Отзыв на "Железного рыцаря - 2". Осторожно!
Во времена незапамятные, прошлогодние, посмотрел я фильм «Железный рыцарь». И настолько этому рыцарю обрадовался, что собрался смотреть сиквел. А посмотрев, решил, что если выйдет третья часть, то её-то уж я буду смотреть обязательно! Если авторы сего кинопродукта продолжат двигаться в том же направлении, то часть, примерно, пятую можно будет покупать в подарочном издании и ставить на полочку.
Но обо всём по порядку.
Второй фильм, как и первый, представляет собой захватывающую абсурдистскую кровь-кишки-комедию жанра Tower Defence. Некий герой, который по крутизне превосходит варёные яйца гигантского бешеного птеродактиля, подряжается защищать замок от диких, но несимпатичных Полчищ Зла. Чтобы герой не перетрудился в одиночку, с ним приходит команда, набранная по принципу «Семи самураев»: бывалый, но чуть менее крутой персонаж (от одной до трёх штук), персонаж, у которого проблемы с законом (одна-две штуки), молодой и зелёный персонаж (одна штука). В замке у героя обнаруживается любовный интерес (непременно юная курносая леди со скромными актёрскими способностями), потом владелец замка вешается или травится, злодеи жестоко мучают пойманного члена команды, а потом происходит поединок героя с Главным Злым, и все (кто выжил) идут домой.
Если вы помните, в первой части протагонистом был суровый и героический тамплиер, в исполнении Джеймса Пьюрфоя, который (тамплиер, а не Пьюрфой) защищал Англию и Хартию вольностей от злого короля Джона и его цепных языческих викингов. Но поскольку во вторую часть Пьюрфоя не завезли, в главные герои пришлось записать оруженосца Гая, который в первом ЖР выполнял функции зелёного персонажа. Будучи, после обороны Рочестера, чуть ли не подвидом национального героя, он так и остался оруженосцем — сходить и посвятиться в рыцари ему, очевидно, было недосуг. Вместо этого, Гай (носящий громкую фамилию Лузиньян) участвует в подпольных боксёрско-гладиаторских боях где-то под Кингстоном. Получается у него заметно хуже, чем у Брэда Питта или Роберта Дауни-младшего, поэтому он бросает это дело при первой же возможности и отправляется спасать дальних норманнских родственников от диких шотландских орд.
С собою он берёт компанию из второстепенных персонажей (разблюдовку см. выше). Вообще, о второстепенных персонажах свежего ЖР нужно знать ровно две вещи. Во-первых, у каждого из них есть намёк на собственную историю. Но это именно намёк: едва зритель настраивается узнать, почему у одного из персонажей дворянское имя, откуда у другого счёты с главным злодеем, как серийный(ая) убийца дошла до жизни такой — как персонаж надолго исчезает из кадра, а то и вовсе гибнет. Во-вторых, актёров из «Игры Престолов» тут ещё больше, чем в первом «Рыцаре». Кроме Мишель Фэйрли (Кейтилин Старк), это Роксана МакКи (одна из приближённых Дейенерис) и Энди Бэквит (бандит Рорж).
Как и в первом ЖР, во втором авторы вновь относятся к хронологии с таким же великолепным презрением, как император Сигизмунд — к латинской грамматике. Достаточно сказать, что участник обороны Рочестера (начало тринадцатого века) впоследствии принял участие в Столетней войне (1337 — 1453). Хронологические шалости подобного рода простительны разве что комиксу и эпосу — но я не уверен, что авторы ЖР целились именно в эти жанры. Во всяком случае, не в комикс. Ну, я надеюсь. Бережно сохранены и такие полюбившиеся зрителю черты первой части, как дрожащая камера в боевых сценах и странное течение времени, которое то скачет галопом, то тянется, как зубная боль.
В общем, во второй части мы увидим практически всё то, что так порадовало нас в первой. Лично мне не хватало разве что злодейских персонажей Пола Джиаматти и Владимира Кулича. В новом фильме Тёмная сторона представлена шотландским кланом в исполнении малоизвестных среди меня актёров с южнославянскими фамилиями. Злодейские горцы очень стараются. В ассортименте — клетчатая одёжка, бессмысленное насилие, бойцовые тетки в нагольных кольчугах, проникновение в замок через канализацию, неповиновение приказам, скидывание друг дружки с замковой стены — и всё это сдобрено пафосными речами...
Собственно, наличием пафосных речей второй фильм и превосходит первый. Попробую объяснить. Пафоса было немало и в первой части — но авторы фильма не сумели им распорядиться, и весь пар ушёл в свисток... То есть, в комический эффект, на что авторы вряд ли рассчитывали. Во второй же части КПД высоких речей приблизился к 100%, работая на общую идею фильма.
Вожак горцев Мэддог (быть может, здесь заложена игра слов на сходстве традиционных кельтских Мэдоков/Мэрдоков и английского mad dog), весь фильм ведёт себя, как трус и садист. Единственный относительно мужественный его поступок — бой один на один с оруженосцем Гаем. Впрочем, и тут вожак со свежими силами напал на измотанного боем человека, который меньше его раза в полтора. До того — Мэддог зверски пытает и убивает связанных пленников, убивает безоружную и безобидную пару крестьян — мужа с женой, которые, на свою беду, оказались англичанами, берёт заложников, едва не убивает героиню и передёргивает, как записной шулер. Сын Мэддога погиб во время шотландского набега, устроенного папашей (!), когда вопреки приказу (!!) с оружием ворвался в английский замок и начал убивать (!!!). Кто после этого виновен в гибели молодого идиота? Англичане!
При этом, Мэддог, в промежутках между резьбой по связанным пленникам, толкает пафосные речи о злодеях англичанах и о своей погибшей семье. Как несчастные попавшиеся под руку Мэддогу крестьяне виновны в гибели его жены — неясно. То есть, конечно, для средневекового человека, мыслящего категориями рода, а не личности, и притом, дикого даже по меркам тринадцатого столетия, истреблять любого чужака просто за то, что он чужак — вполне нормально. Однако фильм-то был снят для современного зрителя, а не для средневековых дикарей! И потому при взгляде на Мэддога и его шайку непременно вспоминаются современные борцы с гнусным империализмом, которые (разумеется, во имя «освобождения» своих народов от оков зловредной цивилизации) взрывают самолёты, захватывают школы и больницы, убивают подростков, продают школьниц в рабство, рубят людям головы перед камерой, оправдывая всё это пафосной демагогией.
И англо-норманны, с их подпольными боями насмерть, не такие уж эльфы, и горцы не совсем уж орки (хотя один из них носит гордое прозвище «Огр»). Но тем не менее, англичане вышли куда человечнее своих врагов. Главный герой, рыцарь в ржавых доспехах, который в начале фильма косит под бывалого и циничного наёмника, к концу раскрывается и оказывается человеком, который пришёл защищать свою семью и свою девушку. А сцена, где правая рука владельца замка, старый, опытный боец, сидит на полу и плачет, обнимая убитую шотландским лазутчиком жену, тронула даже меня. Защитники замка не говорят лозунгами. Они не пафосные космодесантники и даже не герои первого «Железного рыцаря». Они живые люди, которые, волей обстоятельств, столкнулись с беспощадным злом — и дали ему отпор. Поэтому выбор, кому симпатизировать, Мэддогу или англичанам — очевиден.
А значит, возвращаясь к началу моих почти уже семи тысяч знаков, повторю: второй «Железный рыцарь» получился, пожалуй, лучше первого. Если герои первой части — это «героические квислинги», которые демонстрируют кучу доблести ради иностранной интервенции в свою страну, то в части второй мы видим противостояние обычных людей злу, возникшему у них на пороге. Злу, которое может прийти и на наш порог.