Косметика Средневековья.
"Не потерпи ничистоты,
И будь всегда опрятен ты:
Красивой будет пусть прическа,
И обувь доведи до лоска.
Всегда ты руки умывай
И сам одежду подшивай"
/Жан де Мён."Роман о Розе",1268- 1285 г./
Ещё биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках.
Конечно бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену.
Но подобных заведений было много и это свидетельствует, что сие было популярно средь населения.
сцена купания,14 век.
Все средневековые труды о гигиене перво-наперво советовали именно мыться, дабы быть красивыми и ухожеными.
Средств для поддержания красы было немало:
составы для чистки/ отбеливания/ зубов, и чтоб запах изо рта был приятный,
всяческие крема для кожи лица,
были рецепты для ухода за волосами и средства для их окраски,
средства для эпиляции.
Изготовлением косметики занимались, по всей видимости, те же аптекари, банщики и парикмахеры, ну и некоторые лекари конечно же.
Аптекарь на средневековом витраже в Шартре. Франция.
Косметика в общем-то была доступна всем, ну если только кроме каких-нибудь запущенных голодранцев.
Ведь состав большинства средств был довольно прост.
Ну например: вино, яйца, масло оливы, молоко животных, жир/сало, различная растительность.
* К примеру, чтобы кожа лица и тела была мягкой, её следует мыть тёплым настоем отрубей.
Настой из отрубей использовали Средние века часто, им умывались или принимали с ним ванну.
Зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.
Не, были конечно варианты со специями, кои привозились из стран восточных или каких иных, за счёт чего стоимость их была немалая.
Потребители косметики были из знати, или зажиточных горожан.
Но не из-за дороговизны её, а из-за образа жизни.
Неужто простолюдинка, вставшая до рассвета и отпахавшая по хозяйству, будет после трудового дня наводить себе красоту?
Конечно нет. Да и смысл того, если ей снова поутру нужно будет ковыряться, скажем, в поле, или же в хлеву со скотом?
Работа в хлеву... Вот пример, своеобразный такой. Именно для простонародья.
Из "Книги Секста Плацита":
" красоту лицу можно придать, регулярно намазывая его бычьим навозом, размоченным в воде и растёртым".
Крестьяне в поле (фрагмент одной из миниатюр из «Великолепного часослова герцога Беррийского»)
В чём же хранились косметические составы и снадобья?
Понятно, что все эти протирания и средства консервантом наапичканы не были, а стало быть, портились быстро.
В Трактате "Тротулы", появившемуся где-то в XII веке (сборник сочинений, авторство которых приписывали женщине по имени Трота), был писан совет, хранить комочек белил, завёрнутыми в пергамент.
Пергамент в этом случае играл роль упаковки, типа салофанового кулька.
Ну и так, как видно на миниатюрах, логично считать, что косметические средства держали в различных горшочках из глины, дерева.
Женщина у аптекаря. Италия (A Pharmacy, 1488-1495)
Альбарелло - первоначально - майоликовый аптекарский сосуд для хранения снадобий
( порошков, трав, мазей и т.п.). Этимология слова не совсем ясна.
Есть предположение, что оно произошло от латинского слова "albaris" - "беловатый".
Альбарелло с искусной росписью появились сначала в Испании, а потом были завезены в конце 14 - начале 15 века в Италию.
Альбарелло стали использовать не только для хранения медикаментов ( на таких сосудах обычно есть латинские названия средств) , но и в качестве ваз, и подарков по особо-торжественным случаям, например на свадьбу.
1.)Central Italy, probably Pesaro Late 15th century 22.8 x 12 cm; tin-glazed earthenware
2.)fin 15e siècle ; sur la panse, décor polychrome figuré : deux couples face à face en buste ; fond orné de grande feuilles s'enroulant.
Вообще-то, что тогда, что сейчас, злоупотреблять косметикой не есть хорошо.
В знаменитом "Романе о розе"(часть, писанная Жаном де Мёном (1285 г.)) имеется такой отрывок, где говорится как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого мужчину.
миниатюра из "Романа о розе",Париж 1350-1360 гг.
С точки зрения христианской этики, злоупотребление косметикой для украшения, считали делом недостойным.
Ещё бы! Ведь это действо было пущено как орудие соблазнения, разврата, праздности.
Нет, церковь за это не наказывала, но путём проповедей пыталась внушить, что красота души во много раз лучше краски на лице.
миниатюра третьей четверти XV века, Франция.
Отбеливание кожи было очень популярно. Ведь светлую кожу считали эталоном красы.
В различных трактатах сохранилось большое количество рецептов для отбеливания кожи лица и рук.
* Например один рецепт состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил.
Несколько примеров, где говориться о составах для волос и о действии оных.
Женщина расчёсывает волосы пред зеркалом. Миниатюра 15 века. Источник не найден. Британская библиотека.
* «Воронье яйцо окрашивает волосы следующим образом: выливают яйцо в медный сосуд
и взбалтывают до тех пор, пока оно не меняет цвет, затем бреют(?) голову и намазывают сверху до тех пор, пока яйцо не впитается.
Во время этой процедуры надо набрать в рот масла и держать до тех пор, пока голова не выcoxнeт, а иначе и зубы почернеют.
После этого на голову надевают повязку, которую снимают по прошествии четырех дней; в результате седина больше не появляется» .
Идея подобного симпатического средства была позанмствована у Плиния («Естественная история»; XXIX, 109).
/иначе говоря, с какого-то считалось, что яйцо от чёрной птицы окрашивало волосы в чёрный цвет/
Ещё один достаточно экзотичный бальзам для волос, рекомендованный в «Книге Секста Плацита»:
* «Если заячий желудок приготовить в миртовом масле на сковороде и намазать этим больные [редеющие] волосы, они cтaновятся крепкими и начинают расти».
Для депиляции изготовляли смесь из негашёной извести.
Рецептов таких много, значит спрос на смеси был.
Наверно важно было не переборщить с ингридиентами, соблюдать пропорции.
Ведь после использования такого аЦкого варева волосы могли слезть вместе с кожей.
Свет мой, зеркальце, скажи...
/миниатюра из итальянского часослова 1480 г.(Book of Hours. Italy) Британская библиотека)
В завершени скажу, что мужчины тоже пользовались косметическими прибамбасами. Только это был уход за зубами, волосами и лечения кожных заболеваний.
/рецепты из "Книги для украшения женщин" со старофранцузского и латыни переведены Н.Гореловым/
Отредактировано иннета (22-01-2013 17:35:13)