SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О гигиене в Средние века>>

Сообщений 61 страница 75 из 75

61

Княгиня написал(а):

Наверное, не больному считалось достаточным ополоснуться водой.

*представила* Да уж... чувствуется, пахло от них при таком подходе просто фиалками...

Княгиня написал(а):

притирания из масел должны были собрать грязь, а потом этот "композит" соскребался. Дешёвым аналогом того же самого была глина.

*опять представила и загрузилась* Такие сложности, при том, что уже изобрели мыло???
Да уж... "Легких путей мы не ищем" (с)

0

62

Sibill Dej Ave написал(а):

Такие сложности, при том, что уже изобрели мыло???

Мы же не знаем, как в их глазах выглядело мыло. Может быть, смесь жира и золы казалась "неблагородной", в отличие от ароматических масел.

0

63

Княгиня написал(а):

Мы же не знаем, как в их глазах выглядело мыло. Может быть, смесь жира и золы казалась "неблагородной", в отличие от ароматических масел.

Спорить не буду, поскольку к сожалению не жила в ту эпоху. Но люди ведь видели результат использования мыла - человек чистый и хорошо пахнет. По идее, если немного логику включить...

0

64

Sibill Dej Ave написал(а):

Но люди ведь видели результат использования мыла - человек чистый и хорошо пахнет.

Не могу сказать определённо. Это может зависеть от качества мыла и обычаев данной местности. В конце концов, в Европе мыло распространилось, а про масла забыли.

0

65

Княгиня написал(а):

В конце концов, в Европе мыло распространилось, а про масла забыли.

Жаль, оно в России не особо распространилось. Едешь, бывало, в маршрутке Кстати, а ты не можешь, если не сложно, дать ссылку (если есть), когда и кто изобрел шампунь для волос? Мы тут с коллегой спорим, а ты точно в теме.... *умоляет*

0

66

Sibill Dej Ave написал(а):

Кстати, а ты не можешь, если не сложно, дать ссылку (если есть), когда и кто изобрел шампунь для волос? Мы тут с коллегой спорим, а ты точно в теме....

Почему ты решила, что я в теме? Это про мыло я малость интересовалась, а про шампунь - в первый раз. Вот Википедия: Шампунь. Тут говорится, что это было в 1903 году. И вот тут в более литературной форме: Как появился шампунь. Из этих двух заметок я не могу понять одного: если слово "шампунь" родом от индийского растения, то как оно попало в Германию без самого цветка или его производных?

0

67

Княгиня написал(а):

Из этих двух заметок я не могу понять одного: если слово "шампунь" родом от индийского растения, то как оно попало в Германию без самого цветка или его производных?

Сложный вопрос....

Спасибо тебе за ссылочку!
В что ты в теме - мне так с уверенностью показалось. Ты вообще человек такой.

0

68

Споры про женское нижнее белье все не утихают, но вот все реконструкторы согласны с тем, что панталоны женщины 17 - 20в.в. носили.

Это образец таких дамских панталон. Ранние их модели, т.н. "гигиеничные" были с прорезями, позже они стали полностью цельными. Материал все тот же - лен,  хлопок и шелк.

Отредактировано Marion (17-09-2010 23:15:50)

+1

69

Несколько слов о гигиене в средневековой Англии.

Как относились в средние века к водным процедурам? На эту тему даже здесь, на форуме,  сказано немало.
Мнения колеблются от уверенности, что люди средневековья мылись два раза в жизни - при рождении и смерти, до горячей веры в то, что они принимали ароматические ванны ежедневно.   
Истина, как обычно, посередине. Тогда, как и теперь, люди были разные. 

В богатых домах в спальне обычно стояла тумба, на которую ставили металлический таз и кувшин. Средневековые книги по этикету говорят о том, что нужно было обязательно умывать лицо, мыть руки и чистить зубы каждое утро, но в них нет ни слава о необходимости время от времени принимать ванну.
Раннеанглийский  автор пишет о свойственной датчанам привычке мыться каждую субботу, трактуя ее как свидетельство их щегольства, а средневековые монахи пошли ещё дальше, постановив, что принимать ванну следует только в тех случаях, когда это необходимо для здоровья, и только по назначению врача. Из подробного описания повседневных занятий короля Иоанна видно, что этот монарх доставлял себе удовольствие принять ванну один раз в три недели.

С другой стороны, в бесчисленных рыцарских романах можно прочесть, что первейшим жестом гостеприимства по отношению к посетившему замок страннику было приготовление для него ванны, и, как свидетельствуют иллюстрации к этим романам, в больших домах часто имелась своего рода ванная комната - занавешенный альков с большой лоханью.

Мы не знаем, пользовались ли в целях личной гигиены мылом, на нам известно, что мыло наряду с щелоком из древесной золы применяли при стирке. В этой связи любопытно отметить, что даже во времена Эдуарда VI прачки частенько теряли бельё и возвращали клиентам не те вещи: в описи гардероба графа Уорика, относящейся к 1550 г, помечено, что две рубашки «были потеряны в прачечной в Или-Хаусе», а ещё одна была «подменена при стирке».

По книге Л.Ф.Зальцмана.

+5

70

Из истории европейских бань и мытья

       После падения Римской империи и с началом так называемого Темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы.
       Производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны, и дело мастеров древности продолжили небольшие кустарные мастерские.

http://s04.radikal.ru/i177/1009/60/daeed4b7b49f.jpg

http://s005.radikal.ru/i212/1009/fd/96766cd7a19c.jpg

http://s006.radikal.ru/i214/1009/47/05cd84fb36ed.jpg
Wellcome Library, London
Saint Remy bathed by his nurses. Tapestry no.7, in Rheims Cathedral.
From: Histoire Generale de la Medecine, tome II
By: Laignel-Lavastine

        Моду на чистоту привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время своих крестовых походов в арабских странах. Именно рыцари-крестоносцы в XII веке привозили в подарок знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили их в дар своим возлюбленным.
В XII-XIII веках в Европе распространилась идея турецкого хаммама, привезенная участниками крестовых походов. Культура средневековых бань распространилась и на другие страны Европы - северную Италию, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Англию, Скандинавию.

http://i054.radikal.ru/1009/50/9ca2fbb9892d.jpg

      В Англии в 1192 году Ричард Девайзес, монах из Винчестера неодобрительно высказывался о неприятных запахах, распространяемых мыловарами в Бристоле. В Лондоне торговля мылом процветала около Чипсайда, имеется также около 1500 упоминаний о мастерской по производству мыла в Бишопсгейте, а в царствование королевы Елизаветы – о заводах в Блэкфрайерсе. То, что отношение к мыловаренному ремеслу было самым серьезным доказывает и тот факт, что в 1399 году в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось мытье в бане с мылом. Также долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел, дабы не выдать тайну.

http://s002.radikal.ru/i198/1009/6a/9b8bcbeaa5c5.jpg

http://s002.radikal.ru/i199/1009/6a/f00bd66e1ee2.jpg

    Начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
В XV веке в Италии, Савоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, свиное, баранье, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла – льняное, хлопковое, оливковое, миндальное, кунжутное, кокосовое и пальмовое.

http://s43.radikal.ru/i099/1009/3c/653e475b0e53.jpg
Wellcome Library, London
Bathing scene at a Court of love.
Woodcut 15th century

     Любящий роскошь Людовик XIV лично интересовался производством туалетного мыла, поэтому «выписал» из Генуи ко двору специалистов по мыловарению.
     Постепенно мыловарение перерастает в промышленную отрасль, которая вскоре оказывается под защитой французского государства. Правительство предписывает использовать только душистые масла из Прованса.Метрополией производства мыла очень скоро становится Марсель, благодаря наличию близлежащих территорий сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому.

(в качестве иллюстраций к посту использованы средневековые миниатюры, в ...цатый раз подтверждающие, что в средневековье мылись, причем очень даже с удовольствием :)  )

Источник

Отредактировано Vihuhol (29-09-2010 19:57:43)

+5

71

Vihuhol написал(а):

в ...цатый раз подтверждающие, что в средневековье мылись, причем очень даже с удовольствием

Как теперь, так и тогда, существовали люди, которые относились к водным процедурам без восторга. Не станем забывать о таких вещах, как умерщвление плоти и отказ от удовольствий по благочестивым религиозным мотивам. Влияние этих взглядов могло быть достаточно сильным. Проще прослыть праведником, не помывшись, чем совершив благой поступок.

0

72

А Кип, похоже, наврал про короля Джона, тот, выходит,  не купался так часто, как сказано у него.

0

73

В Средние века исчезли термы, и это означало прекращение практики общественных купаний, как исчезновение стадионов означало прекращение занятий спортом.
«Тысяча лет без бань», - писал Мишле в книге «Ведьма». Он ошибался: люди Средневековья купались. :angry:
Однако мы мало знаем об индивидуальных привычках домашнего купания в Средние века.

# миниатюра 1356г.

http://s016.radikal.ru/i337/1010/5d/8928029b668d.jpg

Напротив, нам хорошо известно о развитии практики водолечения, прежде всего в Италии.
Причем нужно отметить, что эта практика, в отличие от той, что имела место в Византии, по-видимому, не испытала влияния восточной традиции общественных бань.  Восточная банная традиция называлась хаммам, однако в христианский средневековый мир она не проникала. Зато в Италии, особенно в Тоскане, а также и в христианской части Испании, в Англии и Германии рядом с водоемами появлялись водолечебные заведения.

Самым знаменитым стало заведение в Путеолах (Поццуоли) на севере Неаполитанского королевства.
В XIII веке оно получило широкую известность благодаря популярности поэмы Петра Эболийского «De balneis Puteolaneis», некоторые рукописи которой были богато иллюстрированы. Тела купающихся хорошо смотрелись в контексте, вызывавшем в памяти обряд крещения.

В то же время общественные бани развивались во многих городах христианского мира, включая и маленькие городки.
Их называли купальнями, и они не имели того социального значения, какой имели античные термы.
Изначально их не предполагалось делать местом встреч и бесед, они не предназначались для кутежей и пиршеств.
Вместе с тем они, как известно, стали пристанищем проституции, и этот порок сурово осуждался Церковью.
Различия между мусульманскими хаммам и христианскими купальнями объясняют подчас разницей в чувстве стыдливости.
В Средние века они не отвергали наготу в купальне или в постели. Лишь с наступлением Возрождения европейские мужчины и женщины стали осуждать наготу, которая все меньше и меньше демонстрировалась публично.
(Жак Ле Гофф, Николя Трюон)

Ну и немного миниатюрок вдогонку

# 14 th century

http://s009.radikal.ru/i309/1010/76/b50c365b272c.jpg

с обложки книги A Social History of Women in England 450-1500

http://s006.radikal.ru/i213/1011/dd/8e81a7513f97.jpg

Миниатюрка вот такая, эдакий компромат.
# конец 14-нач 15. Германия. Монахи с банщицами. :confused:

http://s011.radikal.ru/i315/1010/f2/70de734c24c2.jpg

# Bathing couple from the Romance of Alexander,1338

http://s010.radikal.ru/i311/1010/db/c53c94ec62d2.jpg

# 1395-1405

http://s008.radikal.ru/i306/1010/a2/a3473baa3049.jpg

# Mary in bath in a book of hours c. 1400-1410

http://s014.radikal.ru/i327/1010/12/cfe3e968043a.jpg

Отредактировано иннета (04-11-2010 04:15:40)

+3

74

Стирка белья. Уход за одеждой.

A man washes (or dyes) clothes, Smithfield Decretals (British Library Royal 10 E. IV, fol. 141), c. 1340
http://s019.radikal.ru/i631/1205/83/dd762546320d.jpg

1440-1450 ; Wien ; Österreich ; Wien ; Österreichische Galerie ; IN 4904
http://s019.radikal.ru/i605/1205/65/2fad8ee6aedd.jpg

Norwich Cathedral( England) 1400 On a more important every day level, a washerwoman grabs at the hair of a thief trying to steal clothes.
http://s019.radikal.ru/i638/1205/72/51ff0c3d79de.jpg

A laundress on a beach, The Decameron (BNF Arsenal 5070), 1432
http://s019.radikal.ru/i620/1205/9a/2ad14eef7b49.jpg

A laundress on a beach, The Decameron (BNF Arsenal 5070), 1432
http://s019.radikal.ru/i635/1205/0f/befb82a150af.jpg

Italien 63, fol. 44, Landolfo Rufolo échappant au naufrage
Date : 1427
http://s019.radikal.ru/i620/1205/06/a102c2d0e800.jpg

France, Lancelot du Lac.vers 1480
http://s004.radikal.ru/i205/1205/b1/0b4a47f5eb02.jpg

Сушка белья на шестах.Венеция.
Miracle of the Relic of the True CrossVittore Carpaccio about 1494 Venice, Gallerie dell’Accademia
http://s019.radikal.ru/i611/1205/ad/2cf3cf7073f0.jpg

и ещё...тоже Италия.Падуя.
Mantegna,AndreaMartyrdom of Saint Cristoforus. Architecture and spectators. Detail of a fresco (1448-1456) Ovetari Chapel, Padova.Eremitani,Chiesa degli, Padova, Italy
http://s019.radikal.ru/i606/1205/4c/36a7734acde0.jpg

Harl 3469 f.32v Women engaged in laundry, from 'Splendor Solis' by Salomon Trismosin, 1582(C 16th).
http://s019.radikal.ru/i640/1205/4b/89973d6e047a.jpg

+6

75

Косметика Средневековья.

"Не потерпи ничистоты,
И будь всегда опрятен ты:
Красивой будет пусть прическа,
И обувь доведи до лоска.
Всегда ты руки умывай
И сам одежду подшивай"

/Жан де Мён."Роман о Розе",1268- 1285 г./

Ещё биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках.
Конечно бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену.
Но подобных заведений было много и это свидетельствует, что сие было популярно средь населения.

сцена купания,14 век.
http://s019.radikal.ru/i621/1301/64/826a50527b36.jpg

Все средневековые труды о гигиене перво-наперво советовали именно мыться, дабы быть красивыми и ухожеными.
Средств для поддержания красы было немало:
составы для чистки/ отбеливания/ зубов, и чтоб запах изо рта был приятный,
всяческие крема для кожи лица,
были рецепты для ухода за волосами и средства для их окраски,
средства для эпиляции.
Изготовлением косметики занимались, по всей видимости, те же аптекари, банщики и парикмахеры, ну и некоторые лекари конечно же.

Аптекарь на средневековом витраже в Шартре. Франция.
http://s020.radikal.ru/i716/1301/a0/928cabf355b9.jpg

Косметика в общем-то была доступна всем, ну если только кроме каких-нибудь запущенных голодранцев.
Ведь состав большинства средств был довольно прост.
Ну например: вино, яйца, масло оливы, молоко животных, жир/сало, различная растительность.

* К примеру, чтобы кожа лица и тела была мягкой, её следует мыть тёплым настоем отрубей.
Настой из отрубей использовали Средние века часто, им умывались или принимали с ним ванну.
Зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.

Не, были конечно варианты со специями, кои привозились из стран восточных или каких иных, за счёт чего стоимость их была немалая.

Потребители косметики были из знати, или зажиточных горожан.
Но не из-за дороговизны её, а из-за образа жизни.
Неужто простолюдинка, вставшая до рассвета и отпахавшая по хозяйству, будет после трудового дня наводить себе красоту?
Конечно нет. Да и смысл того, если ей снова поутру нужно будет ковыряться, скажем, в поле, или же в хлеву со скотом?

Работа в хлеву... :suspicious: Вот пример, своеобразный такой. Именно для простонародья.   
Из "Книги Секста Плацита":
" красоту лицу можно придать, регулярно намазывая его бычьим навозом, размоченным в воде и растёртым".

Крестьяне в поле (фрагмент одной из миниатюр из «Великолепного часослова герцога Беррийского»)
http://i047.radikal.ru/1301/e6/73ec44fdf948.jpg

В чём же хранились косметические составы и снадобья?

Понятно, что все эти протирания и средства консервантом наапичканы не были, а стало быть, портились быстро.

В Трактате "Тротулы", появившемуся где-то в XII веке (сборник сочинений, авторство которых приписывали женщине по имени Трота), был писан совет, хранить комочек белил, завёрнутыми в пергамент.
Пергамент в этом случае играл роль упаковки, типа салофанового кулька.
Ну и так, как видно на миниатюрах, логично считать, что косметические средства держали в различных горшочках из глины, дерева.

Женщина у аптекаря. Италия (A Pharmacy, 1488-1495)
http://s020.radikal.ru/i720/1301/82/0904f07313be.jpg

http://s017.radikal.ru/i418/1301/64/9badca7e9df5.jpg

Альбарелло - первоначально - майоликовый аптекарский сосуд для хранения снадобий
( порошков, трав, мазей и т.п.). Этимология слова не совсем ясна.
Есть предположение, что оно произошло от латинского слова "albaris" - "беловатый".
Альбарелло с искусной росписью появились сначала в Испании, а потом были завезены в конце 14 - начале 15 века в Италию.
Альбарелло стали использовать не только для хранения медикаментов ( на таких сосудах обычно есть латинские названия средств) , но и в качестве ваз, и подарков по особо-торжественным случаям, например на свадьбу.

1.)Central Italy, probably Pesaro Late 15th century 22.8 x 12 cm; tin-glazed earthenware
2.)fin 15e siècle ; sur la panse, décor polychrome figuré : deux couples face à face en buste ; fond orné de grande feuilles s'enroulant.
http://s017.radikal.ru/i441/1301/91/e8a807782f6f.jpghttp://s017.radikal.ru/i409/1301/d9/9161ddeb5634.jpg

Вообще-то, что тогда, что сейчас, злоупотреблять косметикой не есть хорошо.
В знаменитом "Романе о розе"(часть, писанная Жаном де Мёном (1285 г.)) имеется такой отрывок, где говорится как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого мужчину.

миниатюра из "Романа о розе",Париж 1350-1360 гг.
http://i049.radikal.ru/1301/00/1e195229b7db.jpg

С точки зрения христианской этики, злоупотребление косметикой для украшения, считали делом недостойным.
Ещё бы! Ведь это действо было пущено как орудие соблазнения, разврата, праздности. 
Нет, церковь за это не наказывала, но путём проповедей пыталась внушить, что красота души во много раз лучше краски на лице.

миниатюра третьей четверти XV века, Франция.
http://i011.radikal.ru/1301/8e/2b983e1a03be.jpg

Отбеливание кожи было очень популярно. Ведь светлую кожу считали эталоном красы.
В различных трактатах сохранилось большое количество рецептов для отбеливания кожи лица и рук.
* Например один рецепт состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил.

Несколько примеров, где говориться о составах для волос и о действии оных.

Женщина расчёсывает волосы пред зеркалом. Миниатюра 15 века. Источник не найден. Британская библиотека.
http://s017.radikal.ru/i416/1301/1a/012dec2a2b6a.jpg

* «Воронье яйцо окрашивает волосы следующим образом: выливают яйцо в медный сосуд
и взбалтывают до тех пор, пока оно не меняет цвет, затем бреют(?) голову и намазывают сверху до тех пор, пока яйцо не впитается.
Во время этой процедуры надо набрать в рот масла и держать до тех пор, пока голова не выcoxнeт, а иначе и зубы почернеют.
После этого на голову надевают повязку, ко­торую снимают по прошествии четырех дней; в результате седина больше не появляется»
.
Идея подобного симпатического средства была позанмствована у Плиния («Естественная история»; XXIX, 109).
/иначе говоря, с какого-то считалось, что яйцо от чёрной птицы окрашивало волосы в чёрный цвет/

Ещё один достаточно экзотичный бальзам для волос, рекомендованный в «Книге Секста Плацита»:
* «Если заячий желудок приготовить в миртовом масле на сковороде и намазать этим больные [редеющие] волосы, они cтaновятся крепкими и начинают расти».http://s019.radikal.ru/i616/1301/20/744eabf8e98d.png

Для депиляции изготовляли смесь из негашёной извести.
Рецептов таких много, значит спрос на смеси был.
Наверно важно было не переборщить с ингридиентами, соблюдать пропорции.
Ведь после использования такого аЦкого варева волосы могли слезть вместе с кожей.

Свет мой, зеркальце, скажи...
/миниатюра из итальянского часослова 1480 г.(Book of Hours. Italy) Британская библиотека)
http://s52.radikal.ru/i136/1301/57/a5a61f089684.jpg

В завершени скажу, что мужчины тоже пользовались косметическими прибамбасами. Только это был уход за зубами, волосами и лечения кожных заболеваний.

/рецепты из "Книги для украшения женщин" со старофранцузского и латыни переведены Н.Гореловым/

Отредактировано иннета (22-01-2013 17:35:13)

+4