—26; Константинова Т. М. Новгород. Новгород, 1958, с. 90—91; Андрюнина Н. И. и др. Новгород. Путеводитель. Новгород, 1966, с. 32; Каргер М. К. Новгород. М., 1970, с. 79; Новгород. Путеводитель. Л., 1975, с. 36—37, и др.). Трактовка эта принята и историками (Мавродин В. В. Начало мореходства на Руси, с. 120—121; Па-ш у т о В. Т. 1) Александр Невский и борьба русского народа за независимость в XIII в. М., 1951, с. 42; 2) Внешняя политика Древней Руси, с. 149; Очерки истории СССР. IX—XIII вв. М., 1953, с. 709, и др.). Однако в последние годы появилась другая точка зрения, выдвинутая А. Гольд-шмидтом (Goldschmidt A. Die Bronzeturen von Novgorod und Gnesen. Marburg, 1932, S. 8) и поддерживаемая польскими историками и искусствоведами: врата не имеют никакого отношения к Сигтуне, были изготовлены для собора в польском городе Плоцке и оттуда попали в Новгород (Askanas K. Brazowe drzwi plockie w Nowogrodzie Wielkim. Plock, 1971; P o p p e A. O napisach ruskich na Drzwiach Plockich. — Notatki plockie, 1971, № 5, s. 16—19; Chojnacki J. Romanskie Drzwi Plockie w pismen-nictwe polskim (1582—1974). — Ibid., 1974, № 4, s. 51—52; Поппе А. К истории романских дверей Софии Новгородской. — В кн.: Средневековая: Русь. М., 1976, с. 191—200; см. также: Schuck A. Op. cit., s. 217—218).
Основанием для подобного мнения служит помещенная на одном из рельефов новгородских врат фигура плоцкого епископа Александра (1129— 1156 гг.), которая могла быть портретом заказчика. Но сторонники этой точки зрения не учитывают, что Новгород никогда не вел военных действий с Польшей и потому врата не могли стать военным трофеем; предполагать же приобретение врат новгородцами в Польше путем покупки, как уже было сказано выше, невозможно (тем более что в источниках совершенно не сохранилось сведений о торговых или каких-либо иных связях Новгорода с Польшей в XII—XIV вв.). Была, правда, давно высказана догадка, что врата были вывезены из Плоцка разграбившим этот город в 1282 г. литовским войском и затем подарены литовским князем Миндовгом в Новгород (об этом см.: Поппе А. Указ, соч., с. 192). Но эта догадка не может быть ничем подтверждена, нет никаких указаний источников о дружеских сношениях Миндовга с Новгородом (к тому же Миндовг умер задолго до литовского похода на Плоцк, в 1263 г.). А позднее, когда Литва (в XIV в.) приняла католичество, передача столь ценного предмета католического культа католическим государством Новгороду, исповедовавшему враждебную религию, стала невозможной по религиозным причинам.

+1

48

Кстати, для меня до сих пор остается загадкой: каким образом эти самые Сигтунские ворота одновременно могут быть и в историческом музее (собственными глазами видела и надпись читала) и на храме Св. Софии в Великом Новгороде (тоже сама видела и надпись читала)?
Или это хобби такое было в средние века - ворота тырить?  https://forumupload.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif 

Ниже снимок ворот храма:

+1

49

Средневековый жилой дом

Средневековый дом отличается от дома античного тем, что он не сохранил никаких следов разграничения — столь четко сказывающегося в помпейских жилищах — между внутренней жизнью семьи и внешними отношениями.
Одно из последних упоминаний о гинекее (женской половине) встречается у Сидония Аполлинария (V в.); христианское общество Запада не окружает себя тайнами. Античный дом не имел окон, выходящих на улицу; в средние же века стены жилого дома остаются глухими лишь постольку, поскольку этого требует безопасность.

План. — Начиная с романской эпохи (дома в Клюни), в жилом доме главным помещением является большой зал — центр домашней жизни, в котором собираются не только хозяева и их семьи, но также ученики, прислуга, одним словом, то, что называлось тогда «весь дом» (la maisonnee).

Примечание:  В средневековом бюргерском жилом доме обнаруживается борьба двух начал: одно идет от архитектуры господствующего класса — феодалов, другое от крестьянского дома. Доминирует второе. Воздействие на бюргерскую жилую архитектуру доминирующего типа жилья феодала — замка, который в раннее средневековье сводился главным образом к донжону, сказалось в расположении помещений городского дома по вертикали: внизу — лавка, во втором этаже — общая комната, зал, который в ранее средневековье часто совмещал назначение различных жилых помещений, и, наконец, над этой комнатой помещения для слуг, учеников и пр. Как мы видим на примере некоторых романских домов в Клюни, дома эти далеко не всегда имели третий этаж, а иногда над общей комнатой находилась каморка под крышей. Постепенно, в связи с дифференциацией функций помещений жилого дома, в третий этаж переносятся спальни.

С другой стороны, в связи с ходом социальной дифференциации, отделением ремесла от земледелия и пополнением контингента городских ремесленников из крестьян, бюргерский дом, дом ремесленника в городе должен был в известной степени сохранить, в качестве исходных черт, черты крестьянского дома. По-видимому, к XV в. относится крестьянский дом в Бракеле около Дортмунда и дом Фронгаузена около Марбурга на Э.

На крестьянских домах особенно четко сказываются локализационные тенденции средневековой культуры и искусства; так, первый дом — нижнесаксонского происхождения, второй — франконского, и соответственно   этому   они   наделены   своеобразными   чертами.   См.   Pelzer, Das altsahl. Bauernhaus in S. geograph. Verbreitung, 1906; Matthaei, упом. соч., стр. 92.

Следует отметить некоторые отличия городских домов феодалов от домов бюргеров: дома феодалов в городах даже внешне напоминали донжоны замков; во Франции город Нарбонна имел много таких башен, город Сан-Джеминьяно в Италии сохранил до наших дней ряд таких феодальных домов-башен. Романский бюргерский дом, сохраняя в основном тоже вертикальное расположение помещений, что и жилище феодала, отличается от него тем, что фасадная его сторона, стена, обращенная к улице, имеет обращенный к улице же скат крыши; отсюда здесь в композиции фасада четко сказывается горизонтальная тенденция (романские дома г. Клюни воспроизведены у Demmin, упом. соч., т. I, стр. 828).

Готический бюргерский дом обращен торцовой стороной к улице; щипец его (тоже обращенный к улице) в XIV—XV вв. часто бывает ступенчатым, а вертикальные стороны — линии ступенек щипца — иногда получают свое продолжение в фиалах, расположенных на углах ступенек. Готический бюргерский дом значительно выше романского, в нем четко обнаруживаются вертикальная тенденция и связанная с этим разомкнутость, динамичность плоскости фасада. Эта художественная особенность имеет место и в культовой архитектуре; о ней можно говорить, как об одном из принципов готического стиля, и ее можно найти и в других областях изобразительного искусства готической эпохи.

Внутреннее убранство. — Внутреннее убранство состояло главным образом из тканей и деревянных панелей, рисунки которых в случае надобности могли бы быть восстановлены по миниатюрам рукописей.

Окна застеклялись выпуклыми или матовыми стеклами, пропускавшими свет и ограждавшими вместе с тем внутренность помещения от любопытных взоров; по краям шли цветные бордюры, а в центре — геральдические щиты.
Продольные и поперечные балки потолков имели срезанные кромки и обычно закрашивались; консоли были скульптурно обработаны или по меньшей мере профилированы. В некоторых домах, особенно в Реймсе, под потолками сохранились кессоны столярной работы, вставленные в промежутки между поперечными балками.
Главным украшением зала был его большой камин с колпаком, украшенным скульптурными фигурами. Филенчатые ставни с обломами и скамьи, наглухо вделанные в откосы окон, дополняли архитектурное оформление комнат.

http://arx.novosibdom.ru/node/1560

+3

50

Уппсала - древний центр королевства шведских викингов и столица Швеции

История города

        Первые упоминания об Уппсале относятся к концу ХI века. В летописях этот район называется Восточное Устье и упоминается как растущий торговый центр в противовес Западному Устью реки Фюрисос (будущий г.Вестерос). Собственно Уппсала начинает упоминаться в конце XII века как место проведения культовых религиозных обрядов и резиденция короля Швеции. Сюда же в 1273 году было переведено высшее церковное управление и началось строительство кафедрального собора, который и по сей день является самым большим церковным сооружением во всей Скандинавии.

         В середине XVI столетия во времена правления Густава Ваза было начато строительство Уппсальского Замка. Он был возведен на возвышении над городом с целью его защиты. Замок сильно пострадал во время пожара 1702 года, но был восстановлен и к 1757 году. приобрел свой нынешний вид. Государственный зал Уппсальского замка был свидетелем многих важных и драматических исторических событий, в том числе коронации Густава II Адольфа и отречения от престола королевы Кристины.
         Город рос и развивался, и к началу XIII века его торговый центр переместился в более удобное место на несколько километров вверх по течению реки Fyris, получив название Ostra Aros. Когда в 1245 году Уппсала сгорела, Ostra Aros унаследовал вместе с погорельцами и название прежнего города. От древней Уппсалы до наших дней осталась церковь XIII в. и могильные холмы IV - XII вв.

         Уппсальский университет был основан в 1477 году. В XVII - XVIII веках университет стал центром научных исследований, особенно в области естественной истории. Сегодня в главном учебном заведении страны 7 факультетов, на которых обучаются 30 тысяч студентов. В университете проводятся научные исследования высочайшего международного уровня. Достаточно сказать, что 6 ученых из Уппсалы в разное время получили Нобелевские премии, в основном за работы в области физики и химии. 

Достопримечательности

        Старая Уппсала (Old Uppsala) - северная часть города. Первые постройки возникли здесь в V веке. Город рос и развивался, и к началу XIII века его торговый центр переместился в более удобное место на несколько километров вверх по течению реки Fyris, получив название Ostra Aros. Когда в 1245 году Уппсала сгорела, Ostra Aros унаследовал вместе с погорельцами и название прежнего города. От древней Уппсалы до наших дней осталась церковь XIII в. и могильные холмы IV - XII вв. Эта территория принадлежит государству и охраняется Шведским Центральным Советом национальных ценностей. В заповедной зоне устроен также музей под открытым небом "Disagarden".
         Старо-Уппсальская церковь (Old Uppsala Church) была построена в первой половине XII века. В 1164 году в ней была основана архиепископская кафедра, и храм стал центром вновь образованного Уппсальского округа. Кафедра перенесена отсюда в XIII веке в Уппсальский кафедральный собор. Снаружи церкви находится алтарный камень, около которого папа римский Иоанн Павел II благословлял верующих во время своего визита в Старую Уппсалу 9 июня 1989 году. В языческие времена именно здесь осуществлялись человеческие жертвоприношения. Рядом находится цепь курганов, в которых захоронены великие конунги.

+2

51

Уппсальский кафедральный собор (Uppsala Cathedral). Грандиозный готический собор был заложен в 1260 году, когда в городе насчитывалось всего 800 жителей. Строительство продолжалось 175 лет. Высота крупнейшего в Скандинавии собора равна длине и составляет 118,7 м. Это - национальная святыня, старейшая церковь в Швеции, использовавшаяся для коронаций и архиепископский храм; он также выполняет функции приходской церкви. В соборе находится великолепная кафедра для проповедей, стены покрыты росписью (общая площадь настенной живописи составляет 13 000 кв. м). Главная святыня храма - золотая гробница Эрика Святого. Здесь же похоронены многие шведские короли и известные исторические деятели, среди них - Густав Ваза, Йохан II, Карл Линней, Натан Седерблом и Эммануил Сведенборг. Храм реставрировался несколько раз, в частности, после пожаров. Последняя реставрация завершена в 1976 году. В северной башне размещается Соборный музей.

        Уппсальский замок (Uppsala Castle). Строительство замка было начато при Густаве Ваза в середине XVI столетия. Он был возведен на возвышении над городом с целью его защиты. Замок сильно пострадал во время пожара 1702 года, но был восстановлен и к 1757 году. приобрел свой нынешний вид. Государственный зал Уппсальского замка был свидетелем многих важных и драматических исторических событий, в том числе коронации Густава II Адольфа и отречения от престола королевы Кристины. После широкомасштабной реставрации 1994 года для туристов открыты Государственный зал и замковая церковь. В замке располагаются Уппсальский художественный музей, резиденция губернатора Уппланда, а также музей восковых фигур "Vasa Vignettes".

        Сады Линнея (The Linnaeus Gardens), основанные в 1650 году, стали всемирно известны с тех времен, когда К. Линней, профессор медицины и ботаники, прозванный также Королем цветов, начал здесь свои научные эксперименты. Опыты Линнея легли в основу исследований растительного и животного мира. После его смерти в 1778 году созданное в его честь Линнеевское общество перепланировало сады в соответствии с проектом самого ученого, относящимся к 1745 году. Сейчас здесь произрастают 1300 видов растений, расположенных согласно линнеевской классификации.
         Усадьба Линнея "Hammarby" (Linnaeus' Hammarby) расположена в 13 километрах южнее Уппсалы за Датской церковью. Линней купил эту усадьбу в 1758 году и жил здесь с семьей.
         
В Упсале множество церквей, являющихся историческими памятниками:
Церковь Святой Троицы (Holy Trinity Church, Helga Trefaldighets kyrka) находится рядом с кафедральным собором и построена по его образцу прибизительно в 1340 году. Церковь Святой Троицы, или, как ее еще называют, Крестьянская церковь, служит сегодня приходским храмом для Уппсалы и ее окрестностей.
Церковь Эрентуна (Arentuna Church) построена в XIII веке. В церкви находятся росписи мастера Эрентуна (около 1450 года), в том числе "Человек в смертном грехе" ("Dodssyndsmannen") на западной стене. Здесь можно также увидеть витраж работы г. Торхамна (1928 год) в алтарном окне, средневековые алтарную перегородку и церковные ворота.
Церковь Фунбо (Funbo Church) находится в 10 километрах к востоку от Упсалы и была построена в конце XII века. Здесь находится множество средневековых предметов, в том числе крестильная купель XIII в., выносное распятие XV века, алтарная перегородка приблизительно 1500 года. Тут же можно увидеть великолепную средневековую позолоченную люстру, привезенную в Швецию в качестве трофея во время Тридцатилетней войны. В 1685 году здесь была сооружена колокольня.
Церковь Бьорклинге (Bjorklinge Church) находится в 20 километрах к северу от Упсалы и была построена в XIV веке, затем расширялась в 1470 году и в 1657 году, когда и приобрела свой нынешний облик с башнями по углам. Склеп под хорами, где погребена Агнета Хорн, открывается каждые десять лет. В церкви находится средневековая живопись мастеров Тьерпа и Эрентуны.

+2

52

Холм Хага (The Hеga Mound) расположен в 3 километрах к юго-западу от Уппсалы. Известен как Курган короля Бьорна, который, по некоторым сведениям, владел местностью Хага в IX веке. Холм, 7 метров в высоту и 50 метров в диаметре, служил захоронением знатных лиц. В нем найдено множество красивейших предметов скандинавского Бронзового века.
        Камни Мора (Mora Stones) находятся в 7 километрах к юго-востоку от Уппсалы в усадьбе Линнея "Hammarby". В древние времена шведские короли избирались и принимали присягу от вассалов на поле Мора (Mora Meadow). Первым известным королем, избранным здесь, был Магнус Ладулас (1275 год), а последним - Христиан (1457 год).
         Замок Вик (Wik Castle) находится приблизительно в 20 километрах к юго-востоку от Уппсалы в Lеrstaviken. Крепость, построенная в XV веке была одной из самых неприступных в средневековой Швеции. Во время перестройки 1650-х годов ее внутренность, за исключением подземелья, была значительно модернизирована. Были увеличены окна, а также пробиты новые главные ворота, украшенные скульптурами. С 1923 года замок Вик - собственность Уппсальского губернского совета.

Камни Мора, замок Вик, сады Линнея и Старая Уппсала:

Отредактировано Lady Nazira (15-03-2010 20:28:44)

+2

53

.

Отредактировано Marion (20-10-2010 00:57:29)

+2

54

Иллюстрация к теме.
Городской дом изнутри 2.
15 век. Зал дома. фрагмент. Художник Симон Бенинг.
У камина, это хозяин :)

Отредактировано Marion (09-04-2010 19:10:44)

+3

55

Строительство дома. 1423 год.

+1

56

Висбю, Швеция

Напротив Кальмара в Балтийском море лежит самый большой (2960 кв. км) и знаменитый остров страны - Готланд. Во времена викингов на этом возвышенном острове, самой природой "приспособленном" для обороны, находился важный торговый центр, а затем база Ганзейского союза. До наших дней дошли множество церквей балтийско-готического стиля, которых в средневековье насчитывалось более ста, захоронения эпохи бронзового века под огромными насыпями из камня, знаменитые мемориальные готландские стелы (V в.) и остатки множества строений, принадлежавших самым разным народам эпохи "Великого переселения".

Висбю, столица Готланда, в средние века считался одним из важнейших европейских торговых центров. Это был типичный ганзейский город, обнесенный  хорошо сохранившимися средневековыми укреплениями, со средневековыми руинами церквей, сетью узких вымощенных булыжником улиц, низкими домами из дерева и камня. Культовые сооружения строились разными монашескими орденами, один из которых построил в городе школу и приют для бедных, путешествующих и страждущих.
Однако со временем условия торговли изменились, и Висбю потерял свою значимость. Упадок Висбю в течение следующих веков привел к разрушению многих зданий в городе. В начале XIX века возрос интерес к культурным и историческим памятникам в Висбю. В это же время в городе стала развиваться культурная и экономическая жизнь. Город расширялся, строились новые дома, росла промышленность, железнодорожное сообщение, а к 1900 году туризм в городе превратился в целую индустрию.

От той бурной эпохи сохранились остатки крепостной стены (XIII в.), около 40 башен, церковь Домчюрка (1190-1255 гг.), полуразрушенные церкви Cв.  Николая, Cв. Ларса и Cв. Карины, церковь Св. Марии, руины замка Висборг (XV в.) и Археологический музей "Готланд Форнсал".
Между Готландом и материком лежит несколько меньший по размерам остров Эланд - земля ветряных мельниц (их здесь более четырехсот), фортов раннего железного века (самый большой из них - Грёборг, диаметром 200 м.), славящаяся также своим Музеем средневекового быта Экеторп, руинами замка Борхольм и маяками.
Висбю, «город роз и руин», в 1995 году внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Многие архитектурные историки считают Висбю лучшим образцом ранней готической архитектуры в Северной Европе. 200 средневековых каменных зданий хорошо сохранились. Висбю также знаменит своей средневековой неделей в Готланде. Люди одеваются в средневековую одежду, музыканты со всей Европы приезжают в город играть средневековую музыку, вся неделя заполнена цветами, карнавальными шествиями и рыцарскими турнирами. В это время проводятся лекции и учебные курсы, и даже средневековая ярмарка.

+4

57

Еще немножко о численности населения в городах.

" ()
Some estimated population figures for 1086 are as follows:

London: 15,000
York: 8500
Winchester: 8000
Norwich: 6500
Lincoln: 6000
Thetford: 5000
Dunwich: 3000
Ipswich: 2500
Cambridge: 2250
Bury St Edmunds:1500".

Уже такие довольно большие деревни.

Отредактировано Marion (01-04-2010 18:02:18)

+5

58

ХЕДЕБЮ (Дания)

Возникновение

Поселение в Дании, возможно – также город Слиесторп (буквально "усадьба на Шлее"), откуда был родом датский конунг Готфрид. "Hedeby", или "Haithabu", переводится как "город язычников". Город возник в начале IX века, хотя самое древнее поселение на этом месте относится к 700-м годам. Находился в основании полуострова Ютландия, на берегу озера Хаддеби Нура, из которого вытекает река Шлея южнее современного г. Шлезвиг. Ныне это территория Германии. Существовал в IX – середине XI веков и был одним из важнейших торговых пунктов Северной Европы. Контролировал торговый путь из Северного моря на Балтику, являясь постоянным предметом споров между данами и германцами.

Город

Сохранилась довольно большая часть Хедебю. К X веку город занимал обширную территорию в 24 га и соединялся через систему земляных укреплений с портом Холингштедт, находившимся в 11 милях на той стороне полуострова, что обращена к Северному морю. Сначала Хедебю был незащищен, но в IX веке его обнесли полукруглой стеной, которая перестраивалась несколько раз и до сих пор остается заметной особенностью ландшафта. Прибывавший в порт груз перекладывали на специальные повозки и везли до земляных укреплений в Хедебю, оттуда по судоходной реке можно было выйти к Балтийскому морю и другим торговым судам. Правда, этот маршрут был удобен лишь для сравнительно мелких судов с небольшой осадкой, которые могли двигаться на веслах. Более того, вход в озеро, на котором стоит Хедебю, очень мелководен. Этим торговым путем из Фрисландии в Скандинавию прибывали яркие цветные ткани и предметы роскоши. Первоначально Хедебю был небольшим городком, но в течение X века постепенно расширился. Через город проходил речной поток с укрепленными берегами, вдоль которых строились здания различного размера – от 22 на 54 до 10 на 10 футов, которые представляли собой как складские помещения, так жилые дома и небольшие мастерские. Постройки, принадлежавшие тому или иному купцу, окружались плетеной изгородью. В пределах ограждений часто выкапывался колодец, и многие купеческие постройки, находившиеся непосредственно на берегу реки, имели ступеньки, выходившие к воде.

Ремесла

В Хедебю обрабатывали железо и стекло, из бронзы и серебра изготавливались украшения. Сырье привозилось издалека, например, из Эйфеля для изготовления мельничных жерновов, моржовые бивни из Норвегии. Многочисленные погребения свидетельствуют о наличии в Хедебю ремесленников, занимавшихся гончарным делом, обработкой железа из болотной руды, ввозившейся из Швеции, ткачеством, работой по кости и рогу, производством стекла, чеканкой монеты, изготовлением бронзовых украшений и филиграни. Археологи установили местонахождение отдельного ремесленного квартала. Не позднее 825 года в Хедебю стали чеканить монету.

Население

В период своего расцвета Хедебю имел несколько сотен жителей, может быть, даже более тысячи. Руководитель раскопок немецкий археолог Г. Янкун отмечает наличие в городе высшего слоя населения, жившего ближе к гавани и занятого прибыльной торговлей. Представителей этого социального слоя хоронили обособленно от других в заботливо сооруженных деревянных погребальных камерах. Кроме того, найдено погребение "княжеского типа" с оружием и украшениями, конями и ладьей под курганом (конец IX века). Может быть, с погребенным здесь вождем (личность которого неизвестна) связан камень с рунической надписью, упоминающей дружинника. Эти памятники относятся к периоду шведского господства в Хедебю. Различия в размерах домов также позволяют предположить имущественные контрасты среди жителей Хедебю. В окрестностях города есть два рунических камня, на которых шведско-норвежским письмом вырезаны надписи: "Асфрид поставила сей памятник по Сигтрюгу, сыну своему и Кнуба" и "Асфрид, дочь Одинкара, поставила сей памятник по конунгу Сигтрюгу, сыну своему и Кнуба. Горм вырезал руны".

Упадок

В конце X века арабский историк Аль-Тартуши негативно описывал Хедебю и его жителей: большой, грязный и бедный город, жители которого питаются исключительно рыбой, поют, будто воют подобно собакам, и поклоняются Сириусу. Хедебю был уничтожен в середине XI века норвежским конунгом Харальдом Суровым, который сжег город, но раскопки показали, что еще задолго до этого он утратил свое значение, а его место занял Шлезвиг, до которого могли добраться суда с большей осадкой.

Хронология:

нач. IX в. (804 г.) Возникновение Хедебю

808 г. Готфрид разграбил город Рёрик и переселил местных купцов в Хедебю

ок. 850 г. Хорик разрешил Ансгарию построить в Хедебю христианскую церковь

кон. IX в. Покорен шведской королевской династией

934 г. Хедебю захватил германский король Генрих Птицелов

948 г. Учрежден епископат

980-е гг. Хедебю перешел под власть датских конунгов

ок. 1050 г. Харальд Суровый разграбил и сжег город

1066 г. Венды разграбили остатки Хедебю

Взято с сайта: http://www.ulfdalir.ru/towns/732

Отредактировано Lady Nazira (08-04-2010 17:25:52)

+3

59

совсем на окраинах - трущобы.

Дааа, читать о трущобах интересно, а вот жить в них :confused:

Не окраина. 15 век.
Все из того же календаря Времен года Симона Бенинга. "Октябрь, продажа коровы".

http://s14.radikal.ru/i187/1004/39/e4bde39b25aft.jpg

+2

60

Рибе (Дания) - самый старый город Скандинавии, основан в 700 году.

В 860 году святой Ансгар, с разрешения короля Ютландии Эрика, строит здесь церковь. Запись об этом событии в хронике является первым письменным упоминанием о Рибе.
В течение Средневековья Рибе остаётся богатым торговым городом, важнейшим портом Датского королевства на Северном море.
В 1043 году был захвачен вендами.

В 1350 году город сильно пострадал от эпидемии чумы.

Неоднократно в Рибе случались большие пожары: с 1176 по 1402 он горел 7 раз.

В 1362 и 1512 Рибе подвергался наводнениям.

Тем не менее на рубеже XV-XVI веков в Рибе проживало 5.000 человек, что делало его одним из крупнейших городов Северной Европы. Однако впоследствии, в связи с возвышением Копенгагена и Оденсе, значение Рибе стало падать.

Большой пожар 1580 года и сильное наводнение 1634 года ускорили этот процесс.

После пожара 1580 года город был построен заново. Большая часть сохранившихся до нашего времени домов построена в XVII веке.
Во время эпидемии чумы 1659 года в городе погибла 1/3 его жителей.

Этот город очень хорошо сохранил историю средневековой Дании. Красивейший собор, улицы, по-старинному мощённые булыжником, характерные красные крыши фахверковых (каркасных) домов – вот его узнаваемые черты.
Город соборов Рибе в Ютландии, старейший  скандинавский город, получивший королевскую грамоту.
Город славится своими фестивалями, например, рождественским фестивалем, фестивалем джаза и фестивалем викингов.

Герб города:

+2