SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О гигиене в Средние века>>

Сообщений 1 страница 30 из 75

1

http://earving.nm.ru/spisok1.html

Чистота и гигиена в Средние века.

Отношения к Чистоте и мытью

В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.

Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

+5

2

ОТНОШЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА
К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ТЕЛУ И ГИГИЕНЕ
Выдержка из книги Жака ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада".

Напрасно церковь убеждала средневековых людей относиться к видимому миру с презрением, не обращать на него внимания, чтобы обратиться к истинным - скрытым - богатствам духа. Все в средневековом обществе определялось отношением к «кажущемуся», видимому.

Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле.

Нагота, как и труд, представлялись наказанием за грех. Адам и Ева после грехопадения, Ной, напившийся допьяна, являют свою наготу, бесстыдную и греховную. И к тому же нудизм считался признаком ереси, и во всяком еретике в той или иной мере присутствовал адамит. Любопытно отметить, что св. Франциск Ассизский, стоявший на грани ереси, и здесь проявлял противоположную тенденцию считать наготу добродетелью. Бедность - это нагота. От заявлений он перешел к действиям совершенно конкретным, хотя и носящим символический характер. В странном эпизоде «Цветочков» св. Франциск и брат Руфин проповедуют с кафедры в Ассизи абсолютно нагие.

Однако идеал воинственности в такой же степени прославлял тело, в какой христианский идеал его принижал. Юные герои поэм о героических деяниях белокожи, белокуры и кудрявы. Они атлетически сложены.

Корпус его крепок, пропорции великолепны,
Широкие плечи и грудь; он был прекрасно сложен:
Могучие руки с огромными кулаками
И грациозная шея.

Жизнь все время требовала от рыцаря напряжения физических сил: на охоте, на войне, на турнире. Карл Великий получал удовольствие, купаясь нагим вместе со своими приближенными в бассейне дворца в Аахене. Даже мертвое тело являлось объектом тщательного ухода. Телам святых поклонялись, перенесение тела означало канонизацию. Одной монахине явилась св. Клара Монтефалькская, умершая в 1308 г., и сказала: «Мое тело должно быть канонизировано». Зрение, это «чувство интеллекта», стало играть у средневековых людей важную роль лишь позднее - вспомним, что очки были изобретены лишь в конце XIII в., - а пока они использовали в первую очередь самое «материальное» из всех чувств — осязание. Они все уподоблялись Фоме.
Для того чтобы сохранить тела усопших (речь идет о великих мира сего), в нос вливали ртуть, все естественные отверстия затыкали тампонами, пропитанными пахучими веществами, которые, как считалось, предохраняли от разложения, и бальзамировали лицо. Когда тело надо было перевозить на большие расстояния, из него вынимали внутренности, которые хоронили отдельно, а труп начиняли миром, алоэ и другими ароматическими веществами, а затем зашивали. Религия обещала воскрешение плоти.

Если судить по пенитенциалиям, по большому числу незаконнорожденных, по тому, как противилось духовенство обязательности целибата, по намекам или ясным высказываниям в фаблио, - увещевания церкви мало влияли на сексуальную жизнь Средневековья. Наступала пора распространения гигиены, она входила в обиход прежде всего в городах. В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата. Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Впрочем, и монастырская литература внесла свой вклад в заботу о теле. Ценный эльзасский манускрипт 1154 г. представляет собой учебник по диетологии, написанный монахиней из Шварцентхана и иллюстрированный Зинтрамом, монастырским каноником из Мирбаха. Этот календарь предписывал особый режим для каждого месяца. В начале XIII в. был широко распространен «Справочник здоровья», написанный в Салерно.

+5

3

Статьи о красоте и гигиене
Англо-нормандский текст датируется 13-м веком.
http://earving.nm.ru/spisok1.html

Отредактировано иннета (14-08-2008 23:34:19)

+2

4

Девушка с зеркалом и гребнем. XIII век.
http://s44.radikal.ru/i105/0809/0b/c7372c909dcbt.jpg

Отредактировано Marion (26-02-2009 14:30:13)

+5

5

Платок и галстук
Носовой платок вначале появился у монахов. Некоторые монахи, в отличие от всяких там «отцов-пустынников», были, можно сказать, чистюлями — они сами должны были стирать и чистить свою одежду, так постановил Ахенский собор 817 года. Постановления Бурсфельда требовали от монахов, чтобы они стирали свою сорочку раз в два месяца зимой и один раз в месяц — летом. В Клюни еженедельные дежурные стирали также носовые платки. Платки были почти метровой длины, и монахи носили их привешенными к поясу. Пользование носовыми платками также было строго регламентировано — выделения из носа или рта следовало тщательно растереть по полу ногой, не только для того, чтобы не вызвать тошноты у слабонервных братьев (как сказано в сборнике обычаев Эйнсхема), но и для того, чтобы братья во время молитвы не испачкали своей одежды.

Позже гигиеническое предназначение платка забылось, да и «развитие» средневековой цивилизации принесло новые проблемы — мух, например, благодаря которым в готическом Средневековье появляется платок «фаццолетто»: «Модным дополнением стал носовой платок, но не в сегодняшней своей функции. Его не засовывали в карман, а держали в руке, чтобы отгонять мух». («Готическая мода «журнал «Силуэт», Таллинн. 1981 г) (*7) Если вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то изобретение специального платка для «отгона мух» удивления вызывать не должно — существование огромного количества мух в тех условиях вполне естественно. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки стали применяться только с XVIII века.

Одному из таких платков было суждено стать ...галстуком. Дело в том, что брошенная Людовиком XIV любовница Франсуаза де Блан отомстила очень тонко — подарив ему платок и сообщив при этом, что если король не будет его носить постоянно, то тут же потеряет корону. С тех пор суеверный монарх с платком не расставался. Ненавистный платок, спускавшийся до пупа, пачкался во время застолья, постоянно цеплялся за парик короля, попадал в суп и приводил королевскую особу в бешенство. Дворцовые же подхалимы, бывшие же не в курсе истинных причин такой «новой моды», в подражание стали носить подобные платки, для удобства сделав их поменьше. Так началась история галстука.

+4

6

Санитарное состояние городов

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.

Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.

В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.

Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.

Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание , которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

+3

7

Еще по теме.

Средневековье и эпоха Возрождения

"() Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.
Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.
Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. ()
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой — изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий".

http://www.licei.info

Еще о мыле.

"В Западной Европе ремесло мыловарения окончательно сформировалось только к концу XVII века. Немаловажную роль в развитии мыловарения сыграл географический фактор. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.
Так, начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель, благодаря наличию на близлежащей территории сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла.
Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании. В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцонированной содой. Это значительно снижало себистоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое".

http://www.soapmaker.ru

О духах.
"() А вот любимым запахом знати Средних веков был мускус. Своей резкостью он перебивал "аромат" давно не мытых тел знатных кавалеров и прекрасных дам, ибо в те времена даже короли были вымыты лишь дважды в жизни: при рождении и перед погребением. С мылом, ванной и душистыми веществами европейская культура познакомилась только во время крестовых походов. Возвращавшиеся из долгих странствий рыцари привозили с собой баночки с удивительными ароматами и рассказы о ежедневных омовениях "неверных" мусульман.
Считавшие себя верхом изящества христиане оказались посрамлены, тем сильнее было желание превзойти "неверных". Алхимики срочно начинают экспериментировать с пахучими веществами, пытаясь выделить из них душистые масла и летучие эфиры.
В XI-м веке итальянские исследователи впервые получают спирт, который они используют для растворения эфирных масел. Результат превзошел самые смелые ожидания: так появились первые в истории духи.
Рецепт их приготовления стал классическим. У парфюмеров появилась возможность составлять изысканные композиции, удовлетворяя самые взыскательные пожелания клиентов. Первые красавицы меняли ароматы ежедневно: всякий день они благоухали иначе, чем до этого. Как и во времена Древней Греции неухоженность воспринималась как варварство.
Дурно пахнуть считалось чем-то вроде оскорбления. Искусство парфюмеров в XY-XYII вв. было востребовано как никогда прежде.
Вытяжки из цветов левкоев и глициний смешивались с сухим остатком выпаренной мочи, мускус соединялся в опытах с уксусом и амброй, в розовое масло добавляли нефть. Сочетания были самые невероятные. Смешение зловоний давало порой приятный аромат, тогда как объединение в одном флаконе нескольких приятных душистых веществ - отвратительное зловоние. Путем проб и ошибок французские и итальянские мастера-алхимики пришли к удачным композициям, принесшим им всеевропейскую известность.
В основе первых духов были эфирные масла из растений. Первоначально - из привычных для Средиземноморья сирени, розмарина, фиалки, ириса, нарцисса, в дальнейшем к ним присоединились и лучшие представители тропической флоры.
С середины XYI-го века основной объём душистого сырья стали привозить из заморских колоний. Из тропиков Азии поступали пачули, магнолии, тубероза, иланг-иланг. Изумительно душистые цветки последнего снискали ему громкую славу: приготовленное из них масло иланг-иланг использовалось для приготовления наиболее утонченных духов. Южная Америка поставляла смолы элеми, сипаруну, толуанский бальзам, Центральная Африка - ценнейшие бделлий и шаир. Не был обойдён вниманием и север Европы. Из Скандинавии вывозились сухие лишайники, употреблявшиеся для изготовления душистой пудры, а также "дубовый мох", обладавший способностью придавать духам стойкость. Жесточайшая конкуренция способствовала появлению новинок".

http://aromelle.narod.ru

+6

8

Церковь убеждала средневековых людей относиться к видимому миру с презрением, не обращать на него внимания, чтобы обратиться к истинным - скрытым - богатствам духа.
Монахи, служившие средневековым людям как-бы примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле.

На распространение гигиены, который  входил в обиход прежде всего в городах, это не сильно вляло.
В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата.
Вот описание эрфуртских бань XIII в.:

"Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным, искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье".
(Источник - Жак ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада, Сретенск)

+4

9

Купание в Средневековье
Средневековое общество, возможно, любило мыться, но это было не всегда легким делом. Средневековые жители замка использовали деревянные бадьи с водой, нагретой над огнем в большом зале. В хорошую погоду бадья могла быть размещена в саду. Вельможи часто нанимали человека, в обязанности которого входило приготовление ванны для всей семьи. Этот человек часто путешествовал с семьей вельможи.

Горячие ванны были очень популярны и большинство городов, уже в середине 1200-ых имели общественные бани. Каминные печи, нагревающие воду, создавали две проблемы. Первая, неконтролируемый огонь мог вызвать возгорание нескольких близ лежащих зданий. И второе, запасы древесины были исчерпаны, возросла стоимость дров. Затраты по нагреву воды не окупали себя поэтому большинству бань пришлось закрыться. Также для подогрева воды использовали уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.

К середине 1300-ых только очень богатые могли себе позволить иметь дрова для подогрева воды. Остальная часть населения вынуждена была ходить грязной. Бочки часто использовались как ванны, то есть в одной и той же воде мылась вся семья.

+4

10

Во многих фильмах про средневековье, рыцари после турнира купаются вот в таких "бадьях". Часто, по двое, по трое. Вместительные ванны, потому что  :)
Это на фесте во Франции в 2007 году. "Макнули" реконструктора битвы при Азенкуре.
http://s47.radikal.ru/i117/0902/81/65b35cc765bat.jpg

Отредактировано Marion (26-02-2009 14:28:13)

+4

11

Marion написал(а):

рыцари после турнира купаются вот в таких "бадьях"

http://i059.radikal.ru/0902/09/b3c38203e2fdt.jpg
Кадр из "Айвенго". Буагильбер и Де Браси макнули Фрон де Бефа.

+5

12

Bobby написал(а):

Кадр из "Айвенго".

:D А я как раз этот фильм сейчас смотрю.. Классный кадр!

0

13

Marion написал(а):

Классный кадр!

Ещё бы! Причём, и макатели, и макаемый выглядят довольными. Так сказать, почувствуйте разницу между благородным маканием и неблагородным.

Фильм, кстати, тоже довольно неплох.

0

14

Ну правильно, они привыкли в горячей воде в одежде и без оной отдыхать :D

Bobby написал(а):

Фильм, кстати, тоже довольно неплох.

Угу http://www.kolobok.us/smiles/standart/yes.gif Правда, Айвенга там, все равно "не фонтан". Мне лично теперь еще стал нравиться де Браси, Морис. Интересно, это случайно не тот самый, который....?

0

15

Marion написал(а):

Правда, Айвенга там, все равно "не фонтан".

Айвенга, он и у автора, сэра Вальтера, скажем честно... буратино.

Marion написал(а):

Интересно, это случайно не тот самый, который....?

Который кто? Который из RoS?

0

16

Bobby написал(а):

Который кто? Который из RoS?

И в RoS  и прототип. Ведь был же такой де Браси, второй по богатству, после У. Руфуса?

Княгиня написал(а):

Может быть, это немного не в тему темы, но у Скотта все главные положительные рыцари похожи друг на друга, как из одной плашки тёсаны.

Правда? Я тебе верю. После просмотра "Ричард - Львиное сердце" верю  :)  какой там у него Хантингтон... :canthearyou:

0

17

Marion написал(а):

Правда? Я тебе верю. После просмотра "Ричард - Львиное сердце" верю  :)  какой там у него Хантингтон...

А в каком из фильмов "такой" Хантингдон? В нашем или американском? Я если доберусь, то до нашего. Кстати, у него есть продолжение - "Рыцарь Кеннет". Там тоже Джигарханян в роли Саладина. :) А остальные актёры чего-то не будят энтузиазма.

Отредактировано Nasir (26-02-2009 20:45:27)

0

18

Nasir написал(а):

А в каком из фильмов "такой" Хантингдон? В нашем или американском? Я если доберусь, то до нашего. Кстати, у него есть продолжение - "Рыцарь Кеннет".

В части "Рыцарь Кеннет". В "Ричарде" он более "живой" и активный и говорит больше.
Зарубежный тоже стоит просмотра, хотя он и старый, но...мне лично понравился :) Всем его рекомендую.

Nasir написал(а):

А остальные актёры чего-то не будят энтузиазма.

А мне понравился Конрад, хотя может быть, это потому, что  он блондин o.O  :unsure:

Княгиня написал(а):

Если говорить конкретно о Скотте - как романист, он на высоком уровне: сюжет, детали, то, сё. Вот с психологией и достоверностью образов неважно - он романтик, а романтизм с такими вещами не дружит.

Спасибо :)
Надо тоже будет почитать тогда. "Талисман" у меня уже есть...

0

19

Средние века часто представляют нам как эпоху общего упадка культуры.
Однако гигиена не сдала своих позиций в это время. Феодалы мылись в заранее наполненную тёплой водой бадьях. В подвалах замков нередко устраивали парилки, причем в них использовалась вода, ароматизированная травами и цветами.  Перед принятием пищи, обитатели замка  совершали омовение рук.

На фонтане в одном из средневековых французских замков сохранилась наивно-назидательная надпись: "Нужно мыть руки, чтобы быть чистым, идя к столу" . Призыв был особенно актуальным в то время: ведь вилка еще не было. Во время еды руки вытирали салфетками(полотенцами), а потом снова мыли их.
Некоторые конечно были не столь воспитаны и вытирали жирные руки прямо о скатерть или о шерсть,всегда ошивавшихся у стола собак. Но и сие доказывает о стремлении к чистоте. :P
Вот средневековые иллюстрации, говорящие сами за себя.

http://s43.radikal.ru/i099/0903/f3/e8bb06aa1a71.jpg

http://s52.radikal.ru/i135/0903/12/051053d99bf8.jpg

http://s42.radikal.ru/i096/0903/b0/3242fe9edeb3.jpg

http://i019.radikal.ru/0903/ad/78de9f1e270b.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/0903/83/78140f3d12aa.jpg

http://s42.radikal.ru/i097/0903/c4/4a32a2c65439.jpg

+8

20

Знающие люди рекомендуют:

http://www.godecookery.com/tacuin/tacuin.htm

+6

21

Отношения к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.
Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.
Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.
Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

Частные ванны
Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани
Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
-- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Добавки для Ванн

Травы

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

Масла

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

Мыло

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.

Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Специальная вода

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная

Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.

+5

22

Кстати, пару изо купания в реке, озере...
http://pic.aceboard.net/img/283914/156/1206454253.jpg
http://pic.aceboard.net/img/283914/156/1206454887.jpg
http://pic.aceboard.net/img/283914/156/1206455140.jpg
http://pic.aceboard.net/img/283914/156/1206456218.jpg
http://pic.aceboard.net/img/283914/156/1206537835.jpg

+4

23

Мытье рук и прочее перед пиром.
Пир.
Девушка,заплетающая косу.
Иллюстрации из книги К.А.Иванова. ().

Отредактировано Marion (07-07-2009 13:12:55)

+3

24

Всё никак не могу понять - что это? к чему?
вообщем, вот.

+3

25

Marion написал(а):

Всё никак не могу понять - что это? к чему?
вообщем, вот.

Marion
:crazyfun: Что это? Это они моются и пирует тут же? А может, это крестины? :unsure:
А картиночки выше - просто прелесть! Спасибо! :love:

Отредактировано Ксения (31-07-2009 14:33:51)

0

26

А я не поняла тоже, что бы это значило. Те моются, а те,что за столом, на них смотрят и кажется чего-то ждут.

0

27

Ксения написал(а):

Marion  :crazyfun:  Что это?

Вот и я спрашиваю? Может, это свадьба? для крестин люди в ванне уже староваты...

Ксения написал(а):

А картиночки выше - просто прелесть! Спасибо!

Спасибо художнику и К.Иванову :)

milka написал(а):

А я не поняла тоже, что бы это значило

Вот - вот. И подписи не было под картиной. И откуда неведомо. http://www.kolobok.us/smiles/standart/dntknw.gif

Отредактировано Marion (31-07-2009 14:51:28)

0

28

И снова о купании

http://i061.radikal.ru/0909/7a/5e26d346fca8.jpg

http://s50.radikal.ru/i130/0909/9e/cbfd53f6e444.jpg

http://i074.radikal.ru/0909/d7/f32b096510dc.jpg

http://s40.radikal.ru/i090/0909/df/126d0f258d85.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/0909/82/c13eb29f40f6.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/0909/e1/a33fbf0c3fc1.jpg

http://i009.radikal.ru/0909/08/7d0fe8ce891a.jpg

Оказывается не всегда стремление к чистоте полезно для здоровья :confused:

http://i036.radikal.ru/0909/5f/71ac0ba60116.jpg

А это...пусть тоже до кучи здесь будет ;)

http://s60.radikal.ru/i169/0909/60/8368223fcf6c.jpg

+8

29

иннета
Спасибо! Понравилась идея размещения бочки с водой прямо в спальне. http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif

+1

30

Как появилось мыло

Судя по записям на шумерских табличках (датируемых 2500 годом до н.э.), самое первое мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и в последствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор.

Долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. Есть версия, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. (У римлян мыло называлось sapo. Из этого слова позднее у англичан образовалось soap, у французов - savon, у итальянцев - sapone.) Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра, полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье. Кто-то заметил, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. К моменту, когда римский писатель и ученый Плиний Старший составлял трактат «Естественная история», мыло стало неотъемлемой частью жизни римского населения. Плиний писал о способах приготовления мыла путем омыления жиров. При этом изготавливалось как твердое, так и мягкое мыло, получаемое с использованием соды и древесной золы (поташа). Твердое мыло отличалось своей жесткостью и использовалось исключительно для стирки, в то время как мягкое мыло использовалось в косметических целях, в том числе и для укладки волос.

После падения Римской империи и с началом так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.

Об изготовлении мыла в средние века имеются лишь скудные сведения. Вероятно, арабы в VII веке н. э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. Повсюду на Средиземноморье, где выращивали масличные растения, стало процветать мыловарение. Центрами были Аликанте, Карфаген, Севилья, Савона, Венеция, Генуя, а с XVI века также Марсель и Неаполь, благодаря наличию на близлежащей территории сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.

Ароматы соблазна:
   Мужской набор "Сила"
  Корица - символ эротического гигантизма. Эфирное масло корицы передает свою огневую энергию даже флегматичным прагматикам. Оно согревает, пьянит, вносит в отношения дразнящую задорность и остроумие; развивает бурную фантазию жестов и прикосновений. Синоним к определению свойств корицы - "невозможное возможно".
  Мускат - открывает "второе дыхание любви" даже тем, кому за 50, повышает выносливость и гибкость тела, оптимизирует кровообращение в органах малого таза, "оголяет" эрогенные зоны, усиливая их чувствительность.
  Кедр - придает пикантный, несколько "колючий" оттенок ощущениям, устраняет скованность и дискомфорт, наполняет партнеров радостным ощущением эротической победы. Воодушевляет на благородные поступки.
  Пачули - древнейшее, несущее ощущение света эротическое эфирное масло. Оно пробуждает восторженность и эротическую щедрость, усиливает потенцию и чувствительность эрогенных зон, вносит в общение элемент новизны и праздника, окрашивая эротический контакт в яркие тона; способствует омолаживанию эндокринной системы и балансу гормонов.
  Сосна - дарит прилив энергии, разнообразит эротические жесты, помогает почувствовать уют и защиту в объятиях партнера, обрести уверенность в своих силах, увеличивает длительность сексуальных контактов, насыщая их огнем и безрассудством.
   Женский набор "Нежность"
  Бергамот - усиливает эротическую пульсацию, будит воображение и фантазию, устраняет депрессию, нервное напряжение. Это эфирное масло - средство для самого тонкого эротического массажа.
  Герань - открывает в женщине дыхание чувственности и после 45. Аромат герани окрыляет, поднимает над суетой, вносит элементы мечтательности и сентиментальности в эротическое общение. Питает чувственность и молодость.
  Иланг-иланг - окрашивает эротическое общение в яркие, неповторимые цвета, дарует уверенность, обостряет интуицию и психологизм любовной игры, помогает отгадывать и исполнять самые сокровенные желания партнера. Эфирное масло иланг-иланга усиливает потенцию мужчины и восприимчивость женщины, поднимает обоих на самые высокие вершины оргазма.
  Розмарин - окрыляет, согревает, усиливает восприимчивость, одухотворяет отношения, позволяет открыться самым прекрасным сторонам души, способствует повторению эротических контактов, увеличивая их длительность и насыщенность. Делает отношения более чувственными.
  Петитгрейн - создает легкий эротический эффект, привносит элементы свежести и игривости в отношения, снимает чувство депрессии и страха.
   Эфирные масла можно использовать как в чистом виде, так и в сочетании друг с другом. За счет соединения энергий, значительно усиливаются свойства каждого масла:
    физиологические (повышается потенция, чувствительность эрогенных зон и т.п.);
    энергетические (усиливаются эротическая пульсация, интуиция, естественность и т.п.).
   Некоторые эфирные масла, такие как герань, петитгрейн, "смягчают" слишком терпкие или сладкие запахи эротических масел иланг-иланга, пачули, муската, корицы, добавляют им легкости и чувственности.
   С древних времен на Востоке смеси запахов использовали для поднятия тонуса и пробуждения жизненной энергии. Древние жрецы в строгом секрете держали рецепты приготовления "ароматов любви", повышающие сексуальную восприимчивость. Однако сегодня нам все-таки стали известны некоторые из них:
   Смесь Афродиты
   3 капли иланг-иланга + 3 капли розмарина + 2 капли муската.
   Стимулирующий тоник
   3 капли корицы + 2 капли сосны + 2 капли муската.
   Смесь победителя
   3 капли муската + 2 капли корицы + 4 капли пачули + 3 капли бергамота.

Информация с сайтов:
http://mylko.ru/istoriya/kak-poyavilos-mylo
http://florance.narod.ru/history.htm

+8