Нашла тут кое что интересное об интерьере средневековых замков:
Взято отсюда http://www.stroykaweb.ru/diz_in_47.php :
Средневековье
Началом Средневековья принято считать Рождество 800 года н. э. - дату коронации Карла Великого. Его называли новым Константином, поскольку империя, которую он основал на Западе, была подобием Римской. Стиль интерьеров эпохи Карла условно именуют средневековым. Увы, сложно найти достаточное количество наглядных примеров для его иллюстрации, о многом приходится лишь догадываться. А кое-что становится понятнее при рассматривании средневековых миниатюр. Многие тогдашние залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но и подчас военные действия. Поэтому "среднестатистический" феодал и его челядь были весьма мобильны (на средневековом уровне). Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки - шпалеры - развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи. Внутреннее убранство замков менее всего соответствует определению "мрачное Средневековье". Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами. Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.
Готика
Готика - стиль на редкость цельный. Во всех странах Западной Европы памятники архитектуры того времени похожи друг на друга, как братья. Помимо этого, готический стиль чрезвычайно ярок. Сочные краски, позолота и диковинные орнаменты (заимствованные у византийцев), стрельчатые арки (влияние арабской архитектуры), искусная резьба по дереву и камню складывались в удивительно воздушный, вознесенный в небо образ. Многие специалисты считают готический стиль продолжением романского и, более того, наивысшей степенью его развития. В советских учебниках по истории архитектуры долгое время упорно декларировалось, что готика создана дикарями, не сумевшими понять романскую архитектуру. Однако этот средневековый стиль, впитавший в себя византийскую роскошь и позаимствованную у арабов цветовую и световую организацию пространства, никак не может быть результатом излишней впечатлительности невежд. В каком-то смысле готика была стилем сотворения иллюзий. Мощь каменных сводов растворялась в ажурности пучков колонн и обилии разнообразных резных украшений. Дневной свет, блуждая в интерьере, порождал удивительную игру теней. А окрасившись при помощи витражей, создавал ощущение парения человека в лучах иного, возвышенного мира. Тот же эффект божественного присутствия возникал в византийском искусстве благодаря мозаике. Но лишь свет, проходящий сквозь цветные стекла, придавал этому действу объемность. В раннем Средневековье замковые залы были многофункциональными. Место для пиршеств становилось ночью спальней, здесь же по необходимости устраивали склад оружия. Готическая эпоха породила зонирование. Хотя, строго говоря, оно было декоративным и носило символический характер. В частности, такой элемент, как балдахин, был известен еще в странах Древнего Востока, в Греции и Риме, а потом и в Византии. Однако в средневековой Европе он получил распространение именно как один из способов зонирования. Балдахин служил для выделения хозяйского ложа из общего пространства, где могла разместиться челядь. Когда со временем появились интимные покои, ложе перекочевало туда вместе с балдахином, который постепенно стал чисто декоративным элементом. Нередко он изготавливался из той же ткани, что и настенные драпировки. Подарить кому-либо нарядное убранство для спальни считалось хорошим тоном. Драпировки и балдахин выполнялись из дорогих материй и расшивались золотыми и серебряными нитями. Применялась также техника гобелена и роспись по ткани. Сюжеты были самые разные. "Король Франции Иоанн владел тремя шпалерными гарнитурами соответственно основным христианским праздникам - Пасхе, Дню Всех Святых и Рождеству. Все композиции были выдержаны в цвете, символика которого соответствовала данному празднику. Рождественский стиль включал в себя шесть шпалер с изображением герба Франции по углам, стеганые покрывала, подспинники (на спинку кресла или на кровать), балдахин и занавес для отгораживания ложа. Все они были зеленого цвета с синими полосами и расшиты серебряными звездами. Ансамбль дополнялся покрывалами для кресел из синего бархата и зеленого шелка, а также зелеными шторами из саржи на окна и у кровати в тон". (Ч. Мак-Коркодейл "Убранство жилого интерьера от античности до наших дней".) Определением "каминный зал" мы также обязаны Средневековью. Причем если в самом начале Средних веков камин был подобием грубого очага, то к XIII веку он стал весьма значимой деталью интерьера. Мог изготавливаться двойным или даже тройным, в зависимости от объема отапливаемого помещения. Внушительные размеры камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения. Украшался крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые темы. Что касается мебели, то в готическую эпоху она еще мало чем отличалась от примитивных средневековых образцов. Кресла, табуреты, сундуки и буфеты имели вид откровенно "походных" предметов. Превращение мебели в обстановку завершилось только в эпоху барокко.
http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/280403.htm :
Средневековье принято считать мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен: помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне). Своеобразна архитектура того времени: в городах ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей, очень близко друг к другу, а чтобы увеличить "жилплощадь", достраивали "козырьки" над улицей, из-за этого улицы были темные и очень узкие. Дома и улицы освещались факелами, что часто вызывало пожары. Богатые феодалы - от короля до баронов - строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости, для жилья и обороны от врага. Замок обносили толстой крепостной стеной со рвом. Жилые строения тоже возводились из камня и были многокомнатными с обязательной центральной залой и очагом, служившей и гостиной и столовой. Внутреннее убранство дома было скудным. Пол был обычно земляным, только в очень богатых домах мостился камнем, иногда при этом выкладывался примитивный орнамент. В замках постоянно тянуло сырость и холодом от булыжных стен и земляного пола, который для тепла устилали соломой. Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале привозимыми с Востока. Такой ковер был роскошью, многим недоступной. И тогда в Европе развивается искусство изготовления гобеленов - тканых ковров со сложными сюжетными картинами. Мебель средневековых замков (а трудовой люд мебели практически не имел) была тяжелой, прочной и грубо практичной. Самой универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей и кроватью дома, чемоданом в дороге. Из него же произошел и шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел дверцы и ножки. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати покрываются балдахинами, больше не для украшения, а защиты от сквозняков. Итак, мебель того периода примитивна и интересна только с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища она не служила. Конец XIV - начало XV веков - готический период средневековья в Европе. Мрачные оборонные постройки сменились яркими ажурными формами готики. В соответствии с архитектурой в интерьере появляется роскошь. Полы стали дощатыми или кафельными, иногда уже покрываются коврами. Стены тоже облицовывают деревом, украшают росписью ярких цветов и гобеленами. Особенно роскошны изделия фламандских и бургундских мастеров: ковры, подушки, шпалеры. Окна начинают стеклить, занавесей на них еще нет, но появляются витражи - картины из кусочков цветного стекла, которые, пропуская свет, создавали ни с чем не сравнимую игру красок. Живопись в интерьере была представлена только настенной росписью, позднее появляются портреты маслом и гравюры. Во Франции и Англии того времени центром интерьера становится камин, в Германии та же роль принадлежит кафельным печам. Деревянная мебель копирует готическую церковную архитектуру, широко применяется резьба. И хотя сундук в обстановке еще держит свои позиции, но все более популярен шкаф и появляется буфет. Сам готический стиль, породив развитие ремесел, впоследствии почти не использовался, т.к. человечество вновь обращается к античному искусству - в Италии начинается период Возрождения. В противоположность устремленным ввысь линиям готики, в архитектуре, а вслед за ней и в мебели, возвращаются спокойные и удобные горизонтальные формы. Пространство жилого дома стали делить на зоны, в отдельную от жилой зоны выделяют кухню.В домах зажиточных горожан появляются кабинеты для хозяина. Цветовое решение их спокойное, светлые стены, темная удобная мебель. На окнах появляются шторы, жалюзи от солнца и ставни для защиты жилья. Совсем в другом стиле строятся загородные дворцы богачей. В них сказывается мода на собирание произведений античного искусства. Интерьеры дворцов украшают уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик, мраморных рельефов. Во дворцах широкие стрельчатые окна, мраморные полы и лестницы, внутренние дворы с галереями, беседки в садах. Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль, становится более легкой, подвижной, разнообразной и богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить естественный цвет и фактуру древесины, используется резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается предок дивана - ларь-скамья с подлокотниками и спинкой. Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются "авангардные" мебельные особи: стол на одной ноге, табурет на трех ногах. С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера. Культура Средневековой Европы была своего рода шагом назад по сравнению с античностью, однако, именно она породила великую эпоху Возрождения, эпоху научных открытий, изобретений и гениальных художественных произведений.
***
Отредактировано Alisa (18-06-2008 23:39:52)